Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.1721 Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 %

считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной

самоидентификацией.

Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

В третьих, наблюдается рост пр естижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально -политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально - этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико -правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,1741 чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалос ь заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро -монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным.

Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически -религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии религиозный экстремизм определяется как: «…возбуждение религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его религиозной принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование законной деятельности религиозных объединений, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;...».

Анализируя, приведенное выше определение, мы можем заключить, что религиозный экстремизм в большей степени касается сферы нетерпимости по отношению к представителям той или иной религии, но тогда за «скобками» остается деятельность многочисленных сатанистских объединений, члены которых совершают массу различных преступлений, в частности жертвоприношения животных и людей, которые мы считаем целесообразным называть религиозными преступлениями.

Что касается религиозных преступлений , в частности, человеческих жертвоприношений, то для сатаниста не имеет значения, кто станет предметом покушения верующий человек, или даже атеист, жертвой может стать любой. Отсюда можно сделать вывод, что религиозные преступления , в частности, человеческие жертвоприношения остаются вне поля религиозного экстремизма, но также представляют существенную угрозу обществу.

Необходимо оговориться, что разработка перечня угроз религиозной безопасности само по себе представляется чрезвычайно сложной задачей, которой должно быть посвящено отдельное исследование.

Также угрозы по смыслу Федерального закона РФ «О безопасности» можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним по отношению к личности угрозам в религиозной сфере традиционно относят нарушения свободы вероисповедания. Как мы уже отмечали выше, личности может грозить опасность в религиозной сфере и в том случае, если данная личность никакого отношения к религии не имеет. В частности, люди могут пострадать при совершении религиозным объединением экстремистской направленности террористического акта, или, например, последователи сатанистского объединения могут использовать в качестве жертвы практически любого человека. В том и другом случае пострадавшие могут быть людьми никакого отношения к религии не имеющими, что, однако, является несущественным для субъектов преступления. Или, например, в некоторых религиозных объединениях могут нарушаться такие права граждан, как право на физическое и психическое здоровье, на рождение и воспитание в семье детей, достойное образование, право на собственность и т.д. Но тем не мене, данные правонарушения будут относится к религиозной сфере, так как условия, мотивы и факторы их совершения будут сугубо религиозными.

Но, кроме того, по нашему мнению, личности угрожают и внутренние эндогенные опасности. Например, опасность неправильного понимания законов духовной и религиозной жизни, что может вылиться в появление очередного деструктивного по своей сути религиозного объединения .

Профилактикой и устранением такого рода опасностей должно заниматься государство, так как согласно ст. 2 Федеральный закон РФ «О безопасности» именно оно является основным субъектом обеспечения безопасности.

В частности, государство может решать эту задачу посредством организации качественного религиозного образования для всего населения страны или в отдельных случаях посредством изоляции от общества лиц, которые понимают религиозную жизнь извращенно.

Обществу могут угрожать различного рода опасности в религиозной сфере. Это, в частности, деятельность различных религиозных объединений экстремистской и деструктивной направленности зарубежного и отечественного происхождения. При этом особое внимание необходимо обратить на то, что Федеральный закон РФ «О безопасности» особо выделяет среди объектов безопасности духовные ценности общества. Примечательно, что в немногочисленных работах, касающихся проблем религиозной безопасности, чаще всего рассматривается в качестве объекта безопасности исключительно общество в узком понимании этого термина, но зачастую такие объекты безопасности как государство и личность вообще не рассматриваются.

В частности, С.В. Козлов определяет религиозную безопасность как «состояние стабильного существова-ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций всех народов России » . И далее он поясняет, что «основным объектом защиты в ходе обеспечения рели-гиозной безопасности является конфессиональная идентичность, которая ба-зируется на устойчивых системах морально-нравственных ценностных пред-почтений . Потеря авторитета традиционных религиозных организаций при-водит к тому, что деструктивный религиозный опыт получает неограничен-ное влияние на социум. В этой связи должна быть не только признана бес-спорная значимость религиозных традиций как социальной конструктивной составляющей, но и исключительность религиозного опыта той нации, о безопасности которой идет речь» .

Несмотря на неприемлемо узкое для нас понимание религиозной безопасности, предложенное С.В. Козловым мы полностью согласны с ним в части того, что утрата существова-ния, воспроизводства и самобытного развития конфессиональных традиций представляет для России серьезную опасность. Данная опасность может быть вызвана как внешними по отношению к российскому обществу, так и внутренними факторами. При этом негативное воздействие на российское общество в религиозной сфере может быть двояким.

С одной стороны, это деятельность многочисленных иностранных деструктивных религиозных объединений, которая может привести к расколу общества на мелкие группы по религиозному принципу, а с другой - это деятельность светских по своей сути структур иностранных государств, которые, используя религиозные факторы, активно способствуют процессу максимальной поляризации российского общества в данной сфере . Но этот вопрос касается следующего объекта безопасности - государства.

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Изучение внутренних документов некоторых религиозных объединении показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств на территории существующих. В этом смысле последователь такой религии ни в коем случае не будет отстаивать интересы Российского государства.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у религиозной безопасности те же объекты, как и у безопасности вообще: личность, общество, государство. При этом государство выступает основным субъектом обеспечения религиозной безопасности.

Перед тем как сформулировать окончательное определение религиозной безопасности обратимся в частности к предлагаемым дефинициям, существующим на этот счет.

А.И. Казанник предложил под религиозной безопасностью рассматривать «систему гарантий свободы совести и вероисповедания внутри страны, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от религиозного экстремизма и духовной агрессии » . Но, система гарантий свободы совести и свободы вероисповедания - это составная часть правовой основы религиозной безопасности, в связи с чем, данное определение можно считать не совсем корректным.

Е.М. Шевкопляс предлагает использовать следующее понятие религиозной безопасности: «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общности и государства от религиозного экстремизма, оккультизма и духовной агрессии » . В данном случае, по нашему мнению, автор сужает перечень угроз религиозной безопасности, в частности, не учитывает религиозную преступность, от которой объекты безопасности нуждаются в защите.

По мнению Е.С.Сусловой религиозную безопасность - это «Безопасность от угроз и защита общенациональных интересов в духовной сфере » . В данном случае, как, впрочем, и у Е.М. Шевкопляса, в предлагаемых дефинициях предполагается защищать объекты религиозной безопасности в духовной сфере, что рождает у нас ряд вопросов, в частности, что указанные авторы понимают под термином «духовный».

Как мы упоминали выше, в законодательстве Российской Федерации имеется термин «духовный». В частности он используется при определении одной из сфер национальной безопасности в Федеральном законе «О безопасности» при определении объектов безопасности на уровне общества. В связи с чем, возникает вопрос о тождественности терминов «духовный» и «религиозный» и вопрос о целесообразности использования термина «религиозная безопасность», не корректнее ли было бы использовать термин «духовная безопасность»?

Нужно сказать, что указанные термины не тождественны. Термин духовный более объемен по содержанию, чем термин религиозный. К религиозной сфере (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) принято относить мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного . К духовной же сфере кроме собственно религиозной составляющей обычно относят музыку, изобразительное искусство, философию и другие объекты мира культуры , которые, по сути, составляют объекты безопасности других сфер, в частности информационной. Поэтому нам представляется более приемлемым использование термина не духовная, а именно религиозная безопасность.

Соответственно, Е.М. Шевкоплясу и Е.С. Сусловой было бы корректнее в предлагаемых ими дефинициях использовать термин «религиозный».

Кроме того, Е.М. Шевкопляс отмечает в своем определении, что объекты безопасности должны быть защищены от оккультизма, с чем мы согласны. Но оккультизм и различные оккультные направления являются частью угроз в религиозной сфере, и выделять их особо в определении религиозной безопасности нет необходимости.

Ю.В. Сластилина предлагает следующее определение религиозной безопасности: «состояние защищенности права на свободу вероисповедания от неправомерного воздействия со стороны других лиц, религиозных объединений и государства» . Данным определением Ю.В. Сластилина неоправданно сужает перечень объектов религиозной безопасности до права на свободу вероисповедания, которое нуждается в защите.

Но, в большинстве проанализированных выше определений присутствуют выделенные нами объекты религиозной безопасности - это личность, общество и государство.

Таким образом, отталкиваясь от вышеприведенных рассуждений можно сформулировать понятие религиозной безопасности. Религиозная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в религиозной сфере.

В заключение необходимо отметить, что различные сферы национально безопасности тесно взаимосвязаны и взаимно до-полняют друг друга. Каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого. Не является исключением и религиозная безопасность.

Так, не может быть военной безопасности при проникновении в вооруженные силы последователей религиозных объединений, использующихся иностранными спецслужбами в разведывательных целях. Личность никогда не будет в безопасности, если в данном обществе открыто действуют сатанистские организации. Или нельзя говорить об информационной безопасности, если в обществе действуют религиозные объединения, утверждающие, что телевизор и компьютер являются орудием дьявола. Подобных примеров можно привести достаточно много.

Мы отмечали, что безопасность предполагает и возможность развития объекта безопасности. И в этом случае религиозный фактор также может быть решающим. Так, современная экспериментальная наука могла появиться исключительно в обществах, в которых господствовало христианство . Тогда как в обществах с иной религиозной ориентацией, например, в языческих необходимые предпосылки зарождения экспериментальной науки отсутствовали. И в современном обществе можно наблюдать определенную корреляцию между господствующим религиозным мировоззрением и уровнем развития науки и техники. Подобную ситуацию можно наблюдать и в экономике .

Таким образом, религиозная сфера охватывает огромный объем общественных отношений, от безопасности которых зависит национальная безопасность в целом. Современный мир рождает новые угрозы религиозной безопасности, которые нуждаются в комплексной нейтрализации. В этом смысле религиозная безопасность является одним из ключевых элементов национальной безопасности и нуждается в выделении в отдельный институт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

2. Козлов, С.В. Юридические механизмы обеспечения религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02. - Ростов н/Д: РГБ, 2007. - 138 с.

3. Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. - М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. - 416 с.

4. Никифоров А.К. Молчанием предается Бог. Воронеж: Издательский отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2002. - 210 с.

5. Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Омск: РГБ, 1999. - 215 с.

6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 1600 с.

7. Суслова, Е.С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: дис. ... канд. философских наук: 09.00.13 - Москва: РГБ,2004. - 152 с.

8. Шевкопляс, Е.М. Уголовно-правовая охрана свободы совести в России: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Омск: РГБ, 1999. - 194 с.

Постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 N 918-II ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 52.

Цит. по: Никифоров А.К. Молчанием предается Бог. Воронеж: Издательский отдел Воронежско-Липецкой епархии, 2002. С. 60.

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // "Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, N 20, ст. 2444.

Нужно отметить, что данное определение носит гораздо более конкретный характер, чем, то, что давалось в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», в которой говорилось: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». См.: Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 170; Кроме того, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» устранены многие недостатки предыдущего документа - «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Так, уже не говорится о вредных последствиях для России экспансии только зарубежных религиозных объединений, в результате чего за скобками оставались опасные для общества религиозные объединения отечественного происхождения. В новом документе идет речь об опасности, которую могут нести религиозные объединения вообще, не ограничивая их круг только зарубежными.

Сластилина, Ю.В. Свобода вероисповедания в Российской Федерации: правовое регулирование и обеспечение религиозной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - Омск: РГБ, 1999. - С. 75.

Наука рождается на рубеже XVI - XVII веков в христианской Западной Европе. Несмотря на то, что отдельные донаучные знания были в других культурных общностях, тем не менее, наука там не родилась. Это было обусловлено отсутствием в них необходимых условий. И только в христианстве были все необходимые условия для рождения научной картины мира. В христианстве было засвидетельствовано, что мир создан Богом, поэтому он реален и доступен для изучения, что мир не является злом, так как он создан Богом Милосердным, Богом Любовью. В то же время сам мир не является Богом, поэтому и изучение мира не кощунство и не надругательством над святыней, как это могло бы трактоваться, например, в античном обществе. Мир един, ибо он создан единым Богом, что дает уверенность в единстве законов, действующих во Вселенной.

Но и всех перечисленных предпосылок оказалось недостаточно. Все они наличествовали и в некоторых других религиях, но, тем не менее, наука не могла там развиваться. В них не хватало веры в то, что мир достаточно независим от Бога. Для рождения науки необходима вера в Бога Любовь, Который дарит миру свободу быть самим собой. Такая вера в полной мере существовала только в христианстве.

Предпосылки зарождения науки были и в античности. Но и здесь сакрализация природы, ее обожествление, сделали невозможным научную деятельность. Человек и здесь не был свободен в своих действиях по отношению к окружающей действительности.

Подобное же произошло и в китайской традиции. Утрата веры в единого Творца привела к тому, что человеческий разум уже не мог предъявлять своих прав на познание природы.

И только в христианстве у мира, в том числе и у мира человека, существует гораздо большая степень свободы, чем в других традициях. См. подробнее: Кураев А., диакон. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. 416 с.; Тарасевич И.А. Христианство и возникновение европейской науки. Тобольск, 2002. 68 с.

См. подробнее: Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

Страница 7 из 24

РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

Религиозная безопасность общества и государства

Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.

Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним - купец, а затем - завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев. Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.

Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.

Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:

· Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.

· Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.

· Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.

· Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).

Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные , направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.

Права человека и угроза со стороны деструктивных религиозных организаций

Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.

Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный - полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации - планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.

Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных , то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека. Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:

1. Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.

2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.

3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.

4. Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.

5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.

6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.

7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.

Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:

1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями. Цель подобной методики - желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.

2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.

4. Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

5. Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.

6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.

7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.

8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:

· их разрушение;

· появление социальных сирот - детей, брошенных родителями-сектантами;

· резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь - психического) в результате разрушения семейных отношений;

· лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;

· отсутствие доверия между членами семьи;

· трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;

· вовлечение в секту родных и близких;

· физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.

Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.

Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:

а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);

б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).

Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.

Факультет Управление

Кафедра «Математики и информатики»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

«Религиозная безопасность»

Выполнила студентка

группы ЭД20.1/Б-12

факультета «Экономики и финансов»

Шундакова К. М.

Научный руководитель

Орленев П.О.

Москва, 2013

Введение.............................................................................. 2

Опасность для мирового сообщества................................ 3

Опасность для отдельного индивида................................. 5

Заключение.......................................................................... 6

Список используемой литературы и источников.............. 7

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о религиозной безопасности, что конкретно, мы под этим подразумеваем?

В мировом масштабе : Особенную обеспокоенность всего мирового сообщества вызывает деятельность религиозных организаций деструктивного и тоталитарного типа. Деятельность тоталитарно-деструктивных неокультов сопровождается, в той или иной степени, нарушением общественной безопасности и порядка, нанесением вреда здоровью и моральному состоянию населения. Поэтому во многих странах мира отмечается возникновение проблемы защиты общества, прав и свобод граждан от вредного влияния определенной части неокультов.

В масштабе одного государства : Исторический опыт убеждает, что недостаточное внимание и правовое регулирование, а также неуправляемость процессами, которые происходят в гуманитарной сфере, вообще, и религиозной жизни, в частности, может привести к серьезным социально-политическим конфликтам, а значит, в конечном счете, представляет собой угрозу реализации национальных интересов и укрепления национальной безопасности.

В масштабе одного индивида : некоторые из религиозных организаций унижают личность, нарушают права человека и национальное законодательство, культивируют расистскую идеологию, практикуют финансовые злоупотребления и уклонения от уплаты налогов, употребляют наркотики и т.п. «Некоторые из религиозных организаций опасны для общества, особенно для детей, социально неблагополучных лиц и семей», - говорится в докладе Комитета Европарламента.

В данной работе я хотела бы рассмотреть первый и третий пункты. Так как именно от деструктивных и тоталитарных религиозных организаций исходит максимальная опасность для любого человека в частности и для мирового сообщества в целом.

ОПАСНОСТЬ для мировой общественности:

Связь между религией и терроризмом - явление не новое. Сопротивление зилотов в Иерусалиме в I веке до нашей эры, ритуальные действия тагов в Индии в VII веке, насилие ассасинов - это ранние формы проявления религиозного терроризма. В XX веке вместе с развитием политических школ ему на смену пришел терроризм сепаратистский и идеологический. Появление современного религиозного терроризма связывают с революционной борьбой в Иране в 1980 году. Тогда термин религиозный предполагал исламский. Пришли 90-е годы и с крушением коммунистической идеологии, образованием новых независимых государств сократилось число сепаратистских террористических организаций. Одновременно возросло количество религиозных движений, которые уже являлись не только исламскими, а были связаны со всеми мировыми религиями и многочисленными сектами и культами.

Именно исламские террористические организации осуществили наибольшее количество террористических актов за последнее десятилетие. СМИ чаще всего рассказывают именно про действия этих организаций, что, безусловно, способствует достижению одной из целей данных образований – устрашение и им как никому удается влиять на международную политику. В основе исламского терроризма лежит стремление распространить фундаментализм за счет других стран.

В то же время не прекращается конфликт мусульман с евреями США и Израиля, который является следствием трех глобальных мировых кон­фликтов:

Между «властителями мира» и «рас­топтанными мира»

Культурной войны между Западом и исламским миром.

Борьбы между иудаизмом и исламом.

Израиль является порождением западно­го империализма, и был создан для утверждения влияния запада на Ближнем Востоке и использования ресурсов арабских стран. Следовательно, Израиль - это ни что иное, как источ­ник зла и насилия на Ближнем Востоке, главное пре­пятствие исламскому объединению, и он должен быть уничтожен. Израиль – одна из богатейших и влиятельнейших стран, которая так или иначе принимала участие практически во всех крупных военных мировых конфликтах. С определенной точки зрения, можно говорить, что Израиль стремится к мировому господству.

Если любая мусульманская земля подвергается чьему-либо нападению, то джихад становиться священной обязанностью каждого мусульма­нина: «Цепи сомкнутся, и по всему миру бойцы ислама соединят свои руки с руками других бойцов. И весь исламский мир воспрянет и возопит: «Да здравствует джихад!» - и этот крик достигнет небес и разразится во всю мощь, пока освобождение не наступит, пока захватчики не будут побеждены и победа Аллаха не восторжествует» (статья 13). Джихад трактуется как часть веры, а тот, кто отказывается от него, тот отказывается от веры.

Исламские группировки контактируют друг с другом, поскольку у них общий враг – западная цивилизация и государство Израиль, общая идеология – исламский фундаментализм. Для того чтобы понять сущность исламского терроризма необходимо понять, что собой представляет исламский фундаментализм – форма радикального ислама, утверждающая, что для возвращения былого могущества исламским странам необходимо отказаться от «всего западного» и вернуться к истокам, которые проповедовал Мухаммед.

Исламская мысль может уместиться в одном предложении: «против тех, кто не соблюдает законы ислама, необходимо сражаться», таким образом, джихад возводится в ранг шестого столпа ислама лидерами террористических группировок.

Секта «Аум Сенрике» («Высшая истина») была основана в 1987 году Сёко Асахарой в Японии. В 80-х годах его посетило ведение, что Бог передал ему «весть», что он избран для того, чтобы «повести армию божью». Во главу угла это движение ставит насильственное подчинение индивидуальной воли человека религиозному уставу, трактовка же устава признается верной исключительно в версии вдохновителей террористической организации. Самым же ярким фактом, противоречащим гуманистическим принципам существования, является принцип насилия по отношению к другому в сочетании с провозглашенными религиозными мотивами этого насилия. «Убийство помогает и жертве и убийце обрести спасение. Те, кто верит в наступление судного дня, считают, что чем раньше наступит царство Антихриста, тем скорее будет разрушен продажный мир, восторжествуют новые небеса... все становиться дозволено, зло превращается в добро».

Появление современного религиозного терроризма представляется наибольшей угрозой существованию человечества, идущей от террористических организаций по сравнению с «традиционными» террористическими группами.

ОПАСНОСТЬ для отдельного индивида:

Понятно, что мировой религиозный терроризм грозит обычному человеку как минимум материальными потерями, а как максимум может стоить жизни, здоровья, как физического, так и психического. Но помимо крупных религиозных организаций, существует огромное количество мелких сект, которые может и не имеют мирового значения, но которые губят жизни обычных людей, их семьи. Чем больше таких организаций, тем глобальнее становится проблема и тем больше необходимость выявлять такие организации.

Вот ряд методов, которыми пользуются сектанты для достижения своих целей:

    психофизическая техника воздействия на людей. Например, такой приём как „бомбардировка любовью“ (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые „уроки“.

    Часто «истины» вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - „пластическими молитвами“ или „медитациями“. Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей.

    Традиционная сектантская техника - религиозные шоу: психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.).

    Обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных „колхозах“ и на заводах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы обозначили, какие опасности существуют в религиозном мире. Но при этом остался вопрос, что же такое религиозная безопасность.

Впервые о религиозной безопасности в контексте национальной безопасности законодатели в России заговорили в середине 90-х годов прошлого века. Примером может служить обращение Государственной Думы Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15 декабря 1996 года. В данном обращении предлагалось «считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной ». Поводом к такому обращению послужили многочисленные факты антиобщественной и антигосударственной деятельности некоторых религиозных объединений, что является прямой угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

На сегодня можно однозначно констатировать тот факт, что опасности, рождающиеся в религиозной сфере, могут угрожать конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности любого государства и, в частности, Российской Федерации. Изучение внутренних документов некоторых религиозных объединении показывает, что многие из них стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств на территории существующих.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у религиозной безопасности те же объекты, как и у безопасности вообще: личность, общество, государство. При этом государство выступает основным субъектом обеспечения религиозной безопасности.

На мой субъективный взгляд, это утопическое понятие. Ни одна из религий не является идеальной, и любой здравомыслящий человек найдет кучу вопросов, оставшихся без ответов. Это в первую очередь касается мировых религий. Никто не застрахован от религиозного терроризма. Никто не может гарантировать, что какой-нибудь сектант не воспользуется гипнозом или еще каким-то из вышеописанных методов воздействия. Но проблема существует, более того, существует опасность, угроза жизни, поэтому видимо необходимо более глобально изучать этот вопрос, найти способы достижения этой самой религиозной безопасности, как на мировом уровне, так и для каждого человека в отдельности.

Список используемой литературы и источников:

    http://ru.wikipedia.org

    Васильев В. Терроризм: прогноз на завтра М. 1999

    Терроризм: психологические корни и правовые оценки, 1995

    Тарасевич И.А. Религиозная безопасность как ключевая сфера национальной безопасности Российской Федерации

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20: 2-6) Библиологический словарь: В 3 т. - Т. 2: К - П. - М.: Фонд имени Александра Меня. - 2002. .

Священное Писание открывает нам высшую ценность - Бога, который является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага - подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу в Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям - проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. А так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, то все мы нуждаемся в Христе Спасителе. Это христианская основа процветания и безопасности человека и всего общества. Как видим, она зависит от соответствия библейскому стандарту наших взаимоотношений с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Этот термин имеет латинский корень: "religare" - связывать, "relegere" - собирать (Цицерон), "religio" - благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага.

Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Часть этих интересов относятся к религиозной сфере и защищаются системой национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности - это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам страны. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений

Взаимоотношения с религией следует рассмотреть только с точки зрения личной безопасности. Но для начала - немного статистики. На территории России на 1 января 2010 года зарегистрировано 23494 различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Из них централизованные - 433, местные - 22176, духовные образовательные учреждения - 193, монастыри и подворья - 434, религиозные учреждения - 258 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19. 12.2009. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в Британии - около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что "новым богам" молятся у них более 2 миллионов немцев.

Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в неё входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1999. .

Разнообразные секты можно разделить на несколько основных групп:

  • § зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны - американские);
  • § экзотические секты нетрадиционного ("восточного") толка - как зарубежные, так и российские;
  • § "новые религии" - выдающие себя за "улучшенные" традиционные конфессии (в том числе и "улучшенное" Православие) или удачное соединение всех конфессий;
  • § небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.
  • § сатанисты.

Безобидное вроде бы событие - визит в секту из любопытства - чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти - около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.

Чем отличаются секты от мировых религий? Специалисты обычно называют несколько основных признаков:

  • § жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном счёте верующим начинает руководить не бог, а тот, кто говорит от имени бога; кстати, обычно и полная структура секты известна далеко не всем, кто в неё входит;
  • § личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя "Богом живым" и матерью Вселенной глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты "учение истины Аум" - Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные "пророки" не обделяют себя званиями - так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;
  • § мировые религии проповедуют объединение людей, секты - резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причём "чужими" объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;
  • § обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных "колхозах" и на заводах. В 1995 году германские, например, "учителя" только за счёт продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок.

Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой приём как "бомбардировка любовью" (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые "уроки".

Часто "истины" вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - "пластическими молитвами" или "медитациями". Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей. Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую "химию". Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты "Аум Синрикё" можно считать типичным вариантом.

Традиционная сектантская техника - религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдаётся знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече Журавлёв В. "Конец света" в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000. - № 7 (8). - С. 58-61. .