Ролевые игры «Моя безопасность»

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).

Игра 1."Большое и маленькое "Нет".
(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Ситуация к проигрыванию:
Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.
Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.
Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"
Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ". Оно большое, сильное и громкое и оно думает: «Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить "НЕТ"».
Так маленькое "нет" стало большим "НЕТ".

Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".

Роли : взрослые, подросток, ребенок.
Игровой материал : карточки с надписями, атрибуты и игрушки.

Игра 2."Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.

Цели:

    помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

    научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);

    сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

    познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.

"Незнакомец":
взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.

Роли : незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.
Игровой материал : игрушки, карточки с надписями.

Игра 3."Один дома"

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок в дверь.

Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один .
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома ":
проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.

Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.
Игровой материал : различные атрибуты, рисунки к сказкам.

Игра 4."Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок по телефону.

Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":
- рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.
- рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;
- когда угрожают.

Роли : взрослый, ребенок.
Игровой материал : игрушечный телефон, рисунки по теме.

Игра 5."Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:
Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения – "кричать, бежать, рассказывать".
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп " :
после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.
Роли : взрослый, дети.
Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.

Игра 6."Машина"

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.

Цели:

    выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

    нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

    не садиться в автомобиль;

    твердо и уверенно отвечать отказом.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина": рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.
Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.

В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)

Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.
Игровой материал : атрибуты к игре, рисунки.

Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)

Цели:

    научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);

    воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.

Роли : взрослые, ребенок, массовка - вся группа.
Игровой материал: карточки с надписями.

Игра 8." Защита"

Ситуация к проигрыванию:
Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)

Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита": рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).
В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.

Роли : взрослый, ребенок.
Игровой материал : карточки с надписями.

Игра 9."Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию :
Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.

Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.

Роли : ребенок, его друг, взрослые.
Игровой материал : карточки с надписями.

Игра 10."Вымогательство"

Ситуация к проигрыванию :
Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.

Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.

Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).

Роли : взрослые, дети (сверстники).
Игровой материал : карточки с надписями, украшения, деньги.

Игра 11."Опасность"

Ситуации к проигрыванию:
Вариант 1. В квартире начался пожар.
Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.
Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.
Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.
Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.

Роли : ребенок в различных ситуациях, взрослые.
Игровой материал : карточки с надписями.

К ролевым играм по безопасности "Моя безопасность " прилагаются по их проведению.

Авторы: Козлова Г. Л. – социальный педагог Центра внешкольной работы Советского района г. Минска, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Пряхина М. В. – социальный педагог, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Мирейчик Л. Н. – психолог ЦВР Советского района, член общественного объединения "Дети – не для насилия".

Инструкция

Безопасность жизни складывается из двух основных составляющих – психологической безопасности и физической. При этом первая сильно влияет на вторую. Зажатый, закомплексованный, всего боящийся человек невольно притягивает к себе опасности. Почему? Потому что его энергетику могут чувствовать окружающие люди. В природе хищники хорошо ощущают исходящий от жертвы «запах страха». Но хищники есть и среди людей, они легко вычисляют потенциальную жертву по исходящим от нее волнам страха.

Поэтому самым первым шагом обеспечения безопасности является избавление от комплекса жертвы. Ощутите себя охотником, культивируйте чувство силы. Если вы сможете это сделать, количество потенциальных опасностей резко уменьшится – окружающие люди будут подсознательно чувствовать вашу силу и побоятся с вами связываться.

Еще одним фактором психологической безопасности является умение защищаться во время общения. Многие люди являются энергетическими – им хочется поговорить с вами, выплеснуть свои беды, заставить вас сочувствовать им. Выговорившись, такой человек чувствует . Вы же, напротив, ощутите усталость, потому что потеряли часть энергии. Обрывайте подобные беседы под любым удобным предлогом.

Второй распространенный вариант энергетического вампиризма связан с «раскручиванием» человека на эмоциональный выплеск. Конкретных способов много – ущемить гордость человека, его самолюбие, заставить переживать и волноваться. Часто такое происходит в семье или просто между близкими людьми. Человек устраивает сцены, закатывает истерики не потому, что для этого есть какой-то реальный повод, а вследствие энергетического голода. Он не осознает своих действий, но на подсознательном уровне чувствует, что ему становится лучше, когда удается расстроить, довести до слез свою «вторую половинку».

Помните: пока вы «ведетесь» на такие истерики, они не прекратятся. И наоборот, перестаньте реагировать на них эмоционально, и они исчезнут. Не поощряйте – напротив, помогите любимому человеку от него избавиться, переключите его на другие источники силы. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, чтение духовной литературы, посещение церкви и многое другое.

Научитесь говорить «нет» - это очень важно. Многие люди не могут отказать кому-то даже в том случае, если просьба им явно не нравится, а то и наносит вред. Доброта и чуткость – хорошие качества, но умение сказать «нет» тогда, когда это уместно, тоже очень важно. Слабые люди «вращаются» вокруг сильных, выполняют их прихоти - это один из законов общества. Попробуйте хоть раз четко сказать «нет», и вы на практике ощутите, как резко вырастет ваш уровень энергии. И все потому, что вы перестанете идти на поводу у другого человека.

Важную роль играет и безопасность физическая. Не надо всего бояться, но готовность к опасностям должна присутствовать постоянно. Проблема большинства людей в том, что какие-то территории они считают безопасными, тогда как на деле это лишь иллюзия. Вы переходите дорогу на разрешающий сигнал светофора – это безопасно? Да, при условии, что кто-то из водителей не проедет на красный свет. Переходя улицу, всегда смотрите по сторонам – это и есть состояние готовности.

О каких-то конкретных способах повышения безопасности вы можете прочитать в соответствующей литературе. Вам посоветуют укрепить входные двери и не ездить в лифте с незнакомцами, остерегаться сосулек, носить средства самозащиты и т.д. и т.п. Но все это вторично. Основа вашей безопасности в вашем сознании. Избавившись от страхов, научившись не идти на поводу у других людей, умея предвидеть возможные неприятности, вы сможете жить долго и счастливо.

Ольга Говорова
Картотека бесед с детьми по безопасности

Беседа №1 .

Тема : «Гололед»

Цель : знать правила безопасности в зимнее время- в гололед;

уметь по картинкам определять опасную ситуацию;

описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы

не получить травму и не погибнуть.

Материал : картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед» :

Подморозило с утра, Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед, И машины все несет.

Тротуары, как каток, Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела -Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок, Чтоб пройти прохожий мог.

2. Беседа о гололеде . Объяснение слова «гололед» .

3. Вопросы к детям :

Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

Почему в гололед люди часто получают травмы?

Как обезопасить себя в гололед ?

Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин- знаков гололедицы , предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила : - не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге, не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

5. На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа №2 .

Тема : «Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цель : дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть- ангина) ; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности , уметь предвидеть опасность .

Материал : сюжетная картина (тетрадь «Безопасность » №4, зад. 7); логическая картина «Как Вася заболел?» (тетрадь «Безопасность » №3,стр. 7)

Ход : 1. Загадка- Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

2. Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним .

Попросить рассмотреть картинки и рассказать , что на них изображено. Обсудить с детьми , чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений : веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя :

Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

Подходить и трогать свисающие сосульки!

Нельзя сосать и есть сосульки!

Не кидайся сосулькой или снегом!

Будь внимательным и наблюдательным!

Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

Помимо собственной безопасности , заботиться о безопасности других (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей!

3. Игра «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька, -Руки опущены вниз, пальцы рук

смыкают домиком.

От солнца насморк у нее. -трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет, - собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое. - проводят руками по телу

сверху вниз, горизонтальным

движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет, -Руки вытягивают вверх,

встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам.

Тяжелой станет- упадет. -приседают.

Беседа №6 .

Тема : «Идем на экскурсию (пешая экскурсия) »

Цель : дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности .

Материал : Знаки : «Можно» , «Нельзя» (+) .

Ход : Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по- двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)

(Знак - «Нельзя» )

2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Сайму. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак- «Нельзя» )

Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии) . Предложить выбирать знаки.

Запомнить ПРАВИЛА :

Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем ;

Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;

Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;

Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;

Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре» ) на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги- справа;

Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет;

Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;

Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились : ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.

Идти только по пешеходной дорожке и тротуару;

Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим;

Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест : какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит тебя;

Слушаться указаний воспитателя;

Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил : на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.

Беседа №9 .

Тема : «Как вести себя в жару на участке?»

Цель : учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др., закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал : сюжетная картина с изображением 2 девочек- одна сидит под «грибом» , а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.

(Можно придумать и нарисовать другие картинки )

Ход : 1. Рассматривание картины .

Вопросы к детям : - Что изображено на картинке ?

Кто из девочек поступил правильно? Почему?

А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

Что нужно делать теперь?

А как мы ведем себя на улице в жару?

Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?

2. Составление рассказов из жизненного опыта детей.

3. Игра «Закончи предложение» -Чтобы не обидеть папу ,

Я одену с лентой (шляпу) .

Неразлучные друзья

Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару

Я и моя (кепка)

Сильно солнышко печет?-

Спрашиваю маму.

Одеваю я в жару

Белую (панаму) .

3. Помочь запомнить Правила :

На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку!

В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!

Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!

В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.

Не бегай босиком в жару по асфальту.

Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке : не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.

Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.

Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.

Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.

Беседа №10 .

Тема : «Зимой на горке»

Цель : Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

Развивать выдержку и терпение- умение дожидаться своей очереди; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

1)Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2)Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или

Игра (словесная) «Хорошо- плохо» . Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3) Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.

4)Подведя выводы, с детьми сформировать правила :

Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

Подниматься на горку только по ступенькам;

Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

Не кататься стоя, а только сидя;

Не толкать, не цепляться за товарищей;

Соблюдать очередность;

Не спрыгивать с горки;

Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

Прокатился, быстрее вставай и уходи, т. к. следом за тобой скатится другой

и может сбить тебя;

Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

Не сбегай по скату;

Не кидайся снегом в сторону горки

Беседа №12

Тема : «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель : Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал : Иллюстрации

Ход : Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций :

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

Совместное рассуждение воспитателя и детей : никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

Запомнить правила :

Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

доброжелательным и вежливым.

Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

Не играть с острыми предметами.

Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности .

Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и

травмироваться.

Не кидаться песком, землей, снегом.

Не подходить к собакам и кошкам.

Не трогать грибы и ягоды и не есть их.

Не ломать деревья, кусты.

Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.

Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

Беседа №13

Тема : «Насекомые- польза и вред»

Цель : Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал : предметные картинки с изображением насекомых;

сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.

Ход : Вопросы к детям :

Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?

Стих : Меня ужалила пчела.

Я закричал : «Как ты могла!»

Пчела в ответ : «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен :

Я берегла его на ужжин!»

Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

Необходимо знать, как защищаться от насекомых :

Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей, отпугивающими насекомых!

Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!

Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!

Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.

Не ловите и не убивайте насекомых!

Не стойте около муравейника!

Беседа №15 .

Тема : «Осторожно : грибы и растения на участке д/с»

Цель : Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Материал : Игра «Распутай путаницу» , «Гербарий» .

1. Игра «Распутай путаницу»

На столе лежат картинки , на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.

2. Можно показать детям на картинке ребенка , который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.

3. Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.

Показ растений из «Гербария» .

Обсудить с детьми , какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми , чем может быть опасно растение или гриб.

У некоторых детей есть привычка- покусывать или жевать любую травинку. Это очень вредная привычка. Дети должны запомнить, что стебли, листья, цветы и ягоды многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью

Запомните!

Лучшее средство защиты от ядовитых растений- не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям : это может вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

Сбор грибов- увлекательное занятие. Но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в городе, в парке и на участке д/сада.

Запомните- грибы в городе, даже если они и съедобные, опасны. Они содержат много нитратов, поглощают выхлопные газы, радиацию. Поэтому, встретив гриб на участке д/сада- не трогайте его, а покажите воспитателю, родителям.

Если вы все- таки потрогали растение или гриб, обязательно нужно вымыть руки с мылом.

Беседа №17

Тема «Мы любим праздники в д/с»

Цель : Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения ; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.

Материал : картинки или фотографии с изображением праздников в д/с, с участием детей.

Ход : 1. Д/упр. «Назови праздник» (с мячом) . Сядет тот, кто назовет какой- нибудь праздник.

2. Рассматривание картин . Беседа по ним . Вопросы к детям :

Что дети делают? Где они находятся?

За что мы любим праздники?

Какие праздники мы проводим в муз. зале? Физ. зале?

А какие праздники мы проводим на улице?

Как дети себя ведут на празднике?

А как еще можно и нужно себя вести?

Какие дети всегда ведут себя так? (Внимательные, вежливые, доброжелательные и др.)

А вы хотите быть такими же?

Давайте мы эти правила сейчас повторим и запишем на красивый лист фломастером!

А когда пойдем на прогулку, объясним и подарим малышам эти правила и проведем с ними маленький праздник «Хорошего настроения» .

Итак, первое правило скажет Дима (желательно, чтобы каждое правило сказали дети) :

Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов) ;

Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;

Не загораживать обзор другим детям;

Не выскакивать вперед без приглашения;

Не подставлять подножки;

Обходить лужи и скользкие места;

Не хватать и не дергать героев за одежду;

Не наталкиваться друг на друга при беге;

Остановиться и внимательно посмотреть перед собой, забегая за угол здания;

Строго выполнять все эти правила!

Беседа №18 .

Тема «Как себя вести в группе»

Цель : Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной) . Развивать умение подчиняться правилам безопасности , желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материал : сюжетная картина (в методкабинете, Губка БОБ- кукла (или медвежонок) .

Ход : 1. Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны в группу.

Обыграть ситуации :

*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;

*затем спотыкается об брошенную игрушку;

*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;

*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку) ;

*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.

С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы с детьми случилось такое , пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел. -03, объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину .

2. Рассматривание сюжетной картины , где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д. Беседа по ней . Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.

Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности , т. к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего и других людей!

*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.

Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности !

*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.

Если не можешь достать, попроси воспитателя!

*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной : острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!

*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!

*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!

*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.

Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!

*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!

*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!

*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!

Беседа №19 .

Тема : «Передвигаемся по детскому саду»

Цель : научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;

Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.

Материал : карта-схема д/сада ; фотографии детей : идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются) ; просмотр театр. представлений в муз. зале;

заходят в физ. зал, и т. д. Кукла Незнайка (или взрослый) .

Ход : Вопросы к детям :

Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)

Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?

Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).

Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное - почему так надо вести! Можно показать картинку , где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.

Незнайка обещает исправляться.

Воспитатель показывает детям карту - схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.

Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи) :

Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;

Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;

Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу;

При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;

Коридоры и лестница- не место для игр и баловства. Помни об этом!

Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т. к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь! (Ой, ребята,- Верь, не верь,- От меня сбежала дверь.

Прощай,- сказала,- дорогой,

Ты открывал меня ногой)

Беседа №20

Тема : «Зимние дороги»

Цель : Расширить знания детей о правилах поведения на улице, дороге в зимнее время. Дать детям знания о том, что зимой дороги скользкие и водители не могут быстро становить транспортное средство. На скользкой дороге машины и автобусы даже после торможения какое- то время скользят вперед. Воспитывать умение сдерживать себя, быть внимательными, не играть на дороге.

Ход : 1. Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних дорог, улиц.

2. Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях :

* в гололедицу (На дорогах скользко. Вполне можно упасть. Водителю трудно остановить машину (автобус) . В такую погоду надо быть очень осторожным. Нельзя перебегать перед близко идущим транспортом, так как водитель, если даже затормозит, машина будет на скользкой дороге передвигаться какое - то время дальше. Надо терпеливо ждать, когда проедут машины. А если на переходе есть светофор, надо дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины успели притормозить, и только после этого спокойно переходить дорогу.);

*в снегопад (Стекло машины залеплено снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор).

3. Объяснение слов :

«Снегопад» ,

«Гололед» (Слой плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого, образующийся на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате намерзания частиц осадков (переохлаждённой мороси, переохлаждённого дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру. Продолжается обычно несколько часов, а иногда при мороси и тумане - несколько суток.)

«Гололедица» (Слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующийся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы).

Объяснить, чем они отличаются (В отличие от гололёда, гололедица наблюдается только на земной поверхности, чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение образовавшейся гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом или не растает полностью в результате интенсивного повышения температуры воздуха и почвы, чем опасны для водителя и пешехода.

4. Воспитатель : - Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой?

Чтение стихотворения :

Скрылись под снегом газоны с травой. Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки, Плюшевый мишка встал на коньки.

Только катается не на катке… Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды? Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень, Лед будет петь под коньками весь день.

А мостовая- опасный каток. Нужно во двор возвращаться, дружок.

Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей) 5. Повторение правил поведения на зимних дорогах.

Беседа № 21 .

Тема : «Морозы жестокие в этом году»

Цель : учить правильно вести себя в морозную погоду.

1. Д/у «Какая зима»

2. Рассматривание зимней одежды

3. Беседа о том , как можно уберечься от сильных холодов.

4. Записать правила :

В сильные морозы надо одеваться очень тепло

Нельзя без взрослых выходить на улицу

Нельзя оставаться на улице долго

Нельзя открывать дома и в садике окна.

Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко»

Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.

Тевдорошвили М.С.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»

Тевдорошвили М.С.

«Чрезвычайная ситуация»

(Ролевая игра)

Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.

Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.

1. Введение. …………………………………………………………………….…5

2. План проведения игры…………………………………………………………8

3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10

4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11

5. Заключение…………..………………………………………………………….19

6. Список литературы…………………………………………………………….20

7. Приложения …………………………………………………………………...21

Введение

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.

Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.

На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.

Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ

Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.

Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;

Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;

Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.

Основные задачи:

1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.

2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.

4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

    активизация познавательной деятельности обучающихся ;

    повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;

    повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

    обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;

    более широкое применение технических средств обучения;

    развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

План проведения ролевой игры

группы

Мероприятия

количество участников

Ответственные

возрастная

группа

1-4 кл.

1этап .

Интеллектуальая разминка.

Викторина «Что я знаю о пожаре»

2эта п.

Игры-эстафеты.

3этап .

Укладка рюкзака.

4этап .

Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)

возрастная группа

5-8 кл.

1этап.

Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.

2этап .

1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.

2.Укладка рюкзака.

3. Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

возрастная группа.

9-11 кл.

1этап .

Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда

2этап.

Действия по команде «Газы».

Сигналы бедствия (международные.)

Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

Этапы проведения игры

    Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»

    Герметизация помещений и повседневной одежды.

    Викторины, КВН, игры-эстафеты.

    Действия участников в районе аварии с утечкой

сильнодействующих ядовитых веществ.

Укладка рюкзака.

Ядовитые и съедобные грибы.

5.Оказание первой доврачебной помощи.

6. Тестирование по курсу ОБЖ.

7. Подведение итогов. Итоговая линейка.

8 Награждение.

В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.

I этап. Безопасность движения на дорогах.

Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).

1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?

2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?

3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?

4. Как следует обходить автобус?

5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».

6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?

7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?

8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?

9. Что такое островок безопасности?

10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?

II этап. Транспортировка пострадавшего

Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего

Правильность транспортировки

Носилки не выдерживают пострадавшего

1-5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)

7-8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)

9-11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?

III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Неправильный выбор места наложения жгута

Неправильное наложение жгута

Отсутствие указательной записки

Неправильное наложение повязки

Неправильная фиксация конечности шинами

Дополнительные вопросы:

1. Как избежать теплового (солнечного) удара?

2. Как остановить носовое кровотечение?

3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?

4. Как оказать первую помощь при обмороке?

5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)

6. В каких случаях используется жгут?

7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?

8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?

9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.

IV этап. Действия в условиях химического заражения.

Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.

Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)

Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты

Не застегнуты пуговицы на одежде

При надевании защитного костюма:

Тесемки чулок не закреплены

Чулки перепутаны

Неверный выбор направления движения из зоны заражения

Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?

3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?

4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?

5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?

6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?

V этап.

Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.

1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:

1. Из искры пожар ….. (рождается)

2. Нет дыма без …. (огня)

3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)

4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)

5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)

6. Огнь друг и.. (враг человека)

7. Спичка невеличка, огонь… (враг)

2. «Струей в ведро»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.

3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:

Вопросы:

1. Что в гору не вкатишь? (воду)

2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)

3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)

4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?

5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)

7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)

11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)

13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)

14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)

15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

16. Средство пожаротушения (огнетушитель)

17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)

18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)

19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)

20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)

21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)

22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)

23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)

24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)

25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)

26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)

27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)

28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)

4. «Струей в цель»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.

VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание командам:

Ваши действия при нахождении взрывного устройства?

Ваши действия при захвате в заложники?

Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?

Нужно ли вступать в контакт с заложниками?

VII этап. Спортивный.

Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:

Подтягиванию на перекладине для мальчиков;

Подъему туловища из положения лежа для девочек;

Преодоление полосы препятствий.

VIII этап. Викторина «Защити себя сам»

Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.

За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.

IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.

Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.

Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):

Ориентирование в данном направлении;

Ориентирование по маркированному маршруту.

Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.

Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:

Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;

Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.

X этап. Зеленые друзья и враги.

Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.

Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.

Заключение

Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.

Список литературы

1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.

2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.

3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.

5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.

6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.

7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.

9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.

10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.

11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.

12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.

13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.

Приложение № 1

Интеллектуальная разминка

1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:

а) неуверенность;

б) рассеянность;

в) опасность;

г) забывчивость, неряшливость.

2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.

3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.

4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.

5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:

а) пребывание;

б) наслаждение;

в) существование.

6. Что такое безопасность? Выберите ответ:

а) состояние при котором ничего не случается;

б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;

в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.

7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:

а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;

б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;

в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;

г) «Угадай мелодию»

8. Перечислите средства пожаротушения.

Приложение №2

Маршрутная карточка

Команда _____1 -4 классы________________________________________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись чл ена судейской бригады

2. Игры - эстафеты

3. Укладка рюкзака

Всего:

Маршрутная карточка

Команда: _________5 – 11 классы _____________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись членов судейской бригады

1. Интеллектуальная разминка

2. КВН. Решение кроссворда.

3. Действия участников по команде «Газы»

4. Оказание первой доврачебной помощи

5. Тестирование по курсу ОБЖ

Всего:

Приложение № 3

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс ___________

1. Интеллектуальная разминка.

№ п/п

Кол-во баллов

Роспись

судьи

Безопасность на дорогах

Переноска пострадавшего

Оказание медицинской помощи

Действия в условиях химического заражения

Локализация пожара

Взрывоопасные предметы

Спортивный

Викторина

Ориентирование на местности

Зеленые друзья и враги

Всего баллов: _______________

«Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

Введите e-mail адрес:

В детстве все мечтают стать гонщиком, пожарным, принцессой, полицейским и даже мамой или папой. Используя подручные средства, дети любят переодеваться и играть в ролевые игры , в которых проигрывают различные сценарии. Это очень интересные и веселые игры, которые помогают развивать у детей творческое начало. Родителям стоит присоединиться и поиграть вместе с ними.

Начинать играть лучше с раннего возраста, но не только ради забавы, но и ради безопасности. Спросите у ребенка, что бы он делал, если бы потерялся в магазине? Или если бы к нему подошел незнакомый человек и начал что-то спрашивать?

Существует масса сценариев ролевых игр, в которые вы можете проиграть. По мере взросления ребенка сценарии должны постепенно усложняться, но при этом соответствовать возрасту ребенка.

Далее представлены десять потенциально опасных ситуаций и безопасные способы выйти из них. Попробуйте проиграть такие сценарии со своим ребенком. Спросите у него, как бы он поступил в каждой предложенной ситуации, а после расскажите, как бы вы сами хотели, чтобы он поступил. Дайте ребенку правильный пример поведения. Если он будет знать, как должен поступать в сложных ситуациях, то не растеряется, если вдруг попадет в опасную ситуацию в реальной жизни.

Ситуации в детском саду или школе

Сценарий № 1

Ситуация: ты ждешь, пока тебя заберут из детского сада/школы, и незнакомый взрослый человек подходит к тебе и говорит, что забрать тебя его попросили твои родители. Он может убедительно пытаться уговорить тебя пойти с ним (например, родители попали в аварию, у них проблемы с машиной или человек представился старым другом отца). Что бы ты сделал?

Правильное решение. Пусть ребенок с безопасного расстояния крикнет: «Скажите секретное слово?». Если человек его не называет, ребенок ни в коем случае не должен идти с ним! Пусть бежит к любому хорошо знакомому взрослому (воспитателю/учителю, родителю или другому работнику детского сада/школы). Если вы еще не придумали для себя секретное слово, тогда обязательно сделайте это.

Выберите слово, которое вы точно не забудете, но это не должно быть что-то очевидное. Секретное слово должны знать только члены семьи. Убедитесь, что ребенок запомнил, что спрашивать о кодовом слове нужно с безопасного расстояния.

Сценарий № 2

Ситуация: ты отправился с группой/классом на экскурсию или по какому-то другому делу за пределы детского сада/школы и тут ты понимаешь, что что-то забыл. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Дети никогда не должны покидать пределы учебного заведения или оставаться без присмотра своего воспитателя/классного руководителя в городе, если они никому об этом не сказали. Если учитель разрешит пойти куда-то без всего класса, ребенку следует пойти вместе с кем-то из одноклассников. Главное правило - никуда не ходить одному.

Ситуации дома

Сценарий № 3

Ситуация: ты один в комнате, а мама в душе. Кто-то звонит в дверь, но мама не слышит звонка. Ты подходишь к двери, но не видишь, кто за ней. Что тебе следует сделать?

Правильное решение. Родители должны предусмотреть несколько вариантов выхода из этой ситуации. Если кто-то звонит в дверь, дети могут сказать маме, что кто-то у двери. Если мама разрешает, то ребенок может спросить, кто там. Если ребенок не может сказать маме, что кто-то находится у двери (к примеру, если мама не услышала ребенка), тогда он ни в коем случае не должен подходить к двери. Если ребенок хочет спросить, кто пришел, даже если он знает этого человека, то он не должен открывать двери, пока мама не выйдет из душа и не будет находиться рядом с ним.

Ситуации в магазине

Сценарий № 4

Ситуация: ты в зоомагазине смотришь на щенков и ждешь маму, которая что-то покупает в соседнем отделе. Незнакомый человек подходит к тебе и говорит, что возле магазина кто-то оставил щенят или котят, и если ты пойдешь с ним, то сможешь взять себе питомца совершенно бесплатно. Что ты сделаешь?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет! Вы не моя мама/мой папа!», а потом бежать к родителям или работнику магазина. Родителям следует в каждом магазине всегда указывать на работников и их форму. Научите детей, что нельзя никуда уходить, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека.

Сценарий № 5

Ситуация: ты гуляешь по магазину, в то время как мама покупает что-то в другом отделе, и кто-то резко хватает тебя за руку и говорит, что ты должен пойти с ним. Тебя начинают вести к выходу и при этом говорят, чтобы ты не кричал, иначе тебе причинят боль. Тебе страшно, и окружающие не догадываются, что у тебя неприятности. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Самое главное - с раннего возраста ребенок должен запомнить одно правило: никогда никуда не идти, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека. Возможно, ребенок побоится ослушаться взрослого, но он должен понимать, что в такой ситуации такое поведение оправдано. Научите ребенка кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!» и делать это как можно громче, пока кто-то не услышит. Скажите, чтобы ребенок переворачивал и сбивал все на своем пути (например, товар с полок) - это привлечет внимание окружающих, и продолжал кричать. Если ребенка постарше держат за руку, то он может попробовать вырваться либо упасть на пол и не шевелиться. В таком случае ребенка будет сложнее поднять или тащить.

Ситуации на улице

Сценарий № 6

Ситуация: ты сидишь на лавочке со своими друзьями, пока твоя мама разговаривает с другими родителями. К вам подходит незнакомец и просит разрешения сделать твое фото. Он говорит тебе, что ты можешь стать известным (тут следует назвать любимый спорт ребенка или его хобби). Что ты будешь делать?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет!» и бежать к родителям или знакомым взрослым. Никто не имеет права фотографировать ребенка без разрешения родителей. Взрослые, которые преследуют детей, могут попытаться приблизится к ним с помощью фотографий. Напоминайте детям о том, что они вправе говорить взрослым «нет».

Сценарий № 7

Ситуация: ты идешь по улице, возле тебя останавливается машина и у тебя спрашивают о дороге. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Не отвечать и сразу же бежать в другом направлении к знакомым взрослым или в безопасное место (это может быть дом соседей). Объясните ребенку, что взрослые не должны спрашивать у детей о дороге или задавать любые другие вопросы. Напомните ребенку о том, что в таких ситуациях взрослым можно говорить «нет» и не нужно беспокоиться о том, что они обидятся или рассердятся.

Сценарий № 8

Ситуация: ты играешь с друзьями на детской площадке, и кто-то просит тебя спокойно и тихо с ними уйти, потому что у него есть нож или другой опасный предмет. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Если кто-то угрожает тебе опасным предметом, главное - не молчать! Нужно делать все возможное, чтобы убежать, - биться и кричать. Не разрешайте себя похитить. Никогда не верьте такой лжи: «Я причиню боль тебе и твоей семье, если ты не пойдешь со мной». Ребенок должен вырваться любым способом.

Сценарий № 9

Ситуация: ты один едешь на велосипеде в своем районе мимо пешехода, и этот человек внезапно пытается тебя схватить. Что ты будешь делать?

Правильное решение. В первую очередь научите ребенка всегда гулять с кем-то. Напоминайте ему о том, что он всегда должен попытаться вырваться. Если ребенок постарше, он может толкнуть велосипед в сторону похитителя и побежать в другом направлении. Если ребенок маленький, он должен отбиваться всеми силами и при этом кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!».

Ситуации в любом месте

Сценарий № 10

Ситуация: незнакомец предлагает дать тебе деньги/лакомство/подарок, если ты пойдешь с ним. Тебе говорят, что родители ему разрешили забрать тебя. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Научите детей никогда не брать деньги или любой другой подарок без разрешений родителей, особенно, если эти вещи предлагает незнакомый человек. Пусть ребенок бежит к знакомым взрослым и кричит: «Это не моя мама!/Это не мой папа!». Похитители часто предлагают детям подарки, чтобы подобраться к ним ближе. Научите своих детей никогда не принимать даже самую желаемую вещь от незнакомцев.

Родители избегают обсуждения таких ситуаций, потому что им страшно подумать, что такое может случиться с их детьми. Вместо того чтобы бояться, дайте детям знания, которые помогут им обезопасить себя. Хотя ролевые игры в целях безопасности - дело серьезное, не стоит пугать детей. Они не должны бояться обыгрывать подобные сценарии. Вы должны общаться с ними спокойным тоном. Напомните детям о том, что вы сделайте все возможное, чтобы обезопасить их. Если родители часто отыгрывают такие сценарии с детьми, их реакция будет вырабатываться на инстинктивном уровне. Не ждите, пока случится что-то плохое, помогите ребенку быть готовым к неожиданностям.

Оцените публикацию

Вконтакт