Викторина для школьников с ответами по праву
Викторина для младших и средних школьников с ответами.
Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.
1)Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина , Отечество.
2)Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
3)Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
4)Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
5)Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
6)На каком материке расположена ? Ответ: Евразия.
7)Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
8)Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
9)Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
10)Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
11)Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
12)Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
13)Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы .
14)Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
16)Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
17)В 2000-м году начался новый век и новая… Ответ: Эра .
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Защищён ли человек законом?
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Может ли человек владеть имуществом?
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
Отгадай сказку.
1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. )
2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси – Лебеди»)
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
4.В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
5.В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
6. В какой сказке А. Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
7.В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
8.Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
9.Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
10.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
11.Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
12.Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
13.Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
14.Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
15.В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
16.Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
17.Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
18.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
19. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
20.Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
Конкурс. «Анаграммы»
Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
Неподчинение законным требованиям представителей правопорядка и нанесение им побоев – ответ: Емеля (приказал дубинке поколотить царского генерала
Нарушения права на неприкосновенность жилища - ответ: Три поросенка
В какой сказке отрицательный герой пытался нарушить право другого героя на получение оплаты за его труд, оговоренной в устном трудовом договоре. Ответ: Сказка о попе и его работнике Балде
Незаконное хранение холодного оружия лицом не достигшим совершеннолетия. Ответ: Маугли
Управление транспортным средством лицом не имеющим водительских прав. Ответ: Емеля на печке
Завладение и управление транспортным средством без согласия владельца. Ответ: Незнайка на луне
Нарушение Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства. Ответ: Теремок
Эксплуатация труда лиц, не достигших 14-летнего возраста. Ответ: Буратино
Управление воздушным транспортным средством без прав. Ответ: Карлсон
Хранение и стрельба из огнестрельного оружия без соответствующей лицензии. Пятачок (из Винни-Пуха)
Похищение и незаконное удержание несовершеннолетних. Ответ: Снежная королева
Насильственное принуждение несовершеннолетней к вступлению в брак. Ответ: Дюймовочка
Появление в общественных местах в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Ответ: Голый король
Жестокое обращение с животными. Ответ: Маугли (огнем опалил Шерхана)
Нарушен закон по которому человек, нашедший ценности, представляющие историческую важность, должен передать их государству. Ответ: Трое из Простоквашино
Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Ответ: Золушка
Право ребенка на тайну переписки. Ответ: Гарри Поттер
Вопросы I тура.
Как вы думаете, до какого возраста в документах о правах ребенка человеческие существа считаются детьми? (До 18 лет).
С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
Какое образование вы должен получить бесплатно по Конституции РФ? (9 классов).
С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).
С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).
1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? – 1948 году.
2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.
3. Почему Всемирный День прав ребенка отмечается именно 20 ноября? – Это дата принятия Конвенции о правах ребенка (1989)
4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.
5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.
6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – 1989 г.
7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка? –1959 г.
8. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.
9. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.
11. Как называется вступительная часть к Конституции? – Преамбула.
12. Сколько субъектов в РФ? – 85.
13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина? – Во II-й главе.
14. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.
Викторина по обществознанию на тему: « Что такое право?»
Цель : формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся; Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.
Задачи :
1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;
2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.
Оборудование : таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.
Организация игры : учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит учитель истории и обществознания.
ХОД ИГРЫ:
Ведущий: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.
«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»
Конкурс «Представление команд».
В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.
Конкурс «Разминка».
Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.
Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)
Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)
Назовите основной закон государства. ( Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)
Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)
Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)
Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)
С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)
С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)
10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)
11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)
12. Что такое дисциплинарный проступок? ( Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки
Конкурс «Преступление и наказание».
Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.
За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.
Карточки с заданием (описание ситуации):
Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.
В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.
Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.
Конкурс «Знаете ли вы закон?»
Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».
За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Ученик разбил стекло (Административная)
Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)
Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)
Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)
Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)
Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)
Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)
Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)
Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)
Конкурс «Юридическая консультация».
Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание - 5 минут. Наивысший балл- 5.
17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?
(Свой ответ пояснить).
(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)
Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)
13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?
(Свой ответ пояснить).
( (Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).
V 11.Конкурс. « Я знаток права» Командам предлагается ответить на вопросы по Конституции Р.Ф. в виде тестов. За все правильно отвеченые тесты команда получает по 5 баллов.
Tecт l
Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.
В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения
.
Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.
Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.
Ребенок - это человек...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.
Тест 2
Что тако закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление.
В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.
Правонарушение - это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы.
Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.
Тест 3
Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей
.
в) их в ней вообще нет.
2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов.
В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят.
Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей.
Ребенок, совершивший преступление...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
Учитель: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:
Права человека
Юридическая ответственность человека: административная, уголовная
Конвенция о правах ребёнка
Конституция РФ
Уголовный Кодекс
Право.
Подведение итогов игры. (Награждение команды-победительницы)
Список литературы:
1.Боголюбов, Иванова, Матвеев: Обществознание: Учебник для 8-9 классов 2.Учебник Обществознание 8 класс А.И. Кравченко (2010 год)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лобановская школа»
Республики Крым
Викторина по правоведению для начального звена
«Знай свои права»
подготовила
учитель обществознания
Хлюпина Ирина Николаевна
Село Лобаново
Цель : ознакомиться с основами правовых знаний и правовой культуры; дать представление об основных документах, регламентирующих права человека и ребенка.
Задачи :
Проанализировать типичные сказочные правонарушения среди литературных героев; выяснить причины этих правонарушений и указать способы решения сказочных правовых ситуаций;
Воспитывать уважение к основному закону государства - Конституции Российской Федерации;
Формировать толерантное отношение к правам друг друга;
- формировать познавательную активность и коммуникативную компетентность;
Прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда.
Участники игры: учащиеся 1 - 4 классов.
Условия игры: если учащийся знает ответ на вопрос, то он поднимает руку и за правильный ответ получает жетон. Побеждает тот участник, у которого наибольшее количество жетонов.
Время проведения викторины : 30 минут.
Ход викторины.
1.Участники игры собираются в актовом зале или классе истории и обществознания.
II . Игра.
1. Вопрос – ответ.
1)Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
2)Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
3)Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
4)Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
5)Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
6)На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
7)Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
8)Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
9)Человек, получивший от народа право на власть, глава государства. Ответ: Президент.
10)Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
11)Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.
12)Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.
13)Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы .
14)Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.
16)Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.
2. Игра «Да! Нет!»
Ведущий зачитывает статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Защищён ли человек законом?
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Может ли человек владеть имуществом?
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
3. Игра «Отгадай сказку».
1. В какой сказке старуха использует добрый поступок своего старика для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к богатству и славе»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
2. В какой сказке баба Яга замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого неких птиц. («Гуси -Лебеди»)
3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
4.В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
5.В какой сказке нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
6. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
7.В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
8. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
9. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
10.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
11. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
12. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
4. Игра. С помощью сказки отгадать какое же право описывается.
1. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
2. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
3. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
4. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
5. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
6. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
III . Подведение итогов и награждение победителей.
Подсчитывается количество фишек у участников.
Награждение победителя грамотой.