Сельскохозяйственное машиностроение - это область промышленности, занимающаяся производством и обслуживанием техники, предназначенной для работы в сельском хозяйстве. Пред этой отраслью промышленности поставлена задача не только производства, но и дальнейшего технического усовершенствования сельскохозяйственной техники с внедрением новейших технологий машиностроения, направленного на полную механизацию сельского хозяйства.

Сельскохозяйственное машиностроение включает в себя:

1. Комбайностроение - отрасль, занимающаяся производством комбайнов различных модификаций.
2. Тракторостроение - отрасль, производящая тракторы, двигатели и запасные части к тракторам и комбайнам, а также сельскохозяйственные агрегаты.
Как комбайностроение, так и тракторостроение начало своё активное развитие в начале ХХ века. С тех пор сельскохозяйственное машиностроение получило широкое развитие во многих странах мира. В странах СНГ лидирующее положение занимают российские и белорусские производители, техника которых не уступает по качеству и производительности таким предприятиям с мировым именем, как американские компании John Deere и AGCO и европейские FIAT и CLAAS, являющиеся мировыми лидерами в производстве сельхозтехники
Крупнейшие предприятия России и Белоруссии, занимающиеся производством сельскохозяйственной техники:

Компания является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире. Специализируется на производстве зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов. ОАО «Ростсельмаш» входит в Промышленный союз «Новое Содружество», объединяющий 20 промышленных предприятий России, СНГ, Канады и США.

ОАО «Росагроснаб». Преемник Всероссийского объединения «Россельхозтехника», основанного в 1961 году. Предприятие известно производством крупных партий запчастей и двигателей к различной сельскохозяйственной технике.

Представляет несколько отраслей машиностроения, включая сельскохозяйственное, представленное четырьмя крупными заводами, в том числе знаменитый Владимирский тракторный завод. Техника, выпускаемая Концерном, известна под брендом «Агромаш».

ОАО «Лидагропроммаш» - крупнейшее белорусское объединение, производящее более чем 25 наименований сельхозтехники.

Сельскохозяйственное машиностроение специализируется на производстве техники, предназначенной для основных и промежуточных сельскохозяйственных работ.

1. Комбайны. Техника данного вида подразделяется на зерноуборочные, кормоуборочные комбайны, а также комбайны для уборки корнеплодов и овощей.
. кормоуборочные комбайны предназначены для скашивания трав и культур, идущих на корм скоту. В таком комбайне стебли очищаются и измельчаются с одновременной погрузкой в транспортное средство;
. зерноуборочные комбайны являются одним из самых сложных видов сельскохозяйственной техники. Такой комбайн непрерывно выполняет предварительную обработку зерновых культур - срезает культуру, отделяет зёрна от колосьев, провеивает. Таким образом в кузов комбайна зерно поступает чистым. Некоторые модели совмещают в себе функции зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов;
. комбайны для уборки корнеплодов в свою очередь подразделяются на комбайны для уборки той или иной культуры, но принцип их работы один - культура выкапывается, корнеплод отделяется от ботвы, накопленные в бункере корнеплоды впоследствии выгружаются в транспортное средство;
. комбайны для уборки овощей имеют те же принципы, что и предыдущие, с той разницей, что они не выкапывают культуры, а срезают стебли наземных культур, а затем отделяют плоды от ботвы.
Комбайны могут быть как самоходными, так и прицепными. Последние являются более простыми и прицепляются к трактору.

2. Тракторы. Это самоходные машины, предназначенные в основном для тяги различных прицепных устройств (комбайнов, прицепной техники или агрегатов). Тракторы могут обладать как колёсным, так и гусеничным ходом. На сегодняшний день производится несколько видов тракторов, сельскохозяйственные отличаются повышенными требованиями к конструкции, поскольку им приходится обрабатывать большие площади. Так, сельскохозяйственные тракторы обладают двигателями с большим количеством оборотов и многоступенчатой коробкой передач.

Сельскохозяйственные тракторы в свою очередь подразделяются на:

Пропашные, предназначенные для послепахотной обработки почвы, отличаются проходимостью в междурядьях, также с их помощью можно осуществлять вспашку лёгких почв;
. пахотные, предназначенные для сплошной пахоты;
. транспортные, предназначенные для перевозки грузов на прицепах, имеют только колёсный ход.
Тракторы на гусеничном ходу предназначены в основном для перемещения по почве, асфальтовое покрытие они могут разрушить, передвижение колёсных тракторов по почве значительно затруднено.

3. Сельскохозяйственные агрегаты. С помощью этой техники производятся промежуточные сельскохозяйственные работы. Существуют следующие виды агрегатов:
. почвообрабатывающие машины - культиваторы, глубокорыхлители, бороны - предназначены для обработки земли - рыхления, образования гряд и колей, при этом культиваторы и глубокорыхлители более глубоко врезаются в почву, культиваторы также можно использовать для прополки и окучивания, бороны выравнивают верхний слой почвы;
. сеялки предназначены для посева, различают специальные сеялки, предназначенные для посева одного или нескольких культур, и универсальные, способные высевать семена всех культур.

Сельскохозяйственное машиностроение является, пожалуй, самой развивающейся отраслью машиностроения. В этой отрасли постоянно ведутся исследования, внедряются новые разработки, направленные на усовершенствование и автоматизацию сельскохозяйственных работ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сельскохозяйственное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение - отрасль машиностроения, осуществляющая техническое перевооружение сельского хозяйства. Главная задача С. м. -- обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах.

2. История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованиемметаллорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение принято делить на следующие подразделения: общее машиностроение (производство средств производства и станкостроение), электротехника и электроника, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

Производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);

Производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

3. Российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения

Ростсельмаш -- один из лидеров мирового сельскохозяйственного машиностроения.

Челябинский тракторный завод

Чебоксарский агрегатный завод

Концерн Тракторные заводы - крупнейший производитель тракторов в России

Сельскохозяйственное строительство превратилось в передовую отрасль с широким использованием индустриальных конструкций и индустриальных методов. Создана мощная сеть подрядных строительно-монтажных организаций и большая производственная база по изготовлению материалов и конструкций. Только в систему Минсельстроя СССР входят 270 общестроительных трестов, 3083 низовые строительно-монтажные организации и 515 промышленных предприятий.

Вводятся в действие новые сельские строительные комбинаты. В отрасли работает 56 таких комбинатов. Кроме того, строительство на селе осуществляют 2863 первичные межколхозные строительные организации, на долю которых приходится более половины объема строительных работ в колхозах. На сельских стройках и предприятиях Минсельстроя СССР, а также в межколхозных строительных организациях заняты более 3 млн. работников.

Анализ состояния проектирования и строительства сельскохозяйственных зданий, тенденция в развитии их технологических и строительных решений позволяют сформулировать основные направления повышения технического уровня сельскохозяйственного строительства: снижение массы и материалоемкости зданий и сооружений; увеличение сборности объектов строительства; совершенствование объемно-планировочных решений на основе укрупнения и блокировки основных и подсобно-вспомогательных зданий и сооружений; возведение зданий с гибкими объемно-планировочными решениями; унификация строительных конструкций на основе унификации объемно-планировочных и конструктивных решений; совершенствование номенклатуры взаимозаменяемых конструкций с учетом региональных условий; сокращение затрат труда на стадиях изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации конструкций; увеличение эксплуатационной надежности И сроков службы конструкций; обеспечение в помещениях постоянного микроклимата в соответствии с требованиями технологических норм проектирования для каждого вида производства.

4. Классификация промзданий

По целевому назначению они делятся:

На чисто производственные здания (для осуществления производственного процесса);

На складские и подсобные (склады, подстанции, котельные, мастерские);

На административно-бытовые (бытовки, АБК);

По характеру производственного процесса, промышленные здания могут быть:

С наличием грузоподъемных механизмов и без (машиностроение, легкая промышленность);

Различной этажности (одноэтажный сборочный цех или многоэтажная обувная фабрика);

Однопролетные и многопролетные (например, сборочные линии самолетов или тракторов);

С искусственным или естественным освещением;

С наличием инженерных сетей или без (вентиляция, водоснабжение).

Строительство промышленных зданий предъявляет особые требования к конструкции таких объектов - фундаментам, легкому металлическому или бетонному каркасу, перекрытиям и ограждающим конструкциям.

Фундаменты быстровозводимых зданий рассчитываются исходя из массы каркаса и качества грунтов строительной площадки, а так же, нагрузки от кранового и технологического оборудования.

5. Строительство предприятий машиностроения

Машиностроение - самая крупная отрасль промышленности по объему продукции, численности трудящихся и основным производственным фондам. Машиностроение и металлообработка относятся к наиболее быстро развивающимся отраслям народного хозяйства.

Машиностроение включает 37 отраслей промышленности и 30 подотраслей. Каждая из них имеет свою специфику. Однако по характеру производственных условий и требований к типам зданий предприятия столь многочисленных и разнохарактерных отраслей машиностроения условно можно разделить на три крупные группы: тяжелое машиностроение, среднее машиностроение и приборостроение (включая электротехническую, радио- и электронную промышленность).

К предприятиям тяжелого машиностроения относятся заводы металлургического, энергетического и атомного машиностроения, тепловозостроительные, вагоностроительные, дизелестроительные, турбино- и котлостроительные и т. п.

Основная отличительная особенность предприятий тяжелого машиностроения -- это сравнительно большой вес обрабатываемых деталей и наличие в цехах транспортных средств большой грузоподъемности. Как правило, предприятия тяжелого машиностроения вырабатывают уникальную крупногабаритную несерийную продукцию.

На таких предприятиях в большинстве случаев имеются крупные литейные и кузнечные цехи. Поэтому производства, как правило, размещаются в удалении от селитебных районов городов. Объемно-планировочные решения зданий предприятий тяжелого машиностроения в зависимости от технологической характеристики принимаются с пролетами 18, 24, 30 и 36 м и тяжелыми мостовыми кранами. Эти здания обычно проектируются одноэтажными, со светоаэрационными фонарями.

Наибольшее число предприятий, отличающихся большим разнообразием по характеру, мощности, серийности и массовости выпускаемой продукции, относится к среднему машиностроению. Здесь масса обрабатываемых деталей обычно не превышает 15 т. Современные предприятия среднего машиностроения строятся на принципах специализации и кооперирования. Это сказывается и на формировании типов промышленных зданий и их объемно-планировочной структуры.

На совершенствование типов зданий предприятий машиностроения оказывают влияние следующие основные факторы:

быстрый рост механизации и автоматизации производственных процессов. Так, число установленных механизированных поточных линий в машиностроении и металлообработке за последние 10 лет увеличилось почти в два с половиной раза, автоматических линий - более чем в два раза;

ускоренная модернизация производственного оборудования;

переход на конвейерное и автоматизированное производство изделий;

переход на некоторых производствах к групповой работе вместо конвейеризации (например, автомобильное производство в Швеции);

широкое применение подвесных транспортных средств и уменьшение применения мостовых кранов, грузоподъемность которых доходит в отдельных случаях до 250 т;

усложнение вентиляционных и отопительных систем в связи с укрупнением размеров зданий и степени их технической оснащенности;

повышение энерговооруженности труда;

рост квалификации и культурного уровня работников отрасли;

улучшение условий труда и организации рабочих мест в помещениях и др.

6. Строительство одноэтажных производственных зданий машиностроения

В среднем машиностроении больше, чем в любой другой отрасли промышленности, широко применяются межотраслевые типы зданий, основанные на унифицированных типовых конструкциях каркаса и наружных ограждений. Это объясняется тем, что среди факторов, влияющих на формирование типов производственных зданий машиностроения, нет ярко выраженных, особых технологических и социальных требований. Вместе с тем выявлен ряд важнейших направлений совершенствования типов зданий машиностроения. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенный тип здания механических производств в машиностроении -- одноэтажное многопролетное с пролетами 18, 24, 30 и 36 м, шагом колонн 12 м и высотой помещений от 8,4 до 18 м. Оборудуются они в большинстве случаев мостовыми кранами.

Достижения научно-технического прогресса в строительстве и архитектуре были использованы при создании в короткий срок гиганта автомобилестроения -- Волжского автомобильного завода в г. Тольятти. За 4 г. и 2 мес, в марте 1971 г. была введена первая очередь завода, а еще через 8 мес, 7 ноября 1971 г., достигнута проектная мощность. Конструктивная система здания предельно проста. Применена единая сетка колонн 24X12 м. Максимальная унификация параметров здания позволила типизировать все конструктивные элементы и обеспечить высокое качество строительных работ.

Учитывая специфику производственных процессов, формовочно-заливочное отделение чугунолитейного цеха выполнено двухэтажным. В прессовом корпусе принята сетка колонн 24X12 и 30X12 м.

В зданиях литейной группы сетка колонн 18X12 м.

Увеличение пролета сверх 24 м в механических цехах не дает существенных преимуществ в организации технологического процесса, которые могли бы оправдать неизбежное при этом удорожание строительства зданий. Более оправданным оказывается увеличение шага колонн вместо 12 до 18 м и в некоторых случаях до 24 м. Экспериментальное проектирование показало, что в ряде случаев увеличение шага колонн позволяет не только повысить гибкость и универсальность зданий, но и улучшить размещение оборудования и в целом получить экономию производственной площади в пределах 6-8%, а в отдельных случаях и значительно больше, причем экономия площади особенно ощутима при крупногабаритном оборудовании (рис. 160).

Какой же ценой дается укрупнение шага колонн? Как показали подсчеты, удорожание единицы площади за счет более тяжелой подстропильной фермы составляет 1,5--1,7%. Поскольку одновременно сокращается потребная площадь, здание для заданного объема продукции в целом становится дешевле.

Укрупненный шаг колонн широко применяется в механосборочных, сборочных и сварочных цехах машиностроительных заводов США, Италии, Японии, Бельгии и др. В Германии, например, главный корпус завода грузовых автомобилей Деймлер-Бенц в Берде имеет шаг колонн 25 м.

Известно, что задача ускорения ввода мощностей предприятий решается главным образом путем сосредоточения материальных и людских ресурсов на решающих пусковых стройках. Нечасто используются в этом направлении эффективный проектный метод поочередного строительства зданий, специально для этого предусмотренная объемно-планировочная структура. Рассмотрим, что может дать такой метод на примере подшипникового завода. Главные корпуса современных подшипниковых заводов состоят из двух-трех пролетов, оборудованных 10-15-тонными мостовыми кранами, и нескольких бескрановых пролетов, расположенных перпендикулярно крановым пролетам.

Опыт строительства таких крупных корпусов площадью 150-200 тыс. м2 показал, что сроки строительства и ввода мощностей растягиваются на 5-7 лет. При этом на сооруженной за первые 2-3 года площади размещается оборудование по временной планировке с тем, чтобы начать выпуск продукции. После завершения строительства всего корпуса введенное по временной планировке оборудование переставляется в соответствии с основным проектом. Этот процесс сложен, омертвляются затраченные средства.

В результате совместной разработки архитекторов главный корпус разделен вставками на три секции с площадью каждой от 30 до 40 тыс. м2, соответствующие трем очередям строительства, причем каждая секция обеспечена необходимым числом вентустановок и бытовых помещений. Вставки размещены параллельно направлению технологических потоков и не затрудняют организацию производственных связей между отдельными участками обработки деталей.

Ввод в строй первой секции позволяет начать стабильный выпуск подшипников и обеспечивает возможность дальнейшего развития корпуса. Это пример прогрессивной компоновки, позволяющей решать задачи ускоренного ввода мощностей за счет совершенствования объемно-планировочной структуры здания

РИС. 2 Объемно-планировочные решения зданий машиностроения. Рессорный завод:

а - проект-аналог:

б- новое решение: 1 - склад металла: 2 - термический цех: 3 - цех окраски: 4 - склад готовой продукции

7. Строительство двухэтажных производственных зданий машиностроения

Необходимость экономии территорий, отводимых под промышленные предприятия, привела к повышению этажности производственных зданий и, в частности, к строительству для некоторых производств двухэтажных зданий вместо одноэтажных, что позволяет сократить площадь территории на 30-- 40% (рис. 161).

Рис. 161. Универсальный блок цехов общемашиностроительного применения: a - разрез 1-1; б - план 2-го этажа: 1 - механический цех; 2 - сборочный цех; 3 - кладовая; 4 - отделение металлопокрытий; 5 - окрасочное отделение; в - план 1-го этажа: 1 - заготовительное отделение и склад металла; 2 - сварочный участок; 3 - термический цех; 4 -ремонтно-механический цех: 5 - инструментальный цех; 6 - вентиляционные установки цеха металлопокрытий; 7 - ремонтно-строительный цех; 8 - отделение консервации и склад готовой продукции; 9 - склады и кладовые

В таком здании верхний этаж большой высоты с крупной сеткой колонн (18X12 или 24X12 м) представляет собой гибкое помещение, в котором размещается основное производство с наиболее трудоемкими процессами.

Нижний этаж с сеткой колонн 6X6, 12X6 и 12X12 м предназначен для размещения подсобных цехов, складов, вентиляционных установок, коммуникаций и других вспомогательных помещений.

Рис. 162. Объемно-планировочные решения зданий мишиностроения: а - проект-аналог; б - экспериментальный проект: 1 - механообрабатывающие цехи; 2 - подсобные цехи; 3 - отделение окраски; 4 - термический цех

При этом отпадает необходимость в устройстве подвалов и многочисленных подпольных каналов, что особенно затруднено при высоком уровне грунтовых вод. Такое разделение в пространстве помещений основного и подсобного назначения позволяет значительно экономнее использовать объем здания. Особенно эффективно располагать такие здания на участках с резко выраженным рельефом. В этом случае уменьшается объем земляных работ, появляется возможность организовать въезд в здание в двух уровнях с разных отметок земли (рис. 162).

Преимущества двухэтажных зданий определили использование их в промышленном строительстве в нашей стране и за рубежом. Многие автомобильные и другие машиностроительные заводы за рубежом размещены в двухэтажных зданиях. В их числе автомобильные заводы «Фольксваген», завод двигателей и фургонов в Ганновере (ФРГ), автосборочные заводы «Крайслер» в Фентоне и Бельвидире (США) и др., причем в некоторых случаях проектировщики объясняют такое решение не только стремлением экономить землю, но и технологической целесообразностью, сокращением межцеховых транспортных коммуникаций.

И у нас в стране выполнен ряд экспериментальных проектов двухэтажных зданий механосборочных цехов со станочным оборудованием в верхнем этаже, с нагрузкой до 30 кH/м2 и, в частности, типовой проект двухэтажного универсального корпуса для выпуска узлов и деталей.

Наиболее, крупное двухэтажное производственное здание в отечественной практике - это чугунолитейный корпус Камского автомобильного завода размером в плане 715X241м и площадью застройки более 140 тыс. м2. Высота первого (технического) этажа 8,4 м, сетка колонн 12X6 м в первом этаже и 24X12 м во втором (рис. 163). Аналогичные двухэтажные корпуса показаны на рис. 163-165.

Вопреки распространенному мнению стоимость единицы площади двухэтажного здания оказывается на 5-15% меньше, чем одноэтажного. Это происходит потому, что расходы на междуэтажное перекрытие, лестницы, лифты компенсируются с избытком снижением стоимости покрытия, кровли, исключением стоимости подвалов, каналов и приямков. В отношении архитектурно-художественных качеств преимущества двухэтажных зданий по сравнению с одноэтажными не требуют доказательств.

машиностроение промздание сельскохозяйственный

8. Мировой рынок сельскохозяйственного машиностроения

В развивающихся странах выпускается до 40% сельскохозяйственных машин, 30% тракторов. Тем не менее различия между сельскохозяйственным машиностроением высокоразвитых и развивающихся стран весьма существенны. В первых преобладают не просто сложные машины, но явно проявляется специализация на выпуске оборудования для комплексной механизации ферм, в то время как во вторых машиностроение специализируется на машинах для полеводства. Мало того, развивающиеся страны очень часто специализируются на выпуске продукции, которая в ведущих странах уже не производится. Так, Бразилия в 80-е гг. выпускала до 100 тыс. штук жнеек.

Для этих производств типична наиболее широкая среди всех отраслей общего машиностроения номенклатура. Все другие виды машин выпускаются в гораздо меньших количествах и, главное, довольно четко прослеживается закономерность в их размещении: чем сложнее вид машины, тем выше экономический и технологический уровень производителя, чем проще машина, тем чаще ее производство размещается в странах третьего мира. Чем сложнее производство, тем уже круг производителей.

Весьма ограничен круг производителей продукции тяжелого машиностроения. В прошлом вся номенклатура тяжелого оборудования производилась только в США, Японии, Германии и в какой-то мере Великобритании. Все остальные страны по сути производят только ограниченную номенклатуру изделий, которые имеют спрос на мировом рынке, и вынуждены больше ввозить изделий тяжелого машиностроения, чем вывозить. К первой группе постепенно начал подтягиваться Китай, но эта отрасль ни по количеству, ни по качеству продукции не удовлетворяет внутренний спрос. Хотя Китай уже появился на рынках с маломощной и несложной техникой, он все же прежде всего является импортером продукции тяжелого машиностроения.

Остальные же поставщики продукции выделяются на мировом рынке только отдельными изделиями: например, Швеция поставляет оборудование бумажной промышленности, так же, как и Финляндия; Австрия -- оборудование для металлургических заводов. Известно машиностроение Швейцарии, Бельгии, Нидерландов. Только у Франции и Италии номенклатура продукции тяжелого машиностроения более широка, но тем не менее полностью они свой рынок не удовлетворяют. В целом крупнейший экспортер продукции общего машиностроения -- Германия, второе место -- у США и только третье место у Японии.

В развивающихся странах выделяются Бразилия и Индия.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Автомобильная промышленность как одна из ведущих отраслей машиностроения, рассмотрение задач. Знакомство с техническими характеристиками автомобиля ЗИЛ-431410. Анализ графика зависимости коэффициента сопротивления качению от скорости автомобиля.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2014

    Развитие машиностроения и дорог в Казахстане. Менеджмент на авторемонтном предприятии. Расчет потребной численности ремонтных рабочих. Организация системы оплаты труда и показатели премирования. Составление сметы затрат и калькуляции себестоимости работ.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Рассмотрение процесса доставки грузов как логистической системы взаимосвязанных процессов. Описание основных этапов организации перевозки грузов. Сравнительная характеристика основных видов транспорта. Изучение особенностей перевозок опасных грузов.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    История развития техники дорожного строительства в России. Прогресс в строительстве земляного полотна и дорожных одежд. Появление автомобиля и совершенствование дорожных сетей. Применение битумных эмульсий. Современный этап дорожного строительства.

    презентация , добавлен 31.01.2017

    Определение расхода теплоты на подготовку оборотной воды для мойки автомобилей. Изучение осветительной и суммарной нагрузки, мощности силовых и осветительных приемников. Расчет горячего водоснабжения предприятий, расхода теплоты на вентиляцию зданий.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2012

    Изучение отраслевых особенностей функционирования предприятия и тенденций развития судоходной отрасли. Показатели использования основных производственных фондов судоходной компании. Пути оптимизации позиционирования судоходной компании на фрахтовом рынке.

    курсовая работа , добавлен 14.10.2010

    История зарождения и развития автомобилестроения. Машиностроение - крупный потребитель продукции чёрной и цветной металлургии. Тенденции мирового автомобилестроения XXI века. Краткая история и характеристика крупнейших мировых автомобильных компаний.

    презентация , добавлен 11.06.2011

    Производственная база и программа по эксплуатации подвижного состава. Материально-техническое обеспечение. Расчет стоимости основных производственных фондов, оборотных средств автотранспортного предприятия. Амортизация основных фондов. Трудовой потенциал.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2015

    Определение классификации пути, норм периодичности выполнения ремонтно-путевых работ. Организация основных работ по капитальному ремонту пути. Определение фронта работ в "окно". Расчет основных параметров и размеров обыкновенного стрелочного перевода.

    дипломная работа , добавлен 24.03.2014

    История грузового транспорта в России, общая характеристика деятельности их основных российских и российско-иностранных производителей. Классификация и цифровое обозначение грузовой техники. Анализ импорта и экспорта грузового транспорта в (из) России.

А. Рикошинский

Обеспеченность сельскохозяйственной техникой агропромышленного комплекса РФ в настоящее время значительно ниже, чем в начале 90-х годов. Так, на 1 января 1990 г. парк сельскохозяйственной техники включал в себя 1 384 тыс. тракторов, 407 тыс. зерноуборочных комбайнов и 665 тыс. грузовых автомобилей общей грузоподъемностью 2 727 тыс. т. Высокая фондовооруженность сельского хозяйства в тот период объясняется, прежде всего, фактически бесплатными для потребителя (за счет бюджета) поставками техники.

Переход к существующим ныне экономическим условиям привел сельхозпроизводителей к необходимости самим закупать новую и ремонтировать старую технику. И это в условиях инфляции, быстро обесценивающей оборотные средства. Поэтому шло постепенное старение парка машин и снижение технической оснащенности сельскохозяйственного производства.

Сокращение парка привело к тому, что в настоящее время используется намного меньше сельскохозяйственных машин, чем технологически необходимо. Например, нагрузка пашни на один трактор составляет 108 га, на один зерноуборочный комбайн приходиться 195 га посевов, а на один картофелеуборочный – 17 га.

Плохое финансовое положение потребителей техники, невозможность осуществления ими своевременной оплаты привело к дефициту оборотных средств у предприятий-производителей. Также негативно на состоянии отрасли отразилось резкое сокращение хозяйственных связей с предприятиями, оказавшимися на территориях стран СНГ, отсутствие механизма взаиморасчетов с ними, установление высоких ставок налогов и пошлин.

Большинство предприятий сельскохозяйственного машиностроения в результате падения платежеспособного спроса на их продукцию снизили ее выпуск, многие из них прекратили производство целого ряда сельскохозяйственных машин, оборудования, частично или полностью изменили специализацию. Даже в этом году, когда положение в отрасли по сравнению, например, с 1998 г. существенно улучшилось, более 40% предприятий сельскохозяйственного машиностроения являются убыточными.

В настоящее время в целом по России обеспеченность исправными зерноуборочными комбайнами составляет лишь 38% от потребности, тракторами – 40%. Следует учитывать и то, что 50% парка выработало нормативный срок службы, причем сокращение производства сельскохозяйственной техники сопровождалось снижением ее качества и надежности. И, хотя, потенциальный спрос сельхозпроизводителей очень высок, их финансовое состояние не позволяет обеспечить соответствующий платежеспособный спрос.

Поскольку производители сельхозпродукции обеспечены основными видами техники только наполовину, нагрузка на машины в 2 – 3 раза превышает технологически оптимальную. А это, в свою очередь, стимулирует спрос на запасные части.

В условиях кризиса отечественного сельскохозяйственного машиностроения на российский рынок пришли иностранные компании. Импорт тракторов за 1992 – 1998 гг. увеличился до 37%, зерноуборочных комбайнов – до 17% от всего объема продаж данной техники сельхозпроизводителям России.

В 1999 г. на рынке сельскохозяйственной техники произошла смена тенденций. Впервые за последние годы в сельскохозяйственном машиностроении был зафиксирован некоторый рост производства. Это вызвано следующими основными причинами. Во-первых, сельскохозяйственное машиностроение ощутило на себе последствия кризиса 1998 г. Резкое сокращение импорта продовольствия, увеличившийся спрос на отечественную продукцию создали благоприятные условия для сельхозпроизводителей.

Улучшение их финансового состояния стимулировало рост платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику. Во-вторых, улучшению ситуации в отрасли способствовало выделение производителям средств из лизингового фонда (например, компаниям «Ростсельмаш» и «Красноярский завод комбайнов»). Принятое 27 апреля 1999 г. Правительством РФ постановление «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования» и привлечение кредитов Сбербанка РФ под государственные гарантии на закупку лизинговыми компаниями сельхозтехники и оборудования для организаций АПК позволило повысить их покупательскую способность и увеличить выпуск сельскохозяйственной техники.

С 1999 г. наметилась тенденция роста производства. В 2000 г. эта тенденция продолжилась. За три квартала было изготовлено 14 830 тракторов – 139,3% к соответствующему периоду прошлого года, а зерноуборочных комбайнов – 4 023 штуки (219,1% к январю – сентябрю 1999 г.). Рост производства происходит на всех основных предприятиях-изготовителях.

хозяйства">сельского хозяйства. Главная задача - обеспечить комплексную механизацию с.-х. производства, т. е. применение машин не только на основных, но и на всех промежуточных операциях при возделывании таких важнейших культур, как зерновые, кукуруза, сахарная свёкла, картофель, хлопок, при заготовке и приготовлении кормов на животноводческих и птицеводческих фермах.

В дореволюционной России подавляющая часть крестьянства пользовалась примитивным с.-х. инвентарём. По переписи 1910, в крестьянских хозяйствах насчитывалось 7,8 млн. сох и косуль, 7 млн. конных плугов и 752 тыс. конных жаток. В 1913 было изготовлено всего 180 паровых молотилок. Первые предприятия по производству с.-х. инвентаря появились в 19 в. (главным образом ремонтные мастерские иностранных торговых фирм).

После Октябрьской революции 1917 начало планомерному развитию Сельскохозяйственное машиностроение положил Декрет СНК от 1 апреля 1921, в котором указывалось, что производство с.-х. машин и орудий - дело чрезвычайной важности для решения задач по укреплению сельского хозяйства.

Сов. государство создало собственную индустриально-техническую базу для коренной реконструкции всех отраслей сельского хозяйства (см. также Тракторостроение ). С 1926 начат выпуск тракторных культиваторов для сплошной обработки почвы (завод «Красный Аксай»), с 1928 - тракторных плугов (Одесский завод им. Октябрьской революции), с 1930 - зерноуборочных комбайнов, с 1932 - тракторных картофелеуборочных машин. Уже к 1937 СССР по годовому производству зерноуборочных комбайнов вышел на 1-е место в мире - 44 тыс. шт. против 29 тыс. в США; практически произошёл переход к выпуску машин механической тяги. В 1928 их удельный вес (в %) в выпуске составил 2,6; в 1929-9,2, в 1930-19, в 1937-91,2.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 большая часть заводов Сельскохозяйственное машиностроение переключилась на производство оборонной продукции; на Востоке была создана новая база производства с.-х. машин. Построены заводы на Алтае, в Узбекской ССР, Казахской ССР и др. Особенно развилось Сельскохозяйственное машиностроение после войны (см. табл. 1). Сельскохозяйственное машиностроение имеет такие специализированные предприятия, как «Ростсельмаш», «Алтайсельмаш», «Ташсельмаш», «Рязеельмаш», «Львовсельмаш», им. Октябрьской революции (Одесса), «Красная звезда» (Кировоград), Таганрогский комбайновый завод, Херсонский завод им. Петровского и др. Если в 1940 было выпущено машин на 50 млн. руб. (в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955), то в 1950 - на 286 млн. и в 1965 - на 1461 млн. руб. Высокие темпы роста Сельскохозяйственное машиностроение позволили к 1962 превзойти уровень производства с.-х. техники США. В 1973 в СССР изготовлено зерноуборочных комбайнов в 3,4 раза больше, чем в США, тракторных плугов в 2,5, тракторных сеялок в 4,2 раза.

Наряду с количественным ростом производства проводилась работа по созданию и освоению новых конструкций, что позволило более полно механизировать различные отрасли сельского хозяйства с учётом климатических зон. В 1971-74 значительно расширена номенклатура, освоено более 300 новых моделей с.-х. техники. Отраслью решены крупные технические проблемы. Созданы машины для возделывания сельскохозяйственных культур на почвах, подверженных ветровой эрозии, для внесения минеральных удобрений, почвообрабатывающие и др. машины. Производительность новых моделей плугов, сеялок, разбрасывателей удобрений, машин для защиты растений от вредителей повышена в 1,2-1,5 раза, комбайнов для уборки картофеля, хлопкоуборочных машин, пресс-подборщиков, машин для орошения в 1,4-2 раза. Улучшены технико-экономические показатели машин для уборки и обработки зерновых культур. На производство поставлены новые зерноуборочные комбайны - «Сибиряк», «Нива» и «Колос». Ежегодно обновляется 10-13% номенклатуры выпускаемых машин. Происходит переход от индивидуального проектирования отдельных образцов машин к созданию семейства однотипных машин на основе базовых моделей и модификаций.

Большое внимание уделяется улучшению условий труда механизаторов. Комбайны имеют удобные кабины, гидравлические и автоматические устройства, специальные приборы для контроля за работой рабочих органов. Время на техническое обслуживание с.-х. машин снижено в 1,5 раза (за 1971-73).

Повышение производительности машин и их технического уровня позволило высвободить за 60-е гг. из сферы сельского хозяйства 2,5 млн. человек.

Высокими темпами развивается Сельскохозяйственное машиностроение в других социалистических странах (см. табл. 2). Объединение усилий специалистов СССР, ГДР, НРБ, ВНР позволило создать высокопроизводительные самоходные машины для уборки сахарной свёклы, винограда, томатов, а также другие машины.

Среди капиталистических государств наибольшее развитие получило Сельскохозяйственное машиностроение в США, где выпускается более 50% с.-х. машин от суммарного выпуска в капиталистических странах (см. табл. 3).

Крупнейшие фирмы Сельскохозяйственное машиностроение США - «Интернэшонал харвестер» (International Harvester), «Масси-Фергюсон» (Massey-Ferguson), «Аллис-Чалмерс» (Allis Chalmers); Великобритании - «Мотор корпорейшен» (Motor Corporation), «Бритиш Лейленд» (British Leyland); Франции - «Рено» (Renault); ФРГ - «Клёкнер-Гумбольдт-Дёйц» (Klöckner-Humboldt-Dcutz).

Табл. 1. - Производство основных сельскохозяйственных машин в СССР, тыс. шт.


1940

1950

1960

1970

1974

Всего наименований (видов), шт.

Плуги тракторные

Сеялки тракторные

Комбайны зерноуборочные

Комбайны свеклоуборочные

Комбайны картофелеуборочные

Машины хлопкоуборочные

Комбайны кукурузоуборочные


112

188

388

610

752

Табл. 2. - Производство основных сельскохозяйственных машин в странах - членах СЭВ (1973), шт.


Плуги тракторные

Сеялки тракторные

Комбайны зерноуборочные

Комбайны силосоуборочные

Болгария

ЧССР


3820

20853

...

25243

Табл. 3. - Производство основных видов сельскохозяйственных машин в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт.

Плуги тракторные

Сеялки тракторные

Комбайны зерноуборочные

Комбайны силосоуборочные

США

90,01

34,03

25,2

19,8 4

1 Оценка. 2 1971. 3 Сеялки зерновые и хлопковые всех видов в 1972. 4 1972.

Лит.: Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы. [Сборник], М., 1972; Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, 1974, М., 1974.

А. И. Нилюбов.

Статья про слово "Сельскохозяйственное машиностроение " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 10926 раз

Сельскохозяйственное машиностроение - это отрасль, обеспечивающая спрос внутри страны и вне ее на такое оборудование, как техника для обработки почвы перед посевами, оборудование для сева и посадок растений, агрегаты для полива, орошения, внесения удобрений. Кроме того, для ряда культур нужны и машины для обработки почвы после уборки урожая.

Сельскохозяйственное машиностроение также должно выпускать агрегаты для для переработки кормов и их заготовки. Отметим, что определенные культуры и животные требуют уникальных образцов техники и в любом хозяйстве нужны дополнительные механизмы для обеспечения водоснабжения, а также оборудование для мелиоративных операций.

Сельскохозяйственное машиностроение России представлено несколькими десятками крупных производителей, которые выпускают в основном зерноперерабатывающую, зерноуборочную, посевную технику, бороны, протравливатели семян, опрыскиватели, культиваторы, рыхлители, сеялки, косилки, плуги, лущильщики, системы точного высева и другое оборудование. Кроме того, можно приобрести отечественные зерносушилки, приспособления для заготовки силоса, трактора, погрузчики, а также комплексы для хранения зерновых.

Среди предприятий можно отметить следующие: «Сибсельмаш-спецтехника» (концерн «Ростехнологии»), МПК «Аргамак», ОАО «Кузембетьевский РМЗ», ООО «Клаас Восток», «Ивантеевский Элеватормельмаш», «Грязинский культиваторный завод», «Воронежсельмаш», «Белинсксельмаш», «Агротехмаш» и др.

Отечественное сельскохозяйственное машиностроение испытывает достаточно сильную конкуренцию со стороны западных производителей, продукция которых, однако, стоит дороже, что и спасает российских производителей. Кроме того, на импортные сельхозмашины достаточно тяжело получить кредит в российских банках, их сложнее обслуживать по причине наличия на многих образцах которые требуют механиков высокой квалификации. Это также дает некоторые преимущества вышеупомянутым заводам и фирмам.

Успешным примером того, как нужно развивать тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, является Республика Беларусь. Сохранив «социалистическое наследие» и приобретя импортные моторы и другие запчасти, белорусские производители выпускают образцы с оптимальным соотношением «цена - качество», что позволяет им успешно завоевывать российский рынок и поставлять продукцию в некоторые а также, например, на Кубу.

Сельскохозяйственное машиностроение играет важную роль в обеспечении страны, поэтому эксперты с удовлетворением отмечают, что в последние годы наметился некоторый рост в этом секторе российской экономики. Некоторые предприятия пошли по «белорусскому пути», оснащая базовую комплектацию экологичными двигателями, применение которых требуется, например, в Европе. Так, предприятие «Ростсельмаш» настолько успешно продвинулось по пути интеграции западного опыта в отечественные наработки, что получило клиентов в более чем двадцати государствах мира. Отметим, что российская техника такого уровня стоит в три раза дешевле зарубежных аналогов, не уступая им в качестве, что делает ее очень привлекательной для аграриев и производителей комплектующих из других стран.