Государственный контракт по ФЗ 44 является договором (гражданско-правовым актом), который направлен на предоставление услуг или товаров государственным учреждениям и муниципальным предприятиям. Кроме общих положений ГК РФ, содержание контракта регулируется Федеральным законом №44, в котором указаны достаточно жесткие требования к условиям исполнения работ. В частности, в ст. 95 закона прописан ряд положений, изменение которых недопустимо. К ним относят существенные положения договора, такие, как цена контракта, список работ, сроки поставки и т.д. Согласно ст. 95 Закона изменение сроков исполнения контракта может быть отнесено к существенным положениям и не может быть изменено. Однако в пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ говорится об исключениях, которые позволяют Заказчику и Исполнителю сдвигать сроки завершения контракта.

Разбираемся в сроках действия госконтракта

Это следует из положений статьи 94 44-ФЗ. Срок исполнения заказчиком взятых на себя обязательств Фактом исполнения заказчиком своих обязательств считается списание денег с его расчетного счета в пользу поставщика. Если срок поставки товара заказчик может выбирать самостоятельно, ориентируясь на свои потребности, то срок оплаты четко регламентирован. В апреле 2017 года Государственной Думой были приняты поправки в 44-ФЗ, которые касаются порядка оплаты товаров и услуг.


Внимание

Отныне при проведении закупки среди СМП и СОНКО заказчик должен произвести оплату в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента подписания документов, подтверждающих приемку. Для остальных договоров этот срок не должен превышать 30 календарных дней. Исключение из таких правил могут составлять только контракты, заключенные Правительством РФ с целью обеспечения безопасности страны.

Срок действия и исполнения контракта по 44-фз

Важно

Однако есть другие примеры, в которых все не так однозначно. Например, в одном из контрактов нашего клиента было написано, что срок поставки товара 10 рабочих дней, а вообще поставщик обязуется товар еще и собрать. В соответствии со ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик обязуется передать заказчику товар в обусловленный срок, а в соответствии с п.1 ст.509 ГК РФ поставка осуществляется путем отгрузки, передачи товаров покупателю.


В соответствии с п.2 статьи 525 ГК РФ данные правила применяются и при поставке товаров для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, из текста данного контракта вовсе не следует, что в те же сроки должна осуществляться и сборка товара. Конечно, мы не рекомендуем в таких случаях поставщикам затягивать окончательную сборку и установку товара на территории заказчика, однако в случае возникновения спорных ситуаций данный аргумент поможет.

44 фз доп.соглашение, после истечения срока контракта

Нарушение сроков государственного контракта Далее, в соответствии с п.9 статьи 95 44-ФЗ заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Подробно о возможностях заказчика и судебной практике в этой области мы писали в другой статье, основной вывод которой заключался в том, что нарушение срока выполнения работ является существенным нарушением контракта и поводом для его расторжения, а вот нарушение срока поставки товара для расторжения контракта должно быть неоднократным. Кроме того, заказчику необходимо будет доказать факт существенного ущерба от такой просрочки поставки товара.


В рамках этой статьи, мы хотим показать, как и в этом случае поставщик может законно выиграть ценное время.

Срок исполнения контракта

Условие того, что контракт заключается на неопределенный срок должно быть прописано в тексте документа. В обратном случае договор признается незаключенным. Примером обязательств с неопределенным сроком может служить контракт на оказание страховых услуг. Иногда контракт может предусматривать пролонгацию, то есть увеличение срока его действия.
Это может происходить автоматически или по письменному соглашению сторон. Такие контракты относятся к типам документов с неопределенным сроком действия. Срок исполнения обязательств поставщиком Срок поставки товаров или оказания услуг должен быть меньше срока действия контракта.
Конкретный период времени выбирается заказчиком, исходя из индивидуальных потребностей. Существует несколько вариантов установления срока исполнения контракта:

  1. Единоразовая поставка.

Срок исполнения и срок действия контракта по 44 фз

Срок исполнения контракта по 44 ФЗ изменить возможно по соглашению сторон, когда стороны добровольным изъявлением подписывают новый документ (дополнительное соглашение), в котором подписывают новый срок исполнения контракта по 44 ФЗ. Аналогично соглашением сторон можно изменить и срок действия контракта по 44 ФЗ. Другие возможные действия, при которых срок исполнения контракта по 44 ФЗ меняется в одностороннем порядке будут признаны судом недействительны.

Срок действия контракта 44 ФЗ напрямую завязан со сроком обеспечения исполнения контракта. Срок действия контракта 44 ФЗ должен превышать срок обеспечения контракта. Таким образом, при составлении грамотного контракта необходимо различать срок исполнения контракта по 44 ФЗ и срок действия контракта по 44 ФЗ.
Неправильная трактовка понятий может спровоцировать негативные последствия.

Каталог статей

Что касается срока дей­ствия контракта, отметим, что это понятие не анало­гично сроку исполнения обязательств по контрак­ту. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или догово­ром может быть преду­смотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обя­зательств сторон по до­говору. Но даже при на­личии в контракте такого условия дата прекращения обязательств, возникших из контракта, не равно­значна дате, когда обяза­тельство должно быть ис­полнено в соответствии с условиями контракта (ст.

314 ГК РФ), учитывая, что неисполнение обяза­тельства в установленный договором срок само по себе не прекращает такое обязательство (ст. 407 ГК РФ). По смыслу ч.ч. 1, 13 ст. 34, п. 2 ст.

Изменение сроков государственного контракта 44-фз

В судебной практике РФ объективными принято считать следующие обстоятельства:

  • Уменьшение финансирования работ из-за сокращения выделяемых из бюджета средств, соответственно, с этим связывается и изменение сроков;
  • Увеличение объемов поставок по госконтракту (но не более 10%).

На это, помимо ФЗ 44, указывает п. 1 ст. 767 Гражданского Кодекса РФ. Расторжение или продление срока муниципального контракта по 44 ФЗ? В некоторых случаях суд будет настаивать на расторжении контракта и выплате штрафа даже при обоюдном согласии сторон на его продлении. Изменение срока, как говорилось выше, относится к существенным условиям заключенного договора, и для их изменения нужны веские основания.
Договор может быть продлен, если его расторжение приведет к существенным финансовым потерям Заказчика, Исполнителя, или нанесет вред интересам государства.
Закона № 44-ФЗ сроками испол­нения обязательств по контракту являются преду­смотренные контрактом сроки поставки товара, завершения выполнения работ, оказания услуг, сро­ки оплаты товара, работы или услуги, сроки осущест­вления заказчиком прием­ки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказан­ной услуги. Следовательно, под сроком исполнения контракта необходимо по­нимать срок, в течение ко­торого в соответствии с ус­ловиями контракта обе его стороны должны исполнить все свои обязательства, и этот срок не равнозначен сроку действия контракта. Соответственно, указывать в реестре контрактов в ка­честве срока исполнения контракта дату окончания срока его действия непра­вомерно.

Исполнение контракта по 44 ap после окончания срока действия

Как правило, поставка осуществляется партиями или частями за какой-то определенный промежуток времени поэтому возникает необходимость в составлении определенного графика поставки, в котором обозначаются сроки и количество поставляемого товара. Не поставка партии товара в срок, установленный графиком, также является просрочкой и предпосылкой к наложению санкций на виновную сторону. Возможно ли изменить срок исполнения контракта по 44 ФЗ? Срок исполнения контракта по 44 ФЗ является существенным условием. Тогда как, изменение существенных условий недопустимо стороной самостоятельно. При изменении стороной существенных условий в одностороннем порядке и совершение действий по новым правилам, влечет их недействительность и, как следствие, нарушение обязательств.

Исполнение контракта по 44 фз после окончания срока действия

Протоколы разногласий и сроки государственного контракта Следующая возможность поставщика по увеличению фактического срока поставки – написание протокола разногласий к государственному контракту по результатам аукциона, если, конечно, такие разногласия реально могут быть. В соответствии с п.4 статьи 70 44-ФЗ у поставщика имеется такое право. В этом случае поставщик может выиграть от 6 дней. Во-первых, в соответствии с п.5 статьи 70 44-ФЗ на направление протокола разногласий государственному заказчику у поставщика есть 13 дней со дня размещения протокола аукциона в единой информационной системе, то есть на 3 дня больше чем на подписание контракта (этим пользуются многие поставщики, которые случайно не успели подписать контракт вовремя).
При этом срок на подачу жалобы другими участниками уже истек, соответственно риска, что результаты аукциона будут отменены, уже нет.

Однако такой подход может быть признан и нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона № 44-ФЗ (Решение Омского УФАС России от 29.02.2016 по делу № 03-10.1/38-2016). Отличия от других периодов В первом случае подразумевается промежуток, в течение которого осуществляется приемка и экспертиза поставленной продукции, оплата, взаимодействие сторон при изменении, расторжении соглашения. Период оплаты не должен превышать 30 дней с даты подписания документа о приемке (ч.

13.1 ст. 34 № 44-ФЗ). Если соглашение заключено с субъектом малого предпринимательства, то этот отрезок времени сокращается до 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30 № 44-ФЗ). Общий срок исковой давности равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ). Он берет начало с момента окончания исполнения обязательств по контракту и не может превышать 10 лет. К периоду предоставления гарантийных обязательств в Законе № 44 ФЗ нет четких требований.

Мы бюджетное учреждение. Нами проведен аукцион на выполнение проектных и изыскательских работ. Срок подписания самого договора еще не истек. Срок выполнения работ истекает в конце декабря. Исполнитель просит уже сейчас выдать ему всю необходимую документацию, а также предупреждает, что может не уложиться в указанные сроки. Как нам лучше поступить в указанной ситуации?

  • Вопрос: №1364 от: 2014-12-22.

В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 44-ФЗ) регламентирован срок подписания гражданско-правового договора (контракта).

При этом, до заключения договора Заказчик имеет право не выдавать Исполнителю необходимую документацию.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Участники закупки самостоятельно принимают решение об участии или не участии в закупке с учетом своих возможностей и обязательстве надлежащим образом выполнить условия договора.

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно ч. 2 ст. 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд ) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего кодекса об этих видах договоров.

В соответствии со статьей 709 ГК РФ в договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способ ее определения.

Согласно с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. И если иное не установлено законом, иными правовыми актами или иное не предусмотрено договором, подрядчик (исполнитель) несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного сроков выполнения работ.

В соответствии ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик (исполнитель) не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на исполнителя проектных и изыскательских работ, возложена обязанность по соблюдению как начального, так и конечного сроков выполнения работ.

Указанная правовая позиция подтверждается и судебной практикой (см. Решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-4898/2014 от 22 сентября 2014 года).

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если нарушение условий контракта заключается только в просрочке выполнения работ, с контрагента должны быть истребованы пени, но не штраф. Если наряду с невыполнением работ в установленный срок контрагент допустил иные нарушения обязательств по контракту (например, не выполнил работы на момент прекращения контракта, выполнил их не в полном объеме, нарушил требования к качеству работ и т.д.), ему должно быть предъявлено требование об уплате как пеней, так и штрафа.

Обоснование позиции:
Любое обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями ( ГК РФ). Это относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Указанный Закон основан в том числе на нормах РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Поэтому ко всем заключаемым в соответствии с ним договорам (контрактам) применяются нормы ГК РФ с учетом особенностей, установленных указанным Законом N 44-ФЗ.
Согласно Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также - контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Заметим, что, хотя в этой норме, как и в ГК РФ, упоминается о "неустойке (штрафе, пене)" без разграничения этих понятий, на практике существует устоявшееся понимание о штрафах и о пенях, как о видах неустойки. Такое разграничение прямо проведено в иных нормах N 44-ФЗ, которые непосредственно определяют и различные основания взыскания, различные нарушения условий контракта, за которые взыскиваются эти виды неустойки.
Так, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства ( Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за нарушения обязательств, не связанные с просрочкой исполнения ( Закона N 44-ФЗ, смотрите также Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, далее - Правила). Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен, поэтому вопрос о наличии оснований для предъявления к контрагенту требований об уплате штрафа должен решаться исходя из условий контракта и существа допущенного нарушения. Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).
Из этих критериев в спорных ситуациях исходят и суды. Так, АС Поволжского округа в от 12.10.2017 N Ф06-24639/17 указал, что законодательство о контрактной системе разделяет просрочку исполнения обязательства и иные нарушения поставщиком обязательств, устанавливая специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.11.2015 N 13АП-22758/15 применительно к рассмотренной им ситуации пришел к выводу, что возложение двойной ответственности за просрочку исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, а именно: пеней за каждый день просрочки обязательства и штрафа в виде фиксированной суммы за тоже нарушение, противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, исключающей просрочку исполнения обязательств из числа нарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. В АС Северо-Кавказского округа от 08.12.2016 N Ф08-9187/16 отмечается, что, поскольку подрядчик фактически совершил одно нарушение - нарушил срок выполнения работ по контракту, с него должны быть взысканы пени, но не штраф.
Таким образом, взимание штрафа за нарушение срока выполнения работ по контракту противоречит правилам N 44-ФЗ, которые предусматривают ответственность за это нарушение только в виде пеней (смотрите также АС Волго-Вятского округа от 05.12.2016 N Ф01-5271/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 N , Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2017 N 15АП-7180/17).
Однако нарушения, допущенные подрядчиком при исполнении обязательств по контракту, могут не ограничиваться просрочкой выполнения работ. Так, например, работы могут быть или выполнены не в полном объеме, или не выполнены вовсе, или выполнены, но с ненадлежащим качеством. При таких обстоятельствах взимание с контрагента как пеней, так и штрафа, является обоснованным, поскольку эти меры ответственности применяются за различные правонарушения. Именно такого подхода придерживаются и суды.
В частности, в судебной практике сформирован подход, в соответствии с которым пеня за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения обязательства, явившийся основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, смотрите также Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2017 N 19АП-3329/16).
К аналогичному выводу суды приходят в ситуациях, когда контракт исполнен частично или с нарушением требований к качеству работ ( АС Московского округа от 17.10.2016 N Ф05-14602/16, АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2016 N , Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 N 02АП-4666/17, Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 N 05АП-3944/17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 N 09АП-57682/16).
Следовательно, если в рассматриваемой ситуации нарушение контракта со стороны подрядчика заключается только в том, что результат работ не сдан заказчику в установленный контрактом срок, иные нарушения обязательств по контракту допущены не были (работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, хотя и с просрочкой), с подрядчика должны быть истребованы только пени, но не штраф. Если же наряду с просрочкой в сдаче результата работ подрядчик допустил иные нарушения условий контракта, наряду с пенями он обязан уплатить заказчику штраф в размере, определяемом в соответствии с Правилами.
Отметим также, что в спорной ситуации вопрос о правомерности одновременного применения к подрядчику двух видов санкций за допущенное нарушение (пеней и штрафа) может быть решен судом исходя из фактических обстоятельств и анализа условий контракта ( ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Добрый день. Позиция МинЭкономРазвития выглядит так:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМА
от 2 октября 2015 г. N Д28и-2847, от 29 июля 2015 г. N ОГ-Д28-10150
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Относительно возможности заключения контракта позднее даты его фактического исполнения отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Однако в данном случае речь идет о заключении контракта после окончания работ. Что касается заключения контракта в ходе оказания услуги, то возможно Вам поможет следующий ответ

Комитет государственных закупок
Мурманской области
Можно ли при заключении контракта с единственным поставщиком на поставку коммунальных услуг (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение) руководствоваться нормами гражданского законодательства. Так в части заключения контракта с 01.03.2016 прописать, что правоотношения сторон распространяют свое действе с 01.01.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, возможность заключения контракта позднее даты его фактического исполнения положениями Закона № 44-ФЗ не предусмотрена. Данная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 03.08.2015
№ ОГ-Д28-10424.
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок. В соответствии с нормами ст. 158 и ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма), сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной), сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
Таким образом, при осуществлении закупки на оказание коммунальных услуг (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение) в соответствии с пунктами 8, 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять оплату на основании выставленных счетов.

Но речь тут идет о единственном поставщике. Из Вашего вопроса не усматривается, является ли он таковым в Вашем случае. Если же нет, то ответственность наступит по указанной коллегой норме.

Это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Контракт по 44-ФЗ заключается с участником, который выиграл тендер (аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений) или с единственным поставщиком.

В 2016 году было заключено 3,3 миллионов контрактов по 44-ФЗ на 5,3 триллиона рублей. На долю электронных аукционов пришлось 58,5% контрактов по 44-ФЗ.

Общие положения и условия заключения и исполнения контракта определены 34 статьей 44-ФЗ .

Условия заключения контракта по 44-ФЗ

Контракт по 44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных:

  1. Извещением или приглашением
  2. Документацией о закупке (проектом контракта)
  3. Заявкой участника (содержащей предложенные им условия: цену, срок и т.п.)
  4. Окончательным предложением участника (например, последним ценовым предложением в аукционе)

Изменение существенных условий контракта при его исполнении запрещено , за исключением изменения контракта по соглашению сторон по 95 статье 44-ФЗ.

Для заключения контракта поставщик предоставляет обеспечение контракта способом, определенным в документации закупки. Документация размещается на официальном сайте и электронной площадке , где проводятся торги.

Цена контракта по 44-ФЗ

Цена контракта по 44-ФЗ не подлежит изменению, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

По предложению Заказчика количество товара, объема работ или услуг может быть уменьшено или увеличено с пропорциональным изменением цены контракта по 44-ФЗ не более или не менее 10%.

Что включает в себя контракт по 44-ФЗ

Контракт должен содержать порядок и сроки:

  • Оплаты
  • Приемки (количества, комплектности и объема)
  • Оформления результатов приемки

В контракт по 44-ФЗ включается:

  • Условие о сроках возврата поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения контракта
  • Обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (пени, штрафы)
  • Обязательство об уменьшении суммы, подлежащей оплате на размер подоходного налога (если контракт заключен с физическим лицом)
  • График исполнения контракта, если срок заключения превышает 3 года и цена контракта более 100 миллионов рублей.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.

Допускается заключение контракта по 44-ФЗ с несколькими участникам в случаях:

  • Поставки технических средств реабилитации инвалидов
  • Создание нескольких произведений литературы и искусства
  • Выполнение научно-исследовательских работ
  • Оказание услуг в сфере образования
  • Услуги по санаторно-курортному лечению и оздоровлению
  • Услуги по организации отдыха отдыха и оздоровления детей (в т.ч. предоставление путевок)

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Отсчет срока заключения контракта начинается от даты размещения протокола определения поставщика.

Сроки заключения контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки.

Электронный аукцион по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона.

Открытый конкурс по 44-ФЗ . Контракт заключается не ранее 10 дней и не позднее 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Запрос котировок по 44-ФЗ . Срок заключения контракта установлен от 7 до 20 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Минимальный срок подписания контракта по 44-ФЗ нужен для возможности обжалования участниками контрактной системы результатов закупки.

Сроки по 44-ФЗ по умолчанию измеряются в календарных днях , если отдельно не оговорено измерение в рабочих днях. Перенос сроков с выходных дней на рабочие осуществляется по нормам ГК РФ.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта по 44-ФЗ . Исключения, где обеспечение контракта является правом, а не обязанностью заказчика, определены в 96 статье федерального закона.

Обеспечение контракта устанавливается от начальной (максимальной) цены и составляет:

  • 5 — 30% при цене до 50 млн. руб.
  • 10 — 30% при цене от 50 млн. руб., но не менее размера аванса
  • повышается до 45% в случае применения антидемпинговых мер (при снижении цены выше 25%).

Контракт заключается после предоставления обеспечения. Если обеспечение установлено, а участник закупки не в состоянии его внести, он считается уклонившимся от заключения контракта.

Способы обеспечения исполнения контракта:

  • Внесение денежных средств на счет заказчика

Способ внесения обеспечения участник закупки определяет самостоятельно.

При выборе банковской гарантии , срок ее действия на 30 дней должен перекрывать срок действия контракта.

Ответственность заказчика по контракту 44-ФЗ

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по контракту по 44-ФЗ, поставщик может потребовать оплаты неустойки.

Конечно, это крайняя мера. Обычно поставщики стараются обходить острые углы, не ссорится с заказчиками, а находить компромиссы.

Особенно хорошо это понимают крупные компании, давно работающие на рынке, имеющие хорошую репутацию. Они выстраивают долгосрочные отношения и понимают, что каждая сторона имеет право на ошибку.

Если такое требование заявлено, то пеня начисляется по стандартной ставке 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки исполнения обязательства (в соответствии с ГК РФ). В случае ненадлежащего исполнения контракта, уже начисляется штраф в виде фиксированной суммы.

Размер ставки рефинансирования ЦБ приравнивается значению ключевой ставки ЦБ (указание 3894-у от 11 декабря 2015 года). Размер ключевой ставки ЦБ — 9,75% с 24 марта 2017 года.

Штрафы за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:

  • 2,5% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 2% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1,5% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей

Ответственность поставщика по контракту 44-ФЗ

Ответственность поставщика работает по той же схеме, что и заказчика.

Однако проект контракта разрабатывается заказчиком, который определяет все условия закупки и платит деньги. Поэтому его интересы защищены контрактом гораздо лучше.

В контракт могут быть включены крупные штрафы, достигающие 10% от суммы контракта.

Если учесть, что сумма контракта для поставщика является выручкой, из которой нужно вычесть расходы на материалы, оплату труда, логистику и прочее, то такие штрафы могут уничтожить большую часть прибыли.

В случае просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту поставщиком (подрядчиком, исполнителем) уплачивается неустойка. Заказчик должен направить поставщику соответствующее требование.

Неустойка по контракту по 44 федеральному закону бывает в виде пеней и штрафов

Размер неустойки определяется в документации закупки в соответствии с правилами определения размера штрафа и размера пени, утвержденными постановлением Правительства 1063 от 25 ноября 2013 года.

Пени начисляются за просрочку исполнения обязательств по контракту пропорционально фактически не исполненному объему обязательств.

Формула расчета: Пени = (Цена контракта — Выполненные работы) х Коэффициент х Дни просрочки х Ключевая ставка ЦБ

Ставка пени определяется с учетом коэффициента просрочки исполнения контракта:

  • до 50% от срока исполнения — 0,01 ставки рефинансирования
  • от 50 до 100% от срока исполнения — 0,02 ставки рефинансирования
  • свыше 100% от срока исполнения — 0,03 ставки рефинансирования

Размер пени зависит от просрочки исполнения контракта.

Например, заключен контакт на 10 млн. рублей на поставку компьютеров. В срок поставщик осуществил в срок поставку на 7 млн. рублей. Оставшуюся часть просрочил. Пени будут начисляться на 3 млн. рублей.

Возьмем срок исполнения контракта 30 дней. Если просрочка составит 10 дней, то коэффициент будет 10/30 х 100%, т.е. 30%. Ставка 0,01.

Если просрочка составила 18 дней, то коэффициент будет 18/30 х 100%, т.е. 60%. Ставка 0,02.

Если просрочка превысила срок исполнения контракта и составила 40 дней, то коэффициент будет 40/30 х 100%, т.е. более 100%. Пеня составит 0,03 ставки в день.

Размер пеней составит 3 млн. х 0,03 х 40 дней х 9,75% (ключевая ставка ЦБ). В результате расчета размер пеней составит 8775 рублей в день, а за 40 дней — 351000 рублей.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде фиксированной суммы.

Размеры штрафов за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту 44-ФЗ:

  • 10% от цены контракта до 3 млн. рублей
  • 5% от цены контракта от 3 млн. до 50 млн. рублей
  • 1% от цены контракта от 50 млн. до 100 млн. рублей
  • 0,5% от цены контракта свыше 100 млн. рублей

Самые крупные и невыгодные штрафы ожидают поставщика контракта при суммах до 50 миллионов рублей. 5% от 40 млн. составит 2 млн. рублей. Такой штраф может полностью уничтожить маржу компании.

Исполнение контракта по 44-ФЗ

Исполнение контракта включает меры, направленные на достижение целей осуществления закупки.

Взаимодействие заказчика с поставщиком по исполнению контракта включает:

  • Приемку, оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (отдельных этапов), проведение экспертизы
  • Изменение, расторжение контракта, применение мер ответственности

Приемка товара, работы, услуги по контракту 44-ФЗ

Для проверки результатов контракта или отдельного этапа заказчик обязан провести экспертизу своими силами или привлечь экспертов.

Сроки приемки устанавливаются контрактом. По результатам оформляется документ о приемке, либо мотивированный отказ.Заказчик не вправе отказать в приемке результатов, если несоответствие не препятствует приемке и устранено поставщиком.

Для проверки товара, работ или услуг, предоставленных исполнителем заказчик может создать приемочную комиссию в составе не менее 5 человек. Результаты приемки включаются заказчиком в отчет, размещаемый в единой информационной системе.

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ содержит информацию:

  • Результаты поставки товара, выполнения работы, оказания услуги
  • Соблюдение сроков исполнения контракта (в т.ч. отдельных этапов)
  • Нарушения в ходе исполнения контракта или его неисполнение, примененные санкции
  • Данные об изменении или расторжении контракта

К отчету об исполнении контракта по 44-ФЗ прилагаются: заключение экспертизы, документ о приемке.

Срок исполнения контракта по 44-ФЗ

44-ФЗ не регламентирует минимальный и максимальный срок на который заключается контакт. Срок исполнения контракта по 44-ФЗ, а также каждого этапа определяется в проекте контракта.

Сроки исполнения контракта по 44-ФЗ могут составлять от 1 дня до 3 и более лет. Данные о том, какой срок исполнения контракта по 44-ФЗ включаются заказчиком в реестр контрактов. Это должна быть конкретная дата.

Признание контракта недействительным

Суд может признать контракт недействительным по жалобе поставщика или требованию контрольного органа, в случае установления личной заинтересованности должностных лиц заказчика в получении выгоды или доходов в заключении контракта.

Реестр контрактов

Контракт по 44-ФЗ считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью поставщика и заказчика.

Вы можете ознакомиться с реестром контрактов , изучить их условия и образцы.