Управление государственной собственностью

В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду.

Префект мог бы затем использовать этот королевский инструмент и, таким образом, в одностороннем порядке изменить назначение этих земель. Но как насчет права ретроцессии? Должно ли государство искать и обеспечивать, чтобы прежние владельцы отказались от своего права на ретроцессию до выполнения задания? Если один из этих владельцев желает воспользоваться этим правом, то должно ли государство его компенсировать?

Узел затягивается вокруг моей тощей шеи! Г-н су-префет, сумасшедший, читающий блог об административном праве, хочет использовать теорию мутации недвижимости! Городской совет или мэр? До сих пор нет указаний по реализации этой статьи, в которых указаны условия операции и шаги, которые необходимо соблюдать? Этот код на самом деле не всегда очень точен, и он создает реальные проблемы.

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению.

Отношения собственности - это отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности.

Чтобы ответить Антонибу, мне кажется, что муниципальный совет обсуждает принцип обмена, а затем назначает мэра в качестве исполнительного органа процедуры. Какая польза? Имущество, принадлежащее частному или общественному достоянию Департамента? Будет ли собственность попадать в частное или общественное достояние Коммуны? И если это свойство в общественном достоянии, какая государственная служба это и будет ли это затронута? В зависимости от ответов на эти вопросы решение будет другим.

В любом случае, совещательные органы двух общин должны решить! Генеральный совет должен принять задание и его условия; муниципальный совет должен разрешить приобретение и его условия. Еще одно обязательство: Департамент должен взять на себя инициативу по захвату французского домена для определения рыночной стоимости продаваемого имущества.

Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой - правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего ГК РФ.

Управление собственностью - это воздействие, оказываемое собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами, на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов.

Условия передачи включают бюджетные аспекты. Было бы интересно связать Казначейство с этим проектом. Наконец, Коммуна не будет забывать ежегодно осваивать свои родовые операции и присоединять свои обсуждения к своему административному учету. Надеюсь, это было полезно для вас.

Оценка, сотрудничество и внимание инвесторов. Это позволило нам избежать больших ослеплений. В прошлом ошибка заключалась также в идее использования, которую можно было бы использовать в публичной недвижимости. Добавление: Валорирование означает просмотр всего поля. Это также означает расходы, а не только обналичивание. Это значит привести в порядок, делая пространство более полезным. Затем Баретта подчеркнул важную новинку: отношения с местными властями. На самом деле, поскольку 70% публичной собственности принадлежит местным властям.

Таким образом, собственность есть одновременно экономическая, правовая, управленческая категория.

Теория и практика управления государственной собственностью широко оперируют фундаментальными понятиями, как «собственность», «субъекты собственности», «объекты собственности». Указанные термины многозначны в том смысле, что обладают несколькими разными значениями в зависимости от области употребления и цели использования данного термина.

Сотрудничество и внимание инвесторов

Чтобы подчеркнуть, тогда несколько маргинальный аспект был задуман Ивана Скалфаротто, заместителя секретаря. Объясняя: Для инвестора проблема заключалась в том, чтобы найти интересный актив между представленной массой имущества. Усилия, предпринятые нами совместно, заключались в создании инструмента, способного представлять готовые к использованию объекты недвижимости. Стало очевидным общее предложение, в котором теряет инвестора. И «была сделана очень умная командная игра».


Государственная недвижимость: состав, деятельность, проекты и результаты

Что касается согласованности, то на долю государственного использования приходится 48% управляемых активов на сумму более 50 млрд. в то время как доступные активы составляют 38% портфеля и всего 2, 6 млрд. долл.

Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом (человеком, группой или сообществом людей, хозяйствующими субъектами, организациями, учреждениями, органами власти и управления), с одной стороны, и объектом (любой субстанцией материального мира в виде материально-вещественных объектов и духовных ценностей, информации), с другой стороны.

Государственная недвижимость демонстрирует тенденцию, которая знаменует увеличение ее общей стоимости по сравнению с существенным уменьшением количества активов, которые ее делают, для постепенной оптимизации портфеля, поэтому меньше недвижимости, но более ценной. Это также связано с эффективностью текущих процессов рационализации, продаж и передачи активов местным органам власти в порядке федерализма.

Доля собственности, принадлежащей государству, увеличивается в результате закрытия многочисленных пассивных договоров аренды и, следовательно, наибольшего количества квадратных метров государственных объектов, принадлежащих государственным администрациям, с выгодами в плане сокращения издержек.

Эта связь проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

Собственность как объект означает все то, что становится предметом, объектом принадлежности определенному субъекту (индивиду, группе, множеству индивидуальных субъектов).


Субъект собственности (собственник) - лицо, которому принадлежит объект собственности, обладатель права собственности на данный объект, представитель активной стороны отношений собственности,

Норма, по сути, гласит, что через три года после передачи имущество, не используемое территориальным органом, должно будет попасть в собственность государства. За эти пять лет продажи других активов государственных органов были добавлены к 667 миллионам евро.

В этой связи следует отметить операцию, начатую в сотрудничестве с Министерством экономики и финансов для определения государственных активов, которые будут задействованы в процессах валоризации, повторного использования или удаления. В первом выпуске проекта было идентифицировано около 700 активов государственного имущества, на которых были активированы операции с недвижимостью. Примерно 40% из них были инициированы для валоризации или отчуждения, а остальные 60% находятся в процессе анализа и оценки, стремясь присвоить возможное конечное место назначения. расширить аудиторию заинтересованных сторон, включив в нее все муниципалитеты с населением более 1000 человек, в дополнение к регионам, провинциям, столичным городам и другим государственным образованиям.

Наличие конкретного субъекта собственности, олицетворяющего, реализующего право собственности, есть обязательное условие возникновения и действия отношений собственности. Безсубъектная собственность - это абстракция.

В качестве субъектов государственной собственности могут выступать:

Народ, осуществляющий право и полномочия собственности непосредственно или делегируя их органам управления;

Валоризация фар, в Официальном вестнике

Заключительный этап призыва к участию в торгах в настоящее время ведется с рассмотрением 39 полученных предложений. Анонсы были опубликованы в Официальном журнале для уступки от 6 до 50 лет этих структур.

Осветительная подсветка предназначена для установки на зеленый прием при 100%

Инициатива «Стоимость страны - фары» продолжается. Была завершена онлайн-консультация общественности, инициированная Агентством демократии, для сбора предложений и предложений по будущим сценариям 11 государственных маяков и возможного использования этих магических структур, расположенных по всей стране. 87% участников предложили туристический, приемный, столовый или рекламный прием.

Государство в лице уполномоченных органов государственной власти, федерации и ее субъектов;

Государственные организации и учреждения, наделенные правами собственности (управления собственностью) со стороны государства и от его имени.

Объект собственности представляет пассивную сторону отношений собственности, выступая в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных, интеллектуальных ценностей, денежных средств, принадлежащих целиком или в некоторой части субъекту собственности.

Объекты собственности часто называют просто собственностью.

Виды объектов государственной собственности:

Недра, полезные ископаемые;

Земли сельскохозяйственного и иного назначения;

Водные ресурсы;

Леса и лесные богатства;

Имущественные комплексы в виде зданий, сооружений, жилых объектов, оборудования, других имущественных ценностей;

Памятники истории и архитектуры;

Унитарные предприятия;

Объекты интеллектуальной собственности;

Финансовые ресурсы, денежные средства, драгоценности.

2. Государственная собственность как объект управления .

Гражданский кодекс конструирует определение права собственности через триаду полномочий собственника ст. 209 - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Итак, правовое понятие собственности фиксирует правомочия собственника по отношению к его вещи, дабы показать и защитить их абсолютность. Без разделения на основные виды: владение, пользование, распоряжение _ очень трудно понять суть субъектно-объектных отношений. Следует четко различать собственника-владельца, собственника-пользователя, собственника-распорядителя, особенно в тех случаях, когда эти элементы отношений собственности разделены между разными лицами.

Владение - начальная, исходная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности, либо факт реального обладания объектом. Владение есть первичная форма, имеющая в этом смысле главенствующий характер. Но владение выступает статичной характеристикой отношений собственности, это номинальное право либо практическая возможность использовать объект, далеко не всегда реализуется.

Владелец, которому принадлежит объект, может обладать правом, удостоверенным наличием требуемых документов или просто признанным как факт, не осуществляя это право, не пользуясь им. Отдельные владельцы издавна делегировали полномочия распорядительства своей собственностью управляющим, сохраняя при этом за собой получение доходов от собственности. Так что владение, взятое в отдельности, еще не является в полной мере собственностью в социально-экономическом смысле этого слова, подразумевающем не только владение, но и распорядительство, и использование объекта.

В ряде случаев владение превращается в формальное, декларируемое право, которым владелец не пользуется, а порой и не знает как пользоваться и не стремиться к тому. Так обстоит дело с общественной, общенародной собственностью, владельцем которой формально является народ. В других случаях функция владения отделена от юридического владельца и передана другому субъекту, который не будучи владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается ею и использует ее. Так, например, государственные органы, не являясь юридически владельцами государственной собственности (таковым номинально является народ в лице государства), фактически выступают в роли владельцев.

Распоряжение - наиболее явный способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, дающий субъекту право и возможность управлять объектом, поступать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона практически любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидация.

Фактически собственник становится таковым, получив права и реальную возможность распоряжаться объектом собственности. Так что даже владелец есть полный собственник, только если он одновременно и распорядитель.

Пользование означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя. Владение и пользование собственностью могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделены между различными субъектами. Последнее означает, что пользоваться вещью можно и не будучи ее владельцем. И наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право другому субъекту. Так, к примеру, наемный работник использует средства производства, не являясь их владельцем, а, скажем, владелец гостиницы сам ею обычно не пользуется.

Выделяют три стороны юридических отношений собственности:

1. Отношения собственника к принадлежащему ему имуществу как к своему;

2. Отношения между собственником и всеми третьими лицами, обязанными не препятствовать собственнику в осуществлении его правомочий (выражение абсолютного характера права собственности);

3. Третья сторона отношений собственности - собственник и государство, охватывающая налоговые отношения, защиту и гарантии собственности, правила государственной регистрации и ограничения оборота определенных видов имущества.

Право собственности представляет собой комплексный правовой институт.

Правовое регулирование отношений собственности складывается из норм, которые:

1. Устанавливают саму возможность принадлежности материальных благ определенным лицам (конституционное, гражданское, административное право - приобретение и прекращение права собственности);

2. Устанавливают характер и границы поведения владельцев имущества (гражданско-правовой режим, административно-правовой режим объекта собственности);

3. Предлагают способы защиты от посягательства других лиц (гражданское, административное, уголовное право).

Современное отношение к значению государственной собственности весьма противоречиво.

Необходимо определить, в каких областях существование государственной собственности целесообразно с точки зрения публичных интересов.

Предприятия, которыми владеет и управляет государство (прежде всего речь идёт о предприятиях, имеющих первостепенное значение для экономического прогресса или национальной безопасности, например, о шахтах или нефтеперерабатывающих заводах);

Общественно значимые структуры, которыми владеют и управляют национальное или местное правительства (железные дороги, авиалинии, телекоммуникации, школы, больницы и т.п.);

Предприятия, принадлежащие государству, но не управляемые им;

Предприятия, частично принадлежащие государству с самым разнообразным уровнем структурой контроля над ним.

С экономической точки зрения различают два типа государственной собственности:

Первый - государственная собственность в коммерческом секторе (хозяйственные общества, государственные предприятия),

Второй - некоммерческий сектор государственной собственности (различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы, коммуникации, аэропорты, авиационный компании, национальные музеи, библиотеки). Последние объекты не приносят прибыль, но объекты не эффективны не потому, что они государственные, а наоборот, они государственные потому, что неэффективны и переданы государству для выполнения неких общих важных функций.

В отношении современной России констатируется, что:

1) удельный вес продукции, произведённый государственным сектором, выше фиксированного статистикой,

2) правомерно квалифицировать смешанную государственно-частную собственность как относительно самостоятельную форму, в рамках которой существуют специфические отношения распоряжения, владения и пользования,

3) более высокая по сравнению с государственным и частным секторами инвестиционная активность сектора со смешанной собственностью даёт основания считать его более дееспособным.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни вели речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия «вещи» и «имущество» применяются как синонимы. При этом для определения термина «имущество» используется форма:

Имущество - это всё материальное, что имеет стоимость, а также не материальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость.

Понятия имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причём имеющее некую экономическую ценность.

Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не «полное хозяйственное господство», а лишь ограниченные возможности использования.

Классификация объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

В Российском законодательстве публично-правовая разновидность собственности государства практически не отражена. Гражданскому кодексу известно понятие вещи, изъятой из оборота, но это чрезвычайно узко и обслуживает интересы лишь частно-правовой семьи отраслей. Если признать существование публично-правовой и частно-правовой разновидностей государственной собственности, довольно просто решается вопрос правового регулирования: все, что касаемо частной собственности государства, регламентируется гражданским правом, а все, что относится к публичной собственности, - конституционным и административным правом.

Ч.2 и 3 ст.212 ГК РФ, отсылающая к ФЗ, который определит то имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности, позволяет вести речь о «полуформальном» существовании исключительной (абсолютной) собственности государства. В отношении этой собственности у государства не возможное поведение, а долженствование, не право государства (возможность) иметь собственность, а обязанность государства (долг).

Кроме того, изъятые из оборота вещи также можно считать исключительной государственной собственностью (ресурсы континентального шельфа; территориальные воды и морские экономические зоны РФ; заповедники; целебные источники; памятники истории и культуры; вооружение; объекты оборонного значения; недра и др.) Алмазный, золотой и валютный фонды относятся к объектам, ограниченным в обороте.

Вопрос об исключительной государственной собственности и достоянии - это вопрос о правовом режиме того или иного объекта.

Правовой режим в системе права государственной собственности - это особый правовой порядок, устанавливаемый совокупностью норм, регламентирующих специфику объекта (предмета) правовых отношений субъектов права с учетом общего, государственного интереса к целям, порядку и последствиям владения, пользования и распоряжения наиболее ценной частью государственной собственности.

АНДРЕЙ САВЧЕНКО
кандидат экономических наук,
вице-президент Металлургической инвестиционной компании
(Россия)

Россия нуждается в построении смешанной социально-экономической системы и объективно готова к этому
Для формирования и функционирования развитой экономики недостаточно факторов самоорганизации, необходима также
и государственная организация (управление)
Управление государственной собственностью в период глобальных преобразований – одна из наиболее сложных и малоразработанных проблем в экономической науке

Известно, что в России разрушена старая система управления государственной собственностью, а новая не сформирована и не осмыслена концептуально. Пока нет однозначных ответов на вопросы: в какую социально-экономическую систему трансформируется наше общество; какую роль при этом должна играть государственная собственность в экономике в переходный период и по его окончанию, какую систему управления ею необходимо формировать.

Думается, что по примеру большинства стран мы должна создавать смешанную экономику . Безусловно, при переходе к ней требуется преодолеть тотальную монополию государственной собственности. Однако это не означает преуменьшения значения последней. Она и в данных условиях выполняет важнейшие функции, поэтому необходимо эффективное управление ею. Оно имеет две составляющие: с одной стороны, управление ее трансформацией в частную собственность до рационального уровня , с другой, управление ее воспроизводством и использованием .

К сожалению, в начале нынешних реформ ни один из названных процессов не был концептуально осмыслен. Шло лишь тотальное разрушение государственной собственности, главным инструментом чего была так называемая широкомасштабная приватизация. Она (в том варианте, который был реализован) не способствовала появлению частной собственности, более эффективной по сравнению с государственной. Негативное отношение реформаторов к последней привело к потере управления ею, которое нужно восстанавливать.

Сущность государственной
собственности и управления ею

Давно доказано, что собственность - основа любой социально-экономической системы. Государственная же собственность выражает отношения между людьми по поводу присвоения благ в целях реализации государственных и публичных интересов. Управление ею направлено на организацию воспроизводства, использования, трансформации и присвоения ее объектов посредством экономических функций, форм и методов.

Приватизация – лишь один из инструментов, часть данной системы. Она отражает отношения по поводу трансформации государственной собственности в частную для рационализации их общей структуры и обеспечения эффективности воспроизводства консолидированного общественного капитала. Объективно она имеет две стадии – преимущественно формальной и реальной приватизации. На первой осуществляется преобразование государственной собственности в частную, юридически закрепляются правомочия новых собственников. На второй формируются реальные новые частные собственники, которые организуют процессы эффективного воспроизводства и использования собственности.

Управление государственной собственностью в период глобальных преобразований – одна из наиболее сложных и малоразработанных проблем в экономической науке. В сегодняшних российских условиях трудности исследования в данной сфере усиливаются идеологическим и политическим “шумами”, которые мешают осмыслению практики трансформации собственности. Критический анализ нередко подменяется “идеологической войной” между противниками и сторонниками государственной и частной форм собственности.

Для рациональной организации социально-экономической системы необходимо четкое определение субъектов и объектов собственности. Только строго юридическое закрепление конкретных объектов собственности за их субъектами, уточнение статуса последних с установлением соответствующего “пучка прав” (причем, гарантированных), экономической и другой ответственности, не взирая на тип собственника (частное лицо или государство), создает мощные экономические и другие стимулы для рациональной организации ее использования и воспроизводства.

По существу, в сегодняшней России (как и во времена жесткой централизации) никто не несет ощутимой ответственности за эффективность организации использования, воспроизводства и преобразований государственной собственности. Это означает потерю мотивационного механизма (обратная сторона медали экономической ответственности) качественного управления ею.

Специфика и основные функции государственной собственности

Для формирования и функционирования развитой экономики недостаточно факторов самоорганизации, необходима также и государственная организация (управление). Последняя является ее внутренним моментом, проникает во все ее поры, составляет органическую часть ее бытия (например, кредитно-денежная система, государственные предприятия, налогообложение и т.д.). В то же время это внешний элемент по отношению к ее самоорганизации. Вот почему рыночный механизм самоорганизации и государственное регулирование (управления) действуют одновременно, в чем-то противореча, в чем-то переплетаясь.

Государственное хозяйствование – феномен не менее экономический, чем рынок, конкуренция, товар, деньги, капитал и т.п. Его основой является государственная собственность, именно через нее реализуется государственный и публичный интерес. И в этом ее главное “родовое” свойство и консолидирующая роль.

Она выполняет ряд важнейших для экономики функции. Отмечу среди них следующие:

n государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Так, полностью в государственной собственности находятся электроэнергетика в Японии, Канаде и Франции, железнодорожный транспорт во Франции, Италии, Швеции, Испании и Австрии, авиатранспорт во Франции и Испании, почтовая связь в США и Японии. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

n она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

n государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

n государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему. Например, ни в одной стране (даже высокоразвитой) рынок не способен обеспечить оперативного управления воспроизводством в аграрной сфере. Свободный перелив капитала в эту сферу лишь под влиянием управления невидимой руки рынка невозможен. Здесь нужны государственное регулирование и поддержка;

n государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

n она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий и т.д.

Управление государственной собственностью требует четкого определения объектов и субъектов государственной собственности и учета их особенностей. К первым, как правило, относятся участки земли сельскохозяйственного назначения, большая часть природных ресурсов, средства производства государственных предприятий, финансы, ценные бумаги и многое другое. Вторыми выступают федеральное государство, субъекты федерации, субъекты муниципальной собственности.

Основы российской модели
смешанной экономики

В настоящее время на страницах многих, в том числе и научных изданий довольно сильно пустило корни мифотворчество. Один из мифов: только рыночная экономика эффективна . Но известно, что чисто рыночной экономики не существует. Как отмечалось выше, экономический механизм в развитых странах включает в себя два органически взаимосвязанных блока – рыночную саморегуляцию и государственное регулирование.

Еще один миф: только частная собственность эффективна, а государственная – нет . Если оценивать формы собственности по объективным экономическим и социальным эффектам, то невозможно доказать преимущество одной или другой. И мировая практика это подтверждает. Если каждая форма собственности занимает свою нишу рынка, а государство обеспечивает равные правила экономической деятельности субъектов всех форм собственности, то эффективность функционирования как частных, так и государственных структур зависит от качества менеджмента, предпринимательства и маркетинга.

Сегодня во многих странах имеет место смешанная экономика с большим числом разнокачественных собственников, которых надо объединить в единную систему хозяйствования. В качестве объединительной силы и выступает государственная организация экономики, социально-экономической основой которой является государственная собственность. Причем роль последней определяется не только ее удельным весом и несовершенством рыночного механизма. Так, в США и Японии доля государственной собственности относительно невысока. Однако, обладая собственностью в ключевых отраслях и производствах, создав четкую систему правового регулирования, а также целенаправленную гибкую стимулирующую систему поддержки эффективного использования частной собственности и предпринимательства в сочетании с жестким механизмом ответственности, эти государства обеспечивают приоритет общенациональных интересов.

Российская экономика также нуждается в превращении в смешанную социально-экономическую систему и объективно готова к этому.

Смешанная экономика включает в себя следующие основные блоки:

Многообразие форм собственности, среди которых системообразующую функцию выполняет государственная. Ее субъект – государство – целенаправленно поддерживает устойчивое воспроизводство общественного капитала;

Экономический механизм, в котором органически сочетаются рыночная самоорганизация хозяйственной системы и ее государственное регулирование;

Множество технологических укладов, в рамках которого удельный вес менее эффективных постепенно, в меру исчерпания их потенциала будет сокращаться, а более эффективных – возрастать;

Совокупность форм распределения предметов потребления, образующих систему с рациональным сочетанием распределения по труду, собственности и через общественные фонды;

Различные типы предпринимательской деятельности, в системе которых органически сочетаются частное и государственное предпринимательство.

Принципы управления
государственной собственностью

Управление государственной собственностью – это управление ее воспроизводством, использованием и трансформацией , что особенно важно для переходной экономики России. Поскольку оно является одной из форм общего менеджмента, то при его осуществлении нужно учитывать “родовые” признаки последнего.

Важнейшая функция такого управления - координация взаимодействия между субъектами государственной собственности, а также ее с другими формами собственности. Ее воспроизводство происходит в условиях рыночных отношений, следовательно, при управлении ею необходимо соответствовать требованиям рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д.

Более полно и точно управление государственной собственностью можно определить как систему организационно-экономических отношений между различными субъектами (субъектами и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства . Особенностью такого определения является комплексность – задействование одновременно целевого, воспроизводственного, системного и функционального подходов.

Так, при управлении государственной собственностью реализуется система функций, включающая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию, контроль и т.д. При этом могут быть использованы административные, экономические и другие методы. Следует также заметить, что общественные и государственные интересы могут совпадать и не совпадать. Государство нередко выражает интересы не всего общества, а в первую очередь крупного капитала, бюрократического аппарата и т.д.

Среди общих принципов управления государственной собственностью выделяются следующие.

1. Необходимость оценивать его результативность на основе критериев социальной и экономической эффективности. При первой затраты на управление соотносятся с благами, получаемыми обществом, при второй - с интегральным народнохозяйственным эффектом. При этом используется целая система показателей.

2. Целеполагание – разработка дерева целей с выделением основной и приоритетных. Стратегической социальной целью является создание материальных условий для устойчивого воспроизводства благ, удовлетворяющих социальные потребности общества. Общая экономическая цель – обеспечение устойчивого развития государственного сектора экономики. При реализации принципа целевого подхода необходимо, чтобы:

Государство осознало объективно обусловленные цели, в том числе и применительно к каждому конкретному объекту (группе объектов), и зафиксировало их в нормативно-правовых актах;

Способы достижения целей определялись по отношению к каждому объекту собственности непосредственно привлекаемыми менеджерами и утверждались уполномоченным государственным органом, которые стимулируются и несут ответственность за достижение запланированного результата.

3. Прогрессивная мотивация. В этом плане важно разработать механизм материальной заинтересованности в зависимости от полученных результатов. Здесь используются научно обоснованная политика дивидендов, прогрессивная система оплаты труда, продвижение по служебной лестнице, система социального обеспечения, защиты и страхования и т.д. К чему приводит пренебрежение данным принципом, показывают результаты первых этапов приватизации. На мой взгляд, одним из факторов низкой социальной и экономической эффективности последней была неправильная мотивация – вместо того чтобы ориентировать приватизаторов на достижение поставленных целей, их поощряли за скорость приватизации.

4. Социальная и экономическая ответственность субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования ее объектов. В настоящее время положение с экономической и социальной ответственностью ухудшилось. Потеряны административная и партийная ответственность. Государственная собственность разворовывается, переходит в руки коррумпированных чиновников и служащих, криминальных структур, вывозится за границу, уничтожается и т.д. А Государственный комитет по управлению имуществом (ныне Министерство имущественных отношений), управляя процессом приватизации, освобожден от ответственности за ее социальную и экономическую эффективность. При этом деятельность данного органа финансируется за счет денежной выручки от приватизации.

Безусловно, субъекты управления государственной собственностью должны нести ответственность за ущерб, наносимый обществу и государству некомпетентными действиями, бездеятельностью, а тем более коррупцией и криминальными махинациями при управлении.

Концепция социальной и экономической ответственности должна быть реализована в системе законодательных актов прямого действия с включением в них не деклараций, а детально разработанного механизма ответственности. Ее важнейшие положения должны быть прежде всего отражены в федеральном законе “Об основах управления государственной собственностью”.

5. Комплексность и системность управления. Этот принцип находит свое выражение во взаимосвязи функций управления собственностью, общей цели управления, обеспечивающей направленность системы элементов управления; единстве действия органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур и лиц; органичном сочетании экономических и административных методов управления; в использовании единых критериев оценки эффективности управления и т.д.

6. Непрерывная эволюционная реорганизация. Она осуществляется с помощью таких методов управления государственной собственностью, как приватизация и деприватизация, национализация и денационализация, изменение форм государственного предпринимательства, децентрализация управления, его демократизация и т.д.

7. Обязательность качественного правового регулирования. Для этого необходимы разработка, принятие и совершенствование системы законодательных актов, создающих правовое обеспечение управлению.

8. Профессионализм. Реализация данного принципа предполагает конкурсную систему при привлечении субъектов управления и систему их подготовки и повышения квалификации, исключение коррупции при приеме и оценке уровня квалификации менеджеров.

Кроме общих принципов управления госсобственностью, присущих сложившейся смешанной экономике, необходимо учитывать и специфические , отвечающие условиям переходного периода. К ним относятся: соответствие содержания и методов управления характеру реформ и в первую очередь обеспечению прогрессивных институциональных сдвигов в экономике РФ; направленность управления на преодоление системного кризиса экономики и осуществление ее реструктуризации; соответствие организационных звеньев управления задачам реализации промышленного, инвестиционного, инновационного и других направлений политики и т.д.

Сегодняшнее положение во многом определяется тем, что правительство формально, методом шоковой терапии осуществило массовую, мгновенную приватизацию более 2/3 государственной собственности, не имея научно обоснованной модели. Для исправления положения необходимо быстрее разработать концепцию управления государственной собственностью и долгосрочную программу ее реализации с четким выделением этапов выполнения.