Исходя из функционального критерия в классификации социальных государств в качестве первичной классификации должна выступать историческая периодизация возникновения социальных функций на основе последовательности формирования соответствующих характеристик. Выделенные нами шесть этапов формирования константных свойств, атрибутов социального государства позволяют нам определить «вертикальную», по степени представленности социальных функций, типологию.

При этом становление социального государства – процесс, растянутый во времени, включающий этапы, фиксирующие появление у государства новых свойств, целей и функций и механизмов их реализации. Рассмотренный ранее набор констант определяет свойства современного социального государства от возникновения определенного специфического качества до наиболее его современных форм. Переход на каждый новый уровень развития социального государства обусловлен появлением новых свойств и функций, обеспечивающих достижение нового качества.

Устойчивые свойства, атрибуты социального государства, определяют его особенные системные качества. Часть этих качеств - например, такие, как доступность социальной поддержки государства всем членам общества, государственное социальное обеспечение, социальная защита и обеспечение занятости, ответственность за уровень благосостояния граждан – являются целями системы, другие – правовая природа социальной политики; наличие социального бюджета, наличие гражданского общества – это непременные условия достижения данных целей, развитие которых выступает как условие существования данной системы, её функционирования и развития.

Атрибуты социального государства – это не только фиксируемые качества, отличающие социальное государство от других государственных форм, но и системообразующие цели данной телеологической системы, обеспечивающие её специфическую активность, определяющие её функциональную структуру. Атрибуты задают основные направления деятельности социального государства, определяя наборы его функций.

Каждая из функций социального государства реализуется посредством определенных механизмов. Под механизмами функций понимаются конкретные способы их реализации, в качестве которых в нашем случае выступают система социального страхования; пенсионная система; система занятости, система социальной защиты и др.

С учетом того, что социальные цели государства, как и любые обобщенные цели, представлены иерархизованной системой, деревом целей, их реализация так же осуществляется через сложные функциональные системы, обеспеченные, в свою очередь, системой механизмов.

Механизмы социальный функций представляют собой системы конкретных действий, направленных на реализацию определенных функций, обеспечивающих и облегчающих этот процесс, формирующих условия функционирования.

Если системообразующие цели и функции могут существовать в качестве идей, правовых норм, этических принципов, политических деклараций и абстракций «общественного договора», то механизмы реализации функций имеют материальную вещественную форму, воплощенную в специализированных институтах, которые осуществляют объективирование механизмов реализации функций, их регулирование и развитие. Социальные государственные институты – это организационные формы, обеспечивающие работу социальных механизмов, в качестве которых могут выступать специализированные организации – органы социальной защиты, страховые фонды, социальные службы, социальные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, государственный пенсионный фонд и т.п. Необходимо отметить, что реализация социальных функций государства обеспечивается механизмами и социальными институтами, часть которых может и не быть государственными, но деятельность которых способствует достижению государственных целей.

Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.

Формальная схема элементов системы социального государства в виде замкнутой цепи представлена на рисунке 3.

Цели

(атрибуты)

Функции

Механизмы

Институты

Социальная политика

Рис. 3. Схема элементов системы социального государства

Возникновение социальных функций государства – это не одномоментный процесс, а долгий эволюционный путь, состоящий из нескольких этапов.

На первом этапе социальные цели, изначально присущие государству, достигаются через правовые, административные, политические и в первую очередь экономические функции. Можно говорить о том, что на этом этапе в качестве социальных целей выступают цели экономического выживания и безопасности, а чисто социальных целей нет.

Позже появляются собственно социальные цели, которые носят достаточно обобщенный характер и адресованы большим социальным группам и целым сословиям. Данные цели достигаются через стимулирование социальной активности общественных институтов и в форме единичных государственных актов.

И только с середины XIX в. в развитых странах социальная активность государства приобретает устойчивый целенаправленный характер и оформляется в систему государственных функций.

Возникновение и развитие социальных функций характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, возрастает количества социальных функций, а с другой – происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы и в результате – «социализация» иных функций.

Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм в виде общих принципов деятельности государства, например перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Особенностью социальных функций социального государства является их направленность на достижение специфических целей, в других формах государственности не существующих. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существовали всегда, но только для социального государства удовлетворение социальных потребностей своей - цель.

Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение.

Назовем этапы развития социальных функций государства:

    Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.;

    Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.;

    Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.;

    Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. К собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов,или константных свойств.

Другими словами, под функциональной системой социального государства понимается совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (атрибутов).

Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей.

Таким образом, атрибуты социального государства:

    доступность социальной поддержки для всех;

    правовая природа социальной политики;

    наличие системы социальных бюджетных выплат;

    наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

    принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан;

    наличие гражданского общества

– являются основанием выделения собственно социальных функций государства. Способы реализации данных специфических качеств и являются свойственными социальному государству функциями.

Новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обуславливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

Иерархия становления функций социального государства представлена следующим образом:

    Социальное обеспечение;

    Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

    Социальная защита;

    Сглаживание социального неравенства;

    Обеспечение занятости;

    Предоставление социальных услуг;

    Проведение государственной социальной политики.

Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

Функция социального обеспечения является самой ранней функцией социального государства. С неё началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства.

Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с её развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем социальное обеспечение получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через неё реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.

Функции обеспечения доступного здравоохранения и образования не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение - обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – и система социального страхования.

Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе и функции социальной защиты.

Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.

Отсюда мы видим, что связь между константными признаками и функциями, через которые они проявляются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом.

Государственная ответственность за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с созданием условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.

Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

Обеспечение занятости, возникнув как, государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике «нового курса» Ф.Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х годов ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны.

Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опирается на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур.

Новые атрибуты социального государства становятся и важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства.

Предоставление социальных услуг, появившихся, как функция социального государства во второй половине ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет очередной уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути дела появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, государства насилия, к государству, подчиненному интересам каждого человека, – государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.

Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества.

Проведение государственной социальной политики (последняя, седьмая функция), включенной в структуру общеполитических функций государства, является принципиально новым явлением развития социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему.

Исходя из этого можно сделать вывод, что дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности отдельных его атрибутов в рамках одной системы.

Таблица № 1

Последовательность формирования специфических функций социального государства

Функции социального государства

Последовательно

возникающие атрибуты

социального государства

Социальное обеспечение

Обеспечение доступного здравоохранения и образования

Социальная защита

Сглаживание социального неравенства

Обеспечение занятости

Предоставление социальных услуг

Проведение государственной социальной политики

1. Доступность социальной поддержки для всех

2. Правовая природа социальной политики

3. Финансирование социальных программ из бюджета

4. Наличие социальных структур социального обеспечения, социальной защиты и обеспечения занятости

5. Государственная ответственность за уровень благосостояния

6. Создание условий для развития гражданского общества

х – атрибут социального государства, обуславливающий появление конкретной функции

+ – атрибут социального государства, реализующийся через конкретную функцию

Сама история становления социальных функций государства свидетельствует о том, что с приобретением государством новой социальной сущности перечень его функций постоянно расширяется. Можно только констатировать, что данные семь функций являются базовыми, отражающими родовую природу социального государства на современном этапе его развития. Можно также сделать вывод, что данный перечень –необходимый и достаточный для отнесения конкретного государства к категории социального в его развитом виде. Дифференциация же социальных государств идет по степени выраженности данных семи функций и за счет их конкретных проявлений.

Выраженность данных функций в различных странах различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии -как «социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.

Естественно, в конкретных социокультурных условиях различных стран этот раскрывающий содержательную сторону набор частных функций будет различен, как различна и интенсивность их проявления.

Ключевые слова: методы реализации функций государства, признаки социального государства, средства реализации функций государства, функции государства, функции общественных объединений, функции органов власти субъектов Федерации, функции органов местного самоуправления, функции политических партий, функции профсоюзов, функции социального государства, функции федеральных органов государственной власти, функциональная система государства.

Функции социального государства - это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социальною государства появляются входе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой доминирования отношений «государство - общество» на отношения «го­сударство - личность». Причем социальные функции появляются у государства только на определенной стадии развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой - включение социальных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций государства. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение соци­альных потребностей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключения нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния граждан;

ж) наличие институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано создать и поддерживать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества и обеспечивать соответствие между естественными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует социальные функции, в том числе:



Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

Социальную защиту нуждающихся;

Сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление данных функций происходит не одновременно, и их изменение будет происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких социальных задач, как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно способствуют решению и таких экономических задач, как мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека па производстве.

Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Кон-стан, Дж. Локк и другие исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Главными принципами социального государства в социально-экономической сфере они провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций. Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личностью дополнял обязанностью государства содействовать обеспечению социально-экономических прав или, иными словами, прав человека второго поколения.

Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни. По мнению П. И. Новгородцева, (См.: Социальное государство: мировой опыт и реалии России: Материалы ежегодн. науч. конф. юр. фак. 19-20 дек. 2000 г. / Под общ. ред. ГА. Николаева. - М.: АТиСО, 2001. - С. 7-8), именно во имя охраны свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять па себя заботу об ограждении права личности на достойное человеческое существование.

Та или иная форма и мера воздействия государства на эконо­мическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так называемых прав «второго поколении» (право на труд, на справедливую заработную плату, охрану труда, на отдых, на социальное обеспечение и т.д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, порождаемой рыночными отношениями. Как определить пределы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом се развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал немецкий экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит «определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕКОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...». В этой блестящей, на наш взгляд, формуле ясно выражено различие между «социалистическим» пониманием социального государства и его подлинной сущностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Утверждение - сложный, противоречивый и длительный процесс. Полная и всеобщая гармонизация принципов свободы и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положении, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается сегодня в современных го­сударствах с рыночной экономикой путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные программы. При этом социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыночной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реализация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. При этом государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Специфика России состоит в том, что формирование социальной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Россия провозгласила себя социальным государством в период экономической разбалансированности, обнищания большей части населения, что привело к значительным трудностям в реализации социально-экономических функций социального государства.

Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства

Никто не отрицает огромную значимость финансовых ресурсов, от увеличения которых зависит решение социальных проблем. Но содействовать выполнению социальным государством его функций могут и такие меры чисто организационного и организационно-правового характера как:

Создание прочной всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, содействующей решению социальных проблем. В настоящее время не завершено еще формирование социального законодательства, а в действующих законах немало норм, не отвечающих требованиям социального государства;

Обязательность предварительной научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы возможность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие граждан;

Усиление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств;

Активное применение права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением актов трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 370 ТК РФ);

Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 37] TIC РФ), учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ), учет мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 372 ТК РФ);

Установление порядка, предусматривающего более решительное (но оптимальное) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий, наносящих реальный ущерб социальной политике, как прямо (в отношении своего коллектива), так и опосредованно (когда предприятие не пополняет государственный бюджет и социальные фонды);

Активизация экономического поведения людей, поощрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной помощи нуждающимся в этом граждан (в т.ч. содействие развитию малого бизнеса, обеспечивающему занятость людей и источник средств к существованию за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, предоставления льготных кредитов, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и имущества от преступников и вымогателей);

Организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне лучших мировых стандартов), призванной поддерживать нуждающиеся категории населения, а также содействовать адаптации граждан к новым, рыночным условиям. Подобные организационные меры, при достаточном их финансировании должны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасные условия труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения, улучшить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Эффективная организационная работа - важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, социальных общностей и др. социальных систем, отвеча­ющего принципам социального государства и общечеловеческим ценностям.

Контрольные вопроси и задания:

1. Назовите основные функции государства.

2. Назовите основные функции социального государства.

3. Почему количество социальных функций возрастает на более высоких уровнях развития государства?

4. Почему социальные функции включаются в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и экономи­ческими функциями?

5. Как происходит «социализация» всех функций государства?

6. Назовите основные средства и методы реализации функций со­циального государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем. В период экономических реформ и социально-политических преобразований произошло резкое ограничение деятельности государства в социальной сфере, что поставило большую часть населения на грань выживания. И это несмотря на то, что Конституция РФ 1993 года в статье 7 провозгласила Россию социальным государством. В связи с этим в ряду актуальных общетеоретических проблем, имеющих важное научно-практическое значение, существенное место принадлежит социальной функции государства.

Данная работа имеет целью наиболее полно и комплексно исследовать и охарактеризовать содержание и формы осуществления социальной функции государства, определить влияние формы государства на осуществление функции государства.

Осуществление этой функции обеспечивает достойное существование и развитие каждого человека, создает условия для самореализации личности. Этим определяется ее особое положение в системе внутренних функций государства. В настоящее время социальная функция наполнилась новым содержанием, что связано с движением России к социальному правовому государству. социальный политика государство правление

Социальный принцип государственности актуален как для мирового, так и для российского политического развития. Практика большинства демократических стран (Германия, Франция, Дания) показывает, что у государства есть реальные возможности обеспечить достойный уровень жизни своим гражданам в рамках функционирования социального государства.

Следует заметить, что социальная государственность в России должна строиться с учетом специфики страны. Важнейшей нашей особенностью в этой области является острое противоречие между сформировавшимися представлениями людей о высокой социальной защищенности, существовавшей во времена командного социализма, и ограниченными возможностями современного государства в выполнении социальной функции. Поэтому необходимо выработать собственную модель социального государства, отвечающую национально-правовому, экономическому и культурному развитию нашей страны.

В деятельности государства реализация социальной функции занимает одно из ведущих мест. Посредством ее, во-первых, создаются достойные условия жизни каждому человеку и обеспечивается гражданский мир; во-вторых, осуществляется социальная защита безработных, пожилых, инвалидов, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов - беженцев и вынужденных переселенцев; в-третьих, происходит укрепление социальной справедливости и солидарности в обществе, а также демократического строя. Успешная деятельность государства в социальной сфере является одним из условий эффективной реализации экономической, политической и других государственных функций.

Социальная защита на современном этапе государственного развития должна представлять собой комплекс мер в сфере денежного, натурального и психологического обеспечения, льгот и услуг, направленных на удовлетворение потребностей нуждающихся граждан, создание условий для их самообеспечения. Указанные мероприятия должны осуществляться за счет федерального, регионального и местного бюджетов, а также за счет других источников, сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Необходимость единой трактовки социальной защиты обусловлена также тем, что последняя осуществляется в рамках законопреднисаний как федерального, так и регионального уровней.

ГЛАВА 1. Понятия функций государства

В функциях проявляется направленная деятельность государства, его динамичная суть. Функция государства основное направление деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это необходимая, устойчивая предметная деятельность государства в той или иной сфере. В функциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно более предметно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

В функциях конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. Реализуются функции государства в определенных формах и с использованием разнообразных методов государственной деятельности.

Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом и целей, которые оно преследует. Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная общественная сфера (экономика, культура, экология и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и внешними функциями усиливается взаимосвязь.

К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую экономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности, поддержание мирового правопорядка.

К внутренним функциям государства относятся: экономическая; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная и социальная.

Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересы акционеров, вкладчиков, потребителей, не допускает к участию в рынке недобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики и т. д. Данная функция государства обеспечила экономике капиталистических стран как бы второе дыхание: ушли в историю разрушительные экономические кризисы, затяжные депрессии, экономика приобрела большую устойчивость и динамизм. Неотъемлемой частью экономической функции государства является охрана существующих форм собственности - экономического фундамента любого государства.

Охрана правопорядка - функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок - необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного общества, его объективная необходимость. Не случайно многие ученые само понятие и основное назначение государства связывали с правопорядком. Правопорядок есть итоговое состояние урегулированности, упорядоченности отношений в обществе. Его единичным актом является правомерное поведение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение (правонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности. Другими словами, если все субъекты права будут вести себя правомерно, то все окажутся в безопасности. Реальный же правопорядок изменчив. Его состояние зависит от многочисленных и разнообразных факторов. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

В конце XX - начале XXI в. все мыслящие люди на планете отмечают факт обострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов - «легких Земли» - создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция приобрела исключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.

Охрана природы и окружающей среды - не только важная функция государства, но и первостепенная проблема мировой общественности. Буддийская методология, к примеру, не без основания считает, что загрязнение окружающей среды является следствием загрязнения человеческого сознания, но люди не видят этого загрязнения, ибо оно скрыто от глаз. Пока не произойдет «очищение» сознания, человечество не сможет решить экологической проблемы в целом.

Научно-технические достижения XX в. предопределили появление у многих государств мира новой функции - стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий. Данная функция имеет двоякое проявление.

С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно велики и постоянно растут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулировать научно-технический прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии.

С другой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня экологическая функция и по этой причине приобретает новые черты, выходит на иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.

К появлению новой информационной функции государства подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирных информационных систем, формирование общемирового информационного пространства. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения, другие способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

Социальная функция многообразна по видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что если государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести. Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, социальную защищенность.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплату пенсий, пособий, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, в которых государственно-правовое регулирование направленно на достижение экономической стабильности и перераспределение доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровень прогрессивного налогообложения. Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, реализует функцию обеспечения высокого уровня жизни населения и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизни своих граждан.

В развитых странах социальная деятельность государства регулируется особой отраслью права - социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодежи, детям, многодетным семьям и т. д.).

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государством создаются и финансируются соответствующие органы и учреждения.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельности различные методы. Под формами осуществления функций понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выполнению функций государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражается связь права и государства, обязанность последнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную, правосудие и контроль.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению, изучению различной информации, необходимой для принятия управленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. д.

Методы осуществления функций государства многообразны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют.

Таким образом, функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Функции государства имеют объективный характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе исторической эволюции, целей, которые оно преследует.

ГЛАВА 2. Понятие социальной функции государства

Социальная функция проистекает из предпосылки записанной в статье 7 Конституции, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантия социальной защиты.

Важные стороны социальной функции государства составляют также смягчение и преодоление таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление неравенства и рост безработицы; стабилизация уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о государственных пенсиях, Семейный кодекс РФ, законы «О страховании», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», указы Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации» и др.

Однако осуществление данной функции государства еще не отвечает к предъявляемым к ней требованиям. В обстановке систематических задержек выплаты зарплаты, пенсий, пособий, девальвация рубля и роста цен происходит снижение жизненного уровня населения, растет число граждан, чьи доходы меньше среднего прожиточного минимума. Устранение такого рода негативных явлений, нарушающих право граждан на достойную жизнь, - первоочередная задача государства, которая определяет содержание и роль его социальной функции.

ГЛАВА 3. Социальная политика в России

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношений, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.

Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Реальная социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными условиями эпохи, особенностями экономического, политического и культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла как объекты своего влияния, так и их содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения.

Прямым объектом социальной политики выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп. Она все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия экономического развития, но предотвращать их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной с социальной профилактикой и позитивным совершенствованием отдельных элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая баланс между желаемым и возможным.

Основные способы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью.

Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных ее регионов должно стать актуальным стратегическое планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия.

Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

Всероссийской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: доходов и цен; занятости и социально-трудовых отношений; охраны здоровья населения и развития здравоохранения; социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей и т.п.); образования; семьи, материнства и детства; дети России и др. Субъектами социальной политики являются государство и структуры формирующегося гражданского общества (общественные объединения, организации, предприятия, фирмы).

Центральное место в социальном регулировании принадлежит государству в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Важное значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Взаимодополнение социального государственного регулирования реализацией программ предприятий, фирм, других институтов гражданского общества повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость. Таким образом, механизм социальной политики предстает как разнообразие субъектов, программ, их финансовой основы, методов и средств реализации при ведущей роли государства и государственного социального регулирования.

Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому социальная политика связана с распределением доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения. Она нацелена на ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства, обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает, предоставление медицинских и образовательных услуг, расширение сети и улучшение качества транспортных услуг, оздоровление окружающей среды. Социальная политика исходит из того, что непременным условием поддержания благосостояния каждого человека должно быть его посильное участие в этом. Общество законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи. Он определяется из особенностей страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся культурные стереотипы поведения.

Социальная политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

Денежные доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы путем установления минимальной заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке, социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

Денежные доходы нетрудоспособных групп населения прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает ее участие во вторичном перераспределении первичных доходов. Механизм перераспределения заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты осуществляются дифференцированно, в зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных выплат - обратная зависимость.

В центре общественного механизма поддержки денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование и общественное вспомоществование. Они различаются между собой по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования. Обязательное социальное страхование предназначено для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования образуют специально предназначенные для этой цели взносы. Они выплачиваются работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального страхования. Это проявление самопомощи.

Система государственного вспомоществования предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники общественного производства, не имеющие достаточного с точки зрения общепринятого стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.

Эти обе подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается в перераспределении доходов одних социально-демографических групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые по каналам налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т.п.) и целевых взносов (взносы предприятий и самих застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды - финансовую основу социальных пособий.

Деятельность государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих потребности населения в получении общего и профессионального образования, поддержании здоровья, в жилье, здоровой окружающей среде, транспорте. Социальная политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

Политика занятости способствует трудоустройству всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому потенциальному работнику свободы выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени. Политика занятости имеет краткосрочные и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным - установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.

В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача -- это то, что требует разрешения, а функция -- вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых -- к возникновению других.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне главная задача военного ведомства.

Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

ГЛАВА 4. Влияние формы государства на осуществление социальной функции

Социальная функция свойственна не только демократическим, но и антидемократическим режимам. Примером является СССР, политический режим в котором принято квалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осуществлялась активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право на медицинскую помощь, право на образование и так далее.

В качестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявления социальной функции государства - пенсионному обеспечению.

Пенсии в СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывались из средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работники из индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считать весьма важной составляющей данной проблемы. Следует отметить, что сроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.

В 1990г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историю России. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, за счет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость от уровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка для исчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые пять лет непрерывного стажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба, нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получать пенсию в полном размере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсия в соответствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточного минимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен. Но данный закон был рассчитан на советское государство с плановой экономикой. В условиях рыночной экономики данный закон стал невыполним по целому ряду причин.

Для современной России неотъемлемым элементом социальной функции является система государственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Но в настоящее время пенсия слабо зависит от трудового вклада и совсем не учитывает вклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фонд взносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а слабее всего - заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительно низким. Поэтому пенсионные выплаты напоминают разновидность социальной помощи.

Итак, в плане выполнения социальной функции современное Российское государство может еще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можно квалифицировать как демократический режим либерального толка.

Если говорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то следует отметить, что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, но одновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифицировать ее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественных медицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя в Японии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, что отличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская форма правления.

Таким образом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опять же от того, на каком уровне развития находится конкретное государственно-организованное общество: если на индустриальном или постиндустриальном, то социальная деятельность является имманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества; если на аграрном уровне - осуществляется фрагментарно.

Аналогичным образом решается вопрос с зависимостью социальной функции от территориального устройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальной деятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например, Дания является унитарным государством. Ей присущ социально-демократический тип социального государства, высокий уровень развития социальной функции, специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом - постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственное образование.

Швейцария является федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства, что и Дании, т.к. определяющим критерием степени развитости и качества социальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровень развития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационных моментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарным или федеративным способом территориальной организации того или иного государства.

Таким образом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальной функции от форм государства прослеживается только в случае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство не являются детерминантами социальной функции государственно-организованного общества.

Заключение

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны. В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности. Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Список использованной литературы

1. Скакун О.Ф «Теория государства и права» 2007 издательство «Эспада»

2. Родионова О.В. Социальные функции государства: Дис. … д-ра юридич. наук. М., 2007.

3. Кочеткова Л. Н. Социальное государство. Опыт философского исследования. М., 2009.

4. Кочеткова Л.Н. Философские и аксиологические основания социальной политики // Основы социальной политики / Под ред. В.И. Жукова. М., 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Раскрытие понятия функции государства и определение их места в системе общественных отношений. Исследование форм и методов осуществления функций государства. Характеристика экономической, социальной, политической и правоохранительной функций государства.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2011

    Понятие, признаки, классификация функций государства. Сущностная характеристика социальной функции государства. Правовые формы осуществления социальной функции государства в Украине: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2014

    Изучение сущности и задач социальной политики государства. Анализ основных направлений данной деятельности на современном этапе. Характеристика состава государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; их роль в осуществлении социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. Влияние формы государства на осуществление социальной функции.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2008

    Изучение особенностей современной социальной политики как важнейшего компонента государственной политики. Рассмотрение задач, целей и основных направлений в данной сфере деятельности государства. Проведение оценки государственных социальных программ.

    реферат , добавлен 02.02.2015

    Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Понятие политического государственного режима. Типы политических государственных режимов. Характерные черты демократического режима. Современное определение политического режима как формы страны. Характеристика роли исполнительной власти государства.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2015

    Основные виды форм государственного правления как совокупности способов и методов осуществления власти государством. Характеристика видов политического режима, их признаки и особенности. Проблемы соотношения формы правления и политического режима.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Подходы экономических школ к содержанию функций государства в экономике. Отражение в литературе понятия функций государства. Анализ реализации экономических функций современным российским государством. Функции государства в социальной рыночной экономике.

Функции социального государства - это главные направ­ления деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределения богатства, регулирования трудовой деятельности) или в виде экономических функций, функции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства. Их появление связано со сменой доминирования отношений го­сударство-общество на отношения государство-личность. Причем социальные функции появляются у государства толь­ко на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре произво­дительных сил, с появлением нового эволюционного типа индустриального государства, что происходит не ранее пер­вой трети XIX в.

Возникновение и развитие социальных функций государ­ства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, происходит количественный рост социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с дру­гой, - включение социальных функций в сложные функцио­нальные системы наравне с правовыми, политическими и эко­номическими функциями. Только социальное государство ставит удовлетворение социальных потребнос­тей своей целью, развивая социальное рыночное хозяйство.

Социальное государство, в отличие от других, обладает рядом признаков, к которым относятся:

а) правовая основа социальной политики;

б) наличие системы социального страхования;

в) существование бюджетных социальных выплат;

г) существование государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

д) доступность социальной поддержки всем без исключе­ния нуждающимся членам общества;

е) принятие государством на себя ответственности за уро­вень благосостояния граждан;

ж) существование институтов гражданского общества.

Социальное государство призвано: создать и поддержи­вать законодательные и правовые предпосылки для эффек­тивной экономической основы для развития общества в целях максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества; обеспечивать соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его вознаграждением. В соответствии с этим набором признаков социальное государство, проводя государственную социальную и экономическую политику, реализует следую­щие социальные функции:

Обеспечение занятости и постоянного роста доходов населения;

Обеспечение социального страхования для всех членов общества;

Обеспечение доступности образования, здравоохране­ния и духовно-культурного развития;



Социальную защиту нуждающихся категорий;

Сглаживание социального неравенства в обществе, со­здание достойных условий существования посредством пере­распределения благ;

Предоставление социальных услуг.

Каждая из данных функций обязательна для со­циального государства, но может быть выражена с различ­ной степенью интенсивности. Становление этих функций происходит не одновре­менно. Функции социального государства имеют опре­деленную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня лич­ного потребления, одновременно с социальными задачами, решают эко­номические задачи - мотивация повышения производитель­ности труда, увеличение потребительского спроса, предот­вращение социальных конфликтов и учет изменения роли че­ловека на производстве.

Современная Концепция социального государства выд­вигает на передний план взаимоотношения государства и лич­ности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А. Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свобо­ды как высшей ценности, которую государство обязано га­рантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально-экономической сфе­ре провозглашали экономическую свободу, автономию лич­ности в экономической сфере, не признавая при этом за го­сударством социальных функций.

Ж. Ж. Руссо отношения между государством и личнос­тью дополнял обязанностью государства содействовать обес­печению социально-экономических прав или, иными слова­ми, прав человека второго поколения.

Та или иная форма и мера воздействия государства на экономическую жизнь необходимы всегда, потому что без его активного содействия невозможно осуществление так назы­ваемых прав "второго поколения" (право на труд, на спра­ведливую заработную плату, охрану труда, право на отдых, на социальное обеспечение и т. д.). Принципиальным остается вопрос о соблюдении баланса между свободной экономикой и поиском способов и путей устранения несправедливости, по­рождаемой рыночными отношениями. Как определить преде­лы вмешательства государства в экономику, чтобы оно не стало тормозом ее развития, с одной стороны, и обеспечило социальную защиту граждан - с другой? От этих пределов, как отмечал лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек, зависит, "определяется ли решением правительства ВСЕ, что ВСЕГДА получает КАЖДЫЙ человек, или только НЕ­КОТОРЫЕ вещи, которые ИНОГДА получают НЕКОТОРЫЕ люди на НЕКОТОРЫХ условиях...". В этой блестящей, фор­муле ясно выражено различие между "социалистическим" пониманием социального государства и его подлинной сущ­ностью или, как пишет сам Ф. Хайек, между тоталитарной и свободной экономикой.

Полная и всеобщая гармонизация принципов сво­боды и равенства при реализации социально-экономической функции социального государства едва ли возможна. Однако только их сосуществование и может быть фундаментальной основой становления и развития социального государства. Отмеченная функция социального государства заключается и в устранении резкого различия в имущественном положе­нии, повышении социального статуса индивида. Эта задача решается в современных государствах, с рыночной экономи­кой, путем воздействия на экономические процессы через бюджет, гибкую систему налогообложения, социальные про­граммы. Социально ориентированному государству приходится постоянно заботиться о поддержании баланса между рыноч­ной свободой и своим воздействием на экономику, ибо реали­зация крупных социальных программ связана с повышенным налогообложением, а это со временем становится тормозом для развития производства.

Сегодня возрастает как социальная, так и экономическая функция социального государства. Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

Введение 3 Глава 1. Общие положения о социальном государстве 5 1.1. Понятие социального государства 5 1.2. Понятие социальной функции государства 9 Глава 2. Реализация социальной функции государства в России 15 2.1. Государственное управление социальной сферой в России 15 2.2. Формы реализации социальных функций государства в современной России 18 Заключение 28 Список использованной литературы 30

Введение

Социальное государство представляет собой один из самых востребованных для изучения и самых неопределенных по своей природе институтов мировой государственности. Основная проблема в этом смысле связана с отсутствием в науке четкого определения понятия "социальный" применительно к государственно-правовым отношениям. В связи с этим возникают вопросы, что должно включать в себя это понятие, характерные элементы социального государства, свойства, признаки, механизм осуществления, на какие сферы оно должно распространяться, и как проявляется социальная функция государства. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и тому подобного, являлась основным критерием социального государства, критерием степени его социальности. В современной юриспруденции и правовой науке большое внимание уделяется социальным правам, их гарантиям, но в указанных исследованиях отсутствует четкое определение социальной функции государства, признаков, основополагающих принципов. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует научного исследования. Категория социальных функций государства достаточно подробно исследована в научных произведениях монографического характера, а также научных статьях. Тем не менее отдельные аспекты в понимании сущности социальных функций государства недостаточно разработаны и вызывают научный интерес. Объектом нашего исследования является совокупность общественных отношений, которые характеризуют социальную функцию государства. Предметом исследования являются теоретико-правовые основы социальной функции государства. Целью нашей работы является изучение правовых основ осуществления социальной функции государства, анализ особенностей и перспектив реализации данных функций в современной России. Для достижения указанной цели мы поставили следующие задачи: - определить понятие социального государства; - раскрыть сущность категории социальной функции государства; - рассмотреть особенности реализации социальной функции современной России; - выявить правовые формы социальной функции государства в Российской Федерации; В ходе написания работы нами были использованы методы анализа, синтеза, формально-юридический, логический и системный подход. Теоретической основой нашей научно-исследовательской работы послужили труды отечественных ученых-юристов, являющихся выразителями различных взглядов на обозначенную нами тему, опубликованные в научных изданиях и в научной периодике, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие осуществление социальной функции государства в современной России. Структура нашей работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, понятие "социальное государство" несет в себе огромный созидательный потенциал и имеет большую привлекательность для общественного сознания, но вместе с тем это и одно из самых загадочных понятий российской Конституции. Понятно, что предметным полем деятельности социального государства является осуществление социальной политики, которая складывается из таких направлений, как занятость населения, образование, охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение жильем и других. При этом Конституция России не дает ответа о конкретных параметрах социального государства. Дело в особенности самих социальных проблем - в их постоянной динамике, взаимосвязанной с экономическими и политическими процессами.. В целом на основании изложенного материала можно аргументировать суждение о том, что социальная функция Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов). Конституционные категории "правового", "социального", "федеративного" государства представляют собой ориентиры развития общества, реализуемые на основе их понимания как комплексных конституционных институтов. Необходимо также отметить, что в области государственного управления социальной сферой существует проблема постоянного совершенствования нормативно-правового инструментария, регламентирующего вопросы социальной направленности. При этом законодательные новшества зачастую отличаются бессистемностью, непоследовательностью, отсутствием взаимоувязанности изменяемых норм. Нередки просчеты в механизмах и условиях реализации тех или иных норм, когда вновь принятая норма оказывается неприменимой или бездейственной. Во многом названные проблемы обусловливаются сложностью тех отношений, которые регулируются социальным законодательством. На это сущесвтвенным образом влияет также фактор непрерывного модернизирования основных составляющих данной сферы (реформирование образования, здравоохранения и науки, непрекращающийся поиск оптимальной системы пенсионного обеспечения, новые потребности социального обеспечения отдельных категорий граждан, развитие трудового и жилищного законодательства и других). Очевидно, нельзя не принимать во внимание и негативное восприятие болезненных для населения законодательных трансформаций в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, способствующее возникновению дестабилизирующих факторов и социальных конфликтов. Поэтому, как нам представляется, что реализация социальной функции государства должна следовать общим тенденциям совершенствования государственного управления в целом: складываться на основе нормативно закрепленного разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; учитывать новые методы и механизмы управления (стратегическое планирование, программно-целевое финансирование и управление по результатам), в том числе в рамках оптимизации бюджетных расходов; предусматривать процедуры регламентации и организации предоставления доступных и качественных услуг в социальной сфере; формировать контрольно-надзорные инструменты за предоставлением услуг и их качеством. То есть в правовой плоскости реализация социальной функции государства в современной России требуют последовательного решения проблем в этой области в целях обеспечения достойного уровня жизни и соблюдения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. Ст. 4398. 2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. N 1 (часть 1). Ст. 14. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. N 256. 4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) // Российская газета. N 248, 17.11.1992. 5. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712. 6. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1011. 7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598. 8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6724. 9. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. N 247. 20.12.2001. 10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. N 51. Ст. 4831. 11. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472. 12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 12.05.2014. N 19. Ст. 2438. 13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. N 47. Ст. 5489. 14. Васильева С.В. Социальная ответственность бизнеса // Конституция, закон и социальная сфера общества: Матер. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 150. 15. Негосударственные образовательные организации: правовые аспекты деятельности: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Н.В. Путило. М., 2010. С. 236. 16. Адриановская Т.Л. Компенсации в праве социального обеспечения и в трудовом праве // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4. С. 27 - 30. 17. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. 2013. N 22. С. 17 - 20. 18. Булавин С.П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. N 6. С. 17. 19. Бутаев Г.Р. Теоретико-правовые основы развития концепции социального государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. N 4. С. 59 - 61. 20. Бутаев Г.Р. Теоретико-правовые основы развития концепции социального государства // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2010. N 4. С. 59 - 61. 21. Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 4. С. 23 - 26. 22. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. 2013. N 7. С. 5 - 16. 23. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2009. N 4. С. 7. 24. Касатенко А.Н. Правовые и социальные основы государственной культурной политики современной России // Культура: управление, экономика, право. 2012. N 1. С. 26 - 28. 25. Комарова В.В. Социальная государственность России и право на охрану здоровья, медицинскую помощь // Право и государство: теория и практика. 2014. N 2. С. 32 - 38. 26. Родионова Л.М. Содержание и формы социальной функции государства в современной России // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология. 2012. N 2. С. 111 - 115. 27. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex russica. 2015. N 1. С. 28 - 40. 28. Стремоухов А.В. Правовое понимание социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3. С. 15 - 18. 29. Тарасова И.А. Социальная функция государства // История государства и права. 2012. N 9. С. 6 - 9. 30. Шелудякова Т.В. Понятие и признаки социальной политики государства в России и зарубежных странах // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 42 - 45.