Если должник в добровольном порядке не исполняет решение суда, то задолженность подлежит взысканию в принудительном порядке. Для этого Вам необходимо получить так называемый исполнительный лист и начать процедуру исполнительного производства. Первоочередной задачей исполнительного производства является обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений. Применение мер принудительного исполнения возлагается на судебных исполнителей, т.е. после получения исполнительного листа Вам необходимо обратиться к судебному исполнителю.

С 1 января 2016 года введены в действие изменения в Законе РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее Закон). Одним из приоритетных направлений внесенных изменений явилось дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей и поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей.

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с самыми значимыми изменениями в области исполнительного производства.

1. Установлена исключительная компетенция частных судебных исполнителей

Частным судебным исполнителем является гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию частного судебного исполнителя и вступивший в Республиканскую палату частных судебных исполнителей.

До 31 декабря 2015 года государственные, равно как и частные судебные исполнители, были вправе осуществлять исполнительное производство по большинству исполнительных документов, в том числе в пользу физических лиц. Граждане и организации могли по своему желанию выбрать либо государственного, либо частного судебного исполнителя. Однако с 1 января 2016 года исполнение документов о взыскании в пользу физических и юридических лиц, а также государства на сумму, не превышающую тысячекратный размер МРП, отнесено к исключительной компетенции частных судебных исполнителей ().

Таким образом с 2016 года подавляющий объем исполнительных документов принимается к исполнению только частными судебными исполнителями.Однако, на основании пункта 4 статьи 25 Закона , прокурор вправе принудительно передать любой исполнительный документ, находящийся в производстве частного судебного исполнителя, государственному судебному исполнителю. Такое действие прокурор сможет предпринять если действия (бездействие) частного судебного исполнителя по исполнительному производству могут:

  • причинить вред правам и свободам человека и гражданина, охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства;
  • препятствовать функционированию государственных органов, учреждений и предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Также с 2016 года частные судебные исполнители должны оказывать населению гарантированную государственную юридическую помощь по взысканию алиментов, заработной платы, пенсий и пособий (пункт 1 статьи 103-1 Закона).

2. Установлена компетенция государственных судебных исполнителей

Государственные судебные исполнители могут принимать в производство исполнительные листы в следующих случаях:

  • по вопросам о взыскании с государства;
  • о взыскании с юридического лица, у которого пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) принадлежит государству и аффилированным с ним юридическим лицам;
  • о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;
  • о взыскании средств в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей;
  • о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;
  • о выселении, вселении, сносах, изъятиях, производимых в интересах государства.

3. Исполнительное производство может быть возбуждено без заявления

Новым законом предусмотрена возможность возбуждения исполнительных производств без заявления взыскателя, но по направлению исполнительных документов через автоматизированную систему либо их распределения через региональные палаты частных судебных исполнителей ().

4. Определен механизм оплаты услуг частного судебного исполнителя

Деятельность частного судебного исполнителя является самофинансируемой (пункт 3 статьи 116 Закона). Это означает, что оплата его действий производится за счет средств должника. В то же время при принятии частным судебным исполнителем документа на исполнение, с взыскателем заключается договор об авансировании расходов частного судебного исполнителя, связанных с исполнением документа. В дальнейшем сумма авансирования, оплаченная взыскателем, возмещается за счет средств, взысканных с должника.

5. Расширены полномочия судебного исполнителя

Предусмотрено право судебного исполнителя на получение сведений о банковских счетах физических лиц, на ведение видео- или аудиофиксации исполнительных действий (пункт 1 статьи 52 Закона).

6. Сокращены виды постановлений судебного исполнителя, подлежащие санкционированию судом

К исполнительным действиям, которые должны будут осуществляться только с санкции суда, отнесены наложение ареста на имущество, изъятие недвижимого имущества, а также правоустанавливающих документов, ограничение на выезд за пределы Республики Казахстан.

Также, хотим отметить, что с 2016 года ограничение на выезд за пределы Республики Казахстан накладывается только в случае если взыскиваемая сумма превышающей 20-кратный размер МРП, а также по производствам с периодическим взысканием, где задолженность не погашалась свыше трех месяцев (пункт 1 статьи 33 Закона).

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства, а также определяет правовой статус судебных исполнителей.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное исполнение судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также исполнение в предусмотренных настоящим Законом случаях решений и постановлений иных органов.

Статья 2. Законодательство об исполнительном производстве

Законодательство об исполнительном производстве основывается на Конституции Республики Казахстан, нормах международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Статья 3. Порядок применения законодательства об исполнительном производстве

1. Исполнительное производство осуществляется в соответствии с нормами, действующими во время совершения исполнительных действий.

2. Исполнительное производство по взысканию задолженности налоговых и иных обязательных платежей в бюджет, пеней за задержку уплаты штрафов и иных санкций за нарушение законодательства о налогах и иных обязательных платежах в бюджет производится в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.

2-1. Исполнительное производство по взысканию с государства сумм капитализации, соответствующих повременных платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в случае отсутствия или недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за данный вред, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

3. Исполнительное производство в отношении исполнительных документов других государств на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с действующим законодательством, если иное не вытекает из ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров.

Статья 4. Органы исполнительного производства

1. Исполнение исполнительных документов, перечисленных в настоящего Закона, возлагается на судебных исполнителей территориальных органов и отделов уполномоченного органа по обеспечению исполнения исполнительных документов.

2. В случаях, предусмотренных законом, исполнение исполнительных документов осуществляется при содействии судебных приставов.

3. Иные органы, организации и должностные лица осуществляют исполнительные действия по принудительному исполнению исполнительных документов только в силу прямого указания об этом в законе.

Статья 4-1. Система и компетенция органов исполнительного производства

1. Систему органов исполнительного производства образуют:

1) уполномоченный государственный орган по обеспечению исполнения исполнительных документов (далее - уполномоченный орган);

2) территориальные органы уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы (территориальные органы);

3) отделы территориальных органов в районах, городах и районах в городах (территориальные отделы). Территориальные отделы могут иметь текущие счета в банках, а также печати и штампы.

2. Полномочия и порядок деятельности уполномоченного органа определяются положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

Полномочия и порядок деятельности территориальных органов и территориальных отделов уполномоченного органа определяются положениями, утверждаемыми уполномоченным органом.

3. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудника органов исполнительного производства, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законодательными актами. Противоправное вмешательство в деятельность сотрудника органов исполнительного производства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 5. Перечень исполнительных документов

1. Исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов;

2) судебные приказы, выдаваемые в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;

3) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов о принудительном исполнении на территории Республики Казахстан решений международных, иностранных судов и арбитражей;

3-1) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов;

4) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

5) постановления судов о принудительном исполнении постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;

6) постановление прокурора о принудительном исполнении его требований;

7) постановления иных органов в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

2. В случае утраты исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый в предусмотренном законодательством Республики Казахстан порядке органом, выдавшим исполнительный документ.

Статья 6. Основания применения мер принудительного исполнения

Основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству в установленном настоящим Законом порядке, и истечение срока, установленного судебным исполнителем для добровольного исполнения в соответствии со настоящего Закона.

Статья 7. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

1. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки:

1) судебные приказы и исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, - в течение трех лет;

1-1) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - в течение трех лет;

2) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении, - в течение одного года, если законом не установлены иные сроки;

3) постановления судов о принудительном исполнении постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение одного года;

4) постановления прокурора - в течение трех месяцев.

2. Указанные сроки исчисляются:

1) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании судебных актов в части имущественных взысканий, - со дня, следующего после вступления судебного акта в законную силу либо окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со дня, следующего после его вынесения;

1-1) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - со дня, следующего после вступления решения в силу;

2) при исполнении постановлений судов, вынесенных по делу об административном правонарушении, - со дня вынесения постановления;

3) при исполнении постановлений судов о принудительном исполнении постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, - со дня, следующего после принятия решения о принудительном исполнении;

4) по всем остальным исполнительным документам - со дня, следующего после их выдачи.

Глава 1. Основные положения Глава 2. Общие условия совершения исполнительных действий Глава 3. Порядок обращения взысканий на денежные суммы и иное имущество

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

Закон Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года

"Казахстанская правда" от 01.01.2001 г., № 97); "Егемен Ќазаќстан" 20.04.2010 ж., № 000-; Ведомости Парламента РК, 2010 г., № 7 (2560), ст. 27; "Официальная газета" от 01.01.2001 г., №

Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие Закона РК см. ст. 173

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) частный судебный исполнитель - гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом;
2) государственный судебный исполнитель - должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов;
3) судебный исполнитель - государственный судебный исполнитель и частный судебный исполнитель, выполняющие возложенные на них законом функции по исполнению исполнительных документов и имеющие равные права и обязанности за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом;
4) полное принудительное исполнение - исполнение исполнительного документа в полном объеме в период нахождения его в производстве судебного исполнителя, за исключением срока, предоставленного судебным исполнителем должнику для добровольного исполнения;
5) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере исполнения исполнительных документов.

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий , а также постановлений иных органов в соответствии с настоящим Законом.

Статья 3. Основные принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:
1) законности;
2) своевременности и прозрачности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
3) уважения чести и достоинства человека;
4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи;
5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;
6) пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями одной очереди при их недостаточности для полного удовлетворения всех требований очереди;
7) возмещения за счет должника расходов по принудительному исполнению исполнительного документа;
8) свободы обжалования в суде процессуальных действий и постановлений судебного исполнителя.

Статья 4. Законодательство Республики Казахстан об
исполнительном производстве

1. Законодательство Республики Казахстан об исполнительном производстве основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Исполнение решений международных, иностранных
судов и арбитражей

1. Порядок исполнения в Республике Казахстан решений международных и иностранных судов, а также арбитражей определяется соответствующими международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, и настоящим Законом.
2. Исполнительный лист, выданный на основании решения иностранного суда судом Республики Казахстан, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу.

Статья 6. Порядок применения законодательства Республики
Казахстан об исполнительном производстве

1. Исполнительное производство осуществляется в соответствии с нормами, действующими во время совершения исполнительных действий.
2. Исполнительное производство по взысканию задолженности налоговых и иных обязательных платежей в бюджет , пеней за задержку уплаты штрафов и иных санкций за нарушение налогового законодательства Республики Казахстан производится в порядке, установленном настоящим Законом, и в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.
3. Исполнительное производство по взысканию с государства сумм капитализации соответствующих повременных платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в случае отсутствия или недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за данный вред, осуществляется в соответствии с настоящим Законом с соблюдением правил, установленных Правительством Республики Казахстан.
4. Исполнение актов судов и иных органов в отношении иностранцев, лиц без гражданства и иностранных организаций производится в соответствии с настоящим Законом.
5. Исполнительное производство по исполнительным документам других государств на территории Республики Казахстан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не вытекает из ратифицированных Республикой Казахстан международных договоров.

Статья 7. Лица, осуществляющие исполнительное производство

1. Исполнение исполнительных документов, перечисленных в статье 9 настоящего Закона, возлагается на судебных исполнителей.
2. В случаях, предусмотренных законом, исполнение исполнительных документов осуществляется при содействии судебных приставов.
3. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность судебного исполнителя, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законами. Противоправное вмешательство в деятельность судебного исполнителя влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 8. Язык исполнительного производства

Язык исполнительного производства и делопроизводства, связанного с его ведением, устанавливается с учетом языка судебного решения или иного документа, подлежащего исполнению.

Статья 9. Перечень исполнительных документов

1. Исполнительными документами являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов;
2) судебные приказы, выдаваемые в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан;
3) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов о принудительном исполнении на территории Республики Казахстан решений международных, иностранных судов и арбитражей;
4) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов;
5) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных Кодексом
6) постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
7) постановление прокурора о принудительном исполнении его требований;
8) постановления судебного исполнителя о взыскании исполнительской санкции.
2. В случае утраты исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый в предусмотренном законодательством Республики Казахстан порядке органом, выдавшим исполнительный документ.
3. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа.

Статья 10. Постановление судебного исполнителя

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным исполнителем со дня предъявления исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями.
2. В постановлении судебного исполнителя должны быть указаны:
1) наименование территориального отдела государственных судебных исполнителей или территория деятельности частного судебного исполнителя и их адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление.
В постановлении об отказе в возбуждении исполнительного производства указываются наименование и номер исполнительного документа;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
7) резолютивная часть постановления, отражающая решение, принятое по существу вопроса;
8) порядок обжалования постановления.
3. Судебный исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
4. Отмена постановления государственного судебного исполнителя производится соответствующим постановлением руководителя территориального отдела.
Отмена постановления частного судебного исполнителя производится самим частным судебным исполнителем, в том числе на основании акта суда или протеста прокурора.
5. Постановление судебного исполнителя подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано в суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
6. Типовые формы постановлений судебных исполнителей утверждаются уполномоченным органом.

Глава 2. СРОКИ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Статья 11. Сроки предъявления исполнительных документов
к исполнению

1. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки:
1) судебные приказы и исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, - в течение трех лет;
2) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - в течение трех лет;
3) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении, - в течение трех лет, если законом не установлены иные сроки;
4) постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех лет;
5) постановления прокурора - в течение трех месяцев.
2. Указанные сроки исчисляются:
1) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании судебных актов в части имущественных взысканий, - со дня, следующего после вступления судебного акта в законную силу либо окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со дня, следующего после его вынесения;
2) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - со дня, следующего после вступления решения в силу;
3) при исполнении постановлений судов, вынесенных по делу об административном правонарушении, - со дня вынесения постановления;
4) при исполнении постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, - со дня, следующего после принятия решения о принудительном исполнении;
5) по всем остальным исполнительным документам - со дня, следующего после их выдачи.
3. Исполнительные документы, выписанные на основании решений о взыскании периодических платежей (по делам о взыскании алиментов , о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и другим), сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. В этих случаях сроки исчисляются для каждого платежа в отдельности.

Статья 12. Перерыв срока при предъявлении исполнительного
документа

1. Срок для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;
2) частичным исполнением исполнительного документа должником;
3) на период розыска должника.
2. После перерыва течение срока начинается вновь, при этом истекшее до перерыва время не засчитывается в новый срок.
3. Новый срок после перерыва исчисляется со дня, когда исполнительный документ, по которому полностью или частично не было произведено взыскание, был возвращен взыскателю.

Статья 13. Восстановление пропущенного срока для
предъявления исполнительного документа
к исполнению

1. Взыскатель, пропустивший срок для предъявления к исполнению исполнительного документа, вправе обратиться в суд, вынесший судебный акт, или в суд по месту исполнения с заявлением о восстановлении пропущенного срока.
2. В случае признания судом причин пропуска срока для предъявления к исполнению исполнительного листа, судебного приказа уважительными срок может быть восстановлен.

Глава 3. УЧАСТНИКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 14. Состав участников исполнительного производства

Участниками исполнительного производства признаются:
1) стороны исполнительного производства (взыскатель и должник);
2) представители сторон исполнительного производства;
3) судебный пристав;
4) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе сотрудники органов внутренних дел, переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество).

Статья 15. Стороны исполнительного производства

1. Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.
2. Взыскателем является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ.
3. Должником является физическое или юридическое лицо, обязанное выполнить требования, предусмотренные исполнительным документом.
4. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия, за исключением случаев, когда по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может совершить только сам (личные обязанности).

Статья 16. Права и обязанности сторон исполнительного
производства

1. Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) или решения судебного исполнителя по вопросам исполнительного производства, обращаться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения .
2. Стороны исполнительного производства обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами, а также выполнять требования настоящего Закона.
Должник обязан сообщать судебному исполнителю об изменении места работы в период исполнительного производства, а также о появлении новых источников доходов.

Статья 17. Правопреемство в исполнительном производстве

В случае выбытия должника (смерти гражданина, реорганизации юридического лица, перевода долга) судебный исполнитель направляет представление в суд, вынесший решение, с предложением о вынесении определения о замене должника на его правопреемника. Представление направляется в течение трех рабочих дней с момента, когда судебному исполнителю стало известно о правопреемстве должника. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для должника.

Статья 18. Участие в исполнительном производстве
представителей сторон

1. Физические лица могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие физического лица в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.
2. Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами , либо через представителей указанных органов.
Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.
3. Полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 19. Полномочия представителя

1. Представитель в исполнительном производстве совершает от имени представляемого все действия, связанные с исполнительным производством, в пределах полномочий, наделяемых доверенностью.
2. В доверенности, выдаваемой представляемым, должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий:
1) предъявление и отзыв исполнительного документа;
2) передача полномочий другому лицу (передоверие);
3) обжалование действий (бездействия) или решений судебного исполнителя;
4) получение присужденного имущества (в том числе денег);
5) заключение мирового соглашения.

Статья 20. Лица, которые не могут быть представителями

1. Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста или состоящие под опекой или попечительством.
2. Судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов , депутаты представительных органов, работники уполномоченного органа и его территориальных подразделений, аппарата Верховного Суда Республики Казахстан не могут быть представителями в исполнительном производстве, кроме случаев участия их в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих организаций или законных представителей. Лицо не может быть представителем, если по данному делу оказывает или ранее оказывало юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам представляемого, а также если оно является супругом (супругой) или близким родственником судебного исполнителя.
Примечание. Под близкими родственниками в настоящем Законе признаются родители, дети, усыновители, усыновленные , полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Статья 21. Законные представители

1. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних лиц, а также лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в исполнительном производстве защищают законные представители, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.
Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом.
2. По исполнительному производству, в котором участвует лицо, признанное судом безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступают лица, которым передано в управление имущество безвестно отсутствующего, назначенные представителями в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.
3. По исполнительному производству, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, в качестве представителя наследника, если наследство еще никем не принято, выступает исполнитель завещания или доверительный управляющий наследством.
4. Законные представители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя.

Статья 22. Участие переводчика в исполнительном
производстве

1. При совершении исполнительных действий участники исполнительного производства в случае, если они не владеют языком, на котором ведется исполнительное производство, могут по собственной инициативе или по предложению судебного исполнителя пригласить переводчика. Переводчиком может быть любое совершеннолетнее дееспособное, не заинтересованное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для совершения исполнительных действий.
2. Переводчик имеет право на вознаграждение за свой труд. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
3. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, о чем он предупреждается судебным исполнителем.

Статья 23. Участие понятых в исполнительном производстве

1. Исполнительные действия могут совершаться в присутствии не менее двух понятых.
2. Присутствие понятых обязательно в следующих случаях:
1) по требованию взыскателя или должника;
2) при исполнении решения о вселении и выселении, действий, связанных с арестом, изъятием и передачей имущества должника, вскрытием его жилища, помещений и хранилищ, производством осмотра.
Присутствие понятых в иных случаях возможно по инициативе судебного исполнителя.
3. В качестве понятых могут быть приглашены любые совершеннолетние дееспособные граждане, не заинтересованные в исходе исполнительных действий.
4. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный исполнитель разъясняет порядок участия понятого в исполнительном действии.
5. Понятой вправе знать, для производства каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются. Понятой вправе делать замечания по поводу произведенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол соответствующего исполнительного действия.
6. Понятой удостоверяет факт, содержание и результаты исполнительных действий, при производстве которых он присутствовал.
7. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени.
8. Денежные суммы, выплачиваемые понятым, относятся к расходам по совершению исполнительных действий.

Источник: ИС ПАРАГРАФ-WWW http://online. , дата последнего изменения документа: 2012.03.02

Республики Казахстан

Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.02.2012 г.)

О внесении изменений см. Закон РК от 28.12.11 г. (вводятся в действие с 1 января 2013 года)

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Глава 5. Меры принудительного исполнения

Раздел 2. Порядок совершения исполнительных действий

Глава 6. Общие условия совершения исполнительного производства

Глава 9. Обращение взыскания на деньги должника

Параграф 1. Обращение взыскания на деньги и другие виды доходов должника

Параграф 2. Особенности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов

Глава 10. Исполнение исполнительных документов неимущественного характера

Глава 11. Распределение взысканных сумм между взыскателями

Глава 12. Расходы по совершению исполнительных действий и порядок их возмещения

Параграф 1. Общие положения

Параграф 2. Порядок определения и возмещения расходов для частных судебных исполнителей

Параграф 3. Контрольный счет наличности территориального органа и текущий счет частного судебного исполнителя

Глава 13. Исполнительская санкция. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об исполнительном производстве

Раздел 3. Правовое положение судебных исполнителей

Глава 14. Основы правового статуса судебных исполнителей в Республике Казахстан

Глава 15. Правовое положение государственных судебных исполнителей

Глава 16. Правовое положение частных судебных исполнителей

Параграф 1. Назначение на должность частного судебного исполнителя

Параграф 2. Права, обязанности и ответственность частных судебных исполнителей

Параграф 3. Организация деятельности частного судебного исполнителя

Параграф 4. Замещение частного судебного исполнителя

7) резолютивная часть постановления, отражающая решение, принятое по существу вопроса;

8) порядок обжалования постановления.

3. Судебный исполнитель вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

4. Отмена постановления государственного судебного исполнителя производится соответствующим постановлением руководителя территориального отдела.

Отмена постановления частного судебного исполнителя производится самим частным судебным исполнителем, в том числе на основании акта суда или протеста прокурора.

5. Постановление судебного исполнителя подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано в суд в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.

6. Типовые формы постановлений судебных исполнителей утверждаются уполномоченным органом.

Глава 2. Сроки в исполнительном производстве

Статья 11. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению

1. Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в следующие сроки:

1) судебные приказы и исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, - в течение трех лет;

2) исполнительные листы, выдаваемые на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - в течение трех лет;

3) постановления судов, вынесенные по делу об административном правонарушении, - в течение трех лет, если законом не установлены иные сроки;

4) постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, - в течение трех лет;

5) постановления прокурора - в течение трех месяцев.

2. Указанные сроки исчисляются:

1) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании судебных актов в части имущественных взысканий, - со дня, следующего после вступления судебного акта в законную силу либо окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, - со дня, следующего после его вынесения;

2) при исполнении исполнительных листов, выданных на основании определения суда о принудительном исполнении решений третейских судов или арбитражей, - со дня, следующего после вступления решения в силу;

3) при исполнении постановлений судов, вынесенных по делу об административном правонарушении, - со дня вынесения постановления;

4) при исполнении постановления органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, - со дня, следующего после принятия решения о принудительном исполнении;

5) по всем остальным исполнительным документам - со дня, следующего после их выдачи.

3. Исполнительные документы, выписанные на основании решений о взыскании периодических платежей (по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья и другим), сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. В этих случаях сроки исчисляются для каждого платежа в отдельности.

Статья 12. Перерыв срока при предъявлении исполнительного документа

1. Срок для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;

2) частичным исполнением исполнительного документа должником;

3) на период розыска должника.

2. После перерыва течение срока начинается вновь, при этом истекшее до перерыва время не засчитывается в новый срок.

3. Новый срок после перерыва исчисляется со дня, когда исполнительный документ, по которому полностью или частично не было произведено взыскание, был возвращен взыскателю.

Статья 13. Восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению

1. Взыскатель, пропустивший срок для предъявления к исполнению исполнительного документа, вправе обратиться в суд, вынесший судебный акт, или в суд по месту исполнения с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

2. В случае признания судом причин пропуска срока для предъявления к исполнению исполнительного листа, судебного приказа уважительными срок может быть восстановлен.

Глава 3. Участники исполнительного производства

Статья 14. Состав участников исполнительного производства

Участниками исполнительного производства признаются:

1) стороны исполнительного производства (взыскатель и должник);

2) представители сторон исполнительного производства;

3) судебный пристав;

4) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе сотрудники органов внутренних дел, переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество).

Статья 15. Стороны исполнительного производства

1. Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

2. Взыскателем является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ.

3. Должником является физическое или юридическое лицо, обязанное выполнить требования, предусмотренные исполнительным документом.

4. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия, за исключением случаев, когда по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может совершить только сам (личные обязанности).

Статья 16. Права и обязанности сторон исполнительного производства

1. Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против доводов и ходатайств других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) или решения судебного исполнителя по вопросам исполнительного производства, обращаться в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения .

2. Стороны исполнительного производства обязаны добросовестно пользоваться всеми предоставленными им правами, а также выполнять требования настоящего Закона.

Должник обязан сообщать судебному исполнителю об изменении места работы в период исполнительного производства, а также о появлении новых источников доходов.

Статья 17. Правопреемство в исполнительном производстве

В случае выбытия должника (смерти гражданина, реорганизации юридического лица, перевода долга) судебный исполнитель направляет представление в суд, вынесший решение, с предложением о вынесении определения о замене должника на его правопреемника. Представление направляется в течение трех рабочих дней с момента, когда судебному исполнителю стало известно о правопреемстве должника. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для должника.

Статья 18. Участие в исполнительном производстве представителей сторон

1. Физические лица могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие физического лица в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

2. Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами и учредительными документами , либо через представителей указанных органов.

Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия.

3. Полномочия представителя удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 19. Полномочия представителя

1. Представитель в исполнительном производстве совершает от имени представляемого все действия, связанные с исполнительным производством, в пределах полномочий, наделяемых доверенностью.

2. В доверенности, выдаваемой представляемым, должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование действий (бездействия) или решений судебного исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денег);

5) заключение мирового соглашения.

Статья 20. Лица, которые не могут быть представителями

1. Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста или состоящие под опекой или попечительством.

2. Судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов , депутаты представительных органов, работники уполномоченного органа и его территориальных подразделений, аппарата Верховного Суда Республики Казахстан не могут быть представителями в исполнительном производстве, кроме случаев участия их в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих организаций или законных представителей. Лицо не может быть представителем, если по данному делу оказывает или ранее оказывало юридическую помощь лицам, интересы которых противоречат интересам представляемого, а также, если оно является супругом (супругой) или близким родственником судебного исполнителя.

Примечание. Под близкими родственниками в настоящем Законе признаются родители, дети, усыновители, усыновленные , полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки.

Статья 21. Законные представители

1. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних лиц, а также лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в исполнительном производстве защищают законные представители, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Законные представители совершают от имени представляемых все действия, право на совершение которых принадлежит представляемым с ограничениями, предусмотренными законом.

2. По исполнительному производству, в котором участвует лицо, признанное судом безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступают лица, которым передано в управление имущество безвестно отсутствующего, назначенные представителями в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

3. По исполнительному производству, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим, в качестве представителя наследника, если наследство еще никем не принято, выступает исполнитель завещания или доверительный управляющий наследством.

4. Законные представители могут поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному ими в качестве представителя.

Статья 22. Участие переводчика в исполнительном производстве

1. При совершении исполнительных действий участники исполнительного производства в случае, если они не владеют языком, на котором ведется исполнительное производство, могут по собственной инициативе или по предложению судебного исполнителя пригласить переводчика. Переводчиком может быть любое совершеннолетнее дееспособное, не заинтересованное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для совершения исполнительных действий.

2. Переводчик имеет право на вознаграждение за свой труд. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

3. В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан, о чем он предупреждается судебным исполнителем.

Статья 23. Участие понятых в исполнительном производстве

1. Исполнительные действия могут совершаться в присутствии не менее двух понятых.

2. Присутствие понятых обязательно в следующих случаях:

1) по требованию взыскателя или должника;

2) при исполнении решения о вселении и выселении, действий, связанных с арестом, изъятием и передачей имущества должника, вскрытием его жилища, помещений и хранилищ, производством осмотра.

Присутствие понятых в иных случаях возможно по инициативе судебного исполнителя.

3. В качестве понятых могут быть приглашены любые совершеннолетние дееспособные граждане, не заинтересованные в исходе исполнительных действий.

4. Перед началом исполнительных действий, в которых участвуют понятые, судебный исполнитель разъясняет порядок участия понятого в исполнительном действии.

5. Понятой вправе знать, для производства каких исполнительных действий он приглашается, на основании какого исполнительного документа они совершаются. Понятой вправе делать замечания по поводу произведенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол соответствующего исполнительного действия.

6. Понятой удостоверяет факт, содержание и результаты исполнительных действий, при производстве которых он присутствовал.

7. Понятой имеет право на компенсацию расходов, понесенных им в связи с исполнением обязанностей понятого, а также на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в связи с потерей времени.

8. Денежные суммы, выплачиваемые понятым, относятся к расходам по совершению исполнительных действий.


Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Об исполнительном производстве в Казахстане

Для функционирования судебной системы и системы государственной власти в целом необходимо надлежащее исполнение решений судов и соответствующих органов государственной власти. Исполнение является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не выраженное в действиях его субъектов, пусть и подтвержденное судебным или иным актом органов гражданской юрисдикции, является несуществующим, что отражает ненормальность такой фактической ситуации.

Следует отметить особую роль института частных судебных исполнителей, которая была введена в Казахстане, благодаря внедрению данного института увеличилось количество реально исполненных гражданских дел.

В соответствии с гражданско-процессуальным кодексом РК гражданское дело должно быть рассмотрено в срок не более двух месяцев, по делам об оспаривании действий должностных лиц не более месяца. Согласно Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» исполнение по исполнительным документам судебными исполнителями должно быть закончено не более чем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением исполнительных документов о периодических взысканиях, а также кроме случаев, когда законодательными актами установлены иные сроки исполнения. По исполнительным документам, связанным со сносом строений, с производством технологических операций, а также по исполнительным документам об имущественных взысканиях, требующих оценки имущества с привлечением специалистов, производства экспертизы, реализации, розыска имущества должника, исполнение должно быть закончено не более чем в четырехмесячный срок. Но на практике как правило исполнительное производство не укладывается в рамки двухмесячного срока и как правило может длиться месяцами и годами.

Итак, суд первой инстанции вынес решение, которое вступило в законную силу и был выдан исполнительный лист. Взыскателю необходимо в первую очередь обратиться в территориальный отдел судебных исполнителей, либо частному судебному исполнителю (на усмотрение взыскателя), написать заявление о возбуждени исполнительного производства и приложить подлинник исполнительного листа и заверенную судом копию решения, если заявление подписывается представителем взыскателя, то также необходимо приложить копию доверенности. После этого судебный исполнитель не позднее трех рабочих дней возбуждает исполнительное производство и принимает меры о чем выносит постановление. Судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства принимает меры по обеспечению исполнения исполнительных документов, предусмотренных Законом, а также выявляет наличие иных исполнительных производств в отношении должника, в случае выявления извещает взыскателя и разъясняет порядок очередности удовлетворения его требований. Исполнительный лист предъявляется по месту регистрации должника либо по месту его постоянного проживания, либо по месту его работы с осуществлением исполнительных действий по месту предъявления, а также по месту регистрации либо нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо, то исполнительный лист предъявляется по месту регистрации либо фактического нахождения его органа (учредителя) с осуществлением исполнительных действий по месту предъявления, а также по месту регистрации либо нахождения его имущества. Если в ходе исполнительного производства выяснится что должник не находится по адресу указанному в исполнительном листе а находится в другой административно-территориальной единице, то государственный судебный исполнитель немедленно выносит об этом постановление и в течении трех рабочих дней направляет исполнительный лист и материалы исполнительного производства по адресу нахождения должника, в свою очередь частный судебный исполнитель по согласованию со взыскателем вправе выехать за пределы его территориального округа.

Судебный исполнитель в течение трех рабочих дней со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 47 Закона;

6) не вступил в законную силу судебный акт, акт органа (должностного лица), который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

7) взыскатель не внес на текущий счет частного судебного исполнителя сумму, необходимую для осуществления исполнительных действий;

8) к исполнительному документу не приложена копия судебного акта с отметкой о вступлении в законную силу, заверенная подписью судьи и печатью суда.

Также имеются основания для приостановления исполнительного производства которые оговорены в статье 42 Закона, основания прекращения исполнительного производства указанные в статье 47 Закона и возврат исполнительных документов статья 48.

Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Взыскание по исполнительным документам обращается, в первую очередь, на денежные суммы должника, в том числе и находящиеся в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, если иной порядок не определен в исполнительном документе. При отсутствии у должника денежных сумм, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на другое принадлежащее должнику движимое и недвижимое имущество. На заложенное имущество может быть обращено взыскание при недостаточности прочего имущества должника для полного удовлетворения всех предъявленных к нему требований, не обеспеченных залогом, с соблюдением установленных гражданским законодательством Республики Казахстан прав залогодержателя.

При обращении взыскания на долю должника в общем имуществе судебный исполнитель обязан известить сособственников имущества и предоставить им право преимущественной покупки доли должника в общем имуществе. Стоимость доли указывается в извещении на основании письменного заключения специалиста.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебный исполнитель обязан наложить арест на имущество должника, в том числе в случаях, предусмотренных законом, с санкции суда. При этом судебный исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника. Арест имущества должника состоит в запрете на распоряжение этим имуществом, а также объявлении запрета пользования и распоряжения денежными суммами должника, находящимися в банках и иных организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, о чем выносится постановление о наложении ареста на имущество должника. Арест на деньги и другое имущество, находящиеся в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, налагается судебным исполнителем только с санкции суда. Арест на деньги, находящиеся на банковском счете должника, налагается в той сумме, которая необходима для исполнения исполнительного документа с учетом исполнительской санкции, расходов по исполнению и оплаты деятельности частного судебного исполнителя.

Судебный исполнитель производит опись имущества должника в количестве, необходимом для погашения присужденной взыскателю суммы, расходов по исполнению и расходов по оплате деятельности частного судебного исполнителя. Опись имущества производится в присутствии должника и понятых и с сотавлением протокола. В случае отсутствия физического лица или представителя юридического лица, являющегося должником, который был заранее уведомлен о совершении исполнительных действий, опись составляется в присутствии понятых.

При обращении взыскания на имущество должника реализация этого имущества осуществляется в следующей очередности:

1) в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве, в том числе ценные бумаги, валютные ценности, драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия, транспортные средства;

2) во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;

3) в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве;

4) в четвертую очередь - имущество, переданное другим лицам по договору аренды (имущественного найма), займа, проката или иным договорам.

Реализация арестованного имущества, кроме имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частным судебным исполнителем самостоятельно, а государственным судебным исполнителем - через специализированную торговую организацию.

Выбор формы реализации имущества определяется судебным исполнителем с учетом вида имущества.

Имущество стоимостью:

До трехсот месячных расчетных показателей реализуется на комиссионных началах, за исключением недвижимого имущества;

От трехсот до тысячи месячных расчетных показателей реализуется на торгах в форме аукциона.

На электронном аукционе реализуется имущество, подлежащее государственной регистрации и (или) стоимость которого превышает тысячу месячных расчетных показателей.

Из суммы, взысканной государственным судебным исполнителем с должника, сначала погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, после чего покрываются расходы по исполнению, остальная сумма поступает на удовлетворение требований взыскателей, в том числе по исполнительным документам, находящимся у других судебных исполнителей, в пределах административно-территориальной единицы.

При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями в порядке очередности, установленной настоящим Законом.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов; требования по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца; требования работников, вытекающие из трудовых правоотношений.

Во вторую очередь удовлетворяются требования о выплате вознаграждения, причитающегося авторам за использование произведения, изобретения, полезной модели, промышленного образца, на которые выданы патенты; требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом, включая вознаграждение (интерес), возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, неустойку (штраф, пеню), необходимые издержки по содержанию заложенного имущества, а также возмещение расходов залогодержателя по взысканию. В четвертую очередь удовлетворяются требования по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; требования юридических лиц по возмещению ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением.

В пятую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Кроме этого с должника подлежат взысканию расходы по совершению исполнительных действий к которым относятся:

1) выявление, осмотр, оценка имущества должника;

2) организация и проведение описи и ареста имущества должника, перевозку и хранение такого имущества;

3) организация реализации арестованного имущества;

4) оплата переводчиков, специалистов и других лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных действий;

5) перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм;

6) банковские расходы, связанные с выдачей взысканных сумм с контрольного счета наличности и текущего счета;

7) розыск должника;

8) авансовый взнос взыскателя;

9) проезд судебного исполнителя при совершении исполнительных действий на всех видах общественного транспорта - городском, пригородном и местных сообщений (кроме такси), в том числе оплата командировочных расходов судебных исполнителей;

10) другие необходимые действия в процессе исполнения исполнительного документа;

11) иные вознаграждения лицам, привлеченным судебным исполнителем в процессе исполнения.

Расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются с должника в пользу лиц или организаций, понесших эти затраты.

Государственный судебный исполнитель после полного исполнения исполнительного документа предлагает должнику добровольно оплатить исполнительскую санкцию в доход государства в размере десяти процентов от взысканной суммы или стоимости имущества или десяти месячных расчетных показателей с физических лиц и двадцати месячных расчетных показателей с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера.

В случае отказа должника государственный судебный исполнитель взыскивает исполнительскую санкцию на основании вынесенного постановления о взыскании с должника исполнительской санкции.

За неисполнение исполнительного документа должник может быть привлечен к административной либо уголовной ответственности. Одной из главных новелл в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» стало внесение поправки о том что в случае несвоевременного исполнения должником требований исполнительного документа имущественного характера судебный исполнитель вправе обратиться в суд о взыскании с должника пени в доход взыскателя в размере 0,1 процента от суммы взыскания или стоимости имущества, подлежащего передаче, за каждый день просрочки с момента возбуждения исполнительного производства. Введение в законодательство ответственности за несвоевременный возврат дененжных средств позволит дисциплинировать должников и позволит увеличить количество исполненных решений судов.