Закрепление изученного материала (2-й урок)

а) Повторное чтение текста учащимися 1-2 раза (вслух и про себя).

б) Пересказ текста по плану.

в) Самостоятельная работа. Написание изложения.

Повторение правил правописания. Заключительное прочтение текста учителем и учащимися.

Написание изложения с опорой на иллюстрацию, план и лексические выражения. Слабоуспевающие школьники получают карточки разного уровня сложности: допиши предложения; вставь словосочетания; вставь слова; вставь буквы.

Подведение итогов (проводится на отдельном уроке)

а) Проверка работ учащихся.

б) Выставление оценок.

в) Зачитывание лучших работ.

г) Проведение работы над ошибками.

Самоанализ проведения урока чтения в 5 классе

Тема: К. Паустовский «Кот Ворюга ».

Общая организация урока.

Последовательность и распределение этапов по времени.

Это был урок изучения новых знаний. В соответствии с типом и целями урока была определена его структура, состоящая из 5 этапов:

Организационное начало урока;

Повторение домашнего задания;

Основной этап;

Закрепление прочитанного;

Подведение итогов.

Цель организационного этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. Включением в работу послужило привлечение внимания учащихся на разные предметы по заданию учителя. Это заняло-1 мин. Цель этапа повторения домашнего задания - повторить прочитанный на прошлом уроке рассказ. Продолжительность этапа-7 мин. Цель основного этапа - познакомить детей с новым рассказом, работать над пониманием прочитанного. Продолжительность этапа-22 мин. Цель этапа закрепления - разделить рассказ на части и подготовить детей к пересказу. Продолжительность этапа - 10 мин. На подведение итогов было отведено -2 мин, на проведение физкультминутки-3 мин. Структура урока соответствовала его целям и типу, соблюдалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Распределение времени по этапам было рациональным.

Организация познавательной деятельности на уроке.

Для организации познавательной деятельности были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Соблюдение охранительного режима.

Кабинет был готов к занятию. Помещение проветрено, освещено. Во время опроса дети вставали, выходили к доске, делали динамическую паузу. Предъявляемые учителем картинки были крупного плана, эстетически оформлены.

Подведение итогов урока.

Намеченный план был выполнен. Цели урока были достигнуты. Дети делали правильные выводы в течение урока, дети поняли содержание рассказа, смогли разделить его на части пересказать по плану.

Образовательная цель урока - познакомить с новым рассказом, учить учащихся правильно, осмысленно читать текст; учить правильно, последовательно излагать свои мысли. Воспитательная цель - воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них. Коррекционно-развивающая цель - способствовать более полному восприятию прочитанного, развивать и корригировать речь учащихся. Для реализации данной цели были использованы следующие приёмы:

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного;

Деление текста на части, составление плана рассказа;

Пересказ прочитанного рассказа по частям и в целом.

Правильность подбора материала на уроке.

Формирование понятий на уроке осуществляется на основе государственной программы под редакцией Воронковой В. В., определяющей объём знаний с учётом развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Связь теории с практикой.

С целью преодоления недостатков личностных качеств учащихся, содержание урока сопрягалось с жизненным и субъективным опытом людей (уход за домашними животными).

Организация повторения на уроке, его содержания. Связь повторенного с новым материалом.

На этапе повторения домашнего задания были сделаны выводы о положительном отношении к животным, которые подтверждались при чтении нового рассказа.

Уровень знаний, умений, навыков.

Учащиеся класса умеют отвечать на вопросы учителя, читают в соответствии с требованием программы, делают выводы по прочитанному, могут пересказывать по частям и в целом весь рассказ.

Урок как основная форма обучения истории. Тип, вид и структура урока. Требования к современному уроку.

Урок – это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.

Структура урока – последовательность, составляющих его элементов или этапов урока.

Тип урока – определяется его основной дидактической целью.

Вид урока определяется методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, главным источником знаний на данном уроке.

Современный урок делится на две большие категории: традиционный и нетрадиционный. К числу традиционных уроков относят 4 типа уроков:

· Комбинированный;

· Объяснения нового материала;

· Повторительно-обобщающий;

· Урок проверки знаний.

Критерий традиционного урока : возраст детей с их познавательными особенностями, специфические методы активного обучения. Для 5-7 класса используется игровая деятельность. В ней сочетается активность учащихся и обучающая роль учителя. У подростков: лекционно-зачётная система, в которой последовательно мы используем урок-лекцию, урок-практику, урок-семинар, урок-зачёт. Основной способ планирования таких уроков – крупные блоки. Основная дидактическая единица – тема, которая реализуется на многих уроках.

· Нетрадиционные виды уроков :

a. Уроки-концерты, спектакли, литературно-исторические салоны, путешествия, экскурсии в музей, турниры, базары.

b. Брифинги, пресс-конференции, симпозиумы, презентации, съезды, телемосты, круглые столы, аукционы.

c. Урок с использованием кинофрагментов, теле-, видео и медео уроки.

d. Урок самоопределения или самореализации

e. Урок исторический портрет, суд,знакомство.

f. Урок дискуссия, дебаты, проблемных поисков, интеллектуальных раздумий.

g. Модульный урок – возник в системе модульного подхода к обучению. Идея заключается в том, что организована самостоятельная работа учащихся по теме (10 часов). Модуль – целевой функциональный узел, т. е. учащийся получает задание по теме и выполняет его самостоятельно, следовательно, свой индивидуальный темп в процессе взаимообучения.



Таким образом, нетрадиционные виды уроков могут быть использованы в различных классах.

Методы обучения на традиционном и нетрадиционном уроке .Методы бывают: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные : словесный, наглядный, практический. Они лежат в основе нетрадиционных методов. Здесь учитель основной источник знаний.

Нетрадиционные методы (по классификации Лернера): объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, поисковый (проблемный), исследовательский. Особенность: позволяют организовать активную познавательную деятельность учащегося на уроке. Учитель в роли организатора. Все эти методы относятся к методам проблемным или развивающих обучение. Разница в позиции учащегося.

Частично-поисковый : проблеме ставится учителем, решается совместно. На пустом месте этим методом пользоваться нельзя. Учитель опирается на прочность прошлых знаний.

Поисковый : дети сами ставят проблему и путь её решения.

Исследовательский: Находится проблема и план решения проблемы (метод проектов). Проектирование – метод обучения и способ организации деятельности людей. Метод проектов: можно использовать на уроке, позволяет отсечение всех ненужных действий и выделение главного. Учитель выбирает проблему, ученики её реализует.

Исследовательский метод используется во внеурочное время.

Сейчас чаще всего используется метод проектов, но его значение слова проектирования не всегда уместно.

Учитель в плане урока должен соединить методы обучения, тип и вид урока, не забывая его структуру. В зависимости от выбранного метода, типа и вида урока структура урока различна.

Структура традиционного урока. Тип комбинированный.

1 шаг. Организационный момент 1-2 минута. (Внимание детей и их мотивация).

2 шаг. Проверка домашнего задания 15-17 минут. Способы разные (устный, письменный уплотненный вопрос).

3 шаг. Логический переход к новой теме. Подготовка к новому материалу. Пример: исторический случай, факт (1-2 мин.).

4 шаг. Объяснение нового материала. (20-25 мин).

5 шаг. Диагностика (как усвоен материал). Несколько вопросов или заданий.

6 шаг. Закрепление (задание).

7 шаг. Домашнее задание (Обязательно прокомментировано, дифференцированный характер, дети уходят с урока с вопросом).

На уроке объяснения нового материала отсутствует проверка домашнего задания всё остальное присутствует.

В структуре повторительно-обобщающего урока нет объяснения нового материала, логического перехода к новой теме, проверки домашнего задания.

Урок проверки знаний включает проверку д/з, закрепление знаний.

Структура проблемного урока не может быть такой, как у традиционного (не можем уложиться во время урока).

Структура проблемного урока:

a. Организационного момента нет. Задачи его решены в перемену.

1 этап. Актуализация прошлых ЗУН (знаний, умений, навыков), в том аспекте, который нужен для решения проблемы.

2 этап. Формирование новых ЗУН теми методами, которые мы выделили. Проблема ставится либо на первом или втором этапе.

3 этап: Применение новых ЗУН. Используются специально созданные или подобранные задания.

4 этап: Домашнее задание.

Традиционный урок соответствует традиционным методам обучения и традиционной структуре. Также в нетрадиционном уроке.

Дидактические требования к современному уроку:

· формулирование образовательных задач;

· определение оптимального содержания урока;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися ЗУН;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде;

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.

2. Особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку;

· рабочее самочувствие;

· педагогический такт;

· психологический климат на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1. температурный режим;

2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3. освещение;

4. предупреждение утомления и переутомления;

5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

    организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

    проверка домашнего задания;

    проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

    постановка цели занятия перед учащимися;

    организация восприятия и осмысления новой информации;

    первичная проверка понимания;

    организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

    творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

    обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

    контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

    домашнее задание к следующему уроку;

    подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

    первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

    указание на то, что учащиеся должны запомнить;

    мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

    сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

    первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

    контроль результатов первичного запоминания;

    регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

    внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

    частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

    сообщение учащимся цели предстоящей работы;

    воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

    выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

    проверка выполнения работ;

    обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

    задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

    постановка цели урока;

    повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

    проведение проверочных упражнений;

    ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

    упражнения на их освоение;

    упражнения на их закрепление;

    тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

    упражнения на перенос в сходную ситуацию;

    упражнения творческого характера;

    итог урока;

    задание на дом.

Структура урока повторения:

    организация начала урока;

    постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

    проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

    подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

    задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

    организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

    постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

    подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

    определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

    организация начала урока (психологический настрой учащихся);

    сообщение темы урока и его задач;

    изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

    формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

    упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

    творческое применение знаний и умений;

    упражнение по отработке навыков;

    домашнее задание;

    итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

    организационный момент;

    вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

    выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

    проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

    формулирование выводов по изученному материалу;

    оценка результатов урока;

    подведение итогов;

    задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

    организация начала урока;

    проверка домашнего задания, постановка цели урока;

    подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

    изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

    закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

    обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

    подведение итогов и результатов урока;

    задание на дом;

    подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

    рассказ обзорного типа по всей теме;

    урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

    урок - практическая работа;

    урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

    заключительный опрос по теоретическому материалу;

    решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

    уроки теоретического разбора материала учителем;

    уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

    уроки-семинары;

    уроки-практикумы;

    уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

    урок-лекция по всей теме;

    уроки-решения ключевых задач;

    урок-консультация;

    урок-зачет.

Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________ ______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

 определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

 прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

 выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

 реализация на уроке всех дидактических принципов;

 создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

 соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

 определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

 планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

 выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

 учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

 соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

 подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

 рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

 педагогический такт (случаи проявления);

 психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

 планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

 использование установок в форме убеждения, внушения;

 планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

 использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

 определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

 опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

 планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

 руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

 использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

 формирование навыков путем упражнений;

 обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

Учебная дисциплина: ОП 01 Педагогика.

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Тема урока : Структура современного урока.

Цель:

  • вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

Задачи

Содействовать осмыслению теоретических основ структурирования учебного занятия, пониманию принципов структурирования;

Формировать умение проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям;

Развивать интерес к педагогической теории и практике;

Развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить умозаключения, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

Развивать моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соизмеримость движений (для студентов с ОВЗ);

Воспитывать дисциплинированность, собранность, ответственность и честность, уважение к товарищам, педагогу.

Тип урока : учебное занятие закрепления знаний (по П.И. Третьякову).

Методы: постановка перспектив, беседа, побуждающий от проблемной ситуации диалог, письменный опрос, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, упражнение, тестирование.

Форма обучения : фронтальная; групповая; индивидуальная.

Оборудование: тетрадь для записи, раздаточный материал: варианты структуры урока, лист самоконтроля, бланки для текущего контроля, типы учебных занятий (по И.П.Третьякову), карточки с заданием для групп, образцы структуры уроков, бланки теста для студентов, ответы на тест.

Этапы урока:

Организационно-мотивационный этап:

Организационный момент.

Мотивация.

Совместная постановка целей занятия.

Актуализация полученного опыта.

Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Применение полученной информации в практической деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап:

Защита проектов - видеороликов.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

1) Организационный момент.

Здравствуйте.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, приложите свою ладошку к ладошке товарища - передайте хорошее настроение.

Проверьте, всё ли готово к учебному занятию. Сегодня на уроке нам понадобятся тетрадь для записи теоретического материала, ручка, раздаточный материал и хорошее настроение.

2) Мотивация.

Создание проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.

Перед вами различные варианты структуры урока (Приложение 1). Сколько вариантов структуры урока вам предложено? (Два)

Прочитайте их внимательно.

Организация начала занятия.

Первичная проверка понимания.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Организация начала занятия.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Побуждение к осознанию противоречия.

Что вас удивило? Что интересного заметили? (Все варианты структуры урока разные, разные названия типов уроков)

Побуждение к формулированию проблемы.

Какой возникает вопрос? (От чего зависит структура современного урока?)

Какая будет тема урока? (Структура современного урока)

3) Совместная постановка целей занятия.

Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

Определим задачи сегодняшнего урока. В этом нам поможет уже знакомая нам таксономия целей Блума.

Назовите задачи (К концу урока мы должны знать теоретические основы структурирования учебного занятия; понимать принцип структурирования; уметь проектировать структуру учебного занятия; проводить различия между структурой уроков разных типов; определять последовательность планирования учебного занятия; оценивать продукт своей деятельности по критериям.)

В ходе урока вы работаете с листом самоконтроля (Приложение 2). В нём указаны результаты и даны шкалы, на которых вы должны будете отметить свои достижения в конце урока. Приступая к работе спланируйте, какого результата вы хотите достичь: карандашом поставьте отметку (крестик) на шкалах.

4) Актуализация полученного опыта.

Прежде чем перейти к изучению нового, вспомним структурные элементы урока и их характеристику. Заполните таблицу (Приложение 3), укажите пропущенные задачи этапа и реальный результат. На выполнение работы вам даётся 3 минуты.

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Для студентов с ОВЗ даётся задание «Собери мозаику» - необходимо из предложенных элементов собрать таблицу «Характеристика структурных элементов урока» (Приложение 4).

Поменяйтесь работами - взаимопроверка. Оцените работы товарища по критериям. За каждый правильный ответ - 1 балл. 9-10 баллов - «отлично», 7-8 баллов - «хорошо», 5-6 баллов - «удовлетворительно», менее 5 баллов - «неудовлетворительно». Поставьте отметку. Сверьте с образцом (Приложение 5). Все ли смогли правильно оценить?

Структурные элементы урока и их характеристика

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Подведение итогов занятия

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

2. Этап самостоятельной работы по получению опыта деятельности:

5) Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Материал для выдвижения гипотез.

Варианты структуры урока, с которыми вы уже работали, помогут открыть первый принцип выбора структурных компонентов учебного занятия. Прочитайте их внимательно.

Побуждение к гипотезе.

Что заметили? (Разные типы урока - разные структурные компоненты)

От чего зависит выбор структурных компонентов учебного занятия? Какие есть гипотезы? (От типа урока)

Побуждение к проверке.

Вы с этой гипотезой согласны? Почему?

К какому выводу пришли? (Первый принцип структурирования - учёт типа урока)

Сравним вывод с учебным материалом (Приложение 6).

Выделяют следующие типы учебных занятий (по И.П.Третьякову):

А от чего зависит тип учебного занятия? Что заметили? (От дидактической цели)

Влияет ли цель урока на структуру? Как? (В зависимости от цели определяем основную часть урока)

Какой ещё принцип структурирования урока можно назвать? (Учёт дидактической цели урока)

Применение полученной информации в практической деятельности.

Разный материал для выдвижения гипотезы.

Продолжим исследование структуры урока. Каждая группа получит свою карточку с заданием (Приложение 7).

1 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

2 группа. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.

Подсказкой вам будут варианты структуры уроков, с которыми вы уже работали. Воспользуйтесь разрезными карточками. Выберите структурные компоненты учебного занятия и расположите их в нужной последовательности. На работу вам даётся 3 минуты.

Выдвижение решающей гипотезы 1-й группой.

Заслушаем 1-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Закрепление знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

К какому выводу вы пришли? (Вводная часть и заключительная часть урока не меняется, а меняется основная часть в зависимости от типа)

Заслушаем 2-ю группу. Какой был тип урока? Какие структурные компоненты вы предложили?

Организация начала занятия.

Проверка выполнения домашнего задания.

Подготовка к основному этапу занятия.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Что вы заметили? (В основном этапе занятия структурный элемент соответствует типу урока)

К какому выводу вы пришли? (Структура зависит от типа урока)

Почему варианты разные? (Зависит от творчества учителя)

Какова последовательность действий при планировании урока? (1. Определить тип урока. 2. Определить цель урока. 3. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока. 4. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.)

Группы работали с разным материалом, но к какому общему выводу пришли? (Структура зависит от типа урока, учитель должен творчески подходить к проектированию урока)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

7) Подведение итогов занятия.

Возврат к проблемному вопросу.

Какой была тема урока? (Структура современного урока)

Какой проблемный вопрос мы поставили? (От чего зависит структура современного урока?)

Какую вы ставили перед собой учебную цель? (Узнать, от чего зависит структура современного урока)

Удалось ли её решить? Каким способом? (Мы исследовали разные типы уроков и определяли структуру учебного занятия)

8) Демонстрация усвоения изученного материала и получения опыта деятельности.

Чтобы оценить результаты своей работы на уроке, выполните задания (Приложение 9). На работу вам даётся 4 минуты.

1. Инструкция:

1. Текст задания:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

Ответ: А, В, Д.

2. Инструкция :

Текст задания:

1 Организация начала занятия.

2 Проверка выполнения домашнего задания.

3 Подготовка к основному этапу занятия.

4 Усвоение новых знаний и способов действий.

5 Первичная проверка понимания.

6 Закрепление знаний и способов действий.

7 Обобщение и систематизация знаний.

8 Контроль и самопроверка знаний.

9 Подведение итогов занятия.

10 Рефлексия.

11 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Ответ: 1,2,3,8,9,10,11 или 1,3,8,9,10

3. Инструкция:

Текст задания:

А. Определить цель урока.

В. Определить тип урока.

Ответ: В, А, Г, Б.

4. Инструкция:

Текст задания:

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

1. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: А - 3, Б - 2, В - 1 .

Сверьте ответы с образцом (Приложение 10).

9) Рефлексия.

Сравните прогностическую и итоговую оценку. Каковы изменения?

10) Домашнее задание.

Домашнее задание вы выберите сами в зависимости от результатов урока:

1. Те, кому нужно поработать над знанием теоретических основ структурирования учебного занятия и пониманием принципа структурирования работают с учебником стр…

2. Те, кому нужно поработать над умением проектирования структуры учебного занятия с учётом разных типов урока предлагают не менее 2 вариантов структуры уроков каждого типа, опираясь на теорию И.П. Третьякова.

Приложение 1

Структура учебных занятий для анализа

Структура учебного занятия изучения и первичного закрепления новых знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Структура учебного занятия комплексного применения знаний, умений и навыков

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 2

Лист самоконтроля

Знать теоретические основы структурирования учебного занятия

Понимать принцип структурирования

________________________________________

Уметь проектировать структуру учебного занятия

________________________________________

Проводить различия между структурой уроков разных типов

________________________________________

Определять последовательность планирования учебного занятия

________________________________________

Оценивать продукт своей деятельности по критериям

________________________________________

Приложение 3

Структура и характеристика этапов учебного занятия для контроля

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Подведение итогов занятия

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение 4

Раздаточный материал для контроля для студентов с ОВЗ

Подготовка учащихся к работе

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Активные действия учащихся с объектом

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Получение достоверной информации о достижении результата

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Приложение 5

Структурные элементы урока и их характеристика для само- и взаимопроверки

Дидактические задачи

Реальный результат

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе

Полная готовность класса, оборудования, учащихся

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения, выявление пробелов и коррекция

Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия цели, актуализация ЗУ

Готовность к деятельности на основе З

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания З и способов действий

Активные действия учащихся с объектом

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, коррекция

Усвоение сущности знаний и способов деятельности

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения З и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, применение в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы З по теме, курсу

Активная деятельность по систематизации, классификации

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения З и способами действий, коррекция

Получение достоверной информации о достижении результата

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива работы

Адекватность самооценки учащихся оценке учителя

Рефлексия

Мобилизация на рефлексию своего поведения

Открытость в осмыслении своих действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Реализация необходимых и достаточных условий для выполнения домашнего задания

Приложение 6

Выделяют следующие типы учебных занятий (по И.П.Третьякову):

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Учебное занятие закрепления знаний.

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Учебное занятие комплексного применения знаний, умений и навыков

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель: усвоение знаний в их системе.

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

Цели: Определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения, закрепление и систематизация знаний, коррекция знаний, умений, навыков, оценка хода и результатов деятельности и себя в ней.

Приложение 7

№ 1. Предложить структурные компоненты учебного занятия закрепления знаний.

№ 2. Предложить структурные компоненты учебного занятия обобщения и систематизации знаний.


Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 8

Возможные варианты структуры учебного занятия закрепления знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Закрепление знаний и способов действий

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний и способов действий.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Возможные варианты структуры учебного занятия обобщения и систематизации знаний

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Приложение 9

Бланк ответов _________________________________________

(Фамилия И.)

1. Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа и запишите в бланке.

1. Текст задания: К принципам структурирования учебного занятия относятся:

А) Учёт типа урока.

Б) Учёт методов обучения.

В) Творческий подход к проектированию урока.

Г) Учёт формы организации познавательной деятельности.

Д) Учёт дидактической цели урока.

Ответ: _________________

2. Инструкция : Запишите ответ в бланке цифрами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность структурных компонентов учебного занятия проверки, оценки и коррекции ЗУН, рефлексии деятельности.

1 Организация начала занятия

2 Проверка выполнения домашнего задания

3 Подготовка к основному этапу занятия

4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 Первичная проверка понимания

6 Закрепление знаний и способов действий

7 Обобщение и систематизация знаний

8 Контроль и самопроверка знаний

9 Подведение итогов занятия

10 Рефлексия

11 Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _______________________________

3. Инструкция: Запишите ответ в бланке буквами в необходимой последовательности.

Текст задания: Укажите последовательность планирования учебного занятия.

А. Определить цель урока.

Б. Подобрать комплекс структурных компонентов во вводной и заключительной части урока.

В. Определить тип урока.

Г. Определить доминирующую деятельность на основном этапе урока.

Ответ: ____________________________

4. Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2. Каждому элементу первого столбца соответствует один элемент второго столбца. Запишите правильный ответ, соединив буквенные и числовые показатели (Например, А-1).

Текст задания: Каким типам учебных занятий соответствуют предложенные структуры?

Типы учебных занятий

Структура учебного занятия

А Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Б Учебное занятие закрепления знаний.

В Учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

1. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

2. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия

Закрепление знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

3. Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания. Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Ответ: _________________________

Приложение 10

1, 2, 3, 8, 9, 10, 11 или 1, 3, 8, 9, 10

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

  1. организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;
  2. проверка домашнего задания;
  3. проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
  4. постановка цели занятия перед учащимися;
  5. организация восприятия и осмысления новой информации;
  6. первичная проверка понимания;
  7. организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;
  8. творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
  9. обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
  10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
  11. домашнее задание к следующему уроку;
  12. подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
  • указание на то, что учащиеся должны запомнить;
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
  • первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
  • контроль результатов первичного запоминания;
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

  • сообщение учащимся цели предстоящей работы;
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
  • проверка выполнения работ;
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
  • задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

  • постановка цели урока;
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
  • проведение проверочных упражнений;
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
  • упражнения на их освоение;
  • упражнения на их закрепление;
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию;
  • упражнения творческого характера;
  • итог урока;
  • задание на дом.

Структура урока повторения:

  • организация начала урока;
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
  • задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

  • организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

  • организация начала урока (психологический настрой учащихся);
  • сообщение темы урока и его задач;
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
  • творческое применение знаний и умений;
  • упражнение по отработке навыков;
  • домашнее задание;
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент;
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • оценка результатов урока;
  • подведение итогов;
  • задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

  • организация начала урока;
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока;
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
  • подведение итогов и результатов урока;
  • задание на дом;
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

  • рассказ обзорного типа по всей теме;
  • урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
  • урок - практическая работа;
  • урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;
  • заключительный опрос по теоретическому материалу;
  • решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

  • уроки теоретического разбора материала учителем;
  • уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;
  • уроки-семинары;
  • уроки-практикумы;
  • уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

  • урок-лекция по всей теме;
  • уроки-решения ключевых задач;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет.


Урок -главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме . При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является:

·узнавание нового материала;

·воспроизведение;

·применение знаний в новой ситуации;

·применение знаний в незнакомой ситуации;

·творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий:

·задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать:

·что контролировать;

·как контролировать;

·как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока ? Конспект должен содержать три основные части:

·формальную;

·аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи:

обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________
______________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

1 .тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2.таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

этап урока

что делают

Стимульн ый материал

Ученики

Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

· четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся.

Психологическая цель урока:

1.Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

· определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

· планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

· выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

· учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

· соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.Особенности самоорганизации учителя:

· подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

· педагогический такт (случаи проявления);

· психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

· планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

· использование установок в форме убеждения, внушения;

· планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

· использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);

· опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

· руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

· использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.Закрепление результатов работы:

· формирование навыков путем упражнений;

· обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

1.температурный режим;

2.физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.освещение;

4.предупреждение утомления и переутомления;

5.чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.соответствие классной мебели росту школьника.

1.урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.