«Выплаченную компенсацию могут потребовать вернуть». Пять типичных ошибок при составлении европротокола

Упрощенный порядок оформления ДТП (широко известен как европротокол) был введен в Беларуси более шести лет назад и уже не воспринимается как некий эксперимент. Судя по статистике страховщиков, им охотно пользуются и это стало рабочей схемой: сейчас каждая третья авария в нашей стране оформляется без вызова ГАИ. Уже ведутся разговоры о повышении лимита с 400 до 600 евро. Но все же некоторые автовладельцы допускают ошибки, ценой которых может стать отказ в выплате компенсации. Специалисты Белорусского бюро по транспортному страхованию рассказали о типичных ситуациях.

Ошибка №1. Не учитывают скрытые повреждения

Большинство участников ДТП, когда заходит речь о составлении европротокола, трижды подумают, а хватит ли 400 евро на ремонт? Но есть случаи (и их немало), при которых владельцы поврежденных автомобилей не учитывают возможные скрытые дефекты.

- Люди дотошно вписывают в бланк внешние повреждения, но иногда даже не открывают капот или багажник, чтобы заглянуть внутрь, - рассказывает о типичной ситуации начальник управления международных отношений и вопросов регулирования по внутреннему и внешнему страхованию Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод.

«Мы всегда просим при „проникающих ранениях“ вызывать ГАИ, особенно если автомобиль относительно свежий или дорогой»

После удара в переднюю часть машины специалисты рекомендуют хотя бы открыть капот и осмотреть световые приборы. В случае повреждения светодиодных или ксеноновых фар, датчиков активного круиз-контроля, блоков радиатора, обнаружения течи технических жидкостей, посторонних шумов даже не нужно сомневаться - следует вызывать инспекторов ДПС.

Аналогичный совет страховщики дают при ударе в заднюю часть: не лишним будет открыть багажник и проверить, нет ли повреждений.

- Понятно, сейчас по нашим дорогам ездят очень разные автомобили, - продолжают специалисты. - За 400 евро можно провести серьезный ремонт двадцатилетнего ВАЗа, но в случае с трехлетней машиной премиум-класса этой суммы едва ли хватит на замену одной фары.

Если же при оценке выяснится, что стоимость ремонта превышает 400 евро, то по правилам страхования выплатят максимальную сумму в 400 евро и не более того.

Страховщики сразу оговариваются: такие случаи редки, но бывают. Иногда сумма ремонта превышает лимит даже в два-три раза.

Ошибка №2. Дописывают в бланк после разъединения

Случается, потерпевший обнаруживает новые повреждения уже после подписания европротокола, когда бланки разъединены. Тогда некоторые решают дописать дефекты, рассуждая, мол, ну ничего страшного, я же никого не обманываю.

- Однако в худшем случае это может быть квалифицировано как страховое мошенничество, - предупреждает Владимир Аксельрод. - У страховщика при появлении сомнений всегда есть право запросить второй бланк. Тогда выплата приостанавливается и производится разбирательство, а при подтверждении подозрений страховая компания, скорее всего, обратится в правоохранительные органы.

Как говорят страховщики, такие случаи были и сверить два бланка совсем не проблема. Удавалось установить первоначальные записи, даже если виновник ДТП уезжал в другую страну, например в Украину.

- Очевидно, что чаще всего речь не идет о мошенничестве, просто потерпевший замечает некоторые дефекты позже,

«Но тогда лучше заявить об этом специалисту, проводящему оценку. Он вправе указать в акте осмотра те повреждения, которые не были вписаны, однако, по его мнению, стали следствием аварии»

Ошибка №3. Потерпевший ставит подписи за виновника ДТП

Неполное оформление бланка также может повлечь отказ в выплате возмещения вреда. Например, иногда участники аварии забывают отметить, есть ли пострадавшие. Вроде бы очевидно, что нет (иначе оформлять европротокол вообще нельзя). Но формально это нарушение.

- В бланке нет факультативных вопросов. Ответы должны быть даны на все без исключения, - подчеркивают в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

Впрочем, страховщики могут пойти навстречу и закрыть на это глаза.

- А вот по-настоящему критичным считается заполнение последнего пункта (№16) обоими участниками ДТП, - говорит Владимир Аксельрод. - И виновник, и потерпевший ставят подписи в обеих графах. Выходит, они считают, что виновны и невиновны в происшествии одновременно. По такому бланку нельзя установить, кто является причинителем вреда. Скорее всего, в этом случае последует отказ в страховой выплате.

Виновник ДТП должен расписаться в пункте 16, а вот потерпевшему надо оставить это поле пустым

Ошибка №4. Потерпевший забывает проверить водительские права виновника

Одно из главных условий оформления европротокола - наличие действующих водительских удостоверений и страховых полисов у обоих участников ДТП. Получается, потерпевший заинтересован в проверке документов у виновника. Иначе он просто не сможет рассчитывать на страховую выплату.

- Страховщики имеют право и реально проверяют данную информацию, - не скрывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Есть возможность даже узнать, были ли соответствующие документы у иностранцев. Никакой проблемы в этом нет.

По правилам обязательного страхования участники происшествия обязаны обменяться данными. Если виновник отказывается предоставить документы, тогда о каком оформлении европротокола вообще может идти речь? Вызывать ГАИ, и точка!

- Немногие знают, что есть правило обратного требования, - дополняет Владимир Аксельрод. - Если выяснится, что у виновника на момент ДТП не было действующих водительских прав или страхового полиса, то потерпевшему придется вернуть выплаченное ранее возмещение вреда. При этом он сможет получить компенсацию только через суд.

Ошибка №5. Виновник не оплачивает вторую часть страховки, а потерпевший не обращает внимания

Наиболее распространенная ситуация связана со страховым полисом. Многие автовладельцы разбивают сумму оплаты «автогражданки» на две части, но по истечении полугода забывают оплатить вторую часть взноса. В этом случае страховка считается недействующей и, соответственно, оформлять европротокол нельзя. Потерпевшим следует быть особенно внимательными и учитывать этот нюанс.

А вот прекращение срока действия водительской медсправки вовсе не аннулирует права, как некоторые полагают. «С 2010 года отсутствие медсправки не является поводом для прекращения действия водительского удостоверения. При составлении европротокола проверять медицинские документы нет необходимости», - замечают специалисты.

По правилам страхования европротокол может быть оформлен при следующих условиях: участники аварии должны прийти к обоюдному согласию, в ДТП должно участвовать не более двух автомобилей, ущерб в них не должен превышать 400 евро, вред может быть нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей. Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д.

- Поначалу, в 2010-м, страховые организации с настороженностью относились к упрощенному порядку оформления ДТП, - признают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. - Но со временем эта мера у нас доказала эффективность. Водители в случае мелкой аварии могут избежать длительного оформления происшествия и штрафа. Также это снизило нагрузку на ГАИ. При этом массовых попыток мошенничества не зафиксировано. Теперь решено планомерно повысить лимит. Начинали с 200 евро, сейчас он составляет 400, а будет, как надеемся, 600 - подготовлен соответствующий документ. Все идет к тому, что, как и во Франции, ДТП без пострадавших будут оформляться без вызова дорожной полиции.

Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.

По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).

Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.

Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или "Зеленой карты " для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП . Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП . Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС . В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших . Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование . В пятом пункте всегда отмечается "нет".

6. Ущерб, нанесенный другим ТС . Аналогично предыдущей графе ставим "нет", ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП . Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД . Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ "нет".

9, 10, 11 . Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик . В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара . Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей . В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания . Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП . В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП . Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).


Пример оформления схемы ДТП

18. Подписи водителей . Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство . Здесь отмечается буква "А" или "В", которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП . Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением . Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5 . В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом . Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание . В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.

В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

Видео: как оформить европротокол при ДТП

В каких случаях можно не вызывать ГАИ? Как правильно заполнить европротокол? Как быстро страховая компания выплатит страховку? На эти и другие вопросы «АиФ» ответила старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.

Согласно пункту 31.4 главы 6 Правил дорожного движения водитель в случае ДТП вправе не сообщать о нем в ГАИ при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • В аварии столкнулись два автомобиля (не больше и не меньше) и не пострадали люди.
  • У обоих водителей все в порядке с документами и есть действующие полисы страхования на автомобили.
  • У водителей нет претензий к физическому состоянию друг друга (речь об алкогольном или наркотическом опьянении).
  • Понятно, кто виноват в аварии.
  • Ущерб, нанесенный каждому участнику ДТП, составляет не более 400 евро (до апреля 2014 года лимит был 200 евро).

Заполняем правильно

Итак, европротокол - это два бело-сине-желтых самокопирующихся бланка. Их выдают бесплатно вместе со страховкой на машину. Бланки также можно взять в офисах страховых компаний, на заправках.

Прежде всего, сразу после аварии необходимо остановиться и выставить знак аварийной остановки. Важно, чтобы все следы ДТП сохранились!

Договоритесь со вторым участником ДТП, кто является виновником аварии, каковы были ее причины и обстоятельства, какой вред причинен транспортному средству (помните: размер максимальной выплаты - 400 евро по курсу НБ). Дальше можно заполнять бланк извещения о ДТП. В нем четко укажите личные данные участников, обстоятельства и причины ДТП, виновника ДТП, нанесенные автомобилям повреждения. Инспектор ГАИ советует собрать максимум доказательств о ДТП: фото (видео), на котором будет видно расположение автомобилей после ДТП, номерные знаки на авто, следы торможения, поврежденные детали обоих автомобилей, включая осколки и обломки, оставшиеся на месте столкновения. Не лишним будет взять контакты и показания очевидцев происшествия, запись видеорегистратора.

После того как европротокол заполнен, один экземпляр заполненного бланка остается у потерпевшей стороны, чтобы в дальнейшем вместе с заявлением представить его в страховую компанию для получения возмещения, второй - у виновника ДТП (оригинал извещения - для потерпевшего, копия - для виновника).

Бланк извещения о ДТП должен быть заполнен правильно, быть легко читаемым, неповрежденным и подписанным обоими участниками ДТП. Не оставляйте в нем пустые строки и графы. Заполнять бланк нужно с сильным нажимом авторучки, чтобы на втором листе также были видны четкие надписи.

Оформив европротокол, участники могут покинуть место аварии.

Потерпевший в течение пяти рабочих дней должен обратиться либо в страховую компанию виновника, либо в ту, где был оформлен его договор страхования.