Тема Родины обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь он творил в ту эпоху, когда решались судьбы России (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война). Будучи большим патриотом, поэт не мог не думать о своей стране, не мог не запечатлеть её меняющийся облик и свои раздумья о ней.

В ранней поэзии тема России ещё не становится отчётливой и масштабной, хотя автор не раз обращался к русским пейзажам, фольклорным образам и творениям родной культуры:

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка, и ясна очертаньем.

Начиная с 1905 по-особому обострилось патриотическое чувство поэта. Тема Родины становится самостоятельным мотивом.

В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое называется её древним именем – «Русь» . Поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну с её колдунами, демонами. Блок вводит в своё стихотворение народное творчество и крестьянские поверья - достояние Родины. Отчизна предстаёт в этих стихотворениях «дремучей», «колдовской», «почиющей в тайне». Это её состояние кажется поэту прекрасным:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна...

Но за этой сказочной красотой Блок прозревает печальные картины: крестьянское «утлое жильё», «вихрь в голых прутьях», нищету народной жизни. Пока эти социальные мотивы звучат робко. Но вскоре, в 1908 году, они получают развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия» :

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слёзы первые любви!

Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с лермонтовской «Родиной». Оба поэта рисуют картины, открывающиеся во время движения по русской просёлочной дороге. Тут начинает оживать и гоголевский образный мир; возникают ассоциации с двигающейся тройкой и колдуном-чародеем, погубившим красавицу в «Страшной мести» (у Блока чародей тоже готов заманить и обмануть). Воскресают и некрасовские мотивы: Блок соединяет образ России с красавицей-крестьянкой («Когда блеснёт в дали дорожной / Мгновенный взор из-под платка»), а в финальных строках слышится «глухая песня ямщика», звенящая «тоской острожной». Поэт убеждён в лучшем будущем Родины и её народа, сохранившего свою живую душу и способного вынести всё, устоять, не сгинуть. Это усвоение классических тем и образов и их преображение в пределах одного стихотворения делает его настоящим шедевром блоковской лирики.

Охарактеризованное стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина» (1907–1916), один из важнейших в третьей книге его лирики. Патриотическая тема звучала здесь широко и раздольно. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадёшь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далёких сёл» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращённым с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига.

Любовь к родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, – сливает его с обликом жены:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чём ты горько плачешь?

Тема борьбы за будущую Россию остро зазвучала в стихах «На поле Куликовом» (1908). Обращаясь к истории русского народа, Блок вкладывал в события прошлого современный смысл. Куликовская битва представлялась ему символическим событием русской истории, которому «суждено возвращение» :

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Лирический герой этого цикла – безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Он патриот родной страны, борец за её свободу, готовый сложить голову «за святое дело».

Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, по убеждению поэта, является движение, неуспокоенность, порыв («и вечный бой! Покой нам только снится…»).

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль

И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль...

Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!

Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной кобылицы», вновь напоминая о гоголевской поэме, завершённой картиной летящей птицы – тройки.

Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождём…» ). Себя и своих современников поэт называет «детьми странных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное, подчас парадоксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «заплаканную» красу родной земли.

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы!

Это азиатское начало в столкновении с европейской культурой должно было породить революцию, которую поэт предчувствовал. И всё отчётливее звучит его нежное признание Родине:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краёв дороже мне.

Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна. «Россия – Сфинкс».

Когда на одном из поэтических вечеров слушатель попросил Блока, закончившего выступление, прочитать стихи о России, тот ответил: «Это всё о России».

Чувство патриотизма далеко не каждому человеку присуще, оно формируется годами. Каждый поэт на протяжении всей своей жизни пытался осмыслить образ Родины в своих произведениях. Немало русских поэтов, таких как Пушкин , Лермонтов , Некрасов , которые славили, возвеличивали великую Россию.

  • сказочность — не персонифицированный образ волшебного края, со сказочными существами, загадками, таинственными лесами;
  • романтичность — Родина изображается как возлюбленная молодого юноши, нежная, трепетная, неповторимая;
  • историзм — край, у которого есть прошлое, своя история, и с ними нельзя не считаться;
  • бедность и страдание — не столько образ Родины, сколько обобщение ее жителей, которые претерпевают не самые лучшие времена. Но при этом не предают свой край, а принимают таким, какой есть, но с надеждой на положительные изменения;
  • обобщенный образ живого существа — Родина – это живое существо, подобное человеку, но характеристика дана только посредством абстрактных понятий, а не конкретизации тех или иных черт внешности;
  • оптимистичность — в таком ключе Блок высказывает свои надежды на светлое будущее страны, верит в грядущие благоприятные изменения.

В 1908 году Блок писал К.С. Станиславскому: «...стоит передо мной моя тема, тема о России... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...» Блок создал образ многоликой России - народной, разбойной, кроткой, вольной... В его восприятии родины есть интонации А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

В ранней лирике тема родины была воплощена в русских пейзажах, посредством народных мотивов и образов. В стихотворении «Осенняя воля» (1905) поэт продолжает традиции М.Ю. Лермонтова («Родина», «Выхожу один я на дорогу...»). Обратите внимание на начало стихотворения Блока: «Выхожу я в путь, открытый взорам, / Ветер гнёт упругие кусты, / Битый камень лёг по косогорам, / Жёлтой глины скудные пласты». В этом отрывке интонация одиночества, ощущение просторов родной земли родственны мироощущению Лермонтова. Наблюдается родство в лексике и стихотворном размере.

Стихотворение «Русь» (1906) навеяно фольклорными образами и народными поверьями: «Где ведуны с ворожеями / Чаруют злаки на нолях, / И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах». За этой сказочной картиной робко проступают реалии бедной жизни - «утлое жильё», «вихрь, свистящий в голых прутьях»...

В стихотворении «Россия» (1908) сильнее звучат социальные мотивы:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первыя любви!

Боль за Россию, любовь к ней пронизывают всё стихотворение. Через всё произведение проходит образ дороги, на которой «...вязнут спицы расписные / В расхлябанные колеи». Стихотворение «Россия» вошло в цикл «Родина». Понятие «Родина» для Блока - широкое, многоаспектное. Отсюда и многообразие тематики («Посещение», «Дым от костра струёю сизой...», «Грешить бесстыдно,’ непробудно...»). Любовь к родине у Блока - чувство интимное, личное: «Русь моя, жизнь моя, вечно ль нам маяться? / Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!» (1910).

В 1908 году Блок написал пять стихотворений под общим названием «На поле Куликовом», которые включил в цикл «Родина». Куликовская битва - символическое событие русской истории. Блок раскрывает её связь с современностью в статье «Народ и интеллигенция» (1908): «Над городами стоит гул... какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание». Сила, стойкость России, по мнению Блока, в неуспокоенности: «И вечный бой! Покой нам только снится...» Образ «степной кобылицы» усиливает динамику стиха, напоминает птицу-тройку Гоголя. Лирический герой объединяет в себе и древнего воина, и современного поэта, а Россия воплощает в себе женское начало: «О Русь моя! Жена моя!» Поэтическое мастерство соединяется в стихах о России со всем богатством творческого опыта Блока и многообразием чувств.

Весной 1916 года Блок почувствовал творческую усталость: «На днях я подумал о том, что стихи писать мне не нужно, потому что я слишком умею это делать. Надо ещё измениться (или - чтобы вокруг изменилось), чтобы вновь получить возможность преодолевать материал» (из записей книжки 25 марта 1916 года).

О, Русь моя! Жена моя!..
А. А. Блок

Основная часть творчества Александра Блока относится к дореволюционному периоду, времени полной дискредитации человеческих чувств. В этом мире все фальшиво и продажно: и дружба, и любовь, и сострадание... Единственным чистым чувством остается для Блока любовь к Родине. Только на нее может опереться истерзанная одиночеством, непониманием окружающих и фальшью чувств душа поэта.
Путь Блока не прост и не гладок, но в судьбе и творчестве его чувствуется строгая логика образа России.
Сам поэт писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель”.
Почти все, совершенное Блоком, было сделано во имя русской земли, во славу русского народа. Читаем ли мы его “Русь”, “Россию” или другое какое-нибудь юношеское стихотворение, исполненное сыновней любви к родному краю, перед нами возникает образ страны со своей особой, неповторимой и возвышенной судьбой - историей.
В поисках идеала и пути в будущее Блок обращается к прошлому России, к ее источникам. Сопоставлению прошлого и будущего родной земли посвящен цикл “На поле Куликовом”. Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться “тьмы - ночной и зарубежной”, скрывающей ее путь.
Пять стихотворений из цикла “На поле Куликовом”, созданных в годы первой русской революции, говорили о том, что Блок умел чувствовать милую его сердцу Русь чутко и трепетно:
Я вижу над Русью далеко
Широкий и тихий пожар...
Всего десять лет спустя новый пожар тысяча девятьсот семнадцатого года перевернул судьбу России.
Однако не прошли бесследно для душевного равновесия поэта дни, когда лилась невинная кровь, а вокруг лежали разоренные разбоем земля и культура. Да и с Шахматовым, любимым местом всей семьи, было покончено: разграблена усадьба, сожжена бесценная библиотека. А в довершение всего Блок был арестован. Луначарский в письме ЦК к Ленину писал: “Поэт Александр Блок, в течение этих четырех лет державшийся вполне лояльно к Советской власти и написавший ряд сочинений, учтенных за границей как явно симпатизирующих октябрьской революции, в настоящее время заболел нервным расстройством”. Нервным расстройством... И ни слова о смертельной болезни сердца, цинге, истощении, опухоли суставов. Ни слова о бескорыстной работе поэта в Наркомпросе.
Характер чувства к России, ее восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронес через всю жизнь. Эта любовь спасала его в страшные годы, когда, иссякая от внутреннего мрака и отчаяния, все же оставалась “путеводительным маяком”, освещая дорогу и побуждая выполнять свой долг. И поэтому в стихотворении “Последнее напутствие” поэт говорит о том единственном, что выводит из “постылого “круга бытия”. Это “единственное” - Россия.
...еще леса, поляны,
И проселки, и шоссе,
Наша русская дорога,
Наши русские туманы,
Наши шелесты в овсе.
Блок создал особенный образ Родины. Это образ красавицы Женщины, возлюбленной невесты. Ее лик светел, “светел навсегда” , она хранит первоначальную чистоту души поэта. Это женщина с прекрасными чертами, “разбойной красотой”, повязанная в “плат узорный до бровей”.
О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!..
И нет конца!
Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею “невозможное возможно”, - она ведет на вечный бой, перед ней лежит долгий путь.
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, расхлябанные колеи, дали туманные, “неба осветленный край средь дымных пятен” - такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Ее он любил, ждал для нее перемен, надеялся, что с приходом тысяча девятьсот семнадцатого года “свет одолеет тьму”.
Вся лирика Александра Блока - поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков.

Разработка урока предназначена для учащихся 11 класса. Урок-исследование предлагает внимательно прочитать и сравнить 3 самых известных произведения Блока о Родине: "Русь", "Россия" и "На поле Куликовом". Учащиеся вместе с учителем прослеживают развитие темы и в конце урока составляют общую таблицу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по творчеству А. Блока

Подготовила: Учитель русского языка и литературы

СУВОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА

Тема Родины в творчестве А.Блока

  1. Слово учителя:

После 1906 г. для Блока главной темой становится тема Родины, России.

Если для Блока Европа – это гармонические линии, нежные тона, томные розы, воздушность, мечта о запредельном, искания невозможного, то Россия – это „безобразная история“ где „боярские“, где „хлюпает кровь“, „тяжелая, гнилая, болотная“.Здесь все земляное, небо - „серое, как мужицкий тулуп“ и... „Здесь от края и до края – чахлый кустарник. Пропадаешь в нем, а любишь его смертной любовью;выйдешь в кусты, станешь на болоте. И ничего -то больше не надо. Золото,золото где-то в недрах поет“.

Тема Родины лучше всего прослеживается в 3х произведениях:

„Русь“-1906г

„Россия“-1908г

цикл „На поле Куликовом“ -1908г

  1. Сравним эти стихотворения.

(Работа в группах)

Группа А. Стихотворение„Русь“

Вопросы :

  1. Какой рисуется родина в представлении Блока?
  2. Почему Русь, а не Россия?
  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Что дает для понимания кольцевая композиция?
  4. Каким предстает автор в этом стихотворениии?

(Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков,автор благоговеет перед ней,боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.)

Группа Б. Стихотворение „Россия“-

Вопросы:

  1. В чем разница названий?
  2. Какие годы Блок считает „ золотыми“?
  3. На какое стихотворение идет ссылка?
  4. Какие черты родины Блок замечает прежде всего?
  5. О чем 4-5 строфы стихотворения? О каких событиях вспоминает Блок?
  6. Почему последнее 4-стишие меняется на 6-стишие?
  7. Что означают строки „невозможное возможно“?

(Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, Страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего – любовь.)

Группа В.Лирический цикл „На поле Куликовом“

Вопросы:

  1. Какие события российской истории отразились в этом цикле?
  2. О чем 1-я главка? Найдите сходство с конкретными строками из „Слова о пълку Игореве“..
  3. Как с помощью смены ритма Блоку удалось передать движение?
  4. Какой образ главенствует в этой части?
  5. С кем отождествляется родина в этом цикле?
  6. Кому, по-вашему, принадлежат слова 2-й главки?

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»

  1. Обращение „Ты“ из 3-й части это слова к образу Богородицы, к жене, к матери, к родине? как вы поняли?

В ночь, когда Мамай залёг с ордою

Степи и мосты,

В тёмном поле были мы с Тобою, -

Разве знала Ты?

Перед Доном тёмным и зловещим,

Средь ночных полей,

В криках лебедей.

  1. Часть 4-я – это время прошедшее или настоящее? Докажите и объясните свою т. з.

4 глава.

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

Я«вись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

  1. Что объясняют слова В.Соловьева, взятые эпиграфом к 5-й главке?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

  1. Почему последняя часть заканчивается словами:

„Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

  1. К кому обращены последние слова?

(Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.)

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет и возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России. Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего - ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.