В понедельник, 8 июня, у православных христиан начинается Петров пост, который продлится до 11 июля. И хотя он не такой строгий, как Великий пост, его соблюдение тоже может оказаться непростым испытанием для тебя, если ты решишь его придерживаться.

shutr.bz

Церковный устав предписывает воздерживаться только от мясной и молочной пищи, по средам и пятницам – также от рыбы, а в субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается употребление вина.

История поста

Еще с IV века сохранилось много упоминаний о Петровом посте. А впервые упоминает о нем «Апостольское предание» святого Ипполита Римского в III веке. Тогда этот пост никак не связывали с апостолами, а считали компенсаторным, то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, могли исправить это, попостившись в пост Пятидесятницы.

Продолжительность

Петров и Павлов (Апостольский) пост раньше называли постом Пятидесятницы. Пост всегда начинается в понедельник, ровно через неделю после Дня Святого Духа, следующего за Троицей. Другими словами, на 57-й день после Пасхи.

Петров пост установлен в память первоверховных апостолов Петра и Павла, которые постились, подготавливая себя для Евангельской проповеди. Этот пост всегда имеет разную продолжительность, которая зависит от дня празднования Пасхи. Самый продолжительный пост может длиться шесть недель, а самый короткий – всего восемь дней. Заканчивается Петров пост всегда в День апостолов Петра и Павла 12 июля, если только праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Как себя вести

“Многие относятся к посту, как к диете. Воздерживаются от употребления определенных продуктов, но не воздерживаются от греховных деяний, – говорит дьякон академического храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Михаил Омельян. – Благодаря отказу от пищи мы вновь узнаем ее вкус и учимся благодарить Бога за нее. Отказавшись от развлечений, мы понимаем величайшую ценность отношений с Богом и человеком”.

Наше тело убивается не ограничениями в еде и прочих удовольствиях, а их излишеством, поэтому пост – это очень благоприятное время для того, чтобы помочь организму и душе очиститься.

Но не будь слишком фанатична, ведь резкий отказ от большой группы витаминов может принести немало проблем со здоровьем. Соблюдая пост, будь очень внимательна к своему рациону и не допускай ограничений, негативно влияющих на здоровье. Смысл поста заключается не в том, чтобы лишить организм необходимых питательных веществ, а в том, чтобы не предаваться чревоугодию и удерживаться от соблазнов. Правильно составленный рацион в период поста поможет и душе, и телу. Также священнослужитель утверждает, что если ты постишься и оказываешься в компаниях, где едят мясные и молочные продукты, то лучше предупредить об этом заранее или самому приготовить несколько блюд.

А мы предлагаем несколько рецептов, которые помогут правильно питаться, не нарушая пост.

Салат витаминный

Ингредиенты: 2 яблока, 2 помидора, 2 свежих огурца, 1 морковь, 1 корень молодого сельдерея, 1 стакан вишни, 1 столовая ложка сахара, половина лимона.

Способ приготовления: яблоки, помидоры, свежие огурцы нарезать ломтиками, а морковь и корень сельдерея – тонкой соломкой. Удалить у вишни косточки. Нарезанные плоды и овощи залить соком лимона с сахаром.

Суп-пюре гороховый

Ингредиенты: 2,5 л воды, 500 г гороха, 1 луковица, 1 морковь, соль, черный перец, 100 г растительного масла.

Способ приготовления: сухой горох замочить на 2-3 часа в воде и варить в той же воде с морковью 2-3 часа. Посолить, поперчить по вкусу и протереть через сито. Полученное пюре нужно заправить мелко нарезанным и обжаренным в растительном масле репчатым луком. Подавать с гренками из белого хлеба, поджаренного в духовке до золотистого цвета.

Окрошка овощная летняя

Ингредиенты: 1 л кваса, 0,5 стакана огуречного рассола, 2 репы, 1 стакан нарезанного кубиками отварного картофеля, 2 свежих огурца, 1 стакан зеленого лука, 2 столовые ложки укропа, 0,5 столовой ложки петрушки, 1 столовая ложка натертого хрена, 0,5 чайной ложки черного молотого перца.

Способ приготовления: все компоненты нарезать, перемешать и залить квасом.

Рис по-монастырски

Ингредиенты: 200 г риса, 2 головки репчатого лука, 2 столовые ложки растительного масла, 2 моркови, 1 столовая ложка томатной пасты или томатного соуса, сушеная зелень сельдерея, укропа, перец черный молотый, соль.

Способ приготовления: рис промыть в семи водах, залить кипящей водой в соотношении 1:2, варить 10 минут, чтобы рис был “крупинка от крупинки”, потом откинуть на дуршлаг. В глубокой сковороде обжарить мелко нарезанный репчатый лук в растительном масле до золотистого цвета, добавить отваренную и затем натертую на крупной терке морковь и томат, перемешать. Затем добавить рис, приправить по вкусу пряной зеленью, перцем и солью.

Квас петровский

Ингредиенты: 1 л хлебного кваса, 25 г корня хрена, 2 чайные ложки меда.

Способ приготовления: мед растворить в слегка подогретом хлебном квасе, добавить мелко нарезанный корень хрена. Поставить в холодильник на 10-12 часов в хорошо закрытой посуде, после чего не забыть процедить. Подавать квас можно с кусочками пищевого льда.

Летом, бесспорно, поститься легче, чем в другое время, ведь запрещенные продукты с легкостью можно заменить сезонными овощами и фруктами. Но ты ведь уже знаешь, что пост – это не столько пищевые, сколько моральные ограничения. Так что посвяти это время духовному развитию и не забывай, что пост полезен тогда, когда он по силам, а если ты в них не уверена, обязательно посоветуйся с врачом и своим духовным наставником.

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

Традиционно на 57-й день после Пасхи начинается Апостольский, или Петров пост. В народе его называют «Петровка» . Завершается пост всегда 12 июля - в день памяти апостолов Петра и Павла. Для верующих людей этот пост один из самых легких, он не такой строгий, как Великий и Рождественский посты!

Апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла, возможно, именно поэтому летний пост допускает употребление в пищу рыбы во все дни, кроме среды и пятницы. Пост - это всегда подготовка к празднику. Сначала человек ограничивает себя не только в еде, но и в развлечениях, а в праздничный день радуется всему, как в первый раз! Ради этого и стоит поститься.

Для потерявших вкус к жизни и пресыщенных удовольствиями людей пост - лучшее лекарство, излечивающее любой вид депрессии.

Как соблюдать летний Петров пост

  1. Следует исключить все продукты животного происхождения, кроме рыбы.
  2. Рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы.
  3. В субботу и воскресенье разрешено употребление вина.

Придерживаться летнего поста довольно просто: питание свежими фруктами и овощами - наслаждение! Вегетарианцы, к примеру, следуют такому меню постоянно. Салаты с овощами (огурец, помидор, лук, зелень, капуста, редис), тушеные овощи, грибы, жареные и печеные кабачки, ягоды!

Сложно представить себе более здоровое питание, особенно когда наступил сезон всех этих продуктов. Использовать во время поста рецепты вегетарианской кухни - отличная идея, это не только полезно, но и безумно вкусно. Вот несколько рецептов, благодаря которым пост будет тебе совершенно не в тягость.

Что можно приготовить на Петров пост


Смысл поста заключается не только в ограничении в питании. Тренировка силы воли и духовный рост - обязательные элементы, без которых пост становится всего лишь диетой. Откажись от развлечений во время поста, старайся делать то, от чего ты становишься лучше, - читай, размышляй над своей жизнью, трать время рационально.

Избегай пустых разговоров и бесполезных занятий. Лучший способ провести пост - посвятить его саморазвитию , избегать ссор и конфликтов, делать добрые дела, как только выпадет такая возможность. Говоря откровенно, желателен всегда, не только в установленные периоды времени. Пост только напоминает нам об этом!

Митрополит Антоний (Паканич) рассказал о важности Петрова поста для верующих .

Начинается Петров пост в понедельник, через неделю после Троицы. Дата начала поста не зафиксирована и зависит от Пасхи. Пост может длиться от одной до шести недель. В этом году Петров пост начинается 4 июня и продолжается до 11 июля.

«Отправить в игнор»

Петров пост не является таким строгим, как Великий. Однако это не повод его игнорировать.

Во все дни поста, кроме среды и пятницы, разрешается вкушать рыбу. Болеющие, беременные и люди в возрасте могут поститься не так строго, как предписано в Уставе. Благодаря летнему сезону, на который выпадает пост, можно активно использовать для приготовлений блюд овощи, грибы, ягоды и фрукты.

Петров пост соблюдали христиане еще с первых веков существования Церкви. Окончательно он утвердился уже позднее, во времена воздвижения Константинопольского храма во имя апостолов Петра и Павла в Риме в 337 году.

Смысловой центр поста

Так, в «Апостольском предании» III века, раскрывающем перед нами во всей полноте картину жизни Церкви в тот период, существует упоминание о Петровом посте. В то время этот пост восполнял, компенсировал Великий пост всем тем верующим, кто не смог соблюсти Его перед Пасхой.

Об этом говорится в 33-й главе «Апостольского предания»:

«Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня Пасхи, то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы».

На протяжении 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным.

«Петровским» пост наименовался позднее, и его смысловым центром стало подражание апостолам в их служении, которые постом и молитвой готовились к своей величайшей миссии – проповеди Евангелия.

Метафизика в действии

Но до осуществления возможности апостольской проповеди миру святые мужи вначале прошли сложный путь личного познания Бога и рождения истинной веры в своем сердце.

Затем апостолы осознали Воскресение Господне как праздник победы над смертью, победы абсолютной, высшей справедливости над человеческим разумом, далее наступило Вознесение – праздник установления пути познания и общения с Богом, и наконец пришел День Святой Троицы – День рождения Церкви Христовой, точки отсчета новой эры. Апостолы мужественно преодолели за короткий период основные стадии Богопознания, открытые для ищущей души.

Пережив все это и возрастая в вере и в Духе Святом, они приступили к выполнению заповеданного им Господом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Поэтому следующей логичной ступенью в бесконечном постижении метафизического смысла бытия, сразу же после праздничной Триоди, стало величание апостольского служения. Именно Петровым постом, посвященным верховным апостолам, мы подытоживаем период Богопознания и Богооткровения.

Что важно сделать в Петров пост

Во-первых, учитывая, что с давних времен была возложена особая миссия на Петров пост как восполнение упущенного в Великий пост, то данному предписанию можно следовать и в наши дни. Это прекрасная возможность довести до ума начатое и незаконченное до Пасхи. Простить ближнего, измениться самому, помочь нуждающемуся, побороть зло и увеличить хоть на йоту добро, в первую очередь в своем сердце.

Во-вторых, пройти дорогой апостолов – пережить Воскресение Господа, Его Вознесение, ощутить единство Троицы. В-третьих – выполнить завещанное нам апостолами.

В частности, наставление Павла всем нам из Первого Послания к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

И радость, и благодарность, и непрестанная молитва – это все плоды Духа Святаго, которые нам заповедано стяжать всю свою жизнь.

Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (1041) раз

В 2016 году Петров пост начинается 27 июня и продлится до 12 июля. Как питаться в этот период? Почему Церковь столько внимания уделяет апостолам Петру и Павлу? О чем напоминает их апостольское служение? Какие главные задачи стоит поставить перед собой каждому верующему? Читайте в предлагаемой статье.

Длительность

Длительность Петрова поста имеет две особенности:

  • дата начала поста зависит от Пятидесятницы , так как особо воздерживаться в пище и упражняться в молитве православные начинают в понедельник, на Восьмой день после праздника Святой Троицы;
  • заканчивается пост всегда 12 июля — в день памяти апостолов Петра и Павла.

Поэтому в зависимости от ранней или поздней Пасхи верующие постятся от восьми дней до шести недель. В 2016 году — 15 дней.

Название

На самом деле Петров пост посвящен двум первоверховным апостолам Петру и Павлу, сыгравшим важнейшую роль в проповеди Евангелия и жизни Церкви.

Но в названии «закрепился» только первый апостол.

Почему же так? Скорее всего из-за того, что слово «Петропавловский» намного длиннее: не так удобно писать и произносить вслух.

Кроме этого, есть и другие названия:

  • народное — Петровка;
  • более соответствующее — Апостольский пост.

Есть ли в Евангелии основания для Петрова поста?

В это время верующие вспоминают всех апостолов, после сошествия Святого Духа посвятившим себя проповеди христианства. Так как, по преданию, перед служением все ученики Иисуса готовились, соответственно постились и молились, то и христиане переняли эту традицию.

Непосредственно в Евангелии нет прямых указаний на установление этого поста и соблюдение его в среде учеников Спасителя. Но подтверждение можно найти в иных фрагментах Священного Писания.

  1. Когда в начале следования за Христом апостолы не смогли исцелить бесноватого, то Христос сказал, что демоны изгоняются постом и молитвой. После Пятидесятницы и проповеди по всему миру ученики Иисуса исцеляли многих больных, в том числе и от беснования, даже воскрешали мертвых.
  2. Во Втором послании к коринфянам апостол Павел рассказывает, что во время путешествий и проповеди он подвергался многим трудностям, а также проводил время в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:27).

Сам пост в истории Церкви утвердился тогда, когда начали освящать храмы в честь святых Петра и Павла. Это приблизительно 337 год, время правления Константина Великого.

Особенности меню

Соблюдать Петров пост намного легче, чем все иные, ведь он считается не строгим и, к тому же, выпадает в летний период.

Как и во все посты, запрещенными продуктами считаются мясные изделия, молочные (молоко, масло, творог, сыр), а также яйца.
Зато можно вкушать рыбу , правда, в определенные дни — вторник, четверг, субботу и воскресенье, крупы и грибы, во все дни, кроме среды и пятницы.

Более строгими считаются понедельник, среда и пятница.

В понедельник, согласно уставу, разрешается вкушение вареной пищи, но без растительного масла. В среду и пятницу — сухоядение. Это значит, что в эти дни вкушают сырые овощи и фрукты, а также хлеб.

Сам пост можно назвать самым легким не только из-за отсутствия запрета на рыбное меню, а и потому, что в летнее время, особенно когда жарко, человеку свойственно питаться более легко. Да и не приходится, как зимой, тратить крупные суммы, чтобы купить овощи, фрукты или ягоды.

Если позволить себе более дорогую рыбу может не каждый, то приготовить салат из огурцов, помидоров и зелени или, например, рагу из кабачков будет по карману любому. Тем более, если за всем этим вам придется идти не в магазин, а на огород.

Но ограничения в пище — это лишь вершина айсберга. Прочной основой поста может быть только молитва. Именно с нее и начинали апостолы, идя на проповедь в разные уголки мира.

Также Петров пост напоминает еще об одном важном аспекте жизни каждого верующего — важности изучения Библии и современной проповеди Евангелия.

Верховные апостолы

Именно об апостолах Петре и Павле говорят в первую очередь, когда речь идет об Апостольском посте. Каждый из них имел свой особый путь служения Богу.

Апостол Петр

Родной брат Андрея Первозванного, он был обычным рыбаком из Галилеи, старшим сыном некоего Ионы. До встречи с Христом уже успел создать семью.

В обычной жизни звали его Симоном . Имя Петр (с древнегреческого — «скала, камень») этому ученику дал Сам Спаситель. Еще Христос сказал: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… (Мф. 16:18).

Есть разные версии понимания этого отрывка, но после Пятидесятницы просвещенный Святым Духом апостол Петр обращался к ученикам Христа и первым христианам с проповедью, преломлял хлеб. Считается, что он был одним из первых епископов, католики даже называют его Первым папой.

Можно сказать, что проповедь святого Петра была основанием для распространения веры Христовой.

Согласно библейскому тексту, апостол Петр отличался вспыльчивым нравом :

  • он шел по водам навстречу Спасителю, но по маловерию начал тонуть;
  • фактически первым открыто назвал Христа Сыном Божьим, когда другие апостолы еще не пришли к этой мысли;
  • клялся Христу в верности, но потом, не осознавая, трижды отрекся от Спасителя и до конца своих дней каялся в этом.

Для многих он служит примером того, как преображается человек, придя к вере. Он проделал путь от бедного необразованного рыбака до первоверховного апостола, от отрекшегося от Сына Божьего до преданного Ему ученика. Преданность Богу святой засвидетельствовал не только проповедью Благой Вести, но и мученической кончиной. А умер он на кресте . Вот только распят был не так, как Христос, а головой к земле.

Апостол Павел

Жизненный путь святого Павла кардинально отличался, но вел к одной и той же точке — проповеди христианства и Царству Божьему.

Будущий проповедник родился в эллинистическом городе Тарсе в зажиточной семье и был назван Савлом — в честь царя Саула. Был очень образованным человеком того времени, учеником уважаемого многими богослова Гамалиила. Как и отец, Савл принадлежал к фарисеям, которые, как известно, выше всего ставили букву Закона.

Вот поэтому он — сын знатных родителей, гражданин Рима и верный иудей — с самого начала не мог принять христианство и стал преследователем учеников Христовых.

Чтобы расправиться с христианами — «отступниками от Закона» — он направился в Дамаск. Но по пути ему явился Сам Христос и обратился: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9: 4). На три дня гонитель даже лишился зрения.

Но потом исцелился от христианина Анании и принял святое крещение. Согласно предположениям историков, это был 34 год. Всю оставшуюся жизнь, а это приблизительно до 68 года, апостол Павел посвятил проповеди и миссионерству. Он совершил три масштабных апостольских путешествия, посетил много стран и городов, о которых частично свидетельствуют 14 посланий , написанных в разное время и для разных людей.

Иерусалимские иудеи обвинили Павла в том, что он вводил язычников в Храм Соломона. Поэтому святой пережил много судов, за время ожидания решения посетив с проповедью новые города и написав несколько посланий.

Мученическую смерть он принял приблизительно в 68 году (по иным данным — в 64-м) во время правления Нерона. Его не распяли на кресте только потому, что ему, как гражданину Рима, не положено было умереть такой «позорной» смертью. Поэтому апостол Павел был обезглавлен.

Первоверховным апостолам, твердо стоявшим в вере и проповедующим в среде язычников, в наше время молятся многие христиане, в первую очередь просят их об укреплении в христианстве и просвещении отошедших от Церкви и заблудших в ереси.

Об особенностях Петрова поста смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

28 августа православные отмечают Успение Пресвятой Богородицы. Почему праздник называют именно успением, а не смертью? Есть ли этот день у католиков? Что об истории праздника говорит предание? На чем основано почитание Девы Марии как заступницы за весь человеческий род? Читайте об этом далее.