М анифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов (всего 22 документа), касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России.

Основной акт – «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» – содержал главные условия крестьянской реформы:

крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком – полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

Введение

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном, в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обязательные поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер «попечительства» над крестьянами их бывших помещиков на период временно-обязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и мирских повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19 февраля 1861 г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм, которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски, приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными ограничениями) в другие сословия -- все это давало больший простор крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете создавало более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия -- дворянство, духовенство, купечество.

В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, отразился противоречивый характер реформы -- вводя нормы буржуазного права, оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.

Статьи 1, 2 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так и других актов крестьянской реформы.

Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих статьях Общего положения, крестьяне получали с момента обнародования Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21 - 39 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. данного Положения. Борьба крестьян за «волю» была ведущим направлением в многовековой истории крестьянского движения.

С момента обнародования закона об отмене крепостного права бывший крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его достояние и его самого продать, заложить, подарить, проиграть в карты (и т.п.), получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных прав. Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и быть избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли права крестьян, а главное -- консолидировали крестьянство, стирали грани между бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.

По 10-й ревизии (1858 год) Занойчковский П.А. Отмена крепостного права в России. С. 47. в России насчитывалось 23069631 человек обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа 22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России и Сибири 542 599 человек числились «приписанными к частным заводам и фабрикам» и 40 544 человека -- крепостными «разных ведомств». Собственно помещичьих крестьян в Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из них «помещичьих крестьян на общем праве» -- 21 625 609 человек и «на условном праве» -- 354324. Из 21625609 человек помещичьих крестьян 20 158 231 составляли «поселенные крестьяне», т. е. имевшие свои наделы и исполнявшие феодальные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола -- дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса составляла около 0,5 млн. человек обоего пола). Беспоместных дворян, владевших только дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола дворовых. Собственно помещиков, владевших землями и поселенными на этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых людей находилось во владении 10683853 души мужского пола.

Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных сословий (дворян, почетных граждан, духовенства, купцов 1--2 гильдий) обязаны были платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности, в том числе и рекрутскую.

Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные Положениями повинности -- барщину или оброк. Наделение крестьян землей за повинности и определяло временнообязанное состояние бывшего крепостного крестьянства после отмены крепостного права.

Принятая 4 декабря 1838 г. правительственная программа разработки реформы предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2) обеспечения спокойствия в стране из опасения крестьянских волнений. Власти великолепно знали, что одним из главных требований в крестьянском движении было предоставление крестьянам земли («воли без земли не бывает» - таков был лозунг крестьян). Но если полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно, то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к своему наделу, а вследствие недостаточности последнего - привязаны к помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского надела, зафиксированная в местных положениях.

При крепостном праве помещик обязан был по закону продовольствовать крестьян в голодные годы, а также призревать (т.е. давать содержание) престарелых и «увечных» крестьян, у которых не было ближайших родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность на самих крестьян: он обязывал их создавать «запасные хлебные магазины» (страховой зерновой запас), вводил для этого специальные «мирские запашки» и облагал крестьян дополнительным мирским сбором на содержание одиноких инвалидов и престарелых. На помещика также была возложена ответственность за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере зависела и отдача крестьян в рекруты. Комментируемая статья освобождает помещика от этих обязанностей.

Статья 10 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. возлагает на крестьян те обязанности (по общественному продовольствию, призрению), которые снимались с помещика. Статьи 11 - 16 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность. Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

В статьях 18 - 20 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. определяется система управления крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях.

Статьи 21 - 39 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в категорию свободных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также и новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный документальный материал, относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные произведения), содержит потрясающие описания трагедий крестьян вследствие вмешательства в их личную жизнь помещиков и «по закону» и в порядке «злоупотребления помещичьей властью».

Статьи 22 - 23 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности. Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным: заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города (но при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107 для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских, ст. 107 для губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст. 79 для литовско-белорусских губерний. Указанные статьи предоставляли крестьянину право, «не испрашивая на то особого разрешения ни у помещика, ни у общества», устраивать и содержать на своей усадебной земле постоялые дворы, промышленные и торговые заведения (согласно Уставу торговому, предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).

Статья 24 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. предоставляет крестьянам правоспособность в сфере гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2 к данной статье право иска и жалобы крестьян, как на посторонних лиц, так и на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян: продажа крестьян отдельно от земли («на своз»), что противоречило даже тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава о благоустройстве казенных селений. Статьи 384 - 407 этого Устава регламентируют «порядок и способы исполнения приговоров сельских и волостных расправ» в селениях государственных крестьян, процедуру удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в общественные работы, «порядок и способы исполнения решений судебных мест»). В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. лишает помещика одной из его существенных феодальных привилегий - права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью: имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов, палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было предоставлено по закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших крестьян. Таким образом, если ст. 29 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Общего положения снимала с помещика обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным, то ст. 28 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст. 47, 71, 75, 130 - 140 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. данного Положения, а также надлежащими статьями других законов: Устава о службе от правительства, Устава о податях и пр. Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству) путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из крестьян.

Статья 30 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну конкретную форму воздействия -- поражение в сословных правах.

Статья 31 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. конкретизируется в ст. 8--26 Положения о выкупе. Комментируемая статья провозглашает гарантию от посягательств со стороны помещика на движимое имущество крестьян, на их общественные денежные средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от произвола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих помещиков. Тем самым помещики становились юридически собственниками покупных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и помещичьим крестьянам право покупать земли, дома, лавки, мельницы и пр., но с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое согласие они получали не всегда, почему и после 1848 года вынуждены были покупать землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена, конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные крестьянами до 1848 года, указ 3 марта 1848 г. открывал перед помещиками широкие возможности для прямого захвата этих земель. Такие случаи особенно участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель: отбирали их за оброчные недоимки, за предоставленные в долг деньги, отбирали под видом «покупки» за ничтожную цену, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами документов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. официально признает за крестьянами право собственности на земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

Если помещик не согласится выдать крестьянам надлежащие данные на имущества, приобретенные ими на имя их помещиков, крестьяне могут заявлять о том мировому посреднику для распоряжений на основании нижеследующих статей.

«Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на имя помещика, то мировой посредник обязан спросить о том владельца и, когда нужно, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Если в данном отзыве или в уставной грамоте владелец, безусловно, признает право крестьян на это имущество, то мировой посредник утверждает данное за крестьянами и выдает им копию со своего постановления. Земля, признанная на данном основании собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и не облагается никакой в пользу помещика повинностью.

При рассмотрении такого рода дел как мировой посредник, так и мировой съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только доказательства письменные, как те, кои принимаются судами на основании гражданского судопроизводства «по делам тяжебным, так и домашние, не подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги».

Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении данному полученной крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно выдает им на означенное имущество данную на гербовой бумаге низшего достоинства без взимания пошлин.

Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки, остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в подобных случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещика, на имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников.» Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила ограничивали иск сроком давности покупки: он не должен был превышать 10 лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской, Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и Ярославской), в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами на имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок, произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давности). Далее, для утверждения своих прав на землю крестьяне обязаны были представить письменные документы на владение этой землей. Как правило, такие документы находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела от мировых посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам присутствие являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о покупных землях. Однако, как показывают архивные документы высших государственных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернскими присутствиями обращались с ходатайствами в Главный комитет об устройстве сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная драматизма борьба крестьян за собственные земли продолжалась почти два десятилетия после обнародования Положений 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об устройстве сельского состояния пересмотреть условия закрепления купчих крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6 мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в неприкосновенности эти правила. В 1871 году последовало разъяснение Главного комитета: «Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать в составе прочего своего имения как собственность». Тем самым самому помещику предоставлялось право решать, возвращать крестьянам их покупную землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33 - 35 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. крестьянам права приобретать в полную собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные последствия. За 1863 - 1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них в единоличную собственность - 5 789 862 десятины, товариществами - 4 847 643 десятины и сельскими обществами -- 1473311 десятин. Основным объектом купли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьянские надельные земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота. Вовлечение помещичьей земли в торговый оборот и формирование буржуазной земельной собственности.

Как следует из содержания ст. 36 Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т., в случаях, когда земля приобреталась на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих покупок предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества, потребовать выделения в единоличную собственность своего пая или же денежного за него вознаграждения. Значимость таковой возможности заключается в том, что крестьянину, собственнику земли, открывался путь выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом все прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и волостей и их управления.

«Сельское общество» составлялось из крестьян, на земле одного помещика: оно могло состоять либо из целого селения, либо из одной части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (выселков, починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.), пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих другие общие хозяйственные выгоды.

«Волости» образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых сторожей; сельских писарей, и т. п.

«Сельский сход» составлялся из крестьян-домохозяев, принадлежавших к составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки, болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных дозволялось присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с местным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной сход;

приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

увольнение из общества членов его и прием новых;

назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

разрешение семейных разделов;

дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель на постоянные участки и т.п.;

при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею, распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном пользовании;

совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве, обучении грамоте;

принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;

назначение сборов на мирские расходы;

раскладка всех лежащих на крестьянах казенных податей, земских и мирских денежных сборов, равно как земских и мирских натуральных повинностей, и порядок ведения счетов по означенным подателям и сборам;

учет должностных лиц, сельским обществом избранных, и назначение им жалованья или иного за службу вознаграждения;

дела по отбыванию рекрутской повинности, в той степени, в какой они касаются сельского общества;

раскладка оброка и издельной повинности по тяглам, по душам, или иным принятым способом, там, где повинности, в пользу помещика, отбываются за круговую порукою целого общества;

принятие мер к предупреждению и взысканию недоимок;

назначение ссуд из запасных сельских магазинов и всякого рода вспомоществований;

дача доверенностей на хождение по делам общественным;

Для решения нижеследующих дел требуется согласие не менее двух третей всех крестьян, имеющих голос на сходе:

о замене общинного пользования землею участковым или подворным (наследственным);

о разделе мирских земель на постоянные наследственные участки;

о переделах мирской земли;

об установлении мирских добровольных складок и употреблении мирских капиталов;

об удалении порочных крестьян из общества и предоставлении их в распоряжение Правительства.

Сельский староста исполнял, в пределах ведомства сельского общественного управления, следующие обязанности:

созывал и распускал сельский сход и сохранял на нем порядок;

предлагал на рассмотрение схода все дела, касающиеся нужд и польз сельского общества;

приводил в исполнение приговоры сельского схода, распоряжения волостного управления и мировых учреждений;

наблюдал за целостью меж и межевых знаков, на землях, в пользовании крестьян находящихся или принадлежащих им в собственность;

наблюдал за исправным содержанием дорог, мостов, гатей, перевозов и пр., на землях, отведенных сельскому обществу в надел или приобретенных крестьянами в собственность;

наблюдал за исправным отбыванием крестьянами податей и всякого рода повинностей как казенных, земских и мирских, так оброка или издольной повинности в пользу помещика, и собирал сии подати и оброки в тех обществах, где не было особых сборщиков;

понуждал к исполнению условий и договоров крестьян между собою, а равно заключенных с помещиками и посторонними лицами, когда такие договоры не оспариваются самими крестьянами;

надзирал за порядком в училищах, больницах, богадельнях и других общественных заведениях, если они учреждены сельским обществом на свой собственный счет;

наблюдал за своевременным составлением ревизских сказок, и подавал, куда следует;

по просьбам крестьян о выдаче им установленных билетов и паспортов на отлучки, или об увольнении вовсе из общества, давал волостному старшине надлежащее удостоверение в том, что к увольнению означенных крестьян препятствия нет;

заведовал, в порядке, установленном обществом, мирским хозяйством и мирскими суммами; надзирал за целостью запасного общественного хлеба и за правильным распоряжением оным;

охранял от растраты те имущества неисправных плательщиков, коими обеспечивалось взыскание недоимки.

Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.

«Волостной сход» составлялся из сельских и волостных должностных лиц, замещаемых по выбору, и из крестьян, избирае-мых от каждого селения или поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов, как пользующихся землею за повинности, так и приобретших участки в собственность.

Ведению волостного схода подлежали:

выборы волостных должностных лиц и судей волостного суда;

постановление о всех вообще предметах, относящихся до хозяйственных и общественных дел целой волости;

учреждение волостных училищ; распоряжения по волостным запасным магазинам, где они есть;

принесение, куда следует, жалоб и просьб, по делам волости, чрез особых выборных;

назначение и раскладка мирских сборов и повинностей, относящихся до целой волости;

поверка действий и учет должностных лиц, волостью избираемых;

поверка рекрутских списков и раскладка рекрутской повинности,

дача доверенностей на хождение по делам волости.

По полицейским делам, волостной старшина в пределах ведомства волостного управления был обязан:

объявлять, по предписаниям земской полиции, законы и распоряжения правительства, и наблюдать за нераспространением между крестьянами подложных указов и вредных для общественного спокойствия слухов;

охранять благочиние в общественных местах и безопасность лиц имуществ от преступных действий, а также принимать первоначальные меры для восстановления нарушенной тишины, порядка и безопасности, впредь до распоряжения земской полиции;

задерживать бродяг, беглых и военных дезертиров, и представлять их полицейскому начальству;

доносить земской полиции о самовольно отлучившихся из волости и о преступлениях и беспорядках, случившихся в волости;

наблюдать за точным исполнением установленных настоящим Положением правил о приписке, увольнении и перечислении крестьян из одного общества в другое, и доносить об этом земской полиции, для уведомления Уездного Казначейства и Казенной Палаты;

распоряжаться в чрезвычайных случаях, как например: при пожарах, наводнениях, повальных болезнях, падеже скота и других общественных бедствиях, и немедленно доносить полицейскому начальству о чрезвычайных происшествиях в волости;

предупреждать и пресекать преступления и проступки, принимать полицейские меры для открытия и задержания виновных, и представлять их на дальнейшее распоряжение подлежащего начальства;

наблюдать за исполнением приговоров мировых учреждений и волостного суда.

Волостное правление составлялось из старшины, всех сельских старост или помощников старшины, и из сборщиков податей, там, где есть особые сборщики.

Решению правления, единогласному или по большинству голосов наличных членов, подлежали только следующие дела:

производство из волостных сумм денежных расходов, утвержденных уже волостным судом;

продажа частного крестьянского имущества, по взысканиям казны, помещика или частного лица, кроме тех случаев, которые по закону возлагаются на общую полицию,

определение и увольнение волостных должностных лиц, служащих по найму.

Старшина, по всем другим делам его ведомства, только советуется с правлением, но распоряжается по своему усмотрению, под личною свою ответственностью.

Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным сходом (или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от четырех до двенадцати очередных суден. Определение числа сих выборных и установление между ними очереди предоставляется сходу, на следующих основаниях:

присутствие суда должно было состоять не менее, как из трех судей;

судьи могли быть избраны, или для бессменного в течение целого года, отправления своей должности, или для отправления оной по очереди, заранее определенной сходом;

в последнем случае, из избранных в числе от 4-х до 12-ти судей, должны выбывать, в назначенные сроки (как например: через два, четыре или шесть месяцев), не более половины, и затем выбывшие замещаются другими избранными судьями, по очереди.

Волостной суд ведал, на основании следующих статей, как споры и тяжбы между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.

Волостной суд решал окончательно: все споры и тяжбы собственно между крестьянами, ценою до ста рублей включительно, как о недвижимом и движимом имуществах в пределах крестьянского надела, так и по займам, покупкам, продажам и всякого рода сделкам и обязательствам, а равно и дела по вознаграждению за убытки и ущерб, причиненные крестьянскому имуществу.

Окончательному решению волостного суда подлежали все, без ограничения ценою иска, между крестьянами споры и тяжбы, которые тяжущиеся стороны предоставят решению волостного суда. Споры и тяжбы, в коих, кроме крестьян, участвовали посторонние лица, могли быть также, по желанию тяжущихся сторон, предоставляемы окончательному решению волостного суда.

Волостной суд разбирал и приговаривал к наказанию крестьян, принадлежащих к волости, за маловажные проступки, когда данные совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию, и без участия лиц других состояний, а также, когда означенные проступки не находились в связи с уголовными преступлениями, кои подлежат рассмотрению общих судебных мест. Если в совершении проступка участвуют крестьяне, принадлежащие к другой волости, то виновных приговаривал к наказанию суд той волости, в пределах которой проступок был совершен.

Волостной суд был властен приговаривать виновных: к общественным работам - до шести дней, или к денежному взысканию - до трех рублей, или к аресту - до семи дней, или, наконец, лиц, от телесного наказания не изъятых, - наказанию розгами до двадцати ударов. Назначение меры наказания за каждый проступок предоставлялось усмотрению самого суда. Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, считались окончательными. Они приводились в исполнение сельскими старостами, или когда волость состояла из одного сельского общества, помощником волостного старшины, под наблюдением старшины и за общею их ответственностью.

Реформа объявлялась торжественным документом – Манифестом 19 февраля 1861 г. В нем доказывалась законность существования до этого власти помещиков над крестьянами. Но в связи с тем, что положение крепостных с течением времени становилось все более неопределенным, требовалось его улучшение. Отмена крепостного права объявлялась благодеянием самодержавия, которое побудило помещиков к добровольному отказу от прав на личность крестьян.

По манифесту крестьяне сразу получили личную свободу без какого-либо выкупа, но полное освобождение они получали не сразу, а по истечении двух лет, в течении которых обязаны были отрабатывать прежние повинности и находиться в повиновении помещикам. Манифест предусматривал открытие в каждой из 45 губерний, где проводилась реформа, губернское по крестьянским делам присутствие, введение должностей мировых посредников, образование крестьянского самоуправления и составление уставных грамот, фиксировавших размеры крестьянского надела и размеры повинностей крестьян.

Из всех законодательных актов об отмене крепостного права наиболее значимым было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которое решало судьбу примерно 21,6 млн помещичьих крестьян. Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. «Положение» подчеркивало право собственности помещиков на все земли, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне объявлялись пользователями надельной земли, обязанными отбывать помещику установленные повинности – барщину или оброк. Крестьяне, получавшие на таких основаниях землю, назывались временнообязанными. Статус временнообязанного продолжался до момента заключения ими выкупной сделки. Закон не оговаривал конкретные сроки выкупа. Только в 1881 г. последовал новый закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г. Таким образом, окончательно юридические последствия крепостничества были ликвидированы только через два десятилетия после начала реформы.

«Положение» официально признавало за крестьянами право собственности на «земли, дома и вообще недвижимые имущества», приобретенные при крепостном праве. Это связано с тем, что при крепостничестве крестьяне имели право покупать землю и недвижимость только на имя своего помещика и теперь они получали право оформить их на себя. Сложность заключалась в том, что это положение распространялось только на сделки со сроком не более 10 лет и при наличии документов, которые хранились у помещика. Поэтому данная норма была очень трудно выполнима и зависела от помещика: передать крестьянам их покупную землю или присвоить ее себе.

Реформа лишила помещика права вотчинной полиции, т. е. разбора мелких имущественных споров, контроля за соблюдением повинностей, наказаний за различные поступки и т. д. Все эти обязанности передавались самим крестьянам, для чего образовывались сельские и волостные общины. Крестьяне одного помещика составляли сельское общество (общину). В одном селе могло быть несколько сельских обществ и наоборот, несколько сел могли входить в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход, избиравший на трехлетний период старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до 2000 душ мужского пола). Волостной сход избирал волостного старшину и волостной суд. При волостном управлении был наемный волостной писарь, который при всеобщей неграмотности имел большую фактическую власть: вел денежные книги, удостоверял мелкие сделки, оформлял приговоры волостного суда, выдавал паспорта и т. д. Довольно быстро волостные писари, не имевшие никакой власти, стали низшим бюрократическим звеном, откровенно злоупотреблявшим своим положением. Органы крестьянского самоуправления были созданы быстро, так как и предписывал закон – через 6 месяцев после обнародования реформы. В проведении реформы большое место отводилось мировым посредникам. Реформа была задумана как система добровольных или полюбовных соглашений между помещиками и крестьянами. Мировые посредники должны были от государства обеспечить какое-то минимальное согласие на низовом уровне. Они должны были осуществлять надзор за сельским и волостным крестьянским самоуправлением, контролировать введение уставных грамот и выкупных актов крестьян. По определению мировые посредники должны были занимать сторону помещика, хотя и придерживаться букве закона. Назначались они из числа местных помещиков, должны были иметь определенный имущественный ценз. Мировые посредники назначались Сенатом по представлению губернаторов и предводителей дворянства. Перед крестьянством никакой ответственности они не несли.

Среди мировых посредников были разные люди. Некоторые из них занимали либеральные позиции, добросовестно придерживаясь действующего законодательства. Подавляющее же их часть видела свои задачи в отстаивании прежних крепостнических интересов помещиков, рассматривая права крестьян как временное неудобство.

Положение в царской России - вид законодательного акта, отличающийся от прочих своей масштабностью. Положение не только провозглашает какие-либо изменения - оно подробно прописывает порядок действия субъектов в той или иной отрасли жизни государства и общества.
19 февраля 1861 года императором был подписан целый ряд законодательных актов, ознаменовавших начало крестьянской реформы в России. Из них основополагающим является "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Кроме отрывков из него, в данной публикации приводятся выдержки ещё из двух Положений, а также из правил о приведении Положений 19 февраля в действие.
Основное содержание крестьянской реформы Александра II - уничтожение крепостной зависимости крестьян от помещиков. Само по себе это событие описывается немногими статьями закона. Однако освобождение крестьян влекло за собой необходимость подробно прописать их права и обязанности. Прежде был помещик-душевладелец. Он отвечал за исполнение своими крестьянами государственных обязанностей, он выступал по судьёй их спорам и проступкам, он же должен был присматривать за хозяйственным положением крепостных: как-никак, своя собственность. Убить - пожалуй, единственное, чего владелец, хотя бы формально, не мог сделать со своими крестьянами. Таким образом, помещик являлся низовым органом судебной и, одновременно, исполнительной власти по отношению к крестьянам. Теперь его не станет. Вот почему столь много места в Положении отводится описанию нового устройства исполнительной и судебной власти на селе. Положение усложнялось необходимостью предусмотреть особый механизм взаимоотношений между крестьянами и бывшими владельцами на переходное время, пока предписанные законом меры ещё не успели осуществиться.
Вопрос о личных правах крестьян, при всей его сложности, - не единственный ключевой вопрос реформы. Второй - земельный вопрос, вызвавший наиболее жаркие споры при обсуждении законопроекта. Принципиальная важность его решения - в том, что земля составляла основное средство производства подавляющего большинства населения страны. Решение этого вопроса, выбранное Александром II, не только прямо повлияло на политическую обстановку в стране, но и определило основы развития экономики в течение, по крайней мере, нескольких десятилетий.
Говоря об основополагающем характере Положений 19 февраля для последующей эпохи в развитии российского государства и общества, стоит, впрочем, иметь в виду, что законы дают лишь официально-юридическую картинку. Её можно сравнить с чертежом сложной машины. То, как будет выглядеть эта машина в действительности, и как она станет действовать, может существенно отличаться от замысла разработчиков.
Язык закона труден для восприятия. Он перегружен подробностями, рождающимися из стремления предусмотреть все возможные мелочи. Следует иметь это в виду и не пытаться запомнить весь текст, но из множества мелочей уловить суть. В частности, по итогам прочтения данного материала следует составить определённое представление по следующим вопросам:
- Какие изменения происходят в личных правах крестьян; становятся ли крестьяне в результате реформы полноправными гражданами страны, такими же, как их бывшие владельцы или жители городов?
- За какое из находившегося в их пользовании имущества крестьяне должны платить, и на каких основаниях?
- Какие права по отношению к крестьянам имеет их бывший владелец?
- Какие права по отношению к крестьянам имеет мировой посредник?
- Как должно измениться положение по истечении переходного периода (временнообязанного состояния)?

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

1 . Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда […]
3 . Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях. […]
9 . По введении в действие настоящего Положения слагаются с помещиков : 1) обязанности по продовольствию и призрению крестьян: 2) ответственность по взносу крестьянами государственных податей и отправлению ими денежных и натуральных повинностей: 3) обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным…, и 4) ответственность за них во всех казенных взысканиях, как то: штрафах, пошлинах и проч. […]
15 . Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.
16 . Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья…, именуются крестьянами-собственниками .
17 . Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества , а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным […]
31 . По обнародовании сего Положения крестьянам оставляется их усадебная оседлость впредь до приобретения ими оной в собственность… Все движимое имущество крестьян, как-то: домашний и рабочий скот, земледельческие орудия и пр., на основании существующих постановлений принадлежит вполне крестьянам; мирские денежные капиталы и мирские же хлебные запасы составляют собственность крестьянского общества. […]
46 . Сельское общественное управление составляют: 1) сельский сход и 2) сельский староста. […]
50 . Мировой посредник, когда представится надобность, приказывает… старосте или другому должностному лицу собрать сход. Право это предоставляется и помещику, если он признает нужным собрать сход. […]
62 . Ведомству сельского старосты подлежат все проживающие на землях, отведенных сельскому обществу в надел или приобретенных крестьянами в собственность, лица податного состояния, а также отставные и бессрочноотпускные нижние военные чины и их семейства.
Примечание . Из сего изъемлются только находящиеся в услужении у помещиков и другие проживающие в их усадьбах лица; они состоят непосредственно в ведении земской полиции. Если такими лицами произведены будут беспорядки в селении или на землях крестьянских, то староста представляет виновных помещику, а в случае совершения ими уголовных преступлений или важных проступков - полиции, по общему порядку. […]
69 . Волостное управление составляют:
1) волостной сход;
2) волостной старшина с волостным правлением и
3) волостной крестьянский суд. […]
71 . Волостной сход составляется из сельских и волостных должностных лиц, замещаемых по выбору…, и из крестьян, набираемых от каждого селения или поселка, к волости принадлежащего, по одному от каждых десяти дворов […]
93 . Для составления волостного суда избирается ежегодно волостным сходом (или сельским, если волость состоит из одного сельского общества) от четырех до двенадцати очередных судей. Определение числа сих выборных и установление между ними очереди предоставляется сходу на следующих основаниях:
1) присутствие суда должно состоять не менее как из трех судей […]
95 . Волостной суд ведает на основании следующих статей как споры и тяжбы между крестьянами, так и дела по маловажным их проступкам.
96 . Волостной суд решит окончательно: все споры и тяжбы собственно между крестьянами ценою до ста рублей включительно…
97 . Если дело превышает сумму, в ст. 96-й означенную, или тяжба касается недвижимого имущества, приобретенного крестьянами в собственность вне надела, а также если участвуют в тяжбе лица других состояний, то во всех сих случаях по требованию одной из сторон дело подлежит рассмотрению общих судебных мест […]
109 . Приговоры волостного суда по проступкам, подлежащим его рассмотрению, считаются окончательными . […]
115 . В должности волостного и сельского писаря не могут быть назначаемы лица, исключенные из службы, либо опороченные по суду, либо состоящие под судом и следствием и вообще заведомо развратного поведения.
Примечание. Если помещик усмотрит, что в должность писаря избрано лицо неблагонадежное, вопреки изложенному в статье правилу, то при самом назначении такого лица может о недопущении его к должности обратиться с требованием к мировому посреднику , который, удостоверясь в справедливости требования помещика, устраняет писаря от должности, предлагая сходу назначить на его место другого. […]
122. Волостные старшины, сельские старосты и помощники старшины в случае неисправного отправления ими должностей или замеченных с их стороны злоупотреблений окончательно удаляются от должности не иначе как по постановлению уездного мирового съезда. Постановления съезда об окончательном отрешении от должности волостных старшин представляются на утверждение начальника губернии. По причинам особенно уважительным мировой посредник может, впредь до получения разрешения мирового съезда, временно удалять означенных лиц от должности. Он может также своею властию сменить старосту и назначить нового, если помещик будет требовать этого […]
127 . Жалобы от обществ и от крестьян на сельских и волостных должностных лиц приносятся мировому посреднику. Жалобы на сельских должностных лиц он рассматривает и решит сам; а на волостных - передает для рассмотрения уездному мировому съезду. […]
129 . За преступления по должности все должностные лица волостного и сельского управлений судятся в уездном суде, а предаются суду мировым посредником или непосредственно, или по решению мирового съезда. […]
148 . Помещику предоставляется… вотчинная полиция в сельском обществе временнообязанных крестьян, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельского общества.
149 . Помещик имеет право надзора за охранением общественного порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащего ему имения.
150 . Посему сельский староста исполняет безотлагательно все законные требования помещика по следующим предметам:
1) о прекращении всякого буйства или насилия в сельском обществе, а также всякого явного нарушения общественного порядка и законов;
2) об оказании помощи и защиты как самому владельцу, так и всем проживающим в имении лицам в случае зажигательства, разбоя, грабежа, воровства, насилия и т.п.;
3) о предохранении владельца и его имущества, а также и всех проживающих в имении его лиц от опасности при всяких несчастных случаях…;
4) о надзоре за лицами подозрительного поведения и задержании беглых, бродяг и беспаспортных;
5) об исправлении сельских дорог на землях, в пользование крестьян отведенных, и
6) в случае совершения кем-либо преступления о задержании виновных и сохранении следов преступления, до прибытия земской полиции или судебного следователя. […]
156 . Помещику предоставляется в тех случаях, когда он признает для крестьян полезным, ходатайство и заступничество за них по делам, касающимся целого общества или отдельных лиц. Он может также по просьбе крестьян входить в разбирательство их тяжб и споров между собою […]
158 . Помещику в продолжение первых девяти лет по утверждении сего Положения предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным , предложить самому обществу об исключении того крестьянина и представлении его в распоряжение правительства . В случае несогласия общества с предложением помещика он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию. […]
160 . Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи, то, приостанавливая исполнение такового приговора, доводит о сем до сведения мирового посредника, который обязан немедленно удовлетворить законные требования помещика. Если требование помещика не будет посредником признано основательным, то мирской приговор вступает в силу. В случае, когда от приостановления исполнения приговора последовали для крестьян убытки, помещик вознаграждает их за оные. […]

Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.


[…] 2 . Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость .
3 . Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий , отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.
4 . При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые… земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами , по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. […]
32 . Приобретение в собственность… крестьянского надела производится по взаимному добровольному между помещиком и крестьянами соглашению […]
35 . Приобретение в собственность усадебного и полевого надела… может производиться по требованию одного помещика …, с соблюдением при том следующих условий:
1) помещик обязан предоставить крестьянам приобрести весь надел, следующий им на основании местного положения о поземельном устройстве крестьян […]
37 . По утверждении правительством выкупной сделки , на основании которой помещик продаёт, а крестьяне приобретают в собственность отведённый им в постоянное пользование усадебный и полевой надел…, все обязательные поземельные отношения между помещиком и крестьянами прекращаются, и последние поступают в разряд крестьян, водворённых на собственных землях, под наименованием крестьян-собственников. […]
65 . В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте…, за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. […]
66 . Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов , т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела - четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного - три четверти (т.е. 75 коп. на рубль). […]
113 . Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными .
114 . Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. […]
118 . Когда земля приобретена целым обществом, то внутренняя развёрстка выкупного платежа между членами общества зависит от самого общества.

Российское законодательство X-XX веков. Т. 7. М., 1989. С. 120-158.

Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях.

1 . Для разбора недоразумений , споров и жалоб, могущих возникать из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, и для заведования особыми, указанными в настоящем Положении делами крестьян, вышедших из крепостной зависимости, учреждаются: мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия. […]
6 . В должность мировых посредников избираются местные потомственные дворяне-помещики , которые… соединяют ещё в себе одно из следующих условий:
1) или владеют… землею… в количестве не менее пятисот десятин;
2) или, владея меньшим количеством земли, но никак не меньше ста пятидесяти десятин, окончили курс наук в учебных заведениях с правом на чин XII класса…;
3) или… имеют право избирательного голоса в губернском дворянском собрании. […]
13 . Списки сии [лиц, удовлетворяющих названным условиям - прим. публикатора ] предъявляются первоначально уездному земскому собранию, которое удостоверяется в правильности их составления… Затем списки сии передаются на дальнейшее распоряжение начальнику губернии.
14 . …Избрание из списков… для каждого участка… мирового посредника… предоставляется начальникам губерний […]
23 . К делам, подлежащим ведомству мировых посредников , относятся: во-первых , споры, жалобы и недоразумения между помещиками и временнообязанными крестьянами…, возникающие из обязательных их отношений, а также жалобы крестьян на сельские и волостные сходы и на сельские и волостных должностные лица; во-вторых , засвидетельствование разных актов, совершаемых помещиками с временнообязанными крестьянами…; в-третьих , некоторые распорядительные действия по крестьянским делам…, и в-четвертых , некоторые особенные… дела по судебно-полицейскому разбирательству. […]
30 . По некоторым родам дел, особо поименованных в Положениях о крестьянах и дворовых людях, мировой посредник:
1) виновных должностных лиц сельского и волостного управлений за маловажные поступки по должности присуждает к замечаниям, выговорам, денежному штрафу до пяти рублей и аресту до семи дней ;
2) сельского старосту и помощников волостного старшины в случаях более важных нарушений по их должностям присуждает к временному удалению или же окончательному отрешению от должности […];
31 . К делам судебно-полицейского разбирательства, возлагаемым на мировых посредников, принадлежит лишь разбор споров: по найму землевладельцами людей в разные работы…, по отдаче в наем земель, по потравам полей, лугов или других угодий и по порубкам во владельческих лесах.
32 . Из дел, поименованных в предыдущей 31-й статье, мировой посредник окончательно решит те, по которым цена не превышает тридцати рублей . Соответственно роду дела или свойству проступка мировой посредник присуждает:
1) лиц всех сословий - либо к имущественному вознаграждению, сообразно причиненному ущербу, либо к денежному взысканию до пяти рублей ;
2) лиц податного состояния - к общественным работам до шести дней или аресту до семи дней, либо к наказанию розгами до двадцати ударов . […]
73. По делам, не подлежащим окончательному решению мирового посредника, жалобы на решения его рассматриваются уездным мировым съездом. […]
97. Уездный мировой съезд составляется под председательством местного уездного предводителя дворянства из всех мировых посредников в уезде и члена от правительства. […]

Российское законодательство X-XX веков. Т. 7. М., 1989. С. 183-206.

Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.


[…] 2 . Со дня обнародования высочайше утвержденных Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, прекращаются :
1) перекрепление личных прав на крестьян… и переуступка сих прав в каком бы то ни было виде от нынешних владельцев другим лицам;
2) переселение крестьян с одних земель на другие…;
3) отдача крестьян… посторонним лицам в услужение…;
4) отдача крестьян… без разрешения подлежащего учреждения в исправительные заведения или в распоряжение правительства […]
3 . В то же время предоставляется крестьянам право, не испрашивая предварительного согласия помещика :
1) вступать в брак и пользоваться всеми семейственными правами на основании общих узаконений…;
2) как целому обществу крестьян, так и каждому из них в отдельности приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества, а также… распоряжаться ими с соблюдением общих узаконений…;
3) входить как отдельно, так и в составе общества во всякие, законом дозволенные, договоры и обязательства с казною и частными лицами…;
4) производить торговлю…;
5) записываться в цехи и производить ремесла в селениях, открывать и содержать фабричные, торговые, промышленные и ремесленные заведения…;
6) вчинять иски и тяжбы по делам гражданским и ответствовать за себя…, а по делам уголовным и полицейским подавать жалобы и защищать и ограждать себя всеми законом дозволенными способами, а также быть свидетелями и поручителями на общем для свободных сословий основании […]
4 . Со дня обнародования Положений о крестьянах и впредь до ведения в действие уставной грамоты крестьяне, продолжая пользоваться теми самыми усадьбами и полевыми угодьями, которыми до того пользовались, обязаны: состоящие на оброке - платить оброк владельцу в прежнем размере , а состоящие на барщине - отправлять оную в прежнем же размере с теми облегчениями, кои указаны в нижеследующих статьях...
5 . Со дня обнародования Положений немедленно и повсеместно отменяются всякие существовавшие доселе сборы с крестьян или дани сельскими произведениями, как то: птицею, баранами, маслом, яйцами, ягодами, грибами, разными съестными припасами, холстом, сукном, пряжею, шерстью и т.п. […]
20 . По получении на местах Положений о крестьянах уездные предводители приглашают помещиков представить в определенный (ст. 21) срок уставные грамоты .
21 . Уставная грамота по каждому имению должна быть составлена и представлена помещиком в течение одного года со дня получения Положений о крестьянах с губернском городе той губернии, где имение находится.
22 . Уставные грамоты должны быть окончательно введены в действие по всем вообще имениям в течение двух лет со дня утверждения Положений о крестьянах.

Российское законодательство X-XX веков. Т. 7. М., 1989. С. 220-238. Имеется в виду случай, когда крестьяне и помещик не приходят к соглашению относительно площади или цены земли.
Эта формулировка не означает передачу крестьянам всего бывшего надела, поскольку местные положения допускали отрезки от крестьянских земель.
То есть считается, что передаваемая крестьянам земля являлась прежде капиталом помещика, а крестьянский оброк за пользование землёй - доход на этот капитал (всё равно как если бы помещик продал землю и положил деньги в банк). Цифра в 6 % соответствует банковской кредитной ставке того времени.

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных. Положениях и Правилах.
2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В пользование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом Положении о дворовых людях.
3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности: работою или деньгами. <...>
6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях:
2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет... и
3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.
7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения.
15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.
16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.
17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведование общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных.
18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений крестьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечительство над обществом сих крестьян. <...>
20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губернское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) мировые посредники.
21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.
22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды. <...>
23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:
1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин;
2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленные заведения;
3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;
4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды <...>
59. Пока крестьяне состоят в обязательных отношениях к помещику, на земле коего они водворены, сельский староста должен: крестьян, отправляющих издельную повинность, наряжать на работу, а с оброчных взыскивать оброк, сообразно с требованием помещика, основанным на правилах Местных Положений, и вообще немедленно исполнять законные требования помещика, под своею личною ответственностью, согласно с изданными о крестьянах Положениями. <...>

Из Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость.

3. Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседлостью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная- сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. <...>

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, как без содействия, так и при содействии правительства, величина платежа за приобретаемые земли не ограничивается никаким определенным размером, а зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон: содействие же, оказываемое при сем правительством, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной выкупной ссуды в установленных для нее в ст. 65 и 66-й размерах.

65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте (на основании местных положений о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях), за предоставленный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. Если приобретается не полный по уставной грамоте надел, а часть оного, то для определения выкупной ссуды означенный оброк понижается соответственно уменьшению при сем надела и согласно правилам, установленным в помянутых местных положениях для исчисления денежных оброков.

66. Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов, т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела - четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного - три четверти (т.е. 75 коп. на рубль).

113. Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. <...>

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. <...>