Арест имущества виновного лица – не редкость в российском судопроизводстве. Данная мера необходима в тех случаях, когда гражданин не может возместить полную или часть суммы своего долга перед кем-либо. Порядок ареста имущества примерно знаком каждому, а вот процедура его реализации – нет. Несмотря на специфичность рассматриваемого , знать его основы желательно любому гражданину РФ. Недаром говорят, от сумы да тюрьмы не зарекайся.

Законодательство о реализации арестованного имущества. Фото № 1

Во времена советской власти понятие имущества было четко определено, ибо, как считало государство, все в стране было общим. С приходом демократии определение частной собственности не то, чтобы упразднилось, а отнюдь – усложнилось в разы. Многочисленные законодательные акты регламентируют процедуры проведения всевозможных действий над имуществом со стороны его владельцев, которые нарушать нельзя.

Согласно 35-ой статье Конституции РФ правом владения частной наделен любой гражданин нашей страны с рождения. Принудительное отчуждение от данного права возможно лишь на основаниях, закрепленных законодательством. Так, согласно 3 пункту той же статьи Конституции, лишить прав собственности любого гражданина можно только в судебном порядке или в том случае, если его собственность необходима для государственных нужд (тут имеет место быть компенсация за отобранное имущество).

Учитывая положения данного конституционного права, правительство РФ приняло целый ряд Федеральных законов «Об исполнительном судопроизводстве». В них четко изложены все понятия и принципы такой как арест имущества. В соответствии с положениями этих законов арестовать собственность частного или юридического лица суд имеет право, если:

  • оно будет использовано в качестве средств для взыскания образовавшейся задолженности;
  • оно является предметом имущественного спора;
  • оно выступает гарантом возмещения ущерба;
  • данная процедура необходима исходя из особенностей конкретного дела.

Арест имущества может нарушать интересы только должника, другие граждане в процессе проведения процедуры пострадать не должны.

Исходя из этого, законодатель запрещает судебным приставам арестовывать:

  • должника;
  • инструменты растениеводства и животноводства;
  • предметы подсобного хозяйства;
  • вещи повседневной жизнедеятельности (одежда, посуда и т.п.);
  • продукты питания;
  • топливо;
  • награды;
  • детские вещи.

Остальное имущество должника подлежит аресту и последующей реализации.

Важно понимать, что использовать арестованные вещи в качестве предмета каких-либо торгов судебные приставы имеют право только в том случае, если суд вынес соответствующий вердикт. За реализацию и арест имущества отвечает специальный госорган – Федеральная служба судебных приставов (ФССП). В редких случаях, реализация арестованных вещей может быть осуществлена непосредственно должником, но только в той ситуации, если стоимость имущества не превышает 30 000 рублей.

Реализация арестованного имущества

Как происходит реализация конфискованного имущества? Фото № 2

Реализация арестованного имущества – это процедура проведения конкретных действий над ним со стороны ФССП и Росимущества РФ. На простом языке это обозначает, что в реализации имущества судебные приставы должны его продать, если же им этого не удалось, то осуществляется возврат арестованных вещей его должнику и пересматривается мера наказания для него.

Порядок продажи арестованного имущества не столь сложен к рассмотрению и выглядит следующий образом.

  1. Этап. Суд арестовывает имущество, выносить вердикт о необходимости его продажи и отправляет соответствующую документацию в ФССП.
  2. Этап. Получив извещения из суда, судебные приставы отправляются аналогичные оповещения тому гражданину или организации, чье имущество они будут конфисковать. В том случае, если в течение 30 дней после получения оповещения о конфискации должник не погасил свои , ФСПП имеет полное право прийти и забрать арестованные вещи.
  3. Этап. Допустим, должник не погасил свои долги, тогда судебные приставы приходят к нему (заранее оповестив о визите) и проводят опись арестованного имущества с последующей конфискацией и обязательной оценкой конфиската. Стоит отметить, что оцениваются конфискованные вещи намного меньше их стоимости даже на вторичном рынке. Проводит подобную оценку специальный эксперт-оценщик. В процессе проведения данной процедуры все изъятое имущество должно вноситься в специальные документы и конфисковаться исключительно по соответствующему постановлению.
  4. Этап. ФСПП совместно с Росимуществом устраивают торги, в качестве товара которых выступает конфискат. Суть и общие принципы данного мероприятия определяются в зависимости от того, какова стоимость имущества. Если цена конфиската оценена в сумму, не превышающую 500 000 рублей, проводятся торги на комиссионных началах (продажа имущества по объявлениям и подобным вещам с заключением соответствующих ), в ином случае – проводятся торги в форме аукциона. Продажа имущества должна осуществиться не более чем за 2 месяца после его ареста. Если имущество не было продано, то возможно следующее:
  • взыскатель (то лицо, которому должен гражданин, чье имущество было конфисковано) сам забирает конфискат в свое пользование в качестве долга;
  • арестованное имущество выдается другим взыскателям, а взыскатель по конкретному делу получает соответствующую денежную компенсацию;
  • арестованные вещи возвращаются должнику и суд пересматривает меру наказания для него;
  • торги будут продолжены, но имущество с каждым месяцем будет дешеветь на 15 %.
  1. Этап. Полученные с конфиската средства Росимущество отправляет на специальный счет ФСПП в банке. После этого деньги отправляются взыскателю и «дело по конкретному аресту имущества» считается закрытым.

Стоит отметить, что в процессе реализации арестованных вещей ФСПП должны получить только ту сумму, которую должник обязуется вернуть взыскателю по решению суду. Если арестованное имущество было продано на данную сумму и из него что-то осталось, то все оставшиеся вещи должны быть возвращены должнику.

Аукцион арестованного имущества

Проведение аукциона по продаже конфискованного имущества. Фото № 3

Проведение аукциона арестованного имущества возможно в нескольких ситуациях:

  • если стоимость арестованных вещей превышает 500 000 рублей;
  • если в первые месяцы продаж арестованное имущество так и не было реализовано на комиссионных началах.

Порядок данной процедуры крайне прост:

  1. Росимущество по согласованию с ФСПП решает провести аукцион.
  2. За 30 дней до его проведения на своем сайте Росимущество официально уведомляет граждан о проведение аукциона по их месту жительства.
  3. В назначенную дату все желающие приходят на аукцион. Если достаточно для проведения торгов, то они проводятся, если нет – торги переносятся на некоторый период времени со снижением начальной стоимости конфиската на 15 % (снижение стоимости арестованного имущества происходит после каждого переноса аукциона).
  4. В процесс проведения торгов любой желающий по начальной или, в случае непосредственно с торгами, по предложенной цене может приобрести ту или иную вещь.
  5. После приобретения новый собственник уже неарестованного имущества заключает соответствующий договор купли-продажи и забирает его в свое пользование.

В процессе аукционных торгов Росимущество обязательно уведомляет граждан, что продается арестованное имущества и о том, имеет ли оно какие-либо недостатки или нет. При реализации подобных вещей госорганы могут организовывать торговые аукционы несколько раз, дабы полностью выполнить судебный указ.

Продажа арестованного имущества на комиссионных началах

Продажа арестованного имущества на комиссионных началах. Фото № 3

Помимо аукционных торгов, реализация арестованного имущества нередко осуществляется на комиссионных началах. Подобная практика имеет место быть при арестованного имущества менее 500 000 рублей (редко – 1 000 000 рублей). Суть данной процедуры заключается в том, что Росимущество продает имущество, полученное на реализацию от ФСПП, посредством его сбыта на доступные рынки.

Например, арестованное имущество на комиссионных началах может быть реализовано через:

  • посредников;
  • доски объявлений;
  • сайты объявлений;
  • смежные Росимуществу организации;
  • любой другой легальный рынок сбыта товаров конкретной категории.

Сумма при таком способе реализации арестованных вещей является фиксированной и определяется экспертом-оценщиком при их конфискации. Продажа каждой единицы имущества обязательно закрепляется соответствующим договором.

Что происходит после реализации арестованного имущества?

Куда уходят средства, полученные от реализации арестованного имущества? Фото № 5

Как видите, реализации арестованного имущества не представляет ничего сложного. После его рассмотрения логичным кажется вопрос – «Что делают судебные приставы после реализации арестованных вещей Росимуществом?». Давайте разберемся.

На самом деле суть послереализационных процедур не сложнее самой реализации. Она заключается в том, чтобы Росимущество перевело на банковский счет ФСПП все средства, вырученные с продажи имущества.

После получения средств и всей документации, подтверждающей факт продажи вещей, судебные приставы, работая совместно с и прочими исполнительными органами, осуществляют выплату компенсации взыскателю. Данный этап полностью и окончательно завершает процедуру реализации арестованного имущества.

Помимо этого, в послереализационный период ФСПП уведомляет о продаже всего или части имущества должника, и при наличии непроданных вещей возвращает их должнику. Однако стоит понимать, что возврат возможен только с тем условием, что суммы с реализованного хватило на погашение задолженностей должника. Если же ситуация иная, то есть – все имущество продано, но погасить все долги не удалось, то ФСПП может вновь провести арест оставшегося имущества должника или потребовать с него довозместить компенсацию напрямую взыскателю.

В целом, продажа имущества судебными приставами – простая процедура, не имеющая серьезных трудностей в юридическом плане. Общие принципы реализации арестованного имущества регламентированы законодательством РФ и подробно рассмотрены в представленном выше материале. Надеемся, статья была для вас полезна. Удачи в отстаивании прав!

О том, как и где приставы продают имущество должников, вы можете узнать, посмотрев видео:

(за исключением имущества, которое по закону было изъято из оборота) происходит с помощью его продажи не позднее, чем через 2 месяца со дня ареста имущества должника, если другое не предусматривает федеральный закон. Нормативы о способах организации продажи в Федеральном законодательстве носят, как правило, отсылочный характер. Чтобы определить , нужно провести комплексный анализ законодательства Российской Федерации.

Служба судебных приставов не имеет права самостоятельно осуществлять продажу арестованного имущества должника.

Реализация должна проводиться только надлежащей организацией, которая имеет полномочия торговли соответствующим видом товаров, что должно увеличить профессиональный уровень данного вида деятельности.

Продать собственность должника (за исключением недвижимости) может специализированная организация на комиссионных и других договорных основаниях, которые предусмотрены законом. При этом следует брать за основу общий порядок такого типа продажи согласно правилам торговли определенной продукцией.

Например, для продажи автомобильного транспорта нужна организация со специальной лицензией, дающей право торговли автотранспортом, а для продажи драгоценных изделий необходима компания, имеющая лицензию на торговлю этими изделиями. Если у должника будет взыскан золотой слиток, то продажа будет происходить посредством организации, которая обладает лицензией на осуществление операций с драгоценными металлами, поскольку продавать и покупать такую собственность имеют право только банки. Продажа акций осуществляется только Российским фондом федерального имущества.

Продажа недвижимости должника происходит с помощью специализированных организаций, которые проводят публичные аукционы. Торговля осуществляется не только в виде аукциона, но и конкурса. Победителем торгов будет считаться лицо, которое назовет самую высокую цену. По конкурсу выигрывает лицо, предложившее лучшие условия. Его признает победителем конкурсная комиссия, заранее назначенная организаторами. По закону реализация собственности должна проводиться только в виде открытых торгов, исключая какое-либо злоупотребление.

Определение продажной стоимости заложенного имущества

Определение продажной цены в судебном порядке

Учитывая положения действующего законодательства при взыскании заложенной собственности в судебном порядке, отдел ФССП определяет начальную цену продажи, взяв за основу стоимость, указанную в исполнительном листе, причем вне зависимости от того, отвечает ли эта цена рыночной стоимости реализуемой собственности.

Следовательно, если в исполнительном листе не указана начальная стоимость продажи арестованной собственности, то судебный пристав согласно статье 32 ФЗ обращается в суд, чтобы тот определил цену продажи собственности должника.

При определении начальной цены продажи имущества с целью передачи его на повторную реализацию судебными приставами должны учитываться следующие моменты.

Если объявления о публичных торгах по продаже имущества они не состоялись по причине явки менее двух покупателей или отсутствия надбавки на начальную цену продажи арестованного имущества, залогодатель или залогодержатель имеют право до проведения повторных публичных торгов направиться в суд с просьбой изменить цену продажи имущества для его реализации.

То есть в случае, если первичные торги будут признаны несостоявшимися в силу определенных причин, отдел судебных приставов не может самостоятельно принимать решение о понижении стоимости арестованного имущества должника. Судебный пристав должен в самые короткие сроки разъяснить залогодержателю его право обратиться в суд с указанным выше заявлением.

В данном заявлении с просьбой изменить стоимость продажи должно содержаться требование понизить на 15% начальную стоимость заложенного движимой или недвижимой собственности на следующих торгах.

В результате рассмотрения судом соответственного заявления, переданного залогодержателем, отдел ФССП выносит решение, в котором будет указана новая измененная судом стоимость арестованного имущества.

В случае отказа залогодержателя от обращения в суд с подобным заявлением при реализации собственности либо при отсутствии у отдела ФССП сведений о подаче данного заявления по окончании 1 месяца после дня проведения торгов исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, может считаться оконченным.

Определение цены собственности при внесудебном порядке

В соответствии с российским законодательством при установлении начальной цены для его продажи в рамках исполнительного производства, которое было возбуждено на основании административной надписи нотариуса, судебный пристав-исполнитель будет исходить из стоимости или способов установления этой стоимости, указанных в соглашении о взыскании арестованного имущества во внесудебном порядке.

Соглашение может быть заключено либо в виде отдельного договора, либо быть включено в договор о залоге. Исключение составляют случаи, когда привлечение оценщика является обязательным.

Привлечение судебным приставом оценщика, который определит начальную продажную цену имущества, считается обязательным условием при реализации движимого имущества согласно Закону о залоге (часть 11 статьи 28.1) и недвижимости должника согласно Закону об ипотеке (пункт 10 статьи 59).

В представленных случаях первоначальная продажная цена собственности, с которой начинаются торги, устанавливается ФССП в размере 80% от рыночной стоимости арестованного имущества, определенной оценщиком, если другое не предусматривает соглашение сторон о взыскании заложенного движимого имущества во внесудебном порядке, оформленного как в виде отдельного договора, так и включенного в договор о залоге.

В процессе , проводимых после обращения взыскания на имущество во внесудебном порядке, и при признании первых торгов несостоявшимися по определенным причинам отдел службы судебных приставов, если есть необходимость проведения повторной продажи, выносит решение о понижении первоначальной продажной стоимости имущества на 15%.

В таком случае нужно учитывать, что в соглашении сторон о внесудебном порядке взыскания арестованного движимого имущества может быть указан другой порядок уменьшения цены в случае, если и повторные торги оказались несостоявшимися. Тогда пристав отдела ФССП должен руководствоваться положениями соглашения.

Так как в договор о залоге может включаться общая оценка нескольких объектов движимого или недвижимого имущества, находящихся в залоге, допускается их общая оценка. В таком случае указанное имущество не может быть реализовано по отдельности и отдается на реализацию как единый лот с указанием общей цены продажи.

Процедура проведения торгов

В российском законодательстве не урегулирован прямой порядок установления начальной цены, по которой продается заложенное имущество, на которое обращено взыскание в рамках исполнительного производства о взыскании задолженности по причине неисполнения должником обязательств, обеспеченных залогом. В подобной ситуации судебный пристав руководствуется порядком установления первоначальной цены имущества при внесудебном порядке взыскания заложенного имущества.

Далее специализированная организация проводит торги по заявлению, полученному от ФССП, в котором указана минимальная начальная цена имущества, передаваемого на торги. Реализация должна быть проведена в течение 2 месяцев со дня передачи в специализированную организацию соответствующего заявления от судебного пристава.

К заявлению судебные приставы прикладывают следующие документы:

  • копию исполнительного документа;
  • копию акта ареста заложенного имущества, который составил судебный пристав-исполнитель;
  • документы, содержащие характеристики объекта недвижимости;
  • копии документов, удостоверяющих право на пользование земельным участком или право собственности на этот участок, в случае чего осуществляется продажа отдельно стоящего строения.

Если другое не предусматривает закон, уведомление о торгах должно быть сделано не позднее, чем за 30 дней до начала их проведения. Согласно статье 448 Гражданского Кодекса РФ, уведомление должно содержать информацию о времени и месте проведения торгов, а также их форме, предмете и правилах проведения. В том числе должны быть указаны сведения об оформлении для участия в торгах, установлении лица, победившего в торгах, и данные о первоначальной стоимости.

Лица, участвующие в торгах, должны внести задаток в том размере, сроке и порядке, которые указаны в уведомлении о проведении торгов. Если по каким-то причинам торги не состоялись, внесенный задаток полностью возвращается. Кроме того, задаток должен быть возвращен всем лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим в них.

После реализации заложенного имущества

В договоре с лицом, победившим в торгах, должна учитываться сумма внесенного им задатка в счет выполнения обязательств по подписанному договору. В день проведения торгов победитель и их организатор должны подписывать протокол об итогах, который обладает силой договора. Лицо, победившее в торгах, при отказе подписать протокол полностью лишается внесенного им задатка.

Если торги были проведены с несоблюдением правил, принятых в законодательстве, на основании статьи 449 Гражданского Кодекса они могут быть признаны недействительными. Это происходит в судебном порядке после подачи искового заявления заинтересованным лицом. К примеру, проведение торгов произошло до объявленного срока, или в ходе проведения торгов могло быть допущено злоупотребление судебного исполнителя, залогодержателя или покупателя.

Если требования взыскателя были удовлетворены, расходы, связанные с исполнением решения, покрыты и остались какие-либо денежные средства, тогда их возвращают должнику.

Если заложенное имущество не было реализовано по причине отсутствия покупателей, российское законодательство предусматривает определенные выходы из таких ситуаций. В пункте 4 статьи 54 ФЗ «Об исполнительном производстве» фиксировано одно важное правило, которое указывает на то, что если отдел ФССП не реализует имущество (вне зависимости от его типа) в течение 2 месяцев, то взыскатель получает право оставить арестованное имущество за собой.

При этом двухмесячный срок начинает исчисляться по закону со дня ареста заложенного имущества. Кроме того, в этот период судебный пристав федеральной службы должен предпринять действия для продажи собственности должника, а именно передать его на продажу в специализированную организацию.

Арест имущества - заключительная стадия исполнительного производства Это мера для исполнения решения суда. После ареста наступает реализация арестованного имущества подробнее разберем далее.

Правовая база

Реализация арестованного имущества судебными приставами основывается на следующих нормативно-правовых актах:

    ст. 446 ГПК РФ - в ней содержится перечень объектов, которые не попадают под конфискат имущества судебных приставов;

    ст. 80 ФЗ №229 «Об исполнительном производстве» - содержит правила наложения ареста;

    ФЗ № 118 от 22.07.2009 - содержит порядок работы и обязанности приставов.

Помимо вышеперечисленных нормативно-правовых актов, с 2012 года судебные приставы вправе арестовывать банковские счета с целью исполнения решений суда. Однако стоит иметь в виду, что существует ряд ограничений:

    запрещено удерживать более 50% суммы с банковских карт;

    некоторые счета имеют иммунитет перед судебными приставами: пособия по уходу, некоторые виды пенсий и т. д.

Наши граждане уже привыкли к сюрпризам от приставов, когда вместо сообщений о зарплате они получают сообщения о списании денежных средств. Судебный процесс, решения об исполнительном производстве - все происходит тайно, без должного уведомления. В результате граждане остаются без денежных средств, когда они ничего не подозревают. Это относится и к неожиданным визитам, после которых вещи уходят в конфискат судебных приставов.

Что нельзя конфисковывать

Многие задаются вопросом о том, какое имущество могут арестовать. Мы ответим так: могут изъять те вещи, которые не попадают под запрет. Согласно законодательству, судебными приставами запрещена, если это:

  • единственное жилье должника, членов его семьи, исключение составляет недвижимость, приобретенная гражданами по ипотечному кредитованию;
  • земельные участки, на которых расположено единственное жилье, исключение также составляет ипотечное кредитование;
  • предметы личного пользования (одежда, обувь и т. д.), исключение составляют драгоценности и (норковые шубы, шапки и т. д.);
  • предметы, которые необходимы для профессиональной деятельности, например компьютер для программиста;
  • животные из личного подсобного хозяйства, а также здания и помещения, в которых они содержатся;
  • семена для посева;

  • топливо, которое идет на обогрев семьи и приготовление пищи (дрова, уголь, газовые баллоны и т. д.);
  • средства, в том числе транспортные, которые необходимы для инвалидов;
  • памятные знаки, награды;
  • имущество, которое не принадлежит должнику в совместной квартире;
  • денежные средства, которые составляют менее прожиточного минимума на каждого члена семьи на иждивении.

Как видно, список довольно внушительный. Однако он поддается правовой логике: закон должен обладать принципом целесообразности.

Нельзя забирать у должника вещи, если это серьезно ухудшит его положение. Судебных приставов интересуют в основном счета в банках, вторая недвижимость, авто, драгоценности. Некоторые женщины, бывшие мужья которых годами не платят долги по алиментам, готовы ужесточить закон. Высказываются предложения лишать свободы должников, а все его имущество описывать в конфискат судебных приставов.

Оценка имущества

После изъятия имущества у должника есть 30 дней на то, чтобы погасить долг. Реализация арестованного имущества судебными приставами начинается с оценки. В некоторых случаях пристав-исполнитель сам оценивает имущество «на глаз». Это предметы бытовой техники, домашней утвари и т. д. Однако законом предусмотрены случаи обязательного привлечения профессионального оценщика:

  • недвижимость;

  • ценные бумаги;
  • драгоценные металлы;
  • коллекционные изделия, предметы искусства;
  • вещи, стоимость которых превышает 30 тыс. рублей.

Кроме того, если пристав оценил, например, плазменный телевизор в 1 тыс. рублей, то должник имеет право не согласиться с этим. В этом случае обязательно нужно вызвать оценщика. Результат его работы неприятно удивляет заемщиков: имущество, даже дорогое, оценивается намного ниже рыночной цены. Цель - получить денежные средства быстро.

Граждане это знают и часто прибегают к услугам различных комиссионных магазинов. Нужно иметь в виду, что писать в вышестоящие инстанции по результату оценки не имеет смысла, нужно обращаться в суд.

Обжалование оценки

Оценку профессионального оценщика можно обжаловать через суд в течение 10 дней с момента получения уведомления об оценке. Важно иметь в виду, что обжаловать необходимо постановление судебного пристава, а не результат оценки, так как последний носит рекомендательный характер, тогда как постановление пристава имеет статус нормативного акта.

Арестованное имущество на реализации

Конфискованное имущество свыше 500 тыс. рублей происходит через специализированные аукционы. Этот процесс охраняется государством, имеет много нареканий в плане честности и открытости.

На первом этапе обнародуется информация о торгах, какое имущество будет выставлено на продажу за 30 дней до проведения торгов. Этим занимается Росимущество. Лица, желающие принять участие в них, должны внести задаток 5% от стоимости для подтверждения платежеспособности.

Однако участились манипуляции при проведении аукционов путем участия подставных лиц с целью увеличить цену лота. Власти часто поднимают планку до 50%. Это вызывает недовольство, мол, искусственно ограничивают доступ. Но не стоит забывать, что после аукциона нужно заплатить полную стоимость имущества, поэтому такая мера властям не кажется драконовской.

Арестованное имущество на реализации проходит через торги.

С целью поддержания порядка местные органы власти сами назначают круг лиц.

Если торги не состоятся, то судебные приставы направляют соответствующее письмо кредитору. После этого он должен обратиться в суд с целью уменьшить первоначальную сумму на 15%. Далее все происходит заново до полной реализации.

Выигравший участник должен в течение 5 дней окончательно рассчитаться за приобретение.

Арестованное имущество: торги. Как участвовать

Участвовать в приобретении конфиската судебных приставов можно как физическим, так и юридическим лицам. Для этого понадобятся следующие документы:

  • заявка;
  • копии квитанции об оплате задатка;
  • копии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенное согласие от супруга на приобретение имущества;
  • запечатанный конверт с первоначальным предложением;
  • нотариально заверенные копии учредительных документов для юридических лиц.

Итоги

Итак, конфискация происходит судебными Арестованное имущество далее делится на две категории. В первую попадают дешевые вещи. Их реализуют через аукционы. Дорогие вещи, недвижимость, техника реализуются через специальные торги.

1. При отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

2. Имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

4. Реализация дебиторской задолженности осуществляется путем проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Федерального закона.

5. Для реализации инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов судебный пристав-исполнитель предъявляет требования к управляющей компании об их погашении.

6. Судебный пристав-исполнитель не ранее десяти и не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления об оценке имущества должника выносит постановление о передаче имущества должника на реализацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9. Цена дебиторской задолженности не может быть меньше стоимости дебиторской задолженности, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущественного права, за исключением случая перечисления дебитором денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона. Цена дебиторской задолженности уменьшается пропорционально отношению суммы основного долга дебитора перед должником к сумме перечисленных дебитором денежных средств.

10. Если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов.

11. Если имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой. При наличии нескольких взыскателей одной очереди предложения направляются судебным приставом-исполнителем взыскателям в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

12. Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

    ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АРЕСТОВАННОГО ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Ю.В. БЕЛЯНОВ

    В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

    Вместе с тем не следует пренебрегать также исполнением вынесенных судебных решений, в рамках которых взыскатель нередко сталкивается с проблемами реализации арестованного имущества.

    После проведения мероприятий по возбуждению исполнительного производства, розыску имущества должника, наложения на него ареста и определения рыночной стоимости арестованной вещи оцененное имущество должника должно быть направлено судебным приставом на реализацию. Сроки реализации регулируются ч. 6 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и исчисляются со дня вынесения постановления об оценке имущества. Не ранее 10 дней (предоставленных законом для обжалования результатов оценки) и не позднее 20 дней судебный пристав передает имущество на реализацию. Вместе с тем нормативные документы Федеральной службы судебных приставов устанавливают более строгие сроки для судебных приставов-исполнителей: в соответствии с п. 2.3 Приказа ФССП России N 347 от 25.07.2008 (далее - Приказ N 347) судебный пристав-исполнитель обязан передать в соответствующий территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) вещь, подлежащую реализации. Такое имущество передается в натуре или, в случае если имущество находится под охраной или на хранении у третьего лица, такая передача осуществляется путем составления акта приема-передачи. Кроме того, в п. 2.1 Приказа N 347 устанавливается четкий порядок действий должностных лиц с детализацией сроков. Так, судебный пристав-исполнитель не позднее чем на следующий день после вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию направляет в Росимущество уведомление о готовности имущества к реализации. Росимущество в течение 7 дней принимает решение либо о самостоятельной реализации арестованного имущества, либо о привлечении специализированной организации (в качестве которой могут выступать физические или юридические лица, отобранные Росимуществом на конкурсной основе), которая будет заниматься реализацией имущества должника, и затем не позднее следующего рабочего дня письменно извещает территориальный орган ФССП России о принятом решении, после чего между ФССП России с одной стороны и Росимуществом с другой стороны (в случае принятия решения о реализации через привлеченного контрагента - непосредственно со специализированной организацией) осуществляется фактическая передача имущества для последующей реализации в счет погашения задолженности в соответствии с ч. 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Рассматривая проблемы, связанные с продажей арестованного имущества, прежде всего необходимо обусловить существующие способы, которые законодательно закреплены и применяются для реализации арестованного имущества должников. Закон об исполнительном производстве устанавливает два основных способа: реализация имущества проводится либо путем комиссионной продажи, либо посредством проведения публичных торгов. Способ реализации определяется в зависимости от вида имущества должника и его стоимости, определенной в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    Комиссионная продажа как вид реализации имущества должника предусмотрена для имущества и вещей стоимостью менее 500 тыс. руб., а также любых иных вещей, не подлежащих продаже путем проведения торгов. На основании ч. 10 ст. 87 Закона об исполнительном производстве переданная Росимуществу вещь, подлежащая реализации на комиссионных началах в соответствии с принятым постановлением судебного пристава-исполнителя, должна быть реализована в срок, не превышающий одного месяца со дня передачи имущества на реализацию. Необходимо отметить, что если по истечении установленного срока указанное имущество не удалось реализовать, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, согласно которому цена снижается на 15%. Не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, оно должно быть направлено взыскателю с целью информирования о снижении цены. Вместе с тем в практике часто встречаются случаи, когда после снижения цены на 15% имущество не удается реализовать. Причинами этого может являться, например, неликвидность реализуемого имущества или его моральная устарелость (это актуально для компьютерной техники). Если такое имущество не было реализовано в течение месяца с момента снижения цены на 15%, в соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель принимает решение о предложении взыскателю оставить имущество по цене на 25% ниже его первоначальной продажной стоимости. При получении такого предложения взыскатель обязан уведомить судебного пристава-исполнителя о принятом решении. Если решение взыскателя не предоставлено судебному приставу-исполнителю в определенный срок, такое бездействие расценивается как отказ от предложения оставить имущество за собой. В этом случае нереализованное имущество подлежит возврату должнику, и дальнейшее обращение взыскания на нереализованное имущество в счет погашения задолженности перед взыскателем по данному исполнительному производству более не осуществляется. Погашение задолженности в этом случае возможно за счет иного выявленного имущества должника.

    Срок проведения комиссионной продажи составляет 1 месяц, что также затягивает исполнительное производство. Нередко выявленное имущество должника не удается реализовать ввиду отсутствия эффективного механизма доведения информации о продаже до широкого круга лиц. Кроме того, большинство реализуемых вещей не представляют ценности ввиду того, что они находились в употреблении. Необходимо понимать, что с учетом истечения времени такая вещь теряет ценность и круг лиц, желающих ее приобрести, сужается. Решением проблемы ликвидности может стать создание сети комиссионных магазинов для реализации такого товара. В случае если имущество должников будет передаваться на реализацию в такие магазины, все слои населения получат доступ к товару в привычной и понятной каждому покупателю форме розничной торговли с возможностью физической визуализации приобретаемой вещи. Применение на практике таких мер позволит повысить процент реализации имущества должников и сократить сроки реализации, что, соответственно, оптимизирует сроки исполнения судебных актов. Аналогичный опыт реализации имущества должников через специализированные магазины применяется в ряде других государств, в том числе в Белоруссии и Казахстане .

    Реализация имущества должника в форме публичных торгов предполагает более сложную схему, вместе с тем отчасти похожую на процесс продажи на комиссионных торгах.

    Особенность такой формы реализации обусловливается ее взаимовыгодностью, на что указывают многие авторы, в том числе М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, которые отмечали: "Торги, призванные обеспечить заключение договора на оптимальных условиях, и прежде всего в отношении цены, защищают тем самым интересы того, кто прибегнул к торгам. Однако в получении самой высокой цены могут быть заинтересованы при определенных условиях и третьи лица. Прежде всего, это кредиторы должника. В роли такого третьего лица - кредитора или иного заинтересованного лица - может выступать также государство. Тем самым наряду с частным возможен и публичный интерес к торгам" .

    Основным отличием публичных торгов от комиссионной продажи является форма их проведения - аукцион с установлением начальной продажной стоимости реализуемого имущества должника. Однако необходимо отметить, что торги проводятся только в отношении некоторых видов имущества, установленных в ч. 3 ст. 87 Закона об исполнительном производстве.

    К имуществу, подлежащему реализации путем проведения торгов, относится прежде всего недвижимое имущество, имущество, обремененное залогом (в случае если на данное имущество обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем), имущественные права (в том числе дебиторская задолженность), а также ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов) и предметы, имеющие историческую или художественную ценность. К реализуемым на торгах вещам также относятся неделимые сложные вещи, а также главная и принадлежная вещь, т.е. связанная с ней общим назначением.

    Необходимо отметить: кроме Росимущества, право реализации имущества должника на торгах имеют лица и организации, аккредитованные Росимуществом. Единственной оговоркой является то, что такие организации уполномочены заниматься реализацией имущества определенного вида (ч. 1 ст. 87 Закона об исполнительном производстве).

    Стоимость имущества, реализуемого на торгах, не должна быть ниже оценочной стоимости, указанной судебным приставом в постановлении об оценке вещи. При реализации имущества, обремененного залогом, цена устанавливается не ниже стоимости, определенной судебным актом, на основании которого происходит обращение взыскания.

    Общий срок реализации имущества должника на торгах не должен превышать двух месяцев (ст. 90 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, процесс реализации может затягивать срок исполнения судебного акта дополнительно на 2 месяца. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 36 Закона об исполнительном производстве совокупный срок для исполнения всех требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет всего 2 месяца со дня возбуждения исполнительного производства. Поскольку требования исполнительного документа предполагают более широкий перечень действий, направленных на выявление и арест имущества должника, процесс реализации имущества должен быть сокращен до минимального срока с целью недопущения коллизии норм права и обеспечения возможности осуществлять все необходимые исполнительные действия в максимально короткий срок, не нарушающий нормы ст. 36 Закона об исполнительном производстве.

    Реализация имущества должников в США осуществляется Службой маршалов путем аукциона и должна быть осуществлена в течение 90 дней , однако данный срок исчисляется с момента возбуждения исполнительного производства, и в перечень проводимых мероприятий входит также розыск имущества, который может занимать большую часть времени. В то же время срок реализации активов должника в Российской Федерации составляет совокупно 2 месяца без учета срока розыска активов и процесса наложения ареста на выявленное имущество должника, который дополнительно исчисляется двухмесячным сроком. Следовательно, при сопоставлении правовых норм, действующих в Российской Федерации и США, получается, что совокупный срок мероприятий в Российской Федерации составляет минимум 4 месяца (при этом срок не является пресекательным и может быть продлен), а согласно законодательству США данный срок составляет 3 месяца и не может быть нарушен. Полагаем необходимым оптимизировать данные сроки в нашей стране.

    В этой связи интересен опыт Армении в создании системы электронного аукциона для реализации имущества должников, действующей в республике с 2006 года . Длительность публичных торгов составляет всего 10 дней, этот срок продлевается на 10 минут в случае поступления нового ценового предложения. Следовательно, двухмесячный срок для проведения торгов, применяемый в нашей стране, слишком длинный и должен быть оптимизирован. Кроме того, применение аналогичных законодательных изменений в Российской Федерации позволит сократить сроки ведения исполнительного производства, в котором у должника выявлено имущество, подлежащее реализации на торгах.

    В законодательстве Финляндии применяется альтернативный способ реализации, в соответствии с которым судебный пристав обязан размещать объявления о проводимых торгах сразу в нескольких источниках информации, что позволяет охватить более широкий круг потенциальных покупателей, и, что особенно интересно, судебный пристав имеет право дополнительно делать предложения посредством телефонной связи или электронной почты, как следует из раздела 22 главы 5 Исполнительного кодекса Финляндской республики . Дополнительно пристав уполномочен проводить запрос предложений о размере покупной стоимости имущества еще до проведения аукциона по реализации имущества. Поступившие предложения в этом случае обязательно учитываются при подведении итога торгов.

    Такой механизм активных действий, направленных на поиск покупателей со стороны судебного пристава, значительно повышает вероятность реализации имущества должника и, следовательно, должен быть применен и в Российской Федерации.

    В настоящее время передача имущества на реализацию между ФССП России и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется путем подписания акта приема-передачи, составляемого на бумажном носителе. С целью оптимизации данного процесса необходимо внедрить систему электронного обмена документами. Это позволит сократить срок подписания актов по передаче имущества, поскольку сотрудниками тратится время на доставку и подписание соответствующих актов, в то время как электронный документ доставляется мгновенно, а электронные подписи обеспечивают достоверность документов.

    Также представляется целесообразным перевести все проводимые аукционы на электронную основу, что позволит в итоге сократить время проведения торгов. После осуществления таких мероприятий на законодательном уровне необходимо предусмотреть более короткие сроки и внести соответствующие изменения в ст. 90 Закона об исполнительном производстве. В настоящее время допустимый срок проведения реализации имущества должника составляет 2 месяца, как указывалось ранее, что противоречит нормам ст. 36 Закона об исполнительном производстве, в которой предусматривается, что совокупный срок для исполнения требований исполнительного листа не должен превышать двух месяцев.

    Важное изменение, которое необходимо отдельно отметить, заключается в обязанности Росимущества в срок, не превышающий 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, опубликовать информацию в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования. Данная обязанность предусмотрена в п. 2.6 Приказа N 347. Необходимо отметить, что вместо общепринятых публикаций в печатных изданиях информацию о предстоящих торгах в настоящее время следует получать на официальном сайте torgi.gov.ru, созданном специально для этих целей Постановлением Правительства РФ .

    Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы указанный интернет-ресурс установлен как единственный источник публикаций о предстоящих торгах. Таким образом, обязанность размещать извещение о проведении торгов по реализации имущества должника в периодическом печатном издании (а также на интернет-сайте организатора торгов) была упразднена с момента введения в действие интернет-ресурса torgi.gov.ru.

    Росимущество обязано публиковать информацию о предстоящей реализации не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    Кроме того, при поступлении от реализатора информации о назначении торгов судебный пристав обязан также информировать о предстоящих торгах заинтересованные стороны исполнительного производства: взыскателя и должника.

    Срок, установленный для направления сторонам исполнительного производства извещения о проведении торгов, различается в зависимости от того, является реализуемое имущество обремененным или нет. Если реализуется имущество, являющееся предметом договора залога, извещение о предстоящих торгах должно быть направлено реализатором не позднее чем за 10 дней с момента получения имущества для реализации по акту приема-передачи имущества, но не ранее чем за 30 дней до даты проведения торгов по реализации имущества должника. Данная обязанность предусмотрена в ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" . Если предметом реализации является имущество, не обремененное залогом, в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ реализатор обязан опубликовать такую информацию не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

    После проведения вышеуказанных действий реализатор проводит публичные торги по реализации имущества. В случае если имущество должника удалось реализовать, торги объявляются состоявшимися и составляется соответствующий протокол. Завершающей стадией процесса реализации имущества должника на торгах является заключение договора с победителем торгов, определенным вышеуказанным протоколом, за которым следует фактическая оплата приобретаемого имущества покупателем и последующая передача вещи. Такой договор может быть заключен не ранее чем через 10 дней, отсчитываемых с момента подписания протокола, а в случае если было размещено объявление в Интернете, такой срок отсчитывается с момента размещения данного объявления о торгах. Если имущество не удалось реализовать (например, ввиду отсутствия желающих приобрести имущество), такие торги признаются несостоявшимися.

    В соответствии с п. 2.1 Приказа N 347 Росимущество уведомляет судебного пристава-исполнителя в срок не позднее одного дня с момента признания торгов несостоявшимися.

    Исходя из норм законодательства, регулирующего порядок дальнейших действий пристава, необходимо понимать, что в случае признания торгов несостоявшимися основной причиной невозможности реализации имущества законодатель считает завышенную стоимость реализуемого имущества должника.

    Следовательно, судебный пристав-исполнитель обязан в день уведомления принять постановление о снижении цены. На основании ст. 87 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в день получения уведомления от Росимущества о признании торгов несостоявшимися выносит постановление о снижении начальной продажной стоимости имущества на 15%. Необходимо отметить, что меры, направленные на снижение начальной продажной стоимости имущества, не всегда дают результат. Нередко реализуемое имущество представляет собой оборудование, предназначенное для производства техники или товаров узкой специализации, или какие-либо запчасти для такого оборудования.

    Таким образом, публикации в различных общедоступных источниках информации недостаточно для эффективной реализации имущества. Кроме того, потенциальными клиентами на приобретение имущества являются прежде всего компании, которые занимаются профильной деятельностью, исходя из специфики имущества. Следовательно, целесообразно наделить реализаторов правом направлять прямые предложения к участию в открытых торгах профильным компаниям, которые могут быть заинтересованы в приобретении нереализованного имущества должника.

    Для имущества широкого профиля возможно также принимать дополнительные меры, направленные на его продажу: например, законодательно наделить реализатора имущества правом привлекать риелторов или иных продавцов для оперативного поиска покупателей, что позволит повысить вероятность реализации продаваемого имущества. Для реализации автотранспортных средств возможно использовать крупнейшие публичные интернет-ресурсы, специализирующиеся на продаже автомобилей, или направлять предложения в местные компании по продаже автотранспортных средств, бывших в употреблении.

    В соответствии с ч. 1 ст. 92 Закона об исполнительном производстве организатор торгов обязан "не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися" назначить дату повторных торгов. Таким образом, получается, что реализатору предоставляется 20 дней для назначения даты проведения повторных торгов, что может необоснованно затянуть процесс реализации арестованного имущества должника. Следовательно, в настоящее время требуется оптимизация данного срока, которая может быть осуществлена введением дополнительных правовых норм в нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации имущества должников, прежде всего в Закон об исполнительном производстве. Данный срок может быть сокращен путем установления обязанности судебного пристава назначать дату повторных торгов незамедлительно по истечении десятидневного срока, предусмотренного на обжалование торгов.

    Все вышеуказанные проблемы, связанные с длительными сроками реализации арестованного имущества должников, являются важнейшими проблемами исполнения судебных актов в целом, в связи с чем обусловлена необходимость создания дополнительных способов скорейшей реализации имущества должника с целью сокращения сроков исполнения судебных актов и повышения действенности исполнительного производства.

    Для повышения эффективности следует разработать более короткие схемы реализации имущества должника, в том числе обратиться к опыту других стран.

    Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в рамках порядка и сроков проведения комиссионной продажи имущества, а также публичных торгов с целью сокращения сроков реализации имущества должников. Опыт иностранных государств может быть также использован в современной российской практике. Принятие мер по сокращению сроков позволит соответственно ускорить процесс исполнения судебных актов в Российской Федерации в целом.

    Список литературы

    1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения: 2-е изд., испр. М.: Статут, 1999.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    3. Кодекс об исполнительном производстве Финляндской Республики N 705/2007.
    4. Медведев В.В. Сравнительный анализ систем принудительного исполнения России и Соединенных Штатов Америки // Практика исполнительного производства. 2013. N 4.
    5. Об ипотеке (залоге недвижимости): Федер. закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    6. Об исполнительном производстве: Федер. закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    7. Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 (ред. от 07.02.2015) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    8. Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество: Приказ ФССП России N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (ред. от 15.09.2014) // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    9. О направлении разъяснений по вопросам, связанным с размещением информации о проведении торгов по реализации арестованного и (или) заложенного имущества: письмо ФАС России от 03.10.2014 N АК/40175/14 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
    10. О принудительном исполнении судебных актов: Закон Республики Армения от 05.05.1998 N ЗР-221.
    11. О службе по обеспечению принудительного исполнения судебных актов: Закон Республики Армения от 08.10.2001 N ЗР-224.

    References

    1. Braginskij M.I., Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. Kniga pervaja: obshhie polozhenija: 2-e izd., ispr. M.: Statut, 1999.
    2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast" pervaya): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 22.10.2014) // Dostup iz SPS "KonsultantPljus".
    3. Kodeks ob ispolnitel"nom proizvodstve Finljandskoj Respubliki N 705/2007.
    4. Medvedev V.V. Sravnitel"nyj analiz sistem prinuditel"nogo ispolnenija Rossii i Soedinennyh Shtatov Ameriki // Praktika ispolnitel"nogo proizvodstva. 2013. N 4.
    5. Ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti): Feder. zakon ot 16.07.1998 N 102-FZ (red. ot 21.07.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    6. Ob ispolnitel"nom proizvodstve: Feder. zakon ot 02.10.2007 N 229-FZ (red. ot 08.03.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    7. Ob opredelenii oficial"nogo sajta Rossijskoj Federacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" dlja razmeshhenija informacii o provedenii torgov i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel"stva Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel"stva RF ot 10.09.2012 N 909 (red. ot 07.02.2015) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    8. Ob utverzhdenii Porjadka vzaimodejstvija Federal"noj sluzhby sudebnyh pristavov i Federal"nogo agentstva po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom po voprosam organizacii prodazhi imushhestva, arestovannogo vo ispolnenie sudebnyh reshenij ili aktov organov, kotorym predostavleno pravo prinimat" reshenija ob obrashhenii vzyskanija na imushhestvo: Prikaz FSSP Rossii N 347, Rosimushhestva N 149 ot 25.07.2008 (red. ot 15.09.2014) // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    9. O napravlenii raz"jasnenij po voprosam, svjazannym s razmeshheniem informacii o provedenii torgov po realizacii arestovannogo i (ili) zalozhennogo imushhestva: pis"mo FAS Rossii ot 03.10.2014 N AK/40175/14 // Dostup iz SPS "Konsul"tantPljus".
    10. O prinuditel"nom ispolnenii sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 05.05.1998 N ZR-221.
    11. O sluzhbe po obespecheniju prinuditel"nogo ispolnenija sudebnyh aktov: Zakon Respubliki Armenija ot 08.10.2001 N ZR-224.
    12. URL: http://pda.fssprus.ru/inter_razdel25/.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.