Уголовное дело в отношении 22-летнего блогера Руслана Соколовского было возбуждено после того, как в августе 2016 года он разместил на своём YouTube-канале видеозапись, где играет на смартфоне в Pokemon GO в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. В ролике Соколовский поясняет, что половить покемонов в церкви он решил в знак протеста против закона, который это запрещает. В сентябре прошлого года блогер был арестован.

Следователи обнаружили в интернете ещё несколько видеороликов Соколовского, которые признаны экстремистскими. За публикацию этих записей жителю Екатеринбурга были предъявлены обвинения по 18 эпизодам по ч. 1 ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ч. 1 и ч. 2 ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», а также по ст. 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». В ходе обысков у подсудимого была найдена «шпионская» ручка со скрытой видеокамерой.

«Условное наказание вызывает уважение»

11 мая Верх-Исетский суд Екатеринбурга признал Соколовского виновным по всем составам преступлений, которые упоминались в уголовном деле, и приговорил к 3,5 года лишения свободы условно. Блогеру запретили принимать участие в митингах и обязали удалить все видеоролики, которые содержатся в материалах дела.

Согласно результатам лингвистической экспертизы, опубликованные Соколовским ролики носили оскорбительный характер, поскольку блогер создавал негативные образы и цинично комментировал видеоряд, используя матерные выражения и просторечную лексику. Психологическая экспертиза выявила, что Соколовский в созданных им роликах отрицательно оценивал мусульман, православных и женщин и мог тем самым оскорбить многих людей.

По заключению комплексной экспертизы, оскорблением для верующих стало, в частности, использование в ролике песни, содержащей нецензурную лексику и стилизованной под церковное песнопение.

В суде были допрошены несколько десятков свидетелей. Все свидетели обвинения утверждали, что почувствовали себя оскорблёнными и униженными после просмотра видеозаписей. Но при этом большинство из них не смогли объяснить, какие именно чувства были задеты и кто такие покемоны, которых ловил Соколовский.

  • Руслан Соколовский после оглашения приговора в Верх-Исетском районном суде Екатеринбурга
  • РИА Новости

В качестве свидетеля защиты показания дал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, который отметил, что ролики Соколовского смотрел с улыбкой.

«Я верующий, но мои чувства не были задеты. Основные претензии у меня стилистические, так сказать, лексические. Потому что есть вещи, которые таким языком проговаривать нельзя, — пояснил суду Ройзман. — Если это полемика, то должен был быть выбран другой язык. Лев Толстой позволял себе совсем не такие вещи, как Соколовский. Он просто оспаривал догмат, очень серьёзно шёл против церкви. Но в том случае ни светская власть, ни Николай II — никто не вмешивался в ситуацию. Церковь решала сама свои проблемы».

Градоначальник также отметил, что не видит состава преступления в действиях блогера. «Я не понимаю, как можно оскорбить чувства верующих. Где Бог, а где Соколовский. Невозможно оскорбить Бога. Какая там рознь! Я видел, как рознь разжигают!» — резюмировал Ройзман.

Адвокат блогера Алексей Бушмаков попросил суд вынести оправдательный приговор. Сам Соколовский вину не признал. В ходе заседаний он предположил, что его судят за нецензурные шутки о церкви. «Может быть, я и идиот, но ни в коем случае не экстремист, — пояснял суду Соколовский. — Я атеист, космополит и либертарианец. У меня нет своей религии и своей национальности. Я русский наполовину. Как можно меня обвинить в национализме? Я никому не мешал исповедовать религию. В СИЗО я пообщался с большим количеством верующих и пришёл к консенсусу с ними. Моё мнение о них сильно изменилось. Пришёл к выводу, что верующие — это не те, кто может оскорбиться от каких-то слов. Им религия нужна для того, чтобы она их поддерживала».

Соколовский также отмечал, что наказание, которое просило для него гособвинение (3,5 года в колонии общего режима), чересчур строгое.

Принимая решение о наказании, суд учёл принесённые Соколовским извинения потерпевшим, молодой возраст подсудимого и отсутствие у него судимостей.

Сторона обвинения пока не решила, будет ли обжаловать приговор.

«Тот факт, что суд применил условное наказание, вызывает уважение. Это решение мотивированно», — прокомментировала приговор представитель прокуратуры Екатерина Калинина.

Защита считает вынесенное решение необоснованным и намерена обжаловать его.

Видеоблогер Руслан Соколовский признан виновным в оскорблении чувств верующих за видеоролик, в котором он ловит покемонов в екатеринбургском Храме на Крови. Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга счел действия блогера экстремизмом и оскорблением чувств верующих и приговорил Руслана Соколовского к трем с половиной годам лишения свободы условно. Ранее гособвинение запрашивало для подсудимого реальный срок. После оглашения приговора блогер рассказал, что в дальнейшем планирует участвовать в социальных инициативах мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана.


На оглашение приговора Руслану Соколовскому в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга приехали местные и федеральные СМИ, поклонники видеоблогера, а также российские видеоблогеры Данила Поперечный и Руслан Усачев. В результате в здании суда до начала процесса не было свободных мест. В небольшой зал для судебных заседаний смогли попасть только операторы и фотографы. Около сотни человек толпились рядом с залом заседания и наблюдали за процессом по видеотрансляции, которую организовали прямо в коридоре суда.

По версии следователей СКР по Свердловской области, Руслан Соколовский в период с мая 2013 года по август 2016 года изготовил девять видеороликов, которые «выражают явное неуважение к обществу и оскорбляют религиозные чувства верующих», и выложил их в общий доступ на своем канале на YouTube . Ролики назывались «В космос летал - чеченцев не видел», «Письма ненависти верующим» и «Суицид мусульман на ЕГЭ». Особую известность получил ролик , в котором Руслан Соколовский играет в PokemonGO в Храме на Крови (возведен на месте гибели семьи и прислуги Николая II) и высмеивает запрет игры в религиозных учреждениях. Именно после этого видео он и был задержан, а в конце августа 2016 года было возбуждено уголовное дело. В ходе следствия Руслану Соколовскому еще предъявили обвинение по незаконному обороту шпионского оборудования: во время обысков в его квартире нашли ручку с функцией скрытой видеозаписи.

Судья Екатерина Шопоняк полностью поддержала версию следствия, признав видеоблогера виновным в девяти преступлениях по ст. 282 УК РФ («Экстремизм») и восьми преступлениях ст. 148 УК РФ («Оскорбление чувств верующих»). Комплексной экспертизой девять роликов Руслана Соколовского признаны оскорбляющими чувства верующих, а также национальных и социокультурных групп (чеченцы, феминистки и другие).

« Во всех видеороликах встречается только точка зрения автора, объективная информация вырывается из контекста. Складывается ощущение, что в России господствуют мракобесие и произвол, что в таких условиях может жить только падшее общество»,- зачитала судья комментарии эксперта.

Также в экспертизе отмечается, что господин Соколовский «отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом он совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 148 УК РФ». Кроме того, блогер «осмеивал значимые религиозные предписания и обряды мусульман», наделял «Иисуса Христа качествами покемонов как героев не только компьютерной игры и мультипликационного сериала, но и представителей бестиария японской мифологии, а также качествами ожившего мертвеца - зомби», чем, таким образом, «совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 148 УК РФ».

Во время оглашения приговора стало известно, что заключения трех экспертов из-за ненадлежащего оформления не были приобщены к делу. Судья упомянула, что свидетелями по делу Руслана Соколовскому выступили более 20 человек (видеоблогера в том числе поддержал мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман). «При этом показания свидетелей на оценку действий подсудимого не влияют»,- добавила госпожа Шопоняк. Признавая его виновным, судья отметила, что, согласно Конституции РФ, в России каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова, как и не допускается пропаганда ненависти или вражды.

При вынесении приговора суд учел смягчающие обстоятельства. «Ранее Соколовский не привлекался к уголовной ответственности. Положительную характеристику ему дала его мать, которая рассказала, что сын оказывал ей материальную помощь. Также суд учел поведение Соколовского на судебном заседании, когда он просил прощения у верующих и говорил, что осознает свою вину»,- сообщила Екатерина Шопоняк. На этих словах все наблюдавшие за ходом заседания в коридоре суда затихли. «Суд решил, что достаточным будет условный срок, поскольку исправление виновного возможно без реального наказания»,- отметила судья, назначив подсудимому три с половиной года условного лишения свободы с испытательным сроком три года.

На приговор присутствующие в коридоре суда отреагировали аплодисментами и радостными криками, которые на несколько секунд заглушили речь судьи в зале. «Считаю, что это безусловная победа. Если сам Руслан решит обжаловать приговор, то мы будем подавать апелляцию. Однако если пытаться обжаловать, то есть вероятность, что приговор ужесточат»,- заявил адвокат видеоблогера Алексей Бушмаков.

Положительно оценили приговор и представители гособвинения, которые ранее запрашивали для подсудимого реальный срок в три с половиной года в колонии общего режима. «Решение суда вызывает уважение»,- заявила старший помощник прокурора Екатеринбурга Екатерина Калинина. Однако окончательно решить вопрос с обжалованием обе стороны пообещали позже, после ознакомления с мотивировочной частью приговора.

После вынесения приговора Руслан Соколовский сообщил журналистам, что намерен принять предложение мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана поучаствовать в социальных проектах. «Ройзман предлагал мне помогать ему в социальных инициативах, например, в строительстве хосписов. Медийность я приобрел большую благодаря судам, постараюсь этим воспользоваться во благо - буду заниматься социальными инициативами, быть полезным для общества»,- заявил он.

Как отметил зампредседателя синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько), при принятии решения суд руководствовался «соображениями гуманности». «Мы надеемся, что этот человек все-таки воспримет такой мягкий приговор как, может быть, знак того, что в этом мире есть милосердие и что есть источник этого милосердия, Бог»,- добавил представитель РПЦ.

Протодиакон русской православной церкви отец Андрей Кураев в эфире “Ъ FM”: «Статья эта (об оскорблении чувств верующих.- “Ъ” ) очень странная, в ней речь идет о чувствах и намерениях, то есть об очень эфемерных и субъективных реалиях. Чувства разные у каждых людей, какие-то православные оскорбились на слова Соколовского, какие-то - нет. А меня лично как православного священнослужителя больше всего оскорбляют фарисеи в моей собственной церкви или мои собственные грехи. У судьи есть какой-то интроскоп, который позволяет просвечивать внутренний мир человека, истца и ответчика, и выяснять, было намерение или нет у ответчика, оскорблены ли чувства, правильно ли оскорблены чувства у истца или нет? Я думаю, что нет».

Как арестовали Руслана Соколовского


Кировский районный суд Екатеринбурга в сентябре 2016 года отправил в СИЗО на два месяца известного в области 21-летнего видеоблогера Руслана Соколовского. Молодого человека обвинили в экстремизме и оскорблении чувств верующих за ролик, где он ловит покемонов в екатеринбургском Храме на Крови и попутно рассуждает об абсурдности уголовного преследования за подобные действия.

Ольга Кураева, Анастасия Булатова, Екатеринбург; Анна Токарева

Верх-Исетский районный суд вынес приговор блогеру Руслану Соколовскому. Прокуратура запросила для молодого человека 3,5 года колонии общего режима. Накануне в Екатеринбурге в поддержку Соколовского. Семь человек встали с плакатами у Храма на Крови и потребовали свободы для блогера.

История Руслана Соколовского началась летом 2016 г., когда стала популярна игра Pokemon Go. Об игре рассказывали в новостях и в одном из выпусков упомянули, что ловля покемонов в храме может трактоваться как оскорбление чувств верующих. Видеоблогер решил проверить информацию журналистов.

Процесс по делу Соколовского начался в марте 2017 г. :

Пункт 1 . В возбуждении ненависти по религиозному и национальному признакам (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении чувств верующих (ст. 148 УК) из-за ролика «В космос летал, чеченцев не видел», опубликованного в июле 2015 г. Согласно заключению экспертизы, ролик формирует негативный образ верующих.

Пункт 2 . По тем же двум статьям блогера обвиняют из-за публикации ролика «Письма ненависти - верующие». На видео Соколовский зачитывает оскорбительные комментарии и угрозы от пользователей YouTube в свой адрес, а затем отвечает на них. Эксперты нашли в этой записи признаки оскорбления чувств мусульман и христиан.

Пункт 3 . За видеоролик «Письма ненависти - феминистки» Руслана Соколовского обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Согласно обвинительному заключению, блогер озвучил унизительную оценку группы лиц по социально-культурному признаку - феминистки.

Пункт 4 . По той же статье Соколовского обвиняют за видео «Вступил в секту». В этой записи эксперты увидели возбуждение ненависти по признаку религиозной принадлежности - это проявилось в уничижительной оценке, которую блогер якобы дает верующим.

Пункт 5 . Ролик «Суицид мусульман на ЕГЭ» стал поводом для предъявления обвинений по ч. 1. ст. 282 и ч. 1 ст. 148 УК РФ. Признаки возбуждения ненависти к мусульманам эксперты нашли в «одобрении задержания мусульман во время религиозного праздника и их дальнейшей депортации». Оскорбление чувств верующих авторы экспертизы усматривают в «осмеянии значимых религиозных предписаний и обрядов мусульман».

Пункт 6 . Руслана Соколовского также обвиняют по двум статьям за видео, посвященное патриарху Кириллу. Эксперты утверждают, что в ролике есть признаки разжигания национальной и религиозной розни и ненависти по отношению к духовенству. Оскорбление чувств верующих выражается во «взаимоналожении православного песнопения и грубой нецензурной брани» - речь идет о той же песне, что использована в ролике «Ловим покемонов в церкви».

Пункт 7 . По тем же статьям обвинение Соколовскому предъявили за ролик «Идеальный православный брак?». На видео блогер зачитывает советы епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона женщинам, готовящимся к браку, и называет его поучения «лютым анахронизмом». Соколовского обвиняют в оскорблении христиан из-за использования «оскорбительной лексики» в адрес Бога, критики христианских представлений о семье и издевательского переосмысления сюжета о непорочном зачатии.

Пункт 8 . За самый известный видеоролик блогера Соколовского также обвиняют по ч. 1 ст. 282 УК РФ и ч. 2 ст. 148 УК РФ. В августе 2016 г. молодой человек пришел в Храм на Крови в Екатеринбурге и записал видео того, как ловит покемонов в храме. По мнению экспертов, верующих оскорбило, что Иисуса Христа блогер называет «редким покемоном», а один из фрагментов видео сопровождается нецензурной песней, стилизованной под православное песнопение.

Пункт 9 . Еще один эпизод связан с видео «Соколовский в тюрьме за ловлю покемонов?». В этом ролике блогер объясняет, почему снял видео в храме, и рассказывает о комментариях представителей МВД и РПЦ. В этом видео признаки оскорбления чувств верующих специалисты усмотрели в «языковой форме с учетом ее аудиореализации и дискурсивных компонентов» и наделении Иисуса Христа качествами зомби.

Пункт 10 . Последний эпизод не связан с видеороликами блогера. Руслану Соколовскому предъявили обвинение по ст. 138.1 УК РФ («Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»). Во время обысков в его квартире нашли ручку со встроенной камерой.

За время рассмотрения дела в суде успели выступить десятки свидетелей. В том числе показания давали . Они объяснили, чем именно их оскорбили ролики Соколовского: кто-то обиделся на шутки про веру, кто-то - на то, что верующих назвали «тупыми». А кто-то заявил, что деятельность Соколовского дестабилизирует общественное и политическое спокойствие в Российской Федерации.

В итоге суд приговорил Соколовского к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы условно.

Какое решение должен был принять суд?

    Начало заседания запланировано на 11:00, но у дверей Верх-Исетского районного суда уже столпотворение. В очереди на вход стоят сторонники обвиняемого, сотрудники прокуратуры и журналисты, в том числе корреспондент сайт.

    Народ прибывает. В суде и на подступах к зданию уже около 70 человек.

    Очевидно, что все желающие в зал суда не поместятся. Для них на втором этаже прямо в коридоре организована трансляция.

    Руслана Соколовского привезли в суд. На мягкий приговор он, судя по всему, не рассчитывает: «Собрал сумку с вещами, взял книжек».

    Руслан Соколовский: «Если оправдают, поеду посплю и поем, и снова посплю и поем. У меня очень разнообразная жизнь, я творческий человек, поэтому всё будет здорово. Игорь Новоселов сказал, что меня чеченцы уже ждут в колонии. На общем режиме это вполне естественно. Именно поэтому я буду добиваться голодовкой или еще как-то, чтобы меня перевели в колонию-поселение, либо хотя бы держали в карцере весь срок, там я буду в безопасности. Определенный беспредел в местах не столь отдаленных присутствует. Понятно, что в первый год, когда ко мне привлечено внимание общественности, всё будет нормально, а дальше неизвестно что случится».

    Судья начала оглашение приговора. С первых строк становится понятно, что приговор будет обвинительным : «Из националистских и экстремистских убеждений совершил…»

    Один из адвокатов блогера Алексей Бушмаков вышел из зала суда и дает комментарии журналистам: «Если приговор будет обвинительный, будем обжаловать. Пример Евгении Чудновец показывает, что это возможно».

    У входа в зал суда столпотворение:

    На оглашение приговора пришел гражданский супруг Евгении Чудновец Андрей Мясников. Он ведет трансляцию в Facebook и обьясняет собравшимся: «Евгения приехать не смогла, но она смотрит и переживает». Напомним, что комментарий Чудновец о выступлении Соколовского с последним словом привел к тому, что большая часть активистов, ранее поддерживавших Евгению, отвернулись от нее. В итоге женщина заявила, что берет тайм-аут в правозащитной деятельности.

    Эпизод со шпионской ручкой со крытой камерой тоже устоял в приговоре !

    Судья: «Нахожу вину Соколовского установленной».

    В частности, суд считает доказанным факт того, что Соколовский самостоятельно изготовил и опубликовал ролики. Но Руслан этого и не отрицал. Судья Екатерина Шопоняк ссылается на экспертов: блогер изготавливал ролики, «имея умысел на разжигание розни по национальному и религиозному признаку». «Информация способствует унижению Русской православной церкви», - резюмирует судья.

    Судья про знаменитый ролик о ловле покемонов в Храме на Крови: «Верующих оскорбляет интерпретация молитв с использованием нецензурной лексики».

    Пока судья зачитывает приговор, предлагаем ознакомиться с мнениями экспертов о деле Соколовского - и .

    Судья разбирает ролики Соколовского с точки зрения экспертов. И это очень похоже на разбор сочинений учеников в школе. Будет: «Садись, три»?

    Все ждут приговора.

    Вспомним хронологию: 2 сентября 2016 г. Соколовского арестовали на съемной квартире. В результате обыска у него нашли в том числе шпионскую ручку. Сначала Соколовского заключили под стражу, но вскоре суд сменил меру пресечения на домашний арест, который блогер отбывал в квартире своего адвоката Станислава Ильченко. Но там он пробыл недолго. Молодого человека пришла навестить его девушка (по совместительству - свидетель по уголовному делу), и это привело Соколовского обратно в СИЗО. Через 3,5 месяца - 13 февраля - Руслана снова поместили под домашний арест.

    Немного фото обыска в квартире блогера:

    Судья: «Необходимо отметить, что Конституция гарантирует свободу слова и религии. Вместе с тем каждая дискриминация запрещена законом. В ходе судебного заседания неоднократно звучали реплики, что Соколовского судят за игру. Данные реплики неверные по сути. Потому что Соколовскому предъявлены обвинения за совершение публичных преступлений, разжигающих рознь».

    Колумнист сайт, дизайнер Павел Матяж к оглашению приговора по делу Соколовского актуализировал свой старый рисунок и делится им в Facebook:

    Совсем скоро мы узнаем наказание для Руслана Соколовского.
    Судья: «Отягчающих обстоятельств нет. Смягчающие: оказывал помощь матери, извинялся в суде перед верующими. Считаю возможным наказать условно ».

    По совокупности окончательно назначить наказание в виде 3 года 6 месяцев. Наказание считать условным.

    Звучат аплодисменты.

    Мера пресечения в виде домашнего ареста остается до вступления приговора в законную силу.

Внимание: на данный момент есть возможность только прослушать видеозапись прямой трансляции текста приговора судьи Верх-Исетского суда Екатеринбурга Екатерины Павловны Шопоняк по делу 1-131/2017 в отношении блогера Руслана Соколовского , доступную по ссылке https://youtu.be/s2pY4zCnUFQ?t=382

Эпиграф: Аспирант диктует для голосового редактора текст диссертации: «В православной стране, каждый православный должен…» Звонит телефон и отвлекает его на звонок. Потом он возвращается к писанине и вспоминает о чем это он: «Так, в стране дураков, каждый дурак, что там дальше?»

Руслан Соколовский, он же Руслан Гофиулович Сайбабталов. Фото с портала www.vk.com

Наш портал уже размещал заметку про , задержанным в сентябре 2016 года после публикации в социальных сетях видео, на котором он играет в Pokemon Go в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Оперативная группа задержала блогера - богоборца и хейтера инвалидов (видео «Благотворительность для даунов - Данил Плужников» ) - в тот момент, когда он находился на съемной квартире под воздействием «веществ» в постели вместе со своей девкой, ученицей девятого класса. Впоследствии «неверные менты» передали желтым сайтам всю их переписку и личную страницу школьницы ВКонтакте. Соколовскому была назначена мера пресечения в виде домашнего ареста. До этого блогер находился в СИЗО.

11 мая 2017 года судья Верх-Исетского суда Екатеринбурга Екатерина Павловна Шопоняк приговорила блогера Руслана Соколовского, обвиняемого в совершении девяти преступлений, предусмотренных ст.282 ч.1 УК РФ, шести преступлений, предусмотренных ст.148 ч.1 УК РФ, одного преступления, предусмотренного ст.148 ч.2 УК РФ и одного преступления, предусмотренного ст.138.1 УК РФ, к трем с половиной годам лишения свободы условно и обязательным работам. Испытательный срок для осужденного составит три года; ему запрещено участвовать в массовых мероприятиях. Соколовского признали виновным в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и незаконном обороте устройств для ведения скрытой записи. При этом судья заявила, что исправление возможно без отбывания реального наказания, которого требовал представитель обвинения. Прокурор настаивала, что если обвиняемому назначат условный срок, «он не исправится и будет чувствовать безнаказанность» , и просила приговорить Соколовского к трем с половиной годам колонии. Сам блогер свою вину не признал, заявив при этом, что пересмотрел свои взгляды в отношении верующих.

Полностью оглашенный приговор суда по делу 1-131/2017 доступен в данный момент только в записи онлайн-трансляции: https://www.youtube.com/watch?v=s2pY4zCnUFQ А вашему вниманию предлагается просмотреть отрывок из приговора: «Обвиняемый отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда, таким образом совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст.148» .

Смотреть онлайн: судья Шопоняк зачитывает приговор

Вышеразмещенная часть приговора относится к видеозаписи Соколовского «Письма ненависти - Верующие» , размещенной 1 декабря 2015 года на его Ютуб-канале по адресу www.youtube.com/watch?v=9rIfgFDauNo

Смотреть онлайн: Письма ненависти - Верующие (2 фрагмента)

Реакция ФЕОР на приговор

В Федерации еврейских общин России (ФЕОР) уже назвали «кафкой» приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому, которому в вину, в частности, было поставлено отрицание существование Иисуса Христа и пророка Магомета. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» 11 мая 2017 года , что «были некоторые шокирующие вещи» , в том числе прозвучавшее во время суда мнение о том, что Р.Соколовский «высказывал сомнения в существовании Бога, чем нарушил статью такую-то» .

«Это абсурдно и на самом деле довольно провокационно в том числе для религиозного сознания. Если сомнения в существовании Бога или религиозных ценностей будут уголовно преследуемым нарушением, то это нанесет непоправимый вред миссионерской деятельности, это удар по религии. Из-под палки люди в Бога еще никогда не верили».
«Это один из «красных флажков» для уже давно взрывоопасных отношений общества с религией. У нас религиозные ценности на каком-то этапе стали занимать место национальной идеи и теперь постепенно превращаются в национальную идею сродни коммунистической, когда было достаточно самого факта сомнения в будущем коммунизма, чтобы человек мог загреметь за антисоветскую деятельность».
«Мне стыдно за то, что люди на улице будут бояться высказывать свое отношение к существованию Бога из-за того, что может состояться светский суд, который ничего в этом не понимает»
Источник: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67056

Историческая справка и последствия для аспирантов-религиоведов

Судебный приговор блогеру Соколовскому имеет и правовые последствия для - хотя российское правосудие не основано на прецедентном праве, многие аспиранты могут подвергнуться угрозе судебного преследования за констатацию банальных фактов в своих диссертационных исследованиях.

Нет ни одного источника, ни еврейского, ни римского, ни любого другого внешнего 30-70 гг. н.э., который бы мог напрямую или косвенно свидетельствовать об историчности существования мифического основателя христианства. Разумеется, речь идет о так называемом Иешуа из Назарета, а не о Савле-Шавле-Павле, который и является подлинным и историческим основателем христианской церкви. Так называемое «Свидетельство Флавия» (лат. Testimonium Flavianum ) представляет собой отрывок из труда «Иудейские древности» (лат. Antiquitates Iudaicæ , написанного в 90-х гг. н. э.) еврейского историка и участника первого иудейского восстания 66-71 гг. Иосифа Флавия:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени».

Однако этот отрывок является поздней вставкой, вероятно внесенной апологетами христианства в греческую рукопись на рубеже III и IV веков в соответствии с христианским учением. Такие раннехристианские авторы, как Климент, Минуций, Тертуллиан и Феофил Антиохийский, хорошо знали «Иудейские древности» , однако ни единым словом не упоминают о «Свидетельстве Флавия» . Еще в III веке философ Ориген, живший в 185-254 годах, в полемическом трактате «Contra Celsum» («Против Цельса» ), упрекал Иосифа Флавия в том, что последний рассказывает об Иоанне Крестителе и святом Иакове, но не считает Иисуса мессией, то есть Ориген не был знаком со «Свидетельством Флавия» или оно в то время имело иной вид. Однако в начале IV века христианский автор Евсевий, автор первой «Истории христианской церкви» , живший в 263-339 годах, уже цитирует текст «Свидетельства Флавия» .

В 1912 году русский учёный А. А. Васильев опубликовал арабский текст сочинения христианского епископа и историка X века Агапия Манбиджского «Книга титулов» («Китаб аль-унван» ). Агапий сын Константина, в арабизованной форме Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи, или, как его чаще называют, Агапий Манбиджский, жил в середине и второй половине X в. О его личности известно очень мало. Известно, что он был мелькитским епископом в Манбидже (Иераполисе) и современником Са’ида ибн ал-Батрика - Евтихия, которого пережил. Агапий создал исторический труд - всемирную историю человечества. Первая часть этого сочинения начинает изложение от сотворения мира и доводит его до вознесения Христа. Вторая часть посвящена событиям от вознесения Христа до второй половины VIII в. Вторая часть сочинения дошла до нас в единственной флорентийской рукописи. В 1971 году израильский учёный Шломо Пинес обратил внимание на цитату Агапия из Иосифа Флавия, которая расходится с общепризнанной греческой версией Testimonium Flavianum :

«В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса» (перевод профессора С.С. Аверинцева).

Вероятно этот арабский текст «Свидетельства Флавия» - вариация все той же христианской вставки, приспособленной мусульманскими переписчиками труда Агапия к своим представлениям об Иисусе.

Другие римские историки, например, Корнелий Тацит в «Анналах» (ок. 115 года н.э.), Гай Светоний Транквилл в «Жизни двенадцати цезарей» (ок.120 года), а также правитель Вифинии и Понта Плиний Младший в письме к императору Траяну и Лукиан «О кончине Перегрина» (ок. 166-192 гг. н. э.) указывают только те сведения, которые они узнали понаслышке от своего окружения (т.е. банальные слухи) или от «декламации веры» самих христиан.

В талмудической литературе есть одно прямое и несколько аллегорических упоминаний про Иешуа. Талмудические сообщения об Иисусе следует разделить на более ранние, относящиеся ко времени раввинов-таннаев (ок. 40-220 гг.), и на позднейшие рассказы раввинов-амораев (ок. 220-375 гг.). По своему содержанию Вавилонский Талмуд (ок. 500 г.), в котором находятся большинство указаний на Иисуса и его последователей, гораздо богаче Иерусалимского (ок. 400 г. н.э.). Вместе с тем Вавилонский Талмуд менее историчен и содержит много агадических (легендарных) примесей. Нельзя даже с полной уверенностью сказать, что во всех фрагментах, в которых традиционно видят указания на основателя христианства, речь действительно идет о нем. Во всяком случае, представленный Талмудом образ Иисуса составлен из разного рода преданий, высказываний раввинов и просто слухов. Объединяет все эти сведения стойкое чувство неприязни, отношение к Иисусу как к еретику и вероотступнику, «сведшему Израиль с пути» .

Несколько раз упоминается «Иешуа бен (бар) Пантир[а]» , то есть «Иисус, сын Пантиры» , а также Иешуа ха-Ноцри (Иисус Назорей), или просто Иешуа. Примечательно, что полное еврейское имя Иешуа встречается только дважды, во всех остальных случаях дается сокращенная форма этого имени - Иешу. Согласно позднему толкованию, если взять три буквы, из которых состоит сокращенное имя Иешу (Ieshu), то эти буквы окажутся начальными буквами трех слов, составляющих традиционную формулу проклятия: «да изгладится имя его и память его» . Возможно сокращение имени Иешуа было сделано из-за уничижительного, пренебрежительного отношения к нему раввинов. Обозначение «ха-Ноцри» возникло позже имени «бен Пантира» и, по всей видимости, заимствовано из христианских преданий, где Иисус именуется Назореем или Назарянином.

Загадку представляет происхождение имени «сын Пантиры» . Трудно сказать, отражало ли оно с самого начала еврейскую версию о внебрачном рождении Иисуса от Пантиры или Пандиры и возникло ли в противовес христианскому преданию о зачатии Иисуса от Духа Святого. Мужское имя «Пантера» , упоминаемое в числе вероятного отца или предка Иисуса, было известно и христианским писателям. Передавая еврейскую версию рождения Иисуса, Ориген говорит, что Пантера [Пандира] был солдатом. Примечательно, однако, что талмудические источники имя Пантира, как и Цельс, и Оригена, воспроизводят не столько греческое слово, сколько его латинскую форму - panthera . По сохранившимся античным надписям известно несколько спартанцев, носивших такое имя - крупного барса. Со времен Селевкидского владычества в Палестине немало иудеев помимо еврейского имени принимало также греческие имена и прозвища.

В «Пиркей Авот» («Трактат Авот»), Мишна, 6, подробно говорится об Иешуа:

«…Йегошуа бен Прахья говорил: «Сделай своим наставником [даже того, кто не выше тебя], и найди себе друга, и суди о каждом человеке, находя оправдывающие его обстоятельства»».
Пояснение: …Сказали в Талмуде наши учителя: «Пусть всегда левая рука отталкивает, а правая приближает.
Не так поступил Йегошуа бен Прахья, оттолкнувший обеими руками того человека [Иешу Ганоцри – Иисуса из Назарета]» (см. Сангедрин, 1076, изд, Иерусалимского института публикаций Талмуда под ред. р. А. Штайнзальца).

В том же месте Талмуда рассказывается, что у Йегошуа бен Прахьи был ученик по имени Йешу Ганоцри, которого учитель прогнал от себя за дурное поведение. Увидев, что наставник не прощает его, Йешу отошел от веры в единого Б-га. И хотя Йегошуа бен Прахья не собирался изгонять ученика навсегда, а только дал ему время исправиться, последствия его суровости оказались катастрофическими. По словам того же источника, он впоследствии весьма сожалел о своей жесткой реакции и считал, что если бы нашел оправдание Йешу Ганоцри, обвинив в его грехах себя самого и товарищей Йешу по учебе, можно было бы избежать того, что случилось.

Что же касается «историчности» существования пророка Мухаммеда, то процитирую :

любой квалифицированный исследователь истории ислама осведомлен о том, что о деятельности Мухаммада как исторической фигуры нет никаких внешних исторических свидетельств. И для объективного исследователя является непреложным понимание того факта, что вся «историчность» существования Мухаммеда, основана всецело на мусульманских источниках, особенно мусульманской биографии Мухаммеда (не ранее середины VIII века) и хадисах, которые появились в это же время и продолжали активно формироваться в своем классическом варианте вплоть до X века. Именно поэтому есть насущная необходимость препятствовать попытке выдать мифический персонаж за исторический!

Руслан Соколовский, 23-летний видеоблогер с несколькими сотнями тысяч подписчиков, приобрел еще большую - и куда более печальную - популярность после того, как стал подсудимым по трем статьям УК РФ, включая 282-ю - за «разжигание розни». Неприятности Руслана начались с видео, запечатлевшего ловлю покемонов в одном из храмов Екатеринбурга. В приговор, однако, вошли более полутора десятков эпизодов по девяти видеороликам Соколовского: их содержание было охарактеризовано в процессе как экстремистское. Корреспондент находился в зале суда и лично наблюдал, как дело, шедшее к реальному сроку, закончилось условным наказанием.

Вернуть пластиковый пакет, в котором находится джемпер, на котором имеется надпись «Мразь», - говорит судья Верх-Исетского районного суда Екатерина Шопоняк.

Чтение приговора по делу Руслана Соколовского подходит к концу. Основное уже прозвучало: «виновен» - по всем эпизодам, которые обвинение выявило в девяти видеороликах, созданных и опубликованных в интернете Русланом. Три с половиной года - как просила прокурор . Но по решению судьи Шопоняк условно.

Нервов не осталось ни у кого, включая подсудимого. Шум - секунды три, до окрика судебного пристава: «Так, соблюдаем, это что такое?»

Ни Руслан, ни его мать Елена, все это время стоявшая рядом с ним у скамьи подсудимых, кажется, еще не поняли, что произошло, до распоряжений Екатерины Шопоняк о вещественных доказательствах по делу, в том числе и о пакете с джемпером. А произошло вот что: после подробного многочасового описания многочисленных деяний Соколовского тональность приговора резко сменилась. Отягчающих обстоятельств нет. Преступления малой и средней тяжести. Смягчающих обстоятельств несколько: 23-летний Соколовский содержит больную мать, характеризован ею положительно, судим впервые, в последнем слове раскаялся. Итого - осужден, но не посажен.

Вы все классные, - обращается Руслан Соколовский к трем десяткам видеокамер. - Спасибо вам.

Перед приговором

Десять утра, до оглашения приговора Руслану Соколовскому еще около часа. На входе - очередь, тщательно проверяют документы и видеоаппаратуру. При всем этом в Верх-Исетском райсуде - обычный рабочий день. Кроме приговора Руслану, для которого отвели зал №1 на первом этаже, - еще два слушания по другим делам.

На втором этаже - под экраном, на который чуть позже выведут прямую трансляцию по делу видеоблогера, - небольшая группа. Человек средних лет с полиэтиленовой сумкой - тапочки, куртка, вода. Двое пожилых и тихо плачущая женщина. Семья М. тоже пришла на приговор - «на свой, не к молодому»: человека с сумкой, скорее всего, ожидает заключение. Статью не называют, «ни к чему».

Руслан Соколовский проходит к экрану мимо семьи М.. Он с мамой («Меня зовут Елена, пожалуйста, отпустите его», - повторяет она) и группой поддержки - столь же молодые люди, как и он. Без вещей. «Меня напрягает, что около суда уже стоит автозак», - делится видеоблогер. «Если попаду на общий режим, то либо объявлю голодовку, либо добьюсь, чтобы провести все это время в карцере». За три с половиной месяца в Руслан успел побывать в изоляторе между двумя домашними арестами - по словам подсудимого, к нему неоднократно «приходили записочки от чеченцев и прочих лиц нерусской национальности». В своих роликах, как выяснил суд, Соколовский, помимо прочего, успел оскорбить и мусульман вообще, и главу Чечни в частности.

Одиннадцать часов. Объявляют начало слушаний. В зал по большей части пускают только камеры, остальным приходится довольствоваться видеотрансляцией. На iPhone у кого-то из молодых людей - ролик Соколовского. Тот самый, с которого в прошлом году все началось. «Кого может оскорбить то, что ты походил со смартфоном по церкви. Какого хера за это могут посадить? - рассуждает видеоблогер. - Для меня это реально странно, поэтому я решил просто взять и половить в церкви покемонов. Потому что - почему бы и нет? Я считаю, что это безопасно и законом не запрещено...»

Приговор

Соколовского судят за ловлю покемонов в Храме-на-Крови, - такова обобщенная позиция защиты и сторонников видеоблогера.

«Это неверно», - говорится в приговоре судьи Шопоняк. Помимо описания собственно преступлений, приговор, как и положено, полнится выдержками из обвинительного заключения и различных экспертиз, представленных суду. Фразы вроде «При помощи неуместной метафоры "зомби"... наделил качествами ожившего мертвеца», «Использование стилистически сниженных метафорических образов, связанных с испражнениями», «Покемон не только как персонаж игры и мультипликационного сериала, но и представитель бестиария в японской мифологии...» за прошедшие сутки успели разойтись по сети куда больше, чем ролики самого Соколовского за последние месяцы.

Правда, как, собственно, преступления, в приговоре оценено совсем иное. Например, исполненная на церковный распев фраза «** твою мать, красотища какая», ставшая фоном для видео Руслана Соколовского, ловящего покемонов в храме. Фраза оскорбляющая мусульман из другого ролика. Третий целиком посвящен главе . « осуждается не только как физическое лицо, но и как предстоятель Русской православной церкви, как центральный представитель группы священнослужителей», - оценивает приговор содержание ролика. В четвертом, по мнению суда, разжигается рознь по отношению к женщинам - «негативные оценки, высказывание об их функциональной неэффективности»; а если по федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности», то «пропаганда… неполноценности человека по принципу его принадлежности» к той или иной группе либо религии. И так далее.

Итого: девять эпизодов по статье 282, семь - по статье 148 («нарушение права на свободу совести и вероисповеданий»). Плюс незаконное спецсредство - ручка с видеокамерой, тоже уголовная статья.

Справедливость или милосердие?

Цель его - унизить, оскорбить, - говорит корреспонденту «Ленты.ру» Екатерина Калинина, поддерживавшая на процессе гособвинение. - Или породить какой-то конфликт, чреватый тем, что люди будут биться друг с другом».

Маленькая искорка, полагает Калинина, может породить большую рознь. «В том числе даже среди православных, - уверяет прокурор. - Одни думают, что Соколовский их оскорбил. Другие - что оскорбления не было».

Милосердие выше справедливости, - заявляет до начала оглашения приговора протодиакон Сергий (Смирнов) - заштатный клирик Нижнетагильской епархии РПЦ, выступивший на стороне защиты. Протодиакон Сергий «в сане 20 лет, не баран чихнул», имеет диплом бакалавра теологии. Из служения как такового Смирнов ушел, сейчас он индивидуальный предприниматель.

Я не пожалел времени и средств, чтобы принять участие в деле Руслана, - заявляет протодиакон.

Доказательства вины Соколовского он не оспаривает, подчеркивая лишь гуманитарный аспект.

Со стороны свидетелей обвинения было бы не лишним вспомнить о милосердии. И есть же чисто человеческое: мать Руслана тяжело больна. А если правда не соотносится с любовью, то это ложь, - пересказывает клирик Новый Завет.

Из бравого персонажа, работающего на свою аудиторию, на подростков, он превратился в другого человека, - отмечает прокурор Калинина, поддерживающая гособвинение уже 15 лет. - Очень сильно напуганного. Он один, советчиков у него нет. Мама далеко, а защитники не научили его даже тому, как правильно вести себя в суде.

Екатерина рассказала, например, как подсудимый произносил последнее слово:

В какой-то момент он стал обращаться к камерам, к публике - повернувшись к судье, извините, задом.

Ни это, ни нарушения режима домашнего ареста, отмеченные обвинением, ни общее количество эпизодов на приговор не повлияло. Верующих оскорбил, ненависть возбудил, осужден - но не посажен. Суровый приговор, мягкое наказание; все вместе - баланс.

После приговора

Почти два часа дня. Судья Екатерина Шопоняк покидает зал. Руслану Соколовскому приносят обязательства насчет поведения на условной свободе, их нужно прочесть и подписать.

Будешь играть в покемонов? - слышится вопрос со стороны видеокамер.

Кажется, эта игра уже вышла из моды, - отвечает Руслан, отрываясь от бумаг. - Мне надо другую онлайн-игру до конца пройти - я этого не мог сделать в последние месяцы, это правила домашнего ареста.