>> Из истории прав ребенка

Из истории прав ребенка

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого - международная помощь детям.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста (18 лет), если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды , соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически - об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:

  • о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;
  • о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;
  • о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;
  • о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
  • о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Смирнов В.В., Суслов А.Б., Права человека. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Декларация прав ребенка


Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок-это лицо, не достигшее 18 лет.
В 1959 году ООН была принята Декларация прав ребёнка, которая сыграла большую роль в деле защиты детства.
Декларация призывала к добру, справедливому отношению к детям.
Документ имеет лишь рекомендательный характер, её нормы необязательны для исполнения.
Дети во всём мире нуждаются в особой защите со стороны государства.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Это правовой международный документ о законных правах и условиях существования детей.
На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство было привилегией лишь части населения. Только в середине XX века угроза фашизма показала необходимость провозгласить во всемирном масштабе право на жизнь, свободу и равенство как неотъемлемые качества, присущие каждому человеку. После создания Организации Объединённых наций в 1945 г. это стало возможно. Права человека должны охраняться властью и законом. 10 декабря 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Впервые в истории человечества были определены и рекомендованы для всех стран главные права и свободы человека. В 1996 г. Наша страна была принята в Совет Европы. С этого года в России стали соблюдаться права и свободы человека согласно Всеобщей декларации прав человека.
* Ребёнок имеет право на семью.
* Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
* Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
* Ребёнок имеет право на равенство, на свободное выражение своих мыслей.
* Ребёнок имеет право на собственное мнение.
* Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
* Ребёнок имеет право на получение информации.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

Через 10-15 лет мир пополнится молодыми гражданами, которые вырастут из Вас, сегодняшних детей. Скоро Вы будете молодой энергичной основой общества, интеллектуальной и культурной его производительной силой. От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение Ваших прав сегодня, как этими правами воспользуетесь Вы, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия. Вы можете внести новые предложения о своих правах в государственные документы.

Дорогие ребята!
Вы родились в одной из самых больших стран мира России и с самого рождения получили право быть её полноправными гражданами. Во всех странах во все времена люди очень серьёзно относились к понятию ГРАЖДАНИН, а так же к его правам и обязанностям в государстве, где он родился.
Права ребёнка установлены и гарантированы:
* Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
* Конституцией Российской Федерации;
* Семейным кодексом Российской Федерации;
* Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
* Федеральным законом "Об образовании".

ЦЕЛИ:
1. Формирование правовой культуры учащихся.

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4 . Способствовать осознанию ответственности за свои права;

5. Формировать положительное отношение к правам других.


Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.


Ход классного часа:

- Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне )

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция )

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей )

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей )

  • «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».
  • «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
  • «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Приложение 1

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

  • на жизнь со своими родителями;
  • на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение . Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • помогать старшим;
  • добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей.

Объясните свой выбор.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт
На вопрос ответ: Помни!
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было
В мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конкурсная программа РАЗМИНКА
1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:
1) от самого ребенка;
2) от его родителей;
3) от государства.
2. Право на выбор занятий и объединения есть:
1) у каждого;
2) только у взрослых;
3) у учащихся школ.
3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:
1) с этим согласны его родители;
2) это не приносит вреда государству;
3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.
4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:
1) 8 лет;
2) 10 лет;
3) 12 лет;
4) 16 лет.
5. Квартира принадлежит отцу семилетнего ребёнка. При разводе ребёнок жил с матерью в другой квартире. Имеет ли он право на жильё отца?
1) нет, если отец возражает;
2) да, при достижении 16-летнего возраста;
3) да, если мать не возражает;
4) дети имеют право на жилое помещение, которое занимает собственник жилья.
6. Отец ребёнка без вести пропал и признан судом умершим. Имеет ли ребёнок право на наследство?
1) да, но только с 16 лет;
2) нет;
3) имеет право;
4) в Законе о правах ребёнка этот вопрос не рассматривается.
7. Классный руководитель в категорической форме заявляет ученику: «Ты живёшь в другом микрорайоне, изволь забрать документы и перейти в школу, которая расположена рядом с твоим домом. Права ли она?
1) да, если ученик плохо успевает;
2) да, если ученик плохо себя ведёт;
3) нет, если обучение в школах идёт на разных языках;
4) нет, т. к. каждый ребёнок имеет право на выбор учебного заведения.

КОНКУРС № 1 Викторина “Права литературных героев”
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

ОТВЕТ - «Айболит»

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»

7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»
8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Приложение № 2 «Кроссворд»

По вертикали:

  1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его …
  2. Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …

5.Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за

воспитание и развитие ребёнка?

6.Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

8.Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?

По горизонтали:

3.Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность

за воспитание ребёнка?

4.Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники

соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на

воспитание … к окружающей природе».

7.Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным

и … (каким?).

9.Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры

с целью защиты ребёнка от всех форм физического и …(какого?) насилия.

10.Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?

Ответы: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь.

3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

«Анкета для учащихся»

1.Что такое право?

2.Какие права есть у тебя?

3.Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

4.Какую роль играют права в жизни человека?

(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, незнаю)

5.Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

(да, нет, не всегда, не знаю)

6.Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения

своих прав?

7.Как защищаются права ребёнка в нашей стране?

(хорошо, плохо, никак, не знаю)

8.Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9.Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или

своих?

11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если

бы её составляли?

12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о

правах ребёнка?

Малая конституция класса, или Кодекс чести

Ученик имеет право:

На откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и

школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;

Открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со

своими знаниями и умениями;

Отдых в перерывах между уроками;

Помощь учителей в овладении знаниями;

Уважение своей личной жизни и достоинства;

Участие во внеклассных и внешкольных делах;

Поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности;

Участие в планировании жизни классного коллектива;

Охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик обязан:

Уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей:

сверстников и взрослых;

Достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;

Овладевать знаниями и практическими навыками;

Участвовать в общественно-полезном труде;

Беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;

Ходить в форме и быть опрятным;

Дежурить в классе, школе, столовой;

Ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя

и актива класса;

Приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку;

Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих

товарищей;

Своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;

Аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;

Заполнять ежемесячно своё портфолио.

В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям и Всемирного дня прав ребёнка, которые ежегодно отмечаются 20 ноября, заведующая Русско-Макуловской библиотекой Першина Н.А. для учащихся 1- 4-х классов, провела библиотечный медиа-урок «Твои права от «А» до «Я»

В ходе урока ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их в жизни. Свои знания учащиеся проверили, выполняя ситуационные задания «Закон в сказках», «Назови одним словом», «Где права, а где обязанности», «Учусь быть гражданином». Учащиеся оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей.

В заключении библиотекарь провела викторину «Твои права и сказочная страна Литературия».

Надежда Александровна постарались помочь учащимся осознать, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.

Мероприятие прошло в теплой дружеской обстановке и очень понравилось учащимся.

В Кировской библиотеке с учениками 5-6 классов проведена правовая интеллектуальная игра «Маленьким человечкам большие права».

Библиотекарь Ирина Веселова познакомила школьников с деятельностью Российских и Международных организаций по защите прав человека, со статьями из «Декларации прав человека».

Также ребята соревновались в знании терминов и понятий по праву, примеряли на себя те или иные правовые ситуации и находили решения, вместе разбирали правильность и недопустимость поведения некоторых литературных персонажей: Гулливера, Дон Кихота, Тома Сойера и Гекльберри Финна.

В завершение мероприятия читателям были вручены памятки со списками книг и брошюр о правах ребёнка.

Сотрудники Районной Детской библиотеки для учащихся 8 класса Верхнеуслонской средней школы провели правовой час «Ты и закон»

Ребятам рассказали, что в законодательстве есть статьи, касающиеся всех аспектов жизни детей, познакомили с правами на образование, медицинскую помощь, семью, свободу слова и др.

Также им было рассказано, что у детей помимо прав есть и обязанности, которые они должны соблюдать.

Для учащихся младшего школьного возраста в библиотеке был проведён обзор литературы на правовую тему.

В Татарско- Бурнашевскую библиотеку были приглашены учащиеся 5 класса для участия в познавательной игре «Защитим детство».

Библиотекарь рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающим их права – Международной конвенции о правах ребенка. Также в беседе с библиотекарем ребята сами назвали права, которые они реализуют уже сейчас: право на имя, право на образование, право на гражданство, право свободно выражать свои взгляды, право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.

После теории ребятам было предложено попрактиковаться в своих правовых знаниях и принять участие в конкурсе «Сказочные правонарушители». Любовь Павловна напоминала ребятам уже знакомые им сказки, а участникам нужно было определить, какое из прав детей реализует названный персонаж: Буратино из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого, Серая Шейка из сказки Д.Н. Мамина - Сибиряка, Колобок, Волк и семеро козлят, Лиса, Заяц и Петух из русских народных сказок, Золушка – персонаж сказки Шарля Перро и др.

Ребята неплохо справились с заданиями и в финале сделали вывод, что игра была для них очень полезной и интересной.

Сотрудники Печищинской библиотеки и СДК совместно со школой для учащихся 7-8 классов провели правовую игру «Мой взгляд», цель которой формирование у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.

Школьники, разделившись на две команды, с интересом участвовали в игре, пытались разобраться, где в повседневной жизни они реализуют свои права, какие у них при этом есть обязанности и за что они несут ответственность. Были проведены ситуативные игры, где ребята с неподдельным интересом обсуждали актуальные правовые вопросы, встречающиеся им в реальной жизни, советовались, сами пытались решить конкретные жизненные ситуации на примере правовых задач.

В итоге пришли к выводу, что законы необходимо знать, уважать и соблюдать. Мероприятие получилось информативным и насыщенным.

В Октябрьской библиотеке к Всемирному Дню прав ребенка оформлен фото-стенд «Наши читатели и их права» .

Посетители библиотеки могут познакомиться с фотоматериалами мероприятий, проходивших в библиотеке, Конвенцией о правах ребёнка и узнать о правах юных граждан, пройти тест-игру на знание основных из них.

Заведующая Кильдеевской библиотекой Мукаева Г.Н. с учащимися 2 класса Кильдеевской начальной школы провела урок нравственности «Я люблю страну, где есть право на имя и на семью».

Ребята познакомились со статьями Конвенции, узнали о том, как важно знать свои права и, как надо правильно себя вести в разных ситуациях. Дети внимательно слушали, задавали вопросы и обсуждали различные ситуации, повлекшие за собой нарушения прав ребенка.

В Введенско-Слободской библиотеке с учащимися младших классов проведен литературно-правовой час «Права детей и сказочных героев».

В игровой форме на примере художественных произведений, детям было рассказано о том, что они имеют право на жилище, семью и на гражданство, обучение, чистую воду, достойное питание, медицинское обслуживание, отдых и досуг, защиту и др.

Заведующая Кураловской библиотекой Любовь Дряхлова для старшеклассников провела беседу-предупреждение «Знать, чтобы не оступиться» , в ходе которой рассказала, что каждый гражданин России имеет не только свои права, но и обязанности. Это влечёт за собой то, что он несёт определённую ответственность юридического характера за свои проступки. И для того, чтобы не допустить юридической ошибки или же избежать несправедливого наказания, необходимо чётко знать в чём заключается уголовная и административная ответственность.

Заведующая Набережно-Морквашской библиотекой Прохорова И.Р. с учениками 1-4 классов провела час правового просвещения «Большие права - маленьким».

Все дети имеют права и обязанности, но юридический язык сложен и непонятен для них. На примере разных сказочных произведений и презентации «Права человека в детских произведениях», ребята познакомились с основными статьями Конвекции прав ребёнка, а закрепили свои знания с помощью викторины «Права литературных героев».

Все ребята узнавали сказки, но смотрели на них уже с правовой точки зрения и в каждом произведении старались выяснить, кто и где нарушил права героев.

К мероприятию была подготовлена передвижная выставка-знакомство «Знай свои права!». В заключение ребята получили памятки «Права, которые у меня есть».

Майданская сельская библиотека пригласила учащихся на беседу-диалог «Ваши права и обязанности».

Библиотекарь Сельская Л.Н. познакомила ребят с основными правами и обязанностями, записанными в Конвенции и предложила ответить на вопросы викторины «Какое право нарушил литературный герой». Ребята дружно отвечали на вопросы и справились со всеми заданиями. Устный рассказ библиотекаря сопровождался показом презентации.

Ямбулатовская библиотека совместно с сельским домом культуры для учащихся Ямбулатовской начальной школы и воспитанников детского сада «Солнышко» провели познавательное мероприятие «Всероссийский день правовой помощи».

Ведущие предложили детям увлекательный рассказ о правах и познакомили с Конвенцией о правах ребёнка. На примере сказочных историй ребята рассмотрели случаи нарушения прав человека и способы их защиты. Закрепить полученные знания им помогли ситуативные игры и викторина.

В Татарско-Макуловской библиотеке прошел час правовой информации «Права ребёнка» , направленный на развитие правовой культуры учащихся.

Детям было предложен просмотр электронной презентации «Права и обязанности ребенка», где на понятном для них языке представлены международные и отечественные документы по правам детей. Также к мероприятию оформлялась книжная выставка «Азбука права».

Для юных читателей Маматкозинской библиотеки проведён час информации «Ты не прав, если не знаешь своих прав».

Библиотекарь раздала детям буклеты «Дети имею право» и, вместе с ребятами, разобрала простыми и понятными словами основные статьи «Конвенции о правах ребенка».

Вниманию детей были представлены книги «Ваши права» и «Я гражданин России», где в легкой, интересной и занимательной форме они могут познакомиться с основными правами и свободами, научится применять их в жизни.

В Большемеминской библиотеке прошел правовой час «Азбука прав ребенка».

Библиотекарь познакомила ребят с основными правилами, записанными в Конвенции, а потом предложила викторину «Мир права в мире сказок».

Книги, используемые на мероприятии, помогли ребятам в доступной и увлекательной форме получить знания по такой очень важной для них теме.

В Нижнеуслонской библиотеке прошла беседа-диалог «Есть права и у детей».

Мероприятие проходило в форме круглого стола, библиотекарь рассказала о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права, независимо от их цвета кожи, национальности или места жительства. Все эти права записаны в важном документе – Конвенции «О правах ребёнка». Отгадав загадки о правах, ребята размышляли и об обязанностях, рассказывали о том, как они помогают своим родителям, как ведут себя в общении с другими людьми и т.д.

Их вниманию были представлены детские познавательные книги для изучения своих прав.

Заведующая Вахитовской библиотекой Сания Салимуллина для юных читателей провела беседу «Права ребенка в стране детства».

Читатели Коргузинской сельской библиотеки приняли участие в беседе рассуждении «Что ты знаешь о правах?».

Библиотекарь рассказала им о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права на семью, обучение и т.д. Все эти права записаны в важном документе - «Конвенция о правах ребёнка». Дети вспомнили детские книги и литературных героев, у которых были нарушены права, ответили на вопросы правовой викторины и закрепили свои знания с помощью игры «Разрешается – запрещается».

Подводя итог мероприятия, библиотекарь ещё раз подчеркнула, что каждый ребёнок имеет право на семью. Призвала детей уважать и ценить своих родителей, свою страну, которая также является для всех нас большой и дружной семьёй.

Вниманию читателей Соболевской библиотеки были предложены тематической выкладки «Права и обязанности детей».

Особой популярностью пользовалась красочная книга «Ваши права!», в которой подробно рассказано о Всеобщей декларации прав человека. Своеобразность подачи материалов позволяет в лёгкой, интересной и занимательной форме познакомить детей с основными правами и обязанностями, научить применять их в жизни.

В Патрикеевской библиотеке проведён час правовой помощи детям «Я – ребёнок, я – человек!»

Библиотекарь рассказала о важнейшем документе «Конвенция о правах ребёнка», в котором прописаны их права и обязанности. Детям была представлена выкладка художественных книг «Я – ребёнок, и я имею право».

В Кзыл-Байракской библиотеке была оформлена выставка-просмотр и проведена беседа-диалог «Ребёнок и его права»

В мероприятии приняла участие Кадырова Миляуша Равилевна, многие годы работавшая сотрудником юстиции. Она познакомила присутствующих с механизмами реального обеспечения прав и законных интересов детей. Особое внимание было уделено профилактике и безнадзорности несовершеннолетних.

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О

«КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей представление о правах ребенка, понимание и принятие детьми нравственных норм: воспитание любви и уважения к друзьям, близким, Родине, умения оценивать поступки героев сказки, делать выводы. Развивать связную речь, память, мышление. Выразительно читать стихи.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети садятся полукругом под песню «Родительский дом».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы знаете, что люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы.

Что могут люди делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что имеют право и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправными членами общества нужно знать свои права.

У русского народа символом счастья всегда была «Жар – птица». Волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад. На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый человек – молодец. Предлагаю одному из мальчиков принести первое перо.

1.Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – право на жизнь.

Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет (родителям) А еще кто заботился о вас после рождения? Правильно, медицинские работники. Здесь на перышке написано, что дети имеют право на охрану здоровья, а дети – инвалиды на особую защиту и помощь. (Другой ребенок приносит второе перо жар – птицы).

2.Ребенок имеет право на имя и гражданство. (Воспитатель показывает свидетельство о рождении). После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Попросите родных показать вам ваше свидетельство о рождении. А чтобы еще, раз убедиться, какие у вас прекрасные имена и узнать, кто с кем дружит, давайте поиграем: выбирая себе товарища, называйте его по имени. Можно сказать, почему выбрали именно его. (Дети играют) Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. И, конечно же не доступно называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его права на имя. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете? (с родителями) А как можно одним словом назвать вас и ваших родителей? (семья) Попробуйте произнести слово «семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. На самом деле: приглядитесь повнимательней к своим родным. Ваша улыбка может напомнить мамину, походка – папину, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.

3.Возьмем третье перышко. В книге прав человека записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи». Давайте вспомним пословицы, поговорки о семье, Родине, доме, маме. (дети говорят стараясь пояснить их смысл).

А вот мама у Саши оформила семейное древо семьи Шаклеиных. Это семейное древо показывает связь поколений в семье. В некоторых семьях есть свой герб семьи, как герб России, города, поселка.

4.Возьмем четвертое перышко. «Дети имеют право на образование». В детском саду у вас проходят занятия. А в школе вы будете ходить в разные кружки, танцевать, петь. Дети имеют право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.

5.Предлагаю принести пятое перышко. Читаю: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жесткого бесчеловечного обращения». Давайте сходим в картинную галерею и рассмотрим иллюстрации к сказкам. Вопрос, к вам: в каких сказках нарушились права героев, с кем обращались жестоко?

В каких сказках не заботились о детях?

В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? (дети называют сказки «Буратино», «Айога» «Красная шапочка» и др.)

Каждый человек имеет не только права но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей.

И об этом мы еще будем говорить. Жар – птица научит нас многому, она остается у нас в группе.(дети читают стихи на тему беседы).

Сегодня жар – птица познакомила вас с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода, нищеты – они несчастны. Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.

Звучит песня «Мир нужен всем». Дети подпевают.