Федеральный закон 223-ФЗ регулирует проведение закупок определенными видами юридических лиц, подпадающих под пристальный государственный надзор в связи со спецификой своей деятельности или формой организационного устройства.

Изначально нарушение норм не предусматривало каких-либо мер ответственности, но ситуация поменялась в 2014 году, когда Указом Президента в законодательство были внесены изменения, предусматривающие за нарушение вышеуказанного нормативного акта.

Основным нормативным документом, определяющим за нарушение норм 223 Федерального закона, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно ему предусмотрены следующие меры ответственности, при этом основанием привлечения к ответственности могут быть как виновные действия, так и бездействие.

Наименование правонарушения Статья КоАП РФ Меры ответственности для должностных лиц Меры ответственности для юридических лиц
Несоблюдение процедуры закупок в случаях, когда данная форма обязательна п. 1 ст. 7.32.3 10-30 тысяч рублей 100-300 тысяч рублей
Повторное нарушение при выборе закупки п. 2 ст. 7.32.3 40-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года
Несоблюдение предусмотренной законом формы процедуры закупок п. 3 ст. 7.32.3 20-30 тысяч рублей 50-100 тысяч рублей
Нарушение сроков размещения обязательной информации в п. 4 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 10-30 тысяч рублей
Неразмещение обязательной информации в ЕИС п. 5 ст. 7.32.3 30-50 тысяч рублей 100-300 тысяч рублей
Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, которые вносятся в правовые акты заказчиком п. 6 ст. 7.32.3 5-10 тысяч рублей 10-30 тысяч рублей
Ненадлежащее составление извещений о закупке п. 7 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 5-10 тысяч рублей
Предъявление незаконных требований к закупок, которые не отражены в документации п. 8 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 5-10 тысяч рублей
Нарушение норм о порядке предоставления сведений о недобросовестных участниках закупки и либо предоставление заведомо ложной информации в реестр недобросовестных участников ст. 19.7.2-1 10-15 тысяч рублей 30-50 тысяч рублей
Невыполнение в срок законных предписаний и решений контролирующих органов в области закупок п. 7.2 ст. 19.5 30-50 тысяч рублей 300-500 тысяч рублей

Размер налагаемого штрафа в каждом конкретном случае зависит от следующих факторов:

В случае если правонарушение было незначительным и не имело серьезных последствий, может быть вынесено предупреждение. Также при наложении штрафа должностному лицу учитывается его характеристика и материальное положение.

Меры административной ответственности налагаются согласно Постановлению № 189 от 07 апреля 2004 года.

Порядок наложения штрафов

Порядок привлечения к административной ответственности состоит из следующих этапов:

  • проведение плановой и внеплановой органами ФАС;
  • вынесение решения о привлечении к административной ответственности при обнаружении состава правонарушения;
  • оспаривание решения контролирующего органа при необходимости.

Административная ответственность может применяться как к юридическим, так и к

Здравствуйте, Максим.

Административная ответственность предусмотрена статьей 7.32.3. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, - влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
3. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
4. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
6. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
7. Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
8. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Если ФАС усмотрит состав административного правонарушения, то он будет обязан составить административный протокол. Если такой протокол не составлен, значит состава правонарушения нет.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 4 июня 2014 г. N АЦ/22726/14 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) за нарушение требований Закона о закупках и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Закон N 122), устанавливающий административную ответственность в отношении заказчиков за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
На основании изложенного в случае установления антимонопольным органом фактов нарушений требований Закона о закупках в действиях (бездействии) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, за которые Законом N 122 предусмотрена административная ответственность, допущенных с момента вступления в силу Закона N 122, антимонопольный орган обязан совершить действия, предусмотренные разделом IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С уважением! Г.А. Кураев

Со следующего года вступит в силу закон о Федеральной контрактной системе, который, однако, не затронет и не отменит положения закона, регулирующего закупки отдельными видами юридических лиц. В то же время нормы последнего также требуют существенной доработки, в частности по вопросу порядка и оснований привлечения к ответственности заказчиков и защиты прав участников закупок. Нынешнее законодательство не дает участникам эффективных механизмов защиты, несмот­ря на то что их число довольно обширно.

В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации в области публичных закупок 18 июля 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ, Закон о закупках). Закон носит в высокой степени рамочный характер и позволяет заказчикам организовывать закупочный процесс с учетом особенностей деятельности компании. Представляется, что причина такой либеральности скрыта в намерении законодателя поэтапно устанавливать контроль над сферой закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Именно поэтому, на наш взгляд, нормы, предусматривающие негативные последствия для недобросовестных заказчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение Закона о закупках, представлены в нем весьма скромно.

В соответствии со ст. 7 Закона № 223-ФЗ ответственность за нарушение требований закона наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть установленные в Законе о закупках цели регулирования подлежат защите с помощью мер дисциплинарной, гражданской и административной ответственности. Кроме того, нормы ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ закрепляют возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования действия (бездействия) заказчика в антимонопольный орган. Часть 9 ст. 3 предусматривает также обжалование действий (бездействия) заказчика в судебном порядке. Перейдем к рассмотрению особенностей каждой из перечисленных возможностей.

Достичь цели надлежащего исполнения закона с помощью дисциплинарной ответственности сложно

Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к должностным лицам юридического лица, допустившим нарушение внутренних документов заказчика (ст. 192 ТК РФ). В связи с тем что этот вид ответственности находится в сфере трудовых отношений, он имеет только косвенное отношение к реализации целей Закона о закупках, и тому есть несколько обоснований.

Во-первых, наказанию в таком случае подвергается не само юридическое лицо, а его работник, что стимулирует к выполнению должностных обязанностей сотрудника, но не мотивирует самого заказчика к надлежащему исполнению требований законодательства.

Во-вторых, дисциплинарная ответственность стимулирует сотрудника к соблюдению локальных документов компании, но не Закона о закупках, притом что внутренние документы заказчика могут и не соответствовать законодательству РФ.

В-третьих, заказчик самостоя­тельно решает вопрос о привлечении своего работника к ответственности за совершение дисциплинарного проступка, то есть высок риск того, что допущенные нарушения могут остаться безнаказанными.

Таким образом, меры дисцип­линарного воздействия являются дополнительными для надлежащего исполнения Закона о закупках.

В частности, удачным видится использование дисциплинарной ответственности при организации корпоративного контроля закупок, как, например, сделано в госкорпорации «Росатом». Участники закупки могут обжаловать действия заказчика одновременно с подачей заявления в государственные органы, в Центральный арбитражный комитет госкорпорации «Рос­атом» или арбитражные комитеты дивизионов атомной отрасли. В случае признания ЦАК нарушения заказчиком внутренних стандартов, сотрудники, допустившие нарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности 1 .

Такой корпоративный контроль, по данным госкорпорации «Росатом», является для поставщиков более предпочтительным инструментом обеспечения выполнения требований Закона № 223-ФЗ, нежели обжалование в государственные органы, видимо, в силу оперативности рассмотрения спора, а также возможности привлечения на стадии рассмотрения жалобы экспертов 2 .

Способы защиты гражданских прав участников закупки имеют свои нюансы

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с главами 25, 59 Гражданского кодекса РФ. Этот вид ответственности защищает гражданско-правовые отношения, возникающие в результате применения Закона № 223-ФЗ.

Например, участник закупки вправе предъявить требование о взыскании убытков (реальный ущерб) в размере платы, которую он внес за дос­туп к положению о закупке заказчика или плану его закупки, в нарушение требований п. 14 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Убытки у участников закупки могут возникнуть и в виде упущенной выгоды, в частности, когда по результатам проведенного с нарушением положений Закона № 223-ФЗ отбора был выбран иной поставщик. Участник закупки в таком случае должен доказать, что в результате преднамеренных действий заказчика победитель был определен неверно и в случае правильно проведенной процеду­ры отбора контракт надлежало бы заключить с заявителем. Размер убытков, соответственно, будет равен сумме заключенного с нарушением контракта. С учетом того что вся документация о закупке подлежит размещению в Интернете в открытом доступе и у потенциального поставщика есть возможность ее проанализировать, представив суду соответствующие доказательства, формирование положительной судебной практики по требованиям о взыскании упущенной выгоды весьма вероятно.

Но, скорее всего, этот способ защиты права будет применяться участниками закупки не час­то, поскольку доказать размер убытков довольно сложно.

Как указывает ВАС РФ в Определении от 18.07.2012 № ВАС-8413/12 по делу № А21-3913/2011 о взыскании убытков, возникших у истца при проведении отбора по Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), сам по себе факт заключения контракта не свидетельствует о надлежащем исполнении обществом своих обязательств по нему и о получении прибыли в той сумме, которая предъявлена к взысканию в виде упущенной выгоды.

Шансы доказать факт возникновения убытков у участника закупки еще больше снижаются при условии организации закупки третьим лицом (организатором закупки), поскольку становится невозможным доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением заказчика и возникновением у истца убытков (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2012 по делу № А21-3913/2011). Слабость данного способа защиты права подтверждается отсутствием до настоящего времени судебной практики по взысканию убытков с заказчиков, действующих по Закону № 223-ФЗ.

Еще одним способом защиты гражданских прав участников закупки может быть признание недействительной полностью или частично сделки, заключенной с нарушением требований закона (ст. 166 ГК РФ).

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Специальных норм в Законе № 223-ФЗ об оспаривании сделок не предусмот­рено, следовательно, сделки (договоры), заключенные по результатам совершенных с его нарушением процедур закупок, ничтожны. Заинтересованные лица вправе потребовать применения последствий признания такой сделки недействительной. Заинтересованными, соответственно, являются лица, чьи имущественные права и интересы затрагиваются данными нарушениями, а именно: участник закупки 3 , прокурор в рамках полномочий, предоставленных ст. 52 АПК РФ об оспаривании сделок, совершенных юридичес­кими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, а также антимонопольные органы со ссылкой на ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).

Интересно отметить, что после вступления в силу изменений в Гражданский кодекс РФ сделки с нарушением требований закона, по общему правилу, будут признаваться не ничтожными, а оспоримыми (ст. 168 ГК РФ в ред. Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ). При этом оспоримые сделки могут быть признаны недействительными только стороной сделки (ст. 166 ГК РФ). Таким образом, круг лиц, которые смогут обжаловать такую сделку, сузится.

Однако сделкой по действующему законодательству является не только договор, заключенный по результатам отбора. Торги по своей правовой природе также являются сделкой (п. 44 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). Признание их недействительными должно осуществляться с учетом положений ч. 1 ст. 449 ГК РФ, где указано, что «по иску заинтересованного лица, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными». Следовательно, в тех случаях, когда закупка по Закону № 223-ФЗ была проведена в форме торгов, недействительными в первую очередь должны признаваться торги, а уже затем - оцениваться действительность договора, заключенного по результатам таких торгов.

В законодательстве РФ отсутствуют критерии отнесения того или иного способа закупки к торгам (за исключением п. 7 ст. 447 ГК РФ, согласно которому торги проводятся в форме аукциона и конкурса), в связи с чем антимонопольный орган зачастую даже не пытается разграничить неторговые процеду­ры и конкурсы и аукционы, квалифицируя их как торги. Вероятнее всего, суд будет аналогично оценивать способы закупки, установленные заказчиком в Положении (запрос предложений, двухэтапные конкурентные переговоры и пр.), поскольку в проекте изменений в ст. 447 ГК РФ указано, что торги могут проводиться не только в форме конкурса и аукциона, но и в иных формах. Участникам закупки следует это учитывать при выборе способа защиты своих прав.

Правда, к тому моменту, когда торги будут признаны судом недействительными, заключенный по их результатам договор может быть уже исполнен (товар поставлен, услуги оказаны, работы выполнены), в связи с чем приведение сторон в первоначальное положение (реституция) не достигнет цели восстановления субъективных прав истца, что будет являться основанием для отказа в иске (постановления Президиума ВАС РФ от 20.01.2004 № 10623/03, ФАС Поволжского округа от 15.05.2012 по делу № А65-1915/2011). Поэтому приведенный способ защиты применим исключительно для договоров, имеющих длящийся характер, по которым работы (услуги) выполняются периодически.

Порядок обжалования действий заказчиков будет определять ФАС России

В связи с тем что гражданские права участника закупки находятся в таком уязвимом положении, в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки (на основании п. 2 ст. 11 ГК РФ) предоставлена дополнительная защита их гражданских прав в административном порядке путем обжалования в антимонопольный орган некоторых действий (бездействия) заказчика. В указанной норме прямо перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда такое обжалование возможно:

  • неразмещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
  • предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 94-ФЗ .

Жалобы на иные действия (бездействие) заказчиков, если следовать норме закона буквально, не рассматриваются антимонопольным органом (решение Тюменского УФАС России от 08.08.2012 по делу № Т12/23). Однако материалы жалобы передаются для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 17 Закона № 135-ФЗ и оценки действий заказчиков как ограничивающих конкуренцию (решение Вологодского УФАС № 5-21/06-12 от 26.04.2012 (http://vologda.fas.gov.ru/solution/6465)).

Минэкономразвития подготовлен законопроект по изменению Закона о закупках, согласно которому указанные основания для подачи жалобы в антимонопольный орган предлагается сделать открытыми, отдельно в качестве основания указывается проведение закупки в нарушение утвержденного у заказчика положения.

Порядок обжалования регулируется самим антимонопольным органом (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Он в настоящее время еще не утвержден, и согласно разъяснениям ФАС РФ, жалобы, поданные в порядке ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, до установления специального порядка рассматриваются в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ (письма ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011 «О применении Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“», от 24.08.2012 № ПС/27706 «О рассмотрении обращения по вопросу применения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“»).

Интересной особенностью данного порядка является то, что в случае, если в ходе рассмот­рения жалобы антимонопольным органом были установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, антимонопольный орган принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (ч. 17 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).

На практике это означает, что при рассмотрении жалобы заказчика, поданной по основаниям, определенным ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, антимонопольный орган вправе оценить на предмет соответствия законодательству РФ иные действия (бездействие) заказчика, чем те, на которые жалуется участник закупки (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 по делу № А58-4770/2012).

Указанный порядок рассмот­рения жалоб применяется в настоящее время для всех неторговых процедур в силу их квалификации антимонопольным органом как торги. Между тем есть единичные решения, в которых указано, что рассмотрение жалобы при осуществлении закупки иным, кроме торгов, способом к компетенции антимонопольного органа не относится (решения Архангельского УФАС от 04.05.2012 по делу № 06т-12, Саратовского УФАС России от 27.08.2012 № 1-12/фр-ж).

Очевидно, такая тенденция свидетельствует о том, что проектируемый ФАС РФ порядок рассмотрения жалоб по Закону № 223-ФЗ, включая жалобы по неторговым процедурам, существенным образом не будет отличаться от порядка, преду­смотренного ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Административные санкции за нарушение норм Закона № 223-ФЗ будут жестче, чем за нарушение Закона № 94-ФЗ

Помимо обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольном органе, участникам закупки также предоставлена возможность обжалования в судебном порядке по правилам главы 24 АПК РФ. В таком порядке можно обжаловать, например, протокол, составленный по результатам закупочной процедуры, акт проверки прокуратуры, предписание антимонопольной службы.

Достижение целей Закона о закупках, преследующих защиту общественных интересов, обеспечивается также путем применения к нарушителям мер административной ответственности.

В настоящее время в Кодексе об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) отсутствуют специальные составы за нарушение Закона о закупках. Тем не менее можно говорить о применении к недобросовестным заказчикам ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция), например, в случаях, когда конкурсная документация была доступна только отдельным участникам торгов, которым таким образом были созданы преимущественные условия участия.

Кроме того, заказчик может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение в срок предписаний федеральной антимонопольной службы и за непредставление сведений в антимонопольный орган (ст. 19.5 КоАП РФ). Заказчики, которые в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ обязаны руководствоваться положениями Закона № 94-ФЗ , но не делают этого, могут быть, по нашему мнению, также привлечены к ответственности по ст. 7.29-7.32 КоАП РФ в рамках несоблюдения требований указанного закона.

ФАС России подготовила проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части ответственности за ненадлежащее исполнение Закона № 223-ФЗ.

Сейчас проект проходит межведомственное обсуждение.

Изменения по данному проекту предусматривают включение в КоАП РФ ответственности за: нарушение сроков размещения на официальном сайте информации, положения о закупке и внесенных в него изменений, утверждение заказчиком документации о закупке, не соответствующей требованиям Закона о закупках, предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам не предусмотренных документацией о закупке требований, принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если такая закупка должна осуществляться путем проведения закупки в элект­ронной форме. Самое строгое наказание для юридических лиц устанавливается в виде штрафа в размере до 500 000 руб., для должностных лиц - штрафа в размере до 50 000 руб.

Интересно, что размер санкций превышает размер санкций за аналогичные нарушения Закона № 94-ФЗ .

В частности, по ст. 7.29 КоАП РФ за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг влечет ответственность для должностного лица в размере 30 000 руб., в то время как в проекте закона об изменениях КоАП РФ ответственность за некорректный выбор формы закупки указана в виде штрафа в размере 50 000 руб. для должностных лиц и 300 000 руб. - для юридических лиц.

Причина данного увеличения штрафов непонятна, равно как и их размер. Законодателем не учтено, что наряду с субъектами естественных монополий под действие закона подпадают, например, муниципальные унитарные предприятия, оборот которых может быть не готов к штрафам такого размера.

Не получится ли так, что штраф превратится из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (постановления КС РФ от 17.03.2009 № 5-П, от 16.07.2004 № 14-П, от 30.07.2001 № 13-П)?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сис­тема действующих норм, направленных на обеспечение надлежащего исполнения Закона № 223-ФЗ, требует совершенствования: в настоящее время из всех предоставленных законодателем возможностей преимущественно применяется способ защиты права путем административного обжалования действий (бездействия) заказчиков.

Вместе с тем, по данным статистики, более половины жалоб заказчиков являются необоснованными 4 .

Это, на наш взгляд, является свидетельством того, что порядок обжалования также подлежит существенному изменению путем уточнения оснований подачи жалобы, полномочий антимонопольных органов и пр.

Кроме того, административное обжалование не обеспечивает в полной мере достижение всех установленных в ст. 1 Закона о закупке целей. Предложения по изменению законодательства в части установления административной ответственности также нельзя признать полноценными ввиду несоразмерности проектируемых санкций за нарушения Закона № 223-ФЗ, установления аналогичных мер за разные по значимости правонарушения, отсутствия мер ответственности для недобросовестных участников закупки (например, в случае направления заведомо некорректной информации), отсутствия негативных последствий для организаторов закупки и т.п.

Надеемся, что в рамках совершенствования системы государственных закупок в России законодателем будут устранены соответствующие правовые пробелы в целях надлежащего исполнения Закона № 223-ФЗ.

1 www.rosatom.ru/aboutcorporation/arbitration/index.html

2 www.roszakupki.ru/upload/documents/tihomirov_konf_sistema kontroliy zakypok v atomnoi otrasli_mart2013_dly pyblikacii.pdf

3 Необходимо обратить внимание на то, что законодательством в области публичных закупок о закупке не регулируется статус участника закупки. Следовательно, идентифицировать, является ли лицо участником закупки, следует исходя из локальных документов заказчика. Участником закупки зачастую признается лицо, чья заявка принята к участию в отборе.

4 Т.Н. Трефилова. Обзор административной и арбитражной практики по нарушениям процедуры торгов и порядка заключения договоров. Реализация, 223-ФЗ: 2-й квартал 2012.

Минэкономразвития России предлагает присоединиться к общественному обсуждению проекта 1 соответствующего постановления. Размер санкций для поставщиков, допустивших нарушение условий контракта (за исключением просрочки исполнения обязательств) может существенно снизиться. Так, если цена контракта не превышает 3 млн руб., сумму штрафа предлагается определять как 3% от цены контракта. Сегодня – 10% от цены контракта (подп. «а» п. 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом; далее – Правила).

Если цена контракта колеблется в пределах от 3 млн. до 20 млн. руб., штрафовать в случае одобрения инициативы будут на сумму 2% от цены контракта. При цене контракта выше 20 млн руб., но не более 50 млн руб. размер штрафа составит 1,5% от цены контракта. В настоящее время установлен только одно значение суммы штрафа для контрактов с ценой в диапазоне 3-50 млн руб.: 5% от цены контракта (подп. «б» п. 4 Правил).

Размеры санкций для контрактов с более высокой ценой останутся неизменными. Так, если контракт заключен на сумму от 50 млн до 100 млн руб., предлагается налагать на недобросовестного поставщика штраф в размере 1% от цены контракта. А для крупных контрактов с ценой свыше 100 млн руб. сумма штрафа составит 0,5% от цены контракта. Такие правила действуют и сегодня (подп. «в»-«г» п. 4 Правил).

Может ли суд уменьшить неустойку по госконтракту, если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства? Узнайте из материала «Штрафные санкции по контракту по Закону № 44-ФЗ» в «Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Предполагается, что поправки позволят сделать санкции для заказчиков и поставщиков за нарушение обязательств по контракту соразмерными. В настоящее время ответственность поставщиков, не исполняющих контракт должным образом, более строгая по сравнению с ответственностью недобросовестных заказчиков. К примеру, при цене контракта до 3 млн руб. на заказчиков налагается штраф в сумме 2,5% от цены контракта против 10% для поставщиков (п. 4-5 Правил).

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223 ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц - от 5 000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на несколько групп.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т.д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

goscontract.info

Штрафы по 223 ФЗ — таблица

Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

В этом материале мы подготовили для вас таблицу штрафов по 223-ФЗ, с помощью которой вы сможете легко оценивать свою ответственность перед контрагентом. Для увеличения изображения кликните по нему, оно откроется в новой вкладке, после чего его можно будет увеличить.

Таблица штрафов по 223-ФЗ

Таблица кликабельна (откроется в новой вкладке)

Вообще за нарушение 223-ФЗ предусматриваются следующие виды ответственности:

  • дисциплинарная;
  • гражданская;
  • административная.

Все виды ответственности предусматривают защиту прав поставщика в административном порядке обжалованием действий или бездействий с помощью подачи заявления в антимонопольную службу.

Если в данной таблице вы не нашли ответ на интересующий вас вопрос, вы можете задать его нашему специалисту с помощью он-лайн чата и получить ответ бесплатно в течение нескольких минут. Также обязательно посетите наш информационный раздел, в котором собраны ответы на все самые популярные вопросы связанные с участием в тендерах и госзакупках.

Также вы можете скачать памятку со штрафами по 223-ФЗ в формате MS Word.

Штрафы по 223-ФЗ — таблица КоАП 2018 с последними изменениями

С 2011 года отдельные юридические лица обязаны реализовать проведение закупок в соответствие с правилами 223-ФЗ. Изначально никакой ответственности за нарушение этого законодательства не предусматривалось, так как соответствующие статьи отсутствовали в КоАП. Указом президента в 2014 году были внесены поправки в законодательство. Теперь за отклонение от норм 223-ФЗ назначаются штрафные санкции.

Ответственность заказчиков

Контролирующие органы при выявлении нарушений могут привлечь заказчика к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное производство в такой ситуации не предусматривается. Заказчики привлекаются не только за неправильное поведение, но и за бездействия, повлекшее за собой отклонение от требований 223-ФЗ.

К дисциплинарной ответственности привлекаются также должностные лица заказчика, по вине которых произошло нарушение закона. Их ошибки нередко приводят к тому, что поставщики недополучают выгоду. При возникновении такой ситуации участники закупки подают жалобу в ФАС, которая и инициирует соответствующую проверку. На 2018 год объемы штрафов установлены в размере, прописанном в таблице.

Вид нарушения

Сумма взыскания

Основание по КоАП

с должностного лица

с юридического лица

часть

статья

Неверная форма определения методики закупки

Проведение закупки в форме отличной от электронной в ситуациях, когда это запрещено

10 тыс. – 30 тыс. рублей

100 тыс. – 300 тыс. рублей

Второе нарушение в вопросе выбора способа проведения закупки

40 тыс. – 50 тыс. рублей (должное лицо отстраняется от должности на срок до года)

Проведение закупки, которая должна проводиться по нормам законодательства, иным способом

20 тысяч – 30 тыс. рублей

от 50 до 100 тыс. рублей

Отклонение от установленных сроков и порядка публикации положения о закупке

Отклонение от сроков публикации информации и приобретении МТР в ЕИС

2 тыс. – 5 тыс. рублей

10 тыс. – 30 тысяч рублей

Отклонение от сроков публикации в сети изменений, внесенных в положение о закупках

от 5 до 10 тыс. рублей

от 10 000 до 30 000 рублей

Неправильное составление извещения о проведении процедуры приобретения МТР

2 000 – 3 000 рублей

5 тыс. – 10 тыс. рублей

Не предоставление сведений на всеобщее обозрение

Уклонение от публикации в сети информации, обнародование которой предусмотрено законодательством

30 тыс. – 50 тыс. рублей

100 — 300 тыс. рублей

Попытки ограничения здоровой конкуренции

Предъявление к потенциальным постащикам закупки требований, которые напрямую не прописаны в положении о приобретении товаров или услуг

2 000 – 3 000 рублей

5 000 – 10 000 рублей

Не своевременная передача сведений о недобросовестных поставщиках в РНП или не передача такой информации вовсе.

10 000 – 15 000 рублей

30 000 – 50 000 рублей

Не соблюдение предписаний контролирующих органов

30 тысяч – 50 тыс. рублей

От 300 до 500 тыс. рублей

Обязанность по рассмотрению конкретных ситуаций нарушения законодательства в сфере закупок отдельными юридическими лицами возложена на органы исполнительной власти федерального значения. Согласно постановлению Правительства за номером 189 от 07 апреля 2004 в роли такого органа выступает представительство ФАС.

От чего будет зависеть размер штрафа

В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела. Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме.

При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика. Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены. Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов. Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством. Штраф насчитывается в максимальном размере.

Какие штрафы для заказчиков предусмотрены 223-ФЗ

Статьи по теме

На основании статьи 7 федерального закона 223-ФЗ законодатели приняли Закон № 122-ФЗ, определивший редакцию «административного» кодекса с 16 мая 2014 года. С этого момента, ответственность заказчиков нашла своё отражение в административной плоскости, УК РФ остался без изменений.

Виды наказаний по 223-ФЗ

КоАП по 223-ФЗ предусматривает ответственность заказчика в виде штрафов, налагаемых органами ФАС и другими контролирующими закупки органами. Их размер может достигать 50 тысяч рублей для должностных (ответственных) лиц заказчика и 500 тысяч рублей для самого заказчика (юрлиц).

Также для должностных лиц существует административная ответственность в форме дисквалификации. Перед наложением штрафа по 223-ФЗ ФАС обязан провести соответствующие процедуры по Разделу IV кодекса (Письмо ФАС России от 04.06.2014 № АЦ/22726/14).

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Заказчик несет ответственность за исполнение норм 223-ФЗ до истечения 1 года от дня нарушения. По самостоятельно определяемым нормам заказчик обязан соблюдать своё положение о закупках.

Взаимодействие между заказчиком и поставщиком управляется как с помощью штрафов КоАП РФ, так и положениями других кодексов и законов, если такое взаимодействие попадает в сферу их влияния.

Можно привести пример статьи 395 ГК РФ, предусматривающей выплату неустойки заказчиком при несвоевременной оплате поставщику по договору закупки.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Должностные лица, попадающие под штрафы

В противном случае должностным лицом будет выступать руководитель организации. Ответственность должностного лица увольнением не прекращается.

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Таблица штрафов по 223-ФЗ

В КоАП штрафам заказчикам по 223-ФЗ посвящены 3 статьи, подробнее смотрите их в таблице.

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Заказчики, которые занимаются закупками по 223-ФЗ и не провели необходимый объем (или не отчитались по нему), с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, будут обязаны осуществлять заказы в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Это также можно оценить как своеобразную санкцию.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно также рассматривать включение информации о них в .

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения, ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3
Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года Ч. 2 ст. 7.32.3
Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3
Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Ст. 19.7.2-1

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная , в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта. Штраф 50 000 рублей.
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей.
Нарушения в части содержания , которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ. Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера. Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей.
Несоблюдение в процедурах отдельными видами юридических лиц. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором. Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Основания

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

Часть 1 ст. 4, ч. 4 ст. 2 закона № 223-ФЗ.

План закупки товаров, работ, услуг.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Части 17, 19 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Часть 21 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Часть 23 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Пункты 1, 2 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Пункт 3 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Пункт 4 ч. 3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Часть 11 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Часть 6 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ.

Протоколы закупки.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Часть 12 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 1 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Пункт 2 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Пункт 3 ч. 19 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Часть 21 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Часть 5 ст. 4 закона № 223-ФЗ.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Часть 2 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Помните, что вместе с извещением о проведении конкурентной закупки необходимо разместить закупочную документацию (исключение — запрос котировок) и проект договора!

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в . Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.