Драматургия тем и хороша, что поднимает волнующие вопросы, а еще - фиксирует особенности эпохи, краткое содержание пьесы «Бесприданница» для читательского дневника открывает нам мир 19-го века с его проблематикой и трагизмом.

Сюжет

Мать Ларисы не может дать за дочь стоящее приданое, но хочет удачно выдать ее замуж. Лариса влюбилась в Пиратова, состоятельного купца, но и он не женился на ней и исчез. Лариса горевала больше года и решила выйти за первого, кто сделает ей предложение. Им оказался Карандышев, мелкий и никчемный чиновник. Лариса смирилась с выбором, но внезапное возвращение Пиратова пошатнуло ее равновесие. После нескольких встреч она заметила его неравнодушие и понадеялась на восстановление отношений, однако Пиратов признался, что обручен с очень богатой женщиной, но перед свадьбой захотел провести время с Ларисой. Девушка убита горем. Карандышев, которого Пиратов публично унизил, пылает гневом, хватает ружье и идет на встречу молодых. Он находит Ларису. Невеста открыто говорит, что презирает его. Жених стреляет в нее. Лариса благодарит за избавление и хватает оружие, чтобы все решили, что это самоубийство.

Вывод (моё мнение)

Богатство, статус в обществе, возможности - далеко не главное при выборе спутника жизни. Важны душевная близость, понимание и родство на уровне идеологии, убеждений и ценностей. Да, хорошо, когда твой супруг или супруга обеспечены, но намного хуже иметь богатого спутника, но не любить его или даже - презирать.

Александр Николаевич Островский — гениальный русский драматург. Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Автор долго и упорно работал над произведением в течение четырёх лет. «Бесприданница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые самыми первыми увидели постановку пьесы на сцене.

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году.
Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

    Проблематика

    Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

    1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

    Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

    Быт и нравы провинции

    В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Бесприданница» - драма А.Н. Островского, сороковая («юбилейная») пьеса написанная великим русским драматургом. Удивительная, даже исключительная сценическая судьба этой пьесы XIX века и в наши дни продолжает привлекать внимание историков театра и исследователей-литературоведов. Театральные постановки и киноэкранизации «Бесприданницы», давно ставшие классикой, по-прежнему пользуются любовью отечественного зрителя.

Нина Алисова в роли Ларисы

Как могло случиться, что из всего огромного литературного наследия великого русского драматурга А.Н. Островского, только эта, непринятая и непонятая современниками автора пьеса, перешагнула все временные рубежи и обрела настоящее бессмертие?

Попробуем разобраться.

На протяжении XIX и XX веков отношение зрителей и критиков к творчеству А.Н. Островского претерпевало множество изменений. Демократическая критика конца 1850-начала 1860-х годов пыталась увидеть в произведениях драматурга некий социальный протест против косности и застоя окружающей действительности. Некоторые современники (в частности писатель и критик П. Боборыкин) вообще отказывали Островскому в праве быть драматургом, отмечая несценичность, даже эпичность его самых удачных пьес.

Наиболее острую полемику вызвала драма Островского «Гроза». По мнению большинства литературоведов, сам А.Н. Островский приобрёл всеобщую известность как драматург исключительно стараниями Н. Добролюбова. Обстоятельные критические разборы Добролюбовым пьес Островского на страницах некрасовского «Современника» уже в XIX веке стали хрестоматийными. Именно Добролюбов изобрёл и «тёмное царство», и «луч света», и массу других штампов до сих пор активно эксплуатируемых в школьных сочинениях. Однако рядом с добролюбовской практически сразу оформилась и иная линия в интерпретации творчества А.Н. Островского. Это линия А. Григорьева - личного друга драматурга, который считал мир его произведений вовсе не «тёмным царством», а царством «поэзии народной жизни».(к ней тяготеют статьи М. М. Достоевского и М.И. Писарева). У Добролюбова и Григорьева «Гроза» включалась в разные эстетические контексты (в зависимости от мировоззрения критиков, их понимания исторических закономерностей и движущих сил русской жизни). В одном случае она была прочитана как жёсткая социальная драма, в другом - как высокая поэтическая трагедия.

Пьесе «Бесприданница» повезло гораздо меньше. Если в конце 1850-х - начале 1860-х годов Добролюбов, Григорьев, М. Писарев и другие ведущие критики ломали копья в спорах: является ли Катерина из «Грозы» «лучом света в тёмном царстве», то в 1878 году, когда появилась «Бесприданница», пьесу практически не заметили.

Несмотря на то, что сам А.Н. Островский считал свою сороковую пьесу лучшим драматическим произведением, её постановки в Москве и Петербурге разочаровали не только критиков, но и давних поклонников творчества драматурга. К «Бесприданнице» приклеили ярлык весьма заурядной, скучноватой пьески с банальным сюжетом и забыли о ней на долгие годы.

Но действительно талантливые произведения, как правило, переживают своих авторов и находят отклик в сердцах будущих поколений. Пьеса «Бесприданница» обеспечила А.Н. Островскому бессмертие в веках. Драматург безошибочно предугадал это бессмертие, взяв за основу пьесы сюжет жестокого городского романса. Вечная, непреходящая тема соотношения идеального и материального начал (любовь и бедность), навсегда «поймала в сети» российского зрителя. На наш взгляд, именно этим объясняется феномен «Бесприданницы», пережившей всех своих критиков и гонителей. Вот уже почти полтора столетия пьеса не сходит со сцен ведущих театров страны, а её кинематографические версии - «Бесприданница» Протазанова (1936) и Худякова (1974), «Жестокий романс» Э.Рязанова (1982) - оставались и остаются любимыми фильмами для нескольких поколений как советских, так и постсоветских людей.

История создания пьесы

А. Н. Островский, будучи весьма зависимым от театра, исключительно театральным драматургом, обычно писал свои вещи в сравнительно короткие сроки. На протяжении 30 лет (с 1853 по 1883 годы) его новые пьесы каждый сезон ставились на сценах главных московских и петербургских театров. За свою творческую жизнь А.Н. Островский успел сочинить пятьдесят четыре пьесы (из них только семь в содружестве с другими драматургами). Однако свою сороковую пьесу «Бесприданница» автор намеренно снял с привычного театрального конвейера, обдумывал и создавал её несколько лет.

Как свидетельствует помета Островского на первом листе автографа, драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве, а закончена лишь осенью 1878-го.

Параллельно с работой над «Бесприданницей» драматург успел создать несколько очень известных пьес, сразу же принятых к постановке Малым театром: «Волки и овцы»(1875), «Богатые невесты» (1876), «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877), «Последняя жертва» (1878). Все они прошли с большим успехом.

Но, как свидетельствует переписка А.Н. Островского, четыре года автор буквально жил своей «Бесприданницей». Он постоянно возвращался именно к этой пьесе, обдумывал сюжетные линии, характеры и монологи главных персонажей; не желая упускать ни малейшей детали, отделывал свою сороковую по счёту вещь самым тщательным образом.

1 октября 1876 года, сообщая своему другу, актёру Александринского театра Ф. А. Бурдину о своей работе над комедией «Правда - хорошо, а счастье лучше», Островский писал: «Все мое внимание и - все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю кончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение».

На черновом автографе «Бесприданницы», хранящемся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, Островский пометил: «Opus 40». Вторичное упоминание о работе над «Бесприданницей» встречается в письме драматурга к Бурдину от 3 февраля 1878 года из Москвы: «…я теперь занят большой оригинальной пьесой; я желаю ее кончить зимой к будущему сезону, для того, чтобы быть свободнее летом».

В сентябре 1878 года драматург также писал одному из своих знакомых: «Я работаю над своей пьесой изо всех сил; кажется, выйдет не дурно».

Надежды, казалось бы, оправдались. Вскоре после завершения работы, 3 ноября 1878 года, драматург сообщал из Москвы: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений»

Одновременно Островский вёл переговоры о постановке «Бесприданницы» в Москве и в Петербурге. 28 октября 1878 года «Бесприданница» уже была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.

Провал в Москве

Премьера «Бесприданницы» состоялась на сцене Малого театра в Москве уже 10 ноября 1878 года. Она прошла под знаком бенефиса актёра Н.И.Музиля, игравшего Робинзона. Второй раз пьеса была дана в бенефис М.П. Садовского (Карандышев). Островский неоднократно свидетельствовал о большом успехе спектакля в Москве (см. его письмо к Ф.А.Бурдину от 27 декабря 1878 г., а также «Записку по поводу проекта „Правил о премиях… за драматические произведения“ 1884 г.).

Однако, по мнению большинства рецензентов, пьеса «Бесприданница» потерпела полнейший, несомненный и даже окончательный провал.

Постановка нового произведения Островского была осуществлена всего за какие-нибудь десять дней. Теперь в это трудно даже поверить. Однако для той поры это было явлением совершенно обыкновенным. Понятно, что в столь сжатые сроки ни актёры, ни режиссёр, не могли даже толком осмыслить произведение, которое предстояло преподнести публике со сцены.

Гликерия Федотова

Первой исполнительницей роли Ларисы Огудаловой на московской сцене стала актриса Гликерия Николаевна Федотова. Г.Федотова была яркая актриса, которой удавались равно и драматические, и комедийные роли. Однако роль Ларисы в исполнении Федотовой признана крайне неудачной. Вот некоторые реплики критиков: «Окончательно лишила правды и оригинальности»; «пропасть между мелодраматическим тоном, взятым актрисой, и «всей остальной бытовой средой» сделала лицо актрисы «фальшивым и банальным», и т. д.

В последующих постановках «Бесприданницы» в Малом театре Ларису играла М.Н. Ермолова. Роль Карандышева исполнил М.П. Садовский, имевший в театре амплуа «бытового простака» и «комика». Он также не сумел раскрыть один из самых психологически сложных образов пьесы.

Через день после московской премьеры, 12 ноября, в «Русских ведомостях» появилась рецензия давнего и постоянного оппонента Островского П. Боборыкина. По мнению рецензента, на бенефис артиста Н. Музиля (он играл Робинзона) «собралась вся Москва, любящая русскую сцену». Все ожидали хорошей пьесы, но не дождались. «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей», ибо публика «явно переросла те зрелища», какие предлагает ей Островский. Особенное возмущение рецензента вызвал незамысловатый сюжет «Бесприданницы», ибо никакого интереса нет в истории о том, как «какая-то провинциальная девушка полюбила негодяя, согласилась выйти замуж за антипатичного пошляка и, отвергнутая другой раз предметом своей страсти, подставляет свою грудь под пистолет жениха». Досталось и героине: «...эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы… ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешон своей умственной и нравственной «низменностью».

Мария Ермолова

В Ларисе Боборыкин увидел полное повторение героинь из «Бешеных денег» и других пьес Островского, а в Паратове - ещё одного негодяя из целого ряда распутных пошляков в прежних пьесах драматурга (в том числе - Вадим Дульчин в «Последней жертве»). Самым удачным образом был назван Карандышев, но критика очень смущала его противоречивость и двойственность. Театральные актёры XIX века ещё не умели это играть. Даже очень хороший актёр вряд ли смог бы «замаскировать» двойственность Карандышева в конце третьего и четвёртом акте.

Весьма показательно, что опытный литератор, автор романов и пьес, П. Боборыкин оказался неспособным ни постичь сюжет пьесы, ни понять сложность характеров и связывающих их отношений. Он до крайности всё упростил, огрубил, не схватил главного ни в проблематике пьесы, ни в её художественном воплощении, даже не приблизился к сердцевине замысла.

Остальная московская критика либо вторила Боборыкину, либо и вовсе отмалчивалась.

К сожалению, в 1878 году, когда уже не было в живых ни Н. Добролюбова, ни самого верного поклонника творчества А.Н. Островского Аполлона Григорьева, оценить «Бесприданницу» по достоинству оказалось некому. Драматург пережил всех своих талантливых критиков, предоставив право далёким потомкам оценивать своё сороковое, «юбилейное» произведение.

Премьера в Петербурге

В Петербурге «Бесприданница» вызвала более сочувственные отклики. Премьера состоялась на сцене Александринского театра 22 ноября 1878 года, в бенефис Ф.А. Бурдина, с участием премьерши М. Г. Савиной, исполнявшей роль Ларисы. В спектакле также приняли участие: Полонский (Карандышев), Бурдин (Кнуров), Сазонов (Вожеватов), Нильский (Паратов), Читау (Огудалова), Арди (Робинзон), Васильев 1-й (Гаврило), Горбунов (Иван), Константинов (Илья), Натарова 1-я (Евфросинья Потаповна).

Актёры Александринского театра, среди которых у Островского было немало друзей, весьма прохладно отнеслись к новой пьесе. Бурдин первоначально возражал против роли Кнурова. Она казалась ему эпизодической и маловажной для бенефиса («аксессуарная роль»). Н.Ф.Сазонов отказался играть Карандышева, потребовав от автора значительных сокращений текста.

Театральная критика отмечала превосходную игру М.Г. Савиной, но самой актрисе пьеса не нравилась, также как и не нравилась собственная работа в ней. На гастролях в провинции, куда Савина возила свои любимые роли, она сыграла «Бесприданницу» только три раза и бросила навсегда. Она играла Ларису «слишком идеальной», «слишком непостижимой» с точки зрения здравого смысла, театральных критиков и немногочисленных рецензентов.

Петербургские газеты «Новое время» и «Голос» дважды возвращались к оценке «Бесприданницы». На рецензента «Нового времени» пьеса произвела «сильное впечатление», но и он не увидел в фабуле ничего нового: ни тип главной героини, ни другие фигуры не новы; пьесе не хватает сценического движения, действия и т. д. Рецензенты «Голоса» с одной стороны хвалили Островского как бытописателя, подчёркивая точные характеристики и сложные характеры её персонажей. Но в то же время они не могли простить драматургу слишком грубой реалистичности, неприкрытого цинизма его героев (Паратова, Кнурова с Вожеватовым, даже Ларисы). Получалось, что критики ценили «Бесприданницу» за реалистично раскрытое в ней «бесстыдное и холодное бессердечие», ставшее главным признаком современного прогресса, но тут же обвиняли автора в недооценке положительных сторон этого пресловутого прогресса и непроглядном пессимизме.

Разноречивость критических оценок, на наш взгляд, вызвана новаторской природой самой пьесы, её сценической, композиционной, психологической сложностью, намного опередившей каноны своего времени. К сожалению, современные автору театральные критики, режиссёры и актёры, не привыкшие выходить за рамки своего сценического амплуа, оказались не в состоянии понять новаторство Островского. Напротив, в 1870-е годы на драматурга всё чаще и чаще сыпались упрёки в идеологической отсталости, избитости, шаблонности, исчерпанности его драматургической поэтики. Общественность настоятельно требовала появления на сцене других персонажей, свободных от пессимизма и пережитков «тёмного царства», т. е. героев, живущих настоящим, откликающихся на социальные и политические проблемы современности, героев-труженников, новаторов, борцов.

Но автор «Грозы», «Леса», «Бесприданницы» резко отличался от драматургов, писавших на «злобу дня» и потакавших сиюминутным интересам зрителя. Он звал к постижению глубоких, труднодоступных истин и потому верил не только в зрителя сегодняшнего, но и завтрашнего, в зрителя будущего. Именно поэтому глубоко продуманная, во многом опередившая своё время пьеса Островского в 70-е годы XIX века пришлась не ко двору ни театральной критике, ни широкому зрителю. Несмотря на полный актёрский ансамбль, в сезон 1878-79 годов пьеса ставилась в репертуар Александринского театра крайне редко, а потом о ней и вовсе забыли. В Петербурге «Бесприданница» сошла со сцены уже в 1882 году и не появлялась на ней 15 лет. В Москве пьеса держалась дольше - до 1891 года. Возобновили «Бесприданницу» на обеих столичных сценах в сезон 1896 -1897 гг. Но это была уже новая жизнь хорошо забытой пьесы.

Вторая жизнь «Бесприданницы»

Возвращение «Бесприданницы» А.Н. Островского на подмостки столичных и провинциальных театров связано с именем великой русской актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Именно Комиссаржевская по-настоящему открыла роль Ларисы, а сама уже во многом изменившаяся эпоха вдохнула новую жизнь в этого персонажа.

Вера Комиссаржевская

На рубеже XIX-XX веков театр, как и всё общество, переживал ломку мировоззрений, переоценку ценностей, не мог находиться в стороне от новых веяний в литературе и искусстве. На волне модернистских исканий конца 1890-х годов простенькие пьески А.Н. Островского из жизни провинциального купечества и вовсе выглядели чем-то архаичным и неудобоваримым.

С момента написания «Бесприданницы» прошло 18 лет. И в 1896 году, через десять лет после смерти А.Н. Островского, Александринский театр решил вновь поставить когда-то провалившуюся пьесу.

Известно, что В.Ф. Комиссаржевская сама настоятельно требовала от дирекции Александринки назначить её на роль Ларисы Огудаловой. При этом актриса даже прибегла к шантажу: или вы мне даёте роль Ларисы в «Бесприданнице», или я ухожу из театра. Режиссёры по-прежнему не задавались задачей дать старой пьесе Островского новое прочтение, но терять талантливую актрису не захотели. Впрочем, никто, кроме самой Комиссаржевской, и не рассчитывал на успех...

17 сентября 1896 года театр был полон. Почтенная публика пришла посмотреть строптивую Комиссаржевскую в знаменитой пьесе. Первые два акта зрители недоумевали. Они привыкли к савинской Ларисе - хорошенькой мещаночке, ведущей бесшабашную жизнь в материнском доме. И вдруг Лариса - Комиссаржевская: хрупкая, застенчивая, неяркая, говорит тихо, поначалу показалось - даже неинтересно. В антрактах публика разочарованно переговаривалась между собой о провале спектакля, но уже появились отдельные зрители, в основном с галёрки, которые начинали понимать, что перед ними актриса, воплотившая образ «раненой», глубоко страдающей женщины, что такого ещё не было на сцене русского театра. В третьем акте покашливание, шепоток, шуршание программок прекратилось. Комиссаржевская стала единственной властительницей публики. А когда оборвался последний аккорд гитары, публика боялась пошевелиться.

Критика высказывалась весьма благосклонно об игре Комиссаржевской. В её Ларисе не было типических цыганских черт и отпечатка старой провинции, хотя другие исполнительницы роли (Федотова, Ермолова, Савина) именно эти черты считали основными.

Один из критиков, Юрий Беляев, отмечал, что своим исполнением Комиссаржевская «поднимает престиж» Ларисы - девушки, упавшей до положения «драгоценной безделушки, на которую бросают жребий».Критик восторгался актрисой, но считал, что она создала образ, разительно отличающийся от героини Островского. Он считал, что Вера Фёдоровна показала Ларису какой-то «белой чайкой», а вовсе не девушкой с кипучей цыганской кровью. Другой критик, Федор Степун, оценил в игре Комиссаржевской то, что с первой же своей фразы («Я сейчас все на Волгу смотрела, как там хорошо на той стороне») она подымает внутренний мир Ларисы на огромную духовную высоту.

Еще один критик, А. Кугель, считал игру Веры Фёдоровны обаятельной, но неправильной. По его мнению, Лариса вышла слишком грустной и элегической. Возможно, это действительно так, что исполнение Комиссаржевской было слишком «надбытовым».

Комиссаржевская, пожалуй, вопреки всем предшествующим ей исполнительницам, а также театральным режиссёрам и критикам, поняла, в чём заключался основной драматизм пьесы Островского. Автор назвал «Бесприданницу» драмой не только из-за трагической развязки. Почти все её герои - люди сложные, неоднозначные, во многом двойственные.

Лариса, конечно, не «луч света в тёмном царстве», но она и не беззаботная дурочка, которую обманул заезжий негодяй, а потом случайно застрелил местный сумасшедший. Лариса - человек мыслящий, глубоко чувствующий, прекрасно понимающий всю нелепость своего положения («Я для вас кукла. Поиграете вы мной, изломаете и бросите»; «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась?» и т. д.). Она нуждается в любви, как прекрасный цветок нуждается в воде и солнечном свете. Лариса разрывается между миром своих прекрасных грёз и надежд и миром жестокой реальности, в который её вовлекает собственная мать и самолюбивые, хищные поклонники. В поисках выхода девушка бросается ко всем, кто обещает любить её, даже к Карандышеву, но «все только себя любят». И лучшим выходом для неё оказывается смерть.

Именно так, трагически-обречённо, надрывно, безысходно зазвучала Лариса в интерпретации Комиссаржевской. Это стало новым рождением пьесы. «Бесприданница» на много дней заняла воображение театрального Петербурга. Достать билет на спектакль было невозможно. Комиссаржевская привела в театр ту часть русской интеллигенции, которая долгие годы считала театр лишь местом пошлых развлечений.

В 1930 -е годы «Бесприданница» принадлежала к числу пьес Островского, пользующихся наибольшей любовью советского зрителя. На сцене советского театра наиболее остро был выражен именно социальный пафос этой замечательной драмы. Она ставилась во многих драматических театрах Москвы, Ленинграда и на периферии. Из московских постановок «Бесприданницы» особенно значительны постановки Драматического театра (б. Корша) с В. Н. Поповой в роли Ларисы (1932 г.) и Центрального театра транспорта (1946 г.). В 1948 году «Бесприданница» возобновлена на сцене Малого театра.

Экранизации

Однако массовому зрителю пьеса А.Н. Островского «Бесприданница» стала знакома лишь благодаря удачным киноверсиям Я. Протазанова (1936) и Э.Рязанова (1984), по праву считающимися классикой отечественного кинематографа.

В отличие от большинства других драматических произведений XIX века, «Бесприданница» четырежды подвергалась кинопостановкам в нашей стране.

Первая попытка принадлежит режиссеру Кай Ганзену. В 1912 году он снял одноименный незвуковой фильм, в котором главные роли исполнили Вера Пашенная и Николай Васильев.

В 1936 году появилась «Бесприданница» Я. Протазанова (в главных ролях Н. Алисова и А. Кторов). Протазанов не стал менять сюжет, но над сценарием значительно поработал Владимир Швейцер – тот самый, который работал над сценариями советских фильмов-сказок «Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок», «Кащей Бессмертный» и др.

Протазанов и Швейцер буквально «проанатомировали» пьесу Островского, но не стали слепо следовать тексту. Возможности кинопостановки были куда обширнее, чем возможности театрального спектакля и вообще возможности драматургического действия. Поэтому в фильме появилась масса новых эпизодов (венчание сестры Ларисы, похождения Робинзона, прекрасные натурные съёмки и т.д.).

Актёрский ансамбль был безупречен: А.Кторов (Паратов), Б.Тенин (Вожеватов), М.Климов (Кнуров), О.Пыжова (мать Ларисы), В.Балихин (Карандышев). На роль Ларисы Протазанов пригласил совсем молодую студентку, первокурсницу ВГИКа Нину Алисову. Натурные съёмки проходили в Кинешме, Калуге, Костроме и Плёсе.

«Бесприданница» Протазанова сразу стала знаковым фильмом для всего советского довоенного кинематографа. Фильм тут же, как говорится, «ушёл в народ». Долгие годы советский зритель был уверен, что знаменитые эпизоды с брошенной в грязь бобровой шубой, гонкой на пароходах и безобразиями Робинзона - это оригинальный текст Островского. Песню А.Гуэрича «Нет, не любил он» пели все девушки 1930-40-х годов, искренне считая её старинным цыганским романсом, который исполняла Лариса Огудалова в пьесе.

Экранизация Протазанова и Швейцера оказалась настолько удачной, что почти пятьдесят лет вполне устраивала советского зрителя.

Телеспектакль «Бесприданница» К. Худякова (1974), несмотря на прекрасное созвездие актёров (Т.Доронина, А.Джигарханян, В.Гафт) только разочаровал своей «театральностью» и «камерностью». После протазановского фильма, в основе которого лежала интерпретация образа Ларисы Комиссаржевской, возвращение Т. Дорониной к Ларисе «докомиссаржевского» периода выглядело оригинальным, но смотрелось уже без интереса.

Поэтому когда в 1984 году вышел фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» он стал практически откровением для зрителей, не видевших или принципиально не смотревших несколько «устаревшую» к тому времени протазановскую картину.

О замечательном фильме Э. Рязанова написано и сказано так много, что не имеет смысла повторять все критические отзывы в данном очерке.

Однако сегодня уже многие и не помнят, что при своём появлении «Жестокий романс» вызвал массу споров и нареканий, особенно у людей старшего поколения - поклонников «Бесприданницы» 1936 года. Сам режиссёр и сценарист фильма Э.Рязанов в своих многочисленных интервью не раз признавался: когда он писал сценарий «Жестокого романса», его девизом был максимальный отход от текста пьесы Островского, дабы лишить фильм «камерности», сделать его интересным для современного зрителя. Но затем, в процессе съёмок, режиссёр бросил клич: «назад, к Островскому!». И от этого фильм только выиграл. Все (за редким исключением) реплики персонажей пьесы «Бесприданница» звучат в «Жестоком романсе», все характеры представлены живо и ярко, действие фильма полностью соответствует авторской концепции А.Н. Островского.


Особенно много нареканий в адрес фильма «Жестокий романс» было за оригинальную интерпретацию, даже развитие образа Паратова (Н. Михалков). Старшее поколение не смогло простить Рязанову излишне демократичного Михалкова, по темпераменту более напоминающего мексиканского мачо, а никак не русского барина. Одна моя пожилая родственница, воспитанная на протазановской версии, после просмотра кинофильма Рязанова долго возмущалась эпизодом, где Паратов, сойдя с белой лошади, собственными руками двигает грязный экипаж: «Он - барин, а не биндюжник!» Конечно, эпизод с шубой в протазановском фильме выглядел куда более эффектно, но его уже использовали 50 лет назад, и повторение данного жеста актёром Михалковым выглядело бы, скорее, как пародия. Всем зрителям 1980-х годов было очевидно, что Михалков - не Кторов, а Кторов - не Михалков. Такие типажи, как протазановский Паратов вымерли ещё в первой половине столетия.

Именно поэтому, на наш взгляд, Рязанов в своём фильме очень удачно снял с Паратова как маску завзятого негодяя, так и социально окрашенного барина-белоручки, раба сословных предрассудков. Психологически развив образ центрального персонажа пьесы, режиссёр приблизил его одновременно и к реалиям русской жизни 70-х годов XIX века, и сделал интересным людям века XX. По сути Паратов - не коварный соблазнитель и далеко не расчётливый делец. Разорившийся дворянин, бывший судовладелец, он сам пал жертвой своего непростого времени, времени Кнуровых и Вожеватовых. Островский отнюдь не ставит знака равенства между Паратовым и бряхимовскими купцами-толстосумами. Для него деньги - не цель, а средство к существованию, бессмысленному и бесцельному, ибо никакой определённой цели у этого человека быть не может. Паратов - такая же вещь, такая же бессмысленная безделушка, как Лариса. Разница лишь в том, что все его страдания и метания в момент «продажи» себя за деньги остаются вне рамок сценического действия и зрителю не видны. Мы видим уже смирившегося со своей участью, несчастного человека, который напоследок пускает пыль в глаза, но тоже погибает, раздавленным, сломленным. Лариса же умирает, оставаясь самой собой - любящей и свободной.

Тема «Бесприданницы» стала особенно близка русскому зрителю на рубеже XX-XXI веков, в эпоху тотального пересмотра прежних ценностей, ломки человеческих отношений, бездумного поклонения «золотому тельцу». Сколько таких Ларис - красивых, умных, талантливых девушек с университетским образованием - отправилось в содержанки к современным Кнуровым или Вожеватовым не расскажет ни одна статистика. Возможно, некоторые из них и до сих пор считают, что поступили правильно, ухватившись за материальное благополучие, растоптав всё то, что когда-то считали главным в своей жизни. Бог им судья.

Но ясно одно: феномен «Бесприданницы» как вечного сюжета на все времена не отпускает нас и сегодня. Спустя тридцать лет после выхода на экраны «Жестокого романса» фильм по-прежнему смотрится на одном дыхании, а современная молодёжь имеет представление о творчестве великого русского драматурга А.Н. Островского исключительно из этого фильма. И это не самый плохой вариант.

В 2011 году режиссёром А.Пуустусмаа по мотивам драмы Островского была снята ещё одна «Бесприданница». Сюжет фильма в общих чертах повторяет сюжет пьесы, но действие перенесено в наши дни.

Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют «для моциону», а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из чайника в стаканы с блюдечками, чтобы люди не сказали, что, дескать, «ни свет ни заря – шампанское пьют».

Появившиеся особы начинают завтракать, обсуждая последние новости. Василий Данилыч сообщает, что покупает у Сергея Сергеича Паратова его самый известный пароход «Ласточку». Также Вожеватов говорит о том, что Харита Игнатьевна Огудалова, вдова, которая одна поднимала трех дочерей, теперь выдает замуж младшую – Ларису Дмитриевну. Мужчины предполагают, что ее может постичь такая же судьба, как первых двух сестер.

Старшая дочь была выдана за кавказского князя, который не довез ее даже до Кавказа, а зарезал по дороге от ревности. А средняя вышла якобы за иностранца, но он «оказался совсем не иностранец, а шулер». И вот теперь осталась последняя дочь Лариса – красавица, играет на гитаре и поет романсы. В доме бывает много молодых людей, готовых слушать ее песни и расточать комплименты, но не готовых взять замуж Ларису Дмитриевну, потому что она бесприданница.

Мать, Харита Игнатьевна, еще молодая и интересная женщина, и сама не прочь устроить свою женскую судьбу, только ей надо выдать замуж последнюю дочь. Год назад Сергей Сергеевич Паратов, богатый судохозяин, поездил к Огудаловым, всех женихов отбил, но так и не женился, ведь, по его словам, во всем всегда ищет выгоду. Лариса его очень любила, «чуть не умерла с горя, бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». После были еще двое женихов: «старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий князя, вечно пьяный». Вот тогда-то и сказала матери Лариса, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев.

В это время к кофейне подходят Огудаловы вместе с будущим женихом Ларисы. Карандышев приглашает всех присутствующих на обед, который он дает в честь Ларисы Дмитриевны. Кнуров считает такое приглашение оскорбительным от бедного чиновника, но Харита Игнатьевна объясняет, что обед в честь дня рождения Ларисы, и просит обязательно приехать. Кнуров обещает.

Карандышев упрекает Ларису в излишней фамильярности с Василием Данилычем, говорит, что пора ей отвыкать от прежнего образа жизни, который он называет табором. В это время на пристани раздается выстрел из пушки. Лариса вспоминает, что так всегда встречали Паратова, говорит, что по-прежнему любит его, но он никогда не вернется. Это в самом деле Паратов, и его едут встречать все слуги вместе с цыганами.

Чуть позже он появляется в кофейне и представляет купцам своего нового друга, артиста Аркадия Счастливцева. Паратов прозвал его Робинзоном , так как спас с пустого острова, куда он был высажен со своим собутыльником с корабля капитаном, по требованию пассажиров. А еще Сергей Сергеич сообщает, что женится на богатой девушке, а в приданое берет золотые прииски, вот поэтому продал и баржи, и свою любимую «Ласточку». Купцы сообщают, что и Лариса тоже выходит замуж. Паратов вспоминает, что чуть не женился на ней, и собирается вечером заехать к «тетеньке», как всегда называл он Хариту Игнатьевну.

Действие II

Вожеватов дарит Ларисе на день рождения брошь, которую мать тут же перепродает Кнурову за 700 рублей. Немолодой женатый купец укоряет Хариту Игнатьевну за то, что она отдает свою последнюю дочь за небогатого чиновника. Он говорит, что Лариса Дмитриевна со своей красотой «зачахнет», потому что «создана для блеску», и предполагает, что когда-нибудь она сбежит от недостойного мужа. Вот тогда понадобится участие богатого и солидного друга, предлагая в качестве такового себя. А пока он велит матери невесты приобрести для венчания все самое лучшее и обещает оплатить.

Появляется Лариса, берет гитару и напевает романс. Она делится с матерью мечтами: как поедет с женихом в деревню, будет собирать грибы и ягоды. Но Огудалова резонно замечает, что Заболотье не Италия: как бы не разочаровалась Лариса в своем женихе. Девушка в окно зовет Илью, чтобы он настроил ей гитару, а тот сообщает, что приехал «барин». Мать с дочерью пока не догадываются, что приехал Паратов.

Появившемуся Карандышеву Лариса говорит, чтобы они скорее уехали в деревню, но Юлий Капитоныч заявляет, что собирается устроить венчание здесь, чтобы не сказали, будто бы они прячутся: ведь он, бедный чиновник, не пара красавице Ларисе. Для этой цели он и устраивает обед, где хочет поднять тост за невесту, которая отнеслась к нему не так, как все остальные. Это и будет его маленькой местью за те насмешки, которые ему пришлось сносить.

Появившийся Паратов сообщает «тетеньке», что выгодно женится, а Ларису упрекает в том, что она быстро забыла его и выходит замуж. Она невольно признается, что все еще любит Паратова. Удовлетворив свое самолюбие этим ответом, «блестящий барин» затевает ссору с Карандышевым и требует извинения, пообещав наказать. Появившиеся гости разряжают обстановку. Будущему жениху приходится пригласить и Паратова, и тот намерен «потешиться» над ним за обедом, так как не прощает обид.

Действие III

Обед у Карандышева. Дешевое вино в бутылках из-под дорогого, сигары из табака низкого сорта. Купцы, особенно Кнуров, оскорблены тем, что пригласили на званый обед, а есть нечего. Он собирается уезжать в клуб, чтобы наконец пообедать. Их возмущает, что сам хозяин уже напился. Паратов раскрывает тайну, что так и было задумано: он подговорил Робинзона напоить Карандышева, ведь сам купец такое «бургонское» точно пить не будет.

Гости сговариваются уехать с цыганами за Волгу, но понимают, что без Ларисы «прогулка будет не весела». Вожеватов даже готов одарить всех гребцов по рублю серебром. Они договариваются окончательно напоить Карандышева и уехать. Робинзона брать не хотят: он уже свою роль сыграл, а теперь будет мешать. Вожеватов обещает ему, что они с утра уедут в Париж, а сейчас ему надо выспаться и отдохнуть.

Харита Игнатьевна укоряет будущего зятя, что он так сильно напился, но тот заявляет: он у себя дома и может делать что хочет. Тогда она просит Паратова не издеваться над Юлием Капитонычем. Тот обещает примириться, выпив с ним «брудершафт». Но говорит, что будет пить только коньяк и только из стаканов. После этого Карандышев становится совсем пьяным.

Паратов просит Ларису Дмитриевну спеть, но она отказывается, ведь ей стыдно за поведение своего «жениха». Пьяный Карандышев говорит, что запрещает ей петь. Это оскорбляет Ларису – она соглашается исполнить романс «Не искушай меня без нужды». Цыган Илья подыгрывает ей и подпевает вторым голосом. А Паратов сидит, запустив руки в волосы. После все восхищаются пением Ларисы и оставляют ее наедине с Сергеем Сергеичем.

Он признается, что во время ее пения проклинал себя за то, что «потерял такое сокровище». Говорит, что «еще несколько таких минут» и он бросит все расчеты – тогда никакая сила не вырвет его у Ларисы, «разве что вместе с жизнью». Паратов говорит, что они сейчас всей компанией уезжают за Волгу, и зовет ее вместе со всеми. Лариса растеряна: как же можно ей уйти с обеда будущего жениха, но потом решается. Тем более что Карандышев осуществляет свою «месть»: говорит тост, в котором заявляет, что Лариса Дмитриевна умеет ценить и выбирать людей, что она «отличает золото от мишуры», именно поэтому и выбрала в женихи его.

Паратов предлагает выпить «за счастливейшего из смертных», и, пока Карандышев ходит за очередной бутылкой вина, все покидают дом через заднюю калитку. Лариса на прощание говорит матери, что той либо радоваться за дочь, либо искать ее в Волге. Карандышев понимает, что гости над ним посмеялись, и, оскорбленный таким обманом, собирается мстить каждому. Он берет пистолет и уходит.

Действие IV

В кофейне обиженный Робинзон берет за счет Вожеватова бутылку дорого вина. Иван замечает Карандышева с пистолетом, который пристает к Робинзону с вопросом, где его друзья. Тот отвечает, что, очевидно, гуляли на Волге, поэтому брошенный жених отправляется на пристань.

Появляются цыгане, следом Кнуров и Вожеватов. Они обсуждают судьбу Ларисы Дмитриевны, которая бросила своего жениха, потому что в очередной раз поверила Паратову, а он-то уж точно не променяет ее на «миллионную невесту». Считая, что должны принять участие в дальнейшей судьбе Ларисы, почтенные купцы разыгрывают в «орлянку», кому взять ее в содержанки и поехать с ней на выставку в Париж.

Действие проис-ходит в большом вымыш-ленном городе на Волге — Бряхи-мове. Открытая площадка возле кофейни на приволж-ском буль-варе. Кнуров («из крупных дельцов послед-него времени, пожилой человек с огромным состо-я-нием», как сказано о нем в ремарке) и Воже-ватов («очень молодой человек, один из пред-ста-ви-телей богатой торговой фирмы, по костюму евро-пеец), заказав шампан-ское в чайном приборе, начи-нают обсуж-дать новость: известная в обще-стве краса-вица беспри-дан-ница Лариса Огуда-лова выходит замуж за бедного чинов-ника Каран-ды-шева. Воже-ватов объяс-няет скромный брак жела-нием Ларисы, пере-жившей силь-нейшее увле-чение «блестящим барином» Пара-товым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. После скан-дала, когда очередной жених за растрату был арестован прямо в доме Огуда-ловых, Лариса и объявила, что выйдет замуж за первого, кто посва-та-ется, а Каран-дышев — давний и неудач-ливый поклонник — «и тут как тут». Воже-ватов сооб-щает, что ждет Пара-това, который продал ему свой пароход «Ласточка», чем вызы-вает радостное ожив-ление владельца кофейни. К пристани поска-кала лучшая в городе четверня с хозя-ином на козлах и цыга-нами в парадной одежде.

Появ-ля-ются Огуда-ловы с Каран-ды-шевым. Огуда-лову угощают чаем, Каран-дышев важни-чает и, как равный, обра-ща-ется к Кнурову с пригла-ше-нием на обед. Огуда-лова пояс-няет, что обед в честь Ларисы, и она присо-еди-ня-ется к пригла-шению. Каран-дышев выго-ва-ри-вает Ларисе за фами-льяр-ность с Воже-ва-товым, несколько раз осуди-тельно упоми-нает дом Огуда-ловых, чем обижает Ларису. Разговор заходит о Пара-тове, к кото-рому Каран-дышев отно-сится с завист-ливым недоб-ро-же-ла-тель-ством, а Лариса — с восторгом. Она возму-щена попыт-ками жениха срав-нить себя с Пара-товым, заяв-ляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Во время разго-вора разда-ются пушечные выстрелы, Лариса пуга-ется, но Каран-дышев объяс-няет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи», между тем из разго-вора Воже-ва-това и Кнурова известно, что пальба — в честь приезда Пара-това. Лариса с женихом уходят.

Появ-ля-ется Паратов в сопро-вож-дении провин-ци-аль-ного актера Аркадия Счаст-лив-цева, кото-рого Паратов зовет Робин-зоном, поскольку снял его с необи-та-е-мого острова, куда Робин-зона выса-дили за дебош. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточку», Паратов отве-чает: «Что такое „жаль“, этого я не знаю. <...> найду выгоду, так все продам, что угодно», и вслед за этим сооб-щает, что женится на невесте с золо-тыми приис-ками, приехал проститься с холо-стяцкой волей. Паратов пригла-шает на мужской пикник за Волгу, делает ресто-ра-тору богатый заказ и зовет пока к себе отобе-дать. Кнуров и Воже-ватов с сожа-ле-нием отка-зы-ва-ются, сообщая, что обедают у жениха Ларисы.

Второе действие проис-ходит в доме Огуда-ловых, главная примета гостиной — рояль с гитарой на нем. Приез-жает Кнуров и упре-кает Огуда-лову, что она отдает Ларису за бедного чело-века, пред-ре-кает, что Лариса не вынесет жалкой полу-ме-щан-ской жизни и, веро-ятно, вернется к матери. Тогда им потре-бу-ется солидный и богатый «друг» и пред-ла-гает себя в такие «друзья». После этого он просит Огуда-лову, не скупясь, зака-зать Ларисе приданое и подве-нечный туалет, а счета прислать ему. И уходит. Появ-ля-ется Лариса, говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Огуда-лова рисует дере-вен-скую жизнь в мрачных красках. Лариса наиг-ры-вает на гитаре и напе-вает романс «Не искушай меня без нужды», но гитара расстроена. Увидев в окно содер-жа-теля хора цыгана Илью, она зовет его нала-дить гитару. Илья расска-зы-вает, что барин приез-жает, какого «весь год ждали», и убегает на зов других цыган, сооб-щивших о приезде долго-ждан-ного клиента. Огуда-лова беспо-ко-ится: не пото-ро-пи-лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию? Появ-ля-ется Каран-дышев, кото-рого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но он не хочет спешить, чтобы «пове-ли-чаться» (выра-жение Огуда-ловой) Ларисой, удовле-тво-рить свое само-любие, которое так долго стра-дало от прене-бре-жения им, Каран-ды-шевым. Лариса упре-кает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только наде-ется полю-бить. Каран-дышев бранит город за внимание к разврат-ному, промо-тав-ше-муся кутиле, приезд кото-рого всех свел с ума: ресто-ра-торов и половых, извоз-чиков, цыган и горожан вообще, и на вопрос, кто же это, раздра-женно бросает: «Ваш Сергей Сергеич Паратов» и, выглянув в окно, говорит, что он приехал к Огуда-ловым. Испу-ганная Лариса вместе с женихом уходит в другие покои.

Огуда-лова ласково и фами-льярно прини-мает Пара-това, спра-ши-вает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынужден жениться на невесте с полу-мил-ли-онным приданым. Огуда-лова зовет Ларису, между ней и Пара-товым проис-ходит объяс-нение наедине. Паратов упре-кает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса призна-ется, что продол-жает любить его и выходит замуж, чтобы изба-виться от унижений перед «невоз-мож-ными жени-хами». Само-любие Пара-това удовле-тво-рено. Огуда-лова знакомит его с Каран-ды-шевым, между ними проис-ходит ссора, поскольку Паратов стре-мится задеть и унизить жениха Ларисы. Огуда-лова улажи-вает скандал и застав-ляет Каран-ды-шева пригла-сить на обед и Пара-това. Появ-ля-ется Воже-ватов в сопро-вож-дении Робин-зона, выда-ва-е-мого за англи-ча-нина, и знакомит его с присут-ству-ю-щими, в том числе и с Пара-товым, который сам недавно уступил ему Робин-зона. Воже-ватов и Паратов сгова-ри-ва-ются пове-се-литься на обеде у Каран-ды-шева.

Третье действие — в каби-нете Каран-ды-шева, убранном бедно и безвкусно, но с боль-шими претен-зиями. На сцене тетка Каран-ды-шева, смешно жалу-ю-щаяся на убытки от обеда. Появ-ля-ется Лариса с матерью. Они обсуж-дают ужасный обед, унизи-тельное непо-ни-мание Каран-ды-шевым своего поло-жения. Огуда-лова говорит, что гости нарочно подпа-и-вают Каран-ды-шева и смеются над ним. После ухода женщин появ-ля-ются Кнуров, Паратов и Воже-ватов, жалуясь на дрянной обед и ужасные вина и радуясь, что Робинзон, способный пить что угодно, помог подпоить Каран-ды-шева. Появ-ля-ется Каран-дышев, который важни-чает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посы-лают за коньяком. В это время цыган Илья сооб-щает, что все готово для поездки за Волгу. Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису, Паратов берется её угово-рить. Появив-шуюся Ларису просят спеть, но Каран-дышев пыта-ется ей запре-тить, тогда Лариса поет «Не искушай». Гости в восторге, Каран-дышев, соби-раясь сказать давно заго-тов-ленный тост, уходит за шампан-ским, остальные остав-ляют Пара-това наедине с Ларисой. Он кружит ей голову, говоря, что еще несколько таких мгно-вений, и он бросит все, чтобы стать её рабом. Лариса согла-ша-ется поехать на пикник в надежде вернуть Пара-това. Появив-шийся Каран-дышев произ-носит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разби-рать людей» и потому выбрала его. Каран-ды-шева посы-лают еще за вином. Вернув-шись, он узнает об отъезде Ларисы на пикник, пони-мает, наконец, что над ним посме-я-лись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие снова в кофейной. Робинзон, не взятый на пикник, из беседы со слугой узнает, что видели Каран-ды-шева с писто-летом. Тот появ-ля-ется и расспра-ши-вает Робин-зона, где его това-рищи. Робинзон отде-лы-ва-ется от него, объяснив, что это были случайные знакомые. Каран-дышев уходит. Появ-ля-ются вернув-шиеся с пикника Кнуров и Воже-ватов, пола-га-ющие, что «драма начи-на-ется». Оба пони-мают, что Паратов дал Ларисе серьезные обещания, которые не намерен выпол-нять, а потому она ском-про-ме-ти-ро-вана и поло-жение её безвы-ходное. Теперь может осуще-ствиться их мечта поехать с Ларисой в Париж на выставку. Чтобы не мешать друг другу, они решают бросить монету. Жребий выпа-дает Кнурову, и Воже-ватов дает слово устра-ниться.

Появ-ля-ется Лариса с Пара-товым. Паратов благо-дарит Ларису за удоволь-ствие, но она хочет услы-шать, что теперь стала его женой. Паратов отве-чает, что не может порвать с богатой неве-стой из-за страст-ного увле-чения Ларисой, и пору-чает Робин-зону отвезти её домой. Лариса отка-зы-ва-ется. Появ-ля-ются Воже-ватов и Кнуров, Лариса броса-ется к Воже-ва-тову с просьбой о сочув-ствии и совете, но тот реши-тельно укло-ня-ется, оставляя её с Кнуровым, который пред-ла-гает Ларисе совместную поездку в Париж и содер-жание на всю жизнь. Лариса молчит, и Кнуров уходит, прося её поду-мать. В отча-янии Лариса подходит к обрыву, мечтая умереть, но не реша-ется покон-чить с собой и воскли-цает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь...» Появ-ля-ется Каран-дышев, Лариса пыта-ется прогнать его, говорит о своем презрении. Он упре-кает её, расска-зы-вает, что Кнуров и Воже-ватов разыг-ры-вали её в орлянку, как вещь. Лариса потря-сена и, подхва-тывая его слова, говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она просит прислать к ней Кнурова. Каран-дышев пыта-ется её оста-но-вить, кричит, что прощает её и увезет из города, но Лариса отвер-гает это пред-ло-жение и хочет уйти. Его словам о любви к ней она не верит. Взбе-шенный и униженный Каран-дышев стре-ляет в нее. Умира-ющая Лариса с благо-дар-но-стью прини-мает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежав-шимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыган-ское пение. Паратов кричит: «Велите замол-чать!», но Лариса не хочет этого и умирает под громкий цыган-ский хор со словами: «...вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».