Реформы в сфере образования - тема для активных дискуссий. В числе популярных направлений деятельности законодателя, связанных с данной отраслью, - внедрение института заключения эффективных трудовых контрактов. Для образовательной сферы подобная инициатива достаточно необычна - главным образом в силу того, что предполагается оценка работы учителей школ, исходя из неких объективных критериев. Что такое эффективный контракт? Насколько сложным может быть его внедрение в российских школах?

Несколько дней назад было подписано Национальное рамочное соглашение. Какие новые моменты в нем? Есть несколько новых моментов, которые сыграют положительную роль в регулировании сектора и смогут отслеживать эффект в ближайшие годы. Одним из новых моментов является то, что он создает возможность для больниц создавать персонализированный аналитический документ, который получат пациенты. Он нацелен на то, чтобы оценить лечение каждого пациента, и пациент будет знать, что именно он делает в качестве учреждения здравоохранения, и сможет предупредить, если он не соответствует действительности.

Акцент на качестве обучения

Основные провозглашаемые цели российских законодателей, которые ввели в оборот такой термин, как "эффективный контракт в образовании", - повышение уровня доходов работников сферы образования, а также улучшение качества преподавания предметов в школах. При этом, как считают многие эксперты, власти решили сделать акцент именно на второй цели, так как доходы учителей в целом за последние несколько лет выросли. Точно так же как, в частности, улучшилась инфраструктура учреждений - вследствие роста бюджетного финансирования. Теперь на очереди, как, вероятно, считает законодатель, повышение эффективности обучения.

Этот тип контроля не самый эффективный, дорогостоящий и административный. Это позволит нам получить представление о реальной стоимости медицинской деятельности, с тем чтобы после всестороннего анализа мы могли получить более объективные цифры, которые будут предусмотрены в бюджете НСФО и будущих национальных рамочных контрактов. Мы считаем, что к концу этого календарного года он начнет внедряться в некоторых больницах. Обязанность университетских больниц и ведомственных больниц отслеживать терапевтический эффект этого лечения, который будет оценивать необходимость более длительного использования этих лекарств.

Суть эффективного контракта

Основная идея, с целью реализации которой появился эффективный контракт в образовании, - привязать экономические показатели (то есть зарплату учителя) к критериям качества выполняемой им работы. Речь идет о составлении трудового договора с соответствующей структурой и условиями, прозрачными и понятными каждому учителю.

Это очень важно, поскольку это касается новых лекарств, они оплачиваются государственными средствами, поэтому важно отслеживать эффект введения новых лекарств. В этом году РНД предоставляет больше возможностей в амбулаторной помощи. Мы стараемся идти в ногу с объемами и ценами в больничной помощи, а также увеличивать объемы и цены на амбулаторную помощь, потому что на протяжении многих лет основное внимание уделялось больничной помощи. Цель состоит в том, чтобы сделать амбулаторную помощь более эффективной, она получит больше средств, чем в предыдущие годы.

Эволюция внедрения новой практики

Впервые идеи о том, что зарплату учителя имеет смысл поставить в зависимость от качества его работы, широкой публике стали известны в конце 2000-х. В 2012 году была начата реализация одного из первых этапов программы, основные принципы которой были сформированы в президентском Указе "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Это хорошее решение, поскольку более эффективная амбулаторная помощь будет работать, дешевле и эффективнее помощь больницы. Как это соглашение достигнуто? Цель состоит в том, чтобы обеспечить чрезмерную активность с минимальным уклоном, чтобы иметь возможность анализировать это отклонение ежеквартально, и, если оно превышает 3%, необходимо будет пропорционально сократить расходы на медицинскую деятельность на последующие периоды.

Если между БМА и НСФОС не будет достигнуто соглашение об обновлении цен, тогда Наблюдательный совет НСФОН может наложить меры для снижения цен на клинические пути, а также клинические и амбулаторные процедуры. Поэтому мы только сделали положения в соответствии с требованиями Закона о медицинском страховании. Это важно, учитывая судебный вызов, предусмотренный ст. 2, п. 5 Положения об осуществлении права на доступ к медицинской помощи, который является нормативным актом и регулирует обязательство по снятию отпечатков пальцев.

Сначала были разработаны целевые эффективности работы, прежде всего, сотрудников школ на руководящих должностях. На данном этапе в учреждениях образования прорабатывается структура эффективных контрактов соотносительно со спецификой выполнения трудовых функций всех специалистов. На третьей стадии реализации программы предполагается, что эффективный контракт педагога будет в массовом порядке внедряться в трудовую практику. Ориентировочный срок, к которому выполнение данной задачи должно быть завершено, - 2018 год. В некоторых регионах России школы и другие образовательной сферы начали разработку отражающих процесс перехода к новым стандартам "дорожных карт". В соответствии с ними система эффективного контракта в образовании будет внедряться.

Эти действия поддерживаются БМА, поскольку приоритет отдается верховенству закона и судебным решениям относительно законности аутентификации по отпечаткам пальцев. На этот раз переговоры РНД прошли намного быстрее, чем обычно. Вы были частью переговорного процесса - как проходили переговоры и был ли консенсус по этим часто спорным вопросам?

Мы соблюдали законный срок для завершения переговоров по ст. 54, пункт. 6 Закона о медицинском страховании - 28 февраля. Процесс был непростым, он был связан с серией встреч, мнений, консультаций, которые были почти каждый день, но продолжались в нормальном, разумном диалоге. Уже есть традиции, сделанные за эти годы.

Законодательный аспект

Термин "эффективный контракт", однако, до сих пор не фигурирует в российском законодательстве. Он встречается в СМИ, в некоторых ведомственных рекомендациях, но как такового закрепления на уровне федеральных правовых актов пока что не получил. Таким образом, как считают некоторые эксперты, смысл такого явления, как эффективный контракт в образовании, - в структурировании трудового договора (содержание которого, в свою очередь, регулируется соответствующим Кодексом) так, чтобы, исходя из его текста, было ясно, какова зависимость между зарплатой учителя и качеством преподавания.

По этой причине нормальным является стандартизация процедур ведения переговоров. Однако каждая из сторон учитывает бюджетные рамки НСФОН. Несколько дней назад вы сказали, что запланированы встречи с директорами больниц, чтобы они могли предлагать меры по сокращению задолженности медицинских учреждений. Как именно будет происходить этот процесс и в какие сроки?

Этот процесс является результатом финансового положения большого числа учреждений здравоохранения, имеющих большой долг, невелик и процент просроченных обязательств. Он имеет более 80% просроченной задолженности. Сейчас мы ждем, когда директора госпиталей будут предоставлять самую быструю информацию об их долгах как можно скорее и, кроме того, предложить конкретные меры на один год, как ограничить рост этих обязательств, поскольку отмечается, что НСФОФ предоставляет все больше ресурсов Для медицинской деятельности таких больниц, а задолженность значительно увеличилась за последние 2, 5-3 года, что говорит о слабости управленческих решений некоторых больниц.

Суть инициативы

Но если в законе не сказано, что такое эффективный контракт в образовании, то каковы его возможные признаки, исходя из сущности программной инициативы, о которой шла речь выше? Эксперты полагают, что отличительная специфика трудовых договоров в рамках новой системы может характеризоваться следующими признаками.

Это не означает, что это единственная причина, но для того, чтобы быть полностью точным, нам необходимо собрать все данные, быстро и своевременно общаться с менеджерами больниц - предоставлять данные, проводить общие собрания, как в в некоторых больницах государство не является единственным акционером, и необходимо провести дискуссию. После того, как этот анализ был проведен, и мы видим меры, эксперты из администрации МЗ и эксперты больницы разработали общий план действий по сокращению увеличения долга.

Одной из мер может быть реорганизация медицинской деятельности, учет энергоэффективности с точки зрения их материальной базы, их более активное участие в программах евро и четкие инвестиционные программы, а не неизбирательный спрос на инвестиции и неизбирательная покупка оборудования. Мы не ожидаем решения этой проблемы, но, по крайней мере, на данном этапе мы ее проясним, и мы будем вызывать разные решения, чтобы следующий министр знал, что такое вывод. Но следующий министр должен знать, что эту проблему нужно контролировать и не оставлять с течением времени.

  • Во-первых, каждое учебное заведение должно иметь ориентиры в аспекте целевых показателей эффективности на уровне государственного задания (которое формулируется в корректной и понятной для конкретного учреждения форме) вышестоящим органом власти.
  • Во-вторых, форма эффективного контракта в образовании должна быть составлена в должной степени логично и структурированно. Так, чтобы каждый учитель видел, какие конкретно для его тематики деятельности критерии есть и каких стандартов ему следует придерживаться в образовательном процессе. Адаптированные к программе новые трудовые договоры должны в полной мере отражать обязанности сотрудника школы, критерии оценки и оплаты его труда.
  • В-третьих, в школах должны иметься ресурсы, необходимые для выполнения учителями работы требуемого качества. То есть, если речь идет об углубленном изучении географии, то учебные классы должны быть снабжены соответствующими картами или иметь доступ к соответствующего качества электронным ресурсам. Если необходимо изучать литературу на примере редких произведений, то таковые книги должны иметься в школьной библиотеке.

Министерство работает над стандартом развития детей раннего возраста. Куда шла стандартная работа? Рабочие группы уже завершили свою работу. Указ должен был быть выпущен осенью прошлого года, но не был выпущен. Он регулирует переход между образованием детей и дошкольным образованием. Стандарты касаются детей в возрасте от 10 месяцев до 3 лет и касаются воспитания детей в группе. Впервые эти стандарты обеспечивают основу для обучения висцеральных групп, которые будут охвачены графиками консультантов.

Стандарты учитывают как индивидуальные характеристики ребенка, так и стандартные возможности и возможности, которые ребенок должен иметь по отношению к своему возрасту, с целью повышения качества ухода в приемной группе. Когда ожидается, что он вступит в силу?

Ожидания

Чего, собственно говоря, ожидает законодатель, вводя эффективный трудовой контракт в образовании? По мнению некоторых экспертов, цели властей могут быть связаны не только с повышением эффективности оплаты труда, но также и с приданием особой привлекательности, прежде всего, для молодых специалистов. Которые хотят видеть перспективы в выборе той или иной сферы деятельности.

Указ будет объявлен для публичного обсуждения в течение 2-3 недель и вступит в силу 1 августа. Он будет обнародован гораздо раньше, с тем чтобы можно было создать программу преподавателей под новым регламентом и провести тренинги. Глобальный фонд постепенно выводит из Болгарии и ограничивает финансирование программ борьбы со СПИДом и туберкулезом. Какие меры предусмотрены в рамках программ по этим заболеваниям?

Мы приняли две национальные программы. Один из них касается профилактики и борьбы с ВИЧ и инфекциями, передаваемыми половым путем. Это важно, потому что это долгосрочные программы с неоспоримым, доказанным на сегодняшний день положительным эффектом. Цель состоит в том, чтобы охватить 60% охвата групп повышенного риска, 75% -ное сокращение новых случаев ВИЧ-инфекции. Это некоторые серьезные цели, но они достижимы. В этом году для реализации этой программы потребуется 2, 8 млн.

Эффективный трудовой контракт при грамотном его составлении и, что немаловажно, при доказанной практике его действенности может сыграть положительную роль в привлечении внимания со стороны перспективных специалистов.

Основные проблемы

Практический переход к системе корреляции между качеством образования и оплатой труда сотрудников школ может быть затруднен отсутствием стандартизации в подходах к оценке работы учителей. Критерии эффективного контракта в образовании в целом достаточно рамочные. Нормы оплаты труда, как считают многие эксперты, даже сейчас устанавливаются подчас не вполне объективно. Есть прецеденты, когда учителя при несопоставимом уровне профессиональной подготовки имеют одинаковую зарплату. Или очень разную при соизмеримой квалификации.

Мы также приняли программу по профилактике туберкулеза. Мы считаем, что это возможно, потому что мы контролируем влияние этих национальных программ. Для реализации программы в этом году требуется 6, 5 млн. Левов, основная часть которых была поддержана Глобальным фондом. В течение двух недель программы должны быть приняты Советом министров.

Прекращение действия работодателем с уведомлением - ст. 328 Трудового кодекса. Причины, по которым работодатель расторгает трудовой договор работника с уведомлением, предусмотрены в Трудовом кодексе - ст. Право работодателя прекратить действие трудового договора с уведомлением означает, что он обязан уведомлением сотрудника. Продолжительность периода уведомления зависит от типа трудового договора. Период уведомления начинается со дня, следующего за его получением. Момент прекращения отличается в зависимости от того, работает ли сотрудник на весь срок уведомления или только его часть.

Критерии эффективного контракта в образовании - не единственный проблемный аспект внедрения новшеств. Дело в том, что далеко не все учителя сами желают перемен. Даже те, которые в силу необъективности оценок могут иметь зарплату ниже, чем могли бы. Дело здесь в том, что они считают, что профессия учителя - не из числа тех, что подлежат какому-то измерению в рациональных единицах или иных критериях в привязке к показателям. Очень многое, считают преподаватели школ, дается ученикам вне основного контекста уроков - такие вещи, как внимание, воспитание, разделение опыта в решении каких-то проблем. За это эффективный контракт в образовании отвечать не может.

Бывают случаи, когда работодатель не может уведомить сотрудника - во время использования отпуска независимо от типа отпуска или в других случаях в зависимости от статуса работника или работника без предварительного разрешения инспекции О труде. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор даже до истечения срока исковой давности, в котором он должен выплатить компенсацию работнику в размере его брутто-зарплаты за неподтвержденный срок уведомления. Право работодателя не соблюдать срок уведомления не подлежит соглашению работника, а его обязательство выплатить соответствующее возмещение за необъявленное уведомление.


Еще одна группа возможных проблем в ходе реализации новшеств - риски, связанные с чрезмерным бюрократизмом. Дело в том, что при реализации программы перевода учителей на эффективный контракт речь идет о распределении, прежде всего, бюджетного финансирования. Контролирующие структуры при Министерстве образования и муниципальных отраслевых структурах, вероятно, будут желать вести мониторинг эффективности освоения средств из казны. Это, скорее всего, будет сопровождаться необходимость составлять многочисленные отчетные документы - и делать это будут, вероятно, сами учителя. Скорее всего, в рабочее время. И вполне может получиться так, что учитель может быть в большей степени замотивирован составить красивый отчет, чем качественно подготовиться к уроку.

Причиной прекращения трудового договора является «закрытие предприятия»; прекращение всей его производственной и сервисной деятельности. Закрытие предприятия осуществляется по решению, приказом и органом или лицом, создавшим его, и чье имущество оно принадлежит.

По ст. 328, пункт. 1, пункт 3 Трудового кодекса - при сокращении объема работ. «Сокращение объема работы» означает сокращение производственной и рабочей деятельности работодателя, причем конкретная причина не имеет значения. Фактическое сокращение объема имеет юридическое значение для законности увольнения, которое может быть доказано работодателем при оспаривании увольнения. При сниженной рабочей нагрузке работодатель имеет право расторгнуть трудовые договоры некоторых сотрудников, поскольку он не требует всего персонала, с которым он работает до сих пор, для осуществления «сокращенной» производственной или служебной деятельности.

Методические ориентиры

Выше мы уже сказали, что стандартизованных (принятых на уровне федерального законодательства) критериев, которые должны содержаться в трудовых договорах, пока не выработано. Есть только рекомендуемые методические ориентиры. Перечислим некоторые из них.

1. Форма эффективного контракта в образовании должны быть составлена таким образом, чтобы показатели качества работы были в целом взаимно равновесны. То есть нежелательно в составлении соответствующих критериев делать уклон на какие-то конкретно. Потому как учитель, углубившись в работу, направленную на соответствие им, может упустить из виду выполнение других важных задач. Ключевые критерии эффективности должны быть проработаны, исходя из равной их значимости.

По ст. 328, пункт. 1, пункт 4 Трудового кодекса - в случае прекращения работы более 15 рабочих дней. «Приостановление работы» означает прекращение всей деятельности работодателя или отдельного подразделения или отдельного подразделения. Конкретная причина прекращения работы не имеет значения. Во время остановки никакая работа не выполняется, т.е. сотрудник не выполняет свои обязанности.

Необходимо прекратить работу более 15 рабочих дней. По ст. 328, пункт. 1, ст. 5 Трудового кодекса - при отсутствии качеств работника для эффективного выполнения работы. Эта основа применяется «при отсутствии качеств для эффективного выполнения работы», что означает отсутствие профессиональных качеств, т.е. профессиональные знания, навыки и навыки, необходимые для эффективной работы назначенных функций работы. Отсутствие качеств работника должно быть объективным фактом, который может быть установлен и доказан работодателем.

2. Показатели качества работы должны быть конкретизированы, а не звучать абстрактно. Это необязательно какие-то цифры - более того, слишком сильно увлекаться количественными характеристиками, как полагают некоторые эксперты, не всегда целесообразно. Не следует ставить показателем эффективности, к примеру, количество оценок "отлично" за четверть. Преподаватель может, если того пожелает, ставить их как угодно много. Однако критерии должны быть сформулированы так, чтобы по факту выполнения учителем такой-то работы она однозначно определялась как эффективная. Например, это может быть работа по обеспечению полного выполнения домашних заданий по литературе. Критерий эффективности - как вариант, отсутствие двоек за несделанную домашнюю работу в дневниках.

3. Проверяемость показателей качества. То есть они, а также соответствующие критерии должны быть такого свойства, чтобы руководство школы однозначно идентифицировало их достоверность. Например, не самый лучший показатель качества - проведение уроков в дружелюбной атмосфере, однако вполне допустимый - использование методов психофизической разгрузки по окончании занятий 3 раза в неделю.

В среде экспертов есть две точки зрения, отражающие отношение в расстановке акцентов при выработке критериев, о которых идет речь. В соответствии с первой - школа должна подходить к определению параметров качества как можно более локально, учитывая специфику возложенных задач на конкретное учебное заведение. Другая точка зрения предполагает, что чрезмерная локализация затруднит, прежде всего, взаимодействие с проверяющими органами, в результате чего тот самый риск бюрократии может только вырасти - ведомства будут уделять таким учебным заведениям больше внимания. Поэтому, возможно, имеет смысл руководствоваться стандартами, задаваемыми на уровне учредителей государственных и муниципальных школ.

Составление эффективного контракта

Попробуем изучить нюансы практического внедрения в документооборот школы такого элемента, как эффективный контракт в образовании. Образец заполнения должен соответствовать критериям Трудового кодекса, потому как нанимать сотрудников на постоянную работу можно при исключительном соответствии контрактов нормам ТК РФ. Следующий нюанс, который должен содержать эффективный контракт в образовании, образец заполнения которого будет внедряться в школе, - собственно, критерии. Каких-то строгих законодательных ориентиров, как мы уже сказали выше, здесь не предусмотрено. Однако мы можем взять за основу ряд методических рекомендаций на базе ведомственных писем Министерства образования.

Итак, внедрение эффективного контракта в образовании, образец которого мы сейчас изучаем, должно предусматривать показатели качества, а также критерии, по которым оценивается соответствие работы сотрудника школы заданным целям. С точки зрения документального оформления источники соответствующих параметров могут выглядеть как приложение к трудовому договору.

Возьмем вариант, при котором стоит задача определить эффективность работы руководящих специалистов, поскольку соответствующие к настоящему моменту разработаны не только в теории, они внедрены во многих российских школах на практике в рамках первого этапа реализации программы. Директора практически всех школ России знают, что такое эффективный контракт в образовании просто потому, что они уже подписали его. У них есть реальный опыт работы в рамках соответствия ключевым параметрам качества. В свою очередь, если нам нужно составить адаптированный для должности учителя эффективный контракт в образовании, образец такового будет содержать слишком много теоретических формулировок.

Критерии качества

В числе изложенных в письмах Минобрнауки показателей качества, разработанных для руководителей школ, можно выделить следующие.

Во-первых, это соответствие деятельности образовательного учреждения профильному законодательству. Какие критерии могут быть в оценке соответствующего показателя? Министерство выделяет следующие:

Отсутствие (или снижение динамики) предписаний со стороны надзорных органов;

Нет жалоб от каких-либо проверяющих инстанций;

Государственное или выполнено в полном объеме;

К 1 сентября школа готова к новому учебному году.

Во-вторых, это удовлетворенность родителей и самих учеников качеством предоставляемых школой образовательных услуг. Критерии:

Процент учеников и родителей, давших положительную оценку деятельности школы по итогам года или четверти (исходя из данных анонимных опросов, например);

Отсутствие жалоб на собраниях.

В-третьих, это может быть информационная открытость образовательного учреждения. Критерии:

Функционирование сайта школы;

Публикация ключевых сведений бухгалтерского и финансового-хозяйственного профиля;

Информирование родителей о проводимых мероприятиях и результативности деятельности школы в ключевых направлениях работы.

В-четвертых, показателем качества может быть привлечение молодых специалистов. Критерии здесь:

Процент молодых специалистов в штате школы;

Проработанный механизм стимулирования эффективной работы учителей, только что пришедших в учебное заведение;

Наличие внутренней программы наставничества.

Это очень условный пример эффективного контракта в образовании в части показателей качества и соответствующих им критериев. Отражает он, как мы уже сказали выше, специфику работы руководства школы. Но приблизительный ориентир главным образом в аспекте структуры соответствующего договора мы получили.

Требования к документу

Итак, если мы составляем эффективный контракт в образовании, образец заполнения данного документа должен будет соответствовать следующим основным требованиям.

1. Ключевые положения договора должны полностью отражать предписания Трудового Кодекса. Это - основная часть контракта.

2. Должны быть прописаны показатели качества и критерии, на основе которых ведется оценка соответствия работы сотрудника школы своим должностным обязанностям. Это должным образом оформленное приложение к трудовому договору.

В числе наиболее полезных для сотрудников российских школ источников права, которые могут помочь подробнее изучить эффективный контракт в образовании (что это такое, в чем заключается, что сдержит), можно указать письма Минобрнауки.

По мнению ряда экспертов, те стандарты, которые предполагается издать к моменту начала массового перевода специалистов школ на работу по новым критериям, могут быть применимы не только для средних учебных заведений, но и иного рода образовательных учреждений. Так, вполне могут быть внедрены эффективные контракты в дошкольном образовании, несмотря на то, что специфика детских садов, конечно же, делает работу их сотрудников достаточно несхожей с целями и задачами, которые стоят перед учителями.

Также, как отмечают некоторые эксперты, эффективность должна стать основой для предоставления образовательных услуг не только на уровне государственных и муниципальных школ, но также и в частных учебных заведениях. А также тех, которые в силу своего профиля относятся к учреждениям дополнительного образования. Для работы специалистов, занятых в таких учебных заведениях, также может потребоваться составление специализированных трудовых договоров. Эффективный контракт педагога дополнительного образования, вероятно, будет характеризоваться иными критериями, чем таковой для сотрудника средней школы.


Критика

Выше мы отметили, что не все учителя довольны инициативой законодателя, касающейся перевода работы на эффективную основу. С чем связаны подобные настроения? Одну из причин мы назвали - неготовность многих учителей делить работу на ту, что подлежит рациональной оценке, и ту, которая делается вне конкретных величин, однако, как предполагается, на пользу образовательному процессу.

Другая точка несогласия в данном вопросе - соразмерность задач, возложенных на преподавателей, и величины требуемых ресурсов в аспекте труда и времени. Многие учителя считают, что новые стандарты будут более требовательны с точки зрения трудовых вложений при фактически той же оплате работы. Это может оттолкнуть от рассмотрения перспектив работы в этой сфере молодых специалистов, которые могут найти более эффективный с точки зрения компенсаций способ реализации своих талантов.

Еще один момент, не устраивающий некоторых учителей, - непонятно, как в новой схеме будет учитываться опыт преподавателя. Как известно, эту величину измерить трудно. Более того, не всегда очевидно, как конкретно ресурс в виде опыта может себя проявлять, поскольку он во многих случаях - инструмент локального применения. Эффективные контракты, в свою очередь, требует постоянного воспроизводства методик, которые могут и не быть прямо связаны с уровнем опыта конкретного учителя.