Екатерина Денибекова
«Экскурсия в библиотеку». Конспект НОД для детей подготовительной группы

«Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут .

Сюда приходят взрослые и дети

Потому что книги здесь живут».

Экскурсия , как форма обучения-это особый вид занятий, который дает возможность,в естественной обстановке знакомить детей с природными , культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том , что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку » для детей подготовительной группы .

Тип НОД : усвоение новых знаний.

Форма организации : экскурсия .

Основная образовательная область : «Познание» (формирование целостной картины мира,расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд» (хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Цель НОД : познакомить детей с профессией библиотекаря .

Задачи :

Образовательные : формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря , показать значимость библиотеки .

Развивающие : обогащение новых слов : библиотекарь , стеллаж, книжные полки; активизация словаря : читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывающие : воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря ; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Методы и приемы : вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.

Предварительная работа : Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря . Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии , как с родителями воспитанников, так и с библиотекарем .

Оборудование : книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке , клей для подклейки книги, скотч, ножницы.

Литература : Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

Ход НОД-ЭКСКУРСИИ :

1. Вводная часть :

За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии ) . Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность,ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку . Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения,и правила поведения в общественных местах.

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке ?

(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)

2. Основной этап :

Дети и воспитатель пришли в библиотеку . Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку . Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря , предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия » , что означает «книга» . У многих людей есть домашние библиотеки , читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки . Работа библиотекаря проходит в библиотеке , среди книг. Каждая библиотека – это целые города , длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь . У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки ,дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей .

Библиотекарь : Ребята, а вы любите читать книги? Назовите свою любимую книгу? (дети отвечают)

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.

Будьте внимательны!

(книга)

2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.

(книга)

3. Кто говорит молча?

(книга)

4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

(книга)

5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,

Помогаем детям мы стать разумными людьми.

Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.

(книги)

Молодцы! Все эти загадки были о книгах.

Воспитатель : Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь : Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке , в читальном зале?

Дети : Тихо, не шуметь!

Затем воспитатель просит библиотек ., записать в карточку книгу,за который пришли.

Воспитатель : Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают : подклеить! Воспитатель : Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку . А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.

Воспитатель : Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь ? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)

Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную , познавательную экскурсию и книгу и прощаются .

3. Заключительный этап : Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь » .

В нашей библиотеке начались занятия «Основы информационной культуры». Эти занятия проходят ежегодно в сентябре для студентов 1 курса.

Наши читатели познакомятся с правилами пользования библиотекой, её историей, графиком работы, отделами и особенностями фонда, каталогами и картотеками; узнают, какие услуги оказывает библиотека, что такое читательское требование.

Впервые в этом году первокурсники побывали на познавательной экскурсии с посещением самых сокровенных мест библиотеки, куда не ступала нога студента. Предлагаю совершить эту экскурсию вместе с нашими первокурсниками.

Начнем с отдела, которому «в глубине души» завидует каждый библиотекарь. И всё потому, что именно здесь первыми имеют возможность посмотреть и полистать новые-преновые книги и журналы.

Отдел комплектования и научной обработки документов

Каждый журнал, газета, и особенно книга, здесь учитываются и проходят специальную обработку.

Книгу систематизируют, то есть, дают ей адрес, «прописку по месту жительства» на полке; наклеивают листок-срок возврата; описывают – причем на каждую книгу печатаются сразу 4 карточки для каталогов – в алфавитный и систематический – для читателей, в служебный каталог и картотеку книгообеспеченности – для библиотечного учета; проводят по инвентарным книгам; обязательно вносят в электронный каталог, и только потом книгу отправляют в отделы обслуживания к читателям.

Перейдем с вами в следующий отдел.

Научно-библиографический отдел

В этом отделе работают библиографы. Это на их плечи, т.е. на их «ручки» ложится вся кипа журналов и газет, которые выписывает наша библиотека (а это более 300 названий). Но не надо думать, что библиографы только и делают, что целыми днями сидят и читают новые журналы. Нет, они просматривают, систематизируют и вносят в Электронный каталог статьи из периодических изданий и новых книг.

Также библиографы оказывают помощь студентам и преподавателям при работе с каталогами и картотеками. Именно к ним адресуют читатели свои самые «заумные» вопросы, и именно они находят ответы на них.

Задать вопрос можно, не только придя в библиотеку, но и виртуально, воспользовавшись услугами “Web-библиотекаря”. Для этого надо зайти на сайт нашей библиотеки и обратиться в виртуальную справочную службу.

При подготовке ВКР (дипломных работ) выпускники часто затрудняются, как грамотно оформить библиографические списки и ссылки. И опять на помощь приходят наши библиографы. Именно библиографы проводят бесплатные консультации по оформлению списков литературы.

А сейчас давайте проследуем в читальный зал и к нашим каталогам.

Читальный зал

Заходя в , мы попадаем в зону действия Wi-Fi. У кого есть мобильный телефон или ноутбук, придя в библиотеку, может не только взять книгу, полистать журналы и газеты, но и бесплатно подключиться к интернету в зоне действия Wi-Fi. Работать в зоне Wi-Fi можно во всех залах. Еще раз повторю – эта услуга бесплатная.

В библиотеке три читальных зала. Часто наши читатели, оказавшись в читальном зале, теряются и не знают где и как искать информацию, куда и к кому обратиться, чтобы получить книгу или журнал. Сориентироваться вам поможет дежурный библиограф.

Мы с вами узнали, что в отделе комплектования на каждую книгу печатается несколько карточек с её выходными данными. Одна из карточек идет в систематический каталог. Систематический каталог содержит карточки на книги, расставленные по отраслям знаний. К этому каталогу вы обращаетесь, когда дана определенная тема доклада или реферата без списка литературы. Для работы над рефератом, курсовой, дипломной бывает недостаточно материала из учебников и книг. Поэтому как дополнение к систематическому каталогу у нас создана систематическая картотека статей. В этой картотеке собраны карточки на статьи из книг, журналов и газет. Карточки расставлены тоже по отраслям знаний. К этой картотеке вы тоже обращаетесь, когда надо найти информацию по определенной теме.

Еще одна карточка на книгу в обязательном порядке помещается в алфавитный каталог. Алфавитный каталог находится в читальном зале №2 . В АК карточки на книги стоят строго по алфавиту авторов и названий. Содержание книг здесь значение не имеет. Рядом могут оказаться и повесть, и учебник по химии, и альбом репродукций. Этим каталогом вы можете воспользоваться, когда знаете автора и название книги. С помощью АК можно узнать и где хранится книга – на обороте карточки указано, сколько экземпляров есть в библиотеке и в каких отделах они находятся.

Заказать и получить литературу для работы можно в читальном зале № 1. Сейчас мы с вами пройдем в зал №1. Здесь находится справочный аппарат: энциклопедии, словари и справочники. Чтобы ими воспользоваться, нужно просто обратиться к библиотекарю. Вся остальная литература выдается только по письменной заявке читателя, при наличии студенческого и читательского билетов.

В этом читальном зале можно работать с литературой, а также знакомиться с различными выставками. Выставки часто меняются, тематика их разнообразна. Ночной абонемент дает возможность взять литературу домой на сутки, услуга бесплатная.

В читальном зале № 3 вы можете работать на компьютере, имеется доступ к интернету, электронная библиотека диссертаций, электронный каталог, видеотека. В этом же зале делают ксерокопии и распечатку необходимых материалов, запись информации на съемные цифровые носители (диск, флешку).

В читальном зале № 3 проходят различные библиотечные и общеинститутские мероприятия.

Спускаемся в хранилище читального зала .

Книги здесь расставлены по отраслям знаний, а периодические издания – по алфавиту. В читальном зале хранятся учебники и учебные пособия; энциклопедии, словари, справочники; научно-популярная литература; периодические издания; авторефераты и диссертации; краеведческая литература.

В библиотеке ШГПИ два абонемента : один расположен в корпусе № 3 (ул. Кондюрина), другой абонемент находится в секторе В главного корпуса, куда мы с вами сейчас и пройдем.

Абонемент

Отдел располагает различными видами изданий:

  • Учебники и учебные пособия
  • Научно-популярная литература
  • Литература на иностранных языках
  • Художественная литература

Как и в читальном зале, все книги в фонде расположены в алфавитном порядке по отраслям знаний.

Чтобы получить нужную книгу, вам необходимо предоставить читательский билет и заявку. В заявке указать шифр книги, автора и заглавие. Подобрать необходимую литературу и найти данные на книгу для заявки можно, воспользовавшись электронным каталогом. Для этого на абонементе установлено два компьютера. Как работать с ЭК вам подскажут наши библиотекари.

Чтобы получить литературу на абонементе и в читальном зале при себе обязательно надо иметь читательский билет. Каждый читательский билет имеет свой индивидуальный штрих-код и выдается на все время обучения в институте, поэтому его нельзя передавать в чужие руки, желательно всегда иметь при себе и не терять.

Немного о выдаче книг на абонементе: учебная литература выдается на учебный год. В конце учебного года читатели должны сдать все книги и пройти перерегистрацию. Иначе в новом учебном году читатели-задолжники книги получают в последнюю очередь.

Кроме выдачи литературы, для читателей абонемент проводит различные мероприятия: книжные выставки; выставки новой литературы; обзоры литературы; беседы и экскурсии по библиотеке. Оформлены постоянные стенды: «Информация», «Не скучай», «Хронограф».

Несколько слов о книгохранилище. Под абонементом находится Отдел хранения фондов .

Фонд книгохранилища очень большой – одних только стеллажей в книгохранилище насчитывается более 210 штук, на которых размещено более 150 тыс. экземпляров книг, журналов и газет! Особая наша гордость – это фонд редких книг , часть которых мы с вами посмотрели на выставке в читальном зале.

Литература из отдела хранения фондов выдается на абонементе при наличии читательского билета.

Пройдя с экскурсоводом по отделам библиотеки, вы ознакомитесь со структурой и содержанием фонда библиотеки, предлагающей вам свои услуги.

Поздравляем всех первокурсников с началом учебного года!

Приглашаем посетить библиотеку!

© Экскурсия. Филиппова Марина, 2013

© Фото. Вахрамеева Марина, 2013

Книжкин Дом Снаружи смотришь – Дом как дом Но нет жильцов обычных в нем В нем книги интересные Стоят рядами тесными. На длинных полках Вдоль стены Вместились сказки старины, И Черномор, и царь Гвидон, И добрый дед Мазай… Как называют этот дом? Попробуй, угадай!






Что такое библиотека? Это помещение для хранения информации в книжной и электронной форме. Это информационный центр, в котором собирается информация из внешнего мира. Это помещение для работы с информацией. Это центр выдачи информации для всех работающих и обучающихся в гимназии 35
















Люди о книгах Пословицы: –Испокон века книга растит человека. –С книгой поведёшься – ума наберёшься. –Хорошая книга – лучший друг. Загадки: –Без языка, без голоса, а правду сказывают. –Не куст, а с листочками. –Не рубашка, а сшита. –Не человек, а рассказывает










Литература для 1-4 класса Литература находится в фонде абонемента (основном фонде) Это первый и второй стеллажи. Литература расставлена по классам: 1 класс, 2-3 классы, 4-5 классов - по темам. Далее в алфавитной последовательности: в алфавите фамилий авторов и названий книг. Для быстрого нахождения имеются разделители с буквами алфавита.


Правила выбора литературы Чтобы найти нужную книгу, надо знать фамилию автора или название книги. Найти разделитель с нужной буквой и продолжить поиск книги. Взять книгу с полки и подойти к библиотекарю, записать её в читательский формуляр. Если книга не понравилась, поставить её на место.




Правила записи в библиотеку Читателем имеет право стать только ученик гимназии 35. Читателем имеет право стать только ученик, умеющий читать. Желающий стать читателем должен пройти экскурсию по библиотеке и ознакомиться с правилами библиотеки. Для читательского формуляра принести чистую тетрадь (12 л.)




Режим работы библиотеки Понедельник – пятница С – Среда – день читателя из начальной школы


Правила выдачи книг на дом Все взятые книги должны быть записаны в читательский формуляр. Срок пользования книгой: –Учебник – весь год –Программная литература – месяц –Самостоятельное чтение – неделя При получении книг требуется поставить свою подпись в читательском формуляре. При сдаче книг проследить, чтобы книги вычеркнули из читательского формуляра. Выбор книг делать после того, как отложен читательский формуляр.


Правила поведения в библиотеке Входя в библиотеку, поздоровайся. Объясни цель прихода в библиотеку. Ответь на вопросы библиотекаря. Проходить в библиотеку можно только после разрешения библиотекаря. Выбирать книги надо в показанных местах. При посещении библиотеки соблюдай тишину. Библиотека – поле общения с книгой, а не со своими знакомыми. В библиотеке запрещено: –Устраивать пикник. –Устраивать дискотеку или вечер встреч. –Устраивать свалку ненужных вещей. –Приходить в верхней одежде и без «сменки».


Правила бережного отношения к книге Соблюдай гигиену в обращении с книгой: –у тебя должны быть чистые руки, стол, ранец. Используй книгу только для чтения. Определи книге место на полке и на столе. Запрещается делать в книге: –Подчёркивания, загибание углов страниц, вырывание страниц, ставить свои пометки, делать рисунки. Возвращай книги в срок (через неделю). Имей для книги следующие предметы: –Обложку, футляр, закладку. Помоги книге, если ей нужна твоя помощь: –Подклей порванное. –Сотри написанные кем-то рисунки.


Кто такой читатель? Читатель – это Вы после того, как пройдёте экскурсию по библиотеке. Читатель – это Вы после того, как библиотекарь заведёт на Вас читательский формуляр Читательский формуляр – это документ на право получения литературы из библиотеки.


Завершение экскурсии Виртуальная экскурсия по школьной библиотеке подошла к концу. А наши встречи только начались. Они будут продолжаться в течение всего времени вашего обучения в гимназии. Я вам желаю успеха в ловле золотой рыбки Знания в море библиотечной информации.


Людмила Шперова

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада .

МДОУ ДС №4 активно сотрудничает с детской библиотекой . Цель сотрудничества - пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам, привитие любви к чтению, объединение усилий ДОУ с детской библиотекой для образовательных отношений в условиях единого образовательного пространства.

Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже много лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят.

Вот и 2015-2016 учебный год, начали с экскурсии по ознакомлению детей подготовительной группы с детской библиотекой в рамках Недели открытых дверей «Время читать» и Федерального проекта "PROчтение". В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности. Время, проведенное в библиотеке , хорошее подспорье для родителей и детей. На мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки , всегда рады каждому ребенку. При этом дети сами принимают активное участие в мероприятиях : рассказывают стихи, поют песни, получают подарки, дарят их сами. Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любили книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем : в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку. Вот и сегодня в гости к детям пришли книжные герои Знайка и Незнайка и познакомили с библиотекой .


Дети познакомились с читальным и абонементным залом, о правилах поведения в библиотеке и о правилах обращения с книгой, узнали, что означает слово «формуляр» и как записаться в библиотеку . А Баба Яга принесла книги в дар библиотеке и поучила как обыгрывать прочитанные произведения.


Сказку «Репка» дети обыграли с удовольствием сами, а сказку «Теремок» показали с помощью кукол работники библиотеки .


Стала для детей открытием волшебного и необычно интересного мира.


Публикации по теме:

Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. В. И. Толстой. 2015 год объявлен.

Поход в библиотеку – это один из первых наших выходов за территорию детского сада. Мы обсудили правила движения пешеходов, правила поведения.

Рядом с нашим детским садом находится детская городская библиотека. И вот на протяжении многих лет мы сотрудничаем с ними. Нас приглашают.

29 января наша группа посетила библиотеку, где прошло заключительное мероприятие на тему А. П. Чехов- великий русский писатель. Дети узнали.

Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 28 «Светлячок». 11 января 2014г. посетили Тепловскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала.

В нашем саду проходила неделя посвященная книге. 20 Марта Воспитанники средних групп №3, №9. Детского сада №4 "Малыш" Посетили школьную.

Экскурсия в школьную библиотеку

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.

»

Традиционно в октябре проведена экскурсия будущих первоклассников в библиотеку. Библиотекарь Гребенкина Наталья Егоровна познакомила ребят с книжным фондом библиотеки, ребята узнали, какие бывают книги, познакомились с правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. Малыши узнали, что КНИГИ – самое удивительное изобретение человечества. О том, что «учебники и книги плачут, когда к ним относятся неосторожно». В ходе экскурсии детей больше заинтересовали различные энциклопедические издания, которые получены недавно в библиотеке. Они с большим интересом и любопытством рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями, а кто-то даже пытался читать их. В конце экскурсии ребятам была предложена викторина, с которой они успешно справились.

Надеемся, что эти ребята и в дальнейшем будут нашими хорошими читателями.

Экскурсия будущих первоклассников в школьную библиотеку.

«Сюда приходят дети – узнать про всё на свете»

Цель: Познакомить учащихся класса предшкольной подготовки и малышей старшей группы детского сада со школьной библиотекой.

Задачи:


    Развить интерес к чтению.


    Познакомить с правилами пользования библиотекой


    Познакомить детей с такими понятиями - «читатель, библиотекарь, абонемент, читальный зал, формуляр читателя».

У дверей библиотеки ребят встречает Библиотекарь.

Наша экскурсия начинается с вопроса: «Что такое библиотека? (Дом, где живут книги)

Библиотекарь: Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай. (Дети: «Библиотека»)

Правильно, ребята, это библиотека- дом для разных книг.

Очень просим, заходите

В наш просторный, книжный дом!

Очень просим, поглядите,

Как мы с книжками живем.

Библиотекарь хозяин этого дома, и зовут её – Наталья Егоровна.




Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

КНИГА – лучший спутник мой и друг

Библиотекарь рассказывает о книжном фонде библиотеке, о расстановке фонда, знакомит с тематическими полками, книжными выставками. О том, кому принадлежат книги в библиотеке, как стать читателем библиотеки, как можно пользоваться библиотечными книгами.

Посмотрите, какие разные книги стоят на полках. Некоторые из них совсем новые, другие читали ещё ваши папы и мамы. Именно от вас, девочки и мальчики, зависит, сколько лет проживут книжки на полках. Бывает, что с ними случаются неприятные истории.

Из-за полок появляются две девочки в костюмах книжек.

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки?

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой

Обложки вырвал… с мясом!

Да что обложки… оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойду на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про кляксы я молчу –

О них и говорить - то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на « отлично»!

Ну, мой на тройках едет еле- еле

И даже двойку получил на той неделе…

Это очень грустные стихи, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет. И вы сейчас узнаете правила пользования библиотекой.

Правила пользования книгами.


    Чистая книжка - это приятно! Не оставляй на ней ты пятна. Привычку скверную оставь: листая, пальцы не слюнявь!


    В обложку книгу обверни. Где взял её- туда верни! Запомни! Книга- лучший друг, но только не для грязных рук!


    Загнуты в книжке все листы! А про закладку помнишь ты? Переплет не выгибай. Бумажный он- не забывай!


    Наши правила запомни! И старайся выполнять. И тогда…интересные секреты книжки будут раскрывать!

Библиотекарь: Я уверена, что некоторые из вас уже умеют читать. Есть такие ребята? Поднимите руки. А остальные ребята совсем скоро научатся читать. И тогда без помощи мамы и папы смогут путешествовать по Книжному государству.

А еще в библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которые часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы. В читальном зале все работают и ведут себя тихо.




В читальном зале тишина

Нам особенно нужна

Уходите разговоры, -

В вестибюли, коридоры

Фантазировать, мечтать.

Библиотекарь: Сегодня у нас необычный гость, узнаете:


    Лечит маленьких детей.


Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …(Айболит)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята!
У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).
Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.
И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).
- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.
- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.
- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.
- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.
Библиотекарь: Доктор Айболит познакомил вас с некоторыми приемами лечения больных книг. Если у вас что-то случится с книгами, приходите к нам в "Книжкину больницу", мы вам поможем полечить вашу больную. А сейчас мы прощаемся с Доктором Айболитом и послушаем стихотворение С.Маршака "Книжкины жалобы, или чего книга желала бы". Королева-книга читает стихотворение.
Я – книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Библиотекарь: А сегодня у нас еще необычный гость – это Бабушка-Загадушка, она принесла с собой для вас загадки.

Бабушка-Загадушка:

Говорит не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Бабушка-Загадушка: Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, мои милые дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

И еще несколько советов от Бабушки-Загадушки:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами много говорили о том, из каких отделов состоит библиотека, как надо и как не надо обращаться с книгами, чтобы проверить как вы это запомнили мы проведем викторину.


    Как называется отдел в библиотеке, где выдаются книги на дом? (абонемент).


    Что такое «читальный зал», для чего он нужен в библиотеке? (поработать со справочным фондом или почитать журналы).


    Какие отделы есть в нашей библиотеке? (абонемент, читальный зал, хранилище).


    Как называется специальная тетрадка, в которой библиотекарь записывает книги, выданные на дом? (формуляр).


    Как переводится на русский язык слово «библиотека» (книгохранилище).


    Ты получил новые учебники, как за ними ухаживать? (надеть обложку и сделать закладку).


    Назови библиотечную мебель (стеллажи, каталожные ящики, кафедра)


    Для чего в библиотеке делают книжные выставки? (для облегчения выбора книг).


    На сколько дней выдаются книги на дом в библиотеке? (10 дней).


Молодцы, ребята, вы нам очень понравились, мы ждем вас в библиотеке. А скажите, вам понравился наша экскурсия. Если да, то вы поднимите красные карточки, если нет, то зеленые.