Планирование, организация и проведение эвакуации населения воз­лагается непосредственно на эвакуационные органы, региональные центры и управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся эвакуационные комиссии; сборные эвакуационные пункты (СЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ); эвакоприемные комиссии (ЭПК); приемные эвакопункты (ПЭП).

Состав, назначение и размещение эвакоорганов приведены в табл. 8.2.

На объектах железнодорожного транспорта решением начальников ГО объектов организуются объектовые эвакуационные комиссии, в состав которых входят, как правило, представители отдела кадров и планового, служб ГО и крупных подразделений. Председателем комиссии назначается заместитель начальника ГО объекта.

С получением распоряжения о проведении рассредоточения и эва­куации населения начальники, штабы ГО объектов совместно с эвакуаци­онными комиссиями, службами ГО оповещают рабочих, служащих, членов их семей о времени прибытия на СЭП. Рабочая смена оповещается адми­нистрацией на месте, остальные - по техническим средствам связи и через оповестителей. Население, не связанное с производством, оповещается че­рез жилищно-эксплуатационные организации.

Под руководством эвакуационных (эвакоприёмных) комиссий при­водятся в готовность СЭП, ППЭ, ПЭП. Руководители органов транспорта приводят в готовность станции, пункты и пристани посадки (высадки) лю­дей, транспортные средства, формируют поезда и автоколонны (по 20-30 автомобилей) и организуют вывоз населения в соответствии с графиками движения поездов, автоколонн с рассредоточиваемыми И эвакуируемыми.

Кроме указанных в таблице, в состав эвакоорганов могут входить оперативные группы (по организации вывоза (вывода) эвакуируемого на­селения), группы управления на маршрутах пешей эвакуации; пункты по­садки (высадки) эвакуируемого населения на транспорт (с транспорта).

Получив извещение о начале рассредоточения и эвакуации, граждане должны собрать самые необходимые вещи, взять продукты питания на 2-3 дня, запас питьевой воды, аптечку, деньги, документы, подготовить для эвакуации детей дошкольного возраста. Подготовить квартиру (выключить газ, электроприборы, закрыть форточки, двери, убрать легковоспламе­няющиеся вещи). Получить в пункте выдачи (на предприятии или в РЭУ) средства индивидуальной и медицинской защиты. Проследовать общест­венным транспортом к назначенному СЭП в установленное время.

Таблица 8.2

Характеристика эвакоорганов


На СЭП население регистрируется, распределяется по поездам (авто­колоннам, судам), пешим колоннам (каждый СЭП специализируется на определённом виде эвакуации). Начальник эшелона вблизи СЭП распреде­ляет людей по вагонам (каютам), старший автоколонны - по машинам, ру­ководитель пешего перехода - по колоннам (колонны по 500-1000 чел. де­лятся на группы 50-100 чел.).

Со сборных эвакопунктов эвакуируемые пешим порядком выходят к местам посадки (на исходный пункт движения пеших колонн).

Посадку осуществляют старшие по вагонам (по машинам). В первую очередь размещают больных, инвалидов, родителей с детьми.

Пешие колонны двигаются по дорогам, не занятым автомобильным движением, по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч движения. Скорость движения на маршруте следует выдерживать в пределах 4-5 км/ч, дистанции между колоннами- 500 м.

При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают ма­лые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч, как правило, за пределами зоны возможных разрушений. На малых привалах людям ока­зывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонны (групп), оказывают помощь отстающим, предоставляют людям кратковре­менный отдых. На большом привале, помимо этого, организуют приём го­рячей пищи. Для регулирования движения колонн назначают исходный пункт (для регулирования начала движения) и пункты регулирования на маршруте движения. Каждая колонна через эти пункты должна проходить в установленное для неё время. На маршрутах организуются медицинские пункты, а в холодное время года в местах привалов и на ППЭ - пункты обогрева.

На конечном пункте пешеходного маршрута организуются ППЭ. При невозможности быстрой отправки людей до пункта назначения транс­портом на ППЭ организуется временное размещение людей (до предостав­ления транспорта).

Организация приёма и размещения рассредоточиваемого и эвакуи­руемого населения осуществляется эвакуационными приёмными комис­сиями и ПЭП.

Схема эвакуации комбинированным способом (вариант) приведена на рис. 8.2.


Эвакуация в составе пеших колонн

Рис. 8.2. Схема эвакуации комбинированным способом

Принципиального различия в структуре и задачах эвакуационных органов на мирное и военное время нет и быть не должно. Другое дело, что развертывание этих органов в мирное время происходит при крупномасштабных ЧС, а в военное время эти органы будут задействованы в обязательном порядке, в первую очередь при планомерном осуществлении эвакомероприятий.

В целом же, значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения как в мирное, так и в военное время. По мере изложения материала раскрываются дополнительные задачи этих органов в военное время.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

сборные эвакуационные пункты (СЭП);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

Эвакоприемные комиссии, создаваемые в районах загородной зоны (безопасных районах) при органах местного самоуправления, предназначены для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне (безопасных районах).

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Объектовую эвакуационную комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций (платформ электропоездов), речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемых, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн (эшелонов, судов). Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты эвакуируемых, как правило, в военное время, подготавливаются имеющиеся защитные сооружения, оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (электричку, судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-коммунальные организации, автомобильный транспорт, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечивается связью с соответствующими эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

Местами развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

Задачи оперативных групп:

оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС (В военное время - за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении) вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемых назначаются:

при перевозке железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;

при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.

Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

В состав группы управления входят: звено связи - 3-4 чел.; посты регулирования движения - 5-8 чел.; отделение обеспечения движения - 8-10 чел.; медицинский пост - 3 чел.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

организация и отправка пеших колонн;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

организация охраны общественного порядка.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

Их основные задачи:

обеспечение своевременной подачи специального оборудования для перевозки людей транспортными средствами к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) эваконаселения на транспортные средства;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакокомиссий.

На объектах экономики, расположенных в зонах возможного воздействия ЧС, руководителями ГО и штабами по делам ГОЧС, соответствующими эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.

Заблаговременно проводятся:

планирование эвакуации;

обучение и инструктирование персонала и членов их семей;

подготовка личного состава эвакоорганов;

рекогносцировка маршрутов эвакуации;

подготовка совместно с местной администрацией района (загородной зоны) размещения для приема и всестороннего обеспечения эвакуируемых.

При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:

подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;

проверка готовности систем связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;

уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакуируемых;

развертывание работы эвакокомиссии;

контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пункте сбора.

С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:

оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;

введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.

Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

подготовку личного состава эвакуационных органов;

подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

С получением распоряжения на проведение эвакуации проводятся:

организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающих эвакуируемых;

организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эвакуируемых;

организация дозиметрического контроля, санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды;

организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;

организация управления и связи в ходе эвакуаци

эвакуация население убежище защитный

2.1. Организацию и осуществление контроля за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий, своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов осуществляет эвакуационная комиссия при Правительстве субъекта Российской Федерации. Состав и положение об эвакуационной комиссии при Правительстве субъекта Российской Федерации утверждаются постановлением Правительства субъекта Российской Федерации.

2.2. Для планирования, подготовки и проведения эвакуации исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и организациями заблаговременно создаются эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии, организующие эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

сборные эвакуационные пункты городские и объектовые;

промежуточные пункты эвакуации;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

эвакоприемные комиссии в муниципальных образованиях, осуществляющих прием эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, материальных и культурных ценностей;

приемные эвакуационные пункты;

администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта).

2.3. Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются Федеральным законом от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и настоящим Положением.

2.4. В состав эвакуационных комиссий назначаются лица из числа руководящих работников, соответственно, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации и организаций, а также работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, транспортных организаций, органов образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

В состав эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, транспортных организаций, органов образования, здравоохранения, социального обслуживания, органов внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

2.5. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

планирование эвакуации на соответствующем уровне;

осуществление контроля за планированием эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в органах и подведомственных организациях;

организация и контроль подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

организация и осуществление контроля за своевременным комплектованием, качественной подготовкой иных эвакуационных органов;

2.6. Сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП) создаются для сбора, постановки на учет эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации населения.

СЭП обеспечивается связью с эвакуационной комиссией муниципального района (городского округа), администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации населения, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом. Каждому СЭП присваивается номер.

К СЭП прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот СЭП.

За СЭП закрепляются:

ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

медицинская организация;

организации жилищно-коммунального хозяйства.

2.7. Промежуточные пункты эвакуации создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными укрытиями и укрытиями;

перерегистрации населения и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

2.8. Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения (далее - группа управления) возглавляются начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий и осуществляют:

организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организацию охраны общественного порядка.

Группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи.

Для обслуживания пеших колонн на маршруте пешей эвакуации населения создаются подвижные медицинские бригады.

2.9. Эвакоприемные комиссии создаются органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субъекта Российской Федерации в безопасных районах, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакуационных приемных комиссий;

организации и контроля обеспечения эвакуации;

учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

2.10. Приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированным населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

При необходимости на ПЭП оборудуются укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

Основные задачи ПЭП:

встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автомобильных, пеших колонн и обеспечение высадки эвакуируемого населения совместно с администрацией пункта высадки;

во взаимодействии с автотранспортной службой муниципального района (городского округа) организация отправки эвакуируемого населения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом и пешим порядком;

доклады в эвакоприемную комиссию, созданную в безопасном районе, о времени прибытия, количестве прибывшего эвакуируемого населения и отправке его в места расселения;

Принципы и способы эвакуации

Планирование и проведение эвакуации осуществляется исходя из принципа крайне важно й достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

Количество людей, подлежащих эвакуации, каждый раз определяется местными органами власти с учётом рекомендаций органов управления ГОЧС. исходя из условий, характера и масштабов чрезвычайных ситуации.

Во время эвакуации вывозят (выводят) людей в загородную зону, ᴛ.ᴇ. в те районы и населœенные пункты, где дальнейшее проживание не представляет опасности. Их удалённость должна быть самой различной, от нескольких до сотен километров. Районы (населённые пункты), где размещается эвакуированное населœение, как правило, находятся вблизи желœезных и автомобильных дорог, речных пристаней.

В условиях возникновения чрезвычайной ситуации особо важное значение приобретают сроки эвакуации. Для их уменьшения применяют комбинированный способ. Он предусматривает как вывоз населœения автомобильным, желœезнодорожным, водным транспортом, так и массовый вывод в пешем порядке.

Эвакуационные мероприятия планируются и реализуются по производственно - территориальному принципу. Эвакуация рабочих, служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу, то есть по предприятиям, цехам, отделам. Эвакуация населœения, не связанного с производством, производится по территориальному принципу - по месту жительства, через домоуправления и различные другие жилищно-эксплуатационные организации. Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но в особых случаях образовательные учреждения и детские сады вывозятся самостоятельно.

Организуют эвакуацию начальники ГО - главы администраций городов, районов, руководители предприятий, организаций, учреждений. Рабочим органом являются управления ГОЧС.

Эвакуационные комиссии создаются на предприятиях, в организациях и учреждениях. Ведут учёт количества рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации. Разрабатывают документы, контактируют с районными (городскими) органами, сборным эвакуационным пунктом (СЭП), эвакоприёмной комиссией и приёмным эвакопунктом (ПЭП) в загородной зоне.

Сборный эвакуационный пункт предназначен для сбора, регистрации и организованной отправки населœения. При вывозе людей желœезнодорожным или водным транспортом СЭП размешаются вблизи станций, портов (пристаней) и на предприятиях, имеющих свои подъездные пути. При вывозе населœения автотранспортом СЭП размещается на территории или вблизи тех объектов, рабочие и служащие которых следуют этим транспортом. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, к нему приписываются ближайшие учреждения и организации.

Приёмные эвакуационные пункты создаются для встречи прибывающих в загородную зону людей, их учёта и размещения в конечных населённых пунктах.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) назначаются для населœения, эвакуируемого пешим порядком, когда конечные пункты размещения значительно удалены от города. Οʜᴎ размещаются в населённых пунктах, находящихся на маршрутах движения. Оттуда дальше населœение следует пешком или вывозится транспортом.

Для оказания помощи больным используются местные лечебные учреждения, а также тот медицинский персонал, который должен быть приписан к колонне.

Пункты посадки организуются на желœезнодорожных станциях и платформах, в портах и на пристанях, у подъездных путей предприятий. Пункты посадки на автотранспорт создаются, как правило, непосредственно у СЭП.

Пункты высадки располагаются вблизи мест размещения эвакуируемого населœения.

Эвакуационные органы – это система специально создаваемых нештатных органов, на которые возлагаются планирование, организация и проведение эвакуации (эвакуационных мероприятий). К Э.о. относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), пункты управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения. Эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление ГО, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

  • планирование эвакуации на соответствующем уровне;
  • осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;
  • организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

СЭП создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Они располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом. К СЭП прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот СЭП. За СЭП закрепляются:

  • ближайшие защитные сооружения ГО;
  • медицинское учреждение;
  • организации жилищно-коммунального хозяйства.

ППЭ создаются в целях:

  • кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи ж.-д., автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;
  • перерегистрации и проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуируемого населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют:

  • организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
  • ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
  • оказание медицинской помощи в пути следования;
  • организацию охраны общественного порядка.

Эвакоприемные комиссии создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

  • планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;
  • организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;
  • организации и контроля обеспечения эвакуации;
  • учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

ПЭП создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На ПЭП (при необходимости) оборудуются простейшие укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт. Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

  • обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);
  • организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;
  • организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
  • обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей. Работники Э.о. заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по ГОЧС, на курсах ГО, на учениях и тренировках по ГО. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.