Богородичные иконы - достояние православной церкви. В каждой из них сокрыта чудодейственная сила, любовь и милосердие Богородицы к нуждам молящихся.

Черниговская икона, в народе Гефсиманская, заявила о себе в далеком XVII веке. Существует версия, что данная икона есть не что иное, как список (копия), написанный с Ильинского образа Богородицы, но никаких подтверждений тому нет. Это один из известных и чудодейственных образов Пресвятой Девы, относящихся к особому типу. Ведь это плачущая икона , которая может не только бездвижно слушать, но и мироточить, слезно сострадая верующим людям.

История Черниговской иконы Богородицы

Верующие люди возвестили о Черниговской иконе в 1662 году. На тот момент она покоилась в стенах Троицко-Ильинского монастыря. По многочисленным молитвенным просьбам, обращенным к Богоматери, обитель Божья была избавлена от нападок татар. До того, как Святая Владычица ответила на молитвы, с ее образа стекали слезы. Ровно девять дней жители Чернигова видели, как Богородица, умываясь слезами, сострадает верующим людям. Спустя некоторое время иноплеменные напали на город, принеся верующим непоправимый вред, разорив окрестности и убив много неповинных людей. Послушники храма покинули его после молитв к Богородице , найдя пристанище и спасение в недрах пещер.

Татары прорвались в храм, но как они ни старались разворовать драгоценности на иконах, незримая сила разбрасывала их по сторонам и не впускала в пещеры, где укрывались верующие люди и священнослужители. Враги были так испуганы непостижимым явлением, что предпочли скрыться из города. После этого чуда от Черниговской иконы стали исходить чудесные явления, каждое из которых было засвидетельствовано.

Где находится чудотворный лик

После чуда, которое Черниговская икона явила миру и жителям Чернигова, она была причислена к собственности Гефсиманского скита и пребывала там вплоть до 1922 года. В этот год скит был заброшен, а Богородичный лик направили в Московский храм имени Преподобного Сергия Радонежского . Но там икона не задержалась надолго: в 1938 году обитель была разграблена, а многие святыни были публично сожжены во дворе. Православной семье удалось сберечь и укрыть святой лик в своем доме, но после этого след и история образа теряется. До сих пор не ясно ее местонахождение, поэтому верующие люди молятся ныне имеющемуся списку, находящемуся в возрожденном Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Описание Черниговской иконы Божьей Матери

На иконе величественно изображена Богородица с Младенцем на руках. Их тела покрывают роскошные и красивые одеяния, показывая нам их Небесный статус. Головы святого семейства украшены коронами — символом Царствия их над миром грешным. Младенец Иисус жестом руки благословляет верующих, а в другой руке его — священный список, призывающий чтить все заповеди Божьи .

В чем помогает Черниговская икона Богородицы

Богородица — первая святая заступница и молитвенница за жизнь всех верующих христиан. Молитва подле лика Ее Черниговского смягчит сердце , настроит на покаяние и поможет обрести покой в душе, избавит от многих грехов . К Владычице взывают в минуты отчаянья, бед и терзаний. Она помогает и избавляет от внезапной смерти, дьявольских нападений и неизлечимых болезней. Также оказывает поддержку при борьбе со слепотой, оспой и параличом.

Молитва Богородице подле святого образа

«О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под Твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, — крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, Владычица и Госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты — хранительница наша и надежда всякого верующего. К Твоим ногам преподаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь».

День празднования

День почитания Черниговской иконы Божией Матери ежегодно состоится 29 апреля (16 апреля по старому стилю). В день празднования особую силу обретают молитвы к Богородице, а помощь, исходящая от иконы Ее, удваивается.

Богородица — одна из первых заступниц и покровительниц жизни всякого верующего православного христианина. Она помогает всем, кто приходит к ней с горячими и искренними молитвами, с верой в душе и любовью ко Христу в сердце. Молитва — вот ключ к успеху, помогающий стать счастливее каждому человеку . Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в ХVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония († 1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом († 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии († 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников ХIХ в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797–1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.

26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами. До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа († 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей – иеросхимонахов Игнатия († 1900), Порфирия († 1905?) и Василия († 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор († 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления – 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской – Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Обитель иноков. Сюда
Пришли мы помолиться.
И здесь от горя и труда
Хотим на час забыться.

Идем в пещерный Божий храм,
Где у святой иконы
Отрадно волю дать слезам,
Земные класть поклоны.

Владычица Небес глядит
Любвеобильным взором
И как бы хочет всех покрыть
Чудесным омофором…

Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины - происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ.

Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная - Черниговско‑Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.

Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской‑Гефсиманской иконы.

С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами. О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице‑Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год - в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи‑пророка.

Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.

Черниговско‑Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.

По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке - в царских венцах.

В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой - этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению.

Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного. Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа. Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.

Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.

Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения (по замыслу будущего святителя‑мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).

Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», ‑ Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор, величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880‑х, когда было по ветхости разобрано.

Но только в Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.

Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г. здесь был погребен инок Климент, в миру - Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении. Святое же тело «старца‑утешителя» Варнавы (1831‑1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище. Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска. Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30‑летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества: «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.

Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, православные не забывали, хотя попасть на нее было непросто: здесь последовательно находились «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой отечественной войны, наконец, ПТУ для детей‑инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.

После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода «Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г. Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё. Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г., однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).

Список с Черниговско‑Гефисиманской иконы встречает богомольцев в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться почивающим здесь святым мощам Игумена Земли Русской. В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами. Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование на Саму Пречистую, как поется в тропаре пред Черниговской Ее иконой:

К Богородице прилежно ныне притецем,
грешнии и смиреннии, и смиренно припадем,
в покаянии зовуще из глубины души:
Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися,
погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи,
Тя бо и едину надежду имамы.

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16 — 24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой Лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (+ 1мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (+ 19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (+ 1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия — 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления Преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797 — 1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни, монахини Поликсении. На празднике Преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами.

До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года. Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX в. было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (+ 18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей — иеросхимонахов Игнатия (+ 1900), Порфирия (+ 1905?) и Василия (+ 1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (+ 3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления — 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой Лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь Преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.


Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской
глас 5


Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской


О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми, взирающе на Твой образ, яко живущей Ти с нами, приносим смиренная моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежныя. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Достопримечательности. Лондон. Тауэр.
В 1066 году герцог Нормандии Вильгельм начал завоевание Англии. К концу англосаксонского периода Лон...

Благодарю тебя, любимая Земля!
Каждого человека на Земле связывают с ней особенные чувства, потому что человек и Земля едины. Челов...

Имеются 7 фото в этой категории.

Икона Пресвятой Богородицы "Черниговская"

Обретение иконы

В 1852 г. (спустя месяц после оставления Филиппушкой пещер) дворянка Александра Филиппова пожертвовала Михайловскому храму Черниговскую икону Богоматери, писанную на холсте. Икона стала подлинным сокровищем обители.

Эту икону ещё в юности благословил в Хотьковом монастыре священник о. Иоанн Алексеев. Сам же он получил её в благословение от одного монаха Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На протяжении всей жизни прибегала Александра Григорьевна с молитвой к Заступнице всех немощствующих и скорбящих и глубоко благоговела перед этим образом. Оставив императорскую службу и совершая частые путешествия на богомолье в Лавру, она просила архимандрита Антония указать место, где бы достойно чтили и хранили святыню. Он дал совет поставить икону в нижнем храме Гефсиманского скита. Вскоре по желанию Филипповой с иконы снят был точный её список (копия), который сейчас находится под сенью в Успенском приделе Черниговского собора. Благодетельница скончалась в 1862 г. (на 62-м году жизни) и погребена за алтарём храма Архистратига Михаила.

Черниговская икона была написана в XVIII веке, на полотне размером 1 аршин 12 вершков в длину и 1 аршин 5 вершков в ширину. Она была списком с прославленной иконы Божией Матери Черниговско-Ильинской, находящейся в кафедральном Троицком Ильинском монастыре Чернигова, где в XI веке некоторое время подвизался прп. Антоний Печерский. Черниговско-Ильинская икона была написана в 1658 г. иноком Геннадием по типу «Одигирии – путеводительницы всех верующих». В отличие от Черниговско-Ильинского, образ Богоматери в Гефсиманском скиту по размерам был больше подлинника и написан на полотне. Икона стала именоваться Гефсиманско-Черниговской. Ещё до перенесения иконы в Пещерный храм Филиппова устроила на неё серебряную позолоченную корону, украшенную драгоценными камнями и бриллиантовым фермуаром. Икона занимала место на левой стороне иконостаса.

Черниговская икона явила себя чудотворной 1 сентября 1869 г. Тогда – в день церковного новолетия – перед святым образом внезапно исцелилась от 9-летнего паралича тульская крестьянка Фёкла Андрианова 28-ми лет. Внесённая в нижний храм, она почувствовала благодать, исходящую от иконы. Когда же поднесли её к Черниговской иконе, больная вдруг громко возопила: «Пустите меня!», и к общему изумлению больная внезапно сама встала на ноги, при этом присутствующие слышали как хрустели её суставы и кости. Она упала ниц перед иконой, утопая в слезах умиления и изливая чувство благодарности. По окончании молитвы, поднявшись и слегка поддерживаемая, она смогла уже сама идти к прочим местам пещер. Чудесное исцеление было засвидетельствовано спустя 4 дня в газете «Московские церковные ведомости».

Через 2 недели после исцеления Адриановой, 14 сентября, в день Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня совершилось другое чудо от Черниговской иконы – исцелился страдавший восемь месяцев исступлением ума владимирский крестьянин Иван Тимофеев. В Пещерном храме, во время молебного пения Богородице, он усердно молился. С чувством прикладывался к святой иконе и тут же ощутил, что ему стало очень легко. Переночевав в скитской гостинице, на другой день отправился он в Лавру и затем совершенно здоровый возвратился в деревню. 15 сентября последовало новое знамение чудодейственной милости Богородицы от Её святой иконы. Тогда исцелились две проживавшие в Сергиевом Посаде малолетние дочери губернского секретаря И.И. Бологова – Софья 1-го года и Елена 3-х лет. Софья была в совершенно безнадежном состоянии здоровья, а Елена страдала болезнью глаз. После пения молебна Богоматери, когда малюток приложили к иконе, а больной Елене помазали глаза елеем из лампады от иконы, они почувствовали внезапное облегчение. Слава о чудесных исцелениях от Черниговской иконы Богоматери привлекала и привлекает ныне в Черниговский скит многочисленных богомольцев. Узнавший о чудесах святитель Иннокентий, митрополит Московский прибыл в скит 26 сентября, благословив совершать молебное пение перед прославившейся иконой. Празднование этой иконе положено 1 сентября и 16 апреля (по старому стилю).

Менее чем за 20 лет икона явила свыше 100 чудотворений. Но сколько ещё подобных исцелений парализованных, прокажённых и бесноватых остались сокрытыми неизвестности или даже незамеченными! В 1922 г. по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот» чудотворная Черниговская икона была перенесена в Москву в храм прп. Сергия в Рогожской Ямской слободе (недавно возвращён РПЦ). Там икона хранилась до закрытия храма в 1938 г. после чего следы иконы затерялись.

Начало возрождения Гефсиманского Черниговского скита совпало с началом новой государственной политики в отношении РПЦ. В 1988 г. по благословлению наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Сергиево-Посадского) был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря, стали совершаться молебны перед чтимым списком Черниговской иконы Божией Матери в Троицком соборе Лавры. В 1990 г. в обители возобновилось монашеское житие, насельники много сил приложили на восстановление Черниговского собора. Вскоре один благочестивый христианин передал скиту хранившийся у него список Черниговской иконы Божией Матери. При реставрации этот образ стал источать миро, и впоследствии Царица Небесная не раз являла через Свой образ благодатную помощь всем, с верою к ней приходящим. 13 сентября 2004 г. в день 135-летия со дня явления первых чудотворений иконы Гефсиманскому Черноговскому скиту был передан чтимый список иконы Черниговской Божией Матери, бывший в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.