В сложной экономической ситуации работодатели используют кардинальные меры - сокращение сотрудников. Причины этого явления могут быть различными. Это реорганизация, уменьшение производства, смена типа деятельности. Часто происходит сокращение пенсионеров при сокращении штатов. Выполняется это на основе норм законодательства.

Понятие сокращения

Сокращение штата предусмотрено законом. Увольнение по этому основанию осуществляется по Трудовому кодексу РФ. Если наниматель не исполняет условия, то это может повлечь восстановление уволенного работника. Также ему положены выплаты за незаконные действия за все время вынужденного отсутствия. Часто споры относительно увольнения решаются через суд.

Вопросы трудоустройства регулируются ТК РФ. Основные аспекты присутствуют в следующих статьях:

  • 178 и 179 - порядок выполнения процедуры, нормы о выходном пособии;
  • 261 - охранные гарантии;
  • 296 - сокращение сезонных работников.

Привилегии пенсионеров

Хоть увольнение пенсионера по сокращению штата может выполняться, все же эти категории граждан имеют следующие привилегии:

  • запрещается возрастная дискриминация пенсионеров;
  • право на труд есть у всех граждан страны, включая тех, которые освобождены от труда из-за возраста;
  • в приоритете остается высокая квалификация, знания, опыт, улучшение производительности труда;
  • у пенсионера есть право на внеочередной дополнительный отдых, равный 14 дням, но без выплаты зарплаты;
  • если пенсионер желает уволиться по своей инициативе, то ему не нужно отрабатывать 2 недели.

Дискриминация по возрасту устанавливается тогда, когда нет согласия между нанимателем и сотрудником-пенсионером. При различных вариантах разрешения споров обеим сторонам надо принять обоюдное решение. Для работников-пенсионеров используются те же нормы закона, что и для всех остальных.

Если лицо не является ценным подчиненным, не обладает высокой квалификацией и богатым опытом, то оно попадает под увольнение вместе с остальными. Пенсионный возраст не освобождает от таких рисков.

Закон

Прописано сокращение штатов в В статье 78 указаны причины и основания для расторжения трудового соглашения между сторонами. Но там не написано, что при сокращении в приоритет может ставиться возраст работника.

В ФЗ №79 «О гражданской службе» содержится, что предельный возраст для гражданской службы составляет 60 лет, но этот срок можно продлить до 65. Лишь в исключительных случаях период увеличивается до 70 лет и то по указу президента РФ. На основе этих документов предусмотрено сокращение пенсионеров при сокращении штатов.

Гарантии пенсионерам

При сокращении штатов некоторые сотрудники пенсионного возраста в будущем могут иметь приоритет во время перевода на другие доступные вакансии и специальности. Но это правило распространяется на работников, которые имеют примерно одинаковую квалификацию или специальность с одинаковой производительностью.

Это касается:

  • инвалидов ВОВ;
  • инвалидов и участников боевых действий.

Приоритет имеют пенсионеры с 2-мя и более иждивенцами (внуками или детьми) и если человек является одним работающим в семье. Если человеком на предыдущей работе была получена профессиональная травма или сложное заболевание, которые не получится устранить с помощью перевода на другие должности и сокращения штатов, то он приоритетнее других работников.

Если пенсионеру ранее приходилось повышать квалификацию, то при сокращении штатов он будет пользоваться преимуществами по сравнению с другими сотрудниками из-за высокой квалификации и продуктивности труда. В документах и договорах организации могут быть указаны приоритеты по поводу переводов и сокращения штатов.

Процедура сокращения

Существует пошаговая инструкция сокращения штата, которая предусмотрена законом. Ее используют для простых сотрудников и пенсионеров. Уведомление о сокращении штата происходит за два месяца до этого события. Работодатель должен отсылать оповещение об этом. Уведомляются Центр занятости РФ и профсоюз. Если сокращение будет массовым, то оповещается ЦЗН за три месяца.

Сокращение пенсионеров при сокращении штатов начинается с издания руководителем приказа о формировании комиссии. Она решает, по какой должности нужно уменьшить численность работников. Также определяется, какие сотрудники остаются. Но этот этап не считается обязательным.

Чтобы произошло сокращение пенсионеров по сокращению штатов, создается приказ, где фиксируются работники должностей, которые будут убраны из штатного расписания. В документе обозначаются реквизиты организации, ФИО руководителя, дата расторжения трудовых соглашений и другие важные сведения.

Не позже 2-х месяцев каждый сотрудник, попавший под сокращение, получает уведомление о сокращении штата. Оповещение закрепляется подписью работника. Если по каким-то причинам нет возможности ознакомиться с этим, в документе ставится отметка, подтверждающая отказ или невозможность получения информации.

Сокращение пенсионеров, штата работников предполагает, что всем сотрудникам предлагаются другие должности или вакансии, на которые можно перейти в будущем. Важно, чтобы специальность подходила работнику по квалификации.

Выплаты

Выплаты пенсионерам при сокращении штата предусмотрены Суммы должны соответствовать среднему заработку. В последний день работы выплачивается выходное пособие. А в течение 2-х месяцев оплачиваются средства за период трудоустройства, но с решением ЦЗН срок продлевается до 3 месяцев. Пособие при сокращении штатов у всех разное. Все зависит от получаемого дохода.

Таким образом, увольнение пенсионера по сокращению штата практически не имеет отличия по сравнению с сокращением обычных работников. Исключения касаются некоторых категорий граждан (инвалиды, участники боевых действий). Принуждать пенсионера уволиться по своему желанию никто не должен, иначе это может привести к нежелательным последствиям.

Выходное пособие зависит от среднемесячного заработка сотрудника. Оно рассчитывается по следующим нормам:

  • 4-7 месяцев безработицы - 75% от среднего заработка;
  • 4 после выше обозначенного срока - 60%;
  • последующий период - 45%.

Льготы

При сокращении действуют допущения и исключения. Во многих коллективах есть льготники, которым в первую очередь гарантируется рабочее место. Преимуществами пользуются граждане, которые относятся к социально слабо защищенным слоям населения, а также лицам, которые имеют заслуги перед Отечеством.

К льготникам относят:

  • участников боевых действий в ВОВ;
  • инвалидов ВОВ и других боев;
  • пенсионеров, у которых есть иждивенцы до 18 лет;
  • сотрудников, указанных в коллективном договоре как приоритетные;
  • опекунов-пенсионеров, которые единственные в семье приносят доход.

Эти граждане могут остаться работать даже при сокращении. В эту категорию входят привилегированные подчиненные, которые были отправлены на повышение квалификации. Пока сотрудник не закончит обучение, его нельзя увольнять.

Основания

Увольнение по сокращению выполняется при:

  • сокращении единиц штата по определенной должности;
  • полной ликвидации должности.

По закону работодатель не должен говорить причины, повлекшие сокращение. Но желательно предоставить подтверждение избытка трудовых кадров.

Сокращение штата и должности

Штатом на любом предприятии называют численность должностей, находящихся в фирме. Сокращение выполняется по причинам, которые не зависят от руководства. Но все же в этой ситуации должны использоваться нормы сокращения штатов ТК РФ. В отдельных ситуациях эта процедура предполагает не увольнение, а только перераспределение числа сотрудников.

Сокращение должностей - удаление их из штатного расписания. Оформляется новое расписание, в котором предыдущих должностей нет. Сокращение пенсионеров выполняется на стандартных основаниях.

Гарантии

Законом предусмотрены гарантии для тех сотрудников, которые потеряли доход. Им дается время, за которое надо найти новую работу. Наниматель может предложить занять вакантное место, если оно есть. Если у фирмы есть несколько филиалов, то руководитель может предложить работу в одном из них, если она есть.

Обращение в суд

После увольнения по сокращению, которое оформлено документально, работник может в течение месяца подать иск в суд для обжалования решения. Следует учитывать, что судебная инстанция не всегда возвращает истца на занимаемую должность.

Судом иногда отклоняется иск, если бывший сотрудник не входит в категорию с охранными гарантиями, а процедура сокращения выполнена законно. Может быть изменена формулировка записи об увольнении, которая заносится в трудовую книжку. Суд обеспечивает выплаты работникам в размере среднего дохода.

Наниматель должен предоставить подтверждение правомерности расторжения договора:

  • старое и новое расписание по форме Т-3;
  • личные дела кандидатов;
  • письменный отказ уволенного от перехода на новую должность.

Сокращение работников, в том числе пенсионеров, должно выполняться по нормам закона. Если какие-либо действия противоречат им, то можно решить дело в суде. Такое право предусмотрено законодательством.

В условиях кризиса одним из способов понижения затрат предприятия является сокращение персонала. Такой метод является вполне обоснованным и законным. Однако на практике встречаются случаи, когда в первую очередь происходит увольнение пенсионеров при сокращении штата. Насколько правомерны подобные действия работодателя, можно определить, изучив нормативную базу, регламентирующую данный вопрос.

Общие основания для увольнения

Порядок увольнения пенсионеров при сокращении штата строго прописан в ТК РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 77 ТК РФ среди причин для расторжения трудового договора не обозначено достижение работником определенного возраста. Однако ч. 2 ст. 77 ТК РФ допускает возможность прекращения трудового договора по иным основаниям, предусмотренными законодательством. Например, возрастной ценз определен в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в отношении возраста гражданских служащих.

Таким образом, порядок увольнения пенсионеров при сокращении не отличается от общего порядка, установленного для лиц другой возрастной категории.

Предусмотренные гарантии

Поскольку сокращение пенсионера с работы должно проводиться в общем порядке, такие работники не более чем за два месяца предупреждаются о предстоящем прекращении трудовых отношений. Подобное предупреждение должно проводиться персонально под расписку.

Сохраняется обязанность работодателя предложить такому сотруднику имеющиеся на предприятии вакантные должности. При этом не следует забывать о том, что в случае высвобождения должностей после уведомления сотрудника о сокращении они также должны быть предложены в качестве варианта трудоустройства.

Досрочное увольнение пенсионера по сокращению штатов

В соответствии с нормами трудового права, предупреждение о планируемом сокращении может содержать предложение работодателя о досрочном увольнении, с соблюдением гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 180 ТК РФ. При этом согласие работника должно быть зафиксировано в письменном виде.

В случае, когда до окончания срока предупреждения работник нашел себе новое место работы и письменно уведомил руководство о желании разорвать трудовые отношения, работодатель вправе досрочно расторгнуть с ним трудовое соглашение. В таком случае пенсионер не должен отрабатывать два месяца после уведомления о сокращении.

Выплаты при увольнении

В случае досрочного расторжения трудового соглашения дополнительная компенсация пенсионеру при увольнении должна быть начислена по правилам, установленным ч.3 ст.180 ТК РФ.

Её размер должен быть равен среднему заработку, исчисленному пропорционально времени, остающемуся до истечения срока предупреждения.

Кроме этого, согласно ст. 178 ТК РФ, сокращенные сотрудники, в том числе пенсионеры, должны получить:

  • в последний день работы – выходное пособие;
  • на протяжении последующих 2-х месяцев — выплаты на период до трудоустройства;
  • на протяжении 3-го месяца – выплаты по решению службы занятости.

Сокращение пенсионера с работы происходит в том же порядке, что и сокращение любого сотрудника

В соответствии с разъяснением службы занятости от 27 октября 2005 г. № 1754-61, у органов занятости населения нет веских оснований для принятия негативного решения по вопросам назначения пенсионерам пособия в размере среднего месячного дохода в течение 3-го месяца со дня увольнения.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что первоочередное увольнение лиц, которые достигли пенсионного возраста, при проведении сокращения на предприятии ни в коем случае не будет считаться правомерным. При оспаривании такого решения работодателя шансов у него выиграть судебное разбирательство практически нет.

Само по себе достижение пенсионного возраста не является поводом для первоочередного сокращения, а в разрезе требований статьи 179 ТК РФ в некоторых случаях может выступать даже преимуществом. Поскольку указанная статья наделяет преимущественным правом на оставление на работе лиц, имеющих более высокую производительность труда и квалификацию.

Пенсионер - это человек, получающий денежное пособие от государства (пенсию). К ним относятся люди, потерявшие кормильца, инвалиды и, большая часть, люди достигшие своего пенсионного возраста. В России это 60 лет - у мужчин и 55 лет - у женщин. По статистике, более 40% пенсионеров (по старости) работают.

Но вдруг, например, нагрянул экономический кризис, пришла безработица, предприятия обанкрочиваются и идет массовое сокращение рабочих. У вас есть сотрудник — пенсионер, попавший в список сокращенных. Что ему должна бухгалтерия? Какие выплаты положены пенсионерам при сокращении штата? На эти и другие, относящиеся к теме, вопросы нам и предстоит ответить.

Основная глава ТК

Основные ответы можно найти в 27 главе трудового кодекса Российской Федерации. Она звучит так:«Гарантии и компенсации работникам, которые столкнулись с расторжением трудового
договора». Она содержит четыре небольших статьи- 178, 179, 180, 181. Прочитав данную главу, четкой прописанной разницы, между сокращенным пенсионером и сокращенным работником, мы не увидим, следовательно, права такого пенсионера приравниваются к правам простого работника.

В статье 178 говориться о выходном пособие (выходное т.е после ухода). Согласно трудовому кодексу, оно равно одной заработной плате и выплачивается в течение двух месяцев. Точкой отсчета будет день увольнения. Однако, если работник обратился менее чем за две недели после увольнения в Центр занятости своего города, и там не смогли найти ему работу, то право получения выходного пособия сохраняется за ним на третий месяц.

Что касается практики, то решения судов, как ни странно, разделяются. Причина в этом следующая: в Трудовом кодексе данной главы не прописано, что стоит ли приравнивать безработного человека после сокращения к не трудоустроенному гражданину, получающего пенсию.

По логике, это две разные категории людей, но известны случаи, пусть и редко, когда истцам удавалось добиться выплаты выходного пособия от работодателя на три месяца, цепляясь за данный пробел в кодексе. Этот вопрос остается спорным и по нему ведутся множество дискуссий.

Осторожно: статья

Статья 179 главы 27 говорит о преимущественном праве оставаться на работе при сокращении штата рабочих. Сразу скажу, в данной области у пенсионеров шансов очень мало. Согласно статистике, пенсионеры - самая «увольняемая» группа по сокращению. Оно и понятно, дорогу молодым нужно уступать. Но, если работник категорически не согласен с решением начальства и намерен отстаивать свое «нагретое» место на данной работе до конца, то он можете упираться на данную статью Трудового кодекса РФ.

Согласно этой статье, преимущество при сокращении на работе имеют граждане с более высокой производительностью труда или более высокой квалификацией. Если пенсионер считает, что он не самый худший работник, то может попытать удачу в суде. Остальные две главы отношение к пенсионерам по сокращению мало имеют. Однако есть важный момент: органы занятости должны известить пенсионера о возможном сокращении штата не позднее чем за три месяца.
Итак, в последний день перед увольнением, работодатель должен выплатить остатки зарплаты пенсионеру, которые накапали за месяц и выходное пособие, равное средней зарплате. Итак, при сокращении работника пенсионера положены выплаты: зарплата и выходное пособие.

Нередко можно услышать мнение о том, что увольнение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в первую очередь касается лиц, достигших пенсионного возраста. Однако это не согласуется с требованием ч. 1 ст. 179 ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе лиц с более высокой производительностью труда и квалификацией. Достижение пенсионного возраста не является основанием для первоочередного увольнения таких лиц. Они могут быть уволены только в соответствии с общими правилами.

Про выплаты пенсионерам при сокращении и ликвидации

Вопрос: Пенсионер уволен с работы в связи с сокращением штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ). В двухнедельный срок зарегистрирован в центре занятости для поиска подходящей работы. Имеет ли он право на получение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения?

Статья 178 ТК РФ не проводит никаких различий между уволенными пенсионерами по старости (по возрасту) и иными работниками. Как и всем остальным работникам, пенсионерам, уволенным по п. 2 ст. 81 ТК РФ, выплачивается выходное пособие в размерах, определенных ст. 178 ТК РФ. За ними сохраняется и средний месячный заработок на период трудоустройства, в том числе и в течение третьего месяца по решению органов службы занятости населения.

Письмом Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234 до сведения работодателей доведено разъяснение Федеральной службы по труду и занятости, изложенное в его Письме от 27.10.2005 N 1754-61, согласно которому у органов службы занятости нет достаточных оснований для отказа пенсионерам в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка.

Части 1 и 2 ст. 178 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) регламентируют вопросы предоставления гарантий работникам при их увольнении в связи с сокращением численности или штата. Единообразное применение указанных норм является важной задачей в обеспечении работников одинаковой степенью правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при увольнении. Однако в отношении пенсионеров, с которыми расторгается трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, единства в судебной практике в вопросах предоставления выходного пособия нет.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, удовлетворяя заявление ЗАО "Волгоградский инструментальный завод", кассационная инстанция исходила из того, что суды первой (12.12.2006) и апелляционной (08.02.2007) инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате за счет средств Общества среднемесячной заработной платы бывшему работнику Общества за третий месяц со дня увольнения, поскольку гражданка А.Г. Каширина, являясь пенсионером по старости, социально защищена государством в виде гарантированной выплаты пенсии. Аналогичные решения содержатся в Постановлении ФАС Центрального округа от 02.04.2007 N А54-2967/2006, Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-20261/06. Судебные органы при рассмотрении и разрешении споров пришли к выводу, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных. При этом суды ссылаются на п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), в соответствии с которым безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

Однако суды не учли того факта, что критерии статуса безработного, которые определены в ст. 3 Закона о занятости, дают право безработному гражданину на гарантии, указанные в ст. 28 Закона о занятости, и не влияют на гарантии и компенсации работникам, уволенным из организации, которые установлены ст. 27 Закона о занятости.

Статья 27 Закона о занятости устанавливает, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. Сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца, так же как и в течение второго месяца, со дня увольнения действующим трудовым законодательством не поставлено в зависимость от получения пенсии по старости. Если следовать логике судов, то получается, что сохранение за уволенным работником среднего месячного заработка в течение второго месяца после увольнения также не должно признаваться правомерным, поскольку уволенный, но не трудоустроенный гражданин, получающий пенсию по старости, не должен признаваться нетрудоустроенным, т.е. безработным.

Необходимо отметить, что не все суды решают этот вопрос не в пользу работника-пенсионера. В Постановлении ФАС ВВО от 20.12.2007 N А43-4154/2007-9-174 суд мотивировал свое решение, что выплачивать средний заработок за третий месяц необходимо, тем, что поскольку стороной трудового договора в силу положений ст. ст. 56 и 63 ТК РФ может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста), то иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Следовательно, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ гарантий и компенсаций).

На основании этого суд делает справедливый вывод, что из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Такую же позицию ФАС ВВО ранее выразил в Постановлении от 13.12.2006 N А11-2077/2006-К2-20/226.

Позиция Арбитражного суда Волго-Вятского округа является справедливой по сравнению с другими решениями судов по этому вопросу, поскольку не допускает дискриминации прав работников, которые в соответствии со ст. 3 ТК РФ не могут быть ограничены в трудовых правах и свободах независимо от различных причин и условий, в том числе от возраста.

Возвращаясь к Постановлению ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-18844/06, необходимо отметить, что это дело получило продолжение. Определением ВАС РФ от 19.11.2007 N 11725/07 это Постановление, а также, соответственно, Решение суда первой инстанции (12.12.2006) и Постановление апелляции (08.02.2007) было передано для пересмотра в порядке надзора. Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 19.02.2008 N 11725/07 указал, что суды при рассмотрении дела не учли характера правоотношений, которые возникли из трудовых и не связаны с осуществлением ЗАО "Волгоградский инструментальный завод" предпринимательской или иной экономической деятельности, а поэтому арбитражным судам не подведомственны. Производство по делу было прекращено.

Согласно ст. 23 ГПК РФ дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, подведомственны мировому судье. Иными словами, вышеуказанные споры должны были рассматриваться в системе судов общей юрисдикции, а не арбитражными судами.

Однако отсутствие единства в арбитражной практике относительно вопроса о сохранении за уволенным пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца на основании ч. 2 ст. 178 ТК РФ свидетельствует о том, что этот вопрос является дискуссионным и спорным.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. И хотя в соответствии с Законом о занятости граждане, получающие пенсию по старости, не являются безработными, это положение не должно влиять на трудовые права, закрепленные в трудовом законодательстве. Статус безработного по Закону о занятости имеет значение для обеспечения граждан гарантиями в сфере социального обеспечения. Гарантии уволенным работникам, предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ, не связываются с отсутствием статуса безработного по Закону о занятости.

Иное толкование норм ст. 178 ТК РФ на основании установления факта получения пенсии по старости приведет к дискриминации указанных работников, что недопустимо при сокращении численности или штата, поскольку сокращение численности или штата работников как правовое явление исключает возможность на любом этапе проведения данных мероприятий перехода на "личности" и должно выражаться в распространении одинаковой правовой защиты на уволенных работников независимо от их правового статуса.

Законодательство не устанавливает никаких ограничений для возможности трудовой деятельности пенсионеров, регулирование условий их труда подчиняется общим правилам. Какими условиями сопровождается сокращение пенсионеров при сокращении штатов в 2017 году? Ответ на этот вопрос можно узнать далее.

Что такое сокращение штатов

Одним из оснований для прекращения трудовых отношений по инициативе руководства является сокращение на предприятии отдельных единиц или общего количества работников. Под сокращение штатов понимается изменение штатной структуры организации, в процессе которого происходит исключение отдельных наименований должностей и профессий. Сокращение численности заключается в уменьшении общего количества сотрудников предприятия.

Для проведения штатных преобразований в организации необходимо наличие определенных обстоятельств:

Трудовой кодекс предусматривает различные правовые последствия для случаев сокращения численности или штатов. Такое различие связано с тем, что реорганизация штата предприятия подразумевает исключение из структуры всех должностей одного наименования. В этом случае не возникает основание для решения вопроса, кто имеет право остаться на работе в первую очередь.

При уменьшении численности сотрудников такое основание возникает, поэтому руководству предстоит учитывать право на преимущественное оставление на предприятии определенной категории граждан. Вне зависимости от причин сокращения, данная процедура может применяться по отношению практически ко всем категориям служащих, в том числе пенсионерам.

Процедура увольнения пенсионеров по сокращению

Могут ли сократить пенсионера или в силу правового статуса он имеет преимущество перед другими гражданами? Так как полный запрет на прекращение трудового соглашения законодательством предусмотрен только в отношении лиц с семейными обязательствами (например, беременных женщин), порядок сокращения пенсионеров при сокращении штатов будет соответствовать общим правилам, действующим для всех представителей трудового коллектива.

Сокращение пенсионера с постоянной работы не должно быть обусловлено фактом наличия у него пенсионных прав. При любом виде сокращения недопустимо первоочередное увольнение пенсионеров.

После установления юридических оснований для проведения процедуры сокращения численности персонала, администрация предприятия обязана установить лиц, имеющих преимущественное право на сохранение рабочего места. В перечне таких работников пенсионеры напрямую не указаны, однако они могут соответствовать общим требованиям для указанных лиц (например, в качестве граждан, получивших профессиональной заболевание в период трудовой деятельности на данном предприятии).

Работник, у которого имеется право на преимущественное сохранение работы на данном предприятии, может претендовать на любую свободную вакансию, имеющуюся в штате. Для таких случаев допускается изменение существенных условий трудового соглашения, которое оформляется по взаимному согласию сторон.

Процедура сокращения персонала, в том числе и пенсионеров, может быть представлена в виде пошаговой инструкции, которую обязан соблюдать работодатель:

  • установление оснований для проведения сокращения (приказ об изменении штатной структуры и т.д.);
  • издание распорядительного приказа о проведении указанных мероприятий в отношении коллектива;
  • уведомление органа занятости населения о проводимой процедуре сокращения;
  • вручение каждому сокращаемому сотруднику персонального уведомления с указанием оснований сокращения и даты прекращения трудовых отношений (не ране двух месяцев с момента вручения уведомлений);
  • установление категории лиц, которые не могут быть сокращены ни при каких обстоятельствах (например, беременные женщины);
  • установление круга лиц, обладающих первоочередным правом на получение свободных вакансий на предприятии;
  • трудоустройство граждан, имеющих преимущественное право на сохранение работы по их согласию;
  • по истечении двух месяцев с момента вручения уведомлений издание приказа о расторжении трудового соглашения по инициативе руководства;
  • выплата всех причитающихся сумм в последний день трудовой деятельности;
  • выплата регулярных гарантированных компенсаций по завершению трудовых отношений.

В случаях прекращения трудового контракта по сокращению, каждому сотруднику платят не только фактически заработанные суммы вознаграждения, но и дополнительные виды компенсаций. предусмотренных в законе. Права пенсионеров на получение таких выплат не ограничиваются, они получают льготы на общих основаниях.

Положенные выплаты

Статья 178 ТК РФ регламентирует перечень выплат, которые должен получить каждый работник при сокращении. Так как для пенсионеров при увольнении не установлено никаких дополнительных ограничений или преимуществ, не должно возникать вопроса, какие выплаты положены при увольнении пенсионера по сокращению. Для всех сокращаемых сотрудников выходное пособие будет составлять одинаковые размеры, рассчитанные из сумм их денежного вознаграждения.

Компенсация, которую получает каждый сокращаемый служащий, включает в себя:

  • выплата всех долгов по заработной плате и иным обязательным выплатам на дату прекращения трудовой деятельности;
  • расчет за количество дней неиспользованного отпуска;
  • выходное пособие в размере среднего заработка сотрудника за один месяц трудовой деятельности.

Эти платежи пенсионер должен получить не позднее дня расторжения трудового соглашения. Однако законодатель предусматривает еще один вид социальной поддержки для сокращаемых работников – сохранение средней заработной платы на весь период трудоустройства, но не более двух месяцев. Данный срок может быть продлен на один месяц, однако выплаты будет производить уже не работодатель, а государство в лице фонда социального страхования.

Помимо этого, для граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, период сохранения среднего заработка продлевается в общей сложности до шести месяцев. Пенсионер будет на общих основаниях получать данные виды выплат.

Выплачивается ли пособие, если пенсионер решил не продолжать трудовую деятельность и не предпринимает мер по дальнейшему трудоустройству? Выходное пособие пенсионер получит в любом случае, оснований для отказа в его начислении законодательство не предусматривает. Для сохранения средней заработной платы будет необходимо соблюдать специальные условия.

На протяжении первых двух месяцев после сокращения, сохранение среднего заработка будет производиться на общих основаниях, однако, начиная с третьего месяца, для подтверждения права на выплаты потребуется представить доказательства постановки на учет в органах занятости населения. Если такой факт не будет подтвержден, по истечении двух месяцев сохранение среднего заработка прекращается.

Таким образом, чтобы уволить пенсионера, руководству придется соблюсти все условия, предусмотренные для иных категорий персонала.

Спорные вопросы

На практике, под видом сокращения численности или штатов, руководство нередко пытается избавиться от лиц пенсионного возраста. Такие случаи возникают, когда иные законные способы прекращения трудовых соглашений с пенсионерами не дают результата.

Если подобные случаи нарушения будут подтверждены в ходе судебного оспаривания оснований увольнения, пенсионер будет восстановлен на работе в прежней должности, а должностные лица предприятия будут привлекаться к ответственности.

Доказывание такого факта дискриминации представляет сложность, однако в ходе судебного процесса будут исследованы все обстоятельства увольнения. К числу возможных факторов, подтверждающих наличие элементов дискриминации, относятся:

  • сокращение только граждан – пенсионеров, тогда как остальные сотрудники на аналогичных должностях избежали увольнения;
  • установление фактов, когда сокращенная должность пенсионера была восстановлена сразу после расторжения с ним трудового соглашения;
  • выявление фактов, когда численность предприятия была восстановлена на прежнем уровне после увольнения с работы пенсионера.

Если пенсионер был уволен по одному из вариантов сокращения, руководство не имеет права восстанавливать сокращенную должность на протяжении последующих шести месяцев. Если такой факт состоялся, а на вновь восстановленную должность принято иное лицо, пенсионер праве потребовать отмены приказа о расторжении трудовых отношений и предоставления ему вновь введенной должности.

Такие обстоятельства подлежат установлению в судебном порядке по иску пенсионера, права которого были нарушены. Если факты найдут подтверждение в судебном процессе, пенсионер будет восстановлен на работе на прежних условиях с выплатой среднего заработка за указанное время. Помимо этого, в пользу пенсионера будет взыскана компенсация морального вреда.

Аналогичный порядок действует в случаях, когда после сокращения пенсионера восстанавливается в прежнем объеме общее количество сотрудников на предприятии. Если данный факт подтвердится в судебном порядке, руководство будет обязано восстановить истца на работе с выплатой всех причитающихся сумм.