• 9. Конституционно-правовые основы организации и деятельности про-куратуры.
  • 10. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
  • 11. Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Право убежище в Российской Федерации.
  • 12. Конституционно-правовые отношения: понятие, объекты, субъекты, особенности.
  • 13. Конституционные обязанности.
  • 15. Конституционные принципы осуществления судебной власти в Рос-сийской Федерации.
  • 16. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, компетенция и организация деятельности.
  • 17. Личные права и свободы.
  • 18. Механизм реализации полномочий местного самоуправления и ответ-ственность его органов.
  • 20. Общая характеристика конституционного права как отрасли права и науки: понятие, предмет, метод.
  • 21. Ограничения прав и свобод человека и гражданина.
  • 22. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. . Органы законодательной власти субъектов рф
  • Органы исполнительной власти в субъектах рф
  • 23. Органы, обеспечивающие дополнительные гарантии защиты прав и свобод.
  • 24. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президен-та Российской Федерации.
  • 7.2.6. Основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации
  • 25. Основания и порядок отставки Правительства Российской Федерации.
  • 26. Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федера-ции.
  • 27. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федера-ции. Гражданство Российской Федерации приобретается:
  • 28. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.
  • 30. Основные принципы избирательного права.
  • 31. Основные формы деятельности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
  • 32. Основные этапы развития российской конституции.
  • 33. Политические основы конституционного строя Российской Федерации.
  • 34. Политические права и свободы.
  • 35. Полномочия Президента Российской Федерации. Его акты и их юри-дическая сила.
  • 36. Понятие и основные признаки органа государственной власти.
  • 37. Понятие и основные принципы гражданства Российской Федерации.
  • 38. Понятие и принципы местного самоуправления в Российской Федера-ции.
  • Понятие местного самоуправления
  • 39. Понятие и сущность конституции, ее виды.
  • 40. Понятие и сущность конституционного строя. Основные черты кон-ституционного строя Российской Федерации.
  • 41. Понятие и формы государственного устройства.
  • 43. Понятие, содержание и принципы основ правового статуса личности.
  • Федеральный конституционный закон о порядке принятия в российскую федерацию и образования в ее составе нового субъекта российской федерации
  • 46. Правительства Российской Федерации: порядок формирования, состав.
  • 47. Право граждан Российской Федерации на информацию и права средств массовой информации.
  • 48. Право граждан Российской Федерации на объединение.
  • 49. Право граждан Российской Федерации проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
  • 50. Правовая природа депутатского мандата в Российской Федерации.
  • 52. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов.
  • 54. Система и виды органов государственной власти.
  • Виды органов государственной власти
  • Система органов государственной власти
  • 55. Совет Безопасности: состав, порядок деятельности, компетенция.
  • Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере
  • 56. Совет Федерации: состав, структура, компетенция.
  • 57. Стадии избирательного процесса.
  • 58. Становление, развитие и конституционно-правовой статус Российской Федерации.
  • 59. Структура, содержание и основные функции Конституции Российской Федерации.
  • 60. Судебная власть: понятие и основные функции.
  • 61. Территориальные и организационные основы местного самоуправле-ния в Российской Федерации.
  • 62. Условия, порядок избрания и вступления в должность Президента рф. 63. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации: общая характеристика.
  • 64. Федеральный законодательный процесс.
  • 47. Право граждан Российской Федерации на информацию и права средств массовой информации.

    Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции).

    Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

    Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

    В условиях тоталитарного режима эта естественная и, казалось бы, не могущая быть ущемленной свобода человека нарушалась различными способами. Среди них - общая установка на недопустимость именно инакомыслия, отрицание права человека иметь мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, отторгающие так называемые ценности социализма.

    К формам нарушения свободы мысли относилось и имевшее широкое распространение понуждение людей (зачастую носившее массовый характер) высказывать мнения, не соответствующие их мыслям и убеждениям.

    Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий.

    Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Однако, свобода слова не безгранична. В соответствии с Конституцией не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Свобода слова означает также и недопустимость принуждения к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Гарантии названных в ст. 29 Конституции прав и свобод конкретизируются в Законе "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. с последующими изменениями <*>, в котором предусматривается, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите.

    Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом обеспечено и нормами Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" <*> (1995 г.). В данном Законе предусмотрено, что граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд. Закон предусматривает виды информации с ограниченным доступом (отнесенную к государственной тайне; конфиденциальную).

    48. Право граждан Российской Федерации на объединение.

    Право на объединение получило свое закрепление в ст. 30 Конституции РФ. Оно включает в себя:1) право на добровольной основе создавать общественные объединения;2) право вступать в уже существующие общественные объединения;3) право воздерживаться от вступления в какое-либо общественное объединение;4) право свободного выхода из общественных объединений.

    Право на объединение имеют как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические общественные объединения, право на создание и участие в которых принадлежит только гражданам Российской Федерации.

    Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, содержащихся в ч. 5 ст. 13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона).

    Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения государственного органа или органа местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица - общественные объединения.

    Общественное объединение считается созданным с момента принятия на съезде (конференции, общем собрании) общественного объединения решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Однако, если общественное объединение желает приобрести статус юридического лица, оно подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

    Общественные объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах (в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности), что соответствует разнообразию целей, для которых они создаются. Отличительной чертой общественной организации является наличие членства, которое оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или иными документами. В остальных организационно-правовых формах членство не предусмотрено и состоящие в них лица именуются участниками.

    В зависимости от территориальной сферы деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

    Особое место в системе общественных объединений занимают политические общественные объединения, целью которых является участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ст. 12 1 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.

    В соответствии с ч. 3 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

    Свободно получать информацию – значит, иметь открытый доступ к сведениям, представляющим значение для реализации прав и свобод человека и гражданина (информация о наличии вакантных рабочих мест, о состоянии окружающей природной среды, о расписании движения маршрутных транспортных средств и т.д.).

    Однако это право не безусловно – оно реализуется «законным способом», то есть в тех пределах, которые очерчены действующим законодательством. Установление таких пределов на основании федерального закона самой Конституцией Российской Федерации прямо связывается с необходимостью защиты прав и законных интересов других лиц, защиты нравственности, здоровья, безопасности государства (статья 55).

    Поэтому порядок реализации права граждан на информацию раскрывается в специальных федеральных законах, среди которых два нормативно-правовых акта – Федеральный закон 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» – имеют основополагающее значение.

    В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вся информация по критерию ее доступности подразделяется на две категории – открытого доступа (общедоступная) и ограниченного доступа, для получения которой существуют те или иные условия и ограничения.

    К общедоступной относится общеизвестная и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья 7 Федерального закона «Об информации…»). Такая информация может использоваться ее получателями свободно, по своему усмотрению, если только для ее использования не установлены специальные ограничения.

    По общему правилу, открытой является информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – если иное не установлено федеральными законами (статья 3 Федерального закона «Об информации…»). Развивая это правило, законодатель говорит о том, что любой гражданин вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы (статья 8 Федерального закона «Об информации…»). Отказ в предоставлении такой информации, при условии соблюдения гражданином порядка обращения за получением информации, является неправомерным и может быть оспорен гражданином в суде.

    В отношении нижеперечисленной информации какие-либо ограничения доступа установлены быть не могут:

    Закон гарантирует бесплатность предоставления информации в следующих случаях:

      если информация о деятельности государственных и муниципальных органов размещается такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях (Интернет);

      если информация затрагивает права и обязанности заинтересованного лица.

    Установление государственным органом, либо органом местного самоуправления, их должностными лицами платы за предоставление информации возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральным законом.

    Следует отметить, что действующее законодательство об информации предоставляет широкие полномочия обладателю информации – он вправе, в частности, разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа. При этом данное право обладателя информации не может нарушать прямо предусмотренное федеральным законом право гражданина на доступ к той или иной информации. Это означает, что установление произвольных ограничений, запретов на доступ к информации неправомерно (часть 4 статьи 29, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2000 № 3-П). Так, не может быть признана коммерческой тайной такая социально значимая информация , как:

      о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

      о численности и составе работников предприятия, о системе оплаты и об условиях труда, об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

      о загрязнении предприятием окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;

      сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (и т.д. статья 5 Федерального закона «О коммерческой тайне»).

    Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей – соблюдение конфиденциальности такой информации (она не может быть передана третьим лицам).

    Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация (статья 3 Федерального закона «О персональных данных»).

    Такая информация, по общему правилу, должна оставаться конфиденциальной для третьих лиц (ст. 7 Федерального закона «О персональных данных»), за исключением случаев, когда:

    1) сам гражданин – субъект персональных данных – дает согласие на ее разглашение, в том числе для определенных (ограниченных) целей использования (например, включение данных о сотрудниках организации в общедоступные справочники);

    2) законом установлены обязательные требования для предоставления персональных данных (например, обнародование государственными служащими сведений о своих доходах и имуществе);

    3) информация о гражданине обезличивается, то есть не позволяет достоверно установить его и, по существу, теряет характер персональных данных (например, гражданин Б., сотрудник коммерческой фирмы).

    Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (статья 10 Федерального закона «О персональных данных»). Часть. 2 ст. 10 устанавливает исключения из этого правила, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности и т.д.

    Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации – так, статьей 10 Федерального закона «Об информации…» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    Говоря об ограничении конституционного права граждан на информацию, следует сказать, что данный институт ограничивается и на конституционном, и на законодательном уровне. В первую очередь нужно обратится к Основному закону, то есть Конституции. Так часть 3 ст. 17 устанавливает важный принцип, обеспечивающий одну из сторон жизнедеятельности цивилизованного общества, каждого человека и гражданина. Конституция должна не только закрепить максимально возможные права и свободы. Поскольку люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом, интересы, права, действия одних людей могут прийти и приходят в противоречие с интересами, правами и поступками других. Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии с другими людьми. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом, государством. Таким образом, в ч.3 статьи 17 Конституции РФ говорится о том, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Этот принцип распространяется, в том числе, и на право граждан на информацию. Это, хоть и основное, но далеко не единственное ограничение установленное законодателем в Конституции.

    Следующим примером конституционного ограничения права на информацию может послужить статья 23, которая говорит о том, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. То есть устанавливается ограничение для доступа к информации содержащей сведения, перечисленные в части 1 статьи 23 Конституции РФ.

    Прямое ограничение в праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, то есть части 4 статьи 29, установлено в части 1 статьи 24, которая, в соответствии с международными нормами, предусмотрела ограничения этого права, направленные на защиту личной жизни, уважение прав и репутации других лиц. Часть 1 ст. 24 устанавливает общее правило, из которого существуют исключения, закрепленные в соответствующих законодательных актах. Так, не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий.



    Также ограничение права граждан на информацию установлены и самой частью 4 статьи 29 Конституции РФ. Данная норма устанавливает ограничение на действия с информацией, составляющей государственную тайну. Тем самым выделяется информация свободный доступ к которой невозможен. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» . То есть данное ограничение имеет как конституционное, так и законодательное закрепление. «Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

    В соответствие с этим законом сведения, составляющие государственную тайну делятся на четыре основные группы:

    1. сведения в военной области:

    О планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации;

    О направлениях развития вооружения и военной техники;

    2. сведения в области экономики, науки и техники:

    Об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    Об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа;

    О достижениях науки и техники;

    О запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде РФ, Центральном банке РФ;

    3. сведения в области внешней политики и экономики:

    О внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    О финансовой политике в отношении иностранных государств, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

    4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

    О методах и средствах защиты секретной информации;

    Об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

    О расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

    Более полный перечень сведений составляющих государственную тайну раскрыт в статье 5 данного закона. На основе этих положений и в соответствии со ст. 4 данного Закона Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также перечень государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. Также данный Закон РФ «О государственной тайне» устанавливает порядок засекречивания и рассекречивания сведений, относящихся к государственной тайне. Кроме этого данный закон устанавливает порядок защиты этой информации.

    На законодательном уровне право граждан на свободный доступ к информации также ограничивается в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Так в статье 2 закона содержится такое понятие как «конфиденциальность информации». «Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя». Также в статье 9 данного федерального закона устанавливается возможность ограничения доступа к информации в случаях, когда ее разглашение угрожает обеспечению обороны страны и безопасности государства, основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Федеральными законами также устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

    Таким образом, ограничение права на информацию является важной составной частью конституционного права граждан на информацию. Оно устанавливает пределы осуществления права на информацию и хоть в какой-то мере нарушает принцип свободы информации, но данное нарушение, с моей точки зрения, можно считать необходимым, так как каждый человек имеет право на личное неприкосновенное пространство, что и получило закрепление в таком принципе, как права и свободы одного лица не должны нарушать права и свободы других лиц. Если же говорить о таком ограничение права как государственная тайна, то, в данном случае, вопрос является спорным. С одной стороны это явное нарушение принципа свободы информации, возможности доступа к информации о деятельности государственных органов, но с другой стороны, я считаю это допустимым, если речь идет о защите прав и свобод граждан и их интересов. Так или иначе, ограничение права играет неотъемлемую роль.

    В.В. АРХИПОВ

    Архипов В.В., соискатель степени кандидата юридических наук кафедры трудового права АТиСО.

    Право граждан на получение информации гарантировано ст. 24 и 29 российской Конституции. Наиболее существенная для граждан правоустанавливающая норма содержится в п. 4 ст. 29, которая гарантирует, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом".
    В целях правильной ориентации граждан в своих правах им следует знать, что правила реализации конституционных гарантий в данной сфере их взаимоотношений с представителями власти регулирует Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ). А кроме того, надо помнить о юридических различиях, подразделяющих получение информации согласно их устным запросам и на основании письменного обращения в органы власти.
    Рассмотрим наиболее широко распространенные трудности, которые приходится преодолевать гражданам при получении информации по устным запросам. Для примера возьмем получение справок о регистрации в структурном подразделении какого-либо федерального или муниципального органа самоуправления, а конкретнее - получение справки о нахождении (ненахождении) на учете в центре занятости населения или какой-либо справки из ДЭЗа.
    Прежде всего, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда справки выдаются только в определенные дни. Такое условие вполне правомерно, поскольку регулирующий этот спектр общественных отношений названный Закон позволяет это делать. Так, в силу п. 3 ст. 12 "порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом".
    К сожалению, данный Закон, да и иные сопряженные с этой проблемой законы, не содержит ориентировочных нормативов о допустимом месте и надлежащем времени получения необходимой информации. В Законе содержится лишь общая декларативная норма, согласно которой органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций. Поэтому, например, по сроку целесообразно ориентироваться на общегражданский подход, т.е. на разумный срок выполнения обязательств (ч. 1 п. 2 ст. 314 ГК РФ). Это предполагает отсчет срока со дня обращения гражданина. Если же обязательство по предоставлению информации не исполнено в разумный срок, владелец информации обязан исполнить его (т.е. предоставить информацию) в семидневный срок с момента предъявления требования об исполнении. Такой порядок действует, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства (ч. 2 п. 2 ст. 314 ГК РФ).
    Нередко чиновники требуют при выдаче справки объяснить причины ее получения и указать место ее предъявления, обусловливая это необходимостью внесения соответствующей записи в справку и в книгу регистрации выдачи справок. Вот это требование п. 1 ст. 12 Закона N 24-ФЗ, устанавливающее, что "пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом". Но в нашем случае информация с ограниченным доступом, которая определена в соответствующих законах и подзаконных актах, например о коммерческой и конфиденциальной информации, никакого отношения к рассматриваемой информации не имеет.
    То же правило применимо и к требованию чиновника о выдаче информации только при предъявлении запроса от какого-либо другого органа власти. Кроме того, такое требование не соответствует правилам ст. 14 указанного Закона, в силу которой:
    - граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию;
    - ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами;
    - владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить (обратим внимание: не преДСТавить для ознакомления, а именно преДОСТавить, т.е. по Ожегову С.И. - отдать в распоряжение, пользование) информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    - отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке.
    Обобщая все перечисленные незаконные требования, необходимо отметить, что санкциональное законодательство содержит малоприменимую (в аспекте массового правонарушения прав граждан) разнообразную ответственность за нарушение норм, связанных с информационным обеспечением граждан. Право граждан на привлечение к ответственности лиц, произвольно применяющих нормы о гарантированном доступе к информации, закреплено Законом N 24-ФЗ, в соответствии со ст. 13 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к перечисленным информационным ресурсам может быть обжалован в суд.
    Гражданам надлежит знать еще одно обстоятельство. Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Правительство Российской Федерации. Но пока такого акта (касающегося выдачи справок в рассматриваемых органах) не принято, следовательно, вся подобная информация должна предоставляться бесплатно. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
    На основании ст. 15 Закона N 24-ФЗ владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных российским законодательством или собственником этих информационных ресурсов в соответствии с законодательством. Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
    Согласно ст. 24 Закона отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации или получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате иных нарушений прав пользователей. Руководители и другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.
    Уголовная ответственность непосредственно за нарушение Закона N 24-ФЗ (кроме иной сопряженной с этим нарушением, как, например, за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) или за халатность (ст. 293 УК РФ)), предусмотрена в ст. 140 УК РФ. В соответствии с ней неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.
    Административная ответственность предусмотрена в ст. 5.39 КоАП, в силу которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
    Гражданская (деликтная) ответственность в случае нанесения гражданину имущественного вреда предусмотрена в ст. 1064 ГК РФ, а ее нюансы, в зависимости от статуса правонарушителя, регулируются ст. 1068 - 1071. Причем в случаях, предусмотренных законом, возможна, кроме того, компенсация причиненного морального вреда на основании общих норм ст. 151 ГК РФ.

    1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

    3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

    4. Не может быть ограничен доступ к:

    1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

    2) информации о состоянии окружающей среды;

    3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

    4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

    5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

    5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

    7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским