К информации ограниченного доступа (см. Приложение 1) относятся государственная тайна и конфиденциальная информация , на которую так любят ссылаться госорганы и должностные лица.

Государственная тайна (секреты) охраняется Конституцией РК и законом «О государственных секретах РК». Понятие и степень секретности документов определены в законе «О государственных секретах». Статья 17 этого закона перечисляет сведения, которые не подлежат засекречиванию:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах.

Статьи 22-24 устанавливают порядок и основания рассекречивания сведений.

Особо отметим, что сведения о состоянии здоровья и личной жизни Президента РК и членов его семьи также отнесены к государственным секретам.

Незаконное получение и разглашение госсекретов влечет ответственность по ст. 172 Уголовного кодекса РК.

Конфиденциальная информация условно делится на три категории. Первая оговаривает права государственных структур.

1. Информация, обеспечивающая осуществление демократических процедур и функционирование госорганов и организаций . Эта информация включает в себя ряд так называемых тайн, охраняемых законом:

- служебная тайна . Это коммерческая информация, разглашение и утрата которой может нанести ущерб интересам органов и организаций РК. Такая информация тщательно охраняется, и журналист может получить ее только с согласия владельца. Если вы добыли ее незаконным путем (например: подкуп, угроза, шантаж) и после ее опубликования госоргану или организации нанесен ущерб, то будьте готовы понести ответственность по 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба);

- тайна голосования . Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» голосование в нашей стране является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателя. Информацию о том, как проголосовал тот или иной избиратель, можно получить только от него или с его согласия;

- тайна следствия . Информация о данных дознания или предварительного следствия охраняется законом, потому что ее разглашение может затруднить или даже сделать невозможным установление объективной истины. Следователь или дознаватель уполномочен сам решать, какой объем сведений по делу можно предоставлять журналистам. В следствии и дознании также участвуют много других лиц, обладающих информацией по делу. Это защитники, свидетели, потерпевшие, истцы и ответчики, эксперты, переводчики, специалисты, понятые и др. У них отбирается подписка о неразглашении сведений, и, следовательно, если кто-то из этих лиц расскажет журналисту что-то лишнее, то ответственность за разглашение тайны следствия ложится на него, а не на журналиста;

- тайна совещания судей . Тайна совещательной комнаты судей обеспечена нормами процессуального законодательства. Информация о том, что происходило в ней, не подлежит оглашению. Любая попытка проникновения в совещательную комнату является незаконной, будет расценена как неуважение к суду и наказана по ст.513 Кодекса об административных нарушениях РК;

- тайна сведений о мерах безопасности в отношении судьи и участников уголовного процесса . Не стоит объяснять, что разглашение такого рода информации может повлечь для них самые трагические последствия;

- налоговая тайна . В обязанности органов налоговой службы входит соблюдение налоговой тайны (ст. ст.17, 518 Налогового кодекса). Информацию о налогах какого-либо субъекта (физического или юридического лица) вы можете получить у самого субъекта либо с его письменного согласия в налоговых органах.

2. Информация, обеспечивающая нормальную деятельность коммерческих структур и иную профессиональную тайну, охраняемую законом :

- коммерческая тайна . Это информация, имеющая коммерческую ценность, которой владеют физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Так же, как и в случае со служебной тайной, ее обладатель принимает меры к ее конфиденциальности. Если вы получили такую информацию незаконными методами и разгласили ее, в результате чего коммерческой структуре или предпринимателю нанесен ущерб, то вы понесете ответственность по статье 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба). Мало того, за незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- банковская тайна . Это информация о наличии, владельцах и номерах банковских счетов, депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка. Банковская тайна гарантируется и охраняется ст. 745 Гражданского кодекса РК и ст.50 Закона «О банках и банковской деятельности в РК». Такую информацию журналист может получить у ее владельца (физического и юридического лица) или в банке с письменного согласия владельца. За незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- тайна страхования . Включает в себя информацию о размерах страховой суммы, выкупной суммы и оплаченных страховых премий, иных условиях договора страхования (перестрахования), относящихся к личности гражданина (страхователя, застрахованного или представителя страхователя). Сохранность этой тайны гарантирована ст. 830 Гражданского кодекса РК. Не относятся к тайне страхования сведения о заключенных договорах страхования (перестрахования) страховой (перестраховочной) организацией, находящейся в процессе ликвидации. Тайна страхования может быть раскрыта журналисту самим гражданином, либо органом страхования на основании письменного согласия гражданина (застрахованного, представителя страхователя). Эти положения применимы и к юридическим лицам;

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца . Статья 994 Гражданского кодекса устанавливает, что автору изобретения, полезной модели, промышленного образца принадлежит право авторства, а значит, информацию об изобретении журналист может получить у него. Если изобретение запатентовано, то журналист вправе получить сведения о патенте, но не технические и технологические данные изобретения, модели, образца. Такие данные могут быть отнесены к коммерческой тайне и охраняемы владельцем. А за незаконный сбор и разглашение коммерческой тайны, как вы уже знаете, вас могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК.

- адвокатская охраняется законом «Об адвокатской деятельности». Адвокат обязан хранить втайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи. Он не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося к нему за помощью. Получить такую информацию вы можете у самого гражданина, либо у его адвоката, но с согласия гражданина. Ответственность за разглашение адвокатской тайны будет нести адвокат, а не журналист;

- медицинская - это сведения о заболевании или результатах медицинского свидетельствования пациента. Медицинский работник обязан сохранять их в тайне. Такую информацию вам может предоставить только сам пациент. В случае, если сведения получены и распространена без его согласия, за разглашение медицинской тайны ответственность будет нести медицинский работник, а не журналист;

- аудиторская охраняется законом «Об аудиторской деятельности». Органы аудита и аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность результатов аудита, а также сведений, полученных при проведении аудита и составляющих предмет коммерческой или иной, охраняемой законом, тайны. Информацию о результатах аудита вы можете получить у проверяемого лица или у аудитора с согласия проверяемого. За разглашение аудиторской тайны без согласия проверяемого ответственность несет аудитор, а не журналист;

- тайна нотариуса охраняется законом «О нотариате». Она представляет собой сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Информацию о нотариальных действиях вы сможете получить у гражданина, обратившегося в нотариат, либо у нотариуса с согласия гражданина. За разглашение нотариальной тайны без согласия гражданина ответственность будет нести нотариус, а не журналист;

- журналистская тайна – это тайна авторства и источника информации. Согласно п.10 ст. 20 Закона «О средствах массовой информации» такая тайна обнародуется только по требованию суда;

- тайна актов гражданского состояния касается гарантированного Конституцией РК права гражданина на неприкосновенность частной жизни (например, тайна усыновления, рождения). Такая информация может быть вам предоставлена самим владельцем тайны. Ответственность за ее разглашение будет нести не журналист, а должностное лицо, которому тайна стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей;

- тайна исповеди (личная тайна) – представитель духовенства любой из конфессий не вправе разглашать сведения, полученные им на исповеди. Такую информацию вам может дать только сам исповедующийся. В светском государстве эта тайна не охраняется законом, но из морально-этических соображений журналисту вряд ли стоит интересоваться такой информацией, а уж тем более распространять.

3. Ограничения свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности:

- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений . Эта тайна охраняется п.2 ст.18 Конституции РК. Нарушение тайны переписки, переговоров и иных сообщений имеет место в случае, когда эта информация становится достоянием других лиц без согласия гражданина – владельца тайны (адресата). Если вы не заручились таким согласием, то незаконное нарушение тайны может повлечь ответственность по ст.143 Уголовного кодекса РК. Но имейте в виду, если эти сведения получены вами от третьего лица, то уголовную ответственность понесет именно это лицо, а не вы;

- неприкосновенность (тайна) жилища гарантирована ст. 25 Конституции РК. Незаконное вторжение в жилище влечет уголовную ответственность по ст. 145 Уголовного кодекса РК. Под вторжением следует понимать любой способ самовольного проникновения в ваш дом: открытого, вопреки воле хозяев, или тайного, в момент их отсутствия. Поэтому сбор информации в доме интересующего вас лица стоит согласовать с ним;

- персональные данные (личная тайна) . Это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. К таким данным относятся, например, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, пол, адрес, номер удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и т.д. Если опубликованные вами сведения о человеке (например, о его социальном происхождении, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности) против его воли и причинили ему имущественный или моральный вред, то вы согласно законодательству понесете ответственность. Информацию о персональных данных можно получать и распространять только с согласия гражданина;

- личная и семейная тайна . Эта тайна охраняется п.1 ст. 18 Конституции РК. Если вы незаконно (например, путем похищения) собрали сведения, составляющие чью-то личную и семейную тайну, и распространили их без его согласия, то готовьтесь понести уголовную ответственность по ст. 142 Уголовного кодекса РК. Однако следует помнить, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если вы нанесли вред правам и интересам гражданина;

- тайна мнения (личная тайна) . Свобода иметь собственное мнение проистекает из гарантии прав и свобод гражданина, закрепленных конституциями всех демократических стран, в том числе и нашей. Право высказывать или не высказывать свое мнение принадлежит только самому гражданину. Согласно Уголовному и Гражданскому кодексам ответственность наступает за распространение порочащих сведений, именно сведений, а не мнений;

- тайна национальности и религиозная тайна . Статья 19 Конституции РК указывает, что каждый гражданин вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Более того, о принятом решении никто не обязан сообщать публично в документах, становящихся достоянием общественности. Конституция РК запрещает ограничение и использование этих прав против человека. Так, ст. 164 Уголовного кодекса РК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой и религиозной вражды.

20 декабря Госдумой был принят федеральный закон, предусматривающий введение еще одной категории информации, которая сможет блокироваться во внесудебном порядке (далее – Закон) . Речь идет об информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка . При этом процедура ограничения доступа к такой информации значительно отличается от всех предусмотренных российским законодательством. Центральным элементом новой системы должна стать Генеральная прокуратура РФ – именно ее должностные лица смогут единолично принимать соответствующие решения.

Документ был внесен в нижнюю палату ее депутатом Андреем Луговым . Закон вполне предсказуемо породил достаточно широкий общественный резонанс и обсуждение среди экспертного сообщества. В частности, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции отметила недостаточную юридико-техническую и концептуальную проработку закона и сочла документ несвоевременным . Также возможность серьезного ущемления конституционных прав граждан в случае принятия закона в своем официальном заявлении отметил Совет при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества.

В данном материале мы разберемся в предлагаемой депутатами технологии блокировки "информации, распространяемой с нарушением закона" в контексте уже существующих процедур и возможных последствиях вступления документа в законную силу с 1 февраля 2014 года.

Используемые в настоящий момент госорганами процедуры блокировки информации в Интернете


Решения федеральных органов исполнительной власти

На данный момент законодательством уже предусмотрены категории информации, доступ в Интернете может быть ограничен без какого-либо судебного акта по решению федеральных органов исполнительной власти . Это детская порнография, материалы об изготовлении наркотиков, способах совершения самоубийства, информация о детях, пострадавших от противоправных действий и др. (см. ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В зависимости от компетенции, соответствующее решение принимает Роскомнадзор, ФСКН России или Роспотребнадзор, а действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101).

Несмотря на очевидные недостатки данной процедуры, законом все же установлены четкие сроки совершения всех необходимых этапов и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти. При этом что немало важно, лицам, разместившим в Интернете соответствующую информацию, представляется возможность обжаловать решение госоргана или устранить выявленные нарушения,

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность также имеют право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ " "). При этом оказание услуг связи может быть приостановлено операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Возобновить оказание услуг операторы связи обязаны на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей упомянутых органов (см. ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 № 126-ФЗ " ").

Также предварительная цензура и контроль за СМИ, в том числе и в Интернете, может быть введена указом Президента РФ, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение (см. п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ " " и п. "б" ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ " ").

Ограничения доступа к Интернет-ресурсам судом по инициативе госорганов

Судебный порядок является наиболее приоритетным, так как предполагает не только наличие волевого решения государственного органа, но и необходимость доказывать, что информация является запрещенной. Одновременно оператор связи или владелец ресурса получают возможность убедить суд в обратном.

На данный момент, вступившее в законную силу решение суда о том, что размещенная в Интернете информация является запрещенной для распространения в России, служит основанием для включения ее в специальный и принятия Роскомнадзором действий, направленных на блокировку такой информации (см. ч. 5-7 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ ). Также госорганы в рамках своей компетенции имеют возможность подавать в суд иски непосредственно к операторам связи или владельцам ресурсов с требованием об ограничении доступа к запрещенной информации. Подобный подход активно практикуется прокурорами, несмотря на существование описанного выше механизма блокировки с участием Роскомнадзора. Ограничения также могут на основании определения суда о применении обеспечительных мер, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Говоря о судебной блокировке, с учетом планов по наделению Генеральной прокуратуры РФ полномочиями по внесудебному ограничению информации, в частности, содержащей призывы к экстремистским действиям, логично обратить внимание нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " ". На данный момент, он уже содержит ряд инструментов, позволяющих прокурорам предпринимать действия, направленные на ограничение доступ к экстремистским материалам в Интернете. В основном это происходит в судебном порядке – прокурорами к операторам связи (реже, к владельцам ресурсов или хостинг-провайдерам) подаются иски в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к соответствующим ресурсам, содержащим экстремистские материалы.

При этом информационные материалы могут признаваться судом экстремистскими как до предъявления иска в рамках отдельного производства, так и непосредственно в рамках гражданского, уголовного или административного судопроизводства (ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " "). Одновременно существует возможность условно добровольного удаления материалов – на основании предостережения прокурора, а также предупреждения прокурора или Роскомнадзора (в случае со СМИ или общественной/религиозной организацией), которое может быть обжаловано в суд.

Еще один механизм ограничения доступа в судебном порядке предусмотрен в отношении информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы , в том числе кинофильмы, телефильмы. Определение об ограничении доступа в качестве обеспечительной меры принимает Мосгорсуд, причем он вправе сделать это и до подачи иска. Тем не менее, иск должен быть подан срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения. Действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В этом случае также установлены четкие сроки совершения всех необходимых процедур и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти и судебных актов, а также устранения выявленных нарушений, до применения процедуры блокировки.

Новая модель ограничения госорганами доступа к интернет-ресурсам

Изменения касаются информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Планируется, что в случае ее обнаружения Генеральный прокурор РФ или его заместители будут направлять требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к соответствующим интернет-ресурсам. Роскомнадзор в свою очередь будет обязан незамедлительно направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу в Интернете, или к информации, размещенной на нем .

Кроме того, ведомство должно незамедлительно определить провайдера хостинга и направить ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации. Дата и время направления уведомления будет фиксироваться Роскомнадзором. Оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу. Провайдер хостинга в свою очередь в течение суток с момента получения уведомления обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, размещаемую с нарушением закона.

В случае если владелец ресурса удалил информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор (сделать это можно в электронном виде). После получения уведомления и проверки его достоверности Роскомнадзор обязан незамедлительно уведомить оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Таким образом, в отличие от всех описанных выше механизмов ограничения, в данном случае не прописаны ни возможность обжалования, ни устранения нарушения до блокировки. Не определены и сроки осуществления процедур , связанных с ограничением доступа к информационному ресурсу (используется термин "незамедлительно"). Одновременно Генпрокуратура РФ получает право единолично без решения суда признавать ту или иную информацию содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Таким образом, полномочия Генеральной прокуратуры РФ по ограничению доступа к интернет-ресурсам по широте и степени неурегулированности сравнимы разве что с полномочиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения.

"Стоит вспомнить, что данный механизм блокировки предлагался обществу как способ ограничить детей от вредной информации. Почти сразу этот закон стал использоваться для ограничения коммерчески или политически неугодного контента. При этом надо заметить, что уже на примере произошедших блокировок эффективность от них весьма сомнительна и приводит к обратному эффекту", – комментирует Закон сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета Станислав Шакиров .

По его мнению, с технической точки зрения идеального механизма ограничения не существует в связи с архитектурой Интернета, принципы построения которой таковы, что никакая информация удалена быть не может – к любой информации всегда можно получить доступ.

Станислав Шакиров , сопредседатель Ассоциации пользователей интернета

"Интернет спроектирован и функционирует так, что любые блокировки возможно обходить нехитрыми методами, а свойства информации и общества такие, что то, что блокируется, обычно распространяется в разы быстрее. Если блокировки будут касаться, действительно, информации, которая попадает под понятие hate-speech и интересна только узкому кругу граждан, то последствий от этого закона можно и не заметить, но скорее всего здесь мы видим попытку получить рычаги легитимной блокировки информации об акциях протеста а-ля "болотная", "майдан" и т.д. В данном случае распространение информации будет происходить в разы быстрее, нежели чем без блокировок – согласно "эффекту Стрейзанд " [заключается в том, что попытка ограничить информацию приводит к еще большему ее распространению. – Ред .]".

"Существующие блокировки просто усложняют доступ к информации, и, если раньше для этого требовался один "клик", то теперь необходимо будет сделать три. Зато интерес к такой информации повышается", – отмечает Станислав Шакиров .

При этом в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " " прописано понятие "экстремистские материалы". Оно, в частности, включает в себя предназначенные для обнародования документы либо информацию, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности . Как уже отмечалось выше, материалы признаются экстремистскими только в судебном порядке. В принятом Законе существует понятие "информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности ". Похоже, что по задумке авторов документа, к экстремистским материалам она по какой-то причине не относится и поэтому может ограничиваться во внесудебном порядке. Таким образом, у Генеральной прокуратуры РФ появляется возможность по своему усмотрению применять судебный или внесудебный порядок признания информации экстремистской и ограничивать доступ к ней, в зависимости от того, будет ли она формально расценена (самой же прокуратурой) как экстремистский материал или информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

"Текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" противоречива, так как отсутствуют четкие критерии отнесения той или иной информации к "экстремистской" или "призывающей к разжиганию национальной розни". Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведет к еще более широким злоупотреблениям правом", – отмечает Глеб Шуклин , координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам.

Кроме того, на сегодняшний день запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " " запрещено распространение). Также не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний (ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 " "). Ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). Иными словами, для запрета определенной информации, ее распространение должно являться общественно опасным в соответствии с или либо ограничение доступа к ней должно быть прямо предусмотрено федеральным законом.

Что касается призывов к массовым беспорядкам , то ответственность за совершения таких деяний предусмотрена . Таким образом, законодательство уже сейчас предоставляет возможность прокурорам предъявлять иски к операторам связи в интересах неопределенного круга лиц с требованием ограничить доступ к интернет-сайтам в случае размещения на них призывов к массовым беспорядкам. Перевод данных правоотношении во внесудебную плоскость, с учетом отсутствия внятного регулирования, также может привести к значительным злоупотреблениям и формированию неоднозначной практики блокировки такой информации.

Законом предусмотрена возможность ограничения информации, содержащей "призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях , проводимых с нарушением установленного порядка". При этом в законодательстве такое понятие отсутствует. Применительно к массовым акциям, существуют понятия: "публичные мероприятия", "массовое одновременное пребывание и (или) передвижения граждан в общественных местах". Административная или уголовная ответственность за распространение какой-либо информации, связанной с проведением таких мероприятий, а равно ограничения по ее распространению федеральными законами не предусмотрены. Исключение составляют публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах (). Однако в данном случае присутствует необходимое условие – последствия в виде нарушения общественного порядка или санитарных норм и правил функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи и др. Соответственно, исходя из логики и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такая информация не должна подлежать запрету или ограничению, до тех пор, пока не будут внесены необходимые изменения в федеральное законодательство.

"Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов, предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой – создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению", – отмечается в официальном заявлении Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека .

Как отмечает Станислав Шакиров , принятие Закона будет иметь не только юридические, но и экономические последствия – ухудшение инвестиционного и бизнес-климата в российском ИТ-секторе.

"В области рынка хостинга за 2013 год наблюдается падение спроса на услуги отечественных хостинг-компаний и отток клиентов к зарубежным компаниям. Многие отечественные интернет-компании переходят в европейскую юрисдикцию с понятными и предсказуемыми правилами игры. Привлечение денег в российские интернет-стартапы усложняется. В целом, рост интернет-рынка остается положительным, но темпы замедляются и оказываются значительно ниже, чем могли бы быть при отсутствии вмешательства государства", – поясняет он.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие информации с ограниченным доступом и основания ее классификации. Нормативно-правовое регулирование информации с ограниченным доступом. Государственная тайна как предмет изъятый из гражданского оборота. Служебная и профессиональная тайна.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    Сущность и виды информации, ее основные свойства. Классификация правовых режимов информации. Режимы свободного доступа: исключительных прав, общественного достояния, массовой информации. Построение и охрана системы информации с ограниченным доступом.

    доклад , добавлен 13.10.2011

    Определение конфиденциальности и законодательные директивы Европейского Союза, её регулирующие. Перечень сведений конфиденциального характера, определённый в Указе Президента РФ. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

    Понятие об информации, информационных ресурсах, их место в современном праве. Признаки информации с ограниченным доступом. Правовой режим защиты, составляющей государственную, служебную, профессиональную тайну; обеспечения недоступности третьим сторонам.

    реферат , добавлен 13.12.2013

    Секреты производства ноу-хау по Гражданскому Кодексу РФ. Сущность коммерческой тайны как режима конфиденциальности информации. Меры по ее охране, принимаемые ее обладателем. Ответственность за разглашение сведений, составляющих секрет производства.

    презентация , добавлен 18.09.2015

    Сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. Виды информации, которые включены в перечень сведений конфиденциального характера. Специфика информации как объекта гражданских прав.

    статья , добавлен 02.12.2010

    Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законным способом. Установление ограничений доступа к ней только федеральными законами. Равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Анализ реализуемых в автоматизированной системе компьютерных преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, их характерных особенностей, способов реализации, их сущность и направления реализации. Статистическое моделирование.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2012

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. Информация пронизывает все сферы человеческой жизни и деятельности. Моральные и этические суждения о событиях, фактах, лицах зависят от качества информации о них, от надежности источника информации, от своевременности ее получения и использования. Информация составляет основу нашего мировосприятия, поведения.

С развитием информационного общества все большее значение приобретают проблемы, связанные с защитой информации с ограниченным доступом. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены. Данная дипломная работа является попыткой анализа наиболее острых проблем, связанных с определением понятия и видов такой информации.

Что же есть информация? В латинском языке "informatio" означает разъяснение, изложение, осведомление. С.И. Ожегов дает следующее определение информации - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. . Сведения же он определяет как познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо. Легальное определение этого понятия дано в ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и защите информации": информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В соответствии с положениями вышеуказанного закона всю информацию можно разделить на открытую (или свободно распространяемую), информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению и информацию ограниченного доступа (то есть такую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законом для защиты прав и законных интересов ее обладателей). В литературе имеются и другие определения информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации), например, А.В. Семашко определяет данный вид информации как объективно выраженные секретные сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, неизвестные широкому кругу лиц, имеющие средства правовой охраны и защиты, доступ к которым ограничен законом на федеральном уровне в силу того, что их использование или распространение нарушит права и законные интересы собственника информации и (или) иных лиц.

Именно информации с ограниченным доступом и посвящено данное исследование.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:

доступ ограничен в соответствии с законом;

цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Для характеристики информации с особым режимом доступа используется еще термин "конфиденциальная информация". В ст.2 Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" есть понятие "конфиденциальности информации", под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации.

С точки зрения этимологии, слово "конфиденциальный" происходит от латинского "confidentia" - доверие, и в современном русском языке означает "доверительный, не подлежащий огласке, секретный". В словаре В. Даля также названы аналогичные значения: "конфиденциальная" - "откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная". Даль В. И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866.

В законодательстве для определения конкретных видов конфиденциальной информации используется понятие тайны. "Тайна" - "кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое". Таким образом, можно сделать вывод о равнозначности понятий конфиденциальная информация и тайна. Поэтому, говоря об особых правовых режимах информации, правомерно также использовать термин "режим тайны".

Информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Однако существуют определенные признаки, позволяющие выделить информацию, находящуюся в ограниченном обороте, из всего массива информации.

К таким признакам относятся:

Информация не является государственной тайной. Изъятие из оборота сведений, составляющих государственную тайну, направлено на предотвращение ущерба безопасности государства, в то время как вводимые государством ограничения на оборот вышеуказанных видов информации направлены на обеспечение стабильности общества и на защиту прав, свобод и законных интересов собственников и владельцев информации от неправомерных действий других лиц по распространению этой информации.

Меры по охране и защите информации, принимаемые ее собственником или законным обладателем.

В юридической литературе существует несколько определений понятия "тайна". Например, А.А. Фатьянов определяет тайну как сферу объективной реальности, скрытую от нашего восприятия либо понимания. С одной стороны, пишет он, это то, что на данный момент не осознано человеческим интеллектом, а с другой - это нечто, уже известное, но с определенной целью скрытое от других людей.

Законодательством РФ охраняется несколько видов тайн.

Так, В. Лопатин указывает, что в российском законодательстве обозначено около 40 видов тайн. Он предлагает сделать шесть основных видов и определить этот перечень в соответствующем законе, а не Указом Президента, как это сделано в настоящее время (это государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни). Кроме этого, по его мнению, в информации как объекте права должен быть выделен третий сегмент, который нельзя отнести ни к информации без ограничения доступа, ни к информации с ограниченным доступом. Особенностью этой информации является то, что ее распространение наносит объективный вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. Сюда относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне. Сюда можно относить и то, что называется ложной рекламой, а также информацию, деструктивно воздействующую на психику человека. Это так называемая "вредная" информация. Сегодня в законодательстве установлены основания для отнесения информации к вредной информации. Но они разбросаны по всему законодательству и поэтому этот сегмент нужно определить в Законе "О праве на доступ к информации".

Следующую классификацию тайн дает А.А. Снытников:

коммерческая тайна - конфиденциальные данные и сведения, имеющие коммерческую ценность, "ноу-хау";

государственные секреты - это служебная тайна, государственная тайна.

Н.Н. Ковалева выделяет следующие виды информации с ограниченным доступом Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие - Н.Н. Ковалева / М.: Дашков и К, 2007. - 341 с. :

государственная тайна;

конфиденциальная информация, которая, в свою очередь, подразделяется:

  • а). коммерческая тайна,
  • б). тайна частной жизни;
  • в). служебная тайна;
  • г). профессиональная тайна.

А.А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию.

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т.п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст.8 Закона РФ "О государственной тайне", устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений Закона РФ «О государственной тайне». . В США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - "конфиденциально (confidential)", "секретно (secret)", "совершенно секретно (top secret)". Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст.8 Закона РФ "О государственной тайне", использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. Информация пронизывает все сферы человеческой жизни и деятельности. Моральные и этические суждения о событиях, фактах, лицах зависят от качества информации о них, от надежности источника информации, от своевременности ее получения и использования. Информация составляет основу нашего мировосприятия, поведения.

С развитием информационного общества все большее значение приобретают проблемы, связанные с защитой информации с ограниченным доступом. В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы полно и системно не решены. Данная дипломная работа является попыткой анализа наиболее острых проблем, связанных с определением понятия и видов такой информации.

Что же есть информация? В латинском языке «informatio» означает разъяснение, изложение, осведомление. С.И. Ожегов дает следующее определение информации - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1989. С. 253... Сведения же он определяет как познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представления о чем-либо Там же. С. 698.. Легальное определение этого понятия дано в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.. В соответствии с положениями вышеуказанного закона всю информацию можно разделить на открытую (или свободно распространяемую), информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях, информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению и информацию ограниченного доступа (то есть такую информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законом для защиты прав и законных интересов ее обладателей) Ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448.. В литературе имеются и другие определения информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации), например, А.В. Семашко определяет данный вид информации как объективно выраженные секретные сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, неизвестные широкому кругу лиц, имеющие средства правовой охраны и защиты, доступ к которым ограничен законом на федеральном уровне в силу того, что их использование или распространение нарушит права и законные интересы собственника информации и (или) иных лиц Семашко А.В. Правовые основы оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд.юрид.наук: защищена 12.02.2008. М, 2008. С. 4. .

Именно информации с ограниченным доступом и посвящено данное исследование.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:

Доступ ограничен в соответствии с законом;

Цель ограничения - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства См.: Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007. С. 95-96..

Для характеристики информации с особым режимом доступа используется еще термин «конфиденциальная информация». В ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» есть понятие «конфиденциальности информации», под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя Ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3448..

С точки зрения этимологии, слово «конфиденциальный» происходит от латинского «confidentia» - доверие, и в современном русском языке означает «доверительный, не подлежащий огласке, секретный» Новый словарь иностранных слов./ Захаренко Е.Н., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. М.: Азбуковник, 2003. С. 461.. В словаре В. Даля также названы аналогичные значения: «конфиденциальная» - «откровенная, по особой доверенности, неоглашаемая, задушевная» Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. М.: Вече, 1998. Т.2. С. 154..

В законодательстве для определения конкретных видов конфиденциальной информации используется понятие тайны. «Тайна» - «кто чего не знает, то для него тайна, все сокрытое, неизвестное, неведомое» Даль В. И. Указ. соч. Т.4. С. 368.. Таким образом, можно сделать вывод о равнозначности понятий конфиденциальная информация и тайна. Поэтому, говоря об особых правовых режимах информации, правомерно также использовать термин «режим тайны».

Информация, находящаяся в ограниченном обороте, встречается во многих сферах общественной жизни. Однако существуют определенные признаки, позволяющие выделить информацию, находящуюся в ограниченном обороте, из всего массива информации.

К таким признакам относятся:

1. Информация не является государственной тайной. Изъятие из оборота сведений, составляющих государственную тайну, направлено на предотвращение ущерба безопасности государства, в то время как вводимые государством ограничения на оборот вышеуказанных видов информации направлены на обеспечение стабильности общества и на защиту прав, свобод и законных интересов собственников и владельцев информации от неправомерных действий других лиц по распространению этой информации.

3. Меры по охране и защите информации, принимаемые ее собственником или законным обладателем См.: Дегтярев А., Текиева Ю. Режим конфиденциальной информации. // Налоги. 2007. № 2. С. 42..

В юридической литературе существует несколько определений понятия «тайна». Например, А.А. Фатьянов определяет тайну как сферу объективной реальности, скрытую от нашего восприятия либо понимания. С одной стороны, пишет он, это то, что на данный момент не осознано человеческим интеллектом, а с другой - это нечто, уже известное, но с определенной целью скрытое от других людей Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление Ее виды. // Гос. и право. 1998. № 6. С.5. .

Законодательством РФ охраняется несколько видов тайн.

Так, В. Лопатин указывает, что в российском законодательстве обозначено около 40 видов тайн. Он предлагает сделать шесть основных видов и определить этот перечень в соответствующем законе, а не Указом Президента, как это сделано в настоящее время (это государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни). Кроме этого, по его мнению, в информации как объекте права должен быть выделен третий сегмент, который нельзя отнести ни к информации без ограничения доступа, ни к информации с ограниченным доступом. Особенностью этой информации является то, что ее распространение наносит объективный вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. Сюда относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне. Сюда можно относить и то, что называется ложной рекламой, а также информацию, деструктивно воздействующую на психику человека. Это так называемая «вредная» информация. Сегодня в законодательстве установлены основания для отнесения информации к вредной информации. Но они разбросаны по всему законодательству и поэтому этот сегмент нужно определить в Законе «О праве на доступ к информации» Лопатин В. Законодательные ограничения права на доступ к информации. // URL: http://ksdi.ru.reachall/opit/ lopatin.html (дата обращения 18.11.2008). .

Следующую классификацию тайн дает А.А. Снытников:

1. тайна частной жизни - это личная тайна и семейная тайна, тайна телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, тайна почтовых отправлений, тайна исповеди, тайна голосования, персональные данные;

2. профессиональная тайна - банковская тайна, врачебная тайна, журналистская тайна, редакционная тайна, тайна совещательной комнаты, тайна страхования, секреты мастерства, налоговая тайна, сведения о мерах безопасности судей, должностных лиц правоохранительных органов, служебная информация о рынке ценных бумаг, геологическая информация о недрах;

3. коммерческая тайна - конфиденциальные данные и сведения, имеющие коммерческую ценность, «ноу-хау»;

4. государственные секреты - это служебная тайна, государственная тайна Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-Издат, 2001. С. 234..

Н.Н. Ковалева выделяет следующие виды информации с ограниченным доступом:

1. государственная тайна;

2. конфиденциальная информация, которая, в свою очередь, подразделяется:

а). коммерческая тайна,

б). тайна частной жизни;

в). служебная тайна;

г). профессиональная тайна Ковалева Н.Н. Указ. соч. С. 96..

А. И. Алексенцев предлагает следующие основания разделения информации по видам тайны:

Собственники информации (по отдельным видам они могут частично совпадать);

Области (сферы) деятельности, в которых может быть информация, составляющая данный вид тайны;

На кого возложена защита данного вида тайны (по некоторым видам тайны здесь также возможно совпадение) Алексенцев А. И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны. // Безопасность информационных технологий. 1999. № 3. С.65. .

А. А. Фатьянов классифицирует подлежащую защите информацию по трем признакам: по принадлежности, по степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) и по содержанию Фатьянов А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности на современном этапе. //Безопасность информационных технологий. 1999. № 1. С.27 .

По принадлежности владельцами защищаемой информации могут быть органы государственной власти и образуемый ими структуры (государственная тайна, служебная тайна, в определенных случаях коммерческая и банковская тайны); юридические лица (коммерческая, банковская служебная, адвокатская, врачебная, аудиторская тайны и т.п.); граждане (физические лица) - в отношении личной и семейной тайны, нотариальной, адвокатской, врачебной.

По степени конфиденциальности (степени ограничения доступа) в настоящее время можно классифицировать только информацию, составляющую государственную тайну. Согласно ст.8 Закона РФ «О государственной тайне», устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». В США и ряде стран НАТО грифы секретности схожи с установленными отечественным законодательством - «конфиденциально (confidential)», «секретно (secret)», «совершенно секретно (top secret)» См.: Фатьянов А.А. Указ. соч. С. 26.. Для остальных видов тайн данное основание классификации пока не разработано, при этом согласно ст. 8 Закона РФ «О государственной тайне», использование названных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Следует отметить, что вышеизложенные классификации не являются исчерпывающими и их разработка еще предстоит науке и законодательству. Отсутствие четкой классификации конфиденциальной информации, неоформленность их правовых режимов в законодательстве приводит к значительному числу противоречий и пробелов.