Декабрист, член Союза спасения, Союза благоденствия (входил в состав Коренного совета), организатор и глава Южного общества, автор «Русской правды».

Павел Иванович Пестель родился 24 июня (5 июля) 1793 года в в семье сенатора Ивана Борисовича Пестеля (1765-1843).

До 12-летнего возраста П. И. Пестель воспитывался дома, в 1805-1809 годах вместе с братом В. И. Пестелем учился в Дрездене. По возвращении в в 1810 году был определен в Пажеский корпус (числился пажом с 1803 года), с декабря 1810 года числился камер-пажом. Из корпуса был выпущен прапорщиком в Лейб-гвардии Литовский полк в декабре 1811 года.

П. И. Пестель принимал участие в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении он был тяжело ранен, за что был награжден золотой шпагой за храбрость. В январе 1813 года П. И. Пестель был произведен в подпоручики. В 1813-1814 годах он участвовал в заграничных походах русской армии, с августа 1813 года поручик П. И. Пестель являлся адъютантом генерала от кавалерии графа П. Х. Витгенштейна.

П. И. Пестель участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом и австрийским Леопольда 3-й степени), при переправе через Рейн (был награжден баденским орденом Карла Фридриха), Бар-сюр-Об, Труа (был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и прусским орденом «За заслуги»).

В августе 1814 года П. И. Пестель был переведен в Лейб-гвардии Кавалергардский полк с оставлением в должности адъютанта. С сентября 1814 года он находился в Митаве (ныне в Латвии) при П. X. Витгенштейне, в августе 1817 года был произведен в штабс-ротмистры.

С февраля 1818 года П. И. Пестель находился во 2-й армии в Тульчине (ныне на Украине), в июле 1818 года был произведен в ротмистры. В декабре 1819 года был произведен в подполковники с переводом в Мариупольский гусарский полк. Позднее был переведен в Смоленский драгунский полк с отчислением от должности адъютанта, но оставлен при штабе 2-й армии по делам, связанным с греческим восстанием (трижды командировался в Бессарабию).

С ноября 1821 года и до своего ареста в декабре 1825 года полковник П. И. Пестель командовал Вятским пехотным полком, расквартированным в местечке Липцы (ныне на Украине).

В 1817 году П. И. Пестель стал одним из учредителей Союза благоденствия, составил для него устав. Именно он в 1818 году организовал в Тульчине ложу Союза благоденствия, добился принятия его членами республиканской программы, обосновал необходимость цареубийства и уничтожения всех членов императорской семьи. В 1821 году П. И. Пестель основал Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, он скоро стал во главе заговорщиков. Силой своего красноречия он позднее убедил и Северное общество действовать в духе Южного. Благодаря его энергии в канун декабря 1825 года программы обоих тайных обществ объединяла установка на вооруженный переворот.

Выражением политических взглядов П. И. Пестеля была составленная им «Русская правда», где описывалось устройство страны после победы заговорщиков. Предлагалось разрушить православную церковь, физически уничтожить всю императорскую семью и ввести в республиканскую форму правления. Цареубийство в его планах было только началом широкой программы репрессий, призванных укрепить новую власть.

П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 (25) декабря 1825 года по доносу А. И. Майбороды, в тот же день он был отрешен от командования полком. В январе 1826 года он был доставлен в , содержался в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
П. И. Пестель был осужден вне разрядов и 11 (23) июля 1826 года приговорен к повешению. 13 (25) июля 1826 года он был казнен на кронверке Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с , С. И. Муравьевым-Апостолом, М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на острове Голодай в (могила утеряна).

Лю-те-ра-нин. По-лу-чил до-маш-нее об-ра-зо-ва-ние, за-тем обу-чал-ся в Дрез-де-не под руководством А.Е. Зей-де-ля (1805-1809 годы), в Па-же-ском кор-пу-се в Санкт-Пе-тер-бур-ге (1809-1811 годы), слу-шал курс по-лит-эко-но-мии профессора Санкт-Пе-тербургского института К.Ф. Гер-ма-на (1816-1817 годы). Слу-жил в лейб-гвардии Ли-тов-ском (1811-1814 годы), Ка-ва-лер-гард-ском (1814-1819 годы), Ма-риу-поль-ском гу-сар-ском (1819-1821 годы), Смо-лен-ском дра-гун-ском (1821 год), Вят-ском пехотном (с 1821 года; его ко-ман-дир) пол-ках; адъ-ю-тант генерала от кавалерии графа П.Х. Вит-ген-штей-на (1813-1821 годы). Ма-сон (по-свя-щён в 1812 году), член лож «Со-еди-нён-ных дру-зей» (1812-1817 годы), «Сфин-кса» (1817 год) и «Трёх доб-ро-де-те-лей» (1817-1819 годы) в Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Уча-ст-ник Отечественной вой-ны 1812 года (тя-же-ло ра-нен в Бо-ро-дин-ском сра-же-нии, на-гра-ж-дён зо-ло-той шпа-гой с над-пи-сью «За храб-рость») и за-гра-нич-ных по-хо-дов российской армии 1813-1814 годов . Член тай-ных об-ществ - Сою-за спа-се-ния (при-нят, по сло-вам Пестеля, в конце 1816 - начале 1817 годах; уча-ст-во-вал в на-пи-са-нии ус-та-ва об-ще-ст-ва), Сою-за бла-го-ден-ст-вия . Ор-га-ни-за-тор тай-но-го Юж-но-го общества (1821 год). В 1821 году три-ж-ды по при-ка-зу начальника шта-ба 2-й ар-мии П.Д. Ки-се-лё-ва по-се-щал Бес-са-ра-бию с це-лью сбо-ра све-де-ний о со-бы-ти-ях в Мол-дав-ском княжестве, в том числе о дея-тель-но-сти там А. Ип-си-лан-ти, всту-пил в Ки-ше-нё-ве в ма-сон-скую ло-жу «Ови-дия».

На фор-ми-ро-ва-ние по-ли-тических взгля-дов П. по-влия-ли связь с ма-со-на-ми и его пре-бы-ва-ние во Фран-ции в 1814 году, где по-сле рес-тав-ра-ции мо-нар-хии Бур-бо-нов бы-ла со-хра-не-на и при-зна-на, по сло-вам Пестеля, за «бла-гие ве-щи» зна-чительная часть «ко-рен-ных по-ста-нов-ле-ний» Французской ре-во-лю-ции конца XVIII века . Пер-во-на-чаль-но Пестель вы-сту-пал за ус-та-нов-ле-ние в Рос-сии кон-сти-туционной мо-нар-хии. Од-на-ко в начале 1820 года вы-ска-зал-ся за рес-пуб-ли-ку (док-лад о различных ви-дах прав-ле-ния на со-б-ра-нии Ко-рен-ной упра-вы Сою-за бла-го-ден-ст-вия в квар-ти-ре Ф.Н. Глин-ки в Санкт-Пе-тер-бур-ге) и ца-ре-убий-ст-во (на сле-дую-щем за-се-да-нии на квар-ти-ре И.П. Ши-по-ва). По-ла-гал, что рес-пуб-ли-ка мо-жет на-дёж-нее га-ран-ти-ро-вать ра-вен-ст-во ме-ж-ду людь-ми.

Ав-тор про-ек-та про-грам-мы Юж-но-го общества - «Рус-ской прав-ды, или За-по-вед-ной го-су-дар-ст-вен-ной гра-мо-ты ве-ли-ко-го на-ро-да рос-сий-ско-го, слу-жа-щей за-ве-том для усо-вер-шен-ст-во-ва-ния Рос-сии и со-дер-жа-щей вер-ный на-каз как для на-ро-да, так и для Вре-мен-но-го вер-хов-но-го прав-ле-ния» (впер-вые опубликована в 1906 году, пол-но-стью - в издании «Вос-ста-ние де-каб-ри-стов», том 7, 1958 год). В её ос-но-ву Пестель по-ло-жил идею максимальной по-ли-тической, со-ци-аль-ной, национальной и куль-тур-ной уни-фи-ка-ции. Счи-тал не-об-хо-ди-мым по-сле осу-ще-ст-в-ле-ния в Рос-сии государственного пе-ре-во-ро-та по при-ме-ру яко-бин-ской дик-та-ту-ры во Фран-ции ус-та-но-вить дик-та-ту-ру Временного ре-во-люционного пра-ви-тель-ст-ва, ко-то-рое бы ру-ко-во-дство-ва-лось в сво-ей по-ли-ти-ке «Рус-ской прав-дой…». Рос-сия долж-на бы-ла стать «еди-ным и не-раз-де-ли-мым» го-су-дар-ст-вом, со-стоя-щим из 53 гу-бер-ний (де-ли-лись на уез-ды и во-лос-ти) со сто-ли-цей в Ниж-нем Нов-го-ро-де, ко-то-рый пе-ре-име-но-вы-вал-ся бы во Вла-ди-мир (в честь ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча). Гра-ни-цы Рос-сии Пестель оп-ре-де-лял ис-хо-дя из пра-ва «бла-го-удоб-ст-ва», под ко-то-рым он по-ни-мал пра-во боль-ших го-су-дарств под-чи-нять се-бе со-сед-ние ма-лые на-ро-ды, не-спо-соб-ные от-стаи-вать свою не-за-ви-си-мость.

Пра-вом на-род-но-сти (пра-вом на са-мо-сто-ятельное по-ли-тическое бы-тие) Пестель на-де-лял толь-ко по-ля-ков, другие на-ро-ды Рос-сии долж-ны бы-ли пол-но-стью рас-тво-рить-ся в еди-ной об-ще-русской на-род-но-сти. С этой це-лью Пестель на-ме-ре-вал-ся от-ме-нить на-зва-ния на-ро-дов и пле-мён, объ-я-вить всех гра-ж-дан Рос-сии рус-ски-ми, а русский язык - един-ст-вен-но воз-мож-ным язы-ком (под-ле-жал бы об-нов-ле-нию на об-ще-славянской ос-но-ве; все за-им-ст-во-ван-ные сло-ва пред-ла-га-лось за-ме-нить не-оло-гиз-ма-ми со славянскими кор-ня-ми или ар-ха-из-ма-ми из древнерусского язы-ка). Пред-по-ла-га-лось пре-вра-тить ко-че-вые пле-ме-на в осед-лые, пе-ре-се-лить ев-ре-ев (по под-счё-там Пестеля, свыше 2 миллионов человек) из Рос-сии че-рез Ос-ман-скую им-пе-рию в Па-ле-сти-ну, а не-ко-то-рые на-ро-ды Кав-ка-за (так называемые буй-ные) - не-мно-го-чис-лен-ны-ми груп-па-ми во внутренние гу-бер-нии Рос-сии (вме-сто них по-се-лить рус-ских; так называемые мир-ные кав-каз-цы долж-ны бы-ли ос-тать-ся на мес-те и под-чи-нить-ся об-ще-российским за-ко-нам).

Ис-хо-дя из тео-рии раз-де-ле-ния вла-стей, Пестель пред-ла-гал пе-ре-дать за-ко-но-дательную власть Народному ве-чу, ис-пол-ни-тель-ную - Дер-жав-ной ду-ме (оба ор-га-на пла-ни-ро-ва-лось из-би-рать на 5 лет, ка-ж-дый год 1/5 часть их со-ста-ва под-ле-жа-ла сме-не), су-деб-ную («блю-сти-тель-ную») - Вер-хов-но-му со-бо-ру (в со-ста-ве 120 человек, из-би-рав-ших-ся по-жиз-нен-но). Пестель вы-сту-пал за унич-то-же-ние всех со-сло-вий, ус-та-нов-ле-ние все-об-ще-го ра-вен-ст-ва гра-ж-дан пе-ред за-ко-ном, вве-де-ние гражданских сво-бод, а так-же из-би-рательного пра-ва с 20 лет для лиц муж-ско-го по-ла (на мес-тах Зем-ские народного со-б-ра-ния долж-ны бы-ли из-би-рать сво-их пред-ста-ви-те-лей в На-ме-ст-ные народные со-бра-ния 3 сте-пе-ней - во-ло-ст-ные, уезд-ные и гу-берн-ские). При-зна-вал ес-те-ст-вен-ным де-ле-ние об-ще-ст-ва на бо-га-тых и бед-ных, од-на-ко вы-сту-пал за соз-да-ние оди-на-ко-вых эко-но-мических ус-ло-вий для всех гра-ж-дан пу-тём пе-ре-рас-пре-де-ле-ния зем-ли (де-ли-лась бы на 2 рав-ные час-ти - об-ще-ст-венную, ко-то-рая под-ле-жа-ла еже-год-но-му рас-пре-де-ле-нию ме-ж-ду семь-я-ми, и ча-ст-но-вла-дель-че-скую).

Идеи Пестеля вы-зва-ли не-од-но-знач-ные оцен-ки де-каб-ри-стов. Чле-ны Юж-но-го общества в це-лом при-ня-ли «Рус-скую прав-ду», чле-ны Се-вер-но-го общества её от-верг-ли. На-ка-ну-не вос-ста-ния де-каб-ри-стов на Се-нат-ской площади в Санкт-Пе-тер-бур-ге, 13(25) декабря 1825 года, Пестель был аре-сто-ван по до-но-су ка-пи-та-на Вят-ско-го пехотного пол-ка А.И. Май-бо-ро-ды. В начале 1826 года дос-тав-лен в Санкт-Пе-тер-бург, за-клю-чён в Пе-тро-пав-лов-скую кре-пость. Вер-хов-ным уго-лов-ным су-дом над де-каб-ри-ста-ми при-го-во-рён к смерт-ной каз-ни чет-вер-то-ва-ни-ем, ко-то-рая императором Ни-ко-ла-ем I за-ме-не-на на смерт-ную казнь че-рез по-ве-ше-ние. Каз-нён в чис-ле пя-ти при-го-во-рён-ных к смер-ти де-каб-ри-стов близ Пе-тро-пав-лов-ской кре-по-сти.

В отечественной ис-то-рио-гра-фии Пестель рас-смат-ри-вал-ся как пред-ше-ст-вен-ник со-циа-лис-тов (А.И. Гер-цен , В.И. Се-мев-ский, М.М. Ко-ва-лев-ский, Н.С. Ру-са-нов и др.) или как дик-та-тор яко-бин-ско-го ти-па (М.А. Ба-ку-нин, Н.П. Пав-лов-Силь-ван-ский, С.Н. Чер-нов и др.).

Име-нем Пестеля на-зва-ны ули-цы в Ев-па-то-рии, Ка-лу-ге, Кие-ве, Ли-пец-ке, Мо-ск-ве, Рос-то-ве-на-До-ну и Санкт-Пе-тер-бур-ге.

Ис-точники:

Де-ло П. И. Пес-те-ля // Вос-ста-ние де-каб-ри-стов. Ма-те-риа-лы. М.; Л., 1927. Т. 4.

Павел Пестель родился 03 июля 1793 года в городе Москва. Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века. Отец - Иван Борисович Пестель. Мать - Елизавета Ивановна Крок. Семья исповедовала лютеранство.

Получив начальное домашнее образование, в 1805-1809 учился в Дрездене. В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк.

Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении; был тяжело ранен и награждён золотой шпагой «За храбрость». По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В компаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге. Награждён орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом и австрийским Леопольда 3-й степени. Отличился при переправе через Рейн, за что былнаграждён баденским орденом Военных заслуг Карла Фридриха. В боях при Бар-сюр-Об и Труа был награждён орденом Св. Анны 2 степени. Также отмечен прусским орденом «Pour le Mérite». Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии.

В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

Участвовал с 1816 года в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова, Пестель скоро встал во главе общества. Но силы его красноречия и природного обаяния не смогли убедить в 1825 году петербургское общество действовать в духе Южного, и окончательное решение о слиянии было отложено на 1826 год.

Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда». Этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев и Николаев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».

Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 25 июля 1826 г.

В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!».

По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: "Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять"».

Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Пестель Павел Иванович (1793-1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 24 июня (5 июля) 1793 в Москве в семье тайного советника И.Б.Пестеля, генерал-губернатора Сибири в 1806-1821. Его дед, выходец из Саксонии, переселился в Россию в 1751. В 1805-1809 учился в Дрездене.

По возвращении на родину был принят в 1810 в Пажеский корпус в Петербурге. Блестяще окончив его в 1811, получил чин прапорщика и был направлен в лейб-гвардии Литовский полк. Являясь поклонником французских просветителей 18 в. и исповедуя деизм (бог как мировой разум), вступил в масонскую ложу «Соединенные друзья». Во время Отечественной войны 1812 отличился в сражении под Бородино 26 августа (7 сентября), где был тяжело ранен; награжден золотой шпагой «За храбрость», которую ему вручил лично М.И.Кутузов. В период Заграничного похода 1813-1814 участвовал в битвах с французами при Дрездене 14-15 (26-27) августа, Кульме 18 (30) августа и Лейпциге 4-7 (16-19) октября 1813; служил адъютантом генерала П.Х.Витгенштейна. Остался на этой должности и после войны, числясь в Гвардейском кавалерийском полку.

Вся моя история заключается. в двух словах: я страстно любил. моё отечество, я желал его счастия с энтузиазмом.

Пестель Павел Иванович

Ужесточение политического режима во второй половине 1810-х (аракчеевщина) способствовало усилению его оппозиционных настроений. В 1817 по рекомендации одного из учредителей Союза спасения М.Н.Новикова был принят в эту первую тайную организацию декабристов. Будучи широко образованным, обладая сильной волей, железной логикой и ораторским даром, быстро выдвинулся среди своих единомышленников. Разработал устав Союза («Статут»), главными пунктами которого стали уничтожение крепостного права, введение конституционной монархии и ликвидация засилия иностранцев в России. После создания в 1818 на базе Союза спасения Союза Благоденствия стал лидером его радикального крыла.

Переведен на юг; с декабря 1819 - подполковник Мариупольского гусарского полка. Продолжил революционную деятельность, возглавив Тульчинскую управу Союза благоденствия. На Петербургском совещании членов общества в январе 1820 выступил с докладом о преимуществах республиканской формы правления и поддержал выдвинутую Н.М.Муравьевым идею цареубийства; внес предложение передать после устранения самодержавия всю полноту власти временному правительству с диктаторскими полномочиями, которое было отвергнуто большинством.

Не участвовал в Московском съезде (январь 1821), организованном умеренным крылом Союза с целью вытеснить из него радикалов. В марте 1821 по его инициативе Тульчинская управа осудила постановление Московского съезда о роспуске Союза благоденствия, приняла решение о создании Южного общества и одобрила идею установления республиканского строя путем военного переворота и цареубийства. Избран председателем и одним из трех директоров Общества. Установил строгую дисциплину среди его членов. Стремился ограничить состав заговорщиков исключительно военными. В отличие от С.И.Муравьева-Апостола не считал возможным самостоятельное антиправительственное выступление на юге, возлагая главную надежду на успех восстания в столице.

В 1821 был командирован правительством в Молдавию для сбора информации об антитурецком движении Александра Ипсиланти. Блестяще выполнил поручение. 1 (13) ноября 1821 был произведен в полковники, а 15 (27) ноября назначен командиром Вятского пехотного полка, дислоцированного на Украине в районе Белой Церкви; восстановил дисциплину среди солдат и превратил свой полк в образцовый.

Составил Русскую правду, конституционный проект, единогласно одобренный на Киевском съезде Южного общества в 1823, в котором своеобразно сочетались демократизм и унитаризм. В противовес федералистским устремлениям Северного общества, созданного весной 1821 в Петербурге, проект П.И.Пестеля провозглашал Россию единым и неделимым государством с общими для всех его частей политическим строем и законами; все населяющие ее этносы должны слиться в один народ; «буйные кавказские племена» следует малыми группами переселить вглубь России. Предполагалось установить республиканский строй и представительное правление на основе всеобщего равного избирательного права для мужчин с двадцатилетнего возраста: жители каждой волости (исходная территориальная единица) ежегодно выбирают депутатов в волостные, уездные и областные (губернские) собрания; последние выбирают депутатов Народного вече, верховного однопалатного законодательного органа; исполнительная власть осуществляется избираемыми уездными и главными областными посадниками, а на общегосударственном уровне - Державной думой.

Планировалось учредить институт конституционного контроля - Верховный собор из ста двадцати пожизненно избираемых членов. Провозглашалось полное освобождение крестьян с землей; вся земля в государстве делилась на частную и общественную; каждый гражданин получал право на безвозмездное выделение надела из общественного фонда; устанавливался земельный максимум в пять тысяч десятин; излишки подлежали конфискации или выкупу. Уничтожались привилегии дворянства и остальных сословий; устанавливалось равенство граждан перед законом. Гарантировалась свобода личности, вероисповедания, печати, торговли и предпринимательской деятельности; вводился суд присяжных. Столицу предполагалось перенести в Нижний Новгород. Но реализовать этот проект планировалось лишь после длительного (десяти- или пятнадцатилетнего) периода диктатуры временного революционного правительства.


В следующем году, 2005-м, будет скромная дата - 180-летие со дня восстания декабристов. Было это в Петербурге 14 декабря 1825 года. Однако, как мы знаем, революции или возмущения вызревают не в один день. Для того, как справедливо указывал Ленин, нужны причины и повод. Это еще почти за сто лет до Ленина понял Павел Иванович Пестель - действительно первый профессиональный революционер России. В отличие от будущего вождя мирового пролетариата он получал деньги не от партии (или, по слухам, от кайзера), а из штабной кассы, полковой. Может быть, это и сгубило идею?

Предлагаемый ниже материал - сокращенный вариант неснятого телесценария «Тень Пестеля, или Потусторонние встречи».

13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости были казнены пять человек. По мнению Верховного суда, затем утвержденного императором Николаем I, это были главные злодеи того движения, которое впоследствии назовут декабристским, а его участников - декабристами.

Итак, по мнению властей, главными злодеями, осужденными вне разрядов к повешению, оказались: Кондратий Рылеев, отставной подпоручик; Сергей Муравьев-Апостол, подполковник Черниговского пехотного полка; Михаил Бестужев-Рюмин, подпоручик Полтавского пехотного полка; Петр Каховский, отставной поручик; Павел Пестель, полковник Вятского пехотного полка.

Пройдет много времени, но имен этих несчастных в России не забудут. И все-таки все они окажутся как бы в тени одной фигуры - огромной фигуры Пестеля, которая своей грандиозностью будет затмевать имена и дела его сподвижников. Это ясно не только для нас, потомков; это было ясно и во время следствия над декабристами, а еще раньше было ясно многим товарищам и сослуживцам этой несомненно удивительной и, повторим, грандиозной личности.

Майор Н.И.Лорер, декабрист: «Как это вы, Павел Иванович, гениальный человек, а, не шутя, полагаете возможным водворить в России республику?»

Командир 7 пехотного корпуса Южной армии А.Я.Рудзевич: «Удивляюсь, как Пестель занимается шагистикой, тогда как этой умной голове только и быть министром, посланником!»

Декабрист К.Ф.Рылеев: «Пестель - как будущий диктатор - человек опасный для России».

Н.И.Лорер: «Пестель был небольшого роста, брюнет, с черными, беглыми, но приятными глазами. Он очень много напоминает мне Наполеона I… Квартиру он занимал очень простую, и во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания… Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку, на многих иностранных языках».

Генерал С.Г.Волконский, декабрист: «Он - человек огромной одаренности, широкого ясного ума, и главное, может быть, неотразимой логики».

А теперь - мнения императоров.

Александр I относился к Пестелю настороженно и, в общем, недоброжелательно. Подозревал его в политическом вольнодумстве (и не без оснований!). Тормозил его производство в полковники. И только после блестяще выполненного Пестелем поручения в Бесарабии по секретному сбору сведений о греческом восстании Александр, наконец, утвердил его назначение полковником, сказав при этом: «Вот какие у меня служат в армии полковники!» (В армии - то есть не в гвардии).

Император Николай I: «Пестель был злодей во всей силе слова, без малейшей тени раскаяния, с зверским выражением и самой дерзкой смелости в запирательстве; я полагаю, что редко найдется подобный изверг».

Каземат N 13 Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Пестель - в полковничьем мундире с почерневшими золотыми эполетами, в полный рост, скрестив руки на груди. Осанкой и фигурой действительно очень напоминает Наполеона.

Показания.

«Родился в Москве, в 1793 году, июня 26 дня.

Отец мой - Пестель Иван Борисович, тайный советник, сибирский генерал-губернатор; мать - Елизавета Ивановна Крок, помещица Смоленской губернии.

По вероисповеданию лютеранин. Воспитывался дома до 12 лет, затем в Дрездене. В 1810 году определен в Пажеский корпус. Выпущен оттуда в 1811 году прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк первым по успехам, с занесением имени на мраморную доску, чем горжусь как первым представлением моих способностей любезному Отечеству.

Участник Отечественной войны 1812 года, тяжело ранен при Бородино, награжден Золотой шпагой «За храбрость». Участвовал в заграничных походах и военных действиях при Пирне, Дрездене, Кульме и Лейпциге. Подпоручик - в 1813 году, поручик - в 1813 году. Адъютант при графе Витгенштейне, штабс-ротмистр - в 1817 году. Награжден: Св. Владимира 4 ст. с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.; Св. Анны 2 ст., прусским орденом «За заслуги» и другими высокими знаками отличия.

Зимою 1816 - 1817 годов слушал курс политических наук. С февраля 1818 года во 2-й армии в Тульчине, ротмистр - в 1818 году, подполковник - в 1819 году, полковник - в 1821 году, командир Вятского пехотного полка. Будучи подполковником, трижды командировался в Бесарабию по делам, связанным с греческим восстанием, за что получил благодарность государя императора Александра I.

Масон с 1812 года, то есть с 19-ти лет. Затем - член ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей» в Петербурге (1816 - 1817). Затем - член «Союза спасения», затем - «Союза благоденствия» (Коренного совета) и, наконец, - организатор и глава Южного общества. Автор «Русской Правды» как основы будущей Конституции государства Российского.

Арестован 13 декабря 1825 года в Тульчине, куда был доставлен из Линцов. 3 января 1926 года доставлен в Санкт-Петербург и помещен в Петропавловскую крепость, в каземат N 13 Алексеевского равелина. Неоднократно допрашивался Тайным комитетом, Следственной комиссией и государем Николаем I. Признал себя виновным в замыслах на изменение государственного устройства в пользу республиканского правления и истребление августейшей фамилии, однако перед Отечеством виновным себя не числю».

(Справка. Осужден вне разрядов и 11 июля приговорен к повешению. Казнен на кронверке Петропавловской крепости в Петербурге 13 июля 1826 года. Тайно похоронен на острове Голодае в безвестной могиле).

Работа Пестеля над главным документом обвинения - над конституционным проектом под названием «Русская Правда» - длилась почти десять лет, хотя сам он обмолвится, что сей труд стоил ему двенадцати лет жизни.

Вот основные положения этого грандиозного по тем временам документа.

Пестель - сторонник насильственного свержения царского режима, то есть сторонник революции и последующей диктатуры Временного верховного правления. Это, по его мнению, решающее условие успеха. Диктатура должна длиться ни много, ни мало - 10-15 лет. Провозглашается решительное и коренное уничтожение крепостного права…

Пестель: «Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. И если найдется среди дворян такой изверг, который будет противиться мерам Верховного правления по отмене крепостного права, надо такого злодея безизъятно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага Отечества и изменника… Личная свобода - есть первое и важнейшее право каждого гражданина… Однако освобождение крестьян без земли (т.е. предоставление им только личной свободы. - Авт.) я считал и считаю совершенно неприемлемым».

Таким образом, аграрный проект Пестеля давал крестьянам значительно больше земли, чем три десятилетия спустя, в 1861 году, дала правительственная реформа. То есть проект Пестеля на основе его крестьянской реформы открывал путь именно буржуазному развитию страны. Впрочем, дело не ограничивалось только крестьянским вопросом. Важно, что, по замыслу Пестеля, в государстве должны быть решительно уничтожены все сословия, в том числе и дворянское. Провозглашается принцип: священное и неприкосновенное право собственности. Объявляется полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания, широкая и неограниченная свобода торговли.

Пестель: «Да, я - убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия.

Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции.

Откуда это? Еще издавна я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия для России, как в республиканском правлении. Царствующая семья же есть враг этому благу и силою противилась бы такому миропорядку после нашей революции. А народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народа, а не народ существует для блага правительства. Это положение вещей, считал я, могло быть достигнуто нами только силою, быстро и решительно…»

Подполковник Александр Поджио - декабрист, со временем активный сторонник взглядов Пестеля, осужден по 1-му разряду и приговорен в каторжную работу вечно; по амнистии 1856 года освобожден и восстановлен в правах.

Поджио был еще майором, когда они впервые встретились в сентябре 1824 года на армейских учениях в Линцах, что на юге Украины, где квартировал Вятский пехотный полк Пестеля. Как потом покажет Поджио, начался разговор «между двумя ужаснейшими в умышлениях человеками, стремящимися к одной цели».

Пестель стоит посреди комнаты, скрестив на груди руки. Длинный армейский сюртук с красным воротником плотно облегает его коренастую фигуру. Долгим холодным взглядом смотрит он на Поджио. «Сейчас сей Бонапарт устроит мне испытание», - мелькает мысль у Поджио. Не меняя позы и не сводя пристального взгляда с него, слегка хрипловатым голосом Пестель начинает издалека, с древних времен:

Рим расцветал во времена республики, но взяли власть императоры, и благоденствие Рима закончилось… - И вдруг, после паузы: - А ваше мнение, господин майор?

Монархия и представительное правление несовместимы, они в сущности своей разнородны. А наследие престола по первородству противно цели всякого благоустроенного государства, не так ли?

Поджио кивает опять.

Высшее благо России - республиканское правление, - сухо продолжает Пестель. - Народ - не принадлежность монарха. Власть в России довольно доказала свою враждебность к народу. Как ваше мнение, господин майор?

Поджио не может оторвать взгляда от высокого чистого лба Пестеля, от его холодных бесстрастных глаз.

А посему, - Пестель делает новую паузу и долго смотрит в окно, - посему, - произносит теперь он резко, - следует истребить всю императорскую фамилию.

И замолкает, ожидая, что скажет на это Поджио, но тот не произносит ни слова.

Государь император Александр I.

Раз, - кивает Пестель и загибает один палец.

Его высочество великий князь Константин, великие князья Николай и Михаил…

Пестель молча и бесстрастно загибает пальцы.

Великий князь Александр, сын Николая Павловича. - Тут голос у Поджио дрожит: он вспомнил красивого пятилетнего мальчика… - Вдовствующая императрица Мария Федоровна… Ее императорское величество Елизавета Алексеевна…

Пестель, считая, загибает пальцы и пристально смотрит в лицо Поджио. Потом говорит:

Знаете ли вы, господин майор, что дело сие ужасно?

Лицо Поджио искажает гримаса. «Он хочет дать мне понять, что я бесчеловечнее его!» Они насчитывают уже тринадцатую жертву царской семьи!

Ужасу этому не будет конца, ибо у всех великих княгинь есть дети.

Пестель опять отворачивается к окну, долго молчит, а потом произносит:

Я поручил князю Барянитскому приготовить мне двенадцать человек для этого. - И вдруг усмехается, но тихо: - А вы ужасный человек, господин майор…

В комнате заметно темнеет, Пестель зажигает свечи. И тут говорит:

Когда я закончу все свои дела, что, вы думаете, я намерен сделать? Никогда не угадаете.

Он долго смотрит на пламя свечи и затем, повернувшись к Поджио, произносит без выражения:

Удалюсь в Киевско-Печерский монастырь. Сделаюсь схимником… 1

Поджио не понял, но теперь-то мы знаем: до глубокого внутреннего кризиса Павла Пестеля оставался всего один шаг…

Уже потом, в Петропавловске, ошеломленный Пестель станет опровергать, говорить, что Поджио «чрезвычайно часто несправедливо показывает». Тогда Тайный комитет использует очную ставку. Это было 13 апреля 1826 года. Обоим - Пестелю и Поджио - представят показания, сделанные ими друг на друга, и Пестель во всем сознается.

Из журналов Следственного комитета (заседание XVIII, 1826-го года генваря 3-го дня): «Комендант С.-Петербургской крепости генерал-адъютант Сукин, войдя в присутствие, объявил, что при полковнике Пестеле, присланном для содержания в крепости, найден яд… Яд взял он с собою для того, чтобы, приняв оный, спасти себя насильственною смертию от пытки, которой опасался… Вообще казался откровенным и на все почти вопросы отвечал удовлетворительно; многие показания, на него сделанные, признал справедливыми, многие - совершенно отверг…»

«…Предлагал ввесть республику посредством революции; доказывал необходимость истребления государя императора и всей августейшей фамилии, рассуждал о средстве исполнения сего и с хладнокровием считал по пальцам самые жертвы. По совершению сего ужаснейшего злодеяния намеревался принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, составленное из членов общества, и облечь оное неограниченной властию… Он открыл сношения с Польским тайным обществом… обещая Польше независимость… и требуя взаимного содействия, одинакового правления и истребления цесаревича. Одобрял и готовился содействовать начатию возмущения в 1824 году при Белой Церкви с покушением на жизнь государя, потом намеревался непременно начать открытые действия в 1826 году и предварял о том Северное общество…»

Можно думать, что Пестель опомнился только перед казнью. Нет, это случилось раньше, где-то за пару лет до того, о чем мы упомянули выше, говоря о его внутреннем кризисе.

«Я, верующий, лютеранин, не был до того в храме пять лет, не исповедовался. Конституция моя и дело тайного общества - вот всё, чем я жил, а вера будто куда-то отлетела от меня. А если вера, то и душа. Один холодный рассудок. Алгебра-геометрия! Ах да, еще и арифметика, когда считали мы с Поджио будущих наших жертв!.. Полно! Мой ум стал, верно, льдом, но вдруг душа ожила, проснулась, и я ужаснулся. И захотелось мне покаяния. Да, впервые за те самые пять лет вошел я в храм, был у исповеди и святого причастия. И легче стало. Путь увидел. И решил тогда же: всё, удалюсь от тайного общества. А другие пусть сами решают, как им быть: продолжать ли или, как я, бороться с бесами в душе своей…»

Те, кого после назовут декабристами, вовсе не случайно стали частью российской истории. И даже не с точки зрения политической необходимости, хотя они и подняли самые важные вопросы своего времени. Вот что существенно: то время вместе с его проблемами ушло, а декабристы - остались. В нас, в нашей памяти, в истории, в конце концов. Почему? Не затем ли, чтобы сказать потомкам: всегда есть повод для сомнений, есть свобода духовного выбора и, да-да, есть шанс мирного исхода.

Что ж, мы знаем, что во время следственного процесса они, эти недавние боевые офицеры, герои войн с Наполеоном, вели себя плохо: давали показания друг на друга, каялись, плакали, молили государя о прощении, но при этом пытались объяснить не столько следствию, сколько себе: каким же образом благородная цель может быть совместима с преступлением? Да и благородна ли она, если требует принести в жертву жизнь людей, в частности - кровь императорской фамилии?

Эта дилемма, эта попытка совместить несовместимое мучила их не только в Петропавловской крепости, но затем и в Сибири, а прошедших её - и в остаток жизни. Мучила она и нашего главного героя - Пестеля, человека действительно грандиозного, - да только мучения его в Петропавловке и окончились, потому что за свои замыслы он там и был казнен. Именно замыслы, уточним!

По материалам следствия, которые нам сегодня известны, да и ряду мнений его товарищей, прозвучавших выше, Пестель глубоко раскаялся и будто бы понял, что высокая, благородная цель не оправдывает негуманных средств. И тем не менее…

И тем не менее, нам известно и то, что этот раскаявшийся человек, поняв, что его возведут на эшафот, сказал своим судьям: «За что? Я не убил еще ни одного царя».

Странно, не так ли? Уж умом-то Бог его не обделил, и не только умом, но и знаниями. И не ему ли, Пестелю, человеку верующему, христианину, было не знать, не помнить о Нагорной проповеди, о том, что почитается за один из главных грехов? Что заповедь «не убий» распространяется не только на сам акт насилия, но и умысел такового.

Мы не ставим свой целью оправдать или оспорить суровый приговор, вынесенный Пестелю. Суд свершился, а мечущаяся тень нашего героя так и пребудет в Петропавловской крепости, в вечном сомнении, что есть правда, что есть истина, когда речь идет о самом сокровенном - о благе всеобщем и судьбе частной, отдельной. Может ли одно осуществиться за счет другого? Вечная проблема…

В Петропавловской крепости, во время исповеди, прозвучали слова и другого декабриста, имеющие самое непосредственное отношение к нашей теме:

«Какое бы высшее образование человек ни получал… если к сему получил он образование души и нравственности, получил он и коренные познания об истине. Тогда ручаться смело можно, что человек этот не впадет в ту бездну, куда увлекаются те люди, которые при образовании ума имеют недостаток в основательной нравственности, сего оплота, необходимого против обуреваемых нас пагубных страстей».

Точнее не скажешь.

1 В этой сцене использованы документальные материалы из книги И.И.Бродской «Поклонник истины святой», Москва, «Русский путь», 1999 г.