Возможность отказа частного обвинителя от обвинения предусмотрена частью 7 статьи 246 уголовно-процессуального кодекса РФ. Осуществить это действие гособвинитель может, если посчитает, что нет необходимых доказательств вины ответчика по вменяемому ему обвинению. При этом обвинитель обязан составить соответствующее ходатайство и объяснить суду, чем мотивировано данное решение.

Виды отказа от обвинения

Отказ частного обвинителя от обвинения может быть полным или частичным. В первом случае дело будет закрыто полностью, а во втором ответчик не будет дальше обвиняться по заявленным прокурором частям дела.

Если прокурор частично отказывается от обвинения, он должен выполнить следующие действия:

  • отказаться от той части обвинений, которые не подтвердились;
  • сформулировать обвинение по оставшейся части дела;
  • поддерживать оставшееся обвинение.

Если гособвинитель отказывается от обвинения, он фактически отрицает его законность и обоснованность. Это отрицание должно быть высказано публичным путем – надо изложить свои мотивы отказа перед судом. В результате этого обвинительная деятельность против ответчика будет прекращена.

В случае отказа прокурора от обвинения суд и стороны данного разбирательства должны относиться к обвиняемому как к невиновному.

Причины отказа от обвинения

Основаниями отказа прокурора от обвинения могут быть следующие случаи:

Прокурор обязан отказаться от обвинения, если отсутствует жалоба потерпевшего, если стороны конфликта примирились, если обвиняемый уже проходит по делу с таким же обвинением.

Проблема применения

Последствия отказа обвинителя от обвинения состоят в том, что уголовное дело против обвиняемого будет закрыто полностью, либо ответчика частично освободят от ответственности.

При рассмотрении доказательств прокурор оценивает их на свое усмотрение. Однако мнение гособвинителя может отличаться от мнения самого потерпевшего и даже от мнения суда. Несмотря на это, если прокурор отказывается от обвинения, потерпевший лишается права изложить свои убеждения по поводу того, что вина обвиняемого была доказана.

В такой ситуации суд не разрешает спор между сторонами, а лишь выполняет волю одного из участников дела. Согласно уголовно-процессуальному кодексу РФ, суд должен прислушиваться к мнению сторон по многим вопросам, например, о покидании зала суда допрошенными свидетелями. Также должно быть принято во внимание заявление прокурора об отказе от обвинения, даже если потерпевший и сам суд не согласен с таким мнением. Последствием отказа прокурора от обвинения в суде будет отказ потерпевшему учитывать его мнение о необходимости привлечения обвиняемого к ответственности.

Ф. Багаутдинов, прокурор г. Казани, кандидат юридических наук.

А. Васин, помощник прокурора Республики Татарстан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. признаны неконституционными положения п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 232, ч. 4 ст. 248 и ч. 1 ст. 158 УПК РСФСР. Было отмечено, что государство не вправе возлагать на суд осуществление несвойственных ему обязанностей по обоснованию, дополнению или изменению на более тяжкое предъявленного органами расследования обвинения. Теперь суд не может продолжать разбирательство дела в случае отказа прокурора от обвинения. Однако в ходе реализации данного постановления в судах общей юрисдикции возобладало мнение, что суд связан позицией прокурора, отказавшегося от обвинения, также и на последующих стадиях рассмотрения дела в суде кассационной и надзорной инстанций. Столь расширительная трактовка правовых последствий отказа от обвинения приводит к тому, что вся система органов прокуратуры не в состоянии исправить позицию одного своего представителя, поддерживавшего государственное обвинение по данному делу. В результате такого подхода понятие "прокурор" совершенно безосновательно сужено до рамок "государственного обвинителя", а его отказ от обвинения трактуется как окончательная позиция органа уголовного преследования, которая по существу не может быть опротестована надзирающим прокурором. Подобная практика представляется необоснованной и требующей безотлагательной корректировки.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" уголовное преследование возложено на прокуратуру как орган государственной власти (ч. 2 ст. 1), а опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений осуществляется отдельными прокурорами как представителями органов прокуратуры (ч. 3 ст. 1). При этом поддержание государственного обвинения является лишь частью функции уголовного преследования (ч. 2 ст. 35). Поэтому принятие мнения государственного обвинителя в качестве окончательной позиции органов прокуратуры неизбежно влечет ограничение ее возможностей по осуществлению уголовного преследования, а это в свою очередь приводит к тому, что прокуратура не может осуществить важнейшую свою задачу обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы уголовного преследования и система правосудия оказываются парализованы позицией одного лица - государственного обвинителя. Однако не секрет, что далеко не всегда государственное обвинение поддерживают высококвалифицированные добросовестные работники. Впрочем, и опытный работник не застрахован от ошибки.

Термин "прокурор" согласно п. 6 ст. 34 УПК обозначает не одно должностное лицо, а целую систему прокуроров разных уровней, их заместителей и помощников, а также руководителей структурных подразделений прокуратур, действующих в пределах своей компетенции. Из этого следует, что в рамках своих полномочий каждый такой прокурор принимает участие в организации поддержания государственного обвинения. В частности, вышестоящий прокурор дает поручение своему подчиненному поддержать государственное обвинение в суде. При этом, осуществляя надзор в уголовном судопроизводстве, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 25 УПК обязан на всех стадиях уголовного судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они ни исходили. Представляется, что данная формулировка в полной мере распространяется на взаимоотношения государственного обвинителя и вышестоящего прокурора.

Особенности, вытекающие из ведомственного статуса прокурорского работника, не могут не оказывать влияния на характер процессуальных взаимоотношений государственного обвинителя с другими представителями органов прокуратуры, в первую очередь - с прокурором, утвердившим обвинительное заключение и направившим уголовное дело в суд. Несвязанность позиции государственного обвинителя с доводами предварительного следствия и надзирающего прокурора предполагает такую же свободу последнего в отношении оценки его правовой позиции. Государственный обвинитель основывается в суде на своем внутреннем убеждении и представляет суду собственные соображения по поводу применения закона, что, естественно, не исключает возможности его заблуждения и существования иной точки зрения. Не случайно при отказе прокурора от обвинения, если он в ходе судебного разбирательства приходит к убеждению о неподтверждении предъявленного подсудимому обвинения, согласно ч. 3 ст. 248 УПК требуется обязательное изложение мотивов такого отказа, что является гарантией от ошибочного решения.

Особенности взаимоотношений прокурорских работников при опротестовании судебных решений в условиях сочетания уголовно - процессуального принципа независимости государственного обвинителя и его правового положения в рамках служебной иерархии отражены в ч. ч. 1 и 2 ст. 36 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В этих нормах закреплено, что помощник прокурора, прокурор управления и прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали, в то время как прокурор и его заместитель в пределах своей компетенции вправе опротестовать незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу независимо от участия в судебном разбирательстве. Из этого по меньшей мере следует, что позиция вышестоящего прокурора может не совпадать с мнением государственного обвинителя относительно судебного решения, вследствие чего оно может и должно быть опротестовано.

Сложившаяся в настоящее время судебная практика нарушает права и свободы человека и гражданина, в первую очередь потерпевшего от преступления, поскольку именно он в случае несогласия с позицией государственного обвинителя заинтересован в отмене оправдательного приговора или сохранении более тяжкого обвинения. По сути, жалоба потерпевшего на не устраивающий его приговор суда становится пустой формальностью, так как при установившемся подходе суд вынужден отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на позицию государственного обвинителя. Тем самым государство в нарушение ст. 52 Конституции РФ не обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также блокирует право на обжалование решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в суд (ст. 46 Конституции РФ). Не случайно Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что ограничение доступа к правосудию является одновременно ограничением фундаментального права на защиту достоинства личности, и это тем более справедливо по отношению к жертвам преступлений.

Наряду с нарушением норм внутригосударственного права подобный подход, если он не будет скорректирован, грозит нарушением международно - правовых обязательств Российской Федерации, в частности, перед Советом Европы. Так, ч. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует каждому право судебного определения его гражданских прав и обязанностей (в данном случае термин "гражданские" права и обязанности употреблен в традициях западной юриспруденции и его не следует отождествлять с правомочиями индивида в сфере гражданского права), а ст. 13 (применяемая всегда дополнительно к какой-либо другой статье Конвенции) закрепляет требование предоставления любому человеку эффективных средств правовой защиты перед государственными органами, даже если нарушение его прав и свобод было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве. Кроме того, как отмечается в Рекомендации N R(85)11 Комитета Министров о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса от 28 июня 1985 г., основной функцией уголовного правосудия должно быть удовлетворение запросов и охрана интересов потерпевшего. Согласно этому документу потерпевший должен иметь право просить о пересмотре компетентным органом решения о непреследовании или право возбуждать частное разбирательство (п. 7). Конечно, Рекомендация не обладает обязательной юридической силой, но, думается, ее положения будут учитываться Европейским Судом по правам человека. Если же придерживаться толкования, из которого исходит сложившаяся в настоящее время отечественная судебная практика, получается, что потерпевший не вправе реализовать это право в суде ни лично, ни через органы прокуратуры Российской Федерации. Фактически он становится заложником ошибки одного - единственного должностного лица и не имеет достаточных правовых средств для ее исправления.

В ряде случаев нельзя исключать также желания подсудимого получить оправдательный или менее тяжкий приговор не в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения или смягчением его позиции. Однако оставление без изменения сложившейся судебной практики по рассматриваемому вопросу ограничивает право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ), которое Конституционный Суд РФ назвал абсолютным (постановление от 6 июля 1998 г. в связи с жалобой гражданина В. Шаглия).

Противоречивость сложившего подхода к трактовке правовых последствий отказа прокурора от обвинения очевидна. Если быть до конца последовательными в его осуществлении, то придется признать, что суд не вправе назначать более суровое наказание, чем это предложил государственный обвинитель.

Авторы статьи видят свою задачу в первую очередь в том, чтобы привлечь внимание судей, прокурорских работников и иных заинтересованных лиц к данной проблеме. С учетом изложенных аргументов считаем целесообразным обсудить и скорректировать сложившуюся практику.

Отказ прокурора от обвинения очень важное процессуальное действие, которое влечет за собой определенные последствия.

Процессуальные последствия отказа прокурора от обвинения в ходе судебного разбирательства указаны в ч. 7 ст. 246, а также ч. 1 ст. 239 и п. 2 ст. 254 УПК РФ. В статьях 239 и 254 УПК РФ (касающихся прекращения уголовного дела) пет указания на прекращение уголовного преследования в случае отказа прокурора от обвинения. И это несмотря на то, что в ч. 7 ст. 246 УПК РФ содержится указание на прекращение уголовного дела или уголовного преследования как последствие отказа прокурора от обвинения в суде. Таким образом, в случае если подсудимых было несколько и прокурор отказывается от обвинения лишь в отношении одного из них, суд все равно должен прекратить уголовное дело. Получается, что уголовное преследование в отношении остальных подсудимых продолжается, а уголовного дела юридически уже не существует. Налицо в таком случае пробел в уголовном процессуальном праве. На наш взгляд ч. 1 ст. 239 и п. 2 ст.254 УПК РФ следует дополнить возможностью прекратить и уголовное преследование, чтобы исправить указанный пробел.

Существуют некоторые отличия в последствиях полного и частичного отказа прокурора от обвинения. Так в случае полного отказа по современному УПК РФ судья обязан прекратить уголовное дело по соответствующим основаниям, закрепленным в п. 1,2 ч. 1 ст. 24 или п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ 1 .

Если же прокурор отказывается от обвинения в части, то с одной стороны, судья прекращает уголовное дело, в части которого поступил отказ обвинителя , а с другой стороны «председательствующий судья должен вынести постановление о продолжении разбирательства дела в объеме обвинения, поддерживаемого государственным обвинителем» .

Ученые, исследовавшие проблему отказа прокурора от обвинения, например Ягофаров Ф. М., высказывали мнение, что отказ государственного обвинителя от обвинения должен влечь за собой постановление судом оправдательного приговора, а не вынесение решения о прекращении уголовного дела . Мотивируют они это тем, что только оправдательный приговор может полностью реабилитировать обвиняемого в глазах всего общества. Прекращение уголовного дела в глазах общества ассоциируется с не доказанностью виновности обвиняемого (т.е. виновность лица все же подразумевается), в то время как постановление судом оправдательного приговора - это вывод суда о невиновности обвиняемого. Однако, оправдательный приговор возможно вынести только на стадии разбирательства дела по существу, так как приговор не может быть итоговым решением суда на предварительном слушании или в подготовительной части судебного заседания.

Однако данная позиция не может быть признана верной. Суд, в случае отказа прокурора от обвинения, не может разрешать вопрос о виновности подсудимого. Поэтому оправдательный приговор, представляющий вывод о невиновности обвиняемого, не может быть вынесен в отсутствия обвинения как такового. «О постановлении оправдательного приговора правомерно вести речь только при наличии обвинения, выдвинутого и поддержанного стороной обвинения до конца судебного процесса и несогласии суда с мнением стороны обвинения по поводу доказанности, квалификации обвинения, достаточности доказательств, наличия состава преступления и т.д.» . То есть фактически получается, что оправдывать подсудимого не от чего: ведь его теперь никто в преступлении даже не обвиняет. Указание же па то, что прекращение уголовного дела в «глазах общества ассоциируется с не доказанностью виновности обвиняемого» доказывает не правовую песостоятелыюсть данного процессуального института, а отсутствие должного уровня правового образования. Поэтому для устранения указанной проблемы необходимо проводить просвещение и юридическое воспитание общества, а не вносить изменения в УПК РФ.

Землянухин А.В. поддерживает позицию Конституционного Суда РФ, подтвердившего право потерпевшего на кассационное и апелляционное обжалование решения, принятого в результате отказа от обвинения. Однако действующее законодательство не предусматривает вынесения процессуального документа, фиксирующего решение государственного обвинения об отказе от обвинения, в связи с чем суд второй инстанции лишён возможности непосредственно проверить законность и обоснованность решения государственного обвинителя об отказе от обвинения. Потерпевший в этих случаях обжалует только судебный акт о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Не оспаривая установленную законом и упомянутую Конституционным Судом РФ в постановлении № 18-П от 8 декабря 2003 г. обязанность прокурора исправлять нарушения закона, в том числе и допущенные подчиненными ему прокурорами, специалист отмечает, что в силу специфики акта отказа от обвинения вышестоящий прокурор не может отменить решение государственного обвинителя об отказе от обвинения, потому что после заявления государственным обвинителем такого отказа по делу принимается судебное решение. По этой причине проверка законности и обоснованности соответствующего решения государственного обвинителя возможна только совместно с проверкой судебного акта на основе сведений, содержащихся в протоколе судебного заседания. В целях создания условий для более широкой возможности выявления и исправления ошибок государственных обвинителей при отказе от обвинения, укрепления гарантий прав потерпевшего Землянухин А.В. обоснованно предлагает:

^ предусмотреть в законе обязанность государственного обвинителя оформлять свое решение об отказе от обвинения в виде соответствующего постановления и представлять его в суд;

предоставить потерпевшему и вышестоящему прокурору возможность апелляционного и кассационного обжалования данного постановления совместно с постановлением (определением) суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования 1 .

Касаясь проверки обоснованности отказа прокурора от обвинения, Амирбеков К. считает, что суд, как высший орган в иерархии правоприменительных органов, не обязан механически и даже вопреки здравому смыслу беспрекословно следовать позиции государственного обвинителя и прекращать производство по делу, если не согласен с отказом от обвинения по делу публичного обвинения. Представляется, что процессуальный закон должен содержать норму, дающую в этом случае суду право на обращение к лицу, утвердившему обвинительное заключение, или к вышестоящему прокурору с запросом о проверке обоснованности отказа государственного обвинения от обвинения, отложив разбирательство дела до получения соответствующего заключения. Необходимость введения такой нормы в процессуальное законодательство следует не только из-за недопустимости возложения па суд функции обвинения даже в случае его несогласия с мнением государственного обвинителя, отказавшегося от обвинения, но и из конституционного принципа единоначалия в организации и деятельности самого органа государственного обвинения (прокуратуры). Соответствующий прокурор, получив подобный запрос суда, должен был бы по закону своим заключением либо подтвердить позицию государственного обвинителя, либо поручить поддержание обвинения другому лицу, либо поддержать его самому 1 .

Данная позиция, па наш взгляд, достойна внимания. Однако есть один момент, на который необходимо обратить внимание. Если в УПК РФ предоставить суду право на обращение к вышестоящему прокурору за дачей соответствующего заключения, то тогда возникает закономерный вопрос: в каких случаях стоит суду обращаться к вышестоящему прокурору, а в каких - нет. При принятии такого решения, суд оценивал бы обоснованность акта отказа прокурора от обвинения. Тогда получается, что в случае обращения к вышестоящему прокурору, суд считал бы, что от обвинения не следует отказываться и нужно далее поддерживать его. В этом случае суд явно выступает со стороны обвинения, хотя должен быть беспристрастным арбитром. Как нам кажется, в уголовное законодательство следует ввести не право суда на обращение к начальнику государственного обвинителя в случае отказа от обвинения, а соответствующую обязанность. В последнем случае суд никак не оценивает указанное решение, а отправляет его на контроль вышестоящему по отношению к обвинителю должностному лицу.

Прокурор, который пришел в суд в качестве государственного обвинителя, должен быть убежден в виновности обвиняемого. При других условиях он будет не в состоянии выполнить свою процессуальную функцию. Такая убежденность прокурора возникает в связи с осуществлением надзора за соблюдением законов во время досудебного расследования и изучения материалов уголовного производства, то есть материалов досудебного следствия при утверждении обвинительного акта.

Если прокурор при ознакомлении с материалами уголовного производства приходит к выводу о том, что виновность обвиняемого не подтверждается, он отказывает в утверждении обвинительного акта. Таким образом, прокурор, которому поручено поддерживать в суде государственное обвинение, должен иметь внутреннее убеждение в виновности обвиняемого. Вместе с тем ему следует учитывать, что судебное разбирательство должно качественно иную форму исследования доказательств, чем при досудебном следствии, и может иначе осветить обстоятельства дела, предоставить им совсем другой смысл, есть и ряд других особенностей. К таким изменениям прокурор всегда должен быть готовым. Это означает, что от него зависит, какую он занимает позицию, какие выводы он дойдет, как его убежденность в виновности лица трансформироваться.

Принципиальная возможность изменения прокурором своего первоначального убеждение в виновности обвиняемого требует проанализировать причины, которые повлияли на его позицию как государственного обвинителя. Причин в каждом случае может быть много, их объединяют в несколько групп:

1. Судебное производство показало, что доказательства, собранные во время досудебного следствия, на основании которых прокурор планировал сделать выводы о виновности лица, были оценены неверно, без необходимой тщательности и анализа.

2. При судебном производстве оказались новые, ранее неизвестные обстоятельства, которые сломали всю систему обвинения, построенного на фактах, которые во время досудебного следствия не были проверены в полном объеме.

3. В ходе судебного производства выявляются факты грубых нарушений норм УПК Украины при проведении досудебного следствия: фальсификация, односторонность, устранение из дела всего того, что оправдывало бы обвиняемого, и тому подобное.

Мы определили общие черты причин, которые влияют на прокурора, его убежденность, что в дальнейшем в ряде случаев побуждает его отказаться от обвинения. Названные причины рассмотрены только в аспекте изменений в фактических обстоятельствах дела, вызвавшие необходимость отказаться от обвинения. Вместе с тем следует отметить, что в уголовном производстве учитываются только определенные факты, поэтому для отказа прокурора от обвинения необходимо, чтобы они имели юридическую характеристику и были отражены в уголовно-процессуальном законе.

При этом следует учитывать и субъективный аспект отказа от обвинения, то есть личную позицию прокурора. Не надо забывать, что прокурор в суде осуществляет обвинительную деятельность, поэтому его отказ возможна и необходима, если он уверен и убежден в невиновности обвиняемого. Эти выводы основаны на требованиях закона. Так, в соответствии со ст. 340 УПК Украины: "Если в результате судебного разбирательства прокурор придет убеждение, что предъявленное лицу обвинение не подтверждается, он после выполнения требований статьи 341 настоящего Кодекса должен отказаться от поддержания государственного обвинения и изложить мотивы отказа в своем постановлении". Статья 341 УПК Украины требует от прокурора согласовать отказ с руководителем прокуратуры. Отказ от государственного обвинения - это не только право, но и его обязанность. Вместе с тем следует учитывать, если в соответствии с ч. З ст. 340 УПК Украины потерпевший выразил согласие на поддержание обвинения в суде, председательствующий предоставляет ему время, необходимое для подготовки к судебному разбирательству. Таким образом, он лично поддерживает обвинение и он приобретает статус частного и осуществляется по процедуре частного обвинения (ч. 5 ст. 340 УПК Украины). В случае, если пострадавший или его представитель не желают поддерживать обвинение, то суд на основании ст. 284 УПК Украины своим постановлением обязан закрыть дело.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что под отказом прокурора от государственного обвинения следует понимать его обращения в суд, в котором он полностью или частично отрицает обоснованность обвинения и излагает мотивы невозможности его поддержания. Это означает, что прокурор в целом или в какой-то части прекращает обвинительную деятельность против обвиняемого. Исходя из содержания отказа прокурора от обвинения, можно выделить две разновидности отказа от государственного обвинения - полную и частичную. Они вполне закономерны... и полностью соответствуют существующей практике .

Полный отказ имеет место тогда, когда прокурор предлагает закрыть дело или оправдать человека в полном объеме обвинения. Можно утверждать, что полный отказ прокурора от обвинения - это исправление ошибки, допущенной при расследовании уголовного преступления и утверждении обвинительного акта.

Частичный отказ от обвинения имеет место тогда, когда прокурор отказывается от обвинения в совершении одного или нескольких уголовных преступлений, оставив обвинение лица в других уголовных правонарушениях.

В этом случае от прокурора поступает предложение о закрытии дела или оправдания лица по одной или нескольким статьям УК Украины, оставив обвинения в других преступлениях. Частичном отказе от обвинения следует отделить от изменения обвинения. Под изменением обвинения надо понимать внесение в него прокурором тех или иных поправок, которые влияют на сущность, объем или характер обвинения по делу. Например, изъятие эпизодов из многоэпизодным преступления; изъятие квалифицирующих признаков; уменьшение объема обвинения в размерах и последствиях и другие возможные изменения. Характерно, что частичный отказ прокурора от государственного обвинения, как и полная, если потерпевший соглашается с прокурором, согласно ст. 284 УПК Украины для суда является обязательным. Отказ от обвинения означает, что, по мнению прокурора, обвиняемый должен быть оправдан. Следует отметить, что согласно ст. 341 УПК Украины прокурор, приходит к убеждению, что необходимо отказаться от поддержания государственного обвинения, изменить его или выдвинуть дополнительное обвинение, должен согласовать соответствующие процессуальные документы (постановления) с руководством прокуратуры, в которой он работает.

Согласно действующему законодательству (ст. 373 УПК Украины) оправдание судом возможно при условии, что данные судебного производства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, а именно: 1) если не доказано, что совершено уголовное преступление, в котором обвиняется лицо (п. 1 ч. 1 ст. 373 УПК Украины); 2) если не доказано, что уголовное правонарушение совершено обвиняемым (п. 2 ч. 1 ст. 373 УПК Украины); 3) если не доказано, что в деянии обвиняемого есть состав уголовного преступления (п. З ч. 1 ст. 373 УПК Украины). Таким образом, при наличии указанных оснований суд выносит оправдательный приговор; 4) наряду с этим, согласно п. 1 ч. 2 ст. 284 УПК Украины суд принимает оправдательный приговор при установлении оснований для закрытия уголовного производства.

В то же время в практической деятельности встречаются случаи, когда прокурор в судебном производстве предлагает суду закрыть уголовное производство из требований ст. 284 УПК Украины, пп. 5-8 ч. 1 и п. 2 ч. 2 настоящей статьи; 5) в связи со смертью обвиняемого, за исключением случаев, если производство необходимо для реабилитации умершего; 6) существует приговор по тому же обвинению, вступившим в законную силу, или постановление суда о закрытии уголовного производства по тому же обвинению; 7) потерпевший отказался от обвинения в уголовном производстве в форме частного обвинения, если прокурор участвует в этом производстве; 8) в отношении уголовного преступления, в отношении которого не получено согласия государства, выдавшего лицо. Кроме этого, как уже было сказано, ранее суд выносит определение о закрытии уголовного производства, если прокурор отказался от поддержания государственного обвинения (п. 2 ч. 2 ст. 284 УПК Украины). Характерно, что закрытие уголовного производства в связи с увольнением лица от уголовной ответственности не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае уголовное производство продолжается в общем порядке.

Характерно, что вопрос о виновности лица в этих случаях не нужно решать. Поэтому и прокурор не должен выражать свою позицию относительно обвинения. Он должен обратить внимание суда на указанные обстоятельства и предложить прекратить производство по делу, то есть при наличии этих обстоятельств прокурору не нужно выносить постановление об отказе от поддержания государственного обвинения, а достаточно лишь в устной форме довести свою позицию суда о необходимости закрытия дела.

Анализируя основания, вызывающие отказ прокурора от обвинения, мы констатируем, что УПК Украины допускает различные случаи, когда прокурор может отказаться от обвинения, а в ряде случаев такой отказ является обязательным, в частности тогда, когда в результате судебного разбирательства прокурор придет убеждение, что данные судебного производства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения (ч. 1 ст. 340 УПК Украины). Убеждение в отсутствии данных о виновности лица возникают у прокурора на основании анализа доказательств, исследованных в ходе судебного производства. При этом прокурор должен проанализировать не только те данные, которые были собраны следователем и проверены в судебном заседании, но и новые доказательства, следователь не исследовал, а они оказались во время судебного производства. При таких обстоятельствах прокурор, анализируя новые доказательства, должен установить причины, почему следователь не обратил на них внимания.

Выводы такого анализа должны дать четкое представление о конкретных изменениях, которые понесло обвинения в суде, как повлияли эти изменения на формулировку и юридическую квалификацию инкриминируемого обвиняемому деяния, а также на фактические основания и правовую сущность обвинения. Если изменения формулировки и юридической квалификации обвинения с лица не снимают, то изменение фактических оснований и правовой сущности существенно влияет на позицию прокурора. Давая им объективную оценку, прокурор приходит к выводу о необходимости заявить об отказе от поддержания обвинения.

Отказавшись от государственного обвинения, прокурор признает, что в деле отсутствуют данные суда для вынесения обвинительного приговора. При отказе от обвинения в связи с отсутствием оснований считать обвиняемого виновным прокурор должен обратиться в суд с предложением о закрытии дела. Отказ прокурора от поддержания государственного обвинения в соответствии с требованиями ст. 340 УПК Украины возможна лишь путем вынесения им соответствующего постановления. В постановлении должны быть указаны мотивы отказа и аргументы в их поддержку.

Постановление об отказе от обвинения состоит прокурором из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вступительной части указываются дата, место вынесения постановления, должность прокурора, его фамилия и инициалы, а также название уголовного дела.

В описательно-мотивировочной части постановления указываются фактические обвинения, которые ставились в вину обвиняемому, результаты анализа и оценки исследованных доказательств в досудебном и судебном производстве, юридические и фактические основания для отказа от поддержания государственного обвинения. При этом прокурор должен указать основания для отказа: не установлено события уголовного преступления в деянии обвиняемого нет состава уголовного преступления либо не доказано участие обвиняемого в его совершении.

В резолютивной части, кроме решения об отказе от обвинения, целесообразно указать предложения о возобновлении прав обвиняемого, а также причины и условия необоснованного привлечения лица в качестве обвиняемого и советы по их устранению.

На практике возникает вопрос: в какой момент судебного разбирательства прокурор может заявить об отказе от поддержания государственного обвинения? В юридической литературе по этому поводу высказаны различные мнения. Большинство ученых утверждают, что прокурор может отказаться от поддержания государственного обвинения лишь после судебного производства. Такие взгляды полностью соответствуют требованиям ст. 340 УПК Украины, где определено: "Если в результате судебного разбирательства прокурор придет убеждение, что предъявленное лицу обвинение не подтверждается, он после выполнения требований статьи 341 настоящего Кодекса должен отказаться от обвинения... и изложить мотивы отказа в своем постановлении".

В судебном заседании прокурор согласно ст. 9 УПК Украины обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и беспристрастного исследования обстоятельств дела, это позволит ему убедиться, что данные судебного производства или подтверждают, или не подтверждают предъявленного обвинения. Таким образом, у прокурора появляется уверенность в том, что обвинение не подтвердилось и он имеет основания в соответствии с требованиями ст. 340 УПК Украины отказаться от поддержания обвинения, о чем выносит постановление, которое передает суда.

В практической и научной деятельности возникает вопрос о процессуальном положении прокурора в судебном процессе, когда он отказался от поддержания государственного обвинения: сохраняется его статус государственного обвинителя, или он перестает им быть? Одни ученые считают, что процессуальный статус прокурора, если он отказался от государственного обвинения, сохраняется, то есть он продолжает быть государственным обвинителем. Так, В.М. Савицкий утверждает, что "прокурор по-прежнему продолжает быть государственным обвинителем, его процессуальное положение сохраняется без каких-либо существенных изменений" . Другие ученые выражают противоположную позицию. В частности, В.Т. Маляренко и И.В. Вернидубов указывают, что: "провозгласив постановление о полном отказе от государственного обвинения, он (прокурор) не является государственным обвинителем, поскольку уже не имеет государственного обвинения" .

С последней позицией следует согласиться. Согласно ч. З ст. 36 УПК Украины участие прокурора в суде является обязательным, кроме случаев, предусмотренных УПК Украины. Итак, когда прокурор провозгласил постановление об отказе от поддержания государственного обвинения и передал его в суд, он уже не является государственным обвинителем и имеет право оставить судебное заседание и не произносить никаких речей. Суд, получив постановление прокурора, обязан разъяснить потерпевшему и его представителю их право требовать продолжения рассмотрения дела и поддерживать обвинение.

Если пострадавший или его представитель не согласны с позицией прокурора о закрытии уголовного производства, то поддержание обвинения переходит к ним. В таком случае обвинения будет частным и осуществляется по процедуре частного обвинения (ч. 5 ст. 340 УПК Украины). Согласно ч. З ст. 56 УПК Украины в случаях, определенных Кодексом, потерпевший имеет право во время судебного разбирательства участвовать в судебном производстве. Он может участвовать в судебных прениях. В ч. 4 ст. 340 УПК Украины это положение конкретизировано: "Потерпевший, который согласился поддерживать обвинение в суде, пользуется всеми правами стороны обвинения в ходе судебного разбирательства".

Таким образом, если прокурор в судебном заседании пришел к выводу, что данные судебного производства не подтверждают предъявленного обвиняемому обвинения, он излагает свою позицию в мотивированном постановлении об отказе от государственного обвинения. Такая постановление суда является обязательным, поскольку, руководствуясь принципом состязательности, он обязан принять решение, предложенное прокурором. Следует отметить, что постановление прокурора об отказе от поддержания обвинения является важным и ответственным процессуальным документом. Дело в том, что суд при заявлении прокурора об отказе от государственного обвинения и вынесения соответствующего постановления обязан согласиться с такой позицией прокурора - такие требования ч. 2 ст. 284 УПК Украины. Характерно, что суд должен согласиться с постановлением прокурора о закрытии дела, если с этим соглашается потерпевший и в тех случаях, когда крюка постановление по своей сути не отвечает материалам судебного производства. Например, когда прокурор ошибочно оценивает события или действия подсудимого, когда неправильно толкует материальный или процессуальный закон, который применяется, когда ошибочно оценивает доказательства, их достаточность, достоверность или допустимость и другие случаи, в том числе, когда прокурор злоупотребляет своим служебным положением. В то же время с целью исключения подобных фактов в нормах УПК Украины ст. 341 предусмотрено, что государственный обвинитель должен согласовать соответствующие процессуальные документы с руководителем органа прокуратуры, в котором он работает.

  • См.: Зеленецкий, В. С. Отказ прокурора от государственного обвинения [Текст] / В. С. Зеленецкий. - Харьков, 1979. - С. 56.
  • Савицкий, В. М. Государственное обвинение в суде [Текст] / В. Савицкий. - М., И971. - С.2И9.
  • Маляренко, В.Т. Об отказе прокурора от поддержания государственного обвинения в суде и его правовые последствия [Текст] / В.Т. Маляренко, 1. В. Вернидубов // висы. Верхов. Суда Украины. - 2002. - № 4. - С. 37.

Как устанавливает 6 пункт 5 статьи УПК, государственный обвинитель - служащий органа прокуратуры, который от имени государства поддерживает обвинение в рамках уголовного судопроизводства. Привлечение прокурора к процессу обеспечивает реализацию конституционных требований о соблюдении порядка разбирательства дел на основе состязательности и равноправия сторон.

Обязанности служащего

Позиция прокурора в уголовном процессе определяется необходимостью обеспечить законность, защиту свобод и интересов личности, общества, государства. В этой связи служащие, привлеченные к производству, должны:

  • Усиливать индивидуальную ответственность за правильность выводов по ключевым вопросам уголовного процесса.
  • Руководствоваться исключительно нормами права.
  • Являться гарантами соблюдения процессуальных и конституционных прав участников судебного процесса .
  • Проявлять активность при исследовании доказательств.
  • Обеспечивать объективность при реализации функций гособвинения, поддерживать его в меру доказанности.
  • Ставить вопрос перед судом о принятии частного определения при выяснении обстоятельств, способствовавших совершению противоправных действий, фактов нарушения интересов граждан следователями/дознавателями и пр.
  • Реагировать на нарушения и грубые ошибки, выявленные в ходе производства органами следствия/дознания.

В уголовном процессе прокурор участвует не от себя, а в качестве представителя государства. Этот статус налагает особые обязанности на служащего.

Поддержание и отказ прокурора от обвинения в суде

УПК достаточно четко регламентирует правила участия обвинителя в уголовном судопроизводстве. Основные положения закреплены в 246 статье Кодекса.

Прокурор должен руководствоваться принципом объективности при поддержании обвинения. Его действия должны быть направлены на выявление обстоятельств, не только уличающих, но и оправдывающих подсудимого.

Прокурор как государственный обвинитель выступает самостоятельным процессуальным субъектом. Соответственно, его позиция не связывается с выводами обвинительного акта или заключения. Поддерживать обвинение служащий должен в меру его доказанности. Ему необходимо убедиться в достаточности представленных материалов для вынесения приговора подсудимому.

Если в процессе разбирательства будет выявлено, что доказательствами не подтверждаются претензии к подсудимому, допускается мотивированный . Это действие влечет прекращение производства либо преследования полностью либо в соответствующей части по основаниям, закрепленным 24 и 27 статьями УПК.

Ключевые элементы отказа

Отказ прокурора от обвинения в суде в первую очередь означает отрицание служащим его обоснованности и законности. Соответственно, обвинительная деятельность в отношении гражданина прекращается. Отрицание выражается в публичном выступлении - заявлении прокурора в суде .

Учитывая вышесказанное, можно дать общее определение процессуального действия. Отказ прокурора от обвинения представляет собой заявление, сделанное гособвинителем в заседании суда, выражающее негативное отношение служащего к обвинению в виде отрицания его обоснованности и законности, мотивирующее невозможность поддержания в отношении конкретного субъекта, сообщающее о прекращении (частичном/полном) обвинительной деятельности.

Важный момент

Отказ прокурора от обвинения полностью согласуется с назначением уголовного судопроизводства. В этой связи многие эксперты негативно оценивают поведение некоторых служащих, пытающихся уклониться от совершения этого процессуального действия. В практике, в частности, имеют место случаи, когда должностные лица заявляют ходатайства о возвращении материалов прокурору с целью устранения нарушений, якобы не связанных с неполнотой выполненного расследования.

Такое поведение считается противоправным, а соответствующие постановления прокуроров незаконными и прямо противоречащими предписаниям 7 части 246 статьи УПК.

Последствия процессуального действия

Во-первых, оно изменяет отношение к подсудимому. Суду и другим участникам судебного процесса после совершения данного действия необходимо обращаться с гражданином как с невиновным.

В действующем законодательстве допускается 2 формы отказа: частичный и полный. В последнем случае имеет место материально-правовое отрицание всего обвинения. В результате мероприятия по отстаиванию обвинительной позиции прекращаются. Частичный предполагает отрицание определенной составляющей доказательственной базы. Деятельность по отстаиванию позиции в суде продолжается, но ее рамки сокращаются. При этом прокурор:

  • Отрицает неподтвердившуюся часть обвинения.
  • Формулирует тезис оставшейся части и поддерживает его.

Отличительные черты частичного отказа

В уголовном производстве предусматривается возможность смягчения обвинения. Его необходимо отличать от частичного отказа. Смягчение предполагает:

  • Исключение обстоятельств, отягчающих ответственность, из состава деяния.
  • Исключение ссылок на нормы права, нарушение которых вменялось в заключении или акте, если преступление предусмотрено по другой статье УК.
  • Переквалификацию посягательства в соответствии с уголовной нормой, устанавливающей более мягкую санкцию.

При частичном отказе от обвинения имеет место сокращение материально-правовой составляющей, отрицание отдельных аспектов вменяемого преступления. При смягчении, напротив, материально-правовой элемент и объем инкриминируемого деяния остаются неизменными, а юридическая оценка поведения подсудимого корректируется.

Основания

Прокурор имеет право отказаться от обвинения, если оценка доказательств, полученных в ходе расследования, оказалась ошибочной, или в процессе судебного следствия были получены сведения, опровергающие обвинение.

Основания отказа служащего разделяются в зависимости от причин прекращения преследования и производства по делу на нереабилитирующие и реабилитирующие. В последнем случае имеет место отказ в связи с отсутствием события преступления или признаков состава в поведении подсудимого. Все прочие основания считаются нереабилитирующими.

В некоторых юридических изданиях в отдельную категорию выделяют обстоятельства, которые обязывают служащего отказаться от гособвинения. Это, в частности, факторы, свидетельствующие об отсутствии предпосылок для продолжения процесса. К таким обстоятельствам можно отнести:

  • Отсутствие жалобы от пострадавшего или примирение подсудимого с потерпевшим в рамках дел частного обвинения.
  • Наличие вынесенного в отношении подсудимого приговора по этому же обвинению или судебного решения о прекращении производства по этому же основанию. Указанные постановления должны быть вступившими в силу.
  • Наличие неотмененного постановления следователя/дознавателя о прекращении дела по этому же обвинению.

Обязательные требования

Приказом Генпрокурора от 13.11.2000 г. № 141 установлен ряд обязанностей для сотрудников органов прокуратуры, являющихся участниками уголовного процесса .

При радикальном расхождении позиции гособвинителя с содержанием акта/заключения прокурор обязан незамедлительно поставить об этом в известность служащего, утвердившего указанный документ. При этом сотрудники должны предпринимать согласованные меры, обеспечивающие юридическую обоснованность выступления в суде на стороне обвинения и исключающие всякое влияние на процессуальную самостоятельность гособвинителя.

Данное требование подразумевает, что отказ от обвинения необходимо согласовывать с территориальным прокурором или лицом, приравненным к нему. При этом данное правило не указывает на наличие связи между позициями обвинителя и прокурора, утвердившего заключение/акт. Гособвинитель - самостоятельный участник уголовного процесса .

Процессуальные сложности

По мнению многих юристов, подход, предусмотренный 7 частью 246 статьи УПК, можно считать вполне логичным и демократичным: государство в лице уполномоченного лица отказывается от обвинения, вследствие чего судебная инстанция прекращает разбирательство.

Вместе с тем появляются вопросы, не разрешенные Кодексом. К примеру, может ли вердикт обжаловаться прокурором, который не согласен с позицией гособвинителя? Как будет реализовывать права потерпевший, возражающий против судебного решения, обусловленного отказом от обвинения?

Досудебные стадии процесса позволяют стороне обвинения, в частности гособвинителю, отказаться от претензий к подозреваемому. По мнению юристов, раз дело перешло в суд, инстанция, его рассматривающая, должна получить возможность принять самостоятельное решение в соответствии с результатами судебного следствия. Ведь ничье мнение не может влиять на решение и предопределять его. В противном случае не будет реализован принцип независимости суда. Это, в свою очередь, не согласуется с целью судопроизводства.

Как поступать, если мнение суда не совпадает с позицией обвинения, учитывая, что последняя может обуславливаться и объективными результатами разбирательства, и субъективной оценкой доказательств? Как считают некоторые эксперты, судебная инстанция должна сформулировать свои выводы в отдельном процессуальном документе, вне зависимости, но принимая во внимание позицию обвинителя.

Интересы потерпевшего

Они оказываются в существенной степени ущемленными при отказе прокурора (даже частичном) от обвинения. Потерпевший, согласно положениям закона, вправе поддерживать обвинение вместе с должностным лицом. Но при отказе последнего производство прекращается вне зависимости от воли жертвы преступления. Как показывает практика, прокурор свои действия с потерпевшим не согласовывает и зачастую даже не уведомляет его о них.

Фактически законодательство лишает жертву преступления возможности самостоятельно защищать свои интересы.

Пояснения ВС

Пленарным постановлением № 1 от 5 марта 2004 г. суд подтвердил, что частичный/полный отказ от обвинения в процессе разбирательства, смягчение его предопределяет вынесение решения в соответствии с мнением гособвинителя. Обуславливается это тем, что уголовное производство базируется на принципе равноправия и состязательности, а формулирование и поддержание обвинения обеспечивается гособвинителем. Как видно, в пояснениях Пленума об интересах потерпевшего ничего не сказано.

В этом же постановлении суд указывает, что гособвинитель, руководствуясь законодательством, обязан изложить мотивы своего отказа или смягчения обвинения, приводя ссылки на соответствующие нормы права. Инстанция, рассматривающая дело, в свою очередь, обязана изучить мнение прокурора в заседании, в том числе в рамках судебных прений . Итоги обсуждения позиции гособвинения должны быть отражены в протоколе заседания. Кроме того, в постановлении поясняется, что решение, вынесенное в связи с отказом от обвинения или его смягчения, может обжаловаться сторонами производства.

Как следует из приведенной выше информации, потерпевший имеет только одну возможность защитить свои интересы - оспорить судебный акт. Однако на практике ни судебные прения, ни последующее обжалование решения не меняет положения жертвы преступления, и интересы пострадавшего так и остаются нарушенными.

Возможное решение проблемы

Выход из сложившейся ситуации можно попытаться найти, если обратиться положением, присутствующим в постановлении КС № 18 от 8 дек. 2003 г. В резолютивной части документа сказано, что вынесение решения, обусловленного позицией гособвинителя, допускается только по окончании изучения материалов производства и заслушивания мнения сторон. Основываясь на этом положении, суд не вправе прекращать дело до того момента, пока материалы не будут полностью исследованы, и выражена позиция участников заседания.

По мнению юристов, такой подход позволил бы найти правильный подход, отвечающий принципам состязательности и независимости судопроизводства.

КС вполне однозначно указывает на то, что действия прокурора, направленные на отказ от обвинения или его изменение в благоприятную сторону для подсудимого, могут осуществляться исключительно после всестороннего изучения всех представленных доказательств (то есть после судебного следствия) и заслушивания мнения остальных участников, в том числе и после завершения прений.

Процессуальное оформление

В законодательстве предусматривается, что в случае отказа от обвинения производство или преследование в отношении гражданина должно прекращаться по соответствующим основаниям, о чем выносится постановление (определение). Некоторые юристы считают данный подход не совсем верным.

Поскольку отказ по реабилитирующим мотивам заявляется в конце разбирательства, согласие с ним суду целесообразнее сформулировать не определением, а решением (оправдательным приговором), указав его в описательно-мотивировочной части.

Если же процессуальное действие прокурора обусловлено нереабилитирующими ("техническими") основаниями, в этом случае суд может прекратить производство/преследование своим постановлением (определением).

Следует учитывать, что прекращение дела не препятствует дальнейшему предъявлению и рассмотрению иска в рамках гражданского судопроизводства.

Ст. 24 УПК

Согласно норме, возбужденное дело должно прекращаться при:

  • Отсутствии события преступления или состава посягательства в действиях лица.
  • Установлении факта смерти обвиняемого/подозреваемого. Исключением является производство, направленное на реабилитацию умершего.
  • Отсутствии заявления жертвы преступления, если производство должно возбуждаться на основании этого документа. Исключения предусмотрены в 4 части 20 статьи УПК.
  • Отсутствии судебного заключения о наличии признаков посягательства в действиях одного из субъектов, указанных в п. 2, 2.1 ч. 1 448 нормы Кодекса, или согласия СФ, Госдумы, квалификационной судебной коллегии на возбуждение дела/привлечения в статусе обвиняемого одного из лиц, присутствующего в перечне п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 448.

Прекращение дела осуществляется следователем на основании постановления прокурора. Следователь составляет процессуальный документ, в котором указывает:

  • Дату и место вынесения.
  • Должность, Ф. И. О. лица, оформившего его.
  • Основания для возбуждения производства со ссылками на конкретные статьи УК.
  • Результаты следствия с указанием информации о гражданах, в отношении которых оно велось.
  • Меры пресечения, применявшиеся к лицам.
  • Ссылки на нормы, на основании которых дело прекращается.
  • Решение об отмене мер пресечения и обеспечения.
  • Сведения о судьбе вещественных доказательств.
  • Правила обжалования постановления.

Копия документа направляется прокурору, за исключением случаев, установленных ст. 25.1 УПК.