В деятельности любого предприятия рано или поздно возникает необходимость в оформлении акта выполненных работ. Чтобы разобраться, для чего нужен акт выполненных работ, вспомним действующее законодательство РФ.

В соответствии со статьей закона за № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28.09.2010 г.) на все хозяйственные операции, проводимые организацией любой формы собственности, должны оформляться первичные учетные документы для последующего отражения их в бухгалтерском учете.

Акт выполненных работ является именно таким документом, без оформления которого затраты предприятия не будут учтены в расчете налога на прибыль. Само по себе оформление акта выполненных работ сторонней организацией без наличия договора налоговыми органами рассматривается как ошибка, хотя в отдельных случаях это допустимо (ксерокопирование документов, заправка картриджа ксерокса или принтера и др.).

Каждый договор предусматривает пункт, в котором оговаривается, какой именно документ оформляется после выполнения работ или услуг. Чаще всего таким документом является акт выполненных работ образец , подписанный обеими сторонами.

Именно акт приемки выполненных работ свидетельствует о том, что работы или их часть были выполнены, а указанные в нем даты и перечень работ подтверждают соблюдение сроков выполнения и объемов, предусмотренных договором.

Акт выполненных работ (оказанных услуг) иначе можно назвать актом приемки-передачи. Для оформления такого акта могут использоваться типовые бланки либо бланк акта, разработанный самим предприятием в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете. Оформление акта выполненных работ (оказанных услуг) очень важно, так как этого требует налоговое законодательство РФ и требования бухгалтерского учета. Для чего нужен акт выполненных работ - отсутствие акта грозит предприятию штрафными санкциями и доначислением налогов. За оформление акта с нарушением требований действующего законодательства на предприятие могут быть наложены штрафные санкции (затраты, учтенные в таких актах, налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль).

Таким образом, даже на основании этого понятно, насколько важно своевременное и правильное оформление актов. Дата, указанная на акте при его подписании, показывает, к какому отчетному периоду их следует отнести в бухгалтерском учете. Несвоевременное отнесение затрат, указанных в акте, ведет к искажению состава затрат, и, как следствие, занижается или завышается налог на прибыль этого периода (Например, в июле подрядчики оказали услуги предприятию. Акт тоже подписан в июле, но в бухгалтерию передан только в октябре. Значит, сумма налога на прибыль в 3 квартале завышена, а в 4 квартале занижена). Нельзя забывать и о том, что расходы для уменьшения налога на прибыль должны быть экономически целесообразными, то есть связанными с деятельностью данного предприятия.

В любом случае, для того, чтобы не ошибиться в разработке акта собственными силами, следует ориентироваться на статью 9 Закона о бухгалтерском учете, в которой указаны все обязательные реквизиты акта. Кроме того, в учетной политике предприятия следует отразить документы, разработанные собственной бухгалтерией. Как дополнение к ней приложить эти бланки, например, акт выполненных работ образец.

Нередки ситуации, когда работы выполнены силами самой организации. Даже и в этом случае налоговое законодательство требует составления акта выполненных работ. Именно для таких ситуаций, и не только, на предприятии ежегодно назначается постоянно действующая комиссия, члены которой имеют право подписывать подобные акты. Акт выполненных работ образец следует постоянно сверять с изменениями в действующем законодательстве, во избежание проблем с налоговыми органами.

Что же касается капитального строительства производственных зданий, жилья и других объектов, то в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и гражданского законодательства для оформления выполненных работ такими документами являются унифицированные формы «Акт о приемке работ» по форме № КС-2 и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» по форме № КС-3. Основанием для составления акта выполненных работ являются данные, взятые из «Журнала учета выполненных работ» формы № КС-6а.

Для чего нужен акт выполненных работ? На нашем сайте вы сможете скачать готовый образец акта выполненных работ, который поможет Вам наглядно увидеть суть данного документа. Скачать бланк акта выполненных работ можно в нашем специальном разделе .

Для чего нужен акт выполненных работ?

Подписанный акт является документом, по которому заказчик обязан оплатить выполненные работы (оказанные услуги), дает право отнести эти расходы на себестоимость продукции. Своевременное оформление акта позволяет получить точные данные о формировании себестоимости продукции, работ или услуг, оценить причины ее изменения в ту или иную сторону.

Представьте себе, договор на оказание услуг заключен, имеется акт выполненных работ, но оплата в сроки, указанные в договоре не поступила. Что можно сделать? Имея весь пакет документов (естественно, подписанных обеими сторонами, с печатями), предприятие может обратиться в Арбитражный суд. Наличие акта выполненных работ, подписанного стороной - подрядчиком, поможет легко выиграть любой суд.

На практике случаются ситуации, когда одна из сторон отказывается подписать акт выполненных работ. В случае отказа на акте делается отметка, и вторая сторона его подписывает. Если причины отказа были обоснованными, то суд может такой односторонний акт выполненных работ признать недействительным.

Для чего нужен акт выполненных работ? В соответствии со статьей 720 ГК РФ заказчик должен в установленные договором сроки вместе с подрядчиком осмотреть и принять объект, на котором выполнялись работы. При обнаружении недоработок, недостатков или отступлений от условий договора, которые ухудшают результат работы, заказчик должен немедленно известить об этом подрядчика. Все замечания по работе подрядчика также отражаются в акте. Таким образом, акт - документ, говорящий о завершении работ на объекте, о недостатках, выявленных при приемке и подлежащих к устранению. Скрытые дефекты, возникшие через некоторое время после окончания работ и подписания акта, подрядчик обязан устранить в разумные сроки.

Правильное и своевременное оформление актов выполненных работ - гарантия работы предприятия без проблем.


Акт выполненных работ (оказанных услуг) является одним из самых широко распространенных . Вопрос об обязательности его составления в договорных отношениях вызывает зачастую жаркие споры между юристами организаций, являющихся сторонами в договорах.

Так обязателен или нет акт о выполнении работ или услуг?

По этому вопросу нет единой точки зрения. Высказываются 3 предположения.

Официальная позиция заключается в том, что акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным первичным документом, только в тех случаях, когда его составление требуется в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором.

Вторая точка зрения заключается в том, что акт обязателен только для подтверждения материальных расходов.

Третья же позиция стоит на том, что при отсутствии акта выполненных работ (оказанных услуг) факт хозяйственной операции можно подтвердить и другими доказательствами.

1. Повторимся, что главенствующая точка зрения по данному вопросу состоит в том, что акт о выполнении работ при признании расходов необходим только в случаях, когда его наличие обусловлено требованиями гражданским законодательством и (или) заключенного между сторонами договора.
Что касается требований законодательства, то составление акта выполненных работ обязательно в качестве обязательного условия только по двум видам договоров: по договору подряда (ст. 702 ГК РФ) и договору возмездного оказания услуг, к которому применяются общие положения о подряде (ст. 783 ГК РФ).
В остальных случаях, составление акта выполненных работ (услуг) будет являться обязательным только в случаях, когда это предусмотрено сторонами в договоре.

Данный вывод подтверждается разъяснениями Минфина России.
Так, в Письме Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/1/576, разъяснено: «Согласно договору при отсутствии претензий к качеству услуг обязательства перед клиентом считаются выполненными без составления двустороннего акта об оказанных услугах. По мнению Минфина России, расходы клиента могут быть учтены на основании договора, счета, платежного поручения».

В Письме Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33, разъяснено, что «…для признания расходов налогоплательщиков акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом, только если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором ».

Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина России от 17.11.2006 N 03-03-04/1/778,в котором указывается, что «…суммы авансовых платежей, …могут быть отнесены на доходы организации без составления двустороннего акта об оказанных услугах ».

2. Согласно второй точке зрения, акт о выполнении работ обязателен только для подтверждения материальных расходов (ст.254 НК РФ). К материальным расходам, согласно указанной статье, относятся расходы налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, на приобретение инструментов, на приобретение комплектующих изделий, на приобретение топлива, а также иные расходы, предусмотренные нормой.

Такой вывод содержится в Постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2007, 10.04.2007 N КА-А40/809-07 по делу N А40-22309/06-127-102.
Суд оставил в силе решение суда первой инстанции, в котором было указано, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено обязательное наличие акта, кроме случаев осуществления материальных расходов.

3. Наконец, третья точка зрения заключается в том, что акт о выполнении работ для признания расходов вообще не обязателен. Расходы можно подтвердить и иными документами и доказательствами.
Такие выводы содержаться в судебной практике.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2007 по делу N А56-12751/2006.
Суд установил, что основанием для непринятия налоговым органом в качестве расходов стоимости работ, выполненных контрагентом, послужило отсутствие актов выполненных работ. Вместе с тем, признавая недействительным оспариваемое решение, суд указал, что счета-фактуры и платежные документы являются достаточными документами для подтверждения факта выполнения работ для общества.

Постановление ФАС Московского округа от 20.01.2009 N КА-А40/12411-08 по делу N А40-11299/08-35-49
Суд отклонил довод налогового органа о нарушении налогоплательщиком положений ст. 702 ГК РФ из-за отсутствия актов выполненных работ, поскольку факт производства работ подтверждается совокупностью представленных доказательств.

Постановление ФАС Московского округа от 31.08.2010 N КА-А40/8796-10 по делу N А40-51604/09-143-335
Суд указал: отсутствие актов выполненных работ обусловлено тем, что они не составлялись подрядчиком и расчеты осуществлялись на основании договора и сметы. Следовательно, расходы налогоплательщика обоснованны.

Как видим, однозначной точки зрения по вопросу нет. Поэтому многие юристы просят включать в договоры пункт об обязательном составлении актов выполненных работ на

"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 8

В рамках заключаемых предприятиями торговли и общественного питания соглашений (договоров) на выполнение работ и (или) оказание услуг предусматривается необходимость оформления двухсторонних (а в ряде случаев - трехсторонних и большего числа сторон) актов приемки выполненных работ (оказанных услуг). Именно данными актами документально подтверждается факт выполнения работы (оказания услуги).

В случаях же, когда согласно положениям гражданского законодательства отношения между сторонами могут регулироваться соглашениями в устной форме, оформляемые акты приемки выполненных работ (оказанных услуг) зачастую являются единственными документами, подтверждающими наличие между сторонами соответствующих отношений.

Свое особое значение оформляемые акты приобретают при исчислении предприятиями торговли и общественного питания налога на прибыль или уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. Обусловлено это положениями ст. 252 НК РФ, согласно которой в целях налогообложения прибыли признаются только обоснованные и документально подтвержденные расходы, осуществленные соответствующим налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами в соответствии с положениями налогового законодательства понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, если при оформлении актов приемки работ (услуг) и иных документов будут допущены нарушения и ошибки, это может повлечь за собой не что иное, как отказ от принятия расходов в уменьшение налоговой базы на прибыль и, как следствие тому, увеличение суммы уплачиваемого организацией налога.

Отсутствие надлежаще оформленных первичных документов, к которым также относятся и акты приемки работ (услуг), в соответствии со ст. 120 НК РФ относится к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что влечет за собой наложение штрафа в размере 5000 руб. Если такие деяния совершены в течение более одного налогового периода, то штраф составляет уже 15 000 руб., а если деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, то штраф составит 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

При всем этом следует учитывать, что к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения также относится отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, а также систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

За отсутствие или неправильное хранение первичных учетных документов может наступить административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ). Это нарушение влечет за собой наложение административного штрафа на виновных должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Акты выполненных работ (оказанных услуг) относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках или же на бланках, оформленных с соблюдением требований ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Если используемая предприятиями торговли и общественного питания форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, исходя из требований законодательства о бухгалтерском учете она должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждаются в установленном порядке Госкомстатом России (в настоящее время - Росстат).

Если организация использует утвержденные в установленном порядке форматы бланков актов, то она должна оформлять их в соответствии с утвержденными соответствующим постановлением указаниями по оформлению. При этом согласно Постановлению Госкомстата России от 24 марта 1999 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" допускается изменять форматы утвержденных бланков, вводя дополнительные реквизиты (не исключая утвержденных), расширять и сужать графы и строки с учетом значности показателей, включать дополнительные строки (включая свободные) и вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то она должна разработать для использования необходимые формы, имеющие реквизиты, указанные в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Для применения таких форм организация обязана объявить их в учетной политике (как возможные варианты - включить в приложения к учетной политике, утвердить специальным распорядительным документом, приведя в нем ссылку на учетную политику и др.).

Как представляется, для целей налогообложения организации вправе принимать те же первичные учетные документы, которые в соответствии с Законом о бухгалтерском учете признаются для целей бухгалтерского учета. При этом следует учитывать, что согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета могут являться в том числе и оформляемые бухгалтерские справки.

В отдельных случаях организация вынуждена отражать в бухгалтерском и налоговом учете хозяйственные операции, которые подтверждаются актами, оформленными контрагентами. Если такие акты оформлены на бланке, содержащемся в альбомах унифицированной первичной документации, то достаточно сравнить бланк с законодательно утвержденным на предмет наличия всех предусмотренных реквизитов. Если же сторонняя организация использует самостоятельно разработанные формы актов, то организацией должна быть обеспечена проверка используемого в расчетах документа на предмет наличия обязательных реквизитов.

На практике распространены также случаи, когда для отражения каких-либо расходов в бухгалтерском и налоговом учете предприятия торговли и общественного питания вынуждены оформлять односторонние акты, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг), то есть без отражения в них реквизитов о сдаче работ (услуг) со стороны исполнителя. Как правило, такие акты составляются комиссионно, то есть с привлечением определенного круга должностных лиц предприятия, включая специалистов по предмету выполненных работ (оказанных услуг).

Такие односторонние акты составляются, например, в обоснование произведенных расходов на оплату услуг связи (Интернет, мобильная связь) и в полной мере имеют юридическую силу, так как в отдельных случаях подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно.

Как отмечалось ранее, в соответствии со ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность производимых организацией расходов является еще одним (наряду с документальным подтверждением) обязательным условием для принятия их в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Под экономически обоснованными (оправданными) расходами понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Требования, предъявляемые к оформлению стандартизированных актов выполненных работ

В случаях, особо предусмотренных действующим законодательством, при документальном оформлении выполненных работ (оказанных услуг) организация обязана использовать унифицированные формы актов или же формы актов, утвержденные соответствующими нормативно-правовыми актами.

Так, при выставлении актов строительными подрядными организациями за работы по капитальному строительству и ремонту объектов применяются типовые формы первичных документов, утвержденные Постановлением Росстатагентства России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", - "Акт о приемке работ" (форма N КС-2) и "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (форма N КС-3).

Применение данных форм является обязательным не только в силу того, что утверждены они в качестве унифицированных форм, но также и в силу требований гражданского законодательства. В частности, согласно п. 4 ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Выполненные строительными и иными организациями работы и произведенные затраты отражаются в актах по формам N N КС-2 и КС-3 исходя из договорной стоимости. При этом в стоимость выполненных работ (затрат) включается как непосредственно стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, так и прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (включая рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты для производства работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).

В случае если определение стоимости строительной продукции производится и расчеты, согласно заключенным договорам, осуществляются по твердым договорным ценам, реквизиты в части единичных расценок (графы "номер единичной расценки", "единица измерения", "цена за единицу") при оформлении акта по форме N КС-2 не заполняются.

При выполнении предприятиями торговли и общественного питания подрядным или хозяйственным способом работ по ремонту, реконструкции и модернизации принадлежащих им объектов основных средств в обязательном порядке оформляется "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" (форма N ОС-3), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

Акт составляется постоянно действующей в организации комиссией, в обязанности которой входит оформление приема и передачи объектов основных средств. В нем приводятся сведения о произведенных хозяйственным или подрядным способом затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, происшедшим в связи с капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией.

Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации. Акт подписывает также и исполнитель работ, в качестве которого могут выступать как сторонние организации и физические лица (при подрядном способе выполнения работ), так и вспомогательные и иные подразделения организации (при выполнении работ хозяйственным способом).

Необходимо учитывать, что, если работы выполнялись сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах, по одному каждой из сторон. Если по итогам модернизации или реконструкции объектов основных средств улучшены (повышены) первоначально принятые нормативные показатели их функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), то произведенные организацией расходы в соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости модернизированных (реконструированных) объектов.

При этом в бухгалтерском учете на основании оформленного акта оформляются следующие записи по счетам учета:

дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - стоимость работ по реконструкции и модернизации объектов основных средств, выполненных подрядным способом, то есть силами привлеченных сторонних лиц;

дебет счета 08 кредит счетов 10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. - затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, осуществленные собственными силами предприятий торговли и общественного питания, то есть хозяйственным способом;

дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - затраты по реконструкции и модернизации объектов основных средств, улучшающие ранее принятые нормативные показатели их функционирования, отнесены на увеличение стоимости соответствующих объектов основных средств.

При изготовлении предприятиями торговли и общественного питания собственными силами специальной одежды по окончании работ должен оформляться "Акт выполненных работ по изготовлению специальной оснастки и специальной одежды", форма которого приведена в Приложении к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным Приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. N 135н.

Осуществленные расходы по изготовлению предметов санитарной, специальной и иной подобной одежды и обуви оформляются в учете следующими записями:

дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счетов 10, 69, 70 и др. - расходы, связанные с изготовлением специальной одежды, отражены на счетах учета издержек обращения;

дебет счета 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе" кредит счета 44 - оприходована изготовленная собственными силами специальная одежда.

В оформляемом акте указывается количество изготовленных предметов, их цена (под ней должна пониматься себестоимость изготовления), срок службы, сумма списания стоимости.

Кроме акта выполненных работ, в соответствии с п. 15 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды передача на склад организации изготовленной специальной одежды должна оформляться соответствующими первичными учетными документами. Для этой цели используются типовые формы N М-11 "Требование-накладная" и N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону", утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (в ред. изм. и доп.).

Требования, предъявляемые к оформлению актов, самостоятельно разрабатываемых предприятиями торговли и общественного питания

Самостоятельно разрабатываемые предприятиями торговли и общественного питания или их контрагентами акты выполненных работ (оказанных услуг) должны в первую очередь содержать все предусмотренные действующим законодательством (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете) обязательные реквизиты.

Во вторую очередь оформляемые акты должны содержать достоверную информацию о характере выполненных работ (оказанных услуг) с указанием их необходимости и экономической целесообразности, а также со ссылкой на осуществление соответствующих расходов в рамках той деятельности организации, которая направлена на получение дохода. Такие требования к актам определяются положениями налогового законодательства, а именно гл. 25 НК РФ.

Составляемыми актами прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре (соглашении) обязательств той стороной по договору, которая является исполнителем. Как правило, именно фиксация данного факта влечет за собой обязанность заказчика по оплате работ (услуг).

При оформлении актов работ, выполненных по договору подряда, выступающей в роли заказчика организации торговли и общественного питания необходимо учитывать положения ст. 720 ГК РФ. В частности, организация обязана в установленные договором сроки с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику и оговорить их в акте приемки работ. Исключение составляют скрытые недостатки, уведомить о наличии которых следует в разумный срок после их обнаружения.

В части расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, которые признаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ, необходимо учитывать, что перечни указанных услуг установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", а также правилами оказания соответствующих услуг, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления услуг телеграфной связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222, Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи - Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310, а Правила оказания услуг почтовой связи - Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 221.

При оформлении актов оказания услуг необходимо четко разграничить каждую из перечисленных услуг, а также обосновать их непосредственную связь с производственной деятельностью организации.

В Письме Минфина России от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/12 "О порядке отражения в налоговом учете по налогу на прибыль услуг связи" дата признания для целей налогообложения расходов на оплату услуг телефонной связи должна определяться в соответствии с порядком оплаты услуг, предусмотренным в договоре оказания услуг телефонной связи.

Если исходя из условий заключенного договора обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета (или же, например, в момент подписания двустороннего акта), то датой признания расходов будет являться именно дата выставления счета (подписания акта). В связи с этим при применении метода начисления, расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги.

На основании того же пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения принимаются расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

При оформлении актов, подтверждающих произведенные расходы на рекламу, организации должны учитывать положения пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым к уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, но с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Кроме того, принимаемые в целях налогообложения расходы на рекламу должны соответствовать ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", согласно которой под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Акт приемки работ (услуг), связанных с размещением организациями торговли и общественного питания рекламы, в полной мере относится к документу, которым они могут быть подтверждены в целях налогообложения. Однако в обязательном порядке в нем должны быть указания на то, что произведенные расходы непосредственно связаны с осуществляемой организацией производственной деятельностью и имеют своей целью сформировать или поддержать интерес к организации или ее деятельности.

Если у организации возникает необходимость оформить актом услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, то следует обратить внимание на положения п. 3 ст. 264 НК РФ.

Если речь ведется о направлении сотрудников на курсы повышения квалификации, то для признания расходов обоснованными, а потому подлежащими отнесению в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, рекомендуется оформлять следующие документы: приказ руководителя организации (уполномоченного лица) о направлении работника на обучение (переобучение) с указанием необходимости (например, для повышения квалификации, для назначения на должность и т.п.), договор с учебным заведением с приложением к нему программы обучения и указанием документа, который будет выдан по итогам обучения, акт оказанных услуг и счет (счет-фактуру) учебного заведения.

В акте в обязательном порядке приводится перечень сотрудников, которые прошли обучение, программа обучения (продолжительность обучения, специализация и др.), необходимость обучения (взаимосвязь с производственной деятельностью), а также указываются документы, которые выданы работникам по итогам прохождения обучения (переобучения), это могут быть дипломы, свидетельства и т.п.

Также указываются реквизиты документов, подтверждающих государственную аккредитацию учебного заведения, выданной ему лицензии. При этом, как отмечено в Письме Минфина России от 12 марта 2003 г. N 04-02-03/29, решающее значение имеет наличие у учебного заведения лицензии (а не государственной аккредитации).

Если оплачиваются услуги по участию сотрудников организации в семинарах, то, как и расходы по подготовке и переподготовке кадров, они принимаются в целях налогообложения прибыли в случае, если у проводящей их организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности. Если лицензии нет, оказанные услуги можно причислить к консультационным и также принять для целей налогообложения, но уже на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Соответственно и должны различаться оформляемые в указанных ситуациях акты оказанных услуг. В первом случае речь в них должна вестись об учебном семинаре с указанием программы семинара, увязки обучения с торговой деятельностью организации, во втором случае необходимо говорить о консультационном семинаре с указанием предмета и цели консультации (цель следует увязать с производственной деятельностью предприятия), ее практической необходимости.

При документальном оформлении расходов на оплату услуг кадровых агентств необходимо учитывать положения пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ. Несмотря на то что в целях налогообложения по налогу на прибыль в полной мере принимаются расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по набору персонала, такие расходы не могут быть признаны экономически оправданными, если фактически не состоится набор работников (в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала). Исходя из этого для принятия расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль в акте должны содержаться ссылки на заключенные договоры с отобранными кандидатами.

Для оформления расходов на оплату услуг охранных организаций (агентств и т.п.) прежде всего необходимо, чтобы у сторон имелся оформленный письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, включая номер и дату выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора. Таковы требования ст. 9 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. изм. и доп.).

В договоре также предусматривается обязанность охранного предприятия предоставлять клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов охранной организации.

Отчет в полной мере может быть оформлен в виде двустороннего акта между торговой организацией (предприятием общественного питания) и исполнителем из числа охранных предприятий. Как представляется, в оформляемом документе должны быть указаны перечень охраняемых объектов (с указанием их адресов и размеров охраняемых территорий) и прочих услуг (только так можно подтвердить взаимосвязь расходов с производственной деятельностью организации), их стоимость, период оказания услуг, сведения о реквизитах лицензии охранной организации.

При списании на расходы стоимости оказанных организации юридических услуг оформляемый акт должен содержать ссылки на характер оказанных услуг (правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности организации; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам и т.д.).

Наравне с расходами на оплату юридических услуг в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются также расходы на информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), аудиторские услуги, услуги по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 17 - 19 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ), расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (пп. 36 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При документальном подтверждении указанных расходов в оформляемых актах следует особо отражать их непосредственную взаимосвязь с торговой (производственной) деятельностью организации, то есть для каких нужд и с какой целью должны были осуществляться работы (оказываться услуги). Также рекомендуется максимально шире раскрывать перечень осуществляемых расходов и избегать общих фраз типа "юридические услуги", "информационные услуги" и т.п.

Также следует учитывать, что, если консультационные, юридические, нотариальные и иные подобные услуги непосредственно связаны с приобретением организацией имущественных ценностей, они включаются в первоначальную стоимость данного имущества как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Такие требования в части объектов основных средств содержатся в п. 8 ПБУ 6/01, в части материально-производственных запасов - в п. 6 ПБУ 5/01, в части нематериальных активов - в п. 6 ПБУ 14/2000. Если обращаться к вопросам налогообложения, то положения о порядке определения стоимости амортизируемого имущества содержатся в ст. 257 НК РФ. Следовательно, если какие-либо услуги оказываются сторонними организациями при приобретении имущества, расходы на их оплату единовременно в целях налогообложения по налогу на прибыль приняты быть не могут.

При отражении расходов на оплату аудиторских услуг организации следует учитывать следующие нормы действующего законодательства.

В настоящее время правовое регулирование аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. изм. и доп.).

Если торговая организация или предприятие общественного питания в обязательном порядке проводят аудит в соответствии с требованиями законодательства, то в качестве исполнителя могут выступать только аудиторские организации (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 119-ФЗ), а индивидуальные аудиторы для этих целей привлечены быть не могут.

Выступающая в качестве исполнителя аудиторская организация должна обладать лицензией на право осуществления аудиторской деятельности. В качестве обоснования произведенных расходов организация должна располагать договором на оказание аудиторских услуг, выданным аудиторской организацией заключением, а также оформленным сторонами актом оказанных услуг.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения по налогу на прибыль принимаются расходы на сертификацию продукции и услуг.

При этом, как указано в Письме Минфина России от 23 декабря 2002 г. N 04-02-06/2/120, не имеет значения, проводится ли сертификация в обязательном или же в добровольном порядке. В обоих случаях целью сертификации является осуществление надзора за качеством продукции или услуг, а потому в обоих случаях она считается обоснованной, а расходы должны приниматься в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем следует учитывать, какая организация проводит сертификацию и выдает соответствующее заключение. Если она не уполномочена Госстандартом России для таких целей, то расходы в таких случаях не могут быть приняты в целях налогообложения. Поэтому при оформлении акта оказанных услуг по сертификации продукции необходимо указать реквизиты документа, свидетельствующего о том, что проводившая сертификацию организация является уполномоченной на то в соответствии с действующим законодательством.

Предлагаемая к применению типовая форма акта выполненных работ (оказанных услуг)

Если обратиться к вопросу разработки типовой формы акта, которая могла бы применяться в большинстве случаев, то необходимо отметить следующее.

Прежде всего, такой документ должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Кроме того, в акте рекомендуется отражать и другие реквизиты.

Например , в нем следует указать дату фактического принятия работ, которая может отличаться от даты оформления самого акта. При этом следует учитывать, что именно от даты приемки работ начинает применяться гарантийный срок на выполненные работы.

Что касается необходимости удостоверения оформленных актов печатями организаций, то данный вопрос рекомендуется решать согласно заключенному договору или достигнутым в дальнейшем соглашениям. Если особо данный вопрос договором не разрешен, печати могут и не проставляться. Если же возникает необходимость особо удостоверить правомочность документов, то по договоренности в оформляемом акте можно предусмотреть такой реквизит, как мастичная (в том числе гербовая) печать каждой из сторон.

Примерная форма акта выполненных работ, используемого в случаях, когда другая форма четко не определена нормативно-правовыми актами, может быть следующей:

Акт
о выполненных работах (оказанных услугах)
по договору ________________________________________________
(указывается договор - подряда, на информационные
и др. услуги)
г. Москва "____" июля 2005 г.
______________________________________________________, именуем___
(наименование торговой организации или предприятия
общественного питания)
в дальнейшем "Заказчик", в лице _________________________________,
(уполномоченное должностное
лицо организации)
действующего на основании Устава, с одной стороны, и _____________
(наименование
______________, именуем___ в дальнейшем "Исполнитель" (Подрядчик),
организации)
действующего на основании Устава, с другой стороны, составили
настоящий акт о нижеследующем:
1. В соответствии с заключенным сторонами договором

(указывается наименование договора)
N _______ от "____" ______ 200__ г. Исполнителем выполнен комплекс
работ (оказаны услуги), включающий: ______________________________
__________________________________________________________________
(приводится описание выполненных работ, оказанных услуг)
2. Вышеуказанные работы (услуги), согласно договору, должны
были быть выполнены к "__" __________ 200___ г. Фактически
выполнены - "__" _________ 200__ г.
3. Возможные варианты записей в акте:
3.1. Качество работ по договору должно соответствовать ______.
Фактически качество выполненных работ соответствует
(не соответствует) предъявляемым требованиям.
3.2. В результате осмотра и проверки выполненных работ
недостатки не выявлены (выявлены), в том числе ___________________
_________________________________________________________________.
(приводятся выявленные недостатки)
3.3. При приеме работ установлено, что работы выполнены в
полном объеме и в срок (с нарушением условия договора о сроке
выполнения работ).
3.4. Качество работ соответствует (не соответствует) указанным
в договоре требованиям.
3.5. Услуги оказаны полностью. Стороны по договору претензий
друг к другу не имеют.
4. В соответствии с заключенным договором Исполнитель
осуществлял ______________________________________________________
(приводится перечень осуществленных работ, услуг,
__________________________________________________________________
отчет Исполнителя)
5. По результатам выполненных работ (оказанных услуг) ________
__________________________________________________________________
(приводится описание результатов работ, их проверки и контроля,
исправность систем, возможность принятия в эксплуатацию,
использования результатов и др.)
6. Работы (услуги) выполнены для нужд ________________________
(указываются цели
__________________________________________________________________
выполнения работ, оказания услуг, структурные подразделения,
__________________________________________________________________
для которых они осуществлялись)
7. Стоимость выполненных работ (оказанных услуг), согласно
заключенному договору, составляет __________ руб., кроме того НДС
(ставка - 18%, 10%) - ____________ руб., всего - ____________ руб.
8. Зачтен ранее выданный аванс в сумме __________________ руб.
Всего к окончательной оплате - __________________________ руб.
Срок окончательной оплаты - "____" ___________ 200___ г.
Подписи сторон:
От Заказчика: От Исполнителя:

(наименование должности) (наименование должности)
______________________________ ______________________________
(подпись, расшифровка подписи) (подпись, расшифровка подписи)
"___" ____________ _____ г. "___" _____________ ____ г.
М.П. М.П.

Особенности оформления актов выполненных работ (оказанных услуг) в рамках отношений с физическими лицами

Предприятия торговли и общественного питания могут заключать договоры (соглашения) и, соответственно, оформлять акты о выполненных работах (оказанных услугах) как в рамках отношений с юридическими, так и с физическими лицами. При этом в последнем случае дополнительно должны быть учтены ряд требований действующего законодательства.

Результаты работ, выполненных физическими лицами по срочным трудовым договорам на время выполнения определенной работы, оформляются "Актом о приемке работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы" (форма N Т-73), форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Акт может оформляться для окончательного или поэтапного расчета по заключенному сторонами трудовому договору. В нем со ссылками на заключенный сторонами трудовой договор приводятся наименование выполненных работ, их договорная стоимость, причитающаяся к выплате сумма, а также заключение о качестве, объеме и уровне выполнения работ.

Если с физическим лицом заключается договор гражданско-правового характера (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг) или же авторский договор, предусматривающие собой выполнение работ (оказание услуг), то результаты таких работ (услуг) также могут подтверждаться составлением соответствующего акта.

В таких случаях оформленный первичный документ должен иметь все те же обязательные реквизиты, установленные ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Учитывая же нормы налогового законодательства, форму акта рекомендуется дополнить реквизитами о месте постоянного (временного) проживания физического лица, являющегося исполнителем по договору и, соответственно, получателем сумм доходов, а также реквизитами о документе, удостоверяющем личность исполнителя (наименование документа, его серия и номер, кем выдан, дата выдачи).

Обусловлены такие рекомендации положениями ст. 230 НК РФ, согласно которой организации обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за соответствующий календарный год и суммах начисленных и удержанных налогов. Такие сведения представляются один раз в год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, по форме N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица" (в настоящее время используется форма, утвержденная Приказом МНС России от 31 октября 2003 г. N БГ-3-04/583). Применение данной формы в настоящее время подтверждено Письмом ФНС России от 14 февраля 2005 г. N ГИ-6-04/122.

Если в акте выполненных работ (оказанных услуг) реквизиты о месте жительства получателя доходов не будут отражены, их следует указать в документе, которым оформляется выплата доходов (расходном кассовом ордере, расчетно-платежной ведомости и т.п.).

Не должны представляться сведения по форме N 2-НДФЛ в части доходов, выплаченных индивидуальным предпринимателям за выполненные ими работы (оказанные услуги), но только в том случае, если эти индивидуальные предприниматели предъявили организации документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах. Учитывая данные положения налогового законодательства, в акт выполненных индивидуальным предпринимателем работ (оказанных услуг) необходимо вносить реквизиты о номере и дате документа, которым подтверждается его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При расчетах с физическими лицами за выполненные ими в пользу организации работы (оказанные услуги) обязательно также учитывать "налоговый" статус получателя доходов (является резидентом Российской Федерации или нет), а также необходимость исчисления и уплаты с начисленной суммы единого социального налога, страховых взносов на обязательное социальное страхование и обеспечение.

Проведение работ на всех предприятиях, как правило, сопровождается составлением соответствующих первичных документов. Это нужно для того, чтобы в последующем правильно учесть все понесенные расходы. Одним из таких документов является всем известный акт выполненных работ. Составляют его практически на любых предприятиях, независимо от формы собственности. Чтобы избежать в будущем нежелательных ошибок, надо сначала внимательно рассмотреть пример акта выполненных работ и изучить основные правила его оформления.

Любая работа считается выполненной только в том случае, если этот факт подтвержден документально. Кроме того, затраты, которые понес исполнитель, обязательно должны быть учтены бухгалтерией. Пример акта выполненных работ, приведенный в статье, наглядно показывает, как он должен выглядеть.

Допустим, что заказчик обратился к исполнителю с предложением выполнить конкретную работу или оказать определенную услугу. Завершенный заказ обе стороны должны будут провести по бухгалтерии. Пример акта выполненных работ, который в этом случае составляется, трудно сделать конкретным, так как обычно на предприятии его форма разрабатывается самостоятельно, на основании основных требований учетной политики данной компании. Но подобный акт должен содержать несколько обязательных реквизитов:

  • название и дату оформления документа;
  • полное наименование обеих организаций (исполнителя и заказчика);
  • название (четкую формулировку) оказанных услуг или произведенных работ;
  • объем услуги (или работы) в денежном и натуральном выражении;
  • ФИО и должности представителей обеих сторон;
  • их личные подписи, заверенные печатями компаний.

Любой пример акта выполненных работ демонстрирует не только сам факт исполнения. Он также подтверждает отсутствие по этому поводу претензий у противной стороны. Информация об этом обязательно должна присутствовать в тексте документа.

Правовая значимость

Что значит для обеих сторон акт приемки выполненных работ? Для исполнителя это подтверждение того, что он выполнил по отношению к заказчику взятые на себя обязательства. По сути, такой документ можно считать подробным отчетом о проделанной работе. Поэтому в нем должны быть четко отражены:

  • все виды произведенных работ;
  • их общая стоимость;
  • сроки выполнения (начальный и конечный);
  • отсутствие претензий у заказчика.

В тексте акта все эти моменты должны быть последовательно отражены. Отсутствие одного из перечисленных показателей может привести к тому, что документ в целом будет признан недействительным.

Для заказчика акт приемки выполненных работ - это официальное подтверждение запланированных расходов. После подписания такого документа он может смело перечислять исполнителю указанную сумму. Для обеих сторон это будет означать окончание сделки. Любые возникающие после этого претензии не подлежат рассмотрению.

Договорные обязательства

Намного проще составлять акт о выполнении тех или иных работ, если они заранее были оговорены отдельным договором. Это облегчает работу обеим сторонам. Исполнителю не надо будет конкретизировать каждый вид работ, а заказчику останется только принять конечный результат и сверить итоговую сумму с той, которая указана в исходном документе. Образец акта выполненных работ по договору можно рассмотреть на любом конкретном примере.

На фото, приведенном в статье, например, четко видно, что в графе «наименование» отсутствует какой-либо список. В ней просто указывается, что работы выполнялись в соответствии с конкретным договором. Более подробной информации в данном случае не требуется.

Кроме того, подобный акт обязательно должен иметь «шапку», аналогичную той, что присутствует в основном договоре. В ней фигурируют наименования обоих контрагентов и их представителей с указанием документов, на основании которых они осуществляют свою деятельность. В конце обязательно нужно отметить, что все работы выполнены полностью, без нарушения оговоренных сроков, и принимающая сторона не имеет претензий относительно их качества. Как и сам договор, акт тоже составляется обычно в двух экземплярах.

Документальное оформление работ в строительстве

Отдельно стоит обратить внимание на акт выполненных строительных работ. Здесь имеются свои тонкости. Для начала стоит заметить, что законодательством России не утверждено никакой унифицированной формы таких актов. Тем не менее есть два типа документов, которые обязательно заполняются в таких случаях.

К ним относятся формы:

  1. КС-2. Она непосредственно отражает только сам факт выполнения данного вида работ. Причем каждое предприятие может самостоятельно разработать для себя форму такого документа, максимально удобную для заполнения.
  2. КС-3 - это, по сути, справка о затратах и стоимости выполненных исполнителем работ. Она предназначена для проведения бухгалтерских операций и учета налогов.

Оба документа применяются для приемки практически всех видов строительных и монтажных работ. Отсутствие хотя бы одного из них может рассматриваться как грубейшее нарушение по учету расходов, доходов и налогообложения, за которое предусмотрены штрафные санкции.

Акт выполненных работ – необходимый документ, если сотрудничество между двумя организациями или организацией и работником осуществляется на основании договора подряда или возмездного оказания услуг, поскольку акт является основанием для оплаты выполненной услуги. Как правильно составить этот документ и что именно там должно быть прописано? Поговорим об этом более подробно.

Что представляет собой акт выполненных работ?

По сути, акт выполненных работ и оказанных услуг является двухсторонним документом, который подтверждает факт выполнения определенных обязательств или оказания услуг, которые оговорены в договоре между двумя контрагентами. Название (это может быть акт выполненных работ, акт приемки выполненных работ, акт приема-сдачи выполненных работ и прочее) оговаривается еще на стадии подписания договора, а потом выбранная формулировка должна звучать во всех документах.

В документе обязательно должны быть отображены все выполненные работы, их объем, стоимость, начальные и конечные сроки. Это очень важно, поскольку это является неким отчетом исполнителя перед заказчиком и подшивается к договору. Такая «бумага» является сегодня самым распространенным способом подтверждения выполненных договорных обязательств.

Акт и бухгалтерия организации

Акт выполненных работ относится к первичным бухгалтерским документам, на основании которых производится оплата. Кроме того, этот документ вместе с договором может быть использован во время судебного разбирательства или для исчисления срока давности. Об этом четко говорит ФЗ-129 «О бухгалтерском учете», в котором указано, что все хозяйственные операции, которые производятся организацией любой формы собственности, должны находить отражение в бухгалтерском учете.

Не все знают, что за неправильное оформление акта на организацию могут быть наложены штрафы (или доначислены налоги), а указанные в таких актах затраты налоговые органы могут исключить из состава затрат при расчете налога на прибыль, а это уже достаточно серьезно.

Даты, указанные в таких документах, имеют большое значение для отнесения их к конкретному отчетному периоду, а несвоевременное предоставление актов может повлечь за собой нарушение в отнесении затрат. Следовательно, будет занижен или же завышен налог на прибыль за конкретный период. Кроме того, расходы для уменьшения налога должны быть связанны с деятельностью организации. В 9 статье Закона о бухгалтерском учете перечислены все реквизиты, которые имеют решающее значение при оформлени. Поэтому, перед составлением акта стоит внимательно изучить этот закон.

Понятие «работ» и «услуг»

Уместно будет поговорить о том, что имеется в виду под понятиями «работ» и «услуг». Прямых определений гражданское законодательство не дает, но глава 39 части 2 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг» говорит о том, что договор возмездного оказания услуг применяется при предоставлении услуг связи, аудиторских, ветеринарных, информационных, консультационных, услуг по обучению или туристическому обслуживанию. Что же касается договоров, предусматривающих выполнение определенных работ, то они имеют место при осуществлении перевозок, ведении банковских счетов, хранении, транспортной экспедиции, выполнении научно-исследовательских, технологических или опытно-конструкторских работ, а также при оформлении договора подряда.

Как составить акт выполненных работ?

На сегодняшний день унифицированной формы законодательством не предусмотрено. Но при этом стоит отметить, что существуют формы КС-2 и КС-3, которые используются для отражения выполненных действий при проведении строительства. Это значит, что организации имеют право самостоятельно разработать форму, которая будет наиболее удобна в конкретном случае.

Независимо от оформления, бумага обязательно должна содержать следующую информацию:

  • наименование (его определяет договор);
  • дата составления;
  • наименования заказчика и исполнителя (эти данные вносятся в соответствии с официальными учредительными документами; все наименования должны соответствовать наименованиям, который фигурируют в договоре);
  • наименование выполненных операций (это делается, как правило, в виде перечня или таблицы);
  • объем выполненных работ (если выполнено несколько видов, предусмотренных договором, то объем указывается отдельно по каждому виду работ в одном акте или же составляется несколько актов, по одному на каждый вид работ);
  • единицы измерения выполненных операций;
  • общая стоимость (она должна указываться в учетом НДС);
  • сроки выполнения мероприятий;
  • номер и дата договора, по которому осуществляется сотрудничество;
  • номер счета, который был предоставлен заказчику для оплаты;
  • четкие оттиски печатей обеих сторон (если одна из сторон – физическое лицо, то оттиск печати должен быть только один);
  • подписи исполнителя и заказчика с расшифровкой (подписать акт могут также уполномоченные представители заказчика и исполнителя, которые указаны в договоре).

Данные «наименование», «единицы измерения», «цена», «стоимость» обычно указываются в формате таблицы. В этом случае в каждую отдельную строку вписывается конкретная услуга или вид выполненных работ и все нужные параметры. Завершает такую таблицу строка «Итого», в которой суммируется стоимость, а строка «Всего» заполняется с учетом НДС (сумма из строки «Итого» + налог). При этом нужно обязательно указать сумму прописью, а копейки цифрами.

Что же касается приемки, то подписи сторон могут оформляться словами «работу сдал» (подписывает исполнитель) и «работу принял» (подписывает заказчик).

Акт выполненных работ и капитальное строительство

Говоря о капитальном строительстве любых объектов, к которым относятся как жилые, так и производственные здания, стоит снова вернуться к унифицированным формам КС-2 (это «строительно-монтажная форма») и КС-3 (это справка о стоимости строительных услуг и затрат). Эти документы составляются на основании данных из «Журнала учета выполненных работ» (форма КС-6а).

Выполненные работы в КС-2 указываются, исходя из договорной стоимости, с включением как непосредственно стоимости строительно-монтажных процессов, которые предусмотрены сметой, так и прочих затрат, которые не включены в единичные расценки. Это могут быть тарифы, рост стоимости материалов, расходы на эксплуатацию машин, техники, механизмов, расходы на заработную плату персонала, который выполняет строительство, расходы на зимнее удорожание, изменение условий организации строительства, разъездной характер работы, надбавки за нахождение в сложных условиях (например, в районах Крайнего Севера) и прочее.

Если по договору обеспечение строительства материалами идет за счет заказчика, то цена материалов не может влиять на удорожание и, соответственно, не включаются в акты выполненных работ и справку по форме КС-3. При этом подрядная организация обязана отчитаться перед заказчиком после окончания строительства об израсходованных материалах и вернуть их остатки (если таковые имеются).

Если подрядчик производит ремонт, реконструкцию или модернизацию объектов, то дополнительно должен быть составлен «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств» (это форма ОС-3). Его должна составить постоянно действующая в организации комиссия, на которую возложена ответственность по оформлению приема и передачи объектов основных средств. В документе должны найти отражение сведения о произведенных хозяйственным или подрядным способом затратах, которые связаны с выполненными действиями, а также информация о полноте и качестве работ. Документ должны подписать все члены комиссии во главе с председателем, а утвердить его должен руководитель организации. Что касается подрядчика, то он также подписывает этот документ, подтверждая передачу отремонтированного объекта. Расходы на модернизацию, реконструкцию и ремонт должны быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта, так как по итогам восстановительных работ показатели функционирования объекта увеличиваются.

На практике на объектах капитального строительства всё это составляется после того, как заказчик и подрядчик в установленные договором сроки осматривают и принимают готовый объект. При обнаружении недоработок или отступлений от условий договора, заказчик должен уведомить об этом подрядчика, а недостатки указать в акте. Все они подлежат устранению подрядчиком. Если всё уже подписано, а после этого обнаружены скрытые дефекты, то подрядчик все равно должен их устранить.

Важные моменты

Так как акт приемки выполненных работ является приложением к договору между заказчиком и исполнителем, и, соответственно, двусторонним документом, он должен составляться в двух экземплярах. Для заказчика услуги акт и договор будут основанием для производства оплаты за выполненную сделку, а для исполнителя – основанием для прихода денежных средств. Один экземпляр подписанного акта передается заказчику, а второй – остается у исполнителя. При составлении актов по форме КС-2 и КС-3 экземпляров может любое количество (все зависит от количества организаций, выполняющих подряд)

Оплата производится сразу после подписания, так как в этом случае работы считаются выполненными, а услуги – оказанными.

Если заказчик не удовлетворен качеством, он может отказаться от подписания до того, как исполнитель устранит все недоработки. Кстати, бланк акта о выполненных работах можно ).

Немаловажное значение имеет формулировка «Работы выполнены в полном объеме, в установленные сроки и с надлежащим качеством. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет». Она подтверждает отсутствие у заказчика претензий к качеству, что в дальнейшем исключает любые спорные вопросы.