В этой статье мы поговорим о праве на благоприятную окружающую среду. Рассмотрим этот вопрос комплексно, со всех сторон, а также коснемся правовых аспектов. Конституция гарантирует человеку это право с момента его рождения.

Введение

В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.

Экологическая безопасность населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.

Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.

Требования

Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.

Способы защиты населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду поддерживается обязательным и добровольным страхованием учреждений, организаций, предприятий, граждан, их доходов и собственности. Это делается на случай возможного стихийного или экологического бедствия, для ликвидации возможных последствий. Областные, краевые, местные, республиканские и государственные фонды объединяет единая внебюджетная система - Федеральный экологический фонд. Денежные средства в таких фондах формируются за счет средств, которые поступают от физических и юридических лиц, от платежей за размещение и сброс отходов, платежей за другие виды загрязнения окружающей среды, средства, полученные от конфискованных предметов для рыболовства и охоты.

Участие граждан

Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия - гражданско-правовой и административной ответственности.

Правовая сторона вопроса

Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к общечеловеческим ценностям, понятно из того, что главная и высшая ценность - человеческая жизнь. А ведь экология может оказывать как оздоравливающее, так и пагубное воздействие на здоровье человека, вплоть до смертельного исхода. Однако это не та область, о которой мы ведем речь. Как насчет правового регулирования? Право человека на благоприятную окружающую среду было впервые закреплено в Декларации прав и свобод от 1991 года, которая была принята на Съезде нардепов СССР. Позже это же право появилось в Конституции 1993 года. Право на жизнь, определение которому дано в 20 ст. Конституции России, неразрывно связано с экологическим правом, ведь жизнь человека не должна уменьшаться из-за влияния пагубных факторов окружающей среды. Субъекты экологического права — это не только граждане России, но иностранные граждане, которые находятся на ее территории.

Реализация прав

Почему право на благоприятную окружающую среду может реализовываться разными способами? Дело в том, что граждане могут не только требовать соблюдения экологических законов, но и прекращения негативного воздействия на среду и даже привлекать нарушителя к ответственности. Экологические организации могут не только собираться и принимать какие-либо решения, но и пропагандировать свою программу, защищать и рассказывать о правах другим гражданам, развивать свое направление, выполнять ряд работ по защите окружающей среды, оказывать посильную помощь органам государственной власти, организовывать мероприятия за свой счет, рекомендовать представителей своих организаций для участия в экологической экспертизе, проводить ее самостоятельно. Кроме того, любой человек или организация могут требовать проведения дополнительной экспертизы, которая приобретает юридическую силу после утверждения компетентными органами. Более того, в ст. 13 Закона о защите окружающей среды говорится о том, что государственные органы и уполномоченные лица должны оказывать общественным организациям всевозможную помощь, стараться максимально удовлетворить их требования.

Привлечение к ответственности

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду закрепляются ответственностью, которая неизбежна вследствие нарушения норм. Граждане или их объединения имеют полное право требовать соответствующих подтверждений от гидрометеорологических органов, предоставления достоверной, полной и своевременной информации. Увиливание от выполнения своих обязанностей, предоставление ненужной информации или ее искажение несет за собой законодательную ответственность.

Наказание

Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица - 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.

Право на благоприятную окружающую среду - экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.

Сохранение среды

У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:

  • компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
  • состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
  • состояние природно-антропогенных объектов.

Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими.

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства. Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды. Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме. Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины. Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации. Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее - Закон Алтайского края). Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды. Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края. Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Также на территории Алтайского края принят ряд подзаконных актов. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 года № 494 утверждена государственная программа Алтайского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края» на 2015 - 2020 годы и др акты.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Экологическое право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Окружающая среда - главный объект экологического права. Состоит из:

    природных объектов,

    природно-антропогенных объектов,

    ан­тропогенных объектов.

Основные экологические права гражданина (см. ст. 42 Конституции РФ):

а) на благоприятную окружающую среду;

б) на достоверную инфор­мацию о ее состоянии;

в) на возмещение ущерба, причиненного экологи­ческим правонарушением.

Благоприятность среды определяется ее соответствием нормативам: чистоты, ресурсоемкости, видового разнообразия, эстетического бо­гатства.

Способы защиты экологических прав:

    создание общественных природозащитных организаций;

    обращение с жалобами, заявлениями, предложениями;

    участие в собраниях и митингах;

    обращение в суд.

Принципы охраны окружающей среды:

    законность;

    контроль за соблюдением обязательных программ природопользования и охраны окружающей среды;

    совмещение государственного и местного регулирования экологи­ческих правоотношений;

    возмещение вреда, нанесённого окружающей среде.

За экологические правонарушение предусмотрены административ­ная, гражданско-правовая и уголовная ответственности.

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

Международное гуманитарное право - совокупность норм, опреде­ляющих единые для международного сообщества права и свободы чело­века, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, за­креплению и охране этих прав.

Права человека - это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное сущест­во.

К ним относятся:

    право на жизнь,

    на свободу и личную неприкос­новенность,

    на честь и достоинство,

    на гражданство (а, следователь­но, на защиту государства),

    свобода совести,

    равенство перед законом и судом,

    презумпция невиновности,

    свобода выбора места жительства,

    неприкосновенность жилища и частной жизни,

    право на тайну пере­писки,

    политические права,

    экономические права,

    культурные права,

    право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,

    право на достойное существование и право на развитие народа.

Система международной защиты прав.

В рамках ООН (193 государства):

    Генеральная Ассамблея ООН.

    Третий комитет ООН.

    Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете (ЭКОСОС).

    Комитет по правам человека.

Основной документ - Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Европейский суд по правам человека.

    Комиссар Совета Европы по правам человека.

Основной документ - Европейская конвенция о защите прав чело­века и основных свобод (1950 г.)

В рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):

    наблюдатели ОБСЕ.

Основной документ - Заключительный акт Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе (1975 г.).

Основные положения международного гуманитарного права, всту­пающие в силу в военное время:

1) гражданское население (не занятое в вооружённом конфликте) имеет право на жизнь, уважение к своей чести и достоинству, личную неприкосновенность;

2) ведение военных действий только против военных объектов, не касаясь мирного населения;

4) уважительное отношение к военнопленным, лечение в случае не­обходимости, запрет на убийство добровольно сдавшихся в плен;

5) соблюдение основных судебных гарантий.

Арсаева Шовдан

Обращение ко всему МИРУ.

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Грозного

Чеченской Республики

Директор МБОУ «СОШ№10» г. Грозного

Астамиров Тамерлан Хасамбекович

Эссе на тему:

«Право человека на благоприятную окружающую среду»

Арсаева Шовдан (11класс)

Чеченская Республика город Грозный Старопромысловский район

Индекс: 364001 городок Маяковского дом №76 кв. 8

Телефон: (моб 89280872658), электронный адрес:[email protected]

Руководитель: Джамилханова Джамиля Алиевна тьютор школы и классный руководитель 11 класса

Телефон: (моб 89289434677)

Грозный, 2017 год.

Право человека на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России) Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 году. Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды - землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Право человека на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную гражданско-правовую ответственность.

Право человека на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

Мир от преступлений изнемог. Так что же мы натворили с природой? С нашей Землей? Ведь как сказал известный французский писатель, «…все мы, живущие на нашей планете, всего лишь пассажиры одного космического корабля, плывущего по безбрежному океану – Вселенной». И Земля не так велика, как нам кажется. Но она прекрасна с ее прозрачными ручейками и мощными потоками океанов и морей, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. Те, кому удалось увидеть нашу планету с высот космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это невоздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней. Сможет ли человек безгранично долго пользоваться «завоёванными» правами? (Человек в ближайшем будущем не сможет воспользоваться завоёванными правами, т. к. само развитие человеческого общества ставит выживание человека под реальную серьёзную угрозу.) Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – международного экологического права?

Экологические проблемы человечества:

- усиление парникового эффекта;

Разрушение озонового слоя;

Загрязнение Мирового океана;

Сокращение площади тропических лесов;

Опустынивание плодородных земель;

Загрязнение пресных вод, рост радиоактивных отходов ;

Экозависимые заболевания:

- новообразования,

Заболевания эндокринной системы,

Органов пищеварения,

Дыхания.

Способы защиты экологических прав:

  • Создавать общественные объединения для охраны окружающей среды
  • Обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями
  • Принимать участие в собраниях, митингах, акциях
  • Предъявлять иски о возмещении вреда
  • Обращаться в Европейский суд по правам человека

Виды экологических правонарушений:

  • Несанкционированные свалки
  • Истощение
  • Порча
  • Браконьерство
  • Лесные пожары
  • Загрязнение
  • Незаконная порубка леса
  • Строительство объектов в природоохранной зоне

Признаки правонарушения:

  • Нарушение норм законодательства
  • Виновное действие или бездействие
  • Причинение вреда окружающей среде или здоровью
  • Общественная опасность

Забота о поддержании стабильности экосистем составляет круг жизненных интересов человека. С этим правом связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. К таковым относится право на жизнь и охрану здоровья. Под влиянием права на благоприятную окружающую среду обновляется содержание других прав. Так, равноправие достигнет максимального воплощения только в экологически ориентированном обществе, обеспечивая равный вклад граждан в дело охраны природы и одновременно равные права на окружающую среду.

В области семейного права предполагается регулирование демографической проблемы. Расширяется право, на труд, так как без здоровой окружающей среды невозможно улучшение условий труда, развитие творческих видов деятельности. Рассматриваемое право связано с правом на развитие, которое должно охватывать не только материальный аспект, но и управление ресурсами личности и природы. Право человека на благоприятную окружающую среду имеет непосредственную связь с политическими правами. Право на достоверную информацию о состоянии окружающее среды соотносится с правом на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, сопряжено с правом на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях. Право человека на благоприятную окружающую среду означает, что качество природной среды должно способствовать нормальному развитию человека, нации, народа, общества. Это право означает право людей на здоровую, деятельную жизнь и развитие в гармонии с природой.

Обращение ко всему МИРУ.

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Я, обращаясь ко всему МИРУ:

1.Я хочу сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.

2.Я хочу сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.

5. Я хочу сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.

6. Я хочу сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.

7. Я хочу сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.

8. Я хочу сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.

Люди, берегите Землю!

Это право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связанные с поддержанием материальных и духовных условий жизни.

Одним из основных международных документов по во­просам экологии является Декларация по окружающей среде и развитию, принятая на конференции ООН is Рио-де-Жанейро (1992). Принцип 1 Декларации гласит: «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой». Принятие Декларации стало важнейшим этапом в международно-правовом признании права человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей среды.

Конституция РФ в статье 42 закрепила экологические права граждан. Данная статья включает, по существу, три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой экологических прав человека и гражданина:

1) на благопри­ятную окружающую среду,

2) на достоверную информацию о ее состоянии и

3) на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В Законе «Об охране окружающей среды» благоприят­ная окружающая среда определяется как среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование есте­ственных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Это общее юридическое опре­деление. Существует также более конкретное, научное определение этого понятия. Среда является благоприят­ной, если ее состояние соответствует установленным в эко­логическом законодательстве нормативам, касающимся ее:

а) чистоты (незагрязненности),



б) ресурсоемкости (неисчерпаемости),

в) видового разнообразия,

г) эстетического богатства.

Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду - не извлекать минеральных ресур­сов, не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие веще­ства и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были уста­новлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право устанавли­вает так называемое экологическое нормирование, т. е. за­крепленные в правовых документах экологические крите­рии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на среду.

Основным документом, закрепившим требования по экологическому нормированию, является Закон «Об охране окружающей среды». В главе V «Нормирование в области охраны окружающей среды» определена система экологи­ческих нормативов, куда входят: нормативы качества окружающей среды, нормативы предельно допустимого вред­ного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) и нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Коротко поясним, что нормативы качества - это нор­мативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред­ных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (например, ПДК двуокиси азо­та (N0 2) в атмосфере воздуха не должно превышать 0,085 мг/м 3 , соляной кислоты (НС1) - 0,2 мг/м 3 и т. д.).

Нормативы ПДВ фактически помогают регулировать соблюдение нормативов качества окружающей среды, по­скольку устанавливают предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ для различных источников воздействия на окружающую среду (ст. 23).

А нормативы допустимого изъятия природных ресур­сов (ископаемых, водных, земельных, лесных, животного мира и т. д.) устанавливаются с целью предупредить их ис­тощение. Такие нормативы разрабатываются с учетом воз­можностей воспроизводства (ст. 26), но, к сожалению, да­леко не всегда осуществляются на практике.

Следует отметить, что, по мнению правоведов, не все экологические нормативные акты приведены в соответ­ствие с требованиями Закона «Об охране окружающей сре­ды». Так, в Законе «О недрах» все еще отсутствуют требо­вания о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. Ученые связывают такие правовые пробелы с отсут­ствием государственной воли на запрет безразмерной добы­чи ресурсов для продажи за рубеж. Отвечает ли такое по­ложение вещей интересам общества, особенно интересам будущих поколений? К чему ведет страну, ее экономику подобное «ресурсоограбляющее» развитие? Как экологиче­ское право может воздействовать на сложившуюся ситуа­цию? Подумайте, найдите свои аргументы.

Для удовлетворения эстетических потребностей человека и сохранения видового разнообразия выделяются особо охраняемые природные территории - заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады, ку­рортные зоны и т. д.

Право на информацию также является основополагаю­щим правом личности и провозглашается во Всеобщей дек­ларации прав человека. Конституция РФ (ст. 42) закреп­ляет право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Оно закреплено в ряде фе­деральных законов и прежде всего в Законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11).

Информация как юридическое понятие - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное со стояние окружающей среды. Такой информацией в первую очередь располагают государственные органы, имеющие специальные полномочия в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов (Министерство природных ресурсов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и др.).

Право на информацию конкретизируется также в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (1995). Этот закон устанавливает, во-первых, что пользователи информации (это могут быть организации, а также граждане) обладают равными права ми на доступ к государственным информационным ресурсам (за исключением информации с ограниченным доступом). И во-вторых, что на органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность создавать доступные для каждого информационные ресурсы и в пределах своей компетенции осуществлять информационное обеспечение пользователей. Закон запрещает ограничи­вать доступ к информации о чрезвычайных ситуациях, ко­торая необходима для обеспечения безопасности граждан.

Для тех, кто внимательно изучал историю, не секрет, что в нашей стране долгие годы процесс распространения информации был под властью государства. Получение гражданами достоверной информации нередко полностью исключалось. К числу самых страшных примеров молено отнести сокрытие властями информации о крупнейшей в нашей истории аварии на складе радиоактивных веществ производственного объединения «Маяк» под Челябинском в 1957 г. Население своевременно не предупредили. Сего­дня трудно подсчитать число погибших и пострадавших от радиации. Их тысячи. История повторилась в 1986 г. в Чернобыле: власти почти неделю скрывали информацию о взрыве на одном из реакторов АЭС, а когда скрывать стало уже невозможно, не сочли нужным объяснить, в чем состо­ит опасность радиоактивного излучения. Тысячи людей стали жертвами радиации. Такова трагическая плата за нарушенные права человека.

Конституция РФ (ч. 3, ст. 41) установила ответствен­ность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. У вас есть возможность самим судить о том, как выполня­ется эта статья.