Нормативно-правовое регулирование сферы культуры. Перспективы законопроектной деятельности Минкультуры России / Карякин В.В., Прокш М.Ю.

Социально-экономические и политические преобразования последнего десятилетия оказали существенное влияние на развитие российского общества. Переход к новым формам политического устройства и методам хозяйствования потребовал пересмотра нормативно-правовой базы, поскольку имевшаяся законодательная основа не отвечала существующим потребностям и научно-техническому прогрессу. Наспех принимаемые нормативные акты носили локальный и бессистемный характер, что изначально обрекало их на внутренние и комплексные противоречия.
В такой же ситуации оказалось и нормативно-правовое регулирование в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, а также архивного дела.
В настоящее время деятельность учреждений культуры обеспечивают около 60 федеральных законов и более 100 подзаконных актов. Многие из них были приняты в начале 90-х гг. прошлого века, то есть фактически в другую эпоху, что обусловило наличие коллизионных норм, а порой и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.
В этой связи необходимо отметить, что назрела необходимость в пересмотре всего правового пакета, регулирующего общественные отношения в сфере культуры. Большинство нормативно-правовых актов требуют глубокой переработки и приведения в соответствие с современными тенденциями, а также нормами законодательства смежных отраслей права, а некоторые нуждаются в разработке принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений.

Корректировка федерального закона об объектах культурного наследия

Необходимо пересматривать и нормативно-правовые акты, разработанные сравнительно недавно. Например, Федеральный закон от 25.06.02 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) нуждается в корректировке после вступления в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Также с 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым за счет средств бюджетов субъектов РФ будет осуществляться охрана и сохранение памятников только регионального значения, а за счет средств местных бюджетов – местного (муниципального) значения, что может ухудшить положение памятников федерального значения. Поэтому необходимо разработать правовые механизмы, способные максимально смягчить, а возможно, и нейтрализовать коллизионные моменты, отрицательно влияющие на процесс сохранения объектов культурного наследия.
Параллельно с приведением Закона № 73-ФЗ в соответствие с действующим законодательством специалистами Минкультуры России подготовлены и в скором времени будут представлены в Правительство РФ нормативно-правовые акты, направленные на его реализацию. Эти документы призваны урегулировать следующие вопросы:

  • правовое положение зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • проведение государственной историко-культурной экспертизы;
  • порядок выдачи открытых листов на право проведения работ на объектах археологического наследия;
  • порядок организации историко-культурных заповедников федерального значения;
  • ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Сферы деятельности, требующие законодательной регламентации

В сфере ведения Минкультуры России находится ряд вопросов, до сих пор не имеющих законодательной регламентации. Например, в отношении отнесения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, к собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальной необходимо принятие федерального закона о разграничении прав собственности на объекты культурного наследия, который решит комплекс образовавшихся проблем и снимет имеющиеся противоречия в этой сфере.
Данное решение согласуется с п. 4 ст. 2 Закона № 73-ФЗ, статьями 72 и 76 Конституции РФ, а также п. 5 ст. 214 ГК РФ, согласно которым разграничение государственной собственности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и производится в порядке, установленном федеральным законодательством.
Следует обратить внимание на необходимость законодательного регулирования деятельности творческих работников и творческих союзов. При разработке профильного законопроекта предполагается рассмотреть широкий комплекс вопросов: от методов корпоративной защиты авторских прав до особенностей социальной защиты данной категории граждан.
Требует разрешения и проблема историко-культурных музеев-заповедников, поскольку подобная форма деятельности учреждений культуры не определена законодательно. В этой связи целесообразно внести изменения в Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ), что позволит ввести действующие и будущие историко-культурные музеи-заповедники в правовое поле.

Изменения в сфере культуры, внесенные Федеральным законом № 122-ФЗ

В марте 2004 г. в Российской Федерации начался новый этап административной реформы, в связи с чем необходимо привести в соответствие с действующим законодательством большое число подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в отрасли культуры.
Особую обеспокоенность вызывает ситуация, сложившаяся в сфере законодательного регулирования культуры и объектов культурного наследия после вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ*. Рассмотрим основные изменения, внесенные этим документом.
Известный закон о монетизации – Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Утратила силу норма Закона № 54-ФЗ, устанавливавшая, что Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ могут предоставлять государственным музеям налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий не имеют возможности оказывать негосударственной части Музейного фонда РФ и негосударственным музеям следующую поддержку:

  • производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ;
  • предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством РФ.

Прекратили действие положения Закона РФ от 09.10.92 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее – Закон № 3612-1), устанавливавшие следующие права Российской Федерации:

  • совершенствование системы социального обеспечения и налогообложения творческих работников с учетом специфики их деятельности;
  • обеспечение для творческих работников льготных условий доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры.

Отмена этих норм влечет за собой возможное снижение уровня профессионализма научных работников и работников сферы культуры.
В настоящий момент государство не сможет участвовать в стимулировании творческих работников через соответствующие союзы и ассоциации. Так, в Законе № 3612-1 утратили силу все положения, касающиеся предоставления государством налоговых льгот по кредитам для творческих коллективов.
Федеральным органам государственной власти в области культуры отказано в праве создания федеральных фондов развития культуры, а также исключено прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении.
Действующая в настоящее время редакция Закона № 3612-1 нуждается в незамедлительной переработке в соответствии с существующими реалиями. Комитетом по культуре Государственной Думы Федерального Собрания РФ совместно с Минкультуры России проводится работа по подготовке проекта Федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
С 01.0105 утратило силу положение, устанавливающее в системе Федеральной службы занятости РФ создание специальных подразделений по трудоустройству и переподготовке всех категорий работников культуры (например, театральных и других бирж).
Теперь граждане, имеющие образование в области культуры и искусства, не будут пользоваться преимущественным правом трудоустройства по специальности. Учитывая узкоспециализированные навыки и познания граждан этой категории, можно заключить, что данная норма ставит под угрозу возможность их трудоустройства.
С 01.01.05 специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа, не предоставляются льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. Эта отмена влечет за собой снижение уровня социального обеспечения специалистов организаций культуры, а также культурного просвещения сельских жителей.
Для выпускников высших и средних специальных учебных заведений культуры и искусства и других специалистов, прибывших на работу в сельские организации культуры, отменена выдача единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, предназначенная для специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы. Необходимо понимать, что именно выдача единовременного пособия и другие льготы были стимулирующими аспектами привлечения специалистов для работы в сельской местности.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, организации и общественные объединения лишились возможности за счет собственных ресурсов предоставлять работникам культуры дополнительные льготы, не установленные законодательством РФ и субъектов в составе РФ.

Законодательное обеспечение реформирования сферы культуры

В соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации до 2006 г. поставлена задача перехода от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к разнообразию организационно-правовых форм и механизмов финансирования.
В настоящее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при непосредственном участии представителей субъектов реформирования подготовлен пакет законопроектов, направленных на увеличение организационно-правовых форм организаций социальной сферы.
Учреждениям предлагается избрать одну из трех форм:

  • бюджетного учреждения;
  • автономного учреждения;
  • государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации.

Организации, избравшие форму бюджетного учреждения, останутся на гарантированном финансировании, но будут лишены свободы хозяйственной деятельности.
Альтернативой служат автономные учреждения. Они станут свободны в своей хозяйственной деятельности и будут иметь право заниматься как основной, так и дополнительной деятельностью в соответствии с целями, обозначенными в уставе. Не исключается и их бюджетное (государственное областное, муниципальное) финансирование, но только для выполнения заданий учредителя.
Для государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации предполагается полная свобода хозяйственной деятельности, однако без гарантий бюджетного финансирования, которое в то же время совсем не исключается и возможно в случае получения на конкурсной основе определенного заказа.
Особо следует отметить, что автономное учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.
Подводя итог, следует подчеркнуть, что нормативно-правовое регулирование в сфере культуры нуждается в совершенствовании и приведении в соответствие с существующими реалиями и интересами отрасли в целом и каждого ее направления в отдельности.

Карякин В.В., Прокш М.Ю.

Нацпроект "Культура", который разработал Минкультуры, повышает требования к учреждениям - придется увеличить посещаемость, разработать новые планы развития, повысить узнаваемость бренда. Программа позволит выполнить все требования Минкультуры.

Вы выполните госзадание и пройдете все проверки без штрафов.

  • Научим составлять план ФХД.
  • Освоим новые способы привлечения дополнительного финансирования.
  • Узнаем, как без штрафов проходить проверки.

Почему нам можно доверять?

Лицензия на образовательную деятельность.

Чему вы научитесь?

Составлять план ФХД

Новые способы привлечения дополнительного финансирования

Как без штрафов проходить проверки

Учебная программа:

1 Правовое регулирование сферы культуры

3 Собственные доходы учреждения культуры

5 Нормирование труда

Из этой группы курсов вы узнаете, как разработать нормы труда для сотрудников разных должностей и в каком документе закрепить эти нормы. Также вы узнаете, когда нормы нужно пересматривать и как это документально зафиксировать.

Что Вы будете уметь?

  1. Разрабатывать нормы для разных должностей.
  2. Фиксировать нормы в локальном акте.
  3. Менять нормы по необходимости.

6 Внедрение профессиональных стандартов

8 Штатное планирование и оплата труда

Из этой группы курсов вы узнаете, какие системы оплаты труда выгодно использовать в учреждении культуры, как оформлять и оплачивать совмещение и совместительство, каких сотрудников переводить на аутсорсинг, какие критерии эффективности применять.

Что Вы будете уметь?

  1. Разрабатывать критерии эффективности для работников разных должносте.
  2. Использовать аутсорсинг с выгодой для учреждения.
  3. Делить персонал по категориям.

9 Управление культурным продуктом

Программу разраболи специально для руководителей учреждений культуры. Каждый курс прочитали авторитетные специалисты, которые много лет занимаются "культурной" отраслью.

В Школе вы сможете скачивать презентации, получите доступ к статьям журнала "Справочник руководителя учреждения культуры" , а также к сервису с актуальными статьями для руководителей разных типов учреждений культуры. В программу курса постоянно загружаются вебинары по теме "Управление учреждением культуры", "Оплата труда в учреждении культуры", "Выполнение "дорожной" карты" и пр.

Наши лекторы

Алексеев Сергей Маркович

начальник отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области

Более 20 лет работает в органах государственной власти и местного самоуправления, учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Принимал участие в разработке всех наиболее значимых региональных документов в сфере культуры, в том числе законов, стратегий, концепций, государственных программ, «дорожных карт», региональной составляющей Национального проекта «Культура»

Вавилова Анна Александровна

с. н. с. Центра образовательного права Института образования ФГАОУВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», к. ю. н.

Почти 15 лет работает в сфере правового обеспечения социального сектора (образование, культура, здравоохранение). Основными направлениями являются вопросы финансирования социального сектора, особенно со сменой системы финансирования в 2010 году. В настоящий момент работает в сфере внедрения систем персонифицированного финансирования. Другим важным направлением являлась кадровая работа - реализованы проекты по разработке систем оплаты труда, исходя из новых принципов

Елизарова Ирина Марковна

преподаватель Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова

Юрист по трудовому праву, бухгалтер, финансист, специалист по планированию, бюджетированию, финансовому анализу, кадровый учету. Опытный преподаватель финансового менеджмента и бухгалтерского учета. 21 год проработала в сфере управления финансами (заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер, финансовый директор)

Киреева Лилия Николаевна

эксперт справочной системы «Культура», к. пед. н.

Стаж в отрасли культуры - более 30 лет, в том числе на руководящих позициях. Автор теле- и радиопрограмм, общероссийских и международных проектов.

Щербакова Мария Александровна

начальник отдела реабилитации инвалидов НУ ИПРПП ВОС «Реакомп», член общественной инспекции по делам инвалидов в г. Москве, тифлокомментатор высшей категории

В Институте Реакомп работает с 2015 года, в должности начальника отдела реабилитации инвалидов с 2017 года. В Общественной Инспекции по делам инвалидов работала с 2015 по 2017 год. Институт выиграл несколько грантов. Подготовил и обучил работе с инвалидами практически все музеи, подведомственные Департаменту культуры г. Москвы

Саввина Наталия Николаевна

начальник Отдела по взаимодействию с населением ГБУ г. Москвы «Центр»

Юрист с многолетним стажем работы в учреждениях культуры. Принимала участие в разработке документов для учредителей, подготовке правовых заключений по различным видам деятельности, проверяла коллективные договоры и иные локальные нормативные акты на соответствие действующему законодательству РФ (трудовому, гражданскому и пр.)

Андреева Валентина Ивановна

к.и.н., профессор, член экспертного совета журнала «Справочник кадровика»

Является членом Комитета по трудовому законодательству и Комиссии по разработке стандартов профессиональной деятельности в области управления персоналом Национального союза кадровиков. Опубликовала более 100 работ (учебные и учебно-практические пособия, статьи, методические материалы и др.) в области документоведения, документационного обеспечения управления, кадрового и бухгалтерского делопроизводства. Основными из опубликованных работ (неоднократно переиздававшимися) являются: «Делопроизводство», «Делопроизводство в кадровой службе», «Делопроизводство: организация и ведение»

Юрист, специалист по тендерам в системе образования, работала начальником отдела кадров Ресурсного центра. Имеет много опубликованных статей в различных научных изданиях, в т. ч. в Болгарии

Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:

  • Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
  • Досуговая деятельность и ее виды.
  • Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
  • Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
  • Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
  • Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
  • Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
  • Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.

Применение результатов обучения

Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ШКОЛЕ
  3. Админ. правовое регулирование в сфере образования и науки.
  4. Административно- правовое регулирование и государственное управление в сфере экономики.
  5. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе
  6. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе
  7. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе.
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
  9. Административно-правовое регулирование государственного контроля (надзора).

Правовое обеспечение – создание системы правового регулирования, необходимой для нормального возникновения, изменения и прекращения отношений в отрасли человеческой деятельности. Правовое обеспечение в сфере культуры, как и в других отраслях, представляет собой разработку и принятие государством законодательных и иных нормативных актов, а также принятие мер по соблюдению этих норм, т.е. осуществление государством правотворческих, правореализационных, правоисполнительных и правоохранительных действий.

Правовое регулирование в сфере культуры осуществляется по многим направлениям. Прежде всего, это развитие закрепленного в Конституции РФ принципа свободы творчества и обеспечение декларированного права каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Особенности правового регулирования культурной деятельности:

1. Неоднородность сферы культуры . (Культурная деятельность – это деятельность по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.) При таком широком объекте правового регулирования необходим большой массив законодательных актов.

2. Подчиненность предмета регулирования . Разграничение полномочий между федеральными и региональными властями делит и национальное законодательство в культуре на два уровня правовых актов: федеральные и региональные. Поэтому многие положения федерального законодательства являются не нормами прямого действия, а носят рекомендательный характер, предполагая детализую в региональных актах. Между тем некоторые субъекты РФ не имеют собственного законодательства по целому ряду вопросов культуры.

3. Протекционистская политика в области культуры . В начале коренных преобразований в экономике России государство исходило из необходимости введения режима сохранения и развития отечественной культуры, что выразилось в установлении льгот для некоторых субъектов культурной деятельности, которые не носили системного характера и со временем перестали обеспечиваться реальными возможностями государства. Сегодня отмена части этих льгот воспринимается как невнимание со стороны власти к нуждам отрасли.



Законодательное обеспечение российской культуры имеет непродолжительную, но очень насыщенную историю. первым специальным законодательным актом в сфере культуры, ее правовой базой стали принятые в 1992 г. «Основы законодательства о культуре РФ» (ФЗ « 3612-1 от 9 октября 1992 г. – Основы).

Основы состоят из десяти разделов. Они определяют правовое положение отдельных объектов в сфере культуры или их совокупности (например, национального культурно­го достояния и культурного наследия, включая библиотеч­ный, музейный, архивный и иные фонды), правомочия и обязанности основных субъектов культурной деятельности (физических лиц как создателей и потребителей культур­ных ценностей и благ, их объединений, народов и иных этнических общностей, государства и его органов, а также органов местного самоуправления), режим и условия куль­турной деятельности (включая условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры и осу­ществления ими предпринимательской деятельности, вопросы собственности и приватизации, финансирования и ценообразования, инвестиционной политики и обеспече­ния материально-технической базы в области культуры).



Несомненным достоинством Основ является то, что впервые в законодательстве были определены обязанно­сти государства в области культуры, в том числе по обеспе­чению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, по созданию усло­вий для самореализации талантов. Немаловажным явилось введение норм, регулирующих трудовые отношения и со­циальное положение работников культуры.

Ряд положений Основ был развит в принятых позд­нее законах - не только отраслевых, но и таких важнейших правовых актах общего характера, как Конституция, Граж­данский, Трудовой, Налоговый кодексы и др. В то же время с появлением этих правовых актов некоторые нормы Ос­нов утратили силу. Однако целый ряд норм по-прежнему остается актуальным и с течением времени приобретает все более принципиальный характер.

Принципы, закрепленные в Основах, получили развитие в самостоятельных законах или их отдельных по­ложениях.:

– закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» N~ 4804-1 от 15 апреля 1993 г., обес­печивающий защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них;

– Федеральный закон «О библиотечном деле» N~ 78-Ф3 от 29 декабря 1994 г., являющийся правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации; он устанавливает принципы деятельности биб­лиотек, гарантии прав на культурную, научную и образова­тельную деятельность, на доступ к информации и на приоб­щение к ценностям национальной и мировой культуры;

– Федеральный за кон «О Музейном фонде Россий­ской Федерации и музеях в Российской Федерации» N~ 54-ФЗ от 26 мая 1996 г., определяющий особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации и соз­дания и правового положения музеев в нашей стране;

– Федеральный закон «О национально-культурной автономии» N~ 74-ФЗ от 17 июня 1996 г., определяющий правовые основы национально-культурной автономии как формы национально-культурного самоопределения, кото­рая представляет собой объединение граждан (относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории) на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, националь­ной культуры; этот закон определяет правовые условия вза­имодействия государства и общества для защиты нацио­нальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально­ культурного развития;

– Федеральный за кон «О государственной поддерж­ке кинематографии Российской Федерации» N~ 126-ФЗ от 22 августа 1996 г., устанавливающий основы протекцио­нистской политики в отношении национальной кинемато­графии и порядок ее государственной поддержки; он опре­деляет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии;

– Федеральный за кон «О культурных ценностях, пе­ремещенных в Союз ССР в результате Второй мировой вой­ны и находящихся на территории Российской Федерации» N~ 64-ФЗ от 15 апреля 1998 г., регулирующий отношения, связанные с определенными культурными ценностями; он обеспечивает защиту от расхищения, незаконного вывоза и неправомерной передачи этих ценностей, создает право­вые условия для реального обращения таких ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурно­му достоянию нашей страны в результате войны, а также для возможности ознакомления с указанными ценностями;

– Федеральный закон «О народных художественных промыслах» N~ 7-ФЗ от 6 января 1999 г., регулирующий отно­шения в области народных художественных промыслов на территории Российской Федерации, определяющий основы государственной политики в этой сфере и условия участия граждан и организаций в связанной с ней деятельности и др.

Отраслевые аспекты общего законодательства.

Кроме законов в развитие Основ был принят ряд иных нормативных правовых актов, среди которых по пред­мету правового регулирования выделяются следующие:

– постановление правительства Российской Федера­ции N~ 179 от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении Положе­ний о Музейном фонде Российской Федерации, о Государст­венном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Фе­дерации»;

– постановление правительства Российской Федера­ции «О государственной поддержке театрального искусст­ва в Российской Федерации» N~ 329 от 25 марта 1999 Г., ста­вящее целью сохранение лучших традиций российского репертуарного театра, реализацию инновационных про­ектов организации театрального дела, осуществление сис­тематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны и стран СНГ, обеспечение стабильного финансово-экономи­ческого положения театров, создание условий для необхо­димого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работ­ников и др.

Массив специальных законов в области культуры охватыва­ет широчайший круг вопросов, однако регулирования этой сферы только специальными нормами недостаточно. Во-первых, многие отношения, возникающие при осуществле­нии культурной деятельности, не обладают спецификой, и для них достаточно общих норм; во-вторых, вплетение спе­циальных норм в общее законодательство позволяет лучше понять особенности правового регулирования отношений в культуре. Наконец, наметившаяся в последнее время в за­конотворческой деятельности тенденция «расчистки» пра­вового поля отдает преимущество общим актам, учитываю­щим особенности правового регулирования различных сфер, одновременно сокращая число специальных законов, вступающих в противоречие с основополагающими документами.

С 1 января 1995 года на территории России введена в действие первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), который призван был заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране. В нем, в частности, было сформулировано понятие «юридическое лицо», которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 СТ. 48), а также определен единый порядок регистрации юридических лиц (ст. 51).

Принципиально важным для организаций культуры и искусства явилось разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 СТ. 50), в основу которого была положена целевая установка их деятельности. При этом некоммерческий статус организации, сформулированный в ГК и конкретизированный в Федеральном Законе «О некоммерческих организациях» (ст. 2) определяется не тем, есть ли у нее прибыль или нет, а тем, как она используется: полученная прибыль должна направляться на реализацию уставной деятельности, а не распределяться между ее участниками.

В Кодексе были определены также основные организационно-правовые формы юридических лиц. Для сферы культуры и искусства в настоящее время характерно многообразие организационно-правовых форм организаций как коммерческих (кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, закрытые акционерные общества и т.д.), так и не коммерческих (фонды, ассоциации, союзы, общественные организации и учреждения).

Введение в действие Налогового кодекса ознаме­новало новый курс государственной политики в сфере налогообложения, направленный в первую очередь на сокра­щение льгот, что не могло не отразиться на отношениях в сфере культуры, традиционно строящихся на системе нало­говых преимуществ как одной из форм государственной поддержки.

Вступивший в силу в 2002 г. Трудовой кодекс Рос­сийской Федерации во многом отразил особенности трудо­вых отношений в сфере культуры и искусства. В качестве об­щих основных целей трудового законодательства этим законом определены установление государственных гаран­тий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприят­ных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей всех категорий и сфер. При этом законодатель нашел возможным урегу­лировать в Кодексе ряд специальных вопросов трудовых отношений в сфере культуры. Так, непосредственно в Тру­довом кодексе регулируются вопросы участия несовершен­нолетних в процессе создания и использования результатов творческой деятельности, работы в ночное время, выход­ные и праздничные дни творческих работников организа­ций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений. В этом же Кодексе устана­вливается возможность заключения с такими работниками срочных трудовых договоров. Кроме того, Трудовой кодекс допускает, что некоторые вопросы регулирования отноше­ний, связанных с особенностями труда творческих работ­ников и иных лиц, обеспечивающих их деятельность, могут быть решены в других федеральных законах и иных норма­тивных актах. В та кой ситуации роль специализированных за конов по регулированию трудовых отношений в культуре многократно возрастает.

Большое значение для культуры, в первую очередь для охраны объектов культурного наследия, имеют Земель­ный и Градостроительный кодексы Российской Федерации. Земельный кодекс вводит в категорию особо охраняемых территории земли историко-культурного назначения, к ко­торым относятся земли, на которых находятся объекты культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе объекты археологического наследия. К охраняе­мым территориям относятся также достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производств и ремесел, военных и гражданских захороне­ний. Такие земли могут использоваться строго в соответст­вии с их целевым назначением. Их изъятие и не соответст­вующее их целевому назначению использование не допускаются, а на отдельных землях историко-культурного назначения, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, формирование и использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей, а также основы управления ими были также определены Законом «О некоммерческих организациях». В частности, для них были определены возможные источники формирования имущества (ст. 26) и формы экономической поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти местного самоуправления. Последнее предполагает, в частности, установление льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданными в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов, предоставление льгот для граждан и юридических лиц, оказывающих им материальную поддержку (ст. 31).

В целях развития рынка культурных благ, предполагаю­щее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), в 2006 г. был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Многие положения, регулирующие отноше­ния в сфере культуры, нуждаются в пересмотре в силу сле­дующих причин:

1. значительный нормативный массив был принят до введения в действие основополагающих законода­тельных актов, в результате чего отдельные положения вошли в противоречие с Конституцией, кодексами и ины­ми за конами;

2. некоторые нормы морально устарели, не отража­ют актуальных реалий, не отвечают современным нуждам, не регулируют вновь возникшие отношения;

3. в результате правоприменительной практики бы­ли выявлены дефекты и пробелы как в специальном, так и в общем законодательстве;

4. взятые Россией за последние годы международные обязательства должны найти отражение во внутреннем за­конодательстве.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в сотрудничестве с соответствующим Комитетом Государственной думы инициирует корректиров­ку законодательства о культуре по следующим направлениям.

1. Определение статуса творческого работника не только в связи с его основной деятельностью, но и его поло­жение как члена общества с точки зрения социального, тру­дового, пенсионного, налогового законодательства, введе­ние системы льгот и преимуществ в целях создания условий для реализации конституционной свободы творчества.

2. Создание условий для развития меценатства и благотворительной деятельности. Благодаря новой налого­вой политике этот элемент гражданского общества практи­чески исчез. Поэтому необходимо законодательное закре­пление системы стимулов для лиц, готовых участвовать в мероприятиях по сохранению, поддержке и развитию оте­чественной культуры, причем основной акцент может быть перенесен из налоговой сферы в иные области.

3. Развитие рынка культурных благ, предполагаю­щее введение новых организационно-правовых форм для организаций культуры (в том числе в целях оптимизации бюджетной сферы), уточнение роли государства в форми­ровании и проведении культурной политики.

4. Защита прав потребителей культурных благ, обеспечение их интересов с точки зрения защиты нравст­венности, установление своеобразных «стандартов» при оказании услуг в сфере культуры. Кроме того, необходимо ввести в орбиту государственного регулирования организа­цию культурного досуга населения, включить культурные блага в так называемую потребительскую корзину различ­ных социально-демографических слоев.

5. Корректировка законодательства о результатах интеллектуальнои деятельности, в том числе в связи с воз­можным присоединением России к Всемирной торговой организации, в связи с обязательствами по гармонизации законодательства, взятыми в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федера­цией и европейскими сообществами и государствами-уча­стниками, а также в связи с появлением новых способов использования произведений (в первую очередь в кибер­пространстве) и новых разновидностей результатов творче­ской деятельности.

Таким образом, правовое обеспечение культуры по-прежнему находится если не в стадии становления, то в состоянии постоянной модернизации.

Помимо законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений культуры и искусства как юридических лиц, существует ряд нормативных документов, специально касающихся сферы культуры и искусства.

СБОРНИК

законодательных и нормативных правовых актов, действующих

в сфере культуры

От составителя:

В настоящее время особое внимание уделяется законодательной и иной нормотворческой деятельности, непосредственно регулирующей деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии.

Направления указанной деятельности определены основами государственного устройства Российской Федерации, а именно статьями 71 – 73 Конституции Российской Федерации, определившими, что деятельность в сфере культуры отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии являются следующие:

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992г. № 3612-1 (с послед. изм. и доп.). в т.ч. ст.27 «Государство и положение творческих работников», ст. 28 «Государство и организации творческих работников», ст. ст. 37 – 40 (определяющие принципы разделения компетенции органов власти различных уровней в сфере культуры); раздел 8 Основ, определяющий основы экономического регулирования в сфере культуры;

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (с послед. изм. и доп.), в т.ч. по вопросам создания, реорганизации, преобразования некоммерческих организаций, создания филиалов, вопросов регистрации данных учреждений. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями действующего законодательства, организации в сфере культуры, искусства и кинематографии создаются в виде некоммерческих организаций, а государственные организации в виде учреждений. При этом, формы преобразования учреждений ограничены положениями законодательства. Необходимо учитывать, что данный Закон основывается на положениях действующего гражданского законодательства, определяющим, как понятия юридического лица, так порядок его государственной регистрации.

ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. № 154-ФЗ (с последующими изм. и доп.) и аналогичный закон, принятый в 2003г.;

ФЗ «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999г. № 7- ФЗ;

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 12.11.1993г. № 1904 (с послед. изм. и доп.).

«Примерное Положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», Приложение № 1 к решению коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002г. № 10.

В данный сборник вошли законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере:

1) культуры, искусства и кинематографии, библиотечного и музейного дела, охраны и сохранения объектов культурного наследия, народных художественных промыслов;

2) государственного и муниципального заказа.

законодательные и нормативные правовые акты в сфере культуры(извлечения):

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Статья 65 приводится с учетом

Указов Президента РФ от 09.01.1996 N 20,

от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841,

Федеральных конституционных законов

от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ)

(извлечения)

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного

) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КУЛЬТУРЕ

(извлечения)

(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации

Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с собственниками особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (в случае, если собственником является не Российская Федерация).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта.

В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды

Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечивается государством.

Статья 27. Государство и положение творческих работников

Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

Российская Федерация:

стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;

расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;

реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 28. Государство и организации творческих работников

Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

Государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций.

Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

официальный статистический учет в области культуры;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 38. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

(часть вторая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О КУЛЬТУРЕ

(извлечения)

(в ред. Закона РТ от 20.12.2000 N 542)

Статья 2. Задачи законодательства Республики Татарстан о культуре

Задачами законодательства Республики Татарстан о культуре являются:

обеспечение защиты конституционного права граждан Республики Татарстан пользоваться достижениями культуры;

регулирование отношений по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей;

содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан, интеграции ее в мировую культуру;

определение принципов государственной политики в области культуры.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты;

культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация;

творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет с трудовыми правоотношениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников;

культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные человеком или природой, а также результаты духовной жизни народа, общества, выдающихся личностей, имеющие историческую, научно-техническую, художественную, природно - экологическую, этнологическую или иную культурную значимость;

культурное достояние многонационального народа Республики Татарстан - совокупность культурных ценностей, а также организации культуры Республики Татарстан, имеющие государственное значение. На территории Республики Татарстан могут находиться культурные ценности и организации культуры федерального значения;

государственная политика в области культуры - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4. Область применения Закона Республики Татарстан "О культуре"

Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование культурных ценностей;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело в соответствии с законодательством;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в области культуры;

научные исследования в области культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в области культуры

Государственная политика в области культуры в Республике Татарстан строится на основе следующих основных принципов:

равенство прав народов в Республике Татарстан в создании, сохранении, распространении и освоении культурных ценностей;

приоритет общечеловеческих духовных ценностей;

свобода творческой деятельности;

защита интеллектуальной собственности;

общедоступность культурных ценностей;

сочетание государственных и общественных начал в организации культурной деятельности.

Статья 17. Компетенция Министерства культуры Республики Татарстан

К ведению Министерства культуры Республики Татарстан относятся:

участие в разработке и реализация государственной политики в области культуры;

приобретение культурных ценностей от имени государства;

информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности;

осуществление государственного учета культурных ценностей;

прогнозирование развития сети организаций культуры.

Статья 21. Источники финансирования культуры и культурной деятельности в Республике Татарстан

Финансовые средства в области культуры формируются за счет:

ассигнований на культуру из Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;

доходов от деятельности организаций культуры;

добровольных взносов, пожертвований от юридических и

физических лиц, а также международных организаций;

средств от иных источников, не запрещенных законодательством.

Объем государственного финансирования культуры определяется при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Размеры и нормативы финансирования государственных организаций культуры подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования культуры.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с уставом организации культуры. Средства, не использованные в текущем отчетном периоде, изъятию не подлежат и используются в дальнейшем на уставные цели.

Организации культуры могут пользоваться кредитами банков в порядке, установленном законодательством.

нормативные Сборник действующих по 1 ... империи (законодательные акты , описания, статистика). Составитель и... 2008. Кошубаев Д. От составителя // Мир дому... в сфере экономики, культуры и... Абдулкахир Магомедович. Сборник нормативных правовых актов и законов...