Добрый день.

При переезде граждан РБ на постоянное место жительства в РФ по вопросу пенсионного обеспечения они должны обращаться в компетентный орган этого государства с соответствующим заявлением. При этом гражданином должен быть сделан выбор его пенсионного обеспечения: по нормам Договора или только по законодательству государства, гражданином которого он является. Данный выбор отражается в заявлении о назначении пенсии.

Компетентными органами, занимающимися назначением и выплатой пенсии в Российской Федерации, являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской федерации, в Беларуси - управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, управления (отделы) социальной зашиты, образуемые районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами.

Договор основан на принципе пропорциональности, означающем, что каждое государство назначает и выплачивает пенсию (за исключением социальной) за трудовой (страховой) стаж, накопленный на его территории, с применением положений Договора и своего национального законодательства. Вместе с тем данный подход не распространяется на стаж работы, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР.

Так, в соответствии с п.1 ст.23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в РБ) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявления граждан РБ и граждан РФ им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п.2 ст.23 Договора).

Таким образом, при переезде гражданина РБ на постоянное проживание в РФ назначение и выплата ему трудовой пенсии в России по его выбору может осуществляться двумя государствами (РФ и РБ), а именно:

1) Россией - за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР и после указанной даты на территории России; и Беларусью - за периоды стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на территории Беларуси.
В случае назначения этих пенсий их выплата будет производиться следующим образом:
- по месту постоянного проживания, т.е. в России, - способами выплаты, предусмотренными законодательством РФ;
- из Беларуси - ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ;

2) Республикой Беларусь (при этом исчисление стажа и размера пенсии, сроки ее назначения и другие процедурные действия по назначению пенсии осуществляются в соответствии с законодательством Беларуси, нормы Договора при этом не применяются). В таком случае выплата пенсии из Беларуси в Россию будет осуществляться также ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ.

Организация планирует взять на работу гражданина Белоруссии. Какие документы с него необходимо потребовать? Должны ли быть у него ИНН и пенсионное свидетельство? Какие налоги и взносы платить?

Оформление приема на работу

Согласно ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан, подписанного 25.12.1998 и ратифицированного Законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ, договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларусь равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларусь.

Граждане Республики Беларусь пользуются льготным по сравнению с другими иностранными гражданами режимом пребывания и трудоустройства на территории Российской Федерации, который закреплен в решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - Решение).

В соответствии с п. 1 Решения действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.

Из этого следует, что при приеме на работу гражданина Беларуси применяются те же нормы, что и при устройстве на работу граждан России. Соответственно, гражданам Беларуси, работающим на территории России, не требуется получать разрешение на работу. Кроме того, порядок уведомления территориального органа Федеральной миграционной службы и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также налоговых органов, установленный Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в России", в отношении граждан Республики Беларусь не применяется. Аналогичный вывод изложен в письме ФНС РФ от 14.02.2008 N ШС-6-3/102@ "Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников".

При оформлении на работу гражданина Беларуси следует отметить следующее.

При заключении трудового договора гражданин Беларуси представляет в организацию документы согласно ст. 65 ТК РФ, а именно:

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных трудовым законодательством.

В настоящее время на территории РФ действуют трудовые книжки, форма которых утверждена постановлением СМ СССР и ВЦПС от 06.09.1973 N 656 и постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (письмо Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1). Если у работника отсутствует трудовая книжка по утвержденным формам, то работодатель при заключении трудового договора обязан ему завести ее (часть 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ; п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

В соответствии со ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя по форме N Т-1, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1), изданным на основании заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

На основании приказа руководителя в трудовую книжку работника вносится запись о приеме на работу и заполняется Личная карточка работника по форме N Т-2, утвержденная Постановлением N 1.

Поскольку работодателю, повторим, запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, работник при трудоустройстве не обязан иметь ИНН и предоставлять кому-либо соответствующее свидетельство.

При этом иностранному гражданину может быть присвоен ИНН, но это является его правом, а не обязанностью.

Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК, либо на основании заявления физического лица.

В соответствии с п. 7.1 ст. 83 НК РФ физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

А как сказано в п. 9 ст. 83 НК РФ, в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц утверждены приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Налогообложение и взносы

1. НДФЛ

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ). Таким образом, гражданин Беларуси, работающий по трудовому договору в Российской Федерации, является плательщиком НДФЛ.

Согласно ст. 224 НК РФ для резидентов РФ применяется налоговая ставка в размере 13%, для лиц, не являющихся резидентами РФ - в размере 30%. В этом случае возникает вопрос, по какой ставке облагать доходы гражданина Беларуси.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 1 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 год) граждане Беларуси рассматриваются в качестве налоговых резидентов России с даты начала работы по найму, если этим договором предусматривается выполнение работы на территории РФ в течение не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году.

Следовательно, исчисление НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь изначально производится по ставке 13%, если с ними заключены бессрочные трудовые договоры или срочные договоры на срок не менее 183 календарных дней

О применении изначально ставки 13% при исчислении НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь также сообщено в письмах Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь", Минфина России от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, ФНС РФ от 21.09.2005 N ВЕ-6-26/786@ "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь".

В случае расторжения трудового договора с таким работником необходимо определить срок его пребывания в РФ до момента расторжения договора. Если срок пребывания иностранного гражданина на российской территории составляет менее 183 календарных дней, необходимо пересчитать НДФЛ по ставке 30% за весь период работы. Если перерасчет суммы налога производится в последний месяц работы иностранного сотрудника, удержать всю сумму дополнительно исчисленного налога, как правило, невозможно. Ведь максимальный размер удержаний не может превышать 50% заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ). Об оставшейся сумме задолженности необходимо сообщить в налоговый орган.

Обращаем внимание, что для целей определения статуса налогового резидента в общее время нахождения на территории РФ включается также документально подтвержденное время нахождения белорусских граждан в России, не связанное с работой по найму (п. 4 Протокола).

На практике весьма затруднительно документально подтвердить общий срок пребывания гражданина Республики Беларусь на территории России. Дело в том, что при пересечении границы гражданами Беларуси миграционная карта не оформляется, отметки в паспорте или каком-либо ином документе не проставляются. Ни НК РФ, ни Протоколом не определен перечень документов, которыми можно подтверждать время нахождения гражданина Беларуси на территории России (в том числе его дату въезда в Российскую Федерацию и дату выезда).

По нашему мнению, в такой ситуации в качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России. Такими документами могут служить, в частности:

Трудовой договор с другим работодателем;

Копии авиа- и железнодорожных билетов;

Документы о регистрации гражданина Республики Беларусь по месту пребывания или месту жительства.

Подобная позиция была выражена и судебными органами (постановление ФАС Московского округа от 02.06.2006 N КА-А40/4842-06).

Если время фактического нахождения гражданина Беларуси в РФ документально не подтверждено, то при определении статуса налогового резидента придется отталкиваться от даты начала работы.

2. ЕСН и взносы на ОПС

Освобождения доходов, получаемых гражданами Беларуси, от обложения ЕСН главой 24 НК РФ не предусмотрено, следовательно, их налогообложение осуществляется в общеустановленном порядке. В то же время при исчислении обязательных пенсионных страховых взносов следует учитывать следующее.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлены следующие категории законно находящихся в России иностранных граждан в зависимости от их правового положения в РФ:

Временно пребывающий иностранный гражданин - лицо, пребывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

Временно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

Постоянно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Специальным законом, регламентирующим вопросы пенсионного страхования, является Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". В соответствии со ст. 7 этого закона временно пребывающие в РФ иностранцы не подлежат обязательному пенсионному страхованию в нашей стране. Ни этот закон, ни иные акты пенсионного законодательства не делают исключения для временно пребывающих в РФ граждан Беларуси. В связи с этим, взносы на ОПС за таких работников не уплачиваются. Это подтверждается письмом УФНС РФ по г. Москве от 30.06.2006 N 21-13/57477.

Когда работник имеет статус временно пребывающего, отсутствие у работодателя обязанности по уплате взносов на ОПС означает и отсутствие у него права на использование налогового вычета, предусмотренного п. 2 ст. 243 НК РФ. Напомним, согласно этой норме сумма ЕСН (авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Таким образом, работодатель гражданина Беларуси, имеющего статус временно пребывающего не должен уплачивать взносы на ОПС, но обязан в полном объеме уплачивать ЕСН в бюджет. За работников белорусов, которые постоянно или временно проживают на территории России (получили вид на жительство или разрешение на проживание), работодатели обязаны уплачивать страховые взносы.

Налогообложение ЕСН с выплат в пользу таких лиц производится в порядке, установленном для налогообложения выплат российским гражданам т.е. по ставкам, предусмотренным ст. 241 НК РФ (письма УФНС РФ по г. Москве от 12.05.2006 N 21-11/39348@, от 30.06.2006 N 21-13/57477, письмо Минфина России от 03.06.2005 N 03-05-02-04/116).

Оформление пенсионных свидетельств работникам-иностранцам осуществляется через работодателя. Свидетельства выдаются территориальными органами ПФР, действующими по месту регистрации работодателя в качестве страхователя. Для оформления свидетельства работодатель обязан предоставить в территориальный орган ПФР анкету застрахованного лица, форма которой утверждена постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п, то есть создать условия для первичной регистрации работника-иностранца в системе индивидуального (персонифицированного) учета. В случае надлежащего оформления документов ПФР откроет лицевой счет на работника-иностранца и оформит пенсионное свидетельство.

3. Взносы в ФСС РФ и ФОМС РФ

Статьей 2 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 год) определено регулирование государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. В ст. 5 Договора определено, что застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они выполняют работу.

Таким образом, гражданин Беларуси, работающий на территории РФ, должен быть застрахован в соответствии с законодательством РФ.

Вывод:

1. Оформление на работу гражданина Республики Беларусь осуществляется в соответствии с нормами ТК РФ. При приеме на работу гражданина Республики Беларусь территориальный орган Федеральной миграционной службы, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, а также налоговые органы, уведомлять не нужно.

2. Иностранный работник не обязан иметь ИНН. Встать на учет в налоговых органах он может по собственному желанию.

3. Доход, полученный гражданином Республики Беларусь, с момента оформления на работу облагается по ставке 13%.

4. Взносы на ОПС необходимо уплачивать в общеустановленном порядке только за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих на территории России (получили вид на жительство или разрешение на проживание). За лиц, имеющих статус временно пребывающих, взносы на ОПС не перечисляются.

5. Налогообложение ЕСН с выплат в пользу граждан Беларуси, работающих в РФ, производится в порядке, установленном для налогообложения выплат российским гражданам, т.е. по ставкам, предусмотренным ст. 241 НК РФ.

6. Взносы в ФСС РФ и ФОМС РФ за граждан Беларуси, работающих на территории РФ, должны уплачиваться в соответствии с законодательством РФ в общеустановленном порядке.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павленко Виктория

Ответ проверил:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Голованов Александр

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе копию письма Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82 "О порядке взимания налога на доходы физических лиц с граждан Республики Беларусь".

Обращаем внимание, что к гражданам Республики Беларусь - потенциальным налоговым резидентам Российской Федерации следует относить граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории Российской Федерации в связи с заключением долгосрочного трудового договора с организацией-работодателем. При этом в случае расторжения такого договора с гражданами Республики Беларусь в течение первых 183 дней пребывания их в Российской Федерации организация-работодатель обязана произвести перерасчет налога на выплаченный доход по ставке 30 процентов.

Е.Ю.ВЕЧКО

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

О ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

С ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В настоящее время в отношении налогообложения доходов иностранных граждан сложилась следующая практика.

Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода, и обложение их доходов от работы по найму производится по ставке 13 процентов.

Прочие категории иностранных граждан на начало отчетного налогового периода рассматриваются в качестве нерезидентов Российской Федерации, и обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории Российской Федерации в рамках календарного года производится по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания его на территории Российской Федерации иностранного гражданина. В таком случае ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13 процентов и производится соответствующий перерасчет налога. Это, в частности, распространяется на вновь прибывающих на территорию Российской Федерации для целей осуществления трудовой деятельности граждан Республики Беларусь.

В то же время доходы российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, с первого дня налогового периода облагаются налогом по ставке 13 процентов.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 21 "Недискриминация" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 граждане Республики Беларусь не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской Федерации в сходных обстоятельствах.

В связи с проводимой работой по унификации налогового законодательства в рамках Союзного государства, в целях избежания указанной выше дискриминации, а также с учетом проведенных переговоров с Белорусской Стороной Министерство финансов Российской Федерации, действуя как компетентный орган в соответствии с положениями подпункта i) и) пункта 1 статьи 3 Соглашения, просит направить территориальным налоговым органам указание о применении ставки налога на доходы от работы по найму в размере 13 процентов для граждан Республики Беларусь - потенциальных налоговых резидентов Российской Федерации (с учетом сроков заключаемых с такими гражданами трудовых договоров) с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации.

С.Д.ШАТАЛОВ

Все одним файлом: http://file.qip.ru/file/111496927/832c1ff4/Oformlenie_grajdan_Respubliki_.html

Вопрос: какой период времени гражданин Республики Беларусь может находиться на территории Российской Федерации без регистрации? Какие документы нужно при себе иметь беларусу при проверке сотрудниками полиции? Якобы в России надо регистрироваться в течение 3-х дней с момента въезда, иначе может быть наложен штраф.

Ответ:

03.02.2009 г. вступило в силу Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства (далее - Соглашение).

Статья 2 Соглашения:

1. Граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.

Статья 3 данного Соглашения гласит " Граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 30 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания".

Что понимается в данном случае под регистрацией по месту пребывания?

Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации содержит следующую формулировку понятия места пребывания:

Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

При въезде на территорию РФ гражданам Беларуси рекомендую иметь при себе документы подтверждающие дату въезда на территорию России (железнодорожный билет, чек с автозаправки на границе и др.) для быстрого разрешения спорных ситуаций с сотрудниками компетентных проверяющих органов Российско Федерации. Даже если у Вас нет документов подтверждающих дату въезда на территорию России при проверке Вас сотрудниками полиции или ФМС сообщайте им следующее:

Вы приехали только 1-2 дня назад (если это проверить никак нельзя);

Согласно приложению № 1 к вышеуказанному Соглашению основным документом для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Российской Федерации является национальный паспорт гражданина Республики Беларусь. Право истребования каких-либо иных документов (например, железнодорожных билетов, миграционной карты) у граждан Республики Беларусь в данной ситуации законодательством РФ не предусмотрено (т.е. Вы не обязаны доказывать кому-либо дату своего прибытия на территорию России).

Примечание:

1. Статья 1.5. КоАП РФ. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. 4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (примечание введено Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

2. Статья 18.8. КоАП РФ. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания)

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в России, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Россию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в России, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, - влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы России или без такового.

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении по ст. 18.8 и налагать взыскание?

Административный протокол за нарушение ст. 18.8 КоАП РФ может составить как сотрудник федеральной миграционной службы (ФМС), так и обычный сотрудник полиции, а вот оштрафовать (вынести постановление) вправе только руководитель соответствующего отдела ФМС или руководителями территориальных управлений (отделов) внутренних дел. В случаях когда Вам грозит выдворение с территории РФ за нарушение миграционного режима дело об административном правонарушении должен рассматривать судья районного суда.

Российское законодательство схоже с белорусским тем, что в обеих странах двойное гражданство не разрешается. Однако при исключительных обстоятельствах получение паспортов и того и другого государства возможно. Формально в нормативно-правовых актах ничего не сказано о двух удостоверениях личности, а это иногда позволяет де-факто являться подданными и РФ и РБ.

Как оформить гражданство?

Желающим получить статус россиянина или белоруса нужно выполнить определенные требования. Для этого необходима процедура легализации, состоящая из нескольких этапов. Будущий гражданин одной из стран не вправе нарушать закон, должен подтвердить наличие у себя доходов, быть несудимым, осуществлять налоговые платежи и отказаться от предыдущего подданства.

В первую очередь приезжему необходимо получение РВП, после которого он может направить в отдел ФМС ходатайство на приобретение гражданства. Но обратиться с заявлением можно только после пребывания в стране 5–7 лет. В РФ документы могут находиться на рассмотрении до 6 месяцев, а в Беларуси – и того дольше, так как кандидат подвергается тщательной проверке. Правила пребывания в этом государстве лучше изучать отдельно.

Можно ли получить оба паспорта?

Определения «двойное гражданство» и «2 подданства» имеют разный смысл. Термины отличаются друг от друга с правовой точки зрения.

Первый вариант предусмотрен для тех стран, с которыми Россия заключала международный договор. По этому соглашению человек может быть признан подданным и того и другого государства одновременно.

На сегодняшний день такой статус в РФ возможен только для мигрантов из Туркмении и Таджикистана.

Представители иных республик, Белоруссии в том числе, теоретически могут получить второе гражданство – это случай номер 2. Но можно ли иметь два удостоверения личности? По факту – да, но обе страны не признают дополнительное подданство физического лица. На территории одного государства этот человек формально является россиянином, второго – белорусом.

Мало того, закон предусматривает ситуации, когда житель с двумя гражданствами считается иностранцем, лишенным некоторых прав.

Исключения из правил

Есть особые случаи, когда иммигрант не обязан терять подданство родной страны. Как сказано выше, это касается жителей республик, подписавших договор с Россией. Также законно наличие двух паспортов у детей, родившихся в интернациональном браке. Это несовершеннолетние, которые имеют право на подданство одной страны по происхождению, а второй, поскольку оттуда родом их отец или мать. Другими словами, ребенок белоруса и россиянки может претендовать на гражданство и РФ и РБ. Но как только ему исполнится 18 лет, придется выбирать одну республику.

Гражданство Белоруссии для Россиян

Если мигрант из РФ решил сменить подданство, он не должен сохранять предыдущий паспорт.

Быть претендентами на статус граждан республики могут только люди, живущие на ее территории, соблюдающие местные законы и официально трудоустроенные.

Сначала иностранец должен получить РВП и прожить в этом статусе в Беларуси 7 лет. Если за указанный период у властей не возникло претензий к приезжему, он не был уволен с работы и не нарушил миграционное законодательство, разрешается направить ходатайство на приобретение гражданства. К заявлению прилагают справку, где указано, что мигрант не судим, уплатил налоги и написал прошение о выходе из предыдущего подданства.

Гражданство предполагает определенные обязательства, даже когда лицо имеет РВП в другом государстве. Человек соглашается на выход из подданства РФ и интегрируется в белорусское общество.

Гражданство России для жителей РБ

В 2014 году в Конституцию РФ внесли поправки, в результате чего процедура упростилась. Сейчас белорусский подданный может стать российским гражданином без особых сложностей и в короткий срок.

Приезжий из РБ должен представить доказательства рождения в России или проживания его предков в пределах нынешних границ страны.

Поспособствует решению вопроса наличие нетрудоспособных родителей или несовершеннолетних детей – граждан РФ. Помимо этого, нужен сертификат о знании русского языка и бумаги, подтверждающие родственные связи. Мигранты, участвующие в программе «Соотечественник» не должны:

  • проходить все этапы оформления РВП: белорус сразу может подать заявление на ВНЖ, а затем – на гражданство;
  • находиться в России 5 лет с РВП;
  • доказывать наличие заработка и материальную независимость;
  • сдавать платный экзамен по русскому языку, достаточно лишь собеседования.

Для «соотечественников» на процедуру отведено 2 месяца вместо стандартных пяти лет временного пребывания. Само гражданство оформляется положенные законом полгода.

Заявление подается в МФЦ или ФМС в районе проживания иностранца в России или в посольство государства в Минске. К нему прикладываются документы:

  • удостоверение личности;
  • свидетельство о рождении;
  • лист убытия на ПМЖ в Россию;
  • 3 фотографии;
  • бумаги о перемене фамилии;
  • диплом об образовании;
  • документы о родственных связях.

Отказ от подданства РБ

Двойное гражданство России и Белоруссии в 2018 году не предусмотрено. Поэтому, чтобы получить паспорт РФ, приезжий должен сделать отказ от предыдущего статуса. Точнее, он предоставляет бумагу, что такое прошение подано в дипломатическое представительство. Для смены гражданства этого будет достаточно.

Решение властей РБ о выходе жителя страны из подданства может быть разным. Запрос вправе одобрить или ответить отказом, и человек останется формально гражданином республики. При этом он получит паспорт РФ и по факту приобретет статус еще и россиянина.

Каждое государство будет признавать указанное лицо только своим подданным, и требовать от него соблюдения законов.

Правила проживания в Беларуси довольно строги, гражданство этой страны не предоставляется всем желающим. Но при этом власти лояльно относятся к приезжим и не имеют ничего против их трудоустройства в республике. В свою очередь, белорусские граждане вправе в любое время вернуться домой и восстановить прежний паспорт.

По каким причинам могут отказать в гражданстве Белоруссии?

Нежелание властей республики выдавать мигранту паспорт должно быть мотивировано следующими обстоятельствами:

  • неоднократное привлечение к административной ответственности;
  • судимость за тяжкие преступления;
  • подделка бумаг;
  • предоставление заведомо недостоверной информации о себе;
  • военная служба в другом государстве.

Хотя у России с Белоруссией издавна существуют тесные экономические, политические и исторические связи, соглашение о двойном подданстве между ними не подписано.

Проблемы мигрантов обеих стран

Конституция РФ не предусматривает освобождения ее жителя от обязательств перед государством при наличии второго гражданства.

Россияне, как и белорусы, могут являться таковыми как с рождения, так и после длительного проживания в стране и интеграции в общество. По этой причине люди с двумя паспортами могут иметь следующие проблемы:

  • обязанность служить в армии 2ух государств;
  • необходимость платить налоги в оба бюджета;
  • право на получение защиты от властей РФ и РБ.

Помимо этого, сложно придется тем, кто собирается стать политиком, военнослужащим, работником МВД.

Рассмотрев вышесказанное можно сделать вывод, что присутствие у одного человека гражданства и России и Белоруссии – это исключение, а не правило, осложняющее его пребывание в каждой из стран.