Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

    • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
    • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
    • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
    • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей,что указано в ст.19.5 КоАП;
    • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
    • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
    • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки;
  • место проверки;
  • дата инспекции;
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

В этой статье пойдет речь о наиболее часто используемых статьях Кодекса об административных правонарушениях, по которым специалистами ведомства, отвечающего за санитарно-эпидемиологические нарушения, составляются протоколы.

Статья 6.3.

Эта статья расположена почти в самом начале Кодекса. Между текстами о наказании за незаконное занятие народной медициной и за нарушения законодательства в области генной инженерии. Такое вот неожиданное соседство.

Оригинальное название данного раздела: «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» . Под эту универсальную статью может попасть любое выявленное нарушение требований СанПиН. Как для предприятий, производящих пищевые продукты, так и для точек общепита, магазинов продовольственной торговли, детских учреждений, медицинских заведений, организаций коммунального хозяйства и обслуживания населения. В общем, для всех видов деятельности, для которых разработаны Санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы или мероприятия по обеспечению противоэпидемических мероприятий.

Ст. 6.3 не самый «страшный» раздел документа в отношении размера наказания. Она предусматривает как предупреждение, так и наложение штрафа в размере:

    100-500 руб для граждан;

    500-1000 руб на должностных лиц;

    500-1000 руб на индивидуальных предпринимателей;

  • 10000-20000 руб на организацию (юридическое лицо);

При этом ИП или юридические лица могут по данной статье вместо штрафа получить через суд постановление о приостановлении деятельности сроком до 3-х месяцев.

В настоящее время, в свете «бережной» политики государства к малому и среднему бизнесу, союзом предпринимателей вынесена инициатива о применении только предупреждения для вновь выявленных правонарушителей. Т.е. те объекты, на которых протокол составляется первый раз могут обойтись только устным замечанием от руководителя подразделения ФС Роспотребнадзора. На сегодняшний день это только пожелания, вынесенная на рассмотрение гос. органами инициатива некоммерческой организации. Как показывает практика, чаще даже для первичных правонарушений применяется мера наказания – штраф .


Статья 6.6.

Более специализированный раздел, предназначенный для определения наказания нарушителям в сфере предоставления услуг общественного питания. Ее точное определение: «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения» . Выявленные недочеты, а также несоблюдение любого из пунктов СанПиН 2.3.6.1079-01 записываются в протокол об административном правонарушении с указанием ст. 6.6.

Взыскание по данной статье предполагает:

    1000-1500 руб для граждан;

    5000-10 000 руб на должностных лиц;

    5000-10 000 руб на индивидуальных предпринимателей;

    30 000-50 000 руб на организацию (юридическое лицо);

Для ИП и юр. лиц по 6.6 предусмотрены и такие меры, как приостановка работы объекта или подразделения, где были выявлены нарушения сроком на 3 месяца. Период запрета на работу может быть уменьшен судом по месту рассмотрения. Он определяется обоснованным сроком, необходимым нарушителю для устранения всех выявленных недостатков.

В данном случае, когда Кодексом предусмотрен отдельный раздел (ст. 6.6) для специально оборудованных мест общественного питания (ресторанов, кафе, закусочных, баров и т.д.) – применяется именно он, вместо более общего – 6.3.

Решение о приостановлении деятельности может быть принято судьей по составленному протоколу сотрудника санитарно-эпидемиологической службы. Поводом для обращения в суд за подобным решением служат нарушения, которые могут причинить непосредственный вред жизни и здоровью населения. Например, отсутствие возможности для правильного хранения продуктов (недостаток холодильного оборудования), отсутствие возможности для надлежащего мытья посуды и разделочного инвентаря, оборот и реализация продуктов и изделий общепита с истекшим сроком годности или продуктов, опасных в микробиологическом или токсикологическом отношении, привлечение к работе сотрудников без прохождения необходимого медицинского обследования и т.п.

Статья 6.33 с подробным названием «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок » - последняя в главе 6 КоАП, применяемая сотрудниками Роспотребнадзора. Используется гораздо реже, чем 2 предыдущие. Так как оборот лекарственных препаратов (в том числе фальсифицированных) обычно контролируется Росздравнадзором. Применима для привлечения к ответственности физических, должностных и юридических лиц, занимающихся ввозом и реализацией перечисленных товаров. Например, при отсутствии сопроводительных документов на фарм препараты или БАДы – в аптеках или магазинах продовольственной торговли, при отсутствии разрешения на подобную деятельность.

Штрафы по данной статье более чем серьезные:

    70 000-100 000 руб для граждан;

    100 000- 600 000 руб на должностных лиц;

    100 000- 600 000 руб на индивидуальных предпринимателей;

    1 000 000 – 5 000 000 руб на организацию (юридическое лицо).

Об остальных разделах КоАП, используемых при составлении административных протоколов, читайте в наших следующих статьях.

Многим бизнесам приходится иметь дело с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека. Или, если проще, Роспотребнадзором. Ведомство может вынести предписание, оштрафовать. Однако у бизнесов есть шансы избежать возможных санкций со стороны ведомства. Как предпринимателю выстроить грамотную стратегию взаимодействия с Роспотребнадзором?

Полномочия Роспотребнадзора

Каковы полномочия этого ведомства? Что проверяет Роспотребнадзор? Данный орган работает на базе Положения, подписанного Правительством РФ в 2004 году. Его полномочия достаточно широки. Вот основные:

  • надзор над соблюдением относящихся к категории санитарных;
  • контроль над исполнением нормативных актов, направленных на защиту прав потребителей;
  • мониторинг деятельности предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполняющих работы или оказывающих услуги на предмет соответствия установленных законодательством правил;
  • осуществление карантинного контроля на границе РФ;
  • слежение за качеством и закупаемой для государственных нужд (например, муки, хлеба, макаронных изделий), а также с целью размещения ее в госрезерве;
  • мониторинг качества муки, хлебобулочных, а также макаронных изделий, ввозимых в РФ или вывозимых из страны.

Другой источник права, регулирующий работу ведомства, - Административный регламент, который отражает аспекты исполнения Роспотребнадзором государственной функции, связанной с проверкой деятельности организаций, предпринимателей и физических лиц на предмет исполнения предписаний санитарного законодательства и иных правовых актов, относящихся к сфере защиты прав потребителей, а также норм, присутствующих в законах, регулирующих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг. Данный документ особенно интересен тем, что в нем отражаются основные алгоритмы проведения проверок. Деятельность Роспотребнадзора также регулируется ФЗ "О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей", призванным помогать бизнесам реализовывать свои законные права в ходе проверок государственных и муниципальных органов контроля или же надзора.

Кого может проверить Роспотребнадзор

Какого рода предприятия могут подвергнуться проверке со стороны ведомства? Согласно текущим нормам закона, Роспотребнадзор вправе заявиться на практически любое предприятие, оказывающие услуги физлицам. Организационно-правовая форма бизнеса не имеет значения. Проверка Роспотребнадзора может коснуться ИП, небольшого ООО или масштабного ОАО. Сферы, которые могут заинтересовать ведомство с наибольшей вероятностью:

  • розничная торговля товарами, предназначенными для персонального пользования;
  • оказание услуг (включая такие как, например, кредитование, страхование, но не ограничиваясь ими - в расчет берутся все сервисы, подразумевающие возникновение потребительских правоотношений).

Проверки инициируются исходя из самых разных критериев. Всегда возможна плановая проверка Роспотребнадзора. Есть, в свою очередь, вероятность, что визит инспекторов ведомства не будет заранее афишироваться. Второй вариант может быть инициирован, к примеру, жалобой покупателя или клиента. Далее в статье мы изучим конкретные факторы, влияющие на возникновение повода для соответствующей проверки.

Поводы для проверки

Первый вариант, при котором возможна проверка Роспотребнадзора: организация занесена в список тех, кому ведомство собирается нанести визит по плану. Соответствующий документ можно найти на сайте органа. Как правило, запланированный визит инспекторов Роспотребнадзора сопровождается предварительной отправкой уведомления в адрес проверяемой компании.

В соответствии с нормами законодательства, Роспотребнадзор может проводить плановые проверки с периодичностью не чаще, чем раз в три года. При этом обязательно согласование данного типа процедур с органами прокуратуры. Сведения о том, что такие-то организации подлежат проверке, как мы уже сказали выше, должны вывешиваться на сайте ведомства. Или, как вариант, в СМИ.

Другое дело - внеплановые проверки. Как мы уже сказали выше, одним из поводов для их проведения может быть жалоба покупателя магазина или клиента какого-либо сервиса. Как правило, идет в территориальную структуру ведомства - Роспотребнадзор по Москве или по Санкт-Петербургу. Но жалобы клиентов не единственные факторы, которые могут повлиять на инициирование проверки. Есть и другие веские основания. Например, такие:

  • истек срок, в течение которого организация или предприниматель должны исполнить выданное Роспотребнадзором предписание о необходимости устранить нарушение требований, что определены на уровне релевантных правовых актов;
  • в ведомство обратились с заявлением другие индивидуальные предприниматели, должностные лица из структур государственных или муниципальных органов власти, и Роспотребнадзор счел их обращение соответствующим своей компетенции;
  • на предприятии произошел прецедент, связанный с чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, опасный для граждан.

Отметим, что те самые "релевантные правовые акты" могут отражать как федеральное, так и муниципальное законодательство. Если город, где прописано предприятие, которое проверяет Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то в этом случае контрольно-надзорные процедуры будут учитывать местное законодательство северной столицы.

Внеплановая проверка также должна быть обговорена с органами прокуратуры населенного пункта. Если город, где будет проводить проверку Роспотребнадзор, - Санкт-Петербург, то согласование должно происходить именно с прокурорскими структурами северной столицы. В случае если основанием стала чрезвычайная ситуация, то ведомству достаточно уведомить соответствующую правоохранительную структуру в течение суток после проведения внеплановой проверки.

Предмет проверки

Предположим, в нашу компанию собирается нанести визит (в рамках такой процедуры, как плановая проверка) Роспотребнадзор. Что проверяют инспекторы чаще всего? Внимание специалистов может привлечь достаточно широкий спектр объектов - площадь помещения, уровень освещенности, расположение относительно жилых блоков здания (если бизнес расположен в таковом). Возможен вариант, при котором инспекторам не понравится тот факт, что какие-то входы в здание располагаются в непосредственной близости от частных квартир. Исследование бизнесов на предмет нарушений, как правило, сопровождается также изучением документов, которыми, исходя из законодательных предписаний, должна владеть компания, и последующим вынесением акта.

Требуемые документы

Итак, на носу - проверка, Роспотребнадзор. Что проверяют еще? Как мы уже сказали, заинтересовать сотрудников упомянутого ведомства могут документы. Какого рода? Это зависит от профиля деятельности организации. Чаще всего, документы представляют собой различного рода заключения, выписанные санитарно-эпидемиологическими службами. Также в некоторых случах может потребоваться оформление сертификатов соответствия для продаваемых товаров или выпускаемой продукции. В числе бумаг, которые также в ряде случаев потребует ведомство, - договор со специализированной организацией, занимающейся вывозом твердых отходов (на практике, вместе с тем, такие соглашения подписывает, как правило, собственник помещения - если предприниматель арендует цех или офис, то достаточно иметь копию документа).

Проверять инспекторы могут также сроки годности реализуемой продукции, то, как располагаются одни товары относительно других, температурный режим содержания продуктов и иного рода нормативы. Если у предпринимателя есть наемные сотрудники, то Роспотребнадзор, вероятно, попросит показать оформленные на них санитарные книжки (если законодательство предписывает их иметь, исходя из заниаемой специалистами должности) и сведения о медосмотре. Во многих случаях ведомство проверяет также качество спецодежды работников.

Важнейший документ - программа Он должен содержать ключевые положения, отражающие правила эксплуатации производственных ресурсов. Например, то, как контролируется уровень освещенности в помещении, температура в нем, насколько регулярно проходит стирку одежда специалистов. Эксперты полагают, что данный документ - один из тех, что запрашивает наиболее часто Роспотребнадзор. План проверок, составляемый ведомством, таким образом, может в значительной степени сводиться к мониторингу наличия у бизнесов программ производственного контроля.

Другой важный документ - журнал учета средств дезинфекции. Его особенность в том, что он подлежит предварительной регистрации в самом проверяющем ведомстве. То есть предприятию следует оформить его заранее. Штраф за его отсутствие довольно внушительный - 20 тыс. рублей.

Штрафные санкции

Основная мера реагирования ведомства на нарушения предприятиями санитарного и иного законодательства - штрафы. Одновременно с ними вручаются предписания, в соответствии с которыми бизнесу необходимо устранить нарушения. Штрафы Роспотребнадзора могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Принципы их определения излагаются в КоАП РФ. Вместе с тем, организация или предприниматель вправе обжаловать штрафы.

Стратегия реагирования

Что проверяет Роспотребнадзор, мы выяснили. В то же время полезно будет изучить алгоритм действий, на тот случай, если ведомство приходит в нашу компанию с проверкой. Что необходимо сделать в момент визита инспектора?

Прежде всего следует ознакомиться с содержанием его служебного удостоверения (а также аналогичных документов других сотрудников - если инспекторов несколько). Если все в порядке, то имеет смысл попросить показать приказ Роспотребнадзора о проведении соответствующего типа проверки. Данного рода документ должен содержать ряд обязательных сведений. А именно:

  • указание, какое именно территориальное управление Роспотребнадзора проводит проверку;
  • ФИО должностных лиц, которые соответствующим образом уполномочены на выполнение проверки;
  • ФИО экспертов и партнерских организаций, которые привлечены к работе инспекторов Роспотребнадзора;
  • название предприятия или же ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которых инициируется проверка;
  • информация о целях проверки, ее задачах, непосредственном предмете, а также сроках проведения;
  • перечень оснований для инициирования проверки со ссылкой на правовые акты;
  • список обязательных требований, установленных законодательством (включая муниципальное), исполнение которых организацией является предметом проверки;
  • информация о мероприятиях, которые связаны с контролем выполнения задач по достижению целей проверки - сроки и перечень;
  • список административных регламентов, релевантных процедурам проверки и контрольного типа мероприятий;
  • перечень документов, которые организации или индивидуальному предпринимателю необходимо иметь с тем, чтобы цели проверки были достигнуты;
  • дата начала проверки и ее окончания.

Инспекторы также обязаны отдать руководителю организации копию данного приказа. На ней соответствующее территориальное управление Роспотребнадзора должно поставить свою печать.

Нюансы проверки

Как мы уже сказали выше, инспекторы могут проверять достаточно широкий спектр элементов производственного процесса. Какие еще примечательные действия могут совершать специалисты ведомства?

Если к своей работе инспекторы в ходе ведомственного взаимодействия привлекли санитарных врачей, то в этом случае, вероятнее всего, будут проверяться те самые заключения, выданные санитарно-эпидемиологическими службами, а также сертификаты соответствия. Все зависит от профиля деятельности фирмы, а также от типов реализуемых товаров. В частности, та продукция, которую нужно в обязательном порядке сертифицировать, отражена в перечне, что прописан в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Как отмечают некоторые эксперты, отсутствие соответствующих документов для реализуемых товаров - одно из наиболее частых нарушений, что выявляют инспекторы Роспотребнадзора.

Специалисты ведомства также могут проверить организацию на предмет соблюдения СанПиН. Также, если говорить о документах, Роспотребнадзор может запросить договора, заключенные между бизнесом и организацией, оказывающей услуги по дезинсекции и дератизации. К тому же специалисты по эпидемиологии Роспотребнадзора могут проверить, в какой степени положения соответствующих соглашений реализуются на практике. То есть посмотреть, например, нет ли в помещении насекомых или грызунов.

Когда не все действия правомерны

Мы обсудили, что проверяет Роспотребнадзор, рассмотрели нюансы проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий. Полезно будет узнать, какие действия ведомство проводить не вправе. К таковым относятся:

  • проверка инспекторами выполнения требований, которые назначены другими ведомствами, вне своей компетенции;
  • плановые проверки, если должностные лица организации или их представители, которые должны участвовать в мероприятии, отсутствуют на рабочем месте;
  • требовать документы, предоставления информации, образцов товаров, если они не входят в перечень тех, что составляют объект проверки;
  • изымать документы, что не могут быть отнесены к предмету контрольно-надзорного мероприятия;
  • требовать образцы товаров или продукции для того, чтобы исследовать их в порядке экспертизы, не оформив должным образом составленный акт о соответствующем отборе проб;
  • брать образцы товара сверх тех норм, что установлены в релевантных нормативных документах;
  • нарушать коммерческую тайну, разглашать сведения, что охраняются соответствующими нормами закона, если они получены в ходе проверки (если иное не предписано в правовых актах).

Что проверяет Роспотребнадзор, а также каковы ограничения его возможных действий, мы выяснили. Важнейший момент - документальная регистрация сведений о контрольно-надзорных мероприятий, проводимых ведомством. Организации и предприниматели должны завести специальный журнал учета, оформленный посредством прошивки, нумерации, а также заверенный печатью фирмы, в котором подлежит фиксации информация, отражающая действия проверяющего ведомства. Каждый раз, когда приходит с визитом территориальный Роспотребнадзор, в данном журнале нужно производить соответствующие записи. Они должны содержать следующие данные:

  • название органа надзора;
  • дата, время проверки;
  • правовые основания проведения контрольно-надзорного мероприятия;
  • цели, задачи проверки;
  • предмет проводимого ведомством мероприятия;
  • перечень нарушений;
  • информация о составленных инспекторами протоколах и предписаниях.

В журнале также следует указать ФИО, а также должность представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно участвовали в проверке. Они же должны подписаться под сведениями, отражаемыми в документе, о котором идет речь.

Итоговые документы

После того как Роспотребнадзор проведет проверку, специалисты ведомства обязаны составить акт о соответствующем мероприятии. В нем должны отразиться результаты контрольно-надзорных процедур.

В двух экземплярах. Он должен содержать следующую информацию:

  • дату, время, адрес составления;
  • название структуры Роспотребнадзора, которая провела проверку;
  • дата, а также номер распоряжения, в соответствии с которым проведено контрольно-надзорное мероприятие;
  • ФИО и указание должностей специалистов ведомства, которые провели проверку;
  • название проверяемой организации, ФИО руководителя или его представителя, присутствовавших при контрольно-надзорных процедурах (а также аналогичного типа сведения об индивидуальном предпринимателе);
  • дата, время, длительность, адрес осуществления проверки;
  • сведения об итогах контрольно-надзорных мероприятий, о нарушениях, которые специалистам Роспотребнадзора удалось выявить (характер несоответствия правовым актам, лицах, кто их допустил и т. д.);
  • данные, отражающие факт ознакомления (или отказа от него) с текущим актом проверки руководителя компании (его представителя) либо индивидуального предпринимателя;
  • сведения о внесении в журнал учета (о котором мы говорили выше) записей о проведенном контрольно-надзорном мероприятии либо о невозможности фиксации соответствующей информации в связи с тем, что необходимый документ отсутствовал в распоряжении организации или ИП;
  • подписи специалистов Роспотребнадзора, которые провели проверку.

Не считая акта, который выдается в двух экзамплярах, может потребоваться оформление иных документов. Например, если эксперты ведомства осуществляли отбор товаров, обследовали помещения и иные объекты, релевантные предмету проверки, то должны составиться протоколы, заключения, объяснения, акты и иного рода бумаги, имеющие отношение к контрольно-надзорному мероприятию.

Куда направляются экземпляры базового документа, акта? Одна копия отдается руководителю организации (или предпринимателю), его представителю. Второй идет в соответствующий территориальный центр Роспотребнадзора для внесения в реестры. Возможен вариант передачи первой копии по почте письмом с уведомлением.

Если есть жалобы

Предприятия имеют полное право обжаловать итоги проверки Роспотребнадзором. Если сомнения есть, то выразить недовольство нужно как можно быстрее. Поскольку по умолчанию предписания ведомства подлежат немедленному исполнению. Если бизнес не устранит предписания, то, в соответствии с положениями КоАП РФ, предприятие будет привлечено к административной ответственности. Каким образом жаловаться? Несогласие с итогами проверки следует оформлять в виде жалобы. Направить ее можно сразу в суд или же в вышестоящую структуру ведомства. Например, если проверку проводил один из территориальных отделов столичной организации, то жалобу можно направить в московский Роспотребнадзор (Управление органа).

Что должен содержать документ? В жалобе нужно указать вероятные ошибки сотрудников ведомства процессуального характера (например, если не были соблюдены нормы, отражающие присутствие на рабочем месте руководителя или его представителя), неверное применение актуальных правовых актов и т. д.

Следует обратить внимание на то, что порядок обжалования для разных документов, оформляемых Роспотребнадзором по факту проверки, не всегда одинаковый. Например, если предмет жалобы - составленное предписание, то порядок ее рассмотрения должен осуществляться в соответствии с 25-й главой ГПК. Если же ведомство вынесло постановление - то в силу вступает уже 30-я статья КоАП. Вместе с тем характер обжалуемого документа не определяет орган, куда направляется жалоба. То есть если неверные, по мнению предпринимателя, действия совершили столичные сотрудники ведомства - направляем документ в Роспотребнадзор по Москве, в Управление органа.

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

    • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
    • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
    • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
    • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей,что указано в ст.19.5 КоАП;
    • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
    • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
    • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
      • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
      • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.

      Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

      Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора

      Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

      Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

      • детальное описание выявленной ошибки;
      • место проверки;
      • дата инспекции;
      • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
      • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.


        После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

        Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.


        Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора.

        Суть деятельности Роспотребнадзора

        Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

        Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

        • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
        • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
        • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
        • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
        • проведение контрольных закупок;
        • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

          Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

          В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

          Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

          Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

          Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

Рассказать друзьям

Что ждать при проверке Роспотребнадзора. Какие штрафы предусмотрены за несоблюдение правил Роспотребнадзора. Как составить протокол об административном правонарушении.

Чем занимается Роспотребнадзор? Этот контролирующий орган защищает права потребителей, имеет полное право осуществлять проверку соответствия гигиеническим нормам и ФЗ № 2300-1 от 07.02.92 «О защите прав потребителей».

График проверок Роспотребнадзора

Представляющие Роспотребнадзор сотрудники действуют на основании ФЗ № 294, раскрывающем права юрлиц и ИП. Плановая проверка Роспотребнадзора выполняется по графику, посмотреть который можно на сайте организации. Внеплановая выездная проверка проводится при жалобах потребителей на организацию.


После проверки составляется акт, где раскрываются результаты проверки:

  • Выявленные нарушения Роспотребнадзора.
  • Лица, несущие ответственность.
  • Сотрудники, проводившие мероприятие по контролю.

В акте ставится подпись должностного лица, один экземпляр отдается руководителю, второй остается у Роспотребнадзора. Помимо акта важно предписание об устранении нарушений и протокол об административной ответственности. Протокол и предписание об устранении заверяются проверяющими. Также прилагаются объяснения нарушителей и инспекторов. Если нарушений не выявлено, это также указывается в акте.

Протокол Роспотребнадзора об административном нарушении

Возбуждение административного дела проводится на основании протокола. На его же основании организуется административное расследование. Протокол об административном нарушении передается нарушителю для ознакомления.

Тот имеет право добавить объяснения и замечания. В протоколе об административном нарушении указывается информация с описанием самого нарушения, месте, дате, должности и ФИО составителя протокола, статье кодекса, рассказывающего о нарушении. При вынесении протокола нарушителю объясняются его права, а затем об этом делается пометка в протоколе. Копия документа передается под расписку в течение суток.

Административное расследование осуществляется за месяц, в исключительных случаях подается ходатайство об увеличении срока. Проверка магазина Роспотребнадзором и решение о возбуждении административного дела может быть проведена исключительно на основании заявлений о нарушениях либо материалов из контролирующих органов.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Таблица штрафов Роспотребнадзора 2016

Административное наказание назначается, когда не соблюдаются требования Роспотребнадзора. Наказание применяется сотрудниками органа на основании акта проверки и протокола о нарушении.

Статья Характер нарушения Наказание

Статья 6.3. Нарушение обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение действующих санитарных норм и правил правил, гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Предупреждение или административный штраф на граждан от 100 до 500 руб.

На должностных лиц- от 500 до 1 тыс. руб.

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

На юридических лиц - от 10 тыс.до 20 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Статья 14.7. Обман потребителей

Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей либо любой другой способ обмана потребителей.

На должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

На должностных лиц - от 12 тыс. до 20 тыс. руб.

На юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб.

Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ)

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ).

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.

На должностных лиц - от 2 тыс. до 4 тыс. руб.

Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ) Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 125-ФЗ).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.

На должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.

На юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.

На должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

На юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Ст.236. УК РФ: нарушение санитарных норм, повлекшее отравление или заболевание Нарушение санитарных норм, повлекшее отравление или заболевание потребителей.

Влечет наказание в виде 80 тыс. руб. или в размере заработка за 6 месяцев, а также снятие с должности либо ограничение свободы на период до 3 лет. Возможно назначение обязательных работ – до 180 часов.

Если нарушение повлекло смерть, нарушитель обязан отработать 180-240 часов или получает ограничение, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 237-ФЗ) Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до 2 тыс. руб.

На должностных лиц - от 3 тыс. до 10 тыс. руб.

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,- от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

На юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. 500 руб. до 2 тыс. руб.

На должностных лиц - от 3 тыс. до 4 тыс. руб.

На юридических лиц - от тридцати тысяч до 40 тыс. руб.

Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. руб.

На юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5 тыс. рублей.

На должностных лиц - 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет.

На юридических лиц - 100 тыс. руб.

Статья 14.7. Обман потребителей (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ)

Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

На должностных лиц - от десяти тысяч до 30 тыс. руб.

На юридических лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб.

Статья 14.7. Обман потребителей (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 530-ФЗ) Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса. Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до 1 тыс. руб.

На юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 27.07.2010 N 239-ФЗ

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. руб.

На юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 1 тыс. тысячи 500 руб.

На должностных лиц - от одной тысячи до 3 тыс. руб.

На юридических лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.