Великие русские путешественники, список которых довольно большой, подтолкнули развитие морской торговли, а также подняли престиж своей страны. Научное сообщество узнавало всё больше сведений не только о географии, но также и о животном и растительном мире, а самое главное - о людях, живших в других уголках мира, и их обычаях. Проследим по следам великих русских путешественников их географические открытия.

Фёдор Филиппович Конюхов

Великий русский путешественник Федор Конюхов является не только известным любителем приключений, но и художником, заслуженным мастером спорта. Родился он в 1951 году. С детских лет он мог сделать то, что далось бы довольно трудно его сверстникам - купание в холодной воде. Он легко мог спать на сеновале. Фёдор был в хорошей физической форме и мог бегать на длительные дистанции - несколько десятков километров. В 15 лет ему удалось переплыть Азовское море, воспользовавшись весельной рыбацкой лодкой. Значительно повлиял на Фёдора и его дед, который хотел, чтобы молодой человек стал путешественником, но и сам мальчик стремился к этому. Великие русские путешественники нередко начинали готовиться заранее к своим походам и морским странствиям.

Открытия Конюхова

Федор Филиппович Конюхов участвовал в 40-ка путешествиях, повторил на яхте маршрут Беринга, а также плавал от Владивостока до Командорских островов, заходил на Сахалин и Камчатку. В 58 лет он покорил Эверест, а также 7 самых высоких вершин в команде с другими альпинистами. Он побывал как на Северном, так и на Южном полюсах, на его счету 4 кругосветных морских путешествий, Атлантика пересекалась им 15 раз. Свои впечатления Фёдор Филиппович отображал при помощи рисования. Таким образом он написал 3 тысячи картин. Великие географические открытия русских путешественников часто были отражены в их собственно литературе, так и Фёдор Конюхов оставил после себя 9 книг.

Афанасий Никитин

Великий русский путешественник Афанасий Никитин (Никитин - отчество купца, т. к. отца его звали Никита) жил в 15-м веке, и год его рождения неизвестен. Он доказал, что даже человек из небогатой семьи может путешествовать так далеко, главное - поставить перед собой цель. Он был опытным купцом, который до Индии побывал в Крыму, Константинополе, Литве и Молдавском княжестве и привозил на родину заморские товары.

Сам он был родом из Твери. Русские купцы отправились в Азию, чтобы наладить связи с местными торговцами. Сами они везли туда, в основном, пушнину. Волей судьбы Афанасий оказался в Индии, где прожил три года. По возвращении на родину его ограбили и убили под Смоленском. Великие русские путешественники и их открытия навсегда остаются в истории, ведь ради прогресса смелые и отважные любители странствий нередко погибали в опасных и длительных экспедициях.

Открытия Афанасия Никитина

Афанасий Никитин стал первым русским путешественником, посетившим Индию и Персию, на обратном пути он побывал в Турции и Сомали. Во время своих странствий он делала заметки «Хождение за три моря», которые впоследствии стали пособием для изучения культуры и обычаев других стран. В особенности хорошо обрисована в его записях средневековая Индия. Он переплывал Волгу, Аравийское и Каспийское моря, Черноморье. Когда возле Астрахани купцы были ограблены татарами, он не захотел со всеми возвращаться домой и попасть в долговую яму, а продолжил своё путешествие, направляясь в Дербент, затем в Баку.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Миклухо-Маклай родом из дворянской семьи, однако после смерти отца ему пришлось узнать, что такое жить в бедности. У него была натура мятежника - в 15 лет он был арестован за то, что участвовал в манифестации студентов. Из-за этого он не только оказался под арестом в Петропавловской крепости, где пробыл трое суток, но и был изгнан из гимназии с дальнейшим запретом поступления - так для него была потеряна возможность получить высшее образование в России, что он впоследствии сделал только в Германии.

Немало известный естествоиспытатель, обратил внимание на любознательного 19-летнего юношу и пригласил Миклухо-Маклая в экспедицию, целью которой являлось изучение морской фауны. Николай Николаевич умер в возрасте 42-х лет, при этом диагноз его гласил «сильная изношенность организма». Он, как и многие другие великие русские путешественники, пожертвовал значительной частью своей жизни во имя новых открытий.

Открытия Миклухо-Маклая

В 1869 году Миклухо-Маклай при поддержке Русского Географического общества уезжает в Новую Гвинею. Берег, где он высадился, теперь называется «Берег Маклая». Проведя в экспедиции больше года, он открыл новые земли. Туземцы узнали от русского путешественника, как выращивается тыква, кукуруза, бобы, как ухаживать за плодовыми деревьями. 3 года провёл он в Австралии, побывал в Индонезии, на Филиппинах, островах Меланезии и Микронезии. Также он убедил местных жителей не препятствовать антропологическим исследованиям. 17 лет жизни он изучал коренное население островов Тихого океана, Юго-Восточной части Азии. Благодаря Миклухо-Маклаю было опровергнуто предположение, что папуасы являются другим видом человека. Как видно, великие русские путешественники и их открытия позволяли остальному миру не только больше узнать о географических исследованиях, но и о других людях, проживавших на новых территориях.

Николай Михайлович Пржевальский

Пржевальскому благоволила семья императора, по окончании первого путешествия ему выпала честь познакомиться с Александром II, который передал его коллекции в Российскую Академию наук. Его сыну Николаю очень нравились труды Николая Михайловича, и он хотел быть его учеником, также он посодействовал изданию рассказов о 4-й экспедиции, пожаловав 25 тыс. рублей. Цесаревич всегда с нетерпением ждал писем от путешественника и был рад даже короткой новости об экспедиции.

Как видно, ещё во время жизни Пржевальский стал довольно известной личностью, а его труды и деяния получили большую огласку. Однако, как иногда случается, когда великие русские путешественники и их открытия становятся знаменитыми, много деталей из жизни, а также обстоятельства его смерти до сих пор покрыты тайной. Потомков у Николая Михайловича не было, т. к. заранее поняв, какая судьба его ждёт, он не позволил бы себе обречь любимого человека на постоянные ожидания и одиночество.

Открытия Пржевальского

Благодаря экспедициям Пржевальского, российский научный престиж получил новый толчок. Во время 4-х экспедиций путешественник прошёл около 30 тыс. километров, он побывал в Центральной и Западной Азии, на территории Тибетского нагорья и южной части пустыни Такла-Макан. Он открыл многие хребты (Московский, Загадочный и т. д.), описал крупнейшие реки Азии.

Многие слышали о (подвид но мало кто знает о богатейшей зоологической коллекции из млекопитающих, птиц, земноводных и рыб, большого количества записей о растениях и коллекции гербария. Помимо животного и растительного мира, а также новых географических открытий, великий русский путешественник Пржевальский интересовался неизвестными для европейцев народами - дунганами, северными тибетцами, тангутами, магинцами, лобнорцами. Он создал работу «Как путешествовать по Центральной Азии», которая могла служить превосходным руководством для исследователей и военных. Великие русские путешественники, делая открытия, всегда давали знания для развития наук и успешной организации новых экспедиций.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Русский мореплаватель родился в 1770 году. Ему довелось стать начальником первой кругосветной экспедиции от России, также он является одним из родоначальников отечественной океанологии, адмиралом, членом-корреспондентом и почётным членом Академии наук в Петербурге. Великий русский путешественник Крузенштерн также принимал активное участие, когда создавалось Русское географическое общество. В 1811 году ему довелось преподавать в Морском кадетском корпусе. Впоследствии, став директором, он организовал высший офицерский класс. Данная академия затем стала военно-морской.

В 1812 году он выделил 1/3 своего состояния для народного ополчения (начиналась Отечественная война). До этого времени состоялись публикации трёх томов книг «Путешествия вокруг света», которые были переведены на семь европейских языков. В 1813 Ивана Фёдоровича включают в состав английских, датских, немецких и французских научных сообществ и академий. Однако через 2 года он отправляется в бессрочный отпуск из-за развивающейся болезни глаз, осложнили ситуацию и непростые отношения с морским министром. Много известных мореплавателей и путешественников обращались к Ивану Фёдоровичу за советом и поддержкой.

Открытия Крузенштерна

3 года он являлся начальником русской экспедиции вокруг света на кораблях «Нева» и «Надежда». Во время плавания должны были быть исследованы устья реки Амур. Впервые в истории русский флот пересёк экватор. Благодаря этому путешествию и Ивану Фёдоровичу, впервые на карте появились восточный, северный и северо-западный берега сахалинского острова. Также в силу его трудов увиде свет «Атлас Южного моря», дополненный гидрографическими примечаниями. Благодаря экспедиции с карт были стёрты несуществующие острова, было определено точное положение других георгафических точек. Русская наука узнала о Межпассатных противотечениях в Тихом и Атлантическом океанах, была измерена температуры воды (глубины до 400 м), определён её удельный вес, цвет и прозрачность. Наконец стала понятна причина, по которой светилось море. Также появились данные об атмосферном давлении, отливах и приливах во многих районах Мирового океана, которые использовали другие великие русские путешественники в своих экспедициях.

Семён Иванович Дежнёв

Великий путешественник родился в 1605 году. Мореход, землепроходец и торговец, он также был и казачьим атаманом. Он был родом из Великого Устюга, а затем переехал в Сибирь. Семён Иванович был известен своим дипломатическим талантом, смелостью и умение организовывать и руководить людьми. Его имя носят географические точки (мыс, бухта, остров, село, полуостров), премия, ледокол, проезд, улицы и др.

Открытия Дежнёва

Семён Иванович за 80 лет до Беринга прошёл пролив (названный Беринговым) между Аляской и Чукоткой (полностью, в то время как Беринг прошел только часть). Он и его команда открыли морской путь вокруг северо-восточной части Азии, достигли Камчатки. Никто до этого и не знал о той части мира, где Америка почти сходилась с Азией. Дежнёв прошёл Ледовитый океан, обходя северный берег Азии. Он нанёс на карту пролив между американским и азиатским берегами, а также После того как в судно потерпело кораблекрушение, его отряд, имея только лыжи и нарты, добирался 10 недель до (при этом потеряв 13 человек из 25-ти). Есть предположение, что первыми поселенцами на Аляске стала часть команды Дежнёва, отделившаяся от экспедиции.

Таким образом, следуя по следам великих русских путешественников, можно увидеть, как развивалось и поднималось научное сообщество России, обогащались знания о внешнем мире, которые дали огромный толчок к развитию других отраслей.

Русские первопроходцы Сибири 17-го века

О самых первых землепроходцах XVII столетия сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Но уже с середины этого «золотого века» русской колонизации Сибири «руководители экспедиций» составляли подробные «скаски» (то есть описания), своего рода отчеты о проделанных маршрутах, открытых землях и населяющих их народах. Благодаря этим «скаскам» страна знает своих героев и основные географические открытия, которые они совершили.

Хронологический перечень русских землепроходцев и их географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке

Федор Курбский

В нашем историческом сознании первым «покорителем» Сибири является, конечно, Ермак. Он стал символом прорыва русских на восточные просторы. Но, оказывается, Ермак был вовсе не первым. За 100 (!) лет до Ермака в эти же земли с войсками проникли московские воеводы Федор Курбский и Иван Салтыков-Травин. Они прошли путем, который был прекрасно известен Новгородским «гостям» и промышленникам.

Вообще, весь русский север, Приполярный Урал и низовья Оби считались новгородской вотчиной, откуда предприимчивые новгородцы веками «качали» драгоценную рухлядь. А местные народы формально считались новгородскими вассалами. Контроль за несметными богатствами Северных территорий был экономической подоплекой военного захвата Новгорода Москвой. После покорения Новгорода Иваном III в 1477 году к московскому княжеству отошел не только весь Север, но и так называемая Югорская земля.

Точками показан северный путь, по которому русские ходили до Ермака

Весной 1483 году рать князя Федора Курбского поднялась по Вишере, перешла Уральские горы, спустилась вниз по Тавде, где разбила войска Пелымского княжества - одного из крупнейших мансийских племенных объединений в бассейне реки Тавды. Пройдя дальше к Тоболу, Курбский оказался в «Сибирской земле» - так называлась тогда небольшая территория в низовьях Тобола, где издавна обитало угорское племя «сыпыр». Отсюда русское войско по Иртышу прошло на среднюю Обь, где успешно «воевало» угорских князей. Собрав большой ясак, московский отряд повернул назад, и 1 октября 1483 года дружина Курбского вернулась на родину, преодолев за время похода около 4,5 тысячи километров.

Результатами похода стало признание в 1484 году «князьями» Западной Сибири зависимости от Великого княжества Московского и ежегодная уплата дани. Поэтому начиная с Ивана III титулы великих князей Московских (позже перешедшие и в царский титул) включали в себя слова «великий князь Югорский, князь Удорский, Обдорский и Кондинский .

Василий Сук ин

Основал город Тюмень в 1586. По его инициативе был заложен и город Тобольск (1587). Иван Суки н не был первопроходцем. Он был высокопоставленный московский чин, воевода, посланный с военным отрядом на подмогу Ермакову войску для «добивания» хана Кучума. Положил начало капитальному обустройству русских в Сибири.

Казак Пенда

Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде.

Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск ».

Петр Бекетов

Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.

Иван Москвитин

Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней, волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять суток .

Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака.

Иван Стадухин

Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи своего «кругового» путешествия описал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал.

Семён Дежнёв

Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью!

Василий Поярков

русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья

1649-1653

Ерофей Хабаров

Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.

В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).

Владимир Атласов

Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога, «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была, можно сказать, его целью и мечтой. О существовании этого полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная – пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к русскому государству.

Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел практически весь полуостров с севера на юг и с запада на восток. Он составил подробную «скаску» и карту своего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире, а также удивительных источниках полуострова. Ему удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя.

За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Эти люди открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Правительство страны в лице государя Петр Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и закреплению на этих землях.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

1. Как меняется природа арктических морей с запада на восток?

Крайние западное море – Баренцево имеет более мягкие условия, поскольку сказывается воздействие теплого Северо-Атлантического течения. Далее на восток природа море становится суровее. Карское море отличается от Баренцева по-настоящему суровым арктическим климатом, так как теплые атлантические воды сюда практически не проникают. Лед держится от 8 до 9 месяцев, и большая часть моря покрыта дрейфующими льдами. Море Лаптевых так же сурово. Большую часть года оно покрыто льдами. Крайние восточные моря – Восточно-Сибирское и Чукотское имеют более мягкие условия, что связано с отепляющим воздействием вод Тихого океана.

2. Чем объяснить, что арктические моря оказывают большее влияние на климат внутренних районов Сибири летом, а не зимой?

Зимой арктические моря замерзают, и разница температур между сушей и морем становится незначительной.

3. По карте атласа проследите, в каких названиях осталась память об исследователях Арктики.

пролив Вилькицкого, Дмитрия Лаптева; мысы Челюскин и Меньшикова, Дежнева; острова Большой Ляховский, Врангеля, Вилькицкого, Свердрупа, Большой Бегичев, море Лаптевых, Баренцева

4. Какая хозяйственная деятельность населения связана с арктическими морями? Какие экологические проблемы возникают в связи с этим? Каковы возможные пути их решения?

С арктическими морями связано рыболовство, шельфовая добыча полезных ископаемых (нефть и газ), морской транспорт. Экологическая ситуация в водах Северного Ледовитого океана далека от благоприятной. В настоящее время перед мировым сообществом встала проблема решения сразу нескольких экологических проблем, связанных с Северным Ледовитым океаном. Первая проблема - массовое истребление морских биологических ресурсов, исчезновение некоторых видов морских животных, обитающих в условиях крайнего Севера. Вторая проблема мирового масштаба - повсеместное таяние ледников, оттаивание почвы и переход ее из состояния вечной мерзлоты в размороженное состояние. Третья проблема - засекреченная деятельность некоторых государств, связанная с испытаниями ядерного оружия. Именно засекреченный характер подобных мероприятий и затрудняет установление истинной картины экологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана.

5. Арктические моря, несмотря на суровость их природы, привлекают туристов. Предложите туристические маршруты по ним. Какие объекты и природные явления, на ваш взгляд, могут привлечь туристов?

Такие объекты – шахты, рудники, нефтяные вышки - старые, закрытые и ныне действующие могут представлять безусловный интерес не только как свидетельства освоения Севера, но и как примеры промышленных и технических достижений. Один из самых популярных маршрутов - посещение Северного полюса, и не­смотря на все трудности многие люди стремятся на эту «макушку» Земли. Та­кие рейсы совершаются на ледоколе «Ямал»

Природные заповедные зоны дают возможность увидеть своеобразие местной природы и наиболее интересные природные достопримечательности региона; видеть животных и птиц в естественной среде обитания (лежбища морских животных, птичьи базары и т.п.); дать возможность познакомиться с реальной жизнью представителей малых народов Севера.

6. Подумайте, с какими странами мира Россия могла бы сотрудничать и сотрудничает в настоящее время в решении проблем хозяйственного освоения Арктики.

Со всеми арктическими странами (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, США, Канада).

Управление образования Администрации

Зерноградского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей города Зернограда

Н.А.Езерская

СБОРНИК

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ГЕОГРАФИИ

(5-6 класс)

Методическая разработка

для учителей географии

2-е издание, исправленное

Ресурсный центр

2016

Езерская Н.А.

Сборник практических работ по географии, (5-6 класс): методическая разработка для учителей географии. – 2-е издание, исправленное. - Зерноград: ресурсный центр муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей, 2016.- 26 с.

Рецензент: Овчаренко Елена Николаевна, кандидат педагогических наук

Методическая разработка рассмотрена на заседании районного методического объединения учителей географии, протокол от 14.10.2016г №2

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, - и является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса. Программой и тематическим планированием предусмотрены практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Ресурсный центр

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

лицей г.Зернограда Ростовской области

2016

Введение…………………………………………………………………………4

Раздел 1 Практические работы по курсу «География. Введение в географию»

5 класс……………………………………………………... 7

Раздел 2 Практические работы по курсу «География. Начальный курс»

6 класс…………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…25

Список литературы……………………………………………………………..26

Введение

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся. В данный момент остро стоит вопрос о методических пособиях, помогающих организовать учебный процесс в этом направлении.

Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.

Интерес к географическим знаниям необходимо прививать с первого года изучения географии, с первого знакомства с новым предметом. Поэтому учителю географии целесообразно продумывать приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, разнообразить формы проведения занятий. Это особенно важно при преподавании географии в 6 классе, учитывая сложность материала.

Отсюда возникает необходимость научить обучающихся применять теоретические знания на практике. С этой целью целесообразно проводить занятия с элементами занимательности.

Система практических работ заложена в программу изучения географии, но каждый учитель должен подойти к проведению практических работ творчески, используя весь арсенал методической литературы по этому вопросу и собственных наработок.

Практические работы по курсу « Физическая география» 6 класс и «Географии материков и океанов» 7 класс при условии их систематического выполнения готовят обучающихся к самостоятельной работе в 8-9 классах. Многие знания и практические умения будут конкретизированы при изучении своей страны, при изучении природы, населения и хозяйства своей области.

В процессе изучения курса обучающиеся осваивают новые карты: строение земной коры, почвенную, климатическую, комплексную. При выполнении некоторых работ у обучающихся формируются умения накладывать одну карту на другую, используя сразу несколько карт. Много практических работ данного курса формируют умения обучающихся сравнивать географические особенности отдельных территорий, материков в целом. Трудно переоценить значение подобных работ для развития мышления обучающихся. Впервые у школьников формируется умение показывать взаимосвязи, существующие между природными особенностями территорий, бытом населения, хозяйственной деятельностью.

При изучении курса «География России. Природа», «Население и хозяйство России» обучающиеся должны показать влияние природных особенностей на жизнь населения, его хозяйственную деятельность. Например, влияние взаимосвязей тектонического строения и рельефа, а также полезных ископаемых и отраслей промышленности. Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения, сопоставление этих показателей для различных районов страны важно увязать с различиями в характере растительности, с особенностями сельскохозяйственного производства. Выполнение практической работы по выявлению зависимости между компонентами природы в природной зоне также невозможно без внимания к экологическим проблемам.

Практические работы как бы связывают между собой природу и человека, вскрывая влияние природных условий на его работу и быт. Знание и умение использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знание основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей области, является обязательным для выпускника школы, изучившего географию своей страны.

Практические работы в старшем звене предусматривают самостоятельное использование обучающимися экономических карт атласа, самостоятельную работу со статистическими материалами из приложения учебника, работу с текстом. Часто при выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации. Например, при характеристике транспортной магистрали необходимы физические и экономические карты, текстовая характеристика, статистика, периодические издания. Усложнять практические работы по курсу «Население и хозяйство России» нецелесообразно.

Предлагаемое пособие включает практические работы за весь курс изучения географии, причем практические работы для 5-6 класса составлены с учетом новых требований ФГОС.

Цель методической разработки - раскрытие опыта проведения практических работ по географии за курс 5-11 класс, оказание помощи учителям-предметникам в проведении оценочных практических работ.

Практические работы составлены таким образом, что обучающиеся смогут овладеть умениями и навыками данного курса, например:

Чтение анализ карт, графических (таблицы) и статистических материалов;

Умение самим составлять диаграммы, картосхемы, моделировать карты нового содержания;

Умение составлять географические описания, характеристики, давать оценку географическим явлениям и процессам.

В работе использованы данные из тематических литературных источников, нормативных документов, электронных источников информации; а также учтен опыт работы педагога.

Практические работы на географическом материале развивают и общеучебные умения – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах. Самое главное при выполнении практической работы - обучающиеся учатся применять полученные знания в жизни, отрабатывают различные способы получения важной информации. Эти навыки смогут пригодиться им в будущем.

РАЗДЕЛ 1

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«География. Введение в географию»

5 класс

Наука география

Практическая работа № 1

Тема работы: «Составление схемы наук о природе»

Цель работы: Научиться составлению простейших схем.

Источники информации: учебники география и биология за 5 класс; тетрадь для практических работ; линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию).

Задание: (работа выполняется в тетради для практических работ)

1. Прочитайте параграф 1 учебника географии и биологии.

2. Выясните, какие науки изучают природу.

3. Составьте схему. 4. Сделайте вывод.

    Внимательно прочитайте задание практической работы.

    Составьте план работы по выполнению практической работы.

    Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.

    Проанализируйте источники информации.

    Выберите из своего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.

    Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

Сдайте работу на проверку учителю . Примерный вариант выполнения работы:

Вывод: природу изучают разные науки и взаимодействуют между собой.

Земля и ее изображение

Практическая работа № 2

Тема работы: «Организация наблюдений за погодой».

Задание 1: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.

Итоги наблюдений:

    Самый теплый день ___________

    Самый холодный день _________

    Дней с осадками ______________

    Виды осадков ________________

    Изменения в живой природе ___________________________________

Задание 2: 20 сентября измерить длину тени в 12 часов от места высотой 1 м.

В конце месяца подвести итоги наблюдений.

Земля и ее изображение

Практическая работа № 3

Тема работы: «Сравнительная характеристика изображений земной поверхности».

Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.

Вывод:

Практическая работа № 4

Тема работы: «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.

С-З С-В

З В

Ю-З

Ю Ю-В

Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу.

Задание 4. ( выполняется на улице, во время факультатива ) Проведите не небольшое исследование пришкольной территории, по следующему алгоритму.

Алгоритм работы:

    Выберите точку своего наблюдения.

    Приготовьте для работы компас, используя «Правила работы с компасом», приведенные в тексте учебника (стр.30-31).

    С помощью компаса определите направления по сторонам горизонта.

    Перечислите объекты, расположенные в направлении основных и промежуточных сторон горизонта.

    Полученные результаты оформите в таблице.

Практическая работа № 5

Тема работы: «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».

Задание 1. (§ 7). (рабочая тетрадь, стр. 21).

Задание 2. (§ 8). Проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и назовите географические объекты, через которые он проходил. (рабочая тетрадь, стр. 23-24).

Задание 3 . (§ 9). Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 26-27).

Задание 4. (§ 10). Проследите по карте маршрут путешествия Марко Поло и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 29-30).

Задание 5. (§ 11). Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 32).

Задание 6. (§ 12). Проследите по карте путь плавания Васко да Гама и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 35).

Задание 7. (§ 13). С помощью карт атласа найдите географические названия, связанные и именем Христофора Колумба (рабочая тетрадь, стр. 37).

Задание 8. (§ 14). Проследите по карте путь экспедиции Ф. Магеллана и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 40-41).

Задание 9 . (§ 15). Назовите показанные на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука (рабочая тетрадь, стр. 43-44).

Задание 10 . (§ 16). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 46).

История географических открытий

Практическая работа № 6

Тема работы: «Имена русских путешественников на карте мира».

Задание 1. С помощью карт атласа и текста учебника выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь русских первопроходцев и мореплавателей.

Витус Беринг

Семен Дежнев

И.Ф. Крузенштерн

Ю.Ф. Лисянский

Задание 2. Проследите по карте путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили (рабочая тетрадь, стр. 50-51).

Путешествие по планете Земля

Практическая работа № 7

Тема работы: «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».

Задание 1. Вклейте контурную карту в тетрадь для практических работ.

Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Путешествие по планете Земля

Практическая работа № 8

Тема работы: «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия».

Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств. Перечертите таблицу в тетрадь для практических работ. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте

Алгоритм выполнения задания:

    найдите на политической карте мира данное государство;

    проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета);

    нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств);

    подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом);

    подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом).

Название части света: __________________________________

Природа Земли

Практическая работа № 9

Тема работы: «Организация фенологических наблюдений в природе».

Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу.

Ответь на вопросы .

    Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу.

    Почему им не нашлось места в таблице?

Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы.

Как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.

РАЗДЕЛ 2


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«География. Начальный курс»

6 класс

Практические оценочные работы

название работы

1

Изображение здания школы в масштабе .

2

Определение направлений и азимутов по плану местности.

3

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

4

Описание форм рельефа

5

Составление описания внутренних вод.

6

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

7

Построение розы ветров.

8

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

9

Составление характеристики природного комплекса .

10

Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом.

Практическая работа №1

Тема работы: «Изображение здания школы в масштабе».

Цель: научить обучающихся составлять план школы (лицея).

Оборудование: планшет, рулетка, карандаш, линейка, альбомные листы.

Задание: Изобразить здание лицея в масштабе.

Ход работы:

    Выбрать масштаб, в котором будут изображение здания лицея (рекомендуемый масштаб – 1:1000 или 1:2500).

    С помощью рулетки определить длину своего шага в сантиметрах, затем сантиметры перевести в метры.

    Измерять шагами длину каждой стены лицея в метрах.

    Перевести метры в сантиметры и изобразить здание лицея на планшете.

    Подписать численный и именованный масштаб.

Виды изображений поверхности Земли,

Практическая работа №2

Тема работы: « Определение направлений и азимутов по плану местности»

Цель: научиться определять направления и азимут по плану местности.

Планируемые результаты: ученик научится использовать компас для определения азимута и сторон горизонта на местности; измерять расстояние на местности шагами или дальномером; составлять простейший план местности ;

Оборудование : компас, планшет, карандаш, визирная линейка, дальномер;

Работа выполняется по вариантам по карточкам.

    Определить, какой край плана местности является северным.

    Карандашом отметить в центре листа свое местонахождение. В рабочую тетрадь выписать все объекты, которые расположены к западу, востоку, северу и югу.

    Выбрать любые объекты на плане и определить их взаиморасположение. Выписать в тетрадь свои примеры.

    Из точки в центре плана определить азимут на любые два объекта (с помощью транспортира).

    Оформить работу и сдать учителю.

Вариант 2:

План выполнения

1.По компасу определить направление на север, установить компас так, чтобы стрелка СЕВЕР совпадала с 0°, сориентировать план (стрелка компаса должна совпадать с направлением СЕВЕР на плане).

2. Отметить точку наблюдения в центре плана (листа бумаги, прикреплённого к планшету).

3. Определить расположение объектов по отношению к месту наблюдения (стороны горизонта на указанные объекты), данные занести в таблицу.

4. Определить азимуты объектов при помощи компаса и визирной линейки, данные занести в таблицу. На плане линиями обозначить направления на объекты.

5. Измерить шагами (2 шага= 1метр) или дальномером расстояния до объектов и с помощью масштаба отметить эти расстояния на плане.

6. Объекты изобразить с помощью условных знаков.

Возможно выполнение работы, когда на местности заполняется таблица, а план оформляется в классе, для определения азимутов в данном случае можно использовать транспортир.

Оценивается правильность определения сторон горизонта, азимутов, расстояний на местности (таблица); правильность перенесения направлений и расстояний на план; аккуратность выполнения работы.

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №3

Тема работы: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Цель: научиться определять географические координаты и объекты по их географическим координатам.

Задание №1. Определить по координатам названия географических объектов, определить координаты названых объектов:

Задание 2. Определите координаты высочайших точек всех материков Земли. Ответ запишите в таблицу.

Задание 3. Определить в каком направлении находится объект, используя

Задание 4. Можно ли совершить кругосветное путешествие не меняя направление, если двигаться только на А) запад, Б) северо-восток, В) юг. Почему?

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №4

Тема работы: «Описание форм рельефа».

Цель: Умение пользоваться картой, отрабатывать навыки и умения описывать объекты, определять их высоту.

Оборудование: Учебник, атласы, тетради, ручки, карандаши.

Задание: Используя план описания формы рельефа научиться описывать равнины и горы России.

План описания равнин

План описания гор

Где находится.

В какой части материка.

Размеры.

В каком направлении тянутся.

Холмистая или плоская.

Размеры, возраст.

Различия по высоте.

Наибольшая высота.

Какие реки протекают.

Соседние объекты.

1 вариант – Русская равнина.

2 вариант – Западносибирская равнина.

1 вариант – Кавказ.

2 вариант – Урал.

Работа выполняется по вариантам с предварительной подготовкой.

Практическая работа №5

Тема работы: «Составление описания внутренних вод».

Цель: закрепить навыки работы с картой.

Оборудование: тетрадь, контурные карты Ростовской области, ручки, карандаши, атласы.

Задание 1: определить географическое положение реки Дон по плану:

    В какой части материка протекает.

    Где берет начало, куда впадает.

    В каком направлении течет.

    Характер течения.

    Источники питания.

    Режим реки.

    Использование реки человеком.

Задание 2: План характеристики озера

1. Географическое положение:

А) на каком материке и в какой его части располагается озеро;

Б) между какими параллелями и меридианами.

2. Как образовалось (тип котловины).

3. Наибольшая глубина.

4. Сточное или бессточное.

5. Тип берегов.

6. Использование человеком.

Работа по контурной карте: обозначить реку Дон, подписать соседние объекты, определить куда впадает.

Подведение итогов работы.

Сдать работу учителю.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №6

Тема работы: « Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры ».

Цель: научить строить график хода температуры и вычислять среднюю температуру воздуха.

Оборудование : карандаш, линейка, ручка, тетрадь.



Ход работы:

    По данным своего дневника наблюдений за погодой построить график месячного хода температуры воздуха.

Задание: освоение методики слежения за погодой, описание основных характеристик.

Результатом работы должен стать дневник наблюдения за погодой во втором полугодии. На основании данных за каждый день (январь-март) делают выводы с записью в тетради.

Обучающиеся отмечают моменты наступления весны, яркие признаки улучшения погоды, пытаются предсказывать ее с опорой на местные признаки.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №7

Тема работы: «Построение розы ветров».

Цель: научить строить и читать розу ветров.

Задание: построить розу ветров

Для этого: Проанализируйте данные за месяц и обобщите их в виде таблицы:

Показатели облачности:

Ясно

Облачно

Переменная облачность

Всего дней

Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рисунке, используя способ построения, данный в учебнике на с. 117 (Роза ветров для города Владивостока).

Вывод учащихся.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №8

Тема работы: « Построение диаграммы количества осадков

по многолетним данным ».

Цель: научить строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.

Оборудование: линейка, планшет, карандаш, тетрадь, ручка.

Ход работы:

    Пользуясь источниками информации, приготовить данные о среднемесячном количестве осадков в своей местности.

    Построить диаграмму количества осадков для своей местности.

    Определить в какой сезон года осадков выпадает больше всего, в какой сезон года меньше всего.

Сделать вывод, сдать работу учителю.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №9

Тема работы: «Составление характеристики природного комплекса».

Цель: закрепить и повторить знания и умения работы на местности.

Оборудование: линейка, планшет, карандаш, компасы, тетрадь, ручка.

Задание: учащиеся работают в группах:

1 группа: Изучение реки:

1. Определите, в какой стороне от школы расположен водоем.

2. Какой он по происхождению: естественный или искусственный?

3. Определить температуру воды, прозрачность.

4. Проверьте воду на запах.

5. Загрязнение воды, ее охрана.

2 группа : Описание погоды на данный момент:

1. Измерьте температуру воздуха.

2. Определите с помощью барометра атмосферное давление.

3. определите с помощью гигрометра относительную влажность воздуха.

4. Определите с помощью флюгера направление и силу ветра.

5. Сделайте вывод о типе погоды.

3 группа: Описание природного комплекса луга:

1. Название природного комплекса и положение по отношению к школе.

2. Особенности компонентов луга.

3. Форма рельефа.

4. Горные породы.

5. Необходимые меры по охране природы луга.

4 группа: Описание склона оврага.

1. Где он расположен, в каком направлении от школы?

2. Какова его высота?

3. Из каких пород он состоит?

4. Определите крутизну склона и зарисуйте залегание горных пород.

5. Как можно использовать его в хозяйственных целях.

Сделайте выводы по своей работе.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №10

Тема работы: « Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу ».

Наблюдения погоды и других явлений природы

Для наблюдений необходимо взять тетрадь в клетку и подписать «Дневник погоды за 20__ год»

    На первой странице нарисовать «Условные обозначения погоды». На развороте второй и третьей страниц начертить форму для ежедневных записей.

Дата

Часы

Температура, ˚С

Атмосферное давление, мм.рт. ст.

Ветер

Облачность

Виды облаков

Вид осадков

Вывод о погоде

за день

Другие явления в природе

Примечания

наблюю-

даемая

средняя

Направление

Сила в баллах

    Обязательные для всех наблюдения проводятся в течение месяца теплого и холодного времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера».

    Наблюдения за погодой ведутся 3 раза в день, всегда в одни и те же часы: перед занятиями в школе (8 часов утра), после занятий (в 13 часов), вечером (19 часов). Можно пользоваться сообщениями о погоде из средств массовой информации.

    Состояние облачности наблюдается на открытой местности: осматривая весь небосвод, определить вид облаков и примерную часть неба, занятую облаками. Отмечают вид осадков, выпавших в течение дня.

    Графа 11 заполняется условным знаком, взятым с первой страницы тетради. Вывод о погоде за день может быть таким: погода для теплого времени года прохладная, облачность незначительная, без осадков, без ветра.

    В графе 12 записываются такие явления погоды, как первый заморозок, первый снег, установление устойчивого снежного покрова, начало листопада, замерзание реки.

Заключение .

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико-ориентированных методов еще усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве.

Очевидно, что привитие практических навыков просматривается во всех курсах географии и от того, как будут учителем они организованы, зависит успешность усвоения как теоретических знаний по предмету, так и практических умений. Практика показывает, что обучающиеся всегда нуждаются в помощи учителя.

Список литературы

    Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2014.

    Долгорукова С.В.. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. М.: Глобус, 2015.

    Кондаков A . M . и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

    Котляков В.М. География в меняющемся мире. – М., 2016.

    Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

    Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 кл. - М.: Вако, 2015

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

    Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 20 15

Ресурсы Интернет:

Http://www.rusngo.ru

- w . national-geographic.ru

Http://www.eidos.ru

Http://geo.metodist.ru

Http://my-geography.ru

Http://nsportal.ru

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Основное общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Учимся работать с атласами и контурными картами по истории

Разбираем задания и объясняем решения заданий для контурных карт по истории России для 7 класса.

Сергей Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории: «Знания и умения работать с исторической картой - обязательная компетенция для всех, кто изучает этот предмет. Издательство «ДРОФА» (входит в корпорацию «Российский учебник»*) с 2015 года выпускает полную линейку атласов под ИКС (историко-культурный стандарт), одобренную Российский военно-историческим обществом . Однако стоит отметить, что не все школы завершили переход на этот стандарт, поэтому к новому учебному году мы сможем предложить школам атласы с контурными картами внутри (синяя обложка) , соответствующие программе изучения истории России с 6 по 9 класс (подходят к учебникам, выпущенным до 2015 года в любом издательстве). Также хорошим тренажером в вопросах освоения материала послужит Атлас+ , бесплатное интерактивное приложение, расширяющее возможности печатного атласа».
Лариса Кадырова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГБОУ Школа № 1317, учитель высшей категории, специальность - история: «При работе с контурной картой и атласом я советую использовать два основных способа решения заданий: 1) Визуальный - найти правильный ответ, основываясь на легенде карты 2) Исторический -восстановить хронологию событий и дать соответствующий ответ)».

Учебник , подготовленный в соответствии с историко-культурным стандартом, охватывает период отечественной истории с XVI до конца XVII в. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника - системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности. Купить учебник по истории для 7 класса

Выполняем и объясняем решение заданий Атлас+ для 7 класса

I. Российское государство при Василии III

Россия при Василии III. Карта

Закрасьте на карте соответствующими цветами территории, присоединённые к Российскому государству в разные годы. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа

  • Посмотреть карту с.2 атласа, в котором на присоединённых территориях написана дата присоединения (Смоленск - 1514 г., Рязанское великое княжество - 1521 г., южные удельные княжества - 1523 г.), а затем закрасить территории соответствующими цветами;
  • Определить временной период, о котором идет речь и вспомнить имя правителя - Ивана III, который фактически завершил объединение русских земель вокруг Москвы в следующей последовательности присоединения земель (Псков, Смоленск, Рязань, южные удельные княжества).

Россия при Василии III. Торговля

Напишите, в какие государства вели торговые пути, проходившие через указанные города. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Посмотрите легенду карты, на ней есть условное обозначение «основные торговые пути» (пунктирные линии). Теперь давайте найдем на карте Псков, Чернигов, Нижний Новгород и внимательно посмотрим, в какие страны ведут пунктирные линии (Псков - Ливонский орден, Чернигов - Великое княжество Литовское, Нижний Новгород - Казанское ханство);
  • В 1417 г. был заключен договор между Псковом и Ливонским орденом о 10-летнем мире и условиях торговли; во 2-й половине XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского, после победы московских войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 г. вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. Несмотря на это торговые связи двух земель сохранились; основным занятием населения Казанского ханства было земледелие, ремесло и торговля.

На казанскую ярмарку съезжались купцы из Персии, Закавказья, Средней Азии и Московского государства. С целью лишить татар важных торговых позиций, а также из соображений безопасности, великий князь Московский и всея Руси Василий III запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку и основал в 1523 г. близ Нижнего Новгорода новую ярмарку, получившую впоследствии название Макарьевской.

Россия при Василии III. Монастырь

Определите, какой монастырь находился на Белом море. Для выполнения задания используйте карту на с. 2 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Найдите Белое море на севере государства, определите название монастыря, отмеченного на карте
  • Вспомните основные монастыри Московского государства и их географическое расположение (Троице-Сергиев монастырь (лавра) - крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области; Спасо-Евфимиев монастырь - мужской монастырь, расположенный в северной части Суздаля; Саввино-Сторожевский монастырь - мужской монастырь, расположенный недалеко от города Звенигорода Московской области; Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь - мужской монастырь, расположенный на Соловецких островах в Белом море.
5 причин использовать атласы на уроках истории


Поход Ермака. Карта

Расставьте на карте объекты, соответствующие указанным условным знакам. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Посмотрите легенду карты, найдите условные обозначения маршрута похода Ермака, а хатем определите положение на карте Кашлыка и Пелыма; Далее определяем границу Российского государства к 1552 и границу земель, присоединенных к Российскому государству в результате походов Ермака;
  • Давайте вспомним о том, что история похода Ермака начинается с прибытия казаков на Каму по приглашению Строгановых для защиты их владений. Поход начинается 1 сентября 1581 года. В октябре 1582 года отряд Ермака завоевывает Кашлык - столицу Сибирского ханства, а в 1584 г. столицу Пелымского княжества - Пелыму.

Поход Ермака. Условные знаки

Укажите названия населенных пунктов, находившихся на территории Сибирского ханства. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Определяем по карте, что населенные пункты Чардынь, Соль-Камская, Верхне-Чусовая находятся на реке Кама (территория Российского государства), Карачин, Кашлык, Пелым расположены на территории Сибирского ханства
  • Вспоминаем, что города Карачин, Кашлык, Пелым оказывали жесточайшее сопротивление при походе Ермака в Сибирь (Кашлык - столица Сибирского ханства)

Поход Ермака. Гибель Ермака

Определите, в каком году погиб Ермак. Для выполнения задания используйте карту на с. 5 атласа.

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Посмотреть легенду карты, найти условное обозначение «место гибели Ермака 5 августа 1585 г.»
  • Вспомнить об окончании похода Ермака. Ермак погиб вместе с небольшим отрядом в устье Вагая. Казаки и служивые люди, остававшиеся в Кашлыке, собрали круг, на котором решили не зимовать в Сибири. «Седоша в струги своя августа в 15 день и погребоша вниз по Обе… и через Камень приидоша в Русь на свои жилища, град же [Кашлык] оставиша пуст».
Представляем обновленные атласы по истории России

III. Ливонская война. 1558-1583 гг.


Ливонская война. Карта

Перенесите в таблицу цифры, соответствующие названиям населенных пунктов, отмеченных на карте. Для выполнения задания используйте с. 6 атласа

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Найдем с помощью легенды карты обозначения основные направления действий русских, ливонских, литовских, польско-литовских и шведских войск. Соотнесем данные обозначения в виде стрелок разных цветов с картой, все вышеуказанные населенные пункты так или иначе были задействованы в ходе войны. Давайте сооотнесем расположение населенных пунктов с заданием на карте, правильные ответы отметим в таблице (Вайссенштайн - 4, Велиж - 9, Корела - 1, Нарва - 3, Псков - 6, Ревель - 2, Рига - 7, Смоленск - 10, Эрмес - 5, Ям-Запольский - 8);
  • Вспоминаем ареал основных боевых действий (современные территории Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России), отметим населенные пункты на побережье Финского залива (Нарва, Ревель, Рига). Русские города Псков и Смоленск. Отметим для себя ход боевых действий и события, связанные с вышеуказанными городами: В 1560 немецкие силы были разбиты при Эрмесе, в 1562 году произошел набег литовских отрядов на Смоленщину и Велиж. В ноябре 1580 года шведы взяли Корелу, а в 1581 году заняли Нарву. В 1581-1582 гг. проходила героическая оборона Пскова гарнизоном и населением города, а в 1577 г. состоялась неудачная осада Ревеля. В январе 1582 года недалеко от Пскова было заключено 10-летнее Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой, по условиям договора Россия отказывалась от Ливонии и белорусских земель, но ей возвращались некоторые пограничные земли.

Ливонская война. Государства

Ответьте на вопросы. Для выполнения задания используйте карту на с. 6 атласа

Какое государство возникло в ходе Ливонской войны? Какое государство прекратило существование в 1562 г. в ходе Ливонской войны?

Решение можно выполнить 2 способами:

  • Найти на карте название государства Великое княжество Литовское, под ним написано «с 1569 г. в составе Речи Посполитой»; найти на карте Ливонский орден, под названием указана дата (до 1562 г.);
  • Давайте вспомним, что в ходе Ливонской войны в середине XVI века Орден потерпел ряд поражений от русских войск, после чего в 1561 году прекратил свое существование; В 1569 году между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно - с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля Польского и великого князя Литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой

Ливонская война. Дата

Определите, в каком году было заключено Плюсское перемирие. Для выполнения задания используйте карту на с. 6 атласа

Решение возможно выполнить 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «подписание Плюсского перемирия между Россией и Швецией 1583 г.»
  • Вспомнить о том, что в 1583 году между Швецией и Московским государством было заключено Плюсское перемирие сроком на 3 года (впоследствии продлено еще на 4 года), являвшееся одним из дипломатических актов, завершивших Ливонскую войну 1558-1583 годов.

ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

IV. Опричнина 1565–1572


Опричнина. Карта

Закрасьте на карте соответствующими цветами территории, вошедшие в опричнину в разные годы. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «земли, вошедшие в опричнину». Земли отмечены на карте тремя цветами, соответствующими датам вхождения территории в опричнину - 1565, 1566-68, 1569-71 гг. Отметить территории на карте разными цветами в соответствии с уловным обозначением
  • Вспомнить, что Иван IV разделил все русские земли на 2 части - земщина и опричнина. В опричнину вошли лучшие и стратегически важные земли. В 1565 году в опричнину вошли: в центральной части страны - Можайск, Вязьма, Суздаль; на юго-западе - Козельск, Перемышль, Белев, Медынь; на севере - Двина, Великий Устюг, Каргополь, Вологда, а также дворцовые владения. Позднее, в состав опричного удела дополнительно были включены Кострома, Старица, часть Новгорода, Обонежская и Бежецкая пятины.

Опричнина. Города

Укажите названия городов, в которых происходили массовые казни во время похода Ивана IV. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа

Решить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «города, в которых производились массовые казни во время похода Ивана Грозного на Новгород и Псков», отметить соответствующие города на карте (Тверь, Торжок, Вышний Волочек)
  • Вспомнить события 1569 года. Подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю Сигизмунду II Августу, Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери, Клину, Торжке, Вышнем Волочке и других встречных городах (документально подтверждается убийство 1505 человек).

Опричнина. Дата

Определите, в каком году опричное войско совершило поход на Новгород и Псков. Для выполнения задания используйте карту на с. 7 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «поход Ивана IV на Новгород и Псков в 1570 г.»
  • Вспомнить события 1569 года, когда подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю Сигизмунду II Августу, Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. 2 января 1570 года передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правеж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван Грозный. В результате в городе начались массовые казни. Число погибших неизвестно, ученые насчитывают от 4-5 (Р. Г. Скрынников) до 10-15 (В. Б. Кобрин) тысяч человек, при общем количестве населения Новгорода в 30 тысяч. Из Новгорода Иван Грозный отправился к Пскову. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.
Кино на уроках истории: к 100-летию Великой российской революции

V. Культура Российского государства в XVI веке


Культура России в XVI века. Карта

Обозначьте цифрами на карте монастыри. Для выполнения задания используйте карту на с. 9 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «монастыри», найти указанные монастыри на карте и заполнить пропуски в задании (если выполнять задание с юга на север получится следующая последовательность цифр 3,4,2,6,5,1,7)
  • Вспомнить историю Русской православной церкви и основные духовные центры Российского государства. В центральной части России располагаются Троице-Сергиев, Пафнутьев-Боровский, Иосифо-Волоцкий монастыри, севернее (Новгородская область) расположились Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, севернее близ р.Северная Двина распологается Антониев-Сийский монастырь и на Белом море на островах расположен Соловецкий монастырь.

Культура России в XVI века. Центры

Укажите названия культурных центров, которые были присоединены к Российскому государству в XVI в. Для выполнения задания используйте карты атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Для выполнения данного задания необходимо использовать 2 карты на с.2 и с.9 атласа. Для начала необходимо найти условное обозначение на карте с.9 «крупнейшие культурные центры», затем сравнить территории Российского государства к началу 16 века (с.2 атласа) и к началу 17 века (с.9 атласа). Сравнив карты, можно определить, что территории Пскова, Казани и Смоленска не входили в состав Российского государства к началу 16 века.
  • Вспомнить историю присоединения к России новых территорий в 16 веке. Псков вошел в состав Русского государства в 1510 году, Смоленские земли - в 1514 году, а взятие Казани произошло в 1552 году.

Культура России в XVI века. Монастыри

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 9 атласа

Впишите название города, в котором был основан Новодевичий монастырь.

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «выдающиеся фресковые ансамбли», в перечне найти 1526-1530 - Смоленский собор Новодевичьего монастыря
  • Вспомнить историю православного женского Новодевичьего монастыря в Москве, на Девичьем поле близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы), который был основан великим князем Василием III в 1524 году - в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году. На протяжении первых двух столетий своего существования служил местом заточения царственных особ женского пола.

VI. Смутное время. Польская интервенция в 1604-1618 гг.


Польская интервенция. Карта

Расставьте на карте цифры, соответствующие событиям. Для выполнения задания используйте карту на с.10 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «поход Лжедмитрия I на Москву в 1604-1605 году» из Речи Посполитой (через Киев, Чернигов) (цифра 3), найти обозначение «направления действия русских войск в 1604-1605 г.», на карте отмечено место и дата столкновения противоборствующих сил (Добрыничи, 21.05.1605) (цифра 1). Найти обозначение «поход Лжедмитрия II на Москву в 1607-1608 г. (через города Стародуб, Брянск, Козельск и т.д.) (цифра 5). Найти обозначение «поход Первого земского ополчения под руководством Ляпунова и Трубецкого в 1611 г.» (Шацк, Переяславь-Рязанский, Коломна) (цифра 2). Найти обозначение «поход польско-литовских войск в 1609-1611 г.» (Минск, Орша, Смоленск) (цифра 4).
  • Вспомнить события начала Смутного времени. Лжедмитрий I, претендовавший на русский престол, заручился поддержкой польского короля Сигизмунда III и вместе с 3000 польским войском отправился походом на Москву, занимая фактически без боя города и селения. Самозванцу противостояли правительственные войска под предводительством князя Ф. И. Мстиславского. В помощь Мстиславскому царь направил боярина князя Василия Шуйского. Московские войска ожидали противника у деревни Добрыничи, где и произошло сражение двух сторон. Битва завершилась полным разгромом Лжедмитрия I, потерявшего в сражении значительную часть своего войска. Однако, Лжедмитрий I все таки сумел занять Москву, где пробыл до мая 1606. 17 мая 1606 в результате заговора Лжедмитрий I был убит. Вскоре объявляется еще один претендент на русский пристол - Лжедмитрий II, который также предпринимает попытки взятия Москвы. Лагерь самозванца основывается в Стародубе, совершается Тульский поход, осада Брянска, первый поход на Москву. Затем лагерь переносится в Тушино и совершается второй поход на Москву. Однако, Лжедмитрий II Москвы так и не покорил и был убит Петром Урусовым. В 1609 году начинается этап польско-литовская интервенции в России, которая продлится до 1611 года.

Польская интервенция. Даты и события

Установите соответствие между событиями и годами. Для выполнения задания используйте карту на с.10 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти на карте походы Лжедмитрия I на Москву (даты указаны под стрелочками) (1605 г.); найти на карте обозначение «русские крепости и укрепленные населенные пункты», затем найти Смоленск, под названием указаны даты осады 1609-1611 гг. Западнее Москвы найти населенный пункт Клушино, который отмечен как место сражения и подписана дата 24.06.1610 г. В легенде карты найти условное обозначение «подписание Деулинского перемирия между Россией и Речью Посполитой 01.12.1618 г.»
  • Указанные события были описаны в заданиях выше.

Польская интервенция. Монастырь

Укажите, какой монастырь выдерживал осаду войск Лжедмитрия II в течение двух лет. Для выполнения задания используйте карту на с. 10 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти на карте направление движения Лжедмитрия II, севернее Москвы обозначен Троице-Сергиев монастырь и даты осады 1608-1610 гг.
  • Вспомнить, что осада Троице-Сергиева монастыря продолжалась почти шестнадцать месяцев - с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года, когда она была снята войсками Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди.
Одобрено Российским военно-историческим обществом: атласы по истории России

VII. Смутное время. Шведская интервенция 1610-1617 гг.


Шведская интервенция. Карта

Используя с. 14 атласа, определите, какой буквой обозначено место заключения Столбовского мирного договора

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «заключение Столбовского мирного договора между Россией и Швецией 27.11.1617», затем найти данное обозначение на карте, соотнести с заданием
  • Вспомнить, что 27 февраля 1617 года в Столбово (близ р.Волхов) был подписан мирный договор, положивший конец русско-шведской войне 1614-1617 годов. По условиям договора Швеция вернула России Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу, Гдов и Сумерскую волость. Россия уступала Швеции Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Корелу - то есть весь выход к Балтийскому морю, кроме того, Россия должна была заплатить Швеции 20 тыс. рублей.

Шведская интервенция. Город

Определите, какой город был захвачен шведами в 1611 г. Для выполнения задания используйте карту на с. 14 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «походы шведских войск», проследить путь следования шведских войск. Под захваченными городами подписаны даты, нужно найти 1611 г. и соотнести с городом Новгород. К тому же, слева есть изображение детали иконы - приготовление новгородцев к обороне от шведских войск в 1611 г.
  • Вспомнить, что в 1610-1617 гг. проходила русско-шведская война. В 1611 году, воспользовавшись политической ситуацией, шведы начинают захватывать пограничные новгородские земли - были захвачены Корела, Ям, Ивангород, Копорье и Гдов. 16 июля 1611 года Новгород был атакован шведским войском; из-за предательства и отхода московского воеводы Бутурлина со своим отрядом, город оказался быстро захвачен.

Шведская интервенция. Крепости

Расположите в последовательности с севера на юг русские крепости, которые отошли к Швеции по Столбовскому миру. Для выполнения задания используйте карту на с. 14 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «территории, отошедшие к Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 г.». Найти на карте данные территории и записать их в нужной последовательности с севера на юг (Корела, Орешек, Копорье, Ям, Ивангород)
  • 2 способ в данном случае применять нецелесообразно
АТЛАС+. Тестовые задания на умение работать с атласами и контурными картами по истории

VIII. Сибирь и Дальний Восток в XVII веке


Сибирь в XVII веке. Карта

Обозначьте цифрами на карте маршруты землепроходцев. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «пути освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами в 16-17 веках». Найти на карте данные обозначения в виде стрелок, под всеми стрелками подписаны имена землепроходцев и даты экспедиций. Далее необходимо соотнести карту и задание, после чего записать соответствующие цифры (если следовать по направлению с запада на восток, то получится следующий порядок цифр 7,6,5,2,3,1,4.
  • Вспомнить имена землепроходцев и территории, которые были ими освоены: С.Дежнев - открытие пролива между Азией и Америкой, Е.Хабаров - присоединение Приамурских земель к России, В.Поярков - освоение земель по р.Амур, В.Атласов - освоение Камчатки, И.Ребров - первооткрыватель земель Северной Якутии, В.Бугор - первопроходец Сибири, Пянда - первопроходец, открывший р.Лену

Сибирь в XVII веке. Осада

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа

Впишите название города, в котором русский отряд в 1685–1686 гг. выдерживал осаду китайских войск.

Выполнить задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «действия китайских и монгольских войск», найти на карте данные обозначения в виде стрелок. Под названиями городов указаны даты осады, в 1685-1686 был осажден город Албазин
  • Вспомнить, что установившаяся в Китае с середины XVII века маньчжурская императорская династия Цин не признавала присоединения к России приамурских земель, которые считала своими родовыми владениями. Осада Албазина - это борьба между Русским государством и Цинским Китаем за главный русский опорный пункт на реке Амур.

Сибирь в XVII веке. Города и реки

Установите соответствие между населенными пунктами и реками, на которых они находятся. Для выполнения задания используйте карту на с. 16–17 атласа

Выполнить задание можно 1 способом:

  • Двигаться по карте с запада на восток, находя крупные реки Сибири и Дальнего Востока и населенные пункты, которые на них располагаются: Обь - Сургут, Енисей - Красноярск, Ангара - Братск, Шилка -Нерчинск, Лена - Якутск, Колыма - Среднеколымское, Амур - Албазин

IX. Городские восстания и народные движения XVII века


Народные движения XVII века. Карта

Расставьте на карте названия городов. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа

Выполнить данное задание можно только 1 способом:

  • Соотнести карту и задание, отмечать города по направлению с юга на север (Астрахань, Царицын, Воронеж, Тамбов, Тула, Симбирск, Темников, Казань, Романов, Новгород)

Народные движения XVII века. Города

Укажите названия городов, которые были захвачены повстанческой армией С. Разина. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «походы С.Разина» и «походы атаманов С.Разина», проследить их путь следования и отметить захваченные города (Астрахань, Царицын, Саратов)
  • Вспомнить ход событий восстания под предводительством Степана Разина (1767-1771 гг.). Весной 1670 года разинцы захватили Царицын и подошли к Астрахани, которую им сдали горожане. После этого на сторону Разина добровольно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза).

Народные движения XVII века. Москва

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 21 атласа

Напишите, под каким названием вошло в историю восстание, произошедшее в Москве в 1648 г.

Выполнить данное задание можно 2 способами:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «места и годы городских восстаний», затем найти город Москва, под которым написаны даты городских восстаний. Ниже карты располагается изображение работы Э.Лиснера «Соляной бунт»
  • Вспомнить, что в 1648 г. в Москве вспыхнул бунт, причиной которого являлось введение налога на соль, цена которой резко подскочила. Напомним, в те годы соль являлась основным консервантом
Скачать методические пособия по истории

X. Российское государство накануне петровских реформ


Россия накануне петровских реформ. Карта

Закрасьте на карте сельскохозяйственные районы. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа

  • Найти в легенде карты условное обозначение «основные районы сельского и промыслового хозяйства», соотнести специализацию территорий с заданием. Особо обратить внимание на смешанные районы (Нижний Новгород, Белев)

Россия накануне петровских реформ. Ярмарки

Укажите названия городов, которые были крупными центрами ярмарочной торговли. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа

Данное задание выполняется 1 способом:

  • Найти в легенде карты условное обозначение «основные центры торговли», найти данные обозначения на карте и соотнести с заданием (Нежин, Псков, Архангельск)

Россия накануне петровских реформ. Народ

Ответьте на вопрос. Для выполнения задания используйте карту на с. 22 атласа

Определите, какой народ заселил территорию Нижнего Поволжья.

Данное задание выполняется 1 способом:

  • Найти на карте р.Волгу, найти территорию Нижнего Поволжья (впадения Волги в Каспийское море). На данной территории отмечен заселяющий ее народ - калмыки
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.