Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что проблем с заполнением стратегического нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) нет. "Нефтяные компании в очереди стоят для того, чтобы войти в эту систему", - сказал Путин журналистам.

Восточный нефтепровод (трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан", ВСТО) - строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Планируемая мощность нефтепровода - 80 млн тонн нефти в год, планируемая протяженность - 4188 километров.

Реализация проекта строительства трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" осуществляется согласно распоряжению правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года. Приказом Министерства промышленности и энергетики от 26 апреля 2005 года были определены этапы строительства Восточного нефтепровода.

Первоначально маршрут первой очереди ВСТО выглядел так: город Тайшет (Иркутская область) - район Усть-Кута (Иркутская область) - город Казачинское (Иркутская область) - город Тында (Амурская область) - город Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год. Однако по распоряжению президента Владимира Путина с учетом минимизации всех рисков, прежде всего экологических, трасса ВСТО-1 была перенесена севернее озера Байкал.

Сварка первых уложенных труб Восточного нефтепровода была произведена 28 апреля 2006 года в районе города Тайшет в Иркутской области. Работы велись на разных участках трассы в Иркутской и Амурской областях.

Вместе с сооружением линейной части Восточного нефтепровода на всем протяжении трассы велись работы по созданию линий электропередач, дорог, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, очистных сооружений, средств связи, автоматики и т.д.

К 30 сентября 2009 года были завершены гидроиспытания линейной части ВСТО-1, и началось заполнение нефтью оставшихся участков трубопровода.

28 декабря 2009 года председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин осуществил торжественный пуск в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью.

Трасса линейной части первой очереди Восточного нефтепровода проходит по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Ленск (Якутия) - Алдан (Якутия) - Сковородино (Амурская область). Конечная точка нефтепровода - спецморнефтепорт «Козьмино» (Приморский край). Протяженность линейной части 2694 километра, мощность - 30 млн тонн нефти в год. По территории Иркутской области проходит 984 километра трассы, Якутии - 1458 километров, Амурской области - 252 километра. От Сковородино нефть железнодорожными составами весом от 4,5 до 4,8 тысяч тонн будет направляться к Тихому океану. Объемы перевалки достигнут 15 млн тонн в год. Еще 15 млн тонн будет поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. В рамках ВСТО-1 построено семь нефтеперекачивающих станций (НПС).

Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, еще 60 млрд - освоено на строительстве порта в Козьмино.

На втором этапе проекта (его планируется начать в 2010 году) предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино - Козьмино и увеличение мощности морского терминала.

Завершение строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) запланировано на 2014 год.

Нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals - она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Исходя из этого, было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Фото: ИТАР-ТАСС, Fotobank/Getty Images, РИА Новости
Иллюстрация: Анастасия Ухина

«Газпром нефть» начала поставки нефти по стратегическому трубопроводу.

Текст: Ольга Николаева

В конце января в порту Козьмино (Приморский край) была отгружена первая партия нефти «Газпром нефти», прибывшая по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и предназначенная для потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефть с месторождений «Газпромнефть-Востока» была погружена на танкер грузоподъемностью 100 тыс. тонн, зафрахтованный 100%-ной дочерней компанией «Газпром нефти» Gazprom Neft Trading GmbH. Первый покупатель - японская Mitsubishi, один из крупнейших игроков на рынке нефтепереработки Юго-Восточной Азии.

ЗАПУСК ВСТО

Нефтепроводную систему ВСТО Председатель Правительства РФ Владимир Путин торжественно запустил в эксплуатацию 28 декабря 2009 года в порту Козьмино. «Для России это действительно серьезное событие. Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня Россия здесь присутствует, но в недопустимо малом объеме. И открытие трубопроводной системы и порта Козьмино предоставляет нам совершенно новые возможности», - заявил он, назвав событие «отличным подарком России к Новому году».

Нефтепровод ВСТО, призванный обеспечить поставки нефти с месторождений Восточной Сибири на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, начали строить в апреле 2006 года в районе города Тайшет (Иркутская область). К настоящему времени эксплуатируется первая очередь нефтепровода, обеспечивающая перекачку нефти в Сковородино (Амурская область). Оттуда сырье железнодорожными цистернами направляется к Тихому океану, где в порту Козьмино отгружается на танкеры и отправляется потребителям. В 2010 году объемы перевалки должны составить 15 млн тонн. Они определяются возможностями железнодорожной инфраструктуры по транспортировке нефти из Сковородино в Козьмино. При этом мощность первой очереди трубы составляет 30 млн тонн - еще 15 млн тонн будут поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. Вторая очередь ВСТО, строительство которой государственная трубопроводная компания «Транснефть» начала сразу после новогодних каникул, продолжит трубу от Сковородино до побережья Тихого океана. Одновременно будет увеличена мощность морского терминала. Предполагается, что максимальная мощность ВСТО после этого составит 80 млн тонн нефти в год.

Поскольку восточносибирская нефть, которую предполагается транспортировать по нефтепроводу, по качеству превосходит западносибирский сорт Urals, было принято решение выделить новый сорт нефти под временным названием ВСТО. Компании, сдающие нефть в восточную трубу, должны обеспечить соответствие сырья определенным требованиям по содержанию серы и другим характеристикам. Эксперты пророчат сорту ВСТО большое будущее и не исключают, что он может стать региональным ценовым маркером, а российская нефть, по их мнению, через несколько лет будет в первую очередь ассоциироваться с маркой ВСТО.

ХОРОШИЙ СТИМУЛ

Федеральная служба по тарифам установила стоимость транспортировки нефти по ВСТО в размере 1,6 тыс. рублей за тонну. Это сквозной тариф - в цену входит прокачка нефти по трубе, доставка ее железнодорожным транспортом до Тихого океана и перевалка в порту Козьмино. Чтобы обеспечить привлекательность освоения ресурсов Восточной Сибири, на которые и рассчитана труба, правительством было принято решение об установлении нулевой экспортной пошлины для ряда месторождений этого региона. Рассматривается вопрос об увеличении количества месторождений, на которые распространяется эта льгота.

Это позволит компенсировать компаниям, добывающим нефть в Восточной Сибири и продающим ее на рынки АТР, относительно высокий тариф на прокачку нефти по ВСТО. Специалисты «Газпром нефти» подтверждают, что эффективность продаж в направлении ВСТО по сравнению с традиционными направлениями экспорта российской нефти определяется в основном тарифной политикой «Транснефти». В настоящее время эффективность поставок в направлении ВСТО сравнима с эффективностью поставок через экспортные направления в Европу.

ШИРОКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Для «Газпром нефти» первая поставка нефти потребителям АТР - событие знаковое. «Спрос на нефть в регионе растет, движимый продолжающимся, несмотря на кризис, ростом экономики континентального Китая,- говорит руководитель департамента стратегического планирования и развития Gazprom Neft Trading GmbH Алексей Корниенков.- Основными центрами нефтепереработки в регионе являются Япония, Южная Корея, прибрежная полоса Китая, а также Тайвань, Сингапур, Индонезия и Малайзия. Из-за географической близости наиболее интересны для нас первые три страны». По словам господина Корниенкова, перспективы роста рынка нефти Юго-Восточной Азии определяются в основном Китаем. Япония и Корея являются зрелыми рынками потребления, прошедшими пик роста в прошлом и имеющими стабильный характер потребления.

Вместе с тем спрос на нефть в АТР очень велик. «В настоящее время весь объем поставок в этом направлении по ВСТО удовлетворяет не более 1,5% потребности региона в нефти,- говорит Алексей Корниенков.- Относительно высокое качество нефти ВСТО по сравнению с доминирующей в регионе ближневосточной нефтью является нашим конкурентным преимуществом и обеспечивает приоритетный спрос на эту нефть». В 2010 году «Газпром нефть» предполагает поставить через Козьмино 1,2 млн тонн нефти - по одному танкеру грузоподъемностью 100 тыс. тонн в месяц. Таким образом, планируется, что доля поставок нефти в направлении стран АТР составит около 10% от всего экспорта. В перспективе такое соотношение, скорее всего, сохранится. В долгосрочной перспективе доля продаж будет зависеть в том числе и от планов компании по увеличению добычи в Восточной Сибири.

«Газпром нефть» планирует самостоятельно - через Gazprom Neft Trading GmbH - доставлять нефть до нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) потребителей в регионе. «На этапе запуска ВСТО наша нефть мало известна в регионе, и покупатели опасаются возможных перепадов качества. В связи с этим на первоначальном этапе наибольшую эффективность обеспечивают спотовые сделки. В дальнейшем, по мере стабилизации качества, мы планируем выстраивать долгосрочные отношения с заинтересованными НПЗ региона», - сообщил господин Корниенков.

Именно долгосрочное партнер ство с НПЗ стран Азиатско-Тихоокеанского региона и является целью и стратегией работы «Газпром нефти» на этом направлении. «Для нас главной перспективой развития является установление долгосрочных отношений с ведущими переработчиками региона в целях улучшения экономики поставок, а также стабильное сохранение определенной доли рынка, - отметил заместитель генерального директора „Газпром нефти“ по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.- Новое направление позволяет нам осваивать перспективный дальневосточный рынок и диверсифицировать географию поставок по сравнению с традиционными европейскими экспортными направлениями. Выход на динамично развивающийся внутренний рынок континентального Китая также является для нас привлекательной долгосрочной перспективой».

Трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ТС ВСТО-1)

В апреле 2006 года стартовало строительство крупнейшего нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). Эту нефтепроводную систему предполагается использовать для снабжения российских регионов Дальнего Востока и поставок партнерам Азиатско-Тихоокеанского региона. Предусмотрено и технологическое присоединение ТС ВСТО к уже существующим магистралям, принадлежащим корпорации ОАО АК «Транснефть», а это означает создание единой трубопроводной сети и, соответственно, оперативное распределение углеводородов как в сторону востока, так и в направлении запада.

Первым шагом инфраструктурного проекта (иначе названного ТС ВСТО-1) стало строительство трубопроводной ветки Тайшет - Сковородино, проходящей через Амурскую и Иркутскую области, а также Якутию. Длина магистрали составляет почти 2700 км, а мощность - 30 миллионов тонн в год. Одновременно был введен в эксплуатацию нефтеналивной порт Козьмино, чья мощность составила 15 миллионов тонн нефти в год и семь станций для перекачки нефти (НПС). В ближайшие годы трубопроводная система ВСТО-1 будет расширена, к 2020 году ее мощность должна достигнуть 80 млн тонн в год.

В процессе реализации строители столкнулись с различными сложностями и применили на практике сложнейшие технические решения. Так, отсутствие инфраструктуры на отдельных участках обусловило использование вездеходов и вертолетов для контроля состояния нефтепровода. Обслуживание также затруднялось плохими природными условиями (низкие температуры, сейсмичность) и особенностями рельефа на всем протяжении трассы (болота, тайга, водные препятствия). Кроме основных сооружений проект предусматривал сопутствующее благоустройство, в результате которого вдоль трассы появились дороги, очистные сооружения и линии электропередач, а необходимые объекты были оснащены средствами связи и автоматизации.

Нефтепровод "Сковородино - граница КНР"

В 2009-2010 годах был успешно реализован проект строительства нефтепровода "Сковородино - граница КНР", имеющего важное значение для укрепления дружественных связей между Россией и Китаем. Список объектов и сооружений включал в себя линейную трубопроводную часть, пролегающую по территории Амурской области, приемо-сдаточный пункт вблизи пос. Джалинда и нефтеперекачивающую станцию Сковородино. Также было необходимо обеспечить технологическую связь вдоль всей трассы на период строительства.

ВЕЛЕССТРОЙ, участвуя в этом проекте как надежный партнер с богатым опытом нефтегазового строительства, возводил пропускной пункт нефтепровода на границе двух держав. Всего за 4 месяца компания возвела целый комплекс энергетических узлов, хозяйственных сооружений, инженерной инфраструктуры. Специалисты ООО "Велесстрой" проводили земляные и сварочные работы, монтировали технологическое оборудование, объекты автоматизации и противопожарной защиты.

Нефтеперекачивающая станция №11

НПС №11 – типовая перекачивающая станция. С обычными трудностями этих мест – изолированностью от большой земли, отсутствием инфраструктуры, низкими температурами – ВЕЛЕССТРОЙ справился в рабочем порядке. Точно в срок были построены магистральная насосная, фильтр–грязеуловитель, емкость сбора утечек нефти и дренажа, кабельная эстакада, дизельная электростанция, насосная станция пожаротушения, два резервуара противопожарного запаса воды, электроосвещение, система связи, радиофикация, структурированная кабельная система, пожарная сигнализация. Автоматизация внутриплощадочные дороги и прочее.

Нефтеперекачивающая станция №12 с АДЭС

Функция нефтеперекачивающей станции №12 с автономной дизельной электростанцией – повышать давление в нефтепроводе и подпитывать его нефтью. Именно в этом месте, к ТС ВСТО подключается ТААС-Юряхское месторождение. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ построил не только типовой набор промежуточных НПС: магистральная насосная, здания ЗРУ, КТП, система сглаживания давления, пожарный комплекс и так далее, но и здание автономной дизельной электростанции, работающей на сырой нефти.

Нефтеперекачивающая станция №13

Объект располагается на 1 562 км трассы магистрального нефтепровода ВСТО-2. В общей сложности на объекте были задействовано 80 единиц спецтехники и 550 строителей. Одним из важных элементов станции, который построил ВЕЛЕССТРОЙ, - кабельная эстакада инженерных сетей, выполняющая функции управления автоматизации. На объекте на полную мощность работает линейно-эксплуатационный участок, обслуживающий линейную часть магистрального трубопровода. Здесь имеются свои автозаправочные станции, котельные, три дизельные станции, которые находятся в режиме постоянной готовности. Для сотрудников на строительной площадке были созданы максимально комфортные условия: удобные жилые комплексы, столовая с фактически ресторанным меню, спортивный и тренажерный зал, комнаты отдыха, медицинский кабинет.

Нефтеперекачивающая станция №14 с АДЭС

Нефтеперекачивающая станции «Олёкминск» нефтепровода «ВСТО» - сложный строительный объект, состоящий из технологических, производственных и административно-бытовых сооружений, сетей и коммуникаций. Критическими факторами реализации проекта являлись не простые климатические условия, грунты многолетнего промерзания и полное отсутствие транспортного сообщения. ВЕЛЕССТРОЙ проводил комплексные работы по возведению корпусов для вахтовых рабочих, площадок и стоянок, насосной станции и резервуаров, прокладке технологических трубопроводов и монтажу оборудования.

Якутия – территория вечной мерзлоты.

На объекте строительства НПС №14 с АДЭС устройство всех фундаментов было выполнено на сваях, с поднятием здания до 1 метра от земли. Каждая свая была в паре с вертикальным термостабилизатором, который дополнительно поддерживает устойчивость самого фундамента.

Специфика работы вертикального термостабилизатора состоит в том, что зимой он собирает холод через ребристую часть термостабилизатора, находящегося над землей, что не позволяет верхним слоям грунта растаять в летний период. Всего было установлено 8 тысяч вертикальных термостабилизаторов.

Для ВЕЛЕССТРОЙ данный проект является наиболее значимым, именно с него начался стремительный рост компании.

Нефтеперекачивающая станция №15

Нефтеперекачивающая станция №15 – самая северная в проекте расширения ВСТО. Она находится в зоне вечномерзлых грунтов, поэтому применялись специальные строительные технологии. Резервуары ставили на сваи с термостабилизаторами грунта, а здание магистральной насосной было сооружено с проветриваемым техподпольем, позволяющим сохранять стабильным состояние вечномерзлого основания как в процессе строительства, так и во время эксплуатации.

Нефтеперекачивающая станция №17

ВЕЛЕССТРОЙ выступил в качестве генерального подрядчика при строительстве нефтеперекачивающей станции № 17, расположенной недалеко от города Алдан и принадлежащей инфраструктуре нефтепровода "ВСТО". Впервые специалисты компании столкнулись со столь суровыми климатическими условиями. Работы осложнялись экстремально низкими температурами – до -45С, но в отличие от Олёкминска, в этом случае недалеко от строительной площадки проходили и автомобильная, и железная дороги, что сильно облегчало снабжение. Специалисты ВЕЛЕССТРОЙ провели комплекс строительно-монтажных работ: возвели здание магистральной насосной и бытовой корпус, котельную, емкость сбора утечек нефти, операторную, резервуар объемом 5 тыс.куб.м, а также ввели в эксплуатацию узлы автоматики, систему пожаротушения и сеть коммуникаций и технологических трубопроводов.

Нефтеперекачивающая станция №18

По заказу ООО «ЦУП ВСТО» в 2010-2012гг. ВЕЛЕССТРОЙ выполнял работы по строительству нефтеперекачивающей станции №18. Она расположена близь города Алдан, республики Саха (Якутия). Компанией был выполнен комплекс работ по строительству зданий и сооружений, в т.ч. здание магистральной насосной, склады, инженерные сети, сети электроснабжения, технологические трубопроводы, топливораздаточный пункт, резервуары для хранения топлива, сети связи, сигнализации, автоматизации, пять прожекторных мачт, здание операторной автозаправочной станции с технологическими трубопроводами.

Нефтеперекачивающая станция №19

Строительная площадка НПС №19 находится всего в 15 км от железнодорожной станции, поэтому у ВЕЛЕССТРОЙ не возникало проблем с логистикой – все материалы для строительства доставлялись равномерно, по мере необходимости. Кроме обычного набора зданий и сооружений, которые построил ВЕЛЕССТРОЙ на данном объекте, особой гордостью является возведений подстанций, мощностью двести двадцать киловатт. Кстати, сотни километров линий внешнего электроснабжения, к которым подключены эти подстанции, построил тоже ВЕЛЕССТРОЙ.

Центральная ремонтная станция "Нерюнгри"

Нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО) включает в себя не только линейную часть, но и сопутствующую инфраструктуру, в том числе 4 центральных ремонтных станции. В строительстве одной из них, в Нерюнгри, ВЕЛЕССТРОЙ принимал активное участие. Сотрудники компании возвели строительно-бытовой комплекс со столовой, узлом связи и контрольно-пропускным пунктом, склад, гараж, закрытую стоянку техники, а также проложили линии электроснабжения на 6кВ, оборудовали внутриплощадочные сети и молниеотводы, подключили дизельную электростанцию.

Центральная ремонтная станция "Олекминск"

При строительстве центральной ремонтной станции "Олёкминск" специалисты ВЕЛЕССТРОЙ столкнулись со сложными грунтами и сложнейшей транспортной схемой. Им пришлось использовать технологию горизонтальной термостабилизации грунтов и провести серьезные монтажные работы, чтобы обеспечить надежность и неизменное качество результата. Технологически, горизонтальная термостабилизация отличается от вертикальной тем, что состоит из конденсаторных блоков, которые зимой собирают холод и распространяют его по горизонтальным трубам, расположенным между сваями по всей площади здания. Сами трубы, длина которых достигает 5 метров, расположены спирально на отметке -1,5 м.

Компанией была возведены различные объекты технологического и бытового назначения: вахтовый жилой корпус, насосная станция хозяйственно–питьевого водоснабжения, стоянка для техники и площадки складирования, топливозаправочный пункт, резервуары для хранения топлива и воды. Были смонтированы сети и коммуникации, подключены узлы автоматики и дизельная электростанция, проведены электромонтажные работы.

НПС №2, НПС №5, НПС №7

В конце 2017 года ВЕЛЕССТРОЙ заключил контракт с ООО «ЦУП ВСТО» на строительство трех нефтеперекачивающих станций в Иркутской области. НПС №2, НПС №5, НПС№7 возводятся в рамках второго, завершающего этапа в проекте «Расширение трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ТС ВСТО) до 80 млн тонн нефти в год». Территориально площадки станций расположены в удаленности от населенных пунктов, в Чунском, Нижнеилимском и Усть-Кутском районах Приангарья. Наиболее труднодоступная - НПС №7, ее удаленность от развитой дорожной инфраструктуры превышает 180 км. Две другие станции находятся на расстоянии 20 км от крупных железнодорожных узлов и проходящих мимо федеральных автодорог.

Нефтеперекачивающая станция №9

НПС №9 считается непростым с точки зрения географического расположения объектом: она строится в Киренском районе Иркутской области, в 33 километрах от села Коршуново. Ключевой особенностью станции является сложная логистика: грузы на НПС доставляют по вдольтрассовому проезду ТС «ВСТО», в 400 км от ближайшей ж/д станции в городе Усть-Куте. Этот участок дороги имеет множество крутых подъемов и спусков, он невероятно сложен для прохождения большегрузной техники. Во время весенней и осенней распутицы движение по вдольтрассовому проезду запрещено. С этой трудностью специалисты ВЕЛЕССТРОЙ справились, станция находится в завершающей стадии работ. В 2015-2017 году ВЕЛЕССТРОЙ осуществлял строительно-монтажные работы на проектах НПС № 3, НПС № 6 и НПС № 9 в рамках расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Протяженность - 4 740 км. Оператор нефтепровода - государственная компания «Транснефть ». Сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название ESPO .

28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта «ВСТО-1» - трубопровод от Тайшета до Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн т в год. 25 декабря 2012 года сдана вторая очередь «ВСТО-2» Сковородино - Козьмино .

К 2015 году мощность ВСТО-1 была увеличена до 58 млн т в год, а ответвления в Китай в районе Сковородино - до 20 млн т в год.

Завершение строительства и ввод нефтепровода в эксплуатацию позволило уменьшить затраты на строительство и энергоснабжение газопровода «Сила Сибири ».

Планы по строительству трубопроводной системы СССР с выходом на Тихий океан зародились не позднее 1970-х годов. В своей книге «Загадка советской нефти» Маршалл Голдман (англ. Marshall I. Goldman ) «The Enigma of Soviet Petroleum» (Allen & Unwin: London, Boston, 1980) приводит карту нефтепроводов СССР, изданную ЦРУ в 1977 году . На ней Восточный нефтепровод обозначен пунктиром как проектируемый. Идея строительства Восточного нефтепровода вновь стала активно прорабатываться с конца XX века. Первоначально предложение о создании восточного трубопроводного маршрута для экспорта российской нефти исходило от руководства нефтяной компании «ЮКОС » - в то время, правда, речь шла о строительстве экспортного нефтепровода в Китай.

За этим последовала длительная борьба между Китаем и Японией как основными потенциальными потребителями российской нефти, каждый из которых пытался пролоббировать наиболее выгодный для себя маршрут.

Разработка проекта и строительство нефтепровода осуществляются на основании распоряжения правительства Российской Федерации от 31 декабря № 1737-р.

По проекту, разработанному государственной компанией «Транснефть », нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью 80 млн т нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) севернее озера Байкал через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту Козьмина (Приморский край (ранее конечная точка планировалась в бухте Перевозная).

Намечено строительство ответвления для экспорта нефти в Китай (строительство данного участка длиной 67 км и мощностью 15 млн т в год завершится, как планируется, в 2010 году). .

Трубу предполагается строить в два этапа - на первом будет проведён нефтепровод от Тайшета до Сковородино с одновременным строительством терминала на побережье Тихого океана, куда нефть на первых порах будет доставляться от Сковородино по железной дороге. По первоначальной оценке «Транснефти », строительство должно было обойтись в $11,5 млрд, первый этап до Сковородино - в $6,6 млрд. По первоначальному графику строительства первый участок нефтепровода должен был сдаваться 1 ноября 2008 года. В феврале 2008 года дата сдачи первого участка нефтепровода была перенесена на декабрь 2009 года.

Протяжённость первой части ВСТО - 2,694 тыс. км. Трассы прокладываются навстречу друг другу из Тайшета и Сковородино. Соединение трубопроводов должно состояться в районе Ленска . Из Сковородино нефть будет поставляться в Китай по трубопроводу и на тихоокеанское побережье - по железной дороге.

В феврале 2007 в меморандуме перед размещением еврооблигаций «Транснефть» резко подняла ожидаемые затраты на реализацию проекта строительства трубопровода. Затраты на строительство первого этапа (Тайшет - Сковородино) мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмина (Тихий океан) были оценены уже в $11 млрд (295 млрд руб.). Ответвление на Китай будет построено за счёт китайской нефтяной компании CNPC , строительство ответвления протяжённостью 1030 км планируется завершить в 2008 году .

Для обеспечения электроэнергией объектов нефтепровода в течение двух лет потребовалась прокладка 800 километров ЛЭП и строительство 14 объектов сети.

Дополнительно к нефтепроводу рассматривалась возможность прокладки параллельного газопровода «Сила Сибири », ориентированного на экспорт природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона .

К нефтепроводу подключены два крупных действующих НПЗ - Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (в 2015 году) и Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (в 2018 году) . Также имеются планы строительства нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода.

Завершение работ и ввод в эксплуатацию первой очереди ВСТО представляется возможным лишь в 2009 году, в IV квартале… Основные причины отставания от графика - экстремальные условия строительства системы, позднее начало работы и значительное увеличение протяжённости трассы

По данным на конец 2011 года, объем поставок нефти по ВСТО составляет около 300 тысяч баррелей в сутки.

В 2012 году но маршруту Сковородино - Мохэ было поставлено 15 млн тонн.

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт. Площадь загрязнения составила 20 тысяч квадратных метров. Утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода, после чего на территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации.

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены.

К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории.

Впервые проверить «Транснефть» попросил депутат Государственной думы от «Единой России» Дмитрий Савельев , 20 августа 2007 года он направил соответствующий запрос. 17 сентября 2007 года Семён Вайншток оставил должность президента «Транснефти» и возглавил ГК «Олимпстрой ». В октябре 2007 года новым президентом «Транснефти» был назначен Николай Токарев . В том же месяце новым руководством «Транснефти» была создана комиссия по проверке ВСТО. В феврале 2008 года Вайншток по поводу её деятельности заявил: .

«Стояла конкретная задача - вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти - найдут»

21 ноября 2007 года были обнародованы результаты работы специальной комиссии, которая выполняла проверку хода строительства ВСТО. Согласно этой проверке, готовность первой очереди ВСТО по линейной части составляла тогда 41,1 % (при плановом показателе 60 %), а по нефтеперекачивающим станциям - 23,9 % (при плановом показателе 56 %).

По итогам рассмотрения запросов депутата Савельева, 15 февраля 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО .

2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов».

24 марта 2010 года глава Счётной палаты Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что в результате проведённой Счётной палатой проверки строительства ВСТО в отношении руководства Транснефти по фактам мошенничества (сумма ущерба - 3,54 млрд рублей) было возбуждено уголовное дело, которое находится в производстве.

Мне как журналисту вспоминается мероприятие семилетней давности - презентация весьма известного и весьма уважаемого энергетического эксперта в офисе не менее известной американской организации. Пассаж про главный геополитический проект Кремля, строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, сводился к трем идеям: а) наши такой трубопровод построить не способны; б) поставки в восточном направлении из-за больших расстояний при любом раскладе окажутся убыточны; в) планы провести трубу рядом с Байкалом равносильны сооружению нужника в гостиной. Как-то сам собой за этим следовал вывод, что смысл имеет совсем другой маршрут трубы, нацеленный на США и Европу (восемь лет назад такой проект действительно существовал). Тогда услышанное неприятно резануло ухо. И не от того даже, что ВСТО был более патриотичным проектом, а потому, что нефть на восток у нас уже давно шла на действующие НПЗ - по железной дороге, однако такие перевозки обходятся в разы дороже трубопроводных поставок.

Тем не менее семь лет назад скепсис в отношении ВСТО преобладал и зачастую был вполне оправдан. Заявленные цели лежали в социальной и политической плоскости (диверсифицировать экспортные потоки углеводородов, скрепить Восточную Сибирь и Дальний Восток и инициировать их комплексное промышленное освоение). Чем заканчиваются подобные проекты, где экономика задвинута на второй план, особенно в нашей стране, хорошо известно. Отчасти эти опасения подтвердились - на первом этапе смета трубопровода выросла вдвое, сроки его реализации затянулись, в итоге процесс закончился отставкой главы компании Семена Вайнштока с командой и громким уголовным расследованием. Однако цель все же была достигнута. И Байкал обошли. Первый, восточный, сегмент трубы (см. карту) заработал еще два года назад. Были сомнения в реалистичности второго - но вот почти готов и он. Российская нефть уже попала на премиальный дальневосточный рынок.

Наблюдая за нынешними российскими инфраструктурными стройками вроде ВСТО, всегда задаешься вопросом, с чем их сравнить. В данном случае, конечно, с мегапроектом Байкало-Амурской магистрали. По размаху они сопоставимы, но по исполнению разнятся сильно. ВСТО строился без всяких напрягов вроде всесоюзной помощи и огромных молодежных десантов, живущих в бараках. Только побывать на «стройке века» никак не получалось. И вот скупая на журналистские праздники «Транснефть» вместе с двумя вице-президентами компании пригласила «Эксперт» в поездку по ВСТО на инспектирование стройки. Так я отправился в Братск и Хабаровск.

Ощущения с мест

Мы, небольшая группа из нескольких журналистов и четырех работников «Транснефти», встретились в аэропорту Внуково-3, где должны была погрузиться в маленький чартерный самолет. Еще до взлета начинаем бомбить вопросами вице-президента компании Анатолия Безверхова , в сфере компетенций которого - строительство. Выясняем, какова текущая ситуация со стройкой.

Вторая фаза работ по трубопроводу ВСТО практически завершена. На уже действующем западном участк