23 апреля (6 мая) 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи». Пересмотр Основных законов был сделан «… в видах укрепления основ обновляемого государственного строя»: «Мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной».

Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений об общих началах государственного строя России - впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста о введении в действие «Свода законов Российской империи» провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г. , созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета .

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» - «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

Лит.: Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новосибирск. 2000; Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. С. 456; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm ; Владимирова Г. Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2010; Яцкова А. П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. - первая российская конституция. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.

См. также в Президентской библиотеке:

Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. С. 456 .

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России "

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.

Основные государственные законы 23 апреля 1906. / В.А. Демин

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 23 АПРЕЛЯ 1906. Законодательный акт, подытоживший реформу гос. строя России 1905-1906 и ставший конституцией Российской империи на последнем этапе ее существования. Были изданы взамен Основных законов 1832 для закрепления результатов преобразований, прежде всего для исключения попыток Гос. думы разработать новую конституцию или иным способом расширить свои права. Их проект был составлен в начале 1906 в гос. канцелярии под руководством тов. гос. секретаря П.А. Харитонова с участием профессоров права В.В. Ивановского и Н.Д. Сергеевича на основе западных конституций и проектов российских либералов и одобрен совещанием статс-секретарей Гос. совета под председательством гос. секретаря бар. Ю.А. Икскуля фон Гильденбандта . Проект гос. канцелярии не вводил преобладания императорской власти над палатами, фактически оставляя открытым вопрос об их соотношении.
В марте проект был передан императором в Совет министров и был отредактирован нач. кавказского отделения его канцелярии И.И. Тхоржевским с учетом новых законов (манифеста 20 февраля о преобразовании законодательных палат и правил 8 марта о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, после чего рассмотрен министрами под председательством гр. С.Ю. Витте .
Совет министров восстановил определение власти императора как "самодержавной", предоставил ему право издавать указы не только "для приведения законов в исполнение" но и "для устройства частей государственного управления, для ограждения государственной и общественной безопасности и порядка, а также для обеспечения народного благосостояния", и объявлять "общее прощение" преступников. Была подчеркнута роль монарха как руководителя внешней политики и обороны, появились статьи об издании им без участия Думы нормативных актов по вооруженным силам, об ответственности правительства перед императором, его праве вводить чрезвычайное и военное положения и увольнять судей. Было изъято положение о необходимости согласия палат на изменение границ.
Совет министров также ввел статьи о призыве прошлогоднего контингента новобранцев в случае непринятия законопроекта об его численности, дополнил проект основными положениями правил 8 марта, убрал положения о министерской скрепе императорских указов, возможности судебной ответственности министров перед палатами, равенстве независимо от происхождения и вероисповедания, судебном контроле над арестами, неприкосновенности переписки, праве петиций. Были введены положения о свободе веры и подзаконности распоряжений Совета министров, нач. ведомств и др. чиновников.
Для окончательного рассмотрения проекта в апреле было созвано третье Царскосельское совещание под председательством императора Николая II с участием великих князей, министров, нескольких членов Гос. совета и сенаторов. Оно в общем одобрило проект Совета министров, восстановив несменяемость судей и отклонив несколько предложений, направленных на сохранение за императором неограниченной власти.
К этому времени стала ясной победа партии народной свободы на выборах в I Гос. думу. Поэтому проект через дворцового коменданта ген. Д.Ф. Трепова и предпринимателя В.И. Ковалевского (б. тов. министра финансов) был передан группе кадетских лидеров во главе с С.А. Муромцевым . Их поправки более определенно провозглашали политические свободы, устанавливали подзаконность чрезвычайных указов императора, расширяли финансовые права Думы за счет Гос. совета, предоставляли палатам права инициативы пересмотра Основных законов и предъявления запросов министрам о нецелесообразных действиях, вводили судебную (а составленный той же группой проект тронной речи - и политическую) ответственность министров перед Думой.
Затем ряд высших чиновников во главе с пред. Гос. совета гр. Д.М. Сольским окончательно отредактировали проект особого совещания. В частности, они внесли кадетские поправки о введении скрепы министрами императорских указов и изъятии некоторых статей, закреплявших др. законы (о назначении монархом жалования и пенсий высшим чиновникам, о запрещении палатам отменять расходы, основанные на действующих законах), а также ввели право императора даровать любые милости, не предусмотренные законами.
Этот текст был утвержден 23 апреля 1906 г. императорским указом Правительствующему сенату. Предложение издать в связи с этим манифест было отклонено монархом. В указе говорилось, что "в видах укрепления основ обновляемого государственного строя мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной".
Первые статьи О. г. з. говорили о единстве и нераздельности Российского гос-ва и об обязательности употребления русского языка в гос. и общественных учреждениях, если особые законы не постановляют иного. Устанавливалось, что Финляндия составляет "нераздельную часть" Российского государства, но во внутренних делах управляется самостоятельно. Далее объявлялось, что особа императора священна и неприкосновенна и что ему принадлежит "верховная самодержавная власть", повиноваться которой "за совесть сам Бог повелевает". Было опущено имевшееся в Основных законах 1832 определение ее как "неограниченной". Указывалось, что "государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой". Монарх имел право законодательной инициативы. Сами О. г. з. подлежали пересмотру "единственно по его почину". Императору принадлежала "власть управления во всем ее объеме". "Верховное управление" он осуществлял непосредственно, "подчиненное управление" - через подчиненных ему чиновников. Император издавал указы "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления" и повеления, "необходимые для исполнения законов", являлся "верховным руководителем всех внешних сношений Российского государства" и в качестве такового объявлял войну и заключал мирные и иные договоры.
Император объявлялся "державным вождем российской армии и флота", осуществлял над ними "верховное начальствование", издавал указы и повеления относительно "всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства", вводил военное и исключительное положение. Император назначал высших чиновников, имел право помилования осужденных, смягчения им наказаний и общего прощения с прекращением судебного преследования, сложения казенных взысканий "и вообще дарования милостей... не подходящих под действие общих законов". Указы и повеления императора подлежали скрепе пред. Совета министров или соответствующим министром.
Говорилось о сохранении силы статей предшествующих Основных законов о господствующем положении православной церкви, престолонаследии, регентстве, императорском титуле, гос. гербе и императорской семье. Положение о ней император мог пересматривать единолично, не меняя при этом др. законов и не увеличивая гос. расходов.
Вторая (в кодифицированном тексте восьмая) глава (отсутствовавшая в Основных законах 1832) была посвящена правам и обязанностям российских подданных. Они были обязаны защищать престол и Отечество, а также платить установленные законом налоги и сборы и отбывать законные повинности. Воспрещались не основанные на законе аресты и обыски, а также придание уголовным постановлениям обратной силы.
Подданные имели право свободно выбирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество, выезжать за границу, устраивать собрания, высказывать и распространять свои мысли, образовывать общества и союзы, пользоваться свободой веры. Все эти права могли быть ограничены законами. Собственность объявлялась неприкосновенной. Ее принудительное отчуждение допускалось только "для какой-либо государственной и общественной пользы" и за "справедливое и приличное вознаграждение".
Объявлялось, что "империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке". Было опущено указание Основных законов 1832 об "исхождении" законов от самодержавной власти. Была отменена статья Основных законов 1832 о праве императора своими указами делать исключения из законов. Указывалось, что "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора".
Устанавливалось, что во время каникул Думы в чрезвычайных обстоятельствах Совет министров имеет право представлять императору об издании указов с временной силой закона. Они не могли вносить изменения в Основные законы, Учреждения законодательных палат и Положения о выборах в них. Законопроекты на основе этих указов должны были вноситься в Думу в течение 2 месяцев после ее созыва. В случае отказа от этого или отклонения законопроекта одной из палат указ считался отмененным (87-я статья в кодифицированном тексте).
Устанавливалось обязательное обнародование законов Сенатом, которому вменялось не обнародовать "законодательные постановления", порядок издания которых "не соответствует положениям сих Основных законов". Подтверждалось право императора без участия палат издавать "постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств", а также военно-уголовные и военно-уголовно-процессуальные нормативные акты.
Глава "О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий" в общих чертах говорила о составе законодательных палат, сроке их полномочий, праве императора на досрочный роспуск, их равных законодательных правах, наличии у них законодательной инициативы, права запросов министрам о незаконных действиях их самих и их подчиненных. Указывалось, что законопроекты, не принятые одной из палат, признаются отклоненными. Совету и Думе при рассмотрении бюджета воспрещалось сокращать платежи по гос. долгу и расходы на придворное ведомство ниже размера, установленного бюджетом 1906 г. Устанавливалось, что при отсутствии утвержденного бюджета действует предшествующий с изменениями, вызванными новыми законами. Закреплялось право императора без участия палат ассигновывать средства на военные действия и непосредственную подготовку к ним. Предусматривалось, что займы заключаются с согласия палат, кроме случаев отсутствия утвержденного бюджета или необходимости покрытия военных расходов. Устанавливалось, что при неутверждении закона о численности контингента призывников император имеет право определить его своим указом, не превышая контингент предшествующего года.
Правительству была посвящена пятая (в кодифицированном тексте одиннадцатая) глава "О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями". Она возлагала объединение действий министров "по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" на Совет министров. Подтверждалась подзаконность постановлений Совета, отдельных министров и подчиненных им властей. Объявлялось об ответственности всех министров перед императором за "общий ход государственного управления", а каждого в отдельности - за свои действия. Закреплялся особый порядок привлечения пред. Совета министров и министров к ответственности за преступления по должности.
По своему содержанию О. г. з. были сходны с зарубежными монархическими конституциями ХIХ в., особенно с японской 1889, в меньшей степени с прусской 1849 и австрийской 1861. Постановление о полном устранении палат от внешней политики было свойственно европейским конституциям первой четверти ХIХ в. Однако ряд положений Основных законов России (о предоставлении палатам законодательной инициативы и относительно эффективный контроль Думы над чрезвычайными указами) появились в западной практике лишь в середине века.
Другие отличия российских О. г. з. от европейских конституций второй половины ХIХ в. можно свести к следующему. Всероссийский император имел ряд дополнительных прав: на издание военно-уголовных и военно-уголовно-процессуальных постановлений, на ограничение в правах чиновников, на милости, не предусмотренные законами, на назначение военных расходов. Палаты были лишены инициативы пересмотра конституции. Предусматривались гарантии против попыток Думы бороться с правительством путем отклонения бюджета или призыва новобранцев.
В лит-ре нет единого мнения о форме правления, установленной О. г. з. Правые политики, публицисты и правоведы (П.Е. Казанский ) начала ХХ в. утверждали, что абсолютная монархия сохранялась, ссылаясь главным образом на сохранении титула "самодержец" и издании законов о преобразовании гос. строя самим монархом. К этому же выводу приходили радикальные публицисты и политики и некоторые правоведы (М.А. Рейснер ), обосновывая его крайней ограниченностью прав Государственной думы, их несоблюдением на практике и преобладанием авторитарных методов в гос. управлении. Этой же точки зрения до 70-х гг. придерживались советские историки (Н.П. Ерошкин , Ф.М. Калинычев , А.Я. Аврех , С.М. Сидельников ). Из современных авторов ее отстаивает Р.Ш. Ганелин (в работе 1984 г., в книге 1991 обходит вопрос), ссылающийся на "политическую практику в карательной сфере".
Некоторые авторы утверждают, что О. г. з. установили нечто среднее между абсолютной и конституционной монархией, по форме напоминающее вторую, а на деле близкое к первой. Они признают О. г. з. конституцией, ограничивавшей власть императора, однако исходя из указанных выше аргументов полагают, что эти ограничения слабо действовали на практике. Это мнения в начале века придерживались В.В. Ивановский (в работе 1912 г., ранее высказывался о наличии конституционной монархии), Н.А. Захаров , в советское время А.М. Давидович (оба писали о "конституционном самодержавии"), из современных авторов И.Н. Кирьянов, М.Н. Лукьянов , А.Н. Медушевский , по мнению которого Основные законы привели к установлению "мнимого конституционализма".
В начале ХХ в. министры (включая П.А. Столыпина ) называли форму правления страны "представительным строем". Некоторые советские авторы (А.И. Королев , с оговорками Е.Д. Черменский ) писали о невозможности определить форму правления, установленную Основными законами. Современные авторы этого направления (О.Г. Малышева , Р.А. Циунчук , В.В. Шелохаев ) используют термин "думская монархия".
Большинство исследователей начала ХХ в. (Н.И. Лазаревский , В.М. Гессен , А.С. Алексеев , Н.И. Палиенко , С.А. Котляревский и др.), западных авторов (П. Шасль , В.В. Леонтович , М. Шефтель и др.), с оговорками некоторые советские (Черменский , В.С. Дякин) , а также большинство современных историков (В.М. Шевырин , В.А. Демин , В.В. Козбаненко , А.Ф. Смирнов , Б.Н. Миронов и др.) считают, что О. г. з. создали в России конституционную монархию.
Эти авторы указывают, что действующая на их основе Дума реально ограничивала власть императора в законодательной и финансовой сферах, поэтому говорить о сохранении абсолютизма в любой форме нельзя. Ограничение полномочий парламента и отдельные случаи нарушения его прав свойственны для начального этапа конституционализма. Они имели определенные границы, за которыми были невозможны, поэтому являются лишь исключениями, не отменяющими правила. Цели закрепить итоги преобразований и лишить Думу учредительных прав О. г. з. достигли (первую - в краткосрочном плане). Сохранение их в неизменности было одним из важнейших принципов политики правительства Cтолыпина (не принимавшего участия в их разработке и издании). После подавления революции правительство стремилось при толковании Основных законов ограничить права законодательных палат.
В мае 1907 Совет министров постановил, что право императора издавать постановления по военным ведомствам распространяются на пограничную стражу и корпус жандармов. 6.11.1908 Николай II утвердил журнал Совета министров, который предписывал ведомствам направлять императору через Совет министров все дела о частных изъятиях из законов, не связанные с нарушением чьих-либо законных прав или изданием обязательных для населения постановлений.
В августе 1909 монарх утвердил положение Совета министров, которое предписывало военному и морскому ведомствам представлять императору без внесения в палаты проекты штатов всех своих учреждений (включая военно-судебные) и дела об "устроении казачества и управлении им как вооруженной силой государства" (не затрагивающие гражданских прав населения), не требовавшие увеличения бюджета ведомства. Императорские постановления по вооруженным силам в этом указе именовались "военными законами".
Основные законы в общем пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их.
Основные законы вызывали крайнее недовольство левых, в т.ч. либералов. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы (апрель 1906), в О. г. з. "лучшее… есть только ухудшение худших частей худших из европейских конституций". Съезд признал издание Основных законов "открытым и резким нарушением прав народа".
Они вызывали крайнее недовольство I Думы, безуспешно добивавшейся их пересмотра (упразднения Гос. совета и ответственности правительства перед думским большинством), что послужило одной из важнейших причин ее конфликта с правительством. После ее роспуска таких требований не выдвигалось, однако необходимость согласия Гос. совета при издании законов и отсутствие эффективного контроля Думы над правительством продолжали вызывать резкое недовольство радикальных и либеральных кругов. См. также I Гос. дума, II Гос. дума, III Гос. дума.
После убийства Столыпина имели место безуспешные попытки крайних консерваторов пересмотреть о. г. з. В октябре 1913 Николай II в ответ на предложение министра вн. дел Н.А. Маклакова о роспуске Думы и введении в С.-Петербурге военного положения предложил обсудить в Совете министров вопрос о превращении Думы в законосовещательную. Большинство министров во главе с председателем В.Н. Коковцовым высказалось против предложений Маклакова , а вопрос о пересмотре О. г. з. последний даже не решился поставить на обсуждение. В июне 1914 сам Николай II предложил превратить законодательные палаты законосовещательными, но в Совете министров получил поддержку лишь Маклакова , остальные во главе с председателем И.Л. Горемыкиным возражали. На рубеже 1916-1917 гг. отмены О. г. з. требовал пред. Астраханской народно-монархической партии Н.Н. Тиханович-Савицкий .
О. г. з. действовали без изменений до 1917 г. и были фактически отменены в ходе Февральской революции.
Текст:
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 или Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.
Архивы:
РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 966. Л. 19-20
Источники:
Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). [СПб., 1906]. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов//Былое. 1917. N 4. С. 183-245. Из архива С.Ю. Витте // Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999.
Лит.:
Гессен В.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Харьков, 1910. Chasles P. Le parlement russe. Paris, 1910. Грибовский В. Государственное устройство и государственное управление Российской империи. Одесса, 1912. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. Новочеркасск, 1912. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 1912. Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. Одесса, 1913. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913. Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. М., 1975. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976. Дякин В.С. Чрезвычайно-указное законодательство в России // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. VII. Л., 1976. С. 240-271. Он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Л., 1988. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Кирьянов И.Н., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995. Шевырин В.М. Государственная дума в России. М., 1995. Власть и реформы. СПб., 1996. Демин В.А. Государственная дума России. М., 1996. Он же. Закон и указ // Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. Козбаненко В.В. Партийные фракции в I и II Государственных Думах России. М., 1996. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. М., 1998. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Ч. 2. СПб., 1999. Малышева О.Г. Думская монархия. Ч. 1. М., 2001. Могилевский К.И, Циунчук Р.А., Шелохаев В.В. Государственная дума России как историографическая проблема // Вопросы истории. 2007. № 11.

Основные государственные законы Российской Империи (далее - ОГЗ) были утверждены Императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Они состояли из 124 статей и одиннадцати глав. Первые три статьи не входили ни в одну из глав. Статья 1 ОГЗ устанавливала форму государственного устройства и провозглашала государство Российское единым и неделимым, т.е. унитарным. В ст. 2 ОГЗ была установлена автономия для Великого Княжества Финляндского, которое "...составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства". Ст. 3 ОГЗ устанавливала статус русского языка, который объявлялся общегосударственным и обязательным в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. В этих же, установлениях предусматривалась возможность употребления местных языков и наречий, но на основании особых законов.

Глава 1 ОГЗ "О существе верховной самодержавной власти" включала двадцать одну статью (с 4 по 24). Такая власть вручалась Императору Всероссийскому (ст.4 ОГЗ). Особа его объявлялась священной и неприкосновенной (ст.5 ОГЗ). Самодержавная власть могла принадлежать в порядке престолонаследия и Императрице, однако супруг ее не почитался государем, но пользовался всеми почестями и преимуществами наряду с супругами государей, кроме титула (ст.6 ОГЗ).

В статьях 7-23 ОГЗ перечислялись прерогативы Императора:

Осуществление законодательной власти "в единении с Государственным Советом и Государственной Думой (ст. 7 ОГЗ);

Право законодательной инициативы (по терминологии ОГЗ - почина) (ст. 8 ОГЗ);

Утверждение законов (ст. 9 ОГЗ);

Вся полнота исполнительной власти (по терминологии ОГЗ - власти управления) (ст. 10 ОГЗ);

Издание в соответствии с законами и во исполнение их указов (ст. 11 ОГЗ);

Руководство внешней политикой (ст. 12 ОГЗ);

Вопросы войны и мира (ст. 13 ОГЗ);

Функции главнокомандующего (по терминологии ОГЗ - вождя) вооруженными силами (ст. 14 ОГЗ);

Объявление военного или исключительного положения (ст. 15 ОГЗ);

Чеканка монеты (ст. 16 ОГЗ);

Назначение и увольнение председателя Советов министров, министров и других должностных лиц (ст. 17 ОГЗ);

Установление ограничений, вызываемых требованиями государственной службы (ст. 18);

Пожалование титулов, орденов, других государственных отличий, а также права состояния (ст.19 ОГЗ);

Издание указов и повелений в отношении собственного имущества и имущества, именуемого государевым (ст. 20 ОГЗ);

Распоряжение имуществом императорской фамилии, устройство императорского двора (ст. 21 ОГЗ);



Помилование осужденных (ст. 23 ОГЗ). Эта прерогатива вытекала из предыдущей ст. 22 ОГЗ о том, что судебная власть осуществляется от имени Императора.

Ст. 24 ОГЗ устанавливала институт контрассигнации указов и повелений Императора. Глава 2 ОГЗ устанавливала порядок престолонаследия (ст. 25-39 ОГЗ).

Глава 3 ОГЗ называлась "О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (ст. 40 - 49 ОГЗ). Под правительством в ОГЗ понимался гербе", глава 7 ОГЗ - " О вере".

Особое внимание следует обратить на главу 8 ОГЗ "О правах и обязанностях российских поданных" (ст. ст. 69 -83 ОГЗ). Среди обязанностей назывались всего лишь две: защита Престола и Отечества и всеобщая воинская повинность (ст. 70 ОГЗ) и обязанность уплачивать налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона (ст. 71 ОГЗ).

Статья 72 ОГЗ устанавливала, что никто не может подлежать преследованию за преступления иначе, чем в порядке определенном законом. В ст. 73 ОГЗ закреплялось правило о том, что никто не может быть задержан и заключен под стражу (по терминологии ОГЗ - задержан под стражей) иначе как в случаях, установленных законом. Ст. 75 ОГЗ запрещала обратную силу уголовного закона. Статья 75 ОГЗ закрепляла неприкосновенность жилища, а ст. 77 ОГЗ - неприкосновенность собственности. В ст. 77 ОГЗ, в частности было записано, что "принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение".

Ст. 78- 81 ОГЗ устанавливали права поданных Российской Империи, среди которых выделялись:

Право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства; ограничение в этих правах могли быть установлены только особыми законами (ст. 78 ОГЗ);

Право собраний "в целях, не противных законам, мирно и без оружия" (ст.79 ОГЗ);

Свобода мысли и печати (ст.80 ОГЗ);

Свобода вероисповедания (ст.81 ОГЗ).

Глава 9 "О законах" (статьи 84-97 ОГЗ) начиналась с указания на то, что Российская Империя управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке (ст.84 ОГЗ). Любой закон должен был быть одобрен Государственным Советом и Государственной Думой и утвержден Императором (ст.86 ОГЗ). Статья 87 ОГЗ в виде исключения предоставляла право издания актов, имеющих силу закона, Императору. Но это право было оговорено целым рядом условий принципиального характера. Издание законодательных актов Императором было временной мерой, возможной только:

а) в перерывах между сессиями (по терминологии ОГЗ - занятиями) Государственной Думы;

б) при чрезвычайных обстоятельствах;

в) только по представлению Совета министров.

Императором не могли быть внесены изменения в ОГЗ, в акты о Государственной Думе и о Государственного Совете и о выборах в них. Действие этих актов Императора прекращалось с принятием соответствующих законов.

Глава 10 ОГЗ "О Государственной Думе и Государственном совете и образе их действий" (ст. ст. 98-119 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов законодательной власти. Государственный Совет и Государственная Дума, по существу, являлись двумя палатами первого российского парламента. Верхняя палата - Государственный Совет - наполовину состояла из членов, назначаемых Императором и выборных лиц (ст. 100 ОГЗ). Порядок выборов в Государственный Совет устанавливалась отдельными законодательным актом "Учреждение Государственного Совета" от 23 апреля 1906 г. Выборы проводились по различным корпорациям: от духовенства Русской Православной Церкви; от губернских земских собраний; от дворянских обществ; от Императорской Академии наук и императорских российских университетов; от Совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ (ст. 12 "Учреждения Государственного Совета". Срок полномочий выборных членов Государственного совета был установлен в 10 лет с обновлением каждые 3 года (ст. 184 ОГЗ).

Государственная Дума образовалась из членов, избираемых населением Российской Империи на 5 лет. Порядок выборов членов Государственной Думы был установлен специальным "Положением о выборах в Государственную Думу". Выборы эти не были ни прямыми, ни всеобщими и неравными. Они установлены были в отдельности для губерний, городов С-Петербурга и Москвы, Варшавы, Киева, Лодзи, Одессы и Риги; отдельно - для русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, для православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и т.д.

Государственная Дума могла быть до истечения срока ее полномочий распущена указом Императора. Тем же указом должны были бы назначены новые выборы в Думу и время ее созыва (ст. 105 ОГЗ).

Государственный Совет и Государственная Дума пользовались равными правами в сфере законодательства. В соответствии со ст. 110 ОГЗ законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и, после одобрения ею, поступали в Государственный Совет. Законопроекты, рассмотренные Государственным Советом по своей инициативе, одобрялись им самим и поступали в Думу (ст. 110 ОГЗ). Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думой, признаются отклоненными (ст. 111 ОГЗ).

Глава 11 ОГЗ "О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями" (ст. ст. 120-124 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов исполнительной власти. На Совет Министров возлагалось направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления. Министры и главноуправляющие имели право одновременно быть членами Государственного Совета и Государственной Думы (ст. 121 ОГЗ). Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом Министров, министрами и главноуправляющими отдельными частями не должны были противоречить законам (ст.122 ОГЗ). Статья 123 ОГЗ предусматривала индивидуальную ответственность председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих за свои действия и распоряжения перед Императором, т.е. Совет Министров не был коллегиальным органом исполнительной власти и не являлся правительством.

Формой правления Российской Империи, по ОГЗ, была, таким образом, дуалистическая монархия, а формой государственного устройства - унитарное децентрализованное государство с автономными образованиями.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о истории конституциализма в России, какие были разработаны проекты до 20 века и после. Рассмотрели порядок принятия первой российской конституции ОГЗ, ее структуру, деятельность органов государственной власти и т.д.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание: 1 на самоподготовку: Изучить: конституционные проекты в России. Порядок принятия и структура Основных Государственных Законов Российской Империи. Институт контрасигнации указов и постановлений Императора. Вступление на престол и присяга подданства Императора.

За работу над Сводом законов М. М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды - Ордена Андрея Первозванного .

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы , 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета . В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом, ни народными представителями. Основные государственные законы 1906 года наделяли Государственную Думу рядом законодательных полномочий. В них отсутствовала глава о местном самоуправлении - органами местного самоуправления оставались земские собрания, полномочия которых и избирательное право при выборах в них определялись положением о земских учреждениях. Избирательное право при выборах в Государственную Думу определялось положением о выборах, первое из которых было издано в 1905, второе в 1907 году; в 1917 году были издано положение о выборах во Всероссийское Учредительное Собрание. Согласно положению о выборах в Государственную Думу 1905 года существовал имущественный ценз, дававший преимущество средним слоям населения и капиталистам, соответственно в первой и второй государственных думах большинство имели Трудовая Группа и Конституционно-Демократическая Партия. В Положении о выборах в Государственную Думу 1907 года имущественный ценз давал преимущество капиталистам и помещикам, соответственно во второй и третьей государственных думах большинство имели Союз "17 октября" и ряд консервативных партий. После свержения всероссийского императора Николая II его брат Великий князь Михаил 3 марта 1917 года объявил об отказе от принятия титула Всероссийского Императора до принятия основных законов (конституции) Всероссийским Учредительным Собранием, избранным на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то есть Всероссийское Учредительное Собрание должно было представлять интересы большинства населения (то есть крестьян и рабочих). Также было издано новое положение о земских учреждениях - согласно которому земские собрания избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что также делало земские собрания органами, представлявшими интересы большинства населения; к земским собраниям переходили все вопросы местного значения, ранее решавшиеся назначаемыми чиновниками (губернаторами и капитан-исправниками), - эти положения являлись фундаментом в строительстве новой конституции.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основные государственные законы Российской империи" в других словарях:

    ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ Российской империи, свод законоположений об общих началах государственного строя России (см. РОССИЯ (государство)); впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 году. Основные государственные… … Энциклопедический словарь

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г, в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Юридическая энциклопедия

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственого строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. Пересмотр касался создания… … Энциклопедия юриста

    Свод законоположений, касавшихся общих начал гос. строя царской России. Впервые опубликованные в Своде законов Российской империи (изд. 1832), О. г. з. представляли собой совокупность действовавших постановлений о верх. власти, к рые были… … Советская историческая энциклопедия

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М, Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г, в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Энциклопедический словарь экономики и права

    основные государственные законы российской империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Большой юридический словарь

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по… … Юридический словарь

    Империи свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 … Большой Энциклопедический словарь

    Российской империи, свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17.10.1905.