Действующее трудовое законодательство выделяет премии, выплачиваемые в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда, а также премии вне этой системы. В полной мере это разделение можно распространить и на так называемым разовым и (или) единовременным премиям, которые могут выплачиваться к праздничным датам. При этом в начале каждого года вопросы премирования приобретают особую актуальность.

"Праздничные" премии и источники их финансирования

Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) выделяет два основания для премирования работников:
- премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда (ч. 1 ст. 129, ст. 135 и 144 ТК РФ);
- премирование вне рамок принятой в учреждении системы оплаты труда (ст. 191 ТК РФ).

По второму из указанных оснований премии, как правило, выплачиваются к праздничным датам, профессиональным (отраслевым) праздникам, дням рождения (в т. ч. юбилеям), за выполнение особо важных работ, не входящих в круг должностных обязанностей и т. п. По сложившейся практике, такие премии не увязываются напрямую с результатами трудовой (служебной) деятельности. А если и увязываются, то неизменно вызывают у ревизоров и иных проверяющих дополнительные вопросы в связи с принятыми правилами расчета среднего заработка, определения источника финансирования и т. п.

Премии в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда относятся к стимулирующим выплатам, а вынесенные за пределы этой системы - к выплатам в рамках поощрения за труд. Первый вид премий является составной частью заработной платы работников, а второй - нет.

При этом источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Соответственно, прямой увязки видов премий с источником действующее законодательство не устанавливает.

В частности, и те и другие премии относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ бюджетной классификации РФ. Другого варианта бюджетная классификация не предусматривает. Хотя логичней было бы относить расходы на выплату разовых (единовременных) премий, производимых вне рамок системы оплаты труда, на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Но делать этого до выхода соответствующих разъяснений и (или) изменения действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, не следует.

Различаются и источники финансирования расходов на выплату премий, производимых из внебюджетных источников. Если принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. Такой вывод, в частности, сделан в письме Минфина России от 09.11.2007 № 03-03-06/1/786: так как премии к праздничным дням не относятся к выплатам стимулирующего характера, то они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли.

Соответственно, производимые из внебюджетных источников выплаты рассматриваемых разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям осуществляются из средств чистой прибыли.

При этом необходимо учитывать, что разовые и единовременные премии могут быть выплачены работникам учреждения и в рамках принятой в нем системы оплаты труда. Однако такие выплаты необходимо классифицировать исключительно как стимулирующие выплаты по оплате труда. Они должны быть предусмотрены соответствующими локальными документами учреждения, а их осуществление не должно быть напрямую увязано с событиями (в т. ч. с праздниками), не имеющими отношения к трудовой деятельности и ее показателям.

Приведенная классификация не применима в отношении выплат, производимых государственным гражданским служащим. Объясняется это положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющего в том числе состав денежного содержания и иных выплат в пользу рассматриваемой категории лиц. В соответствии с данным документом государственным гражданским служащим могут выплачиваться только премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.

Ведомственными документами определяется, в том числе, и осуществление разовых (единовременных) премий к праздничным датам. Например, согласно п. 39 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 09.12.2008 № 278(1), премирование гражданских служащих может осуществляться в том числе в связи с профессиональными и иными праздниками в пределах фонда, предназначенного для выплаты премий.

В свою очередь, в Росрыболовстве (см. приказ от 10.07.2009 № 604) гражданским служащим выплачиваются следующие виды премий2:
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременные премии в связи с юбилейными датами, выходом на государственную пенсию, в связи с государственными и профессиональными праздниками, установленными законодательством РФ.
При этом единовременные премии могут выплачиваться работникам в размере оклада месячного денежного содержания при наличии экономии по фонду оплаты труда на текущий период.

Регламентация выплаты премий

Положения ст. 191 ТК РФ не предусматривают необходимость закрепления выплаты премии в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Однако, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных на оплату труда сотрудников, их осуществление рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.). Это позволит, как минимум, легализовать осуществляемые расходы и предупредить излишние вопросы со стороны проверяющих органов.
В указанные документы достаточно включить следующие примерные нормы:

….
Номер пункта . Работникам учреждения наряду со стимулирующими выплатами по оплате труда (в т. ч. премиями и иными поощрительными выплатами) при наличии экономии фонда оплаты труда могут в рамках поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ) выплачиваться следующие разовые (единовременные) премии:
- к праздничным (ст. 112 ТК РФ) и профессиональным датам;
- к юбилеям (достижению 50, 55, 60, 65, 70-летнего возраста);
- в связи с присуждением почетных званий;
- в связи с награждением государственными и ведомственными наградами;
- в случае увольнения в связи с уходом на пенсию;
- иные премии, предусмотренные учетной политикой учреждения.
Премирование в указанных случаях осуществляется по решению руководителя учреждения на основании докладных записок заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений.
Размер премии определяется письменным приказом руководителя учреждения в пределах общей экономии по фонду оплаты труда.
В общем случае работники учреждения не имеют права на получение рассматриваемых премий. Только после того, как в принятом в учреждении порядке будет принято решение о премировании (а именно, будет издан соответствующий приказ), сотрудники смогут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты.

В отличие от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда, размеры разовых и единовременных премий могут быть ограничены. Как правило, ограничения устанавливаются в прямой зависимости от размера выплачиваемого оклада (не более одинарного, двойного и т. д. размера оклада, должностного оклада, тарифной ставки) или не более строго определенной суммы в рублях (не более 1000, 5000 руб. и т. п.). Положения об ограничении премий также могут быть закреплены в коллективном договоре, положении об оплате труда и (или) иных локальных нормативных актах.

В обязательном порядке учреждению следует определять дополнительное основание для ограничения сумм выплачиваемых премий - к примеру, экономия по фонду оплаты труда.

Перечень премируемых работников определяет руководитель или иное уполномоченное им должностное лицо путем издания письменного приказа. Так как выплата разовой премии не является гарантированной, то лица, не включенные в перечень премируемых сотрудников, фактически не могут рассчитывать на возможность оспорить принятое работодателем решение в соответствующих органах. Этим рассматриваемая премия также отличается от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда.

В отношении последних в коллективном договоре и (или) локальных документах необходимо определять показатели и условия премирования, при достижении или выполнении которых у работника возникает право выдвигать требования о премировании, а также механизм снижения (депремирования) или лишения выплачиваемой премии. В части разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям данные положения не являются обязательными для включения в приведенные выше документы. Наряду с этим учреждение вправе (но не обязано) дополнительно обозначить критерии, которыми оно будет руководствоваться при определении перечня поощряемых работников и размеров выплачиваемых сумм.

При осуществлении премирования к профессиональным праздникам (датам) рекомендуется учитывать нормы Указа Президента РФ от 20.01.2000 № 84 "Об утверждении Правил установления профессиональных праздников и памятных дат", а также - официальный характер соответствующей даты. До настоящего времени некоторые даты носят статус профессионального праздника неофициально. Например, День учителя (5 октября) и День юриста (3 декабря) обладают официальным статусом (в соответствии с Указами Президента РФ от 03.10.1994 № 1961 "О праздновании Дня учителя", от 04.02.2008 № 130 "Об установлении Дня юриста"), а День бухгалтера (25 ноября) и День кадровика (24 мая или 12 октября) - нет.

В отношении государственных гражданских служащих выплата единовременных премий может быть предусмотрена исключительно соответствующим нормативным правовым актом, изданным представителем нанимателя. Государственный орган не вправе определять дополнительно условия осуществления рассматриваемой выплаты.
"Праздничные" премии муниципальным служащим также должны осуществляться в строгом соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов (законов субъектов РФ и т. д.).

Порядок документального оформления выплаты премий

Выплачиваемые на основании ст. 191 ТК РФ разовые (единовременные) премии в обязательном порядке должны оформляться типовыми формами № Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника" или № Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников". Обе указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 и обязательны к применению в том числе и бюджетными учреждениями. Работодатель может оформлять премии, относимые к выплатам по оплате труда, и иные поощрительные выплаты обычными (оформленными по общим правилам документооборота) письменными приказами (распоряжениями).

Основанием для издания приказов по форме № Т-11 или Т-11а являются представления (докладные записки) уполномоченных должностных лиц учреждения (заместителей руководителя, начальников структурных подразделений и т. д.). Именно в указанных приказах (распоряжениях) прописью и цифрами приводится конкретная сумма выплачиваемой премии.

Изложенный порядок оформления выплаты премий рекомендуется закрепить в принятом в учреждении графике документооборота. Приказ подписывает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. После подписания приказ должен быть доведен до сведения работника (объявлен) под роспись, а записи о поощрении должны найти свое отражение также в личной карточке и трудовой книжке работника. В этом состоит отличие между премированием вне системы оплаты труда и премированием в рамках заработной платы.

Учет премий при расчете среднего заработка

Учреждения и иные участники бюджетного процесса довольно часто прибегают к исчислению среднего заработка. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством предусматриваются разные методики расчета средней заработной платы. В частности, необходимо четко выделять следующие из них:
- методику, принятую для случаев, предусмотренных трудовым законодательством (средний заработок за отпуск, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средняя заработная плата за период служебной командировки и т. п.);
- методику, принятую для исчисления пособий по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком);
- методику определения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих за период отпуска, служебной командировки и в некоторых других случаях.

Первая из приведенных методик расчета среднего заработка основывается на положениях ст. 139 ТК РФ и постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". При этом для расчета средней заработной платы могут учитываться только предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от их источников финансирования. Это означает, что в состав учитываемых выплат могут включаться только выплаты (включая премии) по оплате труда.

Разовые и единовременные премии, выплачиваемые к праздникам, юбилейным датам и другим подобным событиям, не относятся к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, при оплате дней командировки и т. д., они не могут учитываться. На это, в частности, указано в письме Роструда от 23.10.2007 № 4319-6-1.
При исчислении среднего заработка учитываются разовые и единовременные премии (за исключением выплачиваемых к праздникам, юбилейным датам и т. д.), которые могут быть отнесены к заработной плате.

Но при условии, что такие премии предусмотрены в принятых в учреждениях положениях об оплате (премировании) работников. Об этом сказано в письме Роструда от 05.02.2007 № 274-6-0.
Расчет пособий по государственному социальному страхованию производится по правилам, регламентированным ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

С 1 января 2010 г. в средний заработок включаются все виды выплат и вознаграждений, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС России. Ранее в состав учитываемых выплат включались только выплаты по оплате труда, на которые начислялся единый социальный налог.

Так как разовые (единовременные) премии к праздникам и т. п. событиям не относятся к выплатам по оплате труда, до 2010 г. они не должны были учитываться при расчете пособий по государственному социальному страхованию (несмотря на то, что в бюджетном секторе на такие выплаты в полной мере начислялся единый социальный налог).

С 2010 г. рассматриваемые премии в полной мере учитываются при расчете среднего заработка, принимаемого для целей определения суммы пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, так как теперь не имеет значения, являются ли они составной частью заработной платы или нет. По Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в ФСС России начисляются на любые премии, в связи с этим данные премии учитываются при расчете пособий по государственному социальному страхованию.

При расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период оплачиваемых отпусков, а также в некоторых других случаях учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий. На это указано в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562(3).

Предусмотренная ТК РФ классификация разовых (единовременных) премий не применяется в отношении денежного содержания государственных гражданских служащих. Однако для того, чтобы выплачиваемые к праздникам разовые премии могли учитываться при расчете содержания за отпуск (компенсации за отпуск), они должны называться "за выполнение особо важных и сложных заданий". Иные разовые премии не могут учитываться при расчете содержания, т. к. это не предусмотрено вышеуказанными Правилами.
Порядок выплаты денежного содержания государственным гражданским служащим органов власти субъектов РФ и муниципальным служащим определяется законодательством соответствующего субъекта РФ.

Соответственно, при принятии решения о том, в каком порядке рассчитывать содержание за период отпуска и иных событий, в каждом конкретном случае следует исходить из соответствующих нормативных правовых актов конкретного субъекта РФ.

Вопросы налогообложения

Выплачиваемые к праздничным датам премии (независимо от их увязки с выплатами по оплате труда) облагаются налогом на доходы физических лиц, а с 1 января 2010 г. - и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Для целей налогообложения указанных выплат до 1 января 2010 г. ЕСН был важен источник их финансирования. Разовые (единовременные) премии вне рамок системы оплаты труда, выплачиваемые из внебюджетных источников, не должны были облагаться ЕСН. Основание - выплата из средств чистой прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ). Премии, выплачиваемые из бюджетных источников, должны были облагаться ЕСН в любом случае.

В части налога на прибыль приуроченные к праздничным датам разовые (единовременные) премии, которые не являются выплатами по оплате труда, не могут уменьшать налоговую базу. Вместе с тем, как указывалось ранее, учреждение вправе выплачивать (в т. ч. из внебюджетных источников) своим работникам разовые премии и в рамках принятой системы оплаты труда. В этом случае расходы могут признаваться в целях налогообложения прибыли4. Главное, чтобы осуществление такого премирования было предусмотрено коллективным договором, локальными документами учреждения, и выплата премий была увязана с производственными результатами (без упоминания праздничных дней и т. п. случаев).

Итак, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, согласно ТК РФ существует два основания для премирования работников: премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда и стимулирование вне рамок этой системы. Выплаты первого вида включены в оплату труда, второго - нет. Ко второму виду премий относятся, в том числе, "особые" выплаты, приуроченные к праздничным датам, профессиональным праздникам, дням рождения и юбилеям, за особые заслуги (выполнение особо важных работ).

Источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Впрочем, это правило не распространяется на государственных гражданских служащих: им могут выплачиваться премии только за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.
Во-вторых, разовые (единовременные) премии могут быть выплачены работникам и как часть оплаты труда. Но в этом случае они должны подаваться исключительно как выплаты в рамках системы оплаты труда, а возможность таких выплат должна быть предусмотрена внутренними документами организации.

В-третьих, законодательство не обязывает учреждения закреплять выплаты премий в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Но, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных для оплаты труда сотрудников, с целью предупреждения излишних вопросов со стороны проверяющих органов осуществление таких выплат рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.).

В-четвертых, принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. До 2010 г. для обложения ЕСН был важен источник финансирования премиальных выплат: премии, выплачиваемые за счет бюджетных источников, облагались ЕСН, а выплаты вне рамок системы оплаты труда были освобождены от налогообложения как ЕСН, так и налогом на прибыль. Впрочем, по своему усмотрению руководство учреждения вправе премировать своих работников и в рамках системы оплаты труда (даже из внебюджетных источников).

Иными словами, наиглавнейшие условия осуществления разовых (единовременных) выплат по особым случаям - их закрепление в коллективном договоре и локальных документах учреждения и привязка выплат к производственным результатам.

1Приказ ФСТ России от 09.12.2008 № 278 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по тарифам".

2 Приказ Росрыболовства от 10.07.2009 № 604 "Об утверждении положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федерального агентства по рыболовству".

3 Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".

Впервые проблемы защиты мирного населения приобрели общегосударственное значение в России во время Первой мировой войны (1914-1918), когда в военных действиях стала применяться боевая авиация, способная наносить бомбовые удары по населенным пунктам и объектам, расположенным далеко за линией боевых действий.

Историки определили 1918 год начальным этапом зарождения системы, отвечающей за защиту населения в стране. В феврале 1918 года, когда германские войска, нарушив перемирие, начали наступление на Петроград (ныне Санкт-Петербург), были приняты все меры для противовоздушной и противохимической обороны города. Впервые в истории страны Революционным комитетом обороны Петрограда были разработаны правила поведения населения при воздушном нападении противника.

В дальнейшем в связи с наращиванием и совершенствованием военной авиации руководство СССР стало принимать действенные меры по защите населения от воздушного нападения противника. Было принято ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной и противохимической обороны страны. В 1929 году в военных округах создали управления противовоздушной обороны , в состав которых были включены службы — инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки. В 1931 году были образованы также другие службы — противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил "Положение о противовоздушной обороне страны". Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха .

Этим актом было положено начало создания МПВО — основы будущей системы Гражданской обороны СССР. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения гражданской обороны страны.

В дальнейшем происходило развитие и укрепление противовоздушной обороны силами местных органов власти на объектах народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны система противовоздушной обороны страны внесла свой вклад в защиту Родины.

Бойцы противовоздушной обороны ликвидировали последствия более 30 тысяч налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тысяч серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тысяч авиабомб и почти 2,5 миллионов снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тысяч загораний и пожаров.

В послевоенный период система защиты населения совершенствовалась с учетом появления ядерного, бактериологического и новых видов химического оружия.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система — Гражданская оборона СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года принято "Положение о Гражданской обороне СССР".

В марте 1976 года было утверждено новое "Положение о гражданской обороне Союза ССР", в котором определено, что ГО СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны впервые предписывалось осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. В результате всех проведенных мероприятий была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система.

Рост количества и масштабов в 1980-е годы возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера привел к пониманию, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. В связи с этим 30 июля 1987 года правительство СССР приняло постановление о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на нее были возложены задачи защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.

Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре правительства СССР Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года — Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР .

В начале 1990-х годов началось создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, был образован Российский корпус спасателей, на базе которого позже сформировали Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). В его состав вошли войска гражданской обороны.

После ряда реорганизаций в 1994 году ГКЧС преобразовали в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон "О гражданской обороне", который дал возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения ее готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

С 1999 года началось реформирование войск гражданской обороны , были сформированы спасательные центры. Позже в ведение МЧС России переданы: Федеральная противопожарная служба (2001), Государственная инспекция по маломерным судам (2003) и военизированные горноспасательные части (2010).

В ноябре 2007 года постановлением правительства РФ было утверждено "Положение о гражданской обороне Российской Федерации", которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в РФ, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования (СВФ) МЧС России.

В настоящее время общая группировка СВФ МЧС России составляет 7223 военнослужащих , в том числе в спасательных центрах — 4460 военнослужащих, из них на ежедневное дежурство заступает 439 человек и 130 единиц техники. Группировка организационно состоит из 10 спасательных воинских формирований МЧС России и пяти авиационно-спасательных центров.

В сентябре 2011 года указом президента РФ были утверждены основы единой государственной политики России в области гражданской обороны на период до 2020 года, а в конце 2016 года — на период до 2030 года.

Характерной чертой нового облика гражданской обороны является то, что ее подготовка и ведение должны осуществляться, как и всей обороны страны в целом, исходя из принципа стратегической мобильности. Суть этого принципа состоит в создании возможностей для поэтапного наращивания мероприятий во времени и пространстве в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств гражданской обороны в нужное время и в нужном месте. Реализация принципа стратегической мобильности предполагает наличие высокомобильных, технически оснащенных и профессионально подготовленных сил, способных прикрывать отдельные города и целые территории, мобильных резервов средств защиты и жизнеобеспечения для пострадавшего населения.

В День гражданской обороны России проходят праздничные мероприятия : торжественные посвящения в кадеты МЧС России, выставки специализированной пожарно-спасательной техники, эстафеты и многие другие.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Приказ МЧС России от 3 сентября 2018 г. № 367 “О внесении изменений в Порядок применения к сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы мер поощрения, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2016 N 701” (не вступил в силу)

Министр Е.Н. Зиничев

Приложение
к МЧС России
от 3.09.2018 № 367

Изменения, вносимые в Порядок применения к сотруднику федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы мер поощрения, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2016 N 701

1. Пункт 9 Порядка дополнить словами:

"от 28.04.2017 N 197 "Об утверждении Порядка присвоения первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава6 ".

2. Сноску 2 к пункту 9 Порядка дополнить словами:

"с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 06.04.2012 N 180 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 мая 2012 г., регистрационный N 24313), от 28.06.2012 N 372 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 июля 2012 г., регистрационный N 25039), от 06.12.2012 N 742 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2013 г., регистрационный N 26942), от 08.12.2014 N 689 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2014 г., регистрационный N 35405).".

3. Сноску 4 к пункту 9 Порядка дополнить словами:

"с изменениями внесенными приказами МЧС России от 28.11.2013 N 764, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 марта 2014 г., регистрационный N 31587), от 11.02.2015 N 66 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2015 г., регистрационный N 36260), от 26.05.2015 N 261 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2015 г., регистрационный N 37621), от 30.03.2016 N 156 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2016 г. регистрационный N 42493)".

4. Пункт 9 Порядка дополнить сноской 6

"зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2017, регистрационный N 46861".

Обзор документа

Изменениями скорректирован ссылочный аппарат порядка в связи с утверждением процедуры присвоения первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.

Также были изменены правила обеспечения денежным довольствием сотрудников ФПС.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ25.09.2017 Москва № 396

О поощрении сотрудников МЧС России в ознаменование празднования 85-й годовщины образования гражданской обороны Российской Федерации

Во исполнение Указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации МЧС России выполняет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие структуры Министерства осуществлен переход системы МЧС России на трех уровневую систему управления и финансирования в целях повышения эффективности деятельности с учетом современных социально-экономических условий и требований по сокращению расходов не текущее содержание.Высвободившиеся финансовые средства при реализации вышеуказанных мероприятий направляются на социальную поддержку сотрудников МЧС России, повышение эффективности деятельности органов управления и подразделений, модернизацию пожарно-спасательных и других подразделений, реагирующих на чрезвычайные ситуации, последствий и бедствий.

Вместе с тем, этот год – юбилейный для гражданской обороны нашей страны. Свое 85-летие отмечает система, ставшая одним из гарантов безопасности государства.

На всех этапах развития гражданская оборона обеспечивала безопасность государства, повышала уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.

В историю гражданской обороны вписано немало героических страниц. Наиболее яркая из них – вклад в победу бойцов местной противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны.

Силами МПВО осуществлялось обезвреживание авиабомб, ликвидировались пожары и возгорания, восстанавливались здания, предотвращались аварии, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. Благодаря этому удалось спасти миллионы жизней, сохранить тысячи стратегически важных объектов экономики и памятников культуры.

С годами система гражданской обороны крепла, доказываю свою значимость и состоятельность.

Сегодня гражданская оборона Российской Федерации – это мощная система, включающая огромный материальный, технический и человеческий потенциал, который направлен на обеспечение безопасности государства и его граждан от опасностей, возникающих при военных конфликтах, и от угроз природного и техногенного характера.

В современных условиях гражданская оборона решает широкий спектр задач и играет исключительную роль в предупреждении и ликвидации последствий ЧС, пожаров и техногенных катастроф, в повышении уровня подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Силы гражданской обороны последовательно увеличивают свой потенциал, активно осваивают современную технику и передовые технологии, улучшают подготовку личного состава.

За профессионализм, оперативность, эффективность и готовность к работе в самых тяжелых условиях и в связи с празднованием 85-й годовщины образования гражданской обороны Российской Федерации приказываю:

Осуществить дополнительные выплаты личному составу МЧС России в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22.12.2015 № 652с, Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», приказами МЧС России от 07.12.2012 № 751 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России» (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 28.11.2013 № 763, от 26.05.2015 № 261, от 30.03.2016 № 156), от 21.03.2013 № 195 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 28.11.2013 № 764. от 11.02.2015 № 66, от 26.05.2015 № 261, от 30.03.2016 № 156), от 26.10.2006 № 616 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих МЧС России» (с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 01.04.2008 № 158, от 06.04.2012 № 180), от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» (далее – сотрудники), а также решением Президента Российской Федерации об улучшении уровня социальной защиты личного состава системы МЧС России в следующих размерах:

Военнослужащим спасательных воинских формирований, проходящим военную службу по контракту – 35,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы – 35,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Федеральным государственным гражданским служащим – 35,0тыс. руб. на каждого сотрудника;

Гражданскому персоналу поисково-спасательных формирований и центров Государственной инспекции по маломерным судам – 35,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Военнослужащим и сотрудникам территориальных органов – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Гражданскому персоналу спасательных воинских формирований – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Военнослужащим и гражданскому персоналу авиационно-спасательных центров МЧС России, Авиационно-спасательной компании – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам и работникам испытательных пожарных лабораторий МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам. работникам и гражданскому персоналу научно-исследовательских институтов МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Военнослужащим, сотрудникам, гражданскому персоналу и работникам образовательных организаций МЧС России высшего профессионального образования – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Гражданскому персоналу медицинских учреждений МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Сотрудникам и работникам учебных центров дополнительного образования МЧС России – 30,0 тыс. руб. на каждого сотрудника;

Работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы – 25,0 тыс. руб. на каждого сотрудника.

Финансово-экономическому департаменту в срок до 26.09.2017 года довести казенным учреждениям дополнительные лимиты бюджетных обязательств на указанные выплаты.

Начальникам территориальных органов МЧС России:

Организовать работу по контролю за осуществлением поощрительной выплаты сотрудникам в строгом соответствии с указанными размерами;

Доложить о проделанной работе и произведенных выплатах в срок до 03.10.2017года через Финансово-экономический департамент.

Руководителям учреждений и организаций МЧС России в срок до 02.10.2017года обеспечить выплату и доложить в установленном порядке.

Начальникам бюджетных и автономных учреждений (организаций) МЧС России произвести выплату за счет средств учреждения.

Возложить на руководителей территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России персональную ответственность за своевременное и полное обеспечение личного состава дополнительными выплатами в связи с празднованием 85-й годовщины образования гражданской обороны Российской Федерации и выполнение настоящего приказа.

Главному управлению подготовки совместно с Управлением информирования населения организовать проведение разъяснительной работы о размерах и порядке поощрительных выплат личному составу МЧС России к 85 годовщине гражданской обороны.

Министр В.А. Пучков

Реклама

Ежегодно 27 декабря спасатели РФ празднуют свой профессиональный праздник. 27 декабря 1990 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР образован Российский корпус спасателей. Дата принятия этого постановления считается временем образования МЧС и является Днем спасателя.

МЧС России направит 6 миллиардов рублей для выплаты социальных премий и надбавок сотрудникам реагирующих подразделений министерства. Об этом сегодня на расширенной коллегии МЧС заявил глава ведомства Владимир Пучков.

"На федеральном уровне есть ресурсы. Мы направляем 6 миллиардов рублей на места, но требую, чтобы каждая копейка дошла до людей. Это премия ко Дню спасателя и дополнительное материальное стимулирование людей", - сказал Пучков. Министр дал поручение произвести выплаты сотрудникам до 25 декабря.

Премия пожарным к Новому году 2018: Приоритетами для выплат обозначены дежурные караулы и реагирующие подразделения

Министр предупредил об ответственности начальников региональных центров и руководителей ГУ МЧС за работу по доведению выплат до личного состава МЧС. "Персонально предупреждаю всех руководителей о неукоснительном выполнении требований нормативно-правовых документов и своевременного доведения денежного довольствия и заработной платы, всех положенных социальных выплат и надбавок до личного состава. Приоритет этой работы - дежурные караулы и реагирующие подразделения - все те, кто непосредственно тушат пожары, ликвидируют ЧС, реагируют на ДТП и выполняют задачи в сложнейших условиях", - отметил министр.

Пучков подчеркнул, что не все руководители на местах осознают важность и ответственность этой работы, поэтому в 2017 году в целях дальнейшей оптимизации будет организована трехуровневая система финансирования: федеральный бюджет, на уровне субъекта и непосредственно в реагирующих подразделениях. По словам главы МЧС, это делается для того, чтобы усилить контроль за распределением средств бюджета и исключить случаи социальной несправедливости в отношении младшего начальствующего и рядового составов боевых подразделений.

"В этом году мы приняли беспрецедентные меры по оптимизации бюджета для того, чтобы обеспечить личный состав МЧС России всеми обязательными выплатами социального характера, жестко спрашивали с руководителей, попрощались с некоторыми начальниками поисково-спасательных и пожарно-спасательных отрядов, начальниками территориальных органов", - сказал он, отметив, что несмотря на общее сокращение расходов министерства, не было допущено уменьшения финансирования на оснащение реагирующих подразделений пожарно-спасательной техникой и оборудованием.

Премия пожарным к Новому году 2018: объемы лимитов бюджетных обязательств доведены для обеспечения выплаты премий ко Дню спасателя

Основную роль в проведении поисково-спасательных работ играют спасатели МЧС. Они всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в дыму и огне пожаров, в искореженных транспортных средствах, на затопленных территориях. Они постоянно несут службу, оперативно реагируют на любые сигналы о необходимости оказания помощи людям, попавшим в беду.

Как пояснил директор финансово-экономического департамента МЧС Станислав Писчунников, объемы лимитов бюджетных обязательств доведены для обеспечения выплаты премий ко Дню спасателя. Так, сотрудникам Федеральной противопожарной службы (ФПС) будет выплачено по 30 тысяч рублей, федеральным государственным гражданским служащим по 25 тысяч рублей, военнослужащим и сотрудникам территориальных органов по 25 тысяч рублей, военнослужащим спасательных воинских формирований - по 20 тысяч рублей, работникам поисково-спасательных отрядов и ГИМС - по 10 тысяч рублей.

Традиционно в этот день проходят различные торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные Дню спасателя. Сотрудников служб спасения поздравляют первые лица государства, коллеги и руководство, в средствах массовой информации им посвящены фильмы и передачи.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.