ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.
Выделяют следующие признаки государства:
· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;
· Административно-территориальная организация населения страны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);
· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управления (органы законодательной и исполнительной власти);
· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);
· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и региональной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. д.).
Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее развитие общества; внешние функции - направления деятельности в отношениях с другими государствами.
Внутренние функции:
· политическая функция заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социального согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;
· экономическая функция призвана обеспечить нормальное функционирование и развитие экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, установления нормативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;
· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоятельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.
Внешние функции:
· оборона страны;
· свобода поддержания мирового порядка;
· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);
· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем
Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства относятся:
· правотворчество – разработка и принятие законов и иных нормативных актов;
· правоприменение – государственно-властная деятельность специально уполномоченных органов власти по реализации норм права;
· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.
К неправовым формам осуществления функций государства относятся:
· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;
· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;
· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;
· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.
Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.
Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).
Для конституционной (ограниченной) монархии характерно ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами. По степени ограничения конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.
В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует парламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитических функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.
В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими только в результате инициативы правительства или какого-либо другого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо политического кризиса.
Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Республики характеризуются следующими чертами:
· выборностью органов государственной власти на определенный срок;
· производным от народного суверенитета характером государственной власти;
· юридической ответственностью главы государства.
Современные республики подразделяют на четыре формы: парламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республику, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).
В парламентарной республике важнейшим органом государственной власти является парламент и в качестве самостоятельных органов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осуществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.
В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существует три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогательного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого целого принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.
Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламентарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике велика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и должно опираться на парламентское большинство, несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Таким образом, при смешанной форме республиканского правления глава государства становится ключевой фигурой в государственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.
В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль представительных и судебных органов в этих странах невелика, а практически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределено заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находятся под контролем государства, а реально – под контролем правящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.
Форма государственного устройства – это политико-территориальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти.
В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.
1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Государственные образования внутри федерации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (например, Индия, Канада).
2. Унитарное государство – это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образования (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).
· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнительно новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в федерацию.
· государства уния – сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве примера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., приведшую к созданию единого государства.
· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерациями были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превращающейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).
Политический режим – это совокупность способов и приемов осуществления государственной власти, определяющих конкретное выражение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.
Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой характер государства), многообразием политических взглядов и убеждений.
Авторитарный политический режим является одной из разновидностей недемократических режимов. Для него характерна монополия правящей власти на политическую деятельность, концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.
Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.
Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).
Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).
Тема 1
Предмет и методология теории государства и права
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права.
2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук.
3. Современное состояние теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
Дополнительная литература:
1. Брызгалов А.И. О некоторых теоретико-методологических проблемах юридической науки на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 4. – С. 17-22.
2. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. – 2004. – № 7. – С. 5-11.
3. Панов Н.И. Методологические аспекты формирования понятийного аппарата юридической науки // Правоведение. – 2006. – № 4. – С. 18-29.
4. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. – 2004. – № 12. – С. 61-64.
5. Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. – 2003. – № 1. – С. 103-106.
6. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 22-30.
1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права
В познании окружающего мира особое место занимает наука , т.е. система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития. Ее цель – получение и систематизация знаний о действительности.
Каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Понятие объекта исследования шире понятия предмета.
Объект исследования науки – это те явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей.
Предмет исследования – часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает.
Объект может быть общим для ряда наук, а вот предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.
Наука имеет сложную структуру и делится на естественные (математика, астрономия, химия и др.) и гуманитарные (общественные) науки – история, философия, политология, экономическая теория и др.
К гуманитарным наукам относится и юридическая наука – область человеческой деятельности, изучающей государство и право как самостоятельные, но органично взаимосвязанные между собой важные сферы жизни общества.
Юридическая наука имеет свою собственную структуру, организованную по предмету изучения:
1. Общетеоретические и исторические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений).
2. Отраслевые юридические науки (науки конституционного, гражданского, уголовного, трудового права, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права и т.д.).
3. Науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор и др.)
4. Науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное частное право).
5. Прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, криминология).
В теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками.
Предмет теории государства и права составляют:
1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;
3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.
Теория государства и права как юридическая наука представляет собой систему объективных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также органически связанных с ними и сопутствующих им иных социальных явлениях и процессах.
Теория государства и права как учебная дисциплина призвана на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном, логически последовательном и доступном виде теоретические понятия, принципы и ценности юриспруденции.
Теория государства и права как учебная дисциплина полностью базируется на данных теории государства и права как науки и в главном отличается от последней только своим обучающим характером. Полученные научные знания систематизируются и в концентрированном виде укладываются в рамки учебного курса. При этом обращается внимание на краткость и четкость формулировок, логику изложения, доступность языка.
2. Соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучающими государство и право. Теория государства и права в системе юридических наук
Теория государства и права взаимосвязана со многими гуманитарными науками.
Прежде всего она связана с историей , изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Принцип историзма является одним из основных принципов теории государства и права. Он означает, что государственно-правовые явления и процессы надо изучать в развитии, т.е. рассматривать то, как возникают государство и право, какие основные этапы проходят в своем развитии, чем они стали в настоящее время, каковы их дальнейшие перспективы.
Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой . Теория государства и права рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.
Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией . Основываясь на политических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.
Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками . Она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития и занимает ведущее место в системе юридических наук. Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые.
С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал других юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук.
3. Современное состояние теории государства и права
В связи с переходом России в новую систему экономических, политических и социальных отношений изменяются и научные основы теории государства и права.
Длительное время отечественная теория государства и права базировалась на марксистко-ленинском понимании государственно-правовых явлений и процессов, опиралась на классовый подход к государству и праву.
В современной теории государства и права, с одной стороны, произошел отказ от догм марксистко-ленинского этапа развития общественной юридической науки, а с другой – утверждение общедемократических, гуманистических идеалов.
Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться современные буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятна демократическая ценность конституционной законности и верховенства законов в борьбе с произволом, тоталитаризмом. По-иному выглядит и вся проблематика прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований – государства, нации, народа.
4. Методология теории государства и права
Если знание предмета теории государства и права позволяет четко отвечать на вопрос, что изучает эта наука, то знание методологии позволяет дать ответ на другой важнейший вопрос: как наука это делает, с помощью каких приемов и методов.
Методология науки представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности.
Метод науки – это способ постижения и исследования реальной действительности.
Метод теории государства и права представляет собой объективно существующую совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет данной науки.
Методы подразделяются на общие , которые распространяются на множество наук и все разделы и стороны данной науки, и частные (частнонаучные) , используемые для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон интересующей нас науки.
К общим методам изучения теории государства и права можно отнести:
1) исторический материализм , т.е. распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Согласно требованиям метода материалистической диалектики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. И изучаться они должны не в статике, а в динамике, развитии;
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5
Глава первая. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА 5
Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 13
Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 30
Глава четвертая. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 43
Глава пятая. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА 60
Глава шестая. ФУНКЦИИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 85
Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 96
Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 104
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 154
Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 154
Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ 180
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 193
Глава двенадцатая. ФОРМА ПРАВА 206
Глава тринадцатая. НОРМА ПРАВА 220
Глава четырнадцатая. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРАВА 228
Глава пятнадцатая. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 237
Глава шестнадцатая. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 250
Глава семнадцатая. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 261
Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ 273
Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 278
Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 293
Глава двадцать первая. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 301
Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 312
Учебник, написанный в соответствии с курсом «Теория государства и права» для юридических вузов, качественно отличается от выходивших ранее книг по этой дисциплине. Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных догм и методов, существенно обновляет и переосмысливает вопросы возникновения, развития и функционирования государства и права.
Книга, посвященная современной теории государства и права, содержит ряд принципиально новых тем. Впервые на высоком теоретическом уровне осмыслены и изложены вопросы новых государственно-правовых процессов современного российского общества. Дается характеристика гражданского общества в его соотношении с правом и государством.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ
Предлагаемая книга посвящена современной теории государства и права; в ее основе лежат лекции, которые автор читал в Московской государственной юридической академии. Кроме того, значительную ее часть составляют предыдущие, основательно переработанные, дополненные и обновленные работы автора.*
*Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.
Меня неоднократно просили объединить все три предыдущие тома в один том с тем, чтобы читатель мог познакомиться в одной книге с представлениями автора о современной теории государства и права. Однако объединение трех томов в один потребовало существенной переработки всего материала: понадобилось убрать повторы, дополнить, обновить некоторые разделы, написать новые.
Те же из разделов, которые (в первом томе) содержат фрагменты, подготовленные автором совместно с другими сотрудниками кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии, потребовали особого внимания и переработки с тем, чтобы уточнить собственные позиции автора, устранить некоторые компромиссы. Это коснулось главным образом разделов «Сущность государства» и «Виды политических режимов». Было уточнено также участие других сотрудников в написании раздела «Функции государства». Обо всем этом в книге сделаны соответствующие сноски.
Хочу высказать еще одно замечание, не имеющее, впрочем, прямого отношения к настоящей книге, но тем не менее тесно связанное с ней. Речь идет вообще о написании учебных пособий, учебников по теории государства и права, да и по некоторым другим общественным дисциплинам, коллективами авторов, как правило, сотрудниками одной кафедры, одного научно-исследовательского отдела соответствующего института. По моему мнению, это еще один из реликтов прежней отечественной теории государства и права, ее марксистско-ленинского этапа. На этом этапе предполагалось, что весь авторский коллектив, а в него включались порой десятки сотрудников, независимо даже от того, сколь мала бы ни были доля каждого, исповедует единомыслие, базирующееся на догмах марксизма-ленинизма, и потому не так важно, кто участвует в подготовке тех или иных разделов (глав, параграфов, отдельных фрагментов). Все материалы все равно в главном будут соответствовать незыблемым, даже «вечным» истинам марксистско-ленинской теории государства и права, содержать известный набор цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма. Словом, коллективный учебный труд будет соответствовать заранее заданным «основополагающим» идеям, установкам, исключать персональную научную ответственность, иметь дополнительную искусственную научную весомость. Пожалуй, поэтому такие методы написания учебников и получили широкое распространение в прошлом. Да и в настоящем такие рецидивы имеют место. Впрочем, в последнее время появились интересные работы по теории государства и права, имеющие строго индивидуализированных авторов.
Следует заметить также, что этот коллективный творческий труд резко отличается от традиций дореволюционной русской теоретико-юридической мысли, да и современной мировой практики. Каждый крупный русский дореволюционный ученый-юрист был автором своих работ, не нуждался в присяге на единомыслие, на обсуждение и обязательное одобрение коллективом кафедры своих трудов, не скрывался за коллективной ответственностью. Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л. Петражицкий и многие другие – яркие примеры именно такого отношения к юридическому теоретическому знанию. (Впрочем, одно наличие самостоятельной работы еще не свидетельство масштабности ученого.)
Кроме того, в прошлом одной из бед многолюдства на пятачках тех или иных теоретических параграфов являлся порой и научный компромисс по теоретико-юридическим вопросам.
«Минное поле», которое оставила марксистско-ленинская теория государства и права, еще далеко не разминировано и один из «фугасов» как раз схоронили в приверженстве к коллективным формам подготовки учебников и учебных пособий, когда порой и не разберешь «кто есть кто» и о чем в целом идет речь.
Не скрою, предлагаемая книга знаменует известный разрыв и с привычными способами подготовки теоретических монографий, учебников в области государства и права, и с представлениями о государстве и праве, характерными для предыдущего этапа теоретико-правовой мысли. Но разрыв этот, как я надеюсь, не содержит зряшного голого отрицания, а удерживает и все то положительное, что было добыто и накоплено на предыдущем этапе.
Книга содержит сведения о современной теории государства и права, т.е. о таком уровне теоретического знания в области государства и права, который вобрал в себя и обобщил новые данные о происхождении этих социальных институтов, состоянии этих институтов на первых этапах появления и дальнейшего развития, о новых формах и типах государственности, о методологических продвижениях юридической науки, новой идеологической функции теоретического знания в условиях кризиса марксистско-ленинского обществоведения, о путях формирования гражданского общества и правового государства и о многих других государственно-правовых процессах и явлениях, с которыми человечество собирается войти в XXI век.
Потребность подготовить, в том числе для юридических вузов, такую книгу по теории государства и права, которая отличалась бы качественно от имевшейся литературы по этой дисциплине, назрела давно. Слишком очевиден был разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали к концу XX века состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в особенности.
К этому времени существенно обогатилось научное знание о весьма важных сторонах возникновения, развития и функционирования государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
В отечественной юридической науке разразился методологический кризис. Постепенно окостеневавшая и догматически толкуемая марксистско-ленинская методология, которая лежала в основе всех монографий, учебников и учебных пособий по теории государства и права, уже не могла быть использована для познания и объяснения новых государственно-правовых явлений и процессов. Возникла необходимость сформировать новую, современную методологическую базу.
Кризис социалистической идеи в том виде, в каком она была осуществлена в тоталитарном социалистическом государстве и его правовой сфере, явился одновременно кризисом марксистско-ленинской теории государства и права.
Вместе с тем автор стремился – при существенном обновлении и переосмыслении многих вопросов возникновения, развития и функционирования государства и права, при решительном отходе от вульгаризированных догм и методов – удерживать и развивать то ценное, что действительно было накоплено в движении государственно-правовой мысли, в том числе и на ее марксистско-ленинском направлении.
В книге по-новому решаются методологические вопросы, а также меняется привычная структура изложения материала. В ней сделан переход от сложившейся ранее марксистско-ленинской «энциклопедии государства и права», когда основное внимание уделялось дефинициям, почерпнутым из трудов Маркса, Энгельса, Ленина, к освещению подлинной государственно-правовой проблематики. Вместе с тем автор стремился привлечь внимание читателя к базовым понятиям, которые будут использоваться при изучении других юридических наук.
Теория государства и права, представленная в книге, не является марксистско-ленинской, а стремится учесть все богатство современной государственно-правовой мысли. В ней проводится идея, что многие взгляды Маркса, Энгельса, Ленина были обусловлены уровнем знаний XIX – начала XX века, политической борьбой, конкретно-историческими условиями. Специальное место отведено критике сталинизма и неосталинизма по вопросам теории государства и права.
По-иному ставится вопрос о немарксистских теориях, в том числе представленных трудами выдающихся дореволюционных русских юристов и современных крупных зарубежных философов и юристов. Длительное время отечественная литература по теории государства и права «очищалась» от взглядов и концепций ученых-немарксистов. Их учения подвергались критике и в лучшем случае были перенесены для критического освещения в проблематику истории политических и правовых учений. В настоящей книге автор старался выправить этот методологический перекос, ознакомить читателя с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ, в том числе российских. Однако главное внимание уделяется не столько рассмотрению различных взглядов, сколько осмыслению, описанию и объяснению реальных государственно-правовых процессов и явлений.
В книге формулируется положение, что теория государства и права состоит из двух крупных, относительно самостоятельных частей: теории государства и теории права. Тем самым происходит еще один разрыв с предыдущими государственно-правовыми догмами, а именно: с утверждениями о неразрывной связи государства и права, о праве как результате исключительно государственного развития общества.
Прослеживая реальные связи между государством и правом и включая их в предмет своего рассмотрения, автор после общей характеристики этих социальных институтов сосредоточивает в первой части книги свое внимание на теории государства, т.е. на теоретических вопросах, относящихся к возникновению, функционированию и развитию государственности у всех обществ, а также на теоретических вопросах российской государственности. Таким образом, формулируется положение об общей и специальной теории государства. Во второй части речь идет о теории права.
В книге некоторые государственные и правовые вопросы рассматриваются с позиций зарождающейся синергетики
– науки о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. Вместе с тем в книге сохраняются материалистические основы теории, исследуется связь государства и права с классовыми, национальными структурами и интересами, с материальными условиями жизни общества.
Особое внимание уделяется осмыслению новых государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе: формированию новых государственных структур, правовой системы, отражающих переход России к новому общественному строю; освещается возрастающая роль конституционной законности, эволюция формы Российского государства, в том числе процессы распада и новые интеграционные процессы, становление правового государства и др.
По-новому рассматриваются и многие конкретные теоретические вопросы. Прежде всего используются новые знания о происхождении государства и права, накопленные за сто лет после выхода в свет книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это касается перехода от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), влияния этого процесса на возникновение государства, права, государственной власти. А как известно, именно в анализе происхождения тех или иных социальных явлений и процессов и находится ключ к их пониманию, определению, обозначению.
Читатель встретится с критическим освещением формационного подхода к типологии государства и права, ознакомится с иными подходами, в том числе цивилизационным. В книге отклоняется идея прогресса государственности как перехода от одного типа государства к другому, признания социалистического типа государства и права в качестве высшего.
Автор отказался от специального тематического рассмотрения типов государства и права, а те или иные государственно-правовые институты и процессы оcвещаются на сквозном материале различных типов и форм государств. В этой связи формулируется понятие государственности, охватывающее различные типы формы государственной организации общества на различных этапах его развития. По-новому рассматриваются буржуазно-демократические государства, процессы возникновения и функционирования федерации, конфедерации, содружества, сообщества, империи, роль Российского государства на этапе перехода общества к рыночной экономике, место государства в современной политической системе, в том числе соотношение государства и партий государства и религиозных объединений. При этом учитываются реальные процессы, происходящие в российском обществе, в том числе при развитии российской государственности.
Книга содержит и ряд принципиально новых тем. В ней рассматриваются и анализируются также положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к характеристике современного Российского государства.
3- е изд. - М.: Юриспруденция, 2000 . - 528 с.
Теория государства и права. В 2 ч. Под ред. Марченко М.Н.
М.: изд. Зерцало-М; 2011. - Т.1 - 516с., Т.2 - 336с..
Учебник подготовлен в соответствии с новыми стандартами на основе обобщения и привлечения новейшего фактического материала. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов. Рекомендован Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов юридических вузов.
Часть 1.
Формат: pdf
Размер: 5 Мб
Скачать: 29
Часть 2.
Формат: pdf
Размер: 3,3 Мб
Скачать: 29 .12.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Проспект" (см. примечание)
Часть 1. Теория государства
Введение 8
Глава I. Предмет и методология теории государства и права 13
§ 1. Предмет теории государства и права 13
§ 2. Методология теории государства и права 17
Глава II. Место и роль теории государства и права в системе других
наук 24
§ 1. Политико-юридический характер теории государства и права 24
§ 2. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук
31
§ 3. Соотношение теории государства и права с другими юридическими
науками 45
Глава III. Разнообразие теорий происхождения государства и права 56
§ 1. Необходимость исследования проблем происхождения государства и
права 56
§ 2. Причины разнообразия теорий происхождения государства и права 65
§ 3. Естественно-правовая теория 75
§ 4. Договорная теория 93
§ 5. Теория насилия 104
§ 6. Другие теории происхождения государства и права 115
Глава IV. Понятие и сущность государства 118
§ 1. Понятие государства 118
§ 2. Признаки государства 121
§ 3. Сущность государства 126
§ 4. Факторы, определяющие природу и сущность государства 128
Глава V. Типология государств 133
§ 1. Типология и ее необходимость 133
§ 2. Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическая
основа и сущность рабовладельческого государства 142
§ 3. Что представляло собой рабовладельческое право? 149
§ 4. Феодальное государство и право 151
§ 5. Капиталистическое государство и право 161
§ 6. Социалистическое государство и право 168
Глава VI. Государство и право переходного типа 176
§ 1. Некоторые особенности государства и права переходного типа 176
§ 2. Основные задачи и направления деятельности государства переходного
типа 189
§ 3. Особенности развития конституционного законодательства в переходный
период 200
Глава VII. Функции государства 214
§ 1. Функции государства: понятие и основные признаки 214
§ 2. Критерии классификации и виды функций государства 219
Глава VIII. Формы государства 231
§ 1. Понятие формы государства 231
§ 2. Формы рабовладельческого государства 236
§ 3. Формы феодального государства 240
§ 4. Формы капиталистического государства 245
Глава IX. Государственный аппарат 250
§ 1. Понятие государственного аппарата 250
§ 2. Структура государственного аппарата 253
§ 3. Основные принципы организации и деятельности государственного
аппарата 260
Глава X. Разделение властей в государственном механизме 268
§ 1. Истоки, роль и назначение теории разделения властей 268
§ 2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе 278
§ 3. Теория разделения властей и современные российские дилеммы 294
Глава XI. Государство, право и экономика 306
§ 1. Соотношение государства и экономики в исторически разных
социальных системах 306
§ 2. Государственное регулирование экономики: понятие и пределы 316
§ 3. Собственность как экономическая и правовая категория.... 324
Глава XII. Правовое воздействие на экономику: понятие, формы,
тенденции 332
§ 1. Понятие и формы правового воздействия на экономику 332
§ 2. Особенности правового воздействия на экономику 343
Глава XIII. Государство, право, природа 358
§ 1. Единство общества и природы 358
§ 2. Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и
природы 362
§ 3. Международное сотрудничество в области охраны природы 368
Глава XIV. Государство и личность 372
§ 1. Общество, личность, государство 372
§ 2. Государство и правовой статус личности 375
§ 3. Правовой статус и фактическое положение человека 379
§ 4. Система прав и свобод личности 381
§ 5. Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав
человека 385
Глава XV. Государство, право и политическая система 388
§ 1. Государство как особое звено политической системы 388
§ 2. Конституционный суд в политической системе общества 395
§ 3. Нормативная основа политической системы общества 405
Глава XVI. Гражданское общество, государство и право 414
§ 1. Становление и развитие гражданского общества 414
§ 2. Гражданское общество и государство 418
§ 3. Гражданское общество и право 424
§ 4. Этапы развития государства и права в гражданском обществе 424
Глава XVII. Правовое государство 431
§ 1. Становление и развитие идеи правового государства 431
§ 2. Развитие идей правового государства в России 439
§ 3. Основные признаки и черты правового государства 452
Глава XVIII. Государство и право в условиях глобализации 465
§ 1. Методологические проблемы исследования государства и права в
условиях глобализации 465
§ 2. Воздействие глобализма на национальное государство и право 483
§ 3. Миф о формировании мирового государства и права в условиях
глобализации 500
Часть 2. Теория права
Глава I.
Современные правовые доктрины в странах Европы и США 7
§ 1. Введение 7
§ 2. Социологическая юриспруденция 9
§ 3. Психологическая теория права 14
§ 4. Нормативизм 18
§ 5. Теории естественного права 23
Глава II. Понятие и основные признаки права 28
§ 1. Определение понятия права 28
§ 2. Основные признаки права 36
§ 3. Право и закон 47
§ 4. Основные принципы права 52
Глава III. Правовые системы современности 58
§ 1. Правовые системы и критерии их классификации. Правовые семьи 58
§ 2. Англосаксонская правовая семья 71
§ 3. Романо-германская правовая семья 81
§ 4. Мусульманское право 94
Глава IV. Право в системе социальных норм 105
§ 1. Социальные нормы и их классификация 105
§ 2. Взаимосвязь права и морали 111
§ 3. Право и технические нормы 116
Глава V. Формы (источники) права 121
§ 1. Понятие и виды форм (источников) права 121
§ 2. Нормативно-правовые акты как источники права 128
§ 3. Законы. Их виды и особенности 133
§ 4. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по
кругу лиц 142
§ 5. Иные формы (источники) права 151
Глава VI. Правовой договор как источник права 157
§ 1. Общая теория договора: основные положения 157
§ 2. Особенности нормативно-правового договора как источника права 172
§ 3. Индивидуальный договор в механизме правового регулирования 185
§ 4. Международный договор в системе источников современного российского
права 200
Глава VII. Нормы права 217
§ 1. Понятие и признаки правовых норм 217
§ 2. Логическая структура правовой нормы 223
§ 3. Виды правовых норм 225
§ 4. Соотношение норм права и текстов нормативных актов 234
Глава VIII. Правовые отношения 240
§ 1. Понятие правовых отношений и их основные виды 240
§ 2. Субъекты права и участники правоотношений 247
§ 3. Содержание правоотношения 251
§ 4. Юридические факты 253
§ 5. Объекты правоотношений 257
Глава IX. Правотворчество 259
§ 1. Понятие правотворчества, его виды и принципы 259
§ 2. Законодательная процедура и ее основные стадии 264
Глава X. Реализация права 275
§ 1. Основные формы (способы) реализации права 275
§ 2. Использование, исполнение и соблюдение права 275
§ 3. Применение права 281
§ 4. Правовое регулирование и правовое воздействие 292
Глава XI. Правосознание 296
§ 1. Понятие правосознания 296
§ 2. Структура и виды правосознания 299
§ 3. Роль правосознания в жизни общества 305
§ 4. Правосознание, право и язык юридических актов 308
§ 5. Правовое воспитание граждан 312
Глава XII. Правонарушение и юридическая ответственность 316
§ 1. Понятие правонарушения 316
§ 2. Основные виды правонарушений и санкций за их совершение 319
§ 3. Основные принципы законодательного определения правонарушений и
санкции за их совершение 322
§ 4. Понятие и виды юридической ответственности 326
§ 5. Принципы юридической ответственности 328