Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Прием на работу бывшего госслужащего

Так как государственные служащие могут во время работы иметь доступ к засекреченной информации особой важности, в течение двух лет после увольнения на них накладывается ряд обязательств, в том числе и при дальнейшем трудоустройстве.

Уведомлять о приеме на работу бывшего госслужащего нужно только в том случае, если с момента его уведомления прошло не более двух лет, а его должность входит в специальный перечень (ч.2 ст. 12 Закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ).

Бывший служащий не имеет права без согласия специальной комиссии устраиваться на работу в компанию, с которой ранее взаимодействовал. Это правило введено для противодействия коррупции. Также недопустимо трудоустройство в данные организации, если предполагаемая зарплата будет больше ста тысяч рублей при заключении ГПД (в этом случае придется согласовать назначение с комиссией). Работа такой комиссии регламентирована Указом Президента № 821.

Бывший госслужащий не имеет право устраиваться в компанию, если отдельные функции по государственному управлению новой организацией раньше входили в его служебные обязанности.

Новый работодатель обязан сообщить предыдущему о заключении трудового договора с бывшим госслужащим в десятидневный срок после подписания документа. Однако такая обязанность распространяется не на все должности муниципальной или государственной службы. Перечень постов, после увольнения с которых, новому работодателю нужно сообщить о трудоустройстве, можно найти в указе Президента РФ №1574 от 31.12.2005. для муниципальной службы существует свой список, утвержденный отдельно в каждом регионе.

Должности, в отношении которых действуют правила

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557. Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Как оформить уведомление

Уведомление о приёме на работу бывшего госслужащего оформляется по правилам Постановления №700 . Обязательной формы не существует, но в документ должны быть внесены обязательные элементы:

  • полное название компании (можно оформить на фирменном бланке или с использованием углового штампа, где есть реквизиты фирмы);
  • ФИО бывшего госслужащего;
  • место и число его рождения;
  • должность, прописанная в трудовой книжке (в отношении госслужбы);

В зависимости от вида договора, заключенного с бывшим служащим, в сообщении укажите еще ряд данных.

При заключении трудового договора отразите:

  • дату и номер приказа о приеме на работу;
  • дату заключения трудового договора и срок, на который он заключен, дату начала работы, а также срок действия договора;
  • наименование должности сотрудника в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение при наличии;
  • должностные обязанности и основные направления поручаемой работы.

При заключении гражданско-правового договора укажите:

  • дату и номер договора;
  • срок договора, сроки начала и окончания выполнения работ или оказания услуг;
  • предмет договора с кратким описанием работы или услуги, а также ее результата; стоимость работ или услуг по договору.

Уведомление подписывает директор или специалист, уполномоченный приказом подписывать трудовые договоры . Документ можно отправить:

При этом в двух последних случаях одну копию уведомления нужно зарегистрировать в госоргане или муниципалитете, где служил сотрудник . Это будет доказательством того, что работодатель выполнил условие об извещении.

Ответственность за не уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Если кадровик нового работодателя не сообщит в государственное или муниципальное учреждение, в котором бывший госслужащий замещал ранее определенную должность, о приеме его на работу, трудовые взаимоотношения между сторонами не могут дальше продолжаться, и контракт о сотрудничестве, согласно ст. 84 ТК РФ, подлежит расторжению. Основание прекращения трудовых взаимоотношений в данном случае определяется п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ: нарушение определенных ТК РФ правил заключения контракта о сотрудничестве, которыми исключается возможность дальнейшего продолжения работы.

Если работодатель не поставил в известность государственный орган, где ранее служил госслужащий, то его поступок расценивается как административное правонарушение государственного порядка управления. Не уведомление работодателем предыдущее место работы госслужащего считается в качестве бездействия.

При этом на него налагается штрафная санкция, размер которой составляет для:

При этом общий срок давности для привлечения к ответственности за нарушения в части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих составляет 6 лет. Если фирма уволила работника раньше этого срока, это не освобождает ее от штрафа. Работодатель может избежать санкций в том случае, если он докажет, что сокрытие информации было не по его вине. То есть нужно доказать, что сведения скрыл именно сотрудник. В качестве доказательств можно предъявить эти аргументы:

  • Сотрудник заявил, что трудовая книжка утеряна. В связи с этим была заведена новая книжка.
  • Сотрудник был занят на основании гражданско-правового соглашения.

Вопросы – ответы

Вопрос № 1: В какой срок нужно отправить уведомление о принятии на работу бывшего госслужащего предыдущему работодателю?

Ответ: Новый работодатель обязан сообщить предыдущему о заключении трудового договора с бывшим госслужащим в десятидневный срок после подписания договора.

Вопрос №2: При принятии на работу работника, как узнать о его предыдущей должности?

Ответ : При трудоустройстве госслужащего, в его трудовую книжку записываются данные с обязательным указанием должности и места работы. Но бывают случаи, когда работник не предоставляет трудовую книжку в связи с утерей. Если предоставление этой информации умышленное тогда ответственность ложится на самого работника.

Вопрос №3 Если новые обязанности или услуги не связаны с госслужбой, нужно уведомлять госструктуру о принятии на работу?

Ответ: Да, нужно уведомлять в любом случае. В законе нет такой оговорки, что новая работа должна быть связана с прежней должностью.

Например, бывший сотрудник отдела госзакупок в администрации устроился на работу менеджером в магазин напольных покрытий. Магазину необходимо уведомить госструктуры о том, что их бывшие сотрудники теперь работают в частной фирме.

Вопрос № 4 Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной службы прошло менее двух лет, нужно сообщать по последнему месту службы?

Ответ: Работодатель обязан сообщить в десятидневный срок. Для сообщения имеет значение и размер вознаграждения. Он должен быть более 100 000 рублей в месяц. Сообщать нужно и о случаях заключения как трудовых, так и гражданско-правовых договоров.

Очень часто работодатели не соблюдают распоряжения трудового законодательства и нормативных актов об особом порядке приема на работу бывшего госслужащего. Делают они это не специально, а потому что часто недостаточно владеют информацией о том, как нужно поступать в таких ситуациях. Придерживаться же этих правил на самом деле нетрудно, особенно учитывая, какую серьёзную ответственность придётся нести за нарушения или даже платить высокие штрафы. Тем более что административное наказание работодателей, не соблюдающих установленный порядок, практикуется уже несколько лет.

Что говорит ТК РФ?

Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своём новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее. Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил, несмотря на то что прекратил деятельность в госструктурах, ещё два года после того, как сложил полномочия. Итак, что представляет собой уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Такие порядки вводятся не на пустом месте. Они обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий всё равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности. Поскольку такая информация является государственной принадлежностью и может быть даже тайной, то использование её в целях коммерческих категорически запрещено, это регламентирует ст. 79 ФЗ.

Некоторые ограничения

Кроме того, бывшие госслужащие могут пойти работать в те учреждения, с которыми контактировали во время службы в госструктуре, только после того, как будет получено согласие специальной комиссии, и если не будет иметь место противостояние интересов, возможность коррупционных действий, обоснованных тем, что две стороны имеют доступ к определённым сведениям. Но и этого недостаточно: даже при соблюдении указанных выше условий госслужащий может трудоустроиться в такую организацию только в том случае, если его заработная плата будет составлять меньше ста тысяч рублей в месяц. Если же размер предполагается более высокий, то снова нужно разрешение специальной комиссии, работа которой утверждается на законных основаниях.

Прием на работу бывшего госслужащего - дело непростое.

Обязанности бывшего госслужащего

Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве. Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Так как на законодательном уровне не установлена точная форма данного уведомления, он вправе сделать это устно. Хотя гораздо лучше всё же предъявить подобные сведения письменно, сохранив копию зарегистрированного документа, чтобы избежать элементарного человеческого фактора, когда работодатель просто может забыть о поданных устно данных, и перед сотрудником встанет проблема поиска доказательств правильности своих действий. Вообще информацию подобного рода специалист по кадрам на новом месте работы обычно может добыть без труда и сам, просто проанализировав пометки в трудовой книжке работника.

Несоблюдение бывшим госслужащим установленных законом требований приведёт к разрыву трудового договора, заключённого с ним.

Какие обязанности для работодателя предусматривает прием на работу бывшего госслужащего?

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя по отношению к принимаемому на работу бывшему госслужащему также установлены законодательно, в частности ст. 79 ФЗ. Если он заключает трудовой договор с сотрудником такого типа в двухлетний период после увольнения с предыдущей службы, то должен в течение десяти дней сообщить об этом работодателю или представителю нанимателя госслужащего на последнем месте его работы в нормативно установленном порядке. На данном этапе точная форма извещения о приёме на работу бывшего госслужащего не установлена законодательно. Но о содержащихся в ней сведениях сообщается в Постановлении Правительства РФ №700.


Какие данные указываются в уведомлении?

Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю:

  • фамилия, имя, отчество (если есть) гражданина (если вдруг они менялись, то указывать нужно прежние);
  • дата и место его рождения;
  • должность госслужбы, которая замещалась гражданином перед увольнением (эти сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращённое (если есть) название организации;
  • номер и дата распоряжения/приказа работодателя, на основании которого гражданин принимается на работу;
  • дата трудового соглашения и срок его действия (отмечается дата начала трудовой деятельности, если же договор срочный, то помимо срока указываются также причины, которые лежат в основе такого быстрого заключения);
  • номинация занимаемой сотрудников должности в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием, при наличии ещё и сведения о структурном подразделении учреждения;
  • должностные обязанности, которые будут соблюдаться на новом месте работы (с указанием основных её направлений).

Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее.

Письмо нужно оформить на бланке данного учреждения, заверить подписью руководителя или другого лица, имеющего такие полномочия, и подписавшим трудовое соглашение в качестве работодателя. Обязательно должна быть поставлена печать организации (её службы кадров). После этого письмо направляется предыдущему работодателю бывшего госслужащего не позднее, чем через десять дней. Вопрос о том, как именно отправлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на предыдущее рабочее место, всё ещё не урегулирован окончательно, поэтому работодатель может отправить его заказным письмом по почте или предоставить с курьером.


Получение сведений о госслужбе

В соответствии с нормами антикоррупционного законодательства, работодатель при неимении сведений о предыдущем месте работы может попросить своего нового сотрудника предъявить его трудовую книжку, чтобы узнать такую информацию. Работник не вправе отказывать в данной просьбе и должен сообщить о том месте, где проходила его госслужба. Если же в трудовой книжке таких сведений нет, то работодатель уже не будет нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства.

Однако в случае предъявления трудовой книжки может появиться ещё одно затруднительное обстоятельство. Суть в том, что сообщать о приёме на работу бывшего госслужащего нужно только тогда, когда его предыдущая должность входит в Перечень, утверждённый Президентом, или если его зарплата превышала отметку в сто тысяч рублей. Поскольку такие сведения не фиксируются в трудовой книжке, лучше без лишних выяснений сразу отправить уведомление предыдущему работодателю. Может ли стать бывший госслужащий предпринимателем? Разберемся.

Работа по совместительству

Стоит отметить, что как государственный, так и муниципальный служащий не могут работать по совместительству и заниматься в таком статусе любыми оплачиваемыми занятиями без письменного разрешения администрации основного места трудоустройства, поэтому о дополнительных обязанностях в другом учреждении госслужащий должен сообщать сам при любых обстоятельствах.


Нарушать установленные правила и скрыть побочный заработок сотруднику, скорее всего, не удастся даже при большом желании, поскольку законом установлено, что любой госслужащий должен обязательно уведомлять обо всех своих доходах, и сведения подобного рода не просто записываются, но и проходят очень серьёзную проверку. Поэтому каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и дохода. Права бывшего госслужащего при этом не ущемляются.

А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.

Если с работником заключён гражданско-правовой договор, работодатель также обязан сообщить в государственную структуру сведения об их бывшем работнике. Таким образом, несмотря на форму сотрудничества и документы, уведомление должно быть отправлено обязательно.

В праве ли бывший госслужащий стать индивидуальным предпринимателем?

Закон запрещает заниматься частным бизнесом тем людям, которые являются чиновниками, депутатами Государственной думы и Федерального собрания, руководителями муниципальных учреждений. Но если государственная служба оставлена, то заниматься предпринимательством не возбраняется. После увольнения можно открывать ИП без всяких ограничений.

Ответственность работника и работодателя

Чем может обернуться устройство на работу бывшего госслужащего?

Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.

Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку. Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.

А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч.

Согласно нормативам антикоррупционного законодательства, за трудовой деятельностью любого госслужащего всегда очень тщательно следят органы прокуратуры: и в период работы, и после увольнения на протяжении двух лет. Они имеют право проверки любых учреждений на базе отчётов, подающихся ими о заплаченных налогах и вновь принятых должностных лицах. Скрыть приём госслужащего в организацию точно не получится, поэтому рекомендуется уведомлять нужные структуры в определённые сроки. Ответственность бывшего госслужащего очень серьезная.

Судебная практика

Формирование широкой судебной практики по делам о приёме на работу бывших госслужащих, в сущности, началось только с конца 2010 года. Если раньше многие процессы просто разваливались из-за несовершенного законодательства в данной области и отсутствия единообразия предоставления сведений предыдущему работодателю, то сейчас, когда прошло более пяти лет, можно отметить некоторые тенденции в этой сфере.

С простыми случаями, когда госслужащие, уличённые в нарушении закона, не отрицают своей вины, всё ясно. А вот с работодателями дела обстоят несколько сложнее, что обусловлено высокими размерами штрафов. Многие нарушители стремятся всеми путями избежать ответственности, подтасовывают даты, искажают факты, и в итоге добавляются всё новые и новые отступления от закона, а значит, и новые наказания. Поскольку схема правосудия уже отработана, а в соответствующих органах имеется доступ практически к любым данным, то шутить с этим не стоит. Так что перед тем, как заключить трудовой договор с бывшим госслужащим, нужно все хорошо обдумать.

Проверяет соблюдения всех законодательных требований в сфере борьбы с коррупцией прокуратура. Когда она получает данные об увольнении какого-либо госслужащего с государственной службы, то наблюдает за его последующей карьерой ещё два года. После того как поступает информация об устройстве данного гражданина на новое место, нынешний работодатель становится объектом пристального внимания. Если в течение десяти дней он не направил требующееся уведомление, то прокуратура запускает проверку: посылает запросы и повестки, открывает дела, которые могут оказаться как простыми, так и сложными, если говорить условно. Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего представлен ниже.

Выше уже говорилось о том, что часто работодатель (преимущественно лицо юридическое) не отрицает явное нарушение законных требований. С этим связан тот факт, что на данном этапе возбуждают дела чаще всего по отношению к должностным лицам (не юридическим). Но, если обстоятельства очевидны, а работодатель продолжает упорно сопротивляться, то прокуратура может привлечь к ответственности и юридическое лицо, к которому применяются более строгие санкции. В таком случае суд уже не столь лоялен к действиям правоохранительных органов и часто наказывает только должностное лицо, не заставляя нести ответственность лицо юридическое. В итоге дело об оформлении бывших госслужащих становится ещё более сложным, поскольку наказанный гражданин виновным себя также не признаёт.

Способы уйти от ответственности

Получая повестку из прокуратуры, работодатель, осознавая неизбежность ответственности, начинает искать возможности уйти от неё. Среди таких попыток можно выделить следующие:

  • перевод трудового договора в форму гражданско-правового (такой способ абсолютно бесполезный, поскольку требования к данным формам предъявляются одни и те же);
  • изменение дат приёма на работу, аннулирование приказа и трудового договора и т. п.; мера также неэффективна, поскольку ответ на запрос в фонды, куда работодатель отчисляет взносы за сотрудника, покажет их наличие, а значит, и докажет факт трудовых отношений;
  • утверждать, что письмо было отправлено по почте (и снова запрос в управление почтовой связи выявит правду);
  • отказ предоставления трудового договора со ссылкой на его отсутствие (за это работодателя можно привлечь к дополнительной административной ответственности).

Учитывая всю серьёзность предъявляемых к государственным служащим требований, причём не только во время работы, но и после их увольнения, не стоит нарушать закон о борьбе с коррупцией. Практика показывает, что действия подобного рода наказываются без исключений.

Нами подробно рассмотрен прием на работу бывшего госслужащего.

В связи с объявлением войны коррупции в госструктурах законодательство пополняется новыми правовыми актами.

Так и в Трудовой кодекс внесена статья о том, что о работодатель обязан уведомлять о заключении муниципалитет или госорган, где раньше работал претендент.

Бывший госслужащий может устраиваться на новую работу, но обязан сообщить о своём трудоустройстве госорган, в котором раньше служил, если с момента увольнения не прошло двух лет.

На работодателя тоже распространяется такое требование, установленное статьёй 64.1 ТК. По норме статьи максимум через 10 дней после оформления на работу бывшего госслужащего новый работодатель обязан уведомить об этом прошлого нанимателя.

Как узнать о статусе претендента? Из . Ведь по норме статьи 65 ТК её обязаны предъявлять все работники, имеющие трудовой стаж. Если книжка потеряна или испорчена, оформляется дубликат.

Но новый работодатель может и не узнать о статусе нового работника, если:

  • трудовая книжка не предоставлена;
  • в ней нет записи о госслужбе.

В этом случае ответственность за неуведомление о новом трудоустройстве лежит только на сотруднике.

Уведомление обязательно, если с момента сложения полномочий прошло не больше двух лет. Но если претендент, будучи госслужащим, тесно сотрудничал с фирмой, в которую устраивается,уведомление направляется только в том случае, если официальная зарплата его заявлена в размере не более 100 тысяч рублей. При большем окладе трудовой договор заключается только с разрешения специальной антикоррупционной комиссии.

Функция уведомления

При исполнении государственных обязанностей сотрудник мог быть связан с гостайной, которая охраняется законом. Поэтому должен быть исключён конфликт интересов при новом трудоустройстве.

Также учитывается, что бывший госслужащий может использовать свой статус на новой работе и пытаться воздействовать на бывших коллег. При получении уведомления госорган, в котором служил сотрудник, проверит направленность организации и возможную связь с прошлой деятельностью госслужащего.

Такие условия необходимо выполнить, чтобы исключить или свести к минимуму возможные коррупционные сделки. Неуведомление со стороны нового работодателя - это нарушение административной статьи № 19.29, по которой на фирму может быть наложен до полумиллиона рублей.

Если же сотрудник не сообщит о своём трудоустройстве, его могут оштрафовать по той же статье на 4 тысячи, а если комиссия усмотрит коррупционные действия, бывшему госслужащему грозит возбуждение уголовного дела.

По сути уведомление - это предупреждение бывшего работодателя претендента о возможных последствиях его прошлой и настоящей деятельности с целью недопущения использования секретов государства или оставшихся связей.

Как оформить документ?

Постановлением №700 установлен алгоритм направления уведомления о трудоустройстве бывшего госслужащего. Из норм Постановления следует, что в госорган, в котором служил раньше претендент, новый работодатель обязан направить письмо. Никакой обязательной формы письма не разработано, но есть условие об обязательном включении некоторых сведений.

Оформляется уведомление на бланке фирмы кадровиком или другим специалистом, в чьи полномочия входит работа с кадровыми документами. Итак, в течение 10 дней с момента трудоустройства претендента нужно составить уведомление об этом, в котором обязательно указать:

  • ФИО бывшего госслужащего (если данные менялись, нужно прописать и прежние сведения);
  • число и место его рождения;
  • должность госслужащего, указанная в трудовой книжке;
  • полное и краткое название фирмы, в которую устраивается сотрудник;
  • реквизиты трудового договора (число, срок действия, постоянный или срочный);
  • должность и отдел по трудовому договору;
  • должностные функции (основные, без перечисления).

Письмо подписывает директор или другой управленец, уполномоченный доверенностью подписывать трудовые договоры. Подпись скрепляется печатью.

Нюансы оформления

Если бланка фирмы не существует, на письме ставится угловой штамп с указанием всех реквизитов компании.

Письмо можно заверить печатью отдела кадров, если кадровик имеет право подписи трудовых договоров.

Сотрудник уведомляет бывшего работодателя в такой же форме, но расписывается под письмом собственноручно. Для него срок уведомления не предусмотрен.

Письмо можно отправить заказным отправлением по почте или курьером.

В отношении работников правительственных учреждений и государственных структур действуют особые требования и ограничения, которые, в том числе, могут затрагивать и прием бывшего госслужащего на работу. При этом знать о нормативах Трудового кодекса при трудоустройстве подобных работников следует как самим соискателям, так и работодателям. Учитывая риски привлечения к ответственности за нарушение действующих нормативов ТК РФ, следует точно знать, как проводится прием на работу бывшего госслужащего или военнослужащего и какие имеются ограничения по перечню должностей или конфликту интересов в данном аспекте трудоустройства.

Прием на работу бывшего госслужащего – ТК РФ, законы и нормативная база

С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование. При этом на госслужащих в данном аспекте их трудовой деятельности распространяются нормативы различных документов федерального уровня. Поэтому прежде чем принимать на работу такового сотрудника, как работодателю, так и самому соискателю следует обратить внимание на положения следующих документов:

  • Ст. 64.1 ТК РФ. Данная статья является основным документом трудового законодательства РФ, который устанавливает особые требования при приеме на работу бывших госслужащих, одним из которых является уведомление о его трудоустройстве. Оно направляется по адресу непосредственной службы, в которой ранее работал соискатель. При этом данные требования касаются именно работодателя – на него возлагается необходимость уведомить о приеме экс-госслужащего на работу.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004. Означенный Федеральный закон своими нормативами регулирует понятие государственной гражданской службы в целом, и вытекающие из таковой службы и трудоустройства обязанности сотрудников – как в отношении действительных трудовых отношений, так и после их расторжения и увольнения. В частности, нормативы данного ФЗ применяются в контексте приема на работу госслужащих по совместительству.
  • ФЗ №273 от 25.12.2008. Положения означенного закона посвящены в первую очередь борьбе с коррупцией. Однако учитывая возможность наличия конфликта интересов у бывших госслужащих, переводящихся на работу в организацию, с которой они вели деятельность, или деятельности которой может поспособствовать их прошлый статус, именно положения означенного закона стали основой для внесения изменений в Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ №700 от 08.09.2010. Означенный документ в своих положениях устанавливает непосредственный порядок уведомления работодателем государственных органов о приеме на работу бывшего госслужащего.
  • Указ Президента РФ №821 от 01.07.2010. Данный указ Президента регулирует общие принципы трудоустройства бывших госслужащих на высокооплачиваемые должности в организациях, с которыми они контактировали во время нахождения на государственных или муниципальных должностях. В частности, для такового трудоустройства предполагается обязательное получение разрешения от специальной комиссии.
  • Указ Президента РФ №557 от 18.05.2009. Означенный указ регулирует перечень должностей при приеме на работу бывших госслужащих, в отношении которых действует особый порядок трудоустройства, и которые в силу своей государственной службы могут иметь конфликт интересов.

В целом, процедура приема на работу бывших госслужащих может быть достаточно простой в большинстве случаев. Исходя из положений вышеозначенных нормативных документов, специфические требования касаются, в первую очередь, бывших госслужащих, на новой работе которых заработная плата будет превышать 100 тыс. рублей в месяц, а также работников, которые имели доступ к определенным государственным тайнам.

Как оформляется прием на работу бывших госслужащих

Все нормативы, которые касаются приема на работу бывших госслужащих, имеют ряд особенностей и нюансов, которые следует учитывать, как работнику, так и работодателю. В первую очередь следует отметить, что работа на государственной службе ранее налагает на соискателя обязанность сообщать о ней работодателю, но запрашивать какие-либо дополнительные, не предусмотренные ТК РФ документы, способные подтвердить или опровергнуть работу ранее в государственных органах, работодатель не вправе. Соответственно, фактическим подтверждение нахождения сотрудника на государственной службе ранее может являться только непосредственно трудовая книжка работника, предъявляемая работодателю при трудоустройстве.

Порядок действий при приеме на работу бывшего госслужащего по Трудовому кодексу может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель требует у соискателя полный пакет документов, в который входит и трудовая книжка. При этом работодатель ознакомляется с предыдущими записями сотрудника.
  2. Если в трудовой книжке имеется свидетельство о работе на государственной службе ранее, а с момента увольнения работника с неё прошло менее двух лет, работодателю следует иметь это в виду.
  3. В случае, когда новая должность предполагает заработную плату свыше 100 тыс. рублей, работодатель подготавливает уведомление государственной службы, бывшей работодателем соискателя в прошлом, о приеме на работу ее сотрудника.
  4. Если соискатель ранее работал с означенным работодателем, находясь на государственной службе, он также должен будет предъявить ему разрешение специальной комиссии на трудоустройство. Данная особенность приема на работу бывших госслужащих предназначена для урегулирования возможного конфликта интересов.

Соответственно, никаких сложностей в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу бывших госслужащих, нет. Уведомление носит информирующий характер и не предполагает возможности отказа в трудоустройстве лицу, ранее работавшему на госслужбе. Однако кто же является госслужащим в контексте означенных нормативов? К таковым относятся:

  • Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
  • Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.

Важный факт – следует разделять понятие бюджетных работников и государственных служащих. Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.

Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:

  • Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
  • Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.

Как оформляется уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего и иные нюансы

В целом, порядок уведомления государственных органов о приеме на работу бывших госслужащих является достаточно простым. Если работодатель установил факт работы сотрудника ранее на государственной службе, то в течение десяти дней после заключения с данным сотрудником трудового договора, им направляется уведомление по адресу той службы, где работал соискатель. При этом если соискатель в течение последних двух лет работал на различных государственных службах, то уведомление направляется в каждую из них.

Уведомление следует отправлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о получении – это позволит работодателю защитить свои права в случае возможного судебного разбирательства. Сам по себе данный документ составляется в свободной форме.

Нарушение нормативов ТК РФ в вопросах уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего может являться основанием для привлечения работодателя к ответственности в соответствии с положениями статьи 5.27 КоАП РФ с наложением штрафа вплоть до 70 тыс. рублей на юридическое лицо при неоднократном факте такового нарушения. Кроме этого, статья 19.29 КоАП РФ может предполагать привлечение работодателя к ответственности и взыскание с него штрафа вплоть до 500 тыс. рублей за означенные правонарушения.

Учитывая возможность привлечения работодателя к ответственности за несвоевременное уведомление, или неуведомление соответствующих органов, многие работодатели предпочитают направить данное уведомление в любой спорной ситуации. Это допустимая практика, так как она гарантированно позволит избежать нарушения норм трудового законодательства. Даже если фактически означенное уведомление не требуется, никаких последствий при его отправке для работодателя не будет – помимо затрат на оформление почтового отправления.

Несмотря на столь прозрачное и точное правовое регулирование вопросов приема на работу бывших госслужащих, в некоторых случаях могут иметь место и дополнительные нюансы или особенности их трудоустройства. В частности, такой сотрудник может не предъявить трудовую книжку, сославшись на её отсутствие, и не сообщать работодателю о факте нахождения на госслужбе ранее.

В данной ситуации работодатель не может быть привлечен к ответственности за неисполнение требований об уведомлении, так как фактически он не мог его совершить. В то же время, подобные обстоятельства являются достаточными обоснованиями для расторжения трудового договора с означенным работником по причине предоставления недостоверных сведений при трудоустройстве.

Эффективность процесса борьбы с коррупцией иногда вызывает сомнения, но необходимость соблюдать установленные законодателем процедуры бесспорна. Слишком весомые санкции предусмотрены за нарушения. Одна из таких процедур — уведомление о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Рассмотрим порядок уведомления и дадим несколько советов, как снизить риски работодателя.

СУТЬ ВОПРОСА

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц .

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют . Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу 1 .

О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Перечень должностей

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.

Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).

Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями , ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе . Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия .

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора .

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации .

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.

Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.

А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.

Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.

В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:

Фамилия, имя, отчество;

Число, месяц, год и место рождения;

Должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

Наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.

При заключении трудового договора дополнительно указывается:

Дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;

Дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);

Наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);

Должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

При заключении гражданско-правового договора указываются:

Дата и номер гражданско-правового договора;

Срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));

Предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

Стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

На должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку .

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

Ответственность бывшего госслужащего

Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы . Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.

Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) .

Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы . Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.

Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения .

Выводы:

1. При приеме на работу нового работника нужно убедиться (в рамках законодательства), что он в течение последних двух лет не состоял на госслужбе.