В сельской местности найти работу намного сложнее, чем в городе. Правительство рассчитывает, что российскую деревню вернут к жизни фермерские хозяйства, и пытается поддержать этот вид малого бизнеса на селе.

Что такое крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ)

Крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) образуется представителями одной семьи, которые лично занимаются животноводством и растениеводством. Родственниками считаются мужья-жены, родители или бабушки-дедушки, дети или внуки, братья-сёстры и их супруги и дети. Возраст, когда можно стать членом КФХ, – старше 16 лет. Допускается брать на работу не более 5 посторонних человек.

Видео — пример успешного развития фермерского хозяйства в Калужской области:

КФХ действует , как ИП, и считается коммерческой организацией. Без доверенности представлять КФХ может её глава, отвечающий за все юридические, финансовые, бухгалтерские вопросы предприятия. По долгам фермер, как и индивидуальный предприниматель, отвечает всем своим имуществом.

Законодательство, регулирующее деятельность КФХ

  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 04.12.2006 № 201-ФЗ. Описывает, как создать ферму и какие права и обязанности есть у членов хозяйства.
  • ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ. Рассказывает, на какую господдержку могут рассчитывать сельхозпроизводители.
  • Земельный кодекс, ФЗ «Об обороте сельхозземель». Регулируют приобретение земельных участков и устанавливают причины, по которым землю могут забрать.
  • ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об охране окружающей среды» и т.п. Определяют параметры, которым должно соответствовать хозяйствование фермеров (экология, качество продукции).
  • НК РФ; ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельхозстрахования» и проч. Регламентируют финансовые вопросы.

Законодательство, регламентирующее деятельность КФХ достаточно часто пересматривается и редактируется.

Как получить землю под фермерское хозяйство

Проще и дешевле всего – арендовать земельный участок. В некоторых случаях, например, для пасеки, землю можно только арендовать. Однако в большинстве ситуаций в дальнейшем можно выкупить используемый участок по цене не дороже 15 % кадастровой стоимости, обладая преимущественным правом покупки.

При наличии участка в собственности стоит помнить, что его нужно использовать. Если поле пустует дольше 3 лет, его могут отобрать. Также к землям сельхозназначения нужно относиться бережно – экологические нарушения тоже могут стать причиной изъятия участка.

Как начать фермерское хозяйство с нуля — как зарегистрировать КФХ

Чтобы попасть в реестр КФХ, требуется составить соглашение, подписанное всеми его членами. В соглашении указываются все важные моменты деятельности: кто глава и члены, что они могут и должны делать, как используется имущество (земля, строения, техника, животные), как распределяются доходы.

Фермерские хозяйства регистрируются в налоговой службе в отдельном реестре. При этом заполняется заявление и предоставляется соглашение с приложением документов, подтверждающих родство (свидетельства о браке, рождении).

Как правило, сотрудники ФНС РФ дают все необходимые разъяснения и оказывают помощь при подаче заявления.

Выгодно ли этим заниматься

Сельскохозяйственные виды деятельности

Организуя КФХ, следует понимать, что работать в сельском хозяйстве придётся лично. Глава фермерского хозяйства не директор, он так же, как все, пашет, убирает навоз и проч. Возможно, для горожанина далеко не самый лёгкий способ заработать на жизнь, но для крестьянина, привыкшего к такой работе, ферма может стать достойной альтернативой другим вариантам трудоустройства.

Выбирая направление, стоит учесть, что животноводство меньше зависит от сезона, зато дольше окупается, чем растениеводство. Для начала выгоднее выращивать овощи.

Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия. Именно поэтому сложно конкурировать с европейскими, китайскими и прочими зарубежными производителями. К счастью, уже несколько лет есть возможность застраховать сельскохозяйственные риски, в том числе, гибель от засухи, возникновение эпизоотий, при которых необходимо вырезать скот, и т.п.

Скачать готовый бизнес-план фермерского хозяйства можно .

Никто не отменял проблем с реализацией для фермеров. Торговля всё больше переходит к сетям, а им интересны объёмы, превышающие возможности ферм. Выход – кооперация фермерских хозяйств и продвижение продукции через свой канал.

Дополнительные отрасли хозяйствования

КФХ могут обрабатывать выращенную продукцию (например, мыть картофель, квасить капусту или делать сыр), перевозить её, а также корма, ГСМ и т.п., хранить свой товар, продавать его напрямую потребителям.

Кроме того, возможно, например, реализовать навоз, предоставить технику, организовать кафе и т.п. Но сохранить статус сельхозпроизводителя со всеми субсидиями и льготами можно только, если доля доходов от животноводства и/или растениеводства в общей сумме доходов больше 70 %. Тот же навоз относится к химическому производству, а не сельскому хозяйству.

Государственная поддержка КФХ

На что можно рассчитывать

  • По линии сельхозпроизводства КФХ могут , например, субсидии на покупку ГСМ, особый налоговый режим с 5-летними каникулами, госзаказ, регулирование цен и тарифов, антимонопольные мероприятия, информационно-консультационную поддержку, участие представителей от фермеров в формировании политики.
  • По линии малого бизнеса и непосредственно КФХ возможны субсидии, как правило, от регионов, в частности, оплата лизинга на спецтехнику или дотации на реализацию приоритетных для области проектов (строительство теплиц, выращивание определённых пород и т.п.).
  • По линии поддержки села есть программы по строительству жилья, привлечению молодых специалистов (учителей, врачей, ветеринаров – важная инфраструктура для жизни фермерской семьи), школ, спортивных комплексов и т.п.

Удачливые фермеры могут получить от государства гранты даже на 5 млн. руб., но начинающим дают намного меньше.

Что нужно, чтобы получить

Для получения государственной поддержки необходимо соответствовать условиям выбранных программ, собрать пакет документов и написать заявление в структурное подразделение администрации субъекта РФ или его района, ответственное за сельское хозяйство.

Видео — репортаж об оптимистичном фермере:

Условия и документы в разных программах разные – узнать их перечни можно через правовые системы в интернете или на консультациях, которые предоставляют государственные центры информационного обеспечения сельхозпроизводителей или малого бизнеса.

Обычно требуются документы, подтверждающие соответствие условиям программы, например, то, что не меньше 70 % доходов получено от производства сельхозпродукции. Также сроки на подачу заявлений могут быть довольно сжатыми (2-3 недели), а обращаться лучше в числе первых, иначе бюджета может не хватить на всех.

Агрофраншизы, ассоциации и прочее

Интересный вариант для собственной фермы – агрофраншизы. Базовое хозяйство, обычно тоже фермерское, обучает технологии, предоставляет специфические оборудование, сорта и т.п. Иногда оно может выкупать готовую продукцию по определённым заранее ценам, что актуально для начинающих фермеров. Чаще всего предлагают и .

Чтобы выдержать конкуренцию со стороны крупных производителей, выгодно объединяться в союзы и ассоциации. Они позволяют организовать убойный пункт, элеватор, канал сбыта, юридическую защиту, консультации. Порой членство хоть в каком-нибудь союзе является условием получения господдержки.

Центры помощи фермерам, обычно региональные и муниципальные, помимо консультаций по любым вопросам: от технологий выращивания до налогообложения – могут помочь с составлением документов. Центры поддержки малого бизнеса, бывает, предлагают микрофинансирование, т.е. кредиты до 1 млн. руб., которые сложно получить в банках. Школы фермерства, форумы, семинары, зачастую бесплатные, позволяют узнать, как вести фермерское хозяйство.

Фермерское хозяйство – хороший выбор для крестьянина, особенно из отдалённой деревни. Фактически делать надо всё то же, что в крестьянской семье и так делают, но есть возможность обновлять технику и оборудование, находить новых покупателей, страховать на выгодных условиях риски.

Видео — об одном из подмосковных крестьянско-фермерских хозяйств:

Что такое фермерское крестьянское хозяйство, как создать с нуля, советы – все это вы узнаете в этой статье.

Что такое КФХ?

Согласно с законом Российской Федерации крестьянское фермерское хозяйство – это земля и фермерское имущество, которое принадлежит группе людей. Это может быть как семья, так и группа фермеров. Фермерское хозяйство имеет юридическую силу только в случае, если объеденная группа имеет общее имущество. Это может быть не только земля, но и помещение.

В КФХ может быть как один человек, так и гражданские не родственные лица, но не больше 5 человек.

Крестьянское фермерское хозяйство имеет общую цель, связанную с производственной деятельностью и другой сельскохозяйственной деятельностью. Транспортировкой, производством и прочей деятельностью лично занимается каждый член обледененной группы.

Этот вид деятельности имеет отличительные черты. Он имеет статус коммерческой организации и поддается правовыми законами Российской Федерации. Чаще всего имеет статут сельскохозяйственного товаропроизводителя.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации осталось не так много крестьянских фермерских хозяйств. Преимущественно это связанно с изменением федерального закона, а также с общим переменой предпринимательской деятельности.

Как получить землю для сельскохозяйственной деятельности?

Сложность получения землю для сельскохозяйственной деятельности не настолько сложный процесс, как может показаться. Государством создана специальная программа для поддержки начинающих аграрных предпринимателей. Поддержка включает в себе разные мероприятия и правовые аспекты, которые стимулируют фермерскую деятельность.

Процесс аренды земли имеет некоторую сложность, но широкий выбор правовых аспектов делает процесс оформления намного легче.

Официальный статус аренды открывает множество преимущественных путей, но придется платить налоги. Также возможно арендовать землю в большом количестве и в упрощенном порядке. Проще говоря, сложность аренды заключается в том, что в земельном законодательстве много новых нововведений. Они в свою очередь имеет при себе некоторые «пеньки», через которые можно легко споткнуться.

Аренда у государства

Для аренды земли необходимо обратится в администрацию, и написать заявление. Решение выдачи земли основывается на земельном кодексе. Заявление может быть принято, так и отвергнуто.

В случае если оснований для отказа выдачи земельного участка нет, информацию об участке размещают на аукционе. После необходимо подождать некоторое время.

Если на участок никто не претендует, представителю выдается документ, который согласовывает представления земельного участка.

Арендовать землю можно легко и на это уйдет не так много времени, но только если вы покажете свое желание. В заявлении выразить свое полное желание: зачем вам земля, что на ней будет и так далее. Вам выдадут карту со свободной землей, которую вы должны выбрать.

В каждом районе есть свои нюансы. Бывает, что выбранный участок может оказаться ничейным, в таком случае комиссия решает, что будет делать с землей, будут рассмотрены границы участка. После этого ничейную землю присвоит район, в котором вы находитесь, а уже потом она будет предоставлена аукциону. Процесс межевания можно ускорить, заплатив своими деньгами, либо подать заявку для того, чтобы районный центр выделил деньги. Для этого нужно написать подробное заявление.

Вас попросят составить бизнес-план. В плане желательно указать как можно больше информации, это даст понять комиссии, что вы настроены серьезно. В план желательно приложить схему участка и объекты, который будет размещены на нем.

Также, скорее всего, вам нужно будет зарегистрироваться в налоговой фермером. Для этого необходимо заплатить 800 рублей и написать заявление. Процедура не сложная и все делается очень быстро.

Если в течение 30 дней никто не изъявил желание на землю, то, скорее всего, вам ее выдадут без всяких проблем. В случае если кто-то помимо вас подал заявление на землю, земля рассматривается комиссией, которая решает кому будет выдана земля.

Фермерское хозяйство с нуля

Сельскохозяйственный бизнес достаточно рискованный и сложный. Чтобы у вас все получилось необходимо наперед составлять каждый шаг и продумывать все до мелочей. Главной проблемой начинающих фермеров – это выбор сферы деятельность. От него зависит все, с чем вы столкнетесь в будущем. Следует отнестись к выбору серьезно.

Первые шаги – составление бизнес-плана. Составление бизнес-плана сложный и иногда долгий процесс. Иногда даже 10 страниц описания недостаточно. Вам потребуется продумывать все до мельчайших подробностей.

Вам придется потратить не только финансовые средства, но и физические. Сельскохозяйственный бизнес с нуля требует много усилий. Финансовые затраты не столь значительные и все зависит только от вашего намерения и отсутствие брезгливости.

Вложить можно как свои деньги, так и получить льготы от государства. Сейчас земельный кодекс предоставляет много условий для хорошо старта начинающим фермерам, так что за финансы можно не переживать. Если вы безработный, вы можете подать заявление, приложив свой бизнес план в службу занятости. Вам будут выделены средства на развитие сельскохозяйственного бизнеса. Для старта не нужно много средства, вам хватит даже 1000-5000 рублей.

Регистрация КФХ

Перечень необходимых документов:

  • Заявление по форме р21002 о регистрации;
  • Соглашение о создании крестьянского фермерского хозяйства;
  • Квитанция госпошлины;
  • Копия паспорта юридического лица;
  • Заявление о переходе в налоговый режим;

Виды сельскохозяйственной деятельности

  • Производство и переработка;
  • Реализация;
  • Хранение и транспортировка;

КФХ регулируется законом №74 и относится к коммерческой деятельности. При регистрации выбирается конкретный вид деятельности.

Например, если вы выбрали свиноферму в качестве основного вида деятельности, у вас должно быть разрешение на строительство загонов.

Также вы можете выбрать тип деятельности КФХ:

  • Хуторский. Тип деятельности не самый популярный, так как требует возведение построек с нуля, а также достаточных вложений.
  • Кормовое хозяйство. Требует много свободного места и множество дополнительных построек, но этот вид деятельности очень востребован. Отрубное хозяйство дает дополнительное преимущество – возможно совмещать несколько видов деятельности, тем самым уменьшить затраты на перевозку.
  • Крупнотоварное хозяйство. Чаще всего ведется в случае, если другие виды деятельности оказались в убытке. На участке с этим типом сносят прошлые постройки и возводят новые, чтобы возобновить деятельность.
  • Кустарное хозяйство. Выгодно тем, что располагается вблизи населенного пункта, из-за этого затраты на перевозку гораздо меньше. Тип деятельности экологичен и малозатратный.

Поддержка от государства

На сегодняшний день государство предоставляет хорошую поддержку, как начинающим фермерам, так и уже существующему аграрному бизнесу. Связано это с тем, что связи с некоторыми изменениями в правовом кодексе и экономическим спадом, сельскохозяйственный бизнес потерпел экономический упадок. На восстановления сельскохозяйственного бизнеса выделяются субсидии и гранты, для помощи в различных ситуациях.

Приоритеты развития по государственной программе в первую очередь направлены на восстановление экономической сферы. Повышение дохода от сельскохозяйственной продукции и производство товаров. Также улучшение индустриальной экономики, повышение качества производства.

Какую помощь можно получить:

  • Гранты на КФХ;
  • Субсидии на получение ценных бумаг;
  • Помощь на имущественное обустройство;
  • Помощь на приобретение сельскохозяйственной техники;
  • Конкурсы и мероприятия.

Вконтакте

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 04.12.2006 г. N201-ФЗ, 13.05.2008 г. N66-ФЗ от 30.10.2009 г.

Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

N239-ФЗ, 28.12.2010 г. №420-ФЗ, 28.07.2012 г. №133-ФЗ(см. вступ. в силу), 25.12.2012 г. №263-ФЗ, 28.12.2013 г. №446-ФЗ, 23.06.2014 г. №171-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2.

Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

бесплатный документ

ВходРегистрация

В соответствии со ст.

Защита документов

3 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Порядок создания фермерского хозяйства закрепляется во второй главе закона. Главным требованием является заключение соглашения о создании фермерского хозяйства между лицами, изъявившими желание создать фермерское хозяйство. Закон определяет содержание такого соглашения, его существенные условия. Так, в соглашении должны быть указаны сведения о самих членах фермерского хозяйства, о том, кто из членов хозяйства признается его главой, каковы полномочия главы фермерского хозяйства, о порядке управления фермерским хозяйством.

Также в соглашении должны содержаться сведения о правах и обязанностях членов фермерского хозяйства, о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом. Члены хозяйства должны сами установить порядок принятия в члены фермерского хозяйства и порядок выхода из него.

Существенным для всех членов хозяйства является вопрос о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства, продукции и доходов, что также должно быть отражено в соглашении.

Наличие составленного по форме и подписанного всеми заинтересованными лицами соглашения о создании фермерского хозяйства является необходимым условием для государственной регистрации хозяйства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя закреплен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 22.1).

В соответствии с данным Законом государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов РФ.

Положение о Федеральной налоговой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, получает из регистрирующего органа документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр - свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр. Форма свидетельства утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.

вернуться к списку

Хозяйство Крестьянское

личное, подсобное хозяйство крестьянина, занимающегося сельским трудом.

О крестьянском (фермерском) хозяйстве (с изменениями на 23 июня 2014 года)

Земля у такого крестьянина обычно находится в его частной собственности. Характер деятельности Х.к. может быть натуральный, когда продукты труда потребляются самим же крестьянином, или же товарный, когда продукты труда реализуются на рынке.

КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

форма свободного предпринимательства в виде самостоятельного хозяйствующего субъекта с правом юридического лица. Такое хозяйство представлено отдельным гражданином, его семьей или группой объединившихся лиц, производящих, перерабатывающих и продающих сельскохозяйственную продукцию. Фермерское хозяйство использует земельные наделы, находящиеся в собственности фермеров, в пожизненном наследуемом владении или взятом в аренду.

Главой крестьянского хозяйства, представляющим его интересы, является один из дееспособных его членов. Хозяйство ведется на принципах экономической выгоды.

ХОЗЯЙСТВО, КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ)

личное хозяйство, представляющее собой форму свободного предпринимательства. На основе использования находящейся в его собственности или арендованной им земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным и равноправным субъектом хозяйственной деятельности. Его собственник пользуется правами юридического лица: открывает расчетный и другие счета в банке, вступает в деловые отношения с предприятиями, организациями, гражданами, выполняет необходимые обязательства. Являясь юридическим лицом, он обязан вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций.

ХОЗЯЙСТВО КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ)

частное предприятие, представленное отдельным работником, семьей или группой лиц, в котором осуществляются производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции на основе собственных средств производства и земельных участков, находящихся в их пользовании, в т.ч. в аренде, владении или собственности. Продукт, полученный в Х.к.(ф.), принадлежит фермеру. Он обязан эффективно использовать землю, повышать ее плодородие, своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю, возмещать ущерб за снижение плодородия земель. Х.к.(ф.) самостоятельно определяет направление своей деятельности, структуру и объемы производства, распоряжается произведенной продукцией, самостоятельно реализует ее на рынке, устанавливает самостоятельно цены, имеет право открывать в банках расчетный и др. счета, пользоваться кредитом. Х.к.(ф.) разрешается пользоваться наемным трудом, регламентируемым законодательством и договорными отношениями. Х.к.(ф.) могут объединяться в ассоциации фермерских хозяйств.

КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО

по законодательству РФ самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, предоставленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании (в т.ч. аренде, собственности или пожизненном наследуемом владении) земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства считается лицо, представляющее интересы КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами, государственными органами и осуществляющее руководство КРЕСТЬЯНСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ. Право на создание КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА и на получение для этих целей земельного участка имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-ти летнего возраста и имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. При наличии нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Споры о преимущественном праве на организацию КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА, а также праве на землю рассматриваются в судебном порядке. По заявлению гражданина, изъявившего желание вести КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, земельный участок передается ему в пользование, пожизненное наследуемое владение или в собственность решением местного Совета, в ведении которого находится соответствующий участок. Передача в собственность земельных участков для ведения КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА производится местными Советами в пределах установленных норм бесплатно, а свыше указанных норм за плату. При передаче земельного участка в собственность решение местного Совета является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего договор, который регистрируется в том местном Совете, в ведении которого находится соответствующий участок.

Крестьянское (фермерское) хозяйство

самостоятельный хозяйствующий субъект, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе имущества, находящегося в их пользовании (в том числе аренде), в собственности или в пожизненно наследуемом владении земельных участков. Основные принципы организации хозяйства: добровольность выбора его организационно-право-вой формы; обеспечение полной экономической и юридической самостоятельности хозяйствования; сохранение сельскохозяйственного профиля использования земли и техники; обеспечение равных (наряду с другими формами хозяйствования) условий пользования объектами производственной и социальной инфраструктуры; социальная справедливость и гарантированная защита прав и законных интересов работников. Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства земля предоставляется в пожизненное наследуемое пользование или в аренду. В пожизненное наследуемое пользование выделяются участки в размере до 100 га земельных угодий. Получение дополнительной земли осуществляется путем ее аренды. Крестьянские (фермерские) хозяйства организуются как равноправная производственно-экономическая форма хозяйствования с целью рационального использования земли и других ресурсов, увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Они призваны способствовать восстановлению и развитию у сельских тружеников чувства хозяина производства, активизации их творческой инициативы и предприимчивости, ориентации на поиск путей повышения эффективности хозяйствования. Крестьянские хозяйства являются экономически обособленными малыми коллективами, построенными и функционирующими с учетом интересов их участников, внутренних возможностей организации и местных условий. Их основные работники сочетают в себе управленческие и исполнительские функции и несут персональную ответственность за результаты производства. Крестьянские хозяйства формируются на добровольных началах, обладают полной экономической и юридической самостоятельностью, базируются преимущественно на труде своих членов. Они сами определяют направление своей деятельности, объем и структуру производства, размер потребляемых ресурсов, партнерство и хозяйственные взаимосвязи. В то же время крестьянские (фермерские) хозяйства активно используют в своей деятельности различные формы и методы кооперации как внутри своих хозяйств, так и между хозяйствами, а также с крупными сельскохозяй-ственными, снабженческими, перерабатывающими и сбытовыми предприятиями и организациями.

11 июня 2003 год N 74-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Принят

Государственной Думой

Одобрен

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 201-ФЗ,

от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.10.2009 N 239-ФЗ,

от 28.12.2010 N 420-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ

И ПРИОБРЕТАЕМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральнымзаконом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом .

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства.

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Глава 5. ЧЛЕНЫ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. ОБЪЕДИНЕНИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 349-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 461-1 "Об изменениях в Законе РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и Закона РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, Законы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной реформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР (Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном самоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", "О государственной пошлине"; Законы Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 4888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль