Начальник отдела дознания

полковник полиции

Шорина Ирина Александровна

Основные задачи:

1. Организация и осуществление расследования преступлений, по которым предварительное следствие необязательно, имеющих повышенную сложность, общественную значимость, либо носящих межрайонный характер, соблюдение законности при возбуждении, расследовании и принятии процессуальных решений по уголовным делам.

2. Организация профилактической деятельности дознавателей при расследовании ими уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно.

3. Обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан при осуществлении деятельности подразделениями дознания.

4. Организационно-методическое обеспечение работы в подразделениях дознания, в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, по которым предварительное следствие необязательно.

5. Контроль и принятие мер по обеспечению законности и учетно-регистрационной дисциплины при рассмотрении материалов по сообщениям (заявлениям) граждан, производстве дознания.

6. Совершенствование работы подразделений дознания на основе внедрения в практику достижений науки и техники, передового опыта, прогрессивных форм и методов организации деятельности.

Основные функции:

1. Анализ и прогнозирование результатов оперативно-служебной деятельности подразделений дознания по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие необязательно, подготовка руководству УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве предложений по совершенствованию деятельности в данной сфере.

2. Обобщение правоприменительной практики подразделений дознания, внесение в установленном порядке на этой основе предложений по организационно-методическому обеспечению, совершенствованию законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, правовых актов ГУ МВД России по г. Москве.

3. Проведение проверок по заявлениям (сообщениям) о преступлениях, обеспечение соблюдения учетно-регистрационной дисциплины и законности при вынесении процессуальных решений.

4. Организация и производство дознания по уголовным делам, отнесенным в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности дознавателей органов внутренних дел.

5. Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений. Принятие мер в пределах полномочий и выработка предложений по их устранению.

6. Осуществление контроля за деятельностью подразделений дознания, оказание им практической помощи, выявление, обобщение и обеспечение внедрения успешных форм и методов работы.

7. Анализ результатов оперативно-служебной деятельности подразделений дознания, разработка и реализация мер по повышению качества и сокращению сроков производства расследования в форме дознания.

8. Организация в пределах компетенции взаимодействия с подразделениями УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, а также с органами следствия, с органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам.

9. Рассмотрение в пределах компетенции обращений юридических и физических лиц, публикаций и сообщений в средствах массовой информации по вопросам, связанным с производством предварительного расследования по уголовным делам в форме дознания.

10. Ведение в установленном порядке контрольно-наблюдательных дел по направлениям деятельности, учетов движений уголовных дел, составление статистических отчетов.

Отдел для осуществления своих функций имеет право :

1. Участвовать в информационном обмене с органами, подразделениями и организациями системы МВД России, использовать базы данных подразделений и учреждений системы МВД России для решения вопросов в установленной сфере деятельности.

2. Запрашивать в установленном порядке из органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные материалы и другую информацию.

3. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, правовыми актами ГУ МВД России по г. Москве.

Полное наименование: Отдел дознания Управления внутренних дел по Центральному административному округу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве.

Сокращенное наименование: ОД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве.

Действуем по ситуации

Ульяна КУХТИНА

ОЧЕРЕДНУЮ годовщину создания службы дознания отметят 16 октября сотрудники МВД России. Хотя труд дознавателя по важности едва ли уступает работе следователя, мало кто из рядовых граждан представляет, чем занимаются люди этой профессии. Об этом и многом другом мы поговорили с Людмилой Ворониной , начальником отдела дознания УМВД России в Электростали.

Немного о профессии

Новости недели| Людмила Валерьевна, так кто же такие дознаватели?

Воронина | Дознаватели, как и следователи, занимаются расследованием уголовных дел. Но в нашей работе своя специфика - служба дознания расследует дела небольшой и средней тяжести. Максимальный срок лишения свободы за совершение таких преступлений не превышает пяти лет. К ним относятся причинение вреда здоровью, угроза убийства, кражи, грабежи, угоны - все то, о чем часто пишут в сводках происшествий. Соответственно, можно себе представить объем работы, которую мы выполняем. А ведь нам в отличие от следователей на расследование дел дается всего 30 суток, времени на раскачку нет. Необходимо успеть осмотреть место происшествия, не упуская ни одной детали, установить все обстоятельства произошедшего, допросить потерпевшего, свидетелей, подозреваемого, назначить судебные экспертизы и ознакомить с ними заинтересованных лиц. Изучать доказательства, полученные в ходе дознания, нужно предельно внимательно, чтобы установить наличие или отсутствие признаков преступления, собрать доказательную базу. Это тоже требует времени.

НН| И удается укладываться в тридцать суток?

Воронина| Мы ответственно относимся к своим обязанностям и все успеваем вовремя. Ведь наша работа подводит черту под усилиями коллег из остальных служб органов внутренних дел, и от нас зависит, будут ли виновные привлечены к ответственности. Среди дознавателей отдела вы не встретите равнодушных к своему делу специалистов. Все здесь - энтузиасты, которым интересно работать именно на этом поприще, защищать права граждан, добиваться справедливости. Другие тут не задерживаются. Кстати, у нас в штате практически все сотрудники женщины.

НН| Почему?

Воронина| Потому что мужчинам быть дознавателями нелегко. У нас даже на практику приходят одни девушки, молодых людей нет. Скрупулезная работа с документами, их правильное оформление отнимают много рабочего времени и сил. Кто способен справиться с такой задачей? Женщины. Терпеливые, усидчивые, упорные. Разумеется, важно не только это - нужно еще уметь логически мыслить и обращать внимание на детали в каждом деле.

Стоит сказать и о психологическом аспекте: необходима эмоциональная стойкость, выдержка и в то же время гуманность к людям.

НН| А еще что-нибудь нужно для того, чтобы стать дознавателем?

Воронина| Высшее юридическое образование, отсутствие судимости и желание работать. Всему, что нужно знать конкретно по дознанию, сотрудник научится на месте.

НН| Бывает, когда люди понимают, что выбрали не ту профессию?

Воронина| Бывает, ведь работа непростая. Но, как правило, человеку достаточно шести месяцев, чтобы осознать, что это не его. Дольше те, кому эта профессия не подходит, не задерживаются. Зато у тех, кому интересно работать в дознании, стабильно высокие показатели в службе. Среди них можно назвать Валентину Мещерякову, Ольгу Пермякову, Елену Крутову, Людмилу Гвоздеву, Галину Атунину.

Семья и работа

НН| Рабочий день у дознавателя ненормированный. Остается ли время на личную жизнь?

Воронина| И на личную жизнь, и на решение профессиональных задач - на все находим время. Сотрудницы отдела выходят замуж, рожают детей. Семье нужно уделять внимание. И это еще один стимул к тому, чтобы выполнять свою работу максимально эффективно и быстро - остается больше времени на отдых и общение с домочадцами.

НН| Коллеги-мужчины хорошо относятся к вам?

Воронина| У нас с коллегами выстроены гармоничные рабочие отношения. По-другому нельзя - конечный результат зависит от совместной работы всех подразделений, и здесь очень важно, чтобы взаимопонимание и взаимодействие были полными. Мужчины не просто уважают нас как коллег, они к нам относятся бережно.

Риск и физподготовка

НН| Можно ли назвать профессию дознавателя опасной?

Воронина| Трудно ответить однозначно. Определенный риск есть. Всегда присутствует элемент неожиданности, поэтому нужно быть готовой ко всему. Когда выезжаешь на осмотр места происшествия, не знаешь, чего ожидать, что там будет и как люди к тебе отнесутся. Есть граждане, которые полицию не любят. С ними нужно быть начеку. К счастью, эксцессы бывают нечасто. Но все-таки случаются.

НН| Как вы действуете в таких ситуациях?

Воронина| По ситуации и действуем. У нас есть необходимая физическая подготовка. Регулярно сдаем нормативы по физической и огневой подготовке, боевые приемы. Показатели у всех положительные.

НН| Стреляете хорошо? И в критической ситуации сможете применить оружие?

Воронина| Да, с меткостью у нас порядок. Если придется стрелять - мы не промахнемся!

1. Отдел возглавляет начальник, который по должности является начальником специализированного подразделения дознания и государственным инспектором Московской области по пожарному надзору. Назначается на должность и освобождается от должности начальником Центрального регионального центра МЧС России.

2. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождаются от должности начальником Главного управления МЧС России по Московской области по представлению начальника УНД, согласованному с начальником отдела дознания.

3. В отсутствие начальника отдела его полномочия исполняются заместителем начальника отдела.

4. Начальник отдела несет персональную ответственность за организацию работы отдела, выполнение возложенных на него задач, подбор, расстановку, обучение и воспитание личного состава, осуществляет контроль служебной деятельности сотрудников отдела.

5. По поручению руководства представляет УНД во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ДНД МЧС России, прокуратурой, следственного комитета, ГУ МВД России по Московской области и другими ведомствами, учреждениями, организациями и населением.

6. Является прямым начальником личного состава подразделения. Руководит деятельностью отдела и обеспечивает выполнение возложенных на него задач.

7. Определяет должностные обязанности сотрудников, организует планирование и учёт работы.

8. Представляет начальнику УНД предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников отдела. Согласовывает при назначении на должность, перемещении и освобождении от должностей старших дознавателей и дознавателей территориальных подразделений надзорной деятельности.

9. Вносит предложения руководству УНД о дисциплинарном наказании сотрудников отдела, а также сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности, совершивших нарушения законности при производстве проверок и дознания по делам о пожарах, рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах.

10. Рассматривает и разрешает жалобы на действия сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иных происшествиях, поступившие в УНД.

11. Вызывает сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности УНД по служебным вопросам, отнесённым к компетенции отдела.

12. Истребует из территориальных подразделений надзорной деятельности УНД необходимую информацию и материалы, связанные с решением возложенных на отдел задач.

13. Организует обобщение и анализ работы по уголовно-процессуальной деятельности, передового опыта и его распространение.

14. Организует и руководит стажировкой дознавателей в отделе.

15. Выезжает в составе следственно-оперативной группы ГУ ВМД России по МО на крупные и наиболее сложные пожары, организует на месте необходимые оперативно-следственные мероприятия.

16. По отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

17. Вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном действующим законодательством, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

18. Осуществляет взаимодействие с ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Московской области».

Генерал­-майор полиции Сергей МАНАХОВ, начальник Управления по организации дознания МВД России

Дознание - это перспективная, динамично развивающаяся служба, сотрудники которой стоят на страже правопорядка и законных интересов граждан.

История дознания уходит в далекое прошлое. Термин «дознание» произошел от распространенных еще в Древней Руси слов «дознать» и «дознаться» – допытаться, выведать, разузнать, удостовериться в чём-­либо. Документально функция полиции о производстве дознания по происшествиям начинает зарождаться в Указах Петра Первого. В императорском Указе Александра II от 8 июня 1860 года впервые следствие было отделено от полиции. Тогда же изданы «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступления и проступки». Впоследствии эти два новых института совершенствовались, постепенно устанавливался порядок взаимодействия и проведения расследования по уголовным делам.

В начале 20­-х годов XX века в Советском государстве была проведена судебная реформа, созданы прокуратура и адвокатура, осуществлена кодификация права, что безусловно отразилось на организационных формах и правовых основах предварительного расследования.

Уголовно­-процессуальный кодекс РСФСР 1923 года повысил роль дознания, придал ему значение самостоятельной формы расследования, УПК впервые предусмотрел два вида дознания: дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Существование двух вышеуказанных видов дознания стало характерным для всего последующего развития уголовного процесса.

О формировании дознания как службы можно говорить с момента издания приказа МВД СССР от 5 августа 1982 года № 254 «О создании специализированных подразделений дознания в органах внутренних дел и утверждении Примерного положения о них».

Однако Днём образования службы дознания определено 16 октября 1992 года, когда приказом МВД России № 368 в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения дознания в составе милиции общественной безопасности.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 июля 2002 года, существенно изменил порядок производства дознания по уголовным делам, закрепив новые отличия между дознанием и следствием.

Несмотря на то, что дознание является относительно молодой службой полиции и в октябре 2015 года будет отмечать свое 23-­летие, оно вносит значительный вклад в борьбу с преступностью, который в последнее десятилетие существенно возрос, и я уверен, авторитет дознания будет только укрепляться.

Численность подразделений дознания органов внутренних дел в настоящее время составляет чуть более 20 тысяч сотрудников. Из года в год они показывают высокие результаты по расследованию преступлений, с честью справляются с поставленными задачами.

Принимая во внимание, что в службе работает 75% женщин, приходит понимание: есть чем гордиться.

Дознавателями расследуется 143 состава преступлений, среди которых: кражи, грабежи, мошенничества, причинение вреда здоровью, хулиганство, угоны, незаконный оборот оружия, незаконный оборот наркотических средств, содержание притонов для наркоманов, вандализм, жестокое обращение с животными и иные преступления небольшой и средней тяжести.

Кроме того, дознавателям приходится возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по преступлениям подследственности следователей, когда их нет рядом.

В производстве подразделений дознания ежегодно находится свыше миллиона уголовных дел, что составляет почти 50% от числа зарегистрированных преступлений, треть из которых направлена в суд.

Главным в работе дознавателя является установление и закрепление доказательств по делу, быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных в его совершении, создание необходимых условий для полного и правильного разрешения каждого дела, обеспечение возмещения причиненного преступлением материального ущерба, выявление по каждому уголовному делу причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.

Решение этих задач возможно только при правильном планировании рабочего времени. Если в производстве дознавателя находится несколько уголовных дел, то составляются сводные план-графики на месяц, оптимально распределяющие работу для обеспечения качества проведения следственных действий с участниками процесса, при этом надо учитывать, что в месяц дознаватель имеет не менее трех суточных дежурств.

Необходимо отметить, что планирование является тем инструментом, благодаря которому в условиях высокой нагрузки возможно грамотное использование рабочего времени.

Современные реалии диктуют необходимость обеспечения высокого уровня профессионального образования дознавателей, так как только доскональное знание законов позволяет им качественно исполнять свои служебные обязанности по защите прав и законных интересов граждан, а внутренняя и правовая культура дают возможность проявлять коммуникабельность в общении с участниками судопроизводства.

Итоговым документом, завершающим расследование, становится обвинительный акт, который является результатом работы иногда нескольких подразделений полиции. В нем сформулированы фабула обвинения, все доказательства, полученные в ходе расследования подразделениями полиции. Правильное решение дознавателем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора и обеспечивает соблюдение основного принципа уголовного судопроизводства – неотвратимости наказания.

Первоначальным следственным действием, определяющим дальнейшее расследование по уголовному делу, является осмотр места происшествия. Во время совершения преступления остаются разнообразные следы, обнаружение которых – основная задача следственно-­оперативной группы, руководителем которой, как правило, является дознаватель.

Зачастую, обладая минимальной информацией о случившемся, дознаватель должен разобраться в обстоятельствах произошедшего события, оценить обстановку, определить последовательность осмотра. Слаженная работа следственно-оперативной группы обусловливает успех расследования. Поиск, фиксация и изъятие следов преступления проводятся по правилам, разработанным в криминалистике, в тесном взаимодействии различных служб полиции.

Суть этого взаимодействия состоит в оказании взаимной помощи в решении поставленных задач, определенных уголовным судопроизводством, и заключается в совместной и согласованной деятельности дознавателя, эксперта, оперативного работника, участкового уполномоченного полиции, направленной на достижение общей для них цели – раскрытие и расследование преступления.

В последнее время широкое распространение получили различные виды мошенничества, в том числе в сфере экономики и компьютерной информации, кредитования, предпринимательской деятельности, страхования, с использованием платежных карт, которые также отнесены к компетенции дознания. В связи с этим приходит понимание важности всего процесса предыдущего обучения, необходимости знаний, полученных сотрудником в высших учебных заведениях, а также в ходе самоподготовки.

Необходимо отметить, что помимо юридического образования дознавателю нужно еще знать основы экономики, уметь пользоваться техникой любой сложности. Есть дознаватели, имеющие по два высших образования. Подразделениями дознания системы МВД России в 2014 году направлено в суд 12 509 уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 159.1 – 159.6 УК РФ. Сложности, с которыми сталкиваются дознаватели при расследовании преступлений, совершенных с использованием современных информационных технологий, обусловлены особенностями электронных баз данных, в том числе их обезличенностью, быстротой и легкостью уничтожения.

Также следует уделить особое внимание такому направлению, как экстремизм, который стал реальностью современного мира, негативные последствия его проявлений в той или иной мере испытывают на себе все государства. В утвержденной 12 мая 2009 года Указом Президента Российской Федерации № 537 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур определяется одним из основных источников угроз национальной безопасности.

Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей. Законодательство Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

К компетенции дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации отнесено шесть составов преступлений (причинение вреда здоровью, побои, угроза убийством, хулиганство, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, вандализм), имеющих квалифицирующие признаки, связанные с экстремистской направленностью.

Важная роль в раскрытии указанных преступлений отводится взаимодействию дознания с другими службами, конечной целью которого является оперативное сопровождение всего процесса расследования. Так, например, в 2014 году в г. Новосибирске неизвестными совершено три акта вандализма, связанных с нанесением фашисткой символики в виде свастики на входную дверь и вывеску приемной политической партии «Единая Россия», изображения фашисткой символики и флага – на постамент памятника В.И. Ульянову (Ленину), танка «Т­34» и машины залпового огня «Катюша».

В целях своевременного раскрытия указанных преступлений была создана следственно­-оперативная группа из числа сотрудников УМВД России по г. Новосибирску. В ходе проведения оперативно-­разыскных мероприятий, на основе данных, полученных в ходе дознания, круг подозреваемых был установлен, собранные доказательства позволили составить обвинительный акт и направить уголовное дело в отношении трех обвиняемых в суд.

Также в качестве примера можно привести ситуацию в Костромской области, где в апреле 2015 года дознанием направлено в суд уголовное дело в отношении гр. Б, который по мотивам национальной ненависти нанес несколько ударов несовершеннолетнему Д., находящемуся на территории Российской Федерации в статусе беженца из Украины и проживающему в здании социально-­досугового центра.

Преступления экстремистской направленности зачастую связаны с применением оружия. Поэтому чем больше мы выявляем преступлений в сфере незаконного оборота оружия, тем меньше совершается преступлений с его применением, их расследование направлено на установление всей преступной цепочки от сбытчика до приобретателя. В 2014 г. по статье 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) УК РФ в суд направлены уголовные дела по 10 177 преступлениям.

Большое количество оружия выявляется при обнаружении схронов. Ярким примером является уголовное дело, возбужденное дознанием УМВД России по г.о. Химки Московской области, по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 222 УК РФ. В одном из гаражных боксов было обнаружено семь спортивных сумок с оружием (автоматы Калашникова, пистолеты, пистолеты-­пулеметы, гранатометы, ручные гранаты и другое).

В Крыму дознанием изъята у подозреваемого одна граната, в ходе активной работы с обвиняемым последний добровольно выдал целый арсенал оружия, и дело было передано в подразделение ФСБ России. Изъятое оружие позволило предотвратить ряд преступлений с его использованием.

Подразделения дознания территориальных органов МВД России вносят весомый вклад в борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Ими к уголовной ответственности привлекается более половины лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, посягающих на установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Так, в прошлом году дознавателями органов внутренних дел окончено 35 855 уголовных дел по таким преступлениям. Их удельный вес в общем числе оконченных правоохранительными органами в рассматриваемой области составил 63,6%. Например, в марте 2015 года в УМВД России по г. Владимиру задержан подозрительный гражданин, у которого при личном досмотре обнаружен и изъят сверток с порошкообразным веществом белого цвета, а также сотовый телефон. При осмотре изъятого телефона обнаружены фотографии мест, не относящихся к историческим достопримечательностям г. Владимира. В ходе проведенных следственных действий опрошен гр. С., который указал, что на фотографиях изображены места «закладок» наркотических средств. Дознавателем было принято решение о проведении осмотров данных мест, в результате которых обнаружены 22 свертка с порошкообразным веществом белого цвета, содержащем наркотическое вещество пирролидиновалерифен. Таким образом, в результате грамотных действий дознавателя изобличен распространитель наркотиков на территории г. Владимира.

Одним из опасных социальных явлений, зачастую являющихся почвой для совершения множества преступлений, в том числе и тяжких, является нелегальная миграция. Ни для кого не секрет, что в крупных мегаполисах значительная доля противоправных деяний совершается иностранцами, большинство из которых находятся на территории страны нелегально. Около 80% таких преступлений выявляется и расследуется сотрудниками органов внутренних дел.

Наибольший вклад в противодействие незаконной миграции вносят сотрудники подразделений дознания территориальных органов МВД России посредством расследования преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 3221 (организация незаконной миграции), статьями 3222 (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), 3223 (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) УК РФ.

В 2014 году по части 1 статьи 3221 УК РФ 1 134 уголовных дела направлено в суд, при этом удельный вес последних в числе расследованных составил 81,9%. По статье 3222 УК РФ в прошлом году в суд направлено 961 уголовное дело, а по статье 3223 УК РФ – 7 060.

Так, например, в декабре 2014 года подразделением дознания ММО МВД России «Лябинский» МВД по Республике Мордовия возбуждено уголовное дело по признакам состава преступлений, предусмотренных статьями 3222 УК РФ по фактам фиктивной регистрации двух граждан Республики Армения. В ходе дознания установлено, что гр. М. зарегистрировала в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении данных граждан, которые фактически по месту регистрации не проживали. По результатам производства дознания уголовное дело направлено в суд. В настоящее время крайне актуальны вопросы расследования и предупреждения фактов заведомо ложных сообщений об актах терроризма (статья 207 УК РФ).

Сложность раскрытия таких преступлений объясняется тем, что для затруднения возможности установления личности авторы сообщений всё чаще прибегают к различным ухищрениям, в том числе к услугам интернет­серверов, расположенных за пределами России, применяют так называемые анонимайзеры (средство для скрытия информации о компьютере или пользователе в сети от удаленного сервера) и прокси­-серверы, не записывающие и не хранящие данные, по которым возможно идентифицировать пользователя.

Такие преступления причиняют много хлопот правоохранительным органам, так как при поступлении информации о минировании обозначаются, как правило, места массового скопления людей, в том числе торговые центры, культурные заведения и т.д. В этой связи для обеспечения без­опасности граждан принимаются экстренные меры по их эвакуации. К проводимым мероприятиям привлекаются сотрудники МЧС, МВД, скорой медицинской помощи, что требует серьезных финансовых и временных затрат. Также причиняется материальный ущерб организациям, поскольку они вынуждены прекращать свою деятельность.

Так, например, в период с 9 февраля по 7 марта 2015 года в органы внутренних дел ряда регионов страны, а также на электронный адрес ЗАО «Тандер» посредством сети Интернет с электронного почтового ящика и с абонентского номера телефона, зарегистрированных на территории Украины, поступило 18 заведомо ложных сообщений об актах терроризма в магазинах торговой сети «Магнит». По данным фактам проводились проверки, по результатам которых по части 1 статьи 207 УК РФ дознанием возбуждено 21 уголовное дело, из них в Москве – 1, Санкт-Петербурге – 4, Краснодаре – 2, Челябинске – 2, Новосибирске – 7, Нижнем Новгороде – 2, Свердловске – 2, Белгороде – 1. По всем уголовным делам проведены необходимые оперативно­-разыскные мероприятия и следственные действия, по изъятым аудиозаписям с речевых регистраторов назначены фоноскопические судебные экспертизы.

Также ярким примером правильной организации работы по раскрытию и расследованию преступлений является уголовное дело, возбужденное в марте текущего года по части 1 статьи 207 УК РФ в г. Сочи. После сообщения от дежурного пожарной части о звонке, поступившем от неизвестного лица с абонентского номера с кодом Республики Кипр, о минировании магазина «Магнит», в результате слаженных действий дознавателя и оперативных сотрудников 31 марта 2015 года по подозрению в совершении данного противоправного деяния задержан гр. Е., житель г. Саранска, фактически проживающий в г. Сочи, который в ходе допроса вину свою признал, в содеянном раскаялся. Доказать его причастность к другим эпизодам не удалось, однако звонки с указанной информацией больше не поступали.

В настоящее время возросла общественная опасность преступлений, совершенных несовершеннолетними. Это – серьезная проблема, с которой так или иначе сталкивается государство. Сегодня, когда идут масштабные и стремительные процессы социально-­экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходиться подросткам с их неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин не стали осознанными и не регулируют его поведение должным образом.

В последнее время участились случаи совершения преступлений подростками в возрасте от 10 до 16 лет. Особую тревогу вызывают деяния, предусмотренные статьей 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения) УК РФ. Такие случаи имели место в Бурятии, Амурской и Московской областях. Все преступления раскрыты. Последствием совершения таких преступлений является причинение как морального, так и материального ущерба, возмещение которого ложится на плечи родителей.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о социально опасном положении детей, бездействия со стороны родителей либо об их действиях, которые представляют опасность для жизни или здоровья несовершеннолетних, принимаются соответствующие меры реагирования, дознаватели информируют заинтересованные ведомства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При этом следует понимать, что несовершеннолетние правонарушители – это прежде всего дети, как правило, поддающиеся влиянию общества и попавшие в сложную жизненную ситуацию либо в определенную криминальную среду. В 2014 году в ходе расследования дознавателями привлечены к уголовной ответственности 25 взрослых лиц, которые вовлекли несовершеннолетних в преступную деятельность.

Ответственность за такие деяния предусмотрена статьями 150 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), 151 (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) УК РФ. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов наносят существенный вред Российской Федерации. Совершение указанных преступлений является экономически выгодным из­-за непрекращающегося спроса на объекты животного мира.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе национальных интересов Российской Федерации названа экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления. Изменение природы вследствие сознательной деятельности человека неотвратимо приводит к ухудшению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Особо хочется отметить практику применения введенной законодателем в октябре 2013 года статьи 258.1 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) УК РФ, которая свидетельствует о положительных тенденциях по разрешению уголовных дел данной категории.

Так, в 2014 году по данной статье зарегистрировано 827 преступлений, расследовано 359 уголовных дел, направлено в суд – 288. Например, в апреле 2014 года в УМВД России по Ненецкому автономному округу в ходе реализации проекта «Медвежий патруль», организованного Всемирным фондом дикой природы, по факту выявления на острове Вайгач незаконно добытых двух особей белого медведя возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 258.1 УК РФ.

В ходе дознания в совершении указанного преступления изобличен житель Воркуты. Судом вынесен обвинительный приговор. В январе 2015 года в ГУ МВД по г. Москве при обследовании нежилого помещения ресторана обнаружена шкура особо ценного дикого животного. По результатам проведенной экспертизы установлена ее принадлежность амурскому тигру, занесенному в Красную книгу Российской Федерации и охраняемому международными договорами Российской Федерации. Дознавателем возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 258.1 УК РФ. В результате активных следственных действий установлен обвиняемый, уголовное дело направлено в суд. Сейчас идет проверка по материалу по факту незаконной охоты на снежного барса, который редко встречается на территории России и занесен в Красную книгу.

Немаловажным направлением в деятельности дознания является профилактическая работа, включающая в себя мероприятия по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и выработке мер по их устранению.

Расследование преступлений компетенции дознания имеет превентивную направленность и является одной из главных профилактических форм предупреждения совершения более тяжких преступлений. Например, привлечение лица к уголовной ответственности по фактам незаконного оборота оружия может предупредить совершение особо тяжких преступлений, таких как убийство, разбой и т.д. В ходе расследования обязательно выясняются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, в случае необходимости руководителям предприятий, учреждений и организаций направляются представления по их устранению. Активно используются непроцессуальные формы профилактики (выступления в учебных и трудовых коллективах, печатных изданиях, на радио и телевидении). Дознавателями проводятся разъяснительные беседы с потерпевшими с целью исключения в последующем с их стороны виктимного поведения, провоцирующего совершение новых преступлений.

В своем развитии дознание не стоит на месте, появляются новые формы и методы расследования, позволяющие существенно ускорить восстановление прав потерпевших и возместить причиненный им ущерб. Важным этапом в деятельности подразделений дознания явилось вступление в силу положений Федерального закона от 4 марта 2013 года № 23 ­ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-­процессуальный кодекс Российской Федерации», которым введена сокращенная форма производства дознания.

Данный правовой инструментарий позволяет наиболее эффективно реализовать меры государственного реагирования на совершенное преступление, ускорить привлечение виновных к ответственности и восстановить нарушенные права потерпевших. При совершении очевидного преступления и признании подозреваемым своей вины у дознавателя нет необходимости в сборе большого количества доказательств. Пакет документов минимален и большей частью состоит из того, что установлено непосредственно после совершения преступления, а для рассмотрения уголовного дела судом предусмотрен особый упрощенный порядок.

В 2014 году по итогам сокращенного расследования в суд направлено 31 201 дело. По сравнению с общим массивом это всего 10%, но темпы положительной динамики постоянно возрастают. Вместе с тем применение сокращенного дознания предполагает особую организацию работы. Принимая во внимание, что в основу обвинения ложатся материалы доследственной проверки, повышаются требования к срокам и качеству ее проведения. Многим сотрудникам органов внутренних дел этому еще предстоит научиться. Но уже сегодня есть регионы, такие как Республика Мордовия, Ростовская, Тюменская, Кировская области и Еврейская АО, где должная организация работы позволяет от 30% до 46% дел направлять в суд в течение 15 суток. Достигнутые результаты в этом направлении должны стать ориентиром для всех подразделений полиции России.

Важное место в деятельности дознания занимает международное сотрудничество. Ежегодно значительное количество запросов о правовой помощи по уголовным делам направляется подразделениями дознания в зарубежные страны, также запросы поступают из правоохранительных органов иностранных государств. Координирующим звеном в данном направлении является Управление по организации дознания МВД России, которое призвано помочь дознавателям избежать характерных ошибок при составлении запросов, а также правильно исполнять поступающие поручения.

В рамках оказания практической и методической помощи Управлением организовано рассмотрение и исполнение 710 международных поручений о проведении следственных действий и сборе характеризующего материала по уголовным делам, из которых 96% составляют поручения, направляемые в страны Содружества Независимых Государств (СНГ) на основании Минской конвенции о правовой помощи.

В прошлом году созданы подразделения дознания в Крыму и Севастополе. Поскольку в структуре МВД Украины существовало только следствие, формировать службу пришлось с нуля. При непосредственном участии сотрудников УОД МВД России и дознавателей территориальных подразделений субъектов Российской Федерации налажено функционирование вновь созданных подразделений, им оказывается повседневная практическая помощь.

Малый срок службы на новых должностях не помешал сотрудникам МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю достойно выступить на VI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди сотрудников подразделений дознания территориальных органов МВД России на звание «Лучший по профессии», который проходил в августе 2014 года на базе ГУ МВД России по Ставропольскому краю.

В соревнованиях приняли участие 94 дознавателя – победители отборочных туров из всех территориальных органов и подразделений полиции на транспорте. Программа конкурса включала в себя соревнования по пяти дисциплинам: специальной, огневой, физической, технико­-криминалистической и медицинской подготовке.

Высокий профессиональный уровень продемонстрировали представители многих регионов, победу в общем зачете одержала старший дознаватель отделения дознания Чувашского линейного отдела МВД России на транспорте УТ МВД России по Приволжскому федеральному округу майор полиции Вера Андреева.

Особое внимание хотелось бы обратить на участие сотрудников дознания в мероприятиях, посвященных Дню правовой помощи детям, приуроченного к Международному дню защиты детей, в период с 25 по 29 мая 2015 года.

Дознаватели принимали участие в проведении школьных линеек, посвященных окончанию учебного года, проводили лекции по правовым вопросам, в том числе об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушения, безопасности детей в период летних каникул, профилактике преступлений среди несовершеннолетних и их виктимного поведения. Достигнуты договоренности о постоянном взаимодействии со школами.

Авторитет и престиж службы дознания крепнут с каждым годом. Наряду с исполнением профессиональных обязанностей дознаватели соблюдают традиции органов внутренних дел, выполняют возложенные на них нелегкие задачи, реализуют в правоприменительной практике принципы законности и гласности, тем самым способствуют повышению общественного доверия к органам правопорядка.

19.06.2015

В настоящее время закон называет дознавателем должностное лицо, проходящее службу в органе дознания и правомочное вести предварительное расследование дел в форме дознания. В этой роли выступает сотрудник, который ведет деятельность по сообщениям о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса. Все прочие подобные составы преступлений относятся к компетенции следователя. Таково общее правило, хотя в отдельных случаях дознание может проводить иное лицо по указанию прокурора. Дознавателем также выступает служащий, которого начальник органа уполномочил провести предварительные мероприятия, направленные на выяснение обстоятельств конкретного преступления. Полномочия дознавателя устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством. Не может выполнять обязанности дознавателя то лицо, которое проводило оперативно-розыскные мероприятия по означенному делу.

Как правило, дознание ведет штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий необходимой квалификацией, имеющий юридическое образование и профессиональные навыки, которых требует расследование дел той или иной категории. Некоторые правоведы отстаивают идею о необходимости более широкого участия сотрудников органов правопорядка в деятельности по линии дознания. В целом же указанные выше функции делегируются либо штатному сотруднику органа дознания, либо передаются любому иному сотруднику. Главное требование - чтобы это должностное лицо одновременно не проводило по делу оперативные и розыскные мероприятия. На практике обязанности дознавателя нередко выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Функции дознавателя

Сотрудник, выполняющий функции дознавателя, рассматривает сообщения и заявления о совершенных преступлениях и ведет по ним проверку. По результатам этих действий он принимает одно из двух решений: возбудить производство или отказать в его возбуждении. Начиная служебные мероприятия, сотрудник органа дознания направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, прокурор соглашается с решением или выносит постановление об отказе. Прокурор вправе вернуть материалы дознавателю для дополнительной проверки. Если по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Основные функции дознавателя:

  • возбуждение уголовного дела;
  • проведение дознания по делу;
  • производство неотложных следственных действий в рамках ведения дела;
  • направление дела руководителю органа для производства предварительного следствия;
  • составление обвинительного акта.

Полномочия дознавателя

Полномочия дознавателя отражаются в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется для каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, где указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.

Полномочия дознавателей органов внутренних дел:

  • проверка заявлений и сообщений о преступлениях;
  • принятие решения по результатам проверки, при необходимости - возбуждение уголовных дел;
  • производство процессуальных действий по делу;
  • прекращение уголовного преследования, если на то есть основания;
  • приостановление дознания;
  • направление материалов дела по подследственности, а по окончании дознания - прокурору.

Права дознавателя

Дознаватель имеет право выполнять неотложные действия, находящиеся в компетенции следователя. Речь здесь может идти о тех мероприятиях, которые в случае промедления неизбежно приведут к потере улик, информации, следов, свидетельствующих о совершении преступления.

Дознаватель может вести полное расследование в виде дознания в границах своих полномочий. Проводя мероприятия, дознаватель имеет право принимать ответственные процессуальные решения самостоятельно. К исключениям здесь относятся те случаи, когда по закону для принятия решений требуется согласование с начальником органа дознания, санкция прокурора либо решение суда.

Полномочия дознавателя дают ему право вызывать граждан для допроса, приглашать компетентных специалистов, проводить осмотр, освидетельствование, задержание лица, подозреваемого в совершении преступления. Дознаватель имеет право производить выемку документации и предметов. Если есть необходимость, дознаватель может назначить экспертизу по делу.

Среди иных полномочий, которыми обладает дознаватель, - обеспечение возмещения материального вреда, если он нанесен преступлением. Дознаватель имеет право признать гражданина потерпевшим, истцом либо гражданским ответчиком.

Лица, участвующие в производстве по конкретному делу, имеют право заявить отвод дознавателю, а также обжаловать его действия или принятые им решения. Это, впрочем, не ведет автоматически к прекращению выполнения им своих обязанностей в рамках производства. Дознаватель руководствуется в своей деятельности указаниями прокурора, которые обязательны для выполнения. Если сотрудник органа дознания не согласен с такими указаниями, он может их оспорить, направив прокурору обоснованные возражения в письменном виде. В отдельных случаях дознаватель имеет право добровольно отказаться от ведения конкретного дела.

Чем дознаватель отличается от следователя?

Дознаватель, как и следователь, является сотрудником правоохранительных органов. Но перечень полномочий следователя гораздо шире. Следователь может давать письменные указания дознавателю, поручая ему выполнять ряд следственных действий. Он может возбудить производство по более широкому кругу составов, принять дело к исполнению, а также направить его по территориальности.

Следователи рассматривают дела о более серьезных и сложных преступлениях. В ведении дознавателя находятся дела по преимуществу небольшой и средней тяжести. В конечном итоге дознаватели освобождают следователя в его работе от массы самых разных мелочей. В компетенцию сотрудников, проводящих дознание, входят составы преступлений, имеющих сравнительно небольшую общественную опасность. Требования к уровню подготовки следователя более серьезные. Его функции в полном объеме не могут выполнять участковый или оперуполномоченный.

Особенности деятельности дознавателя

Предусмотренные законодательством обязанности дознаватель выполняет в полном объеме и без ограничений. Некоторые действия в рамках проводимых мероприятий он проводит самостоятельно, основываясь на своих убеждениях. Но нередко при выполнении каких-либо действий ему приходится опираться на ведомственные положения, на прямые указания своего начальника или прокурора.

Проверяя уголовные дела и находящиеся в его производстве предварительные материалы, дознаватель руководствуется только указаниями тех должностных лиц, которые уполномочены на то законом.

Закон запрещает дознавателю рассматривать уголовное дело, если он прямым либо косвенным образом заинтересован в его исходе.

Профилактическая работа в деятельности дознавателя

Выполняя процессуальные функции, дознаватель обязан принимать неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их совершению. Он также обязан своевременно направлять компетентным службам материалы, необходимые для организации розыска тех лиц, которые уклоняются от дознания или подозреваются в совершении преступления.

Производя дознание, сотрудник обращает внимание на условия, которые способствовали совершению преступных деяний. По результатам проверки дознаватель может вносить обобщенные представления в органы, учреждения, организации, которые могут и должны принимать меры к устранению условий, способствующих совершению преступлений. Если руководители организаций не выполняют такие предписания, дознаватель вправе направить информацию в прокуратуру.

Дознавателю приходится вести профилактическую работу и среди жертв преступлений, в особенности, когда они подверглись преступному посягательству из-за своего виктимного поведения. В большинстве случаев средством такой работы становится разъяснительная беседа.

Расследуя уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель:

  • проводит обзорные лекции;
  • выступает с сообщениями перед населением;
  • делает доклады на правовые темы на предприятиях и в организациях.

Целью таких мероприятий становится информирование граждан и трудовых коллективов о способах предупреждения преступлений. Эффективными каналами для подобного общения в последнее время все чаще становятся радио и телевидение.