Кризисные явления в экономике предприятий заставили сокращать и увольнять всё большее число сотрудников. Народ устремляется в службы занятости. Реально ли найти приличную работу через биржу труда? Проведём эксперимент.

«Сталеварам и строителям всегда рады»

«Я решилась, — кричит в трубку моя подруга Лена Темникова, филолог , недавно добровольно-принудительно уволившаяся с работы в типографии. — Пойдём со мной на биржу, я зарегистрируюсь и буду новую работу искать». И мы отправились «ставить» Елену на учёт в службу занятости.

Лена собрала все нужные документы, включая справку о зарплате и свой красный диплом. «Ну и что, что пособие чуть больше пяти тысяч, — говорит моя подруга, пока мы едем. — Зато и стаж будет идти, и вдруг вакансия крутая попадётся».

В помещении районной биржи труда немноголюдно. Полдень, в углу с газетой о работе дремлет пожилой соискатель, около диспетчера стоит девушка. Она уходит, Лена подаёт документы и спрашивает, как проходит процедура регистрации на учёт.

Каждый безработный сначала общается с диспетчером. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Диспетчер показывает на список необходимых документов, прикреплённый к стеклу кабинки, и заносит данные Лены в компьютер. Оказывается, подруга принесла всё необходимое. «Что есть, всё собрала, — улыбается Темникова. — Я знаю, что иногда какой-то бумажки не хватит, и устанешь ходить».

Диспетчер подаёт направление, Лена идёт в кабинет номер 5, к инспектору. Подруги нет всего минут 5. Выйдя, она объясняет: чтобы встать на учёт, должно пройти десять дней с момента обращения. То есть я в течение этих десяти дней должна принести на бумажке, — Лена машет листочком с названием «План поиска работы», — как минимум три отказа работодателей с печатями» .

Мы возвращаемся к диспетчеру. «Всё так, — подтверждает она. — Придёте через одиннадцать дней. Вообще же, ваша специальность «филолог» имеет мало отклика среди работодателей. Вот сталеварам, сельхозрабочим и строителям мы всегда очень рады».

Лена не собиралась менять профессию: из редактора в маляры или доярки. Поэтому мы отправились собирать печати с отказами.

Три Еленины подруги, хозяйки ООО и ИП, поставили печати и написали фразу «Вакансий нет». Вновь на биржу мы поехали к 10 утра спустя 11 дней, как было назначено.

Многочисленные брошюры рассказывают о правах и обязанностях безработного. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Кризис гуманитарию не друг»

В этот раз в кабинет инспектора Лена вошла вместе со своим 4-летним сыном. И получила нагоняй: оказывается, с детьми приходить нельзя. Ведь, по сути, безработного могут прямо сейчас трудоустроить, и что же, он с ребёнком работать на предприятие поедет? Лене едва не поставили «прогул», её спасло только искреннее незнание законов службы занятости. Я молча забрала из кабинета сына подруги. Инспектор смилостивилась: конечно, в случае трудоустройства Лены с ребёнком сегодня посижу я.

Дверь, чтоб Кирилл не плакал, потеряв маму, мы приоткрыли, и я слышала всё, что говорит инспектор. Она начала с того, что «кризис гуманитарию не друг», а вообще — надо быть готовой к тому, что будут предложены не только вакансии редакторов, но и корректора, корреспондента, диктора и менеджера. При последнем слове Лена напряглась, инспектор объяснила, что, мол, конечно, менеджер будет не торгового зала, а, скажем, дворца культуры. Подруга поморщилась, сотрудник биржи погрузилась в поиски.

Люди разных возрастов обращаются в службу занятости. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Она вбивала одно за другим ключевые слова: «Редакторы не требуются; корректора уже нашли, была вакансия, я помню; корреспондентов в базе нет». Наконец, она выпрямилась и сказала: «Нашла помощника руководителя негосударственного вуза, пойдёте?» «Нет», — ответила Лена. «Оформляем один отказ?» — насупила брови инспектор. И Лена, кивнув, согласилась на помощника. Инспектор долго разглядывала справку Лены с последнего места работы. Её средняя зарплата была 55 тысяч рублей в месяц. Но кризис не обошёл стороной типографию. Лене предложили работать за половину суммы. Она уволилась.

Подруга вышла из кабинета бледной. Я успокоила: «Тебя пока не обязали провести в этом институте остаток дней». Подумаешь, съездим, может, не всё так и плохо. Расстройство Лены я поняла чуть позже: зарплата соискателя составляла 12 тысяч рублей при 6-дневной рабочей неделе с 8 до 18 часов.

«Двенадцать тысяч ещё надо заработать»

Вуз, находящийся бог знает в каких закоулках, встретил тишиной и безлюдностью. Контактное лицо, что было указано в направлении, а именно проректор, отсутствовало. Мы кое-как нашли секретаря руководителя филиала вуза. Честно сказали: нет никакого желания работать за 12 тысяч. «Эту сумму ещё тоже надо заработать, — начала объяснять девушка в белой блузке. — Оклад будет не 12, там вроде бы тысяч 5, остальное — премия и процент от количества студентов». Лена чуть не упала в обморок. Девушка вздохнула: какие нынче безработные пошли требовательные, с мая найти не можем человека. «Но ведь это копейки, — недоумевала моя подруга, пока секретарь куда-то вышла вместе с Лениными бумагами. — Неужели смысл работы в том, чтобы просто ходить на работу? А жить на что? У меня ребёнок, тут не хватит даже заплатить за садик, купить продукты и за квартиру заплатить».

Секретарь подала бумагу с печатью и надписью «Соискатель не прошёл собеседование». Лена побежала в ларёк и купила ей шоколадку. Девушка дежурно улыбнулась, произнесла: «Спасибо», — и окунулась в свою работу. Двенадцать тысяч же ещё надо заработать.

Информацию можно послушать по телевизору, находящемуся в холле. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

«Восемь тысяч плюсом»

Через две недели Елена вновь сидела у двери инспектора службы занятости. Сегодня была огромная очередь. Видимо, день на день не приходится. Время подруги было назначено на 14:30, стрелка часов в холле подходила к 15-ти, однако перед нами были ещё трое. Все стены холла усыпаны полезной литературой. Как самостоятельно искать работу, какие сайты в помощь безработным можно изучить, какова статистика безработицы в стране — всё это можно узнать, пока ждёшь своё время.

Лена не провела в кабинете инспектора и двух минут: сотрудница биржи торопилась, ведь у кабинета стоял гул, она пыталась нагнать время. Лене написали на листочке одну вакансию — в строительную компанию нужен был редактор сайта. И дали вновь листочек с названием «План поиска работы».

«Как будто я сама не ищу работу, — возмущалась моя подруга, пока мы ехали в строительную организацию. — Всем друзьям надоела, резюме пачками рассылаю. Пока зовут или продавцами-консультантами, или менеджерами без окладов. Я зачем пять лет в институте юбку протирала, чтобы колбасой в ларьке торговать?»

В строительной компании Ленино собеседование прошло на ура. Оказывается, редактором была названа вакансия составителя информационного листка для клиентов фирмы. Нужно было лишь раз в месяц готовить такой документ для будущих покупателей квартир. На свободном месте требовалось размещать анекдоты, гороскопы, словом, как-то его занимать.

Лене понравилось всё, кроме зарплаты. Впрочем, руководитель не просил приходить на работу и сидеть здесь. Вполне можно было готовить газетку дома раз в месяц. Елена тотчас согласилась. Но прожить на такие деньги нельзя, и Лена объяснила это руководителю. Мужчина согласился, мол, маловато, конечно, но больше платить им нет смысла, да и не за что.

Когда директор написал на листочке «Вакансий нет», попрощался с нами и сказал Лене, что ждёт газету через 3 недели, Лена была счастлива: «Восемь тысяч плюсом к пособию в 5 тысяч — это очень даже ничего». Потом мы зашли в три первые попавшиеся организации рядом со строительной компанией. Лена не говорила, что она с биржи. Просто спрашивала, нет ли каких-то вакансий для девушки с высшим филологическим образованием. Ей говорили, что нет, она протягивала листочек для письменного отказа.

На бирже труда можно поискать вакансии и в объявлениях, и в газетах. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Повысить квалификацию? С высшего на начальное!

В третий раз, когда мы с подругой пришли к инспектору, узнали много нового. Лене предложили (если она не трудоустроится в течение пары месяцев) пройти бесплатные курсы повышения квалификации. Правда, после этого с биржи нужно было уходить. Лена поинтересовалась, в аспирантуру, что ли, её направят? Инспектор впервые раскатисто рассмеялась: «Что вы, конечно, нет. Поскольку все эти документы и нормативные акты принимались много лет назад, то и курсы те, что были актуальны раньше. Например, можно получить квалификацию няни в детском саду, парикмахера, освоить компьютер». Тут уже вместе с инспектором засмеялась и Лена: самые близкие по специальности — компьютерные курсы, но и они высококлассному специалисту, буквально «живущему» за компьютером, совершенно без надобности.

Инспектор пожала плечами: ну ничего, совершенно ничего мы не можем вам предложить. Все вакансии — менеджеры, продавцы. 80 процентов — мужские рабочие специальности. Редко, когда бывают исключения: требуются даже директора предприятий. Но это, увы, редкость. «Но вы, девушка, и сами не плошайте, — посоветовала инспектор, — ищите места работы и активно предлагайте свою персону в компании и фирмы».

База данных вакансий инспекторов и находящаяся в общедоступных компьютерах одна. Фото: АиФ/ Надежда Уварова

Прямо из кабинета мы с Леной пошли за компьютер с базой вакансий в холле. Здесь те же данные, что у инспекторов. В алфавитном порядке здесь перечислены вакансии рабочих и служащих: администраторы, архитекторы, архивариус, агрономы, агенты… Пожалуй, страниц 20 — рабочие-строители. Вот почему диспетчер говорила, что требуются отделочники и плиточники. Ничего хоть немного подходящего Лене мы так и не нашли. Однако семейная пара в годах только успевала списывать телефоны: женщина, как выяснилось, уже на пенсии, но решила подработать воспитателем в детском саду, а её муж — мастер на все руки — искал работу слесаря или сантехника.

Итог эксперимента. Найти работу в службе занятости можно. Но будет ли она соответствовать вашим требованиям и вашей квалификации, большой вопрос. Однако, если набраться терпения и ждать хорошую вакансию долго, возможно, повезёт. А уж подработку-то (пусть и не самую высокооплачиваемую) и пособие (хоть и не огромное, около 5 тысяч максимум) служба занятости гарантирует.

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями :

  • содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;
  • стимулирование образования гибкого рынка труда.

Законами и другими нормативными актами РФ предусматривается обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободного его выбора всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

Государство в соответствии с законами должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе вида занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости.

Особое внимание государство призвано уделять тем группам и слоям населения, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка: молодежи; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-и пиал и до в и др. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий, организация дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

«Занятость , — согласно указанному Закону, — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Представляется социально важным признание в законодательном порядке воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, учебы с отрывом от производства, общественной деятельности как необходимых и полезных видов занятости наряду с трудом в общественном производстве.

Службы занятости

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости.

Службу занятости возглавляет и организует Федеральная служба по труду и занятости. В регионах созданы службы занятости, подчиненные в своей деятельности вышестоящим органам службы занятости и соответствующим органам исполнительной власти. Они финансируются за счет средств фонда занятости.

Службы занятости в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1919 г., и соответствующими законами и нормативными актами РФ.

Центры занятости решают следующие основные задачи :

  • сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;
  • консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  • профессиональная ориентация всех групп населения;
  • выплата пособий по временной незанятости;
  • консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;
  • оказание помощи в кадровом планировании предприятий;
  • организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы;
  • социально-психологическая работа с клиентами.

В соответствии с Законом Российской Федерации о занятости населения безработными признаются трудоспо- собныс граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

  • Закон утверждает ряд положений. Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложение о работе, соответствующей профилю своего образования, с учетом стажа, навыков, стремится пройти профессиональную подготовку или переподготовку, чтобы занять определенное место работы.

Закон признает «подходящей работой » такую, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, опыта прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Эта работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка по последнему месту работы.

Служба занятости обязана принять решение о признании гражданина безработным не позднее 11 дней с момента предъявления им соответствующих документов: паспорта, трудовой книжки, документа о профессиональной квалификации, о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы.

Службой занятости не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым назначена пенсия, исключая инвалидов III группы;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;
  • впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

Для потерявших работу в связи со структурными изменениями в экономике, закрытием или перепрофилированием производства закон предусматривает сохранение стажа и среднего заработка в период трудоустройства, но не более трех месяцев.

Социально-психологическая работа в системе службы занятости

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости РФ — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации.

После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по прежней специальности, либо получение смежной или новой профессии, в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ», «человек-человек»), наиболее соответствующее его желаниям и склонностям. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

Если консультируемый смог подобрать себе новую специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует: что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности безработного и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать поданной профессии.

Гражданин, нуждающийся в работе, имеет право обратиться на Биржу труда. Уволенный сотрудник или впервые ищущий работу человек становятся на учет в качестве безработного. Этот статус дает право на получение пособия по безработице или стипендии в период обучения.

Встать на биржу труда могут граждане с 16 лет, трудоспособные, но не имеющие работы и не получающие заработной платы. Определенная категория граждан не может получить статус безработного. Например, это пенсионеры, лица, арестованные или осужденные к исправительным работам, подростки, до 16 лет, индивидуальные предприниматели и.т.д.

Биржа труда Москвы принимает от соискателей документы в день обращения. Необходимо предъявить подлинники, с которых сотрудники снимут копии. На каждого из соискателей заводится досье.

Порядок учета безработных

Статус безработного позволяет гражданам получать пособия от государства. Размер пособий зависит от заработка на предыдущем месте, но ограничен максимальным и минимальным размером (4900 и 890 рублей). Где встать на биржу труда в Москве в 2018 году? Обычно соискатели встают на учет в подразделении Службы занятости, которое обслуживает их адрес постоянной регистрации. По временной прописке встать на учет не получится.

Условия выплаты пособия

Выплата пособия может быть приостановлена по определенным причинам. На соискателя, зарегистрированного безработным и получающим пособие, налагается обязанность посещения Центра занятости дважды в месяц в определенную дату и время. Если этого не делать, размер пособия снижается. Инспекторы Биржи труда будут предлагать вакансии, отвечающие требованиям профессиональной подготовки соискателей. В течение 12 месяцев, пока платится пособие, нужно определиться с вакансиями. Размер выплат постепенно снижается: в первые 3 месяца выплачивается 75% от заработка, потом – 60, и наконец – 45%.

Если гражданин имеет редкую специальность, либо его квалификации не хватает для предложенной вакансии, он утратил навыки в работе, инспекторы Центра занятости направляют его на обучение. Оно проводится очно, бесплатно, группами или в индивидуальном порядке. После успешного прохождения обучения на руки соискателю выдается документ, который подтверждает квалификацию соискателя.

Встать на учет имеют право пенсионеры, но они не получат пособие, так как им выдается пенсия. Инспекторы могут помочь им в выборе вакансии.

Какие документы нужны, чтобы встать на биржу труда после увольнения

Одним из основных условий учета на Бирже труда выступает предоставление всех необходимых инспектору документов. Их количество может быть разным: все зависит от того, трудился ли ранее гражданин. Если человек впервые ищет место работы, то ему достаточно предъявить Бирже труда паспорт и документ об образовании. Если гражданин работал, был уволен, то перечень документов расширяется:

  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • справка о доходе с места работы;
  • ИНН; пенсионное свидетельство;
  • трудовая книжка.

Какие документы нужны для биржи труда при сокращении

Биржа труда требует одинаковый перечень документов для лиц, уволенных по разным основаниям. По сокращению штатов гражданину лучше всего встать на учет в течение 14 дней с момента увольнения. Если гражданин не найдет работу в течение 2 месяцев, то 3 месяц оплачивает работодатель по размеру среднего заработка. А уже с 4 месяца биржа начинает начислять пособие по безработице.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.