Мы уже не раз рассказывали, что активно пропагандируемый сейчас в нашем российском обществе тезис о том, что Православие в царской России было якобы оплотом духовности и нравственности в стране, что только, мол, благодаря ему в нашем народе возникли все те хорошие и благородные качества, которыми русские удивляли весь мир, и что, оказывается, это именно оно много веков являлось «национальной идеей» России, скреплявшей народ нашей страны в единое целое, в связи с чем, в самодержавной России не было якобы никаких непримиримых конфликтов и противоречий, есть не более чем миф, не имеющий к реальной исторической действительности никакого отношения.

Факты наглядно доказывают верность выводов классиков марксизма, что в классовом обществе не бывает неклассовой идеологии и не классовых институтов. Российская империя была именно таким обществом — государством феодальным, крепостническим, в котором существовали два основных класса: помещиков-крепостников (феодалов) и крепостных крестьян. И Православие, и его орган управления — Русская православная церковь (РПЦ) всегда и во всем отражали волю господствующего в самодержавной России класса — помещиков и аристократов.

Причем, русский народ это хорошо понимал и относился к Православию и его служителям, соответствующим образом — как к своим угнетателям и эксплуататорам, тем более, что они таковыми и были на деле, не хуже крепостников эксплуатируя, угнетая и обирая крестьян.

Российское же государство, которому сегодня поют осанну российский правящий класс буржуазии и его идеологи — буржуазные пропагандисты, изо всех сил поддерживало Русскую православную церковь, которая фактически являлась его институтом, подразделением, частью разветвленной и достаточно совершенно структуры угнетения. РПЦ и кормилось за счет российского государства, и награждалось им «за верную службу Царю и Отечеству» огромными земельными наделами с тысячами живущих на них крестьян, которые теперь должны были гнуть спину уже не на помещиков или «Самодержца Всея Руси», а на служителей церкви.

Всякое сопротивление гнету, как церковному, так и помещичьему, подавлялось в царской России со страшной жестокостью. Причем тяжелее всего, как и сейчас, был гнет духовный, который связывал трудовой народ по рукам и ногам, запутывая его сознание. Религия — идеология, выгодная угнетателям, которую должны были исповедывать угнетенные массы, насаждалась и закреплялась в российском обществе всеми возможными способами. Тех, кто не желал уверовать добром, заставляли это делать силой. Атеистическое мировосприятие в РИ считалось преступлением, за которое неминуемо следовало жестокое наказание. Очень строго наказывались по законам Российской Империи даже незначительные проступки, касающиеся православной веры или соблюдения ее обрядов. Та самая пресловутая «духовность» прививалась русскому народу штыками и тюрьмами. Причем наказаниям подвергались все низшие классы российского общества, кроме правящего, а не только крестьянство.

Вот несколько выдержек из законов «благословенной» Российской империи, которые «помогали» простому люду постоянно «совершенствоваться» духовно.

«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз - 2 руб., в третий раз - 3 руб.; с крестьян - соответственно 5, 10 и 15 коп.»

В то время (XIX — начало XX века) это очень большие деньги. Например, пушкарь получал в месяц 16 рублей, прислуга около 3-5 рублей. Российские крестьяне до начала 1900-х гг. денег вообще почти не видели, ибо сельское хозяйство России было по большей части натуральным, нетоварным, продукцию крестьянское хозяйство производило для собственного употребления, а не на продажу, не на рынок. Отнюдь не случайно Лев Толстой вспоминал случай, когда в целой деревне крестьяне не смогли собрать и 1 рубля денег. Вот и представите себе каково было попасть под такой громадный штраф за одну только неявку на исповедь. Кстати, злостным нарушителям за подобного рода преступления грозила каторга.

Вот так укреплялась в Российской империи нравственность и духовность. Что интересно, в ежовых рукавицах держала верховная власть самодержавной России не только трудовой народ, но и самих священнослужителей. Отлично зная, что не все из них круглые подлецы и сволочи, и чисто по человечески могут и пожалеть крестьян или ремесленников, оно жестко наказывало тех из них, кто не донес царским властям о такого рода преступлениях:

«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз - лишением сана и отсылкой в каторжные работы»

«Небытийщики» — это те, кого не было на исповеди, прогульщики, так сказать. Как вам нравится наказание каторжными работами священников за то, что пожалел неимущего, зная, что он за свой прогул просто неспособен уплатить положенный по законам РИ штраф?

Вот такая прививалась русскому обществу «нравственность» — донести, т.е. предать и продать своего ближнего. И ввел эту обязанность никто иной, как «царь-прогрессор» Петр 1, понабравшийся подобных мерзостей в европейских странах. Именно с его указов пошла в самодержавной России позорная практика обязательного доносительства православными священниками информации, полученной на исповеди. Правда, священникам за этот позор государство российское неплохо платило.

По тем же законам видно, что для дворян и других привилегированных сословий РИ ничего подобного не предусматривалось, и то же исповедывание было совсем не обязательным. Что лишний раз доказывает давно известный и доказанный факт: религия - это инструмент контроля и управления угнетенными массами.

Теперь поговорим о другой форме, которая позволяла народу российскому «сохранять веру в Иисуса Христа» — об уголовных статьях, которые применялись к верующим ненадлежащим образом.

Есть 1 прелюбопытный документ — Уложение наказаний уголовных и исправительных от 1845 года, действовавшем со времен Петра I и до 1905 года включительно. После 1905 г. значительная часть статей его была отменена, но некоторые сохраняли свою актуальность даже при Временном правительстве, которое тоже считало церковь важным политическим инструментом и не собиралось с ней расставаться, понимая ее полезность новому господствующему классу буржуазии. И только Советская власть, отделившая церковь от государства, наконец, окончательно избавила русский народ от всех статей данного Уложения.

Смотрим раздел «О преступлениях против веры».

Умели тогда защищать чувства верующих! Куда там Пусси Риот! Радуйтесь, граждане современной России, что вам пока не приходится «хрустеть французской булкой». Но имейте в виду, что такими темпами мы именно к этому и придем. Так что мотайте себе на ус, пока не поздно…

Интересно, а что грозило тем, кто делал подобное «не публично»?

А вот что:

Тоже неслабо, прямо скажем. Причем «непубличное богохульство» можно, как вы сами понимаете, расценивать, как душе будет угодно. Например, таким преступлением может быть шепот в клозете. А что? Подходит в полной мере: и непублично, и богохульство.

А вот что грозило рискнувшим критиковать христианство:

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

По большому счету, пропаганда научного знания сама по себе есть критика религии, в том числе и вероучения, а значит, за распространение научных знаний вполне могли сослать в Сибирь.

Интересен также вопрос о свободе вероисповедания. Понятно, что не верить было запрещено. Но может быть можно было самому выбирать, в кого верить?

Как бы не так! Вот что грозило человеку, который вдруг надумал перейти из Православия в другую веру:

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру.

Вот тебе и «веротерпимость» и «уважение чужих взглядов»! За все — одна Сибирь. А если сильно нарываетесь, то и клеймо на лоб поставят.

Но может быть хоть более-менее терпимо относились к разновидностям Христианства — к католицизму и лютеранству?

Как выясняется, не слишком. Правда, иностранцам разрешалось отправлять их культ, однако пропаганда его в России была запрещена.

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.

Заметьте, где именно впервые применяются психлечебницы в качестве наказания. Совсем не в СССР, как утверждают буржуазные пропагандисты, а как раз в царской России — «заключение в смирительном доме». А вот в советских законах ничего подобного не было, и быть не могло.

Не менее «весело» обстояло в царской России дело и с воспитанием детей. РПЦ строго бдила за тем, чтобы каждый рожденный в России человек попадал именно к ней:

Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.

Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.

Ну, «внушение», не так страшно. При условии, что вы не сектанты. Вот этим доставалось по полной, за всех сразу:

Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Только чуть засомневался в истинности того варианта православия, что вешает поп в местной церкви, — дуй на каторгу.

Не менее строго и по отношению к святыням - их оскорбление приравнивалось по степени тяжести к сектантству:

Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.

Но была и другая формулировка, с не в пример более легким наказанием:

Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.

Разобраться же где «оскорбление», а где «неуважение», могли, понятное дело, только сами священнослужители РПЦ (в зависимости от того, насколько им «позолотят ручку»).

Кстати, наказывалось ли как-то грубость или неуважение паствы к самим священнослужителям?

Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.

Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.

Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.

Н-да, не слабо. Видимо, распространители духовного опиума в Российской империи ценились на вес золота, раз их так оберегали.

Что мы видим из всего изложенного выше?

Что относились в Российской Империи к трудовому народу как к скоту. Собственно, высшее сословие — все эти помещики, и аристократы, так и воспринимали народ российский — как рабочую скотину, которая только и существует для того, чтобы работать, обеспечивая их безбедное существование. У трудящихся масс царской России не было никаких прав и никакой возможности изменить свою жизнь — получить образование или повысить свой культурный или материальный уровень. Их удел — родившись рабом, таковым оставаться на всю жизнь. И в первых рядах их духовных притеснителей шли священники РПЦ, верные хранители престола и привилегий господствующего класса помещиков и аристократов.

Урок-игра « История государства и права»
Цели.
Образовательная. Создать условия, способствующие повторению в игровой форме ведущих понятий и основных идей темы.
Воспитательная. Содействовать в ходе урока воспитанию уважения к праву как важнейшему регулятору общественных отношений.
Развивающая. Продолжить работу над умениями работать в группе, аргументировать свою точку зрения в том числе, при отстаивании командной линии, применять знания для решения познавательных задач.
Игра предполагает деление на команды, выбор капитана. Учитель разрабатывает систему оценки каждого задания и способы ведения отчетности и оценивания учащихся. В конце игры определяется команда-победитель, лучшие игроки в каждой команде.

Разминка. Дайте определения понятий: архаичное право, талион, ордалии, частноеправо, публичное право, презумпция невиновности, вира, Судебник, кодификация,конституция, западничество, славянофильство, суд присяжных, мировой суд,волостной суд, присяжные поверенные, права человека, естественные права.
Где это было?
1) В одном из государств древности была проведена реформа, установившаяследующий порядок судопроизводства.
Судьями могли быть граждане, старше 30 лет, которые ежегодно приносили присягу - клялись судить по закону и совести и беспристрастно. Для участия в каждом судебном деле отбирались несколько сотен человек. На суде могли присутствовать все желающие. Любой гражданин мог выступить обвинителем. Обвиняемый защищался сам или приглашал себе защитника. Судьи были обязаны выслушать обе стороны. Где и когда это было? (Подсказка. В Риме при Корнелии Сулле, в Афинах при Перикле и Эфиальте, в Древнем Египте при Эхнатоне, в Персиде при Дарии I)
Этот документ оказал огромное влияние на развитие политической иправовой мысли. В числе прочих его подписали Джордж Вашингтон,Александр Гамильтон, Бенджамин Франклин. Как этот документ? Где онбыл принят? (Подсказка. Ведущая страна капиталистического мира. США)
В одном из документов говорится: « Любовь к Отечеству, стыд и страх сутьсредства укротительные и могущие воздержать множествопреступлений.. .Самое надежное, но вместе с тем и самое труднейшеесредство сделать людей лучшими есть приведение в совершенствовоспитания. Когда мог появиться этот документ? (Подсказка: одновременнос созданием «Домостроя", во времена Петра I, в царствование Екатерины II, первые годы большевистской диктатуры, в наши дни)
Указ одного из императоров предписывал «призвать к ближайшему участиюв заведовании делами, относящимися до хозяйственной пользы и нуждкаждой губернии и каждого уезда» выборных представителей местногонаселения. Всех избирателей поделили на три курии: местныеземлевладельцы, крестьянские общества и городские избиратели (владельцынедвижимой собственности, а также владельцы торговых и промышленныхпредприятий). Крестьянская курия формировалась по сословному признаку,принадлежность к двум другим определялась местом жительства истоимостью имущества. Когда и кем был издан этот указ? Какиеучреждения возникли в результате его реализации? (Подсказка: Петр I,Екатерина II, Александр II)
3. О каком из документов идет речь?
1) Перед вами отрывок одного из правовых документов, рассказывающий о порядке созыва народных собраний. « Пускай сход (conventus) собирается по древнему обычаю в каждом сотенном округе, в присутствии графа или его посланца при сотнике.
Пускай вече (placitum) происходит каждую субботу или в тот день, какой будет угодно назначить графу или сотнику, через каждые семь ночей, когда в провинции будет неспокойно; когда же спокойствия буде больше, пусть сход собирается каждые четырнадцать ночей в каждом округе, как приказано выше. Где и когда могли действовать подобные правовые нормы? (Подсказка: в Риме при братьях Гракхах, в Афинах при Перикле, в одном из варварских германских
королевств раннего средневековья, в новгородской земле при Александре Невском; В Англии при Генрихе VIII)
Одна из наиболее удачных попыток кодификации правовых норм былапредпринята в первом тысячелетии н.э. В результате возникло собраниезаконов; многие сформулированные в нем понятия использовалисьюристами последующих веков и до сих пор не утратили своего значения. Окаком из документов идет речь? (Подсказка: о Салической правде, о Сводегражданского права императора Юстиниана, о капитуляриях КарлаВеликого; об указах императора Диоклетиана)
Один из первых в истории правовых актов, гарантировавшихнеприкосновенность личности и ограждавших человека от произвольногоареста, был принят в Англии. Этот документ вошел в историю права подназванием: Хабеас Корпус Акт, Великая хартия вольностей, Билль о правах,Книга страшного суда? Когда был принят данный закон? (17 век)
В истории различных стран известно немало правовых актов,устанавливавших принципы веротерпимости или обеспечивавших праванекоторых религиозных меньшинств. Какие их документов могут бытьпричислены к этой группе:

Миланский эдикт императора Константина Великого (313 год)
Золотая булла императора Константина IV (13 56);
Флорентийская уния (1439);
Нантский эдикт французского короля Генриха IV (1598);
Постановление Вильнюсского сейма, принятое по настояниюправославных подданных польского короля Сигизмунда II Августа(1563);
Соборное Уложение (1649);
Манифест Петра I об образовании Духовной коллегии (СвятейшегоСинода),
Декларация прав человека и гражданина (1789);
Первая поправка к Конституции США;
Манифест 17 октября 1905 года;
Всеобщая декларация прав человека (1948)
4. Кто больше?
Назовите как можно больше памятников российской средневековой философско-правовой мысли.
5. Анализ документа.
Указ Петра I, изданный 24 апреля 1713 года гласил:
« Сказать во всем государстве (дабы неведением никто не отговаривался), что все
преступники и повредители интересов государственных с вымыслу (по злому умыслу),
кроме простоты какой, таких безо всякой пощады казнить смертию... А если кто
пощадит, то сам той казнью казнен должен будет. И для того надобно изъяснить
именно интересы государственные для вразумления людям».
В «Наказе» Екатерины II Уложенной комиссии говорится: « Чем больше умножатся
казни, тем больше опасности предстоит государству...Несчастливо то правление, в
котором принуждены устанавливать жестокие законы...Самое надлежащее обуздание
от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что
преступающий законы непременно будет наказан».
В том же документе: « Законы должны быть писаны простым языком.. .Предписать
надлежит, чтобы во всех школах учили детей грамоте из церковных книг и из тех книг,
что законодательство содержат».
В чем расходятся и совпадают взгляды Петра I и Екатерины II на практику применения законов?
6. Право в России.
1. В Соборном Уложении описывалась система преступлений:
Против церкви;
Против порядка управления;
Против благочиния;
Должностные преступления;
Против личности;
Имущественные преступления;
Против нравственности
Распределите перечисленные ниже преступления по группам: убийство, непочитание детьми родителей, лихоимство (взяточничество), отказ содержать престарелых родителей, нанесение увечья; мошенничество, злостная неявка ответчика в суд, богохульство, содержание притонов, неправосудие, совращение православного в иную веру, бунт, укрывательство беглых, ябедничество (ложное обвинение), измена.
2) «Рассмотрев сии проекты, мы находим, что они вполне соответствуютжеланию нашему водворить в России суд скорый, милостивый и равный дляподданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащуюсамостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение кзакону, без коего невозможно общественное благосостояние».
Кто из российских императоров мог произнести эти слова? О каких реформах идет речь?
3) Законодательство Российской империи запрещало переход изправославия в какую-либо иную веру; все остальные подданные империи:мусульмане, католики, лютеране - были вольны менять своевероисповедание. Можно ли сделать вывод, что православие подвергалосьдискриминации?
7. «Коллеги».
Назовите крупнейших дореволюционных юристов.
Конкурс ораторов: « Отношение к праву в России».
15


Приложенные файлы

Российская империя по сравнению с другими государствами той эпохи была достаточно веротерпимой страной. Однако и здесь определенные категории верующих подвергались притеснениям и гонениям. Некоторые конфессии при одних монархах были в фаворе, а при других впадали в немилость. Больше всего ограничений было у представителей нетерпимых властями сект. Но даже представители христианских религий периодически испытывали трудности.

Ограничения католиков и покровительство протестантам

Доброжелательное отношение царской России к католикам началось во времена прозападной политики Петра I, привлекавшего в страну множество иностранцев соответствующего исповедания. Указом от 1780 года Екатерина II велела униатам переходить в православие, а умиравших униатских священников заменять православными, параллельно искореняя униатские нормы богослужений.
Католический собор на грузинской улице в Москве. Ситуация улучшилась со времен царствования Павла Первого, имевшего титул Великого Магистра в Мальтийском ордене. Но после польского восстания 1830-1831 гг. гнет возобновился: закрывались монастыри, мещанам католического вероисповедания запрещалось приобретать собственность и арендовать земли, ограничивалось католическое образования.
Современные российские католические епископы. Браки православных и католиков разрешались лишь при условии, что совместные дети будут креститься по православному обряду, а жена не перейдет в католицизм. В 1905-м Николай II издал Манифест о веротерпимости, что спровоцировало массовый переход православных в католицизм. По официальным данным, с 1905 по 1909 год католиками стали 233 тысячи человек. Положение протестантов в Российской империи всегда было более выгодным. Протестантизм пришел в Россию с иностранными купцами, ремесленниками и военными наемниками. Со временем их потомки принимали российское подданство, и протестантизм становился религией части русского общества.
Группа протестантов, 17 век. По приглашению Ивана Грозного в Москву съезжались европейские медики, аптекари, торговцы и художники, исповедующие эту веру. Покровительствовал протестантам и Алексей Михайлович, приближавший их ко двору и устраивавший на военную и гражданскую службу. Особо теплое отношение к ним также испытывал Петр Великий, поощрявший браки членов царской семьи с высокопоставленными европейцами-лютеранами. Указами Екатерины II иностранным колонистам гарантировались значительные льготы, свобода исповедания и освобождение от обязательной службы. В Российскую империю тянулись тысячи иностранцев преимущественно лютеранского вероисповедания, гонимые за свои религиозные убеждения на родине.

Предвзятые требования к иудеям

Несмотря на то, что в царской России существовала крупнейшая в мире еврейская община, иудеи жестко ограничивались в передвижениях и расселении по русским землям. Еврейское образование считалось бесполезным, а еврейский язык - едва ли не жаргоном.
Еврейский погром в Киеве. При царе Алексее Михайловиче перешедшим в православие евреям полагались крупные пожалования. Притеснял иудей и Петр I, отклоняя запросы еврейских купцов о въезде в Российскую империю. Указом Екатерины I в 1727 году евреев выселяли за пределы России, а императрица Елизавета Петровна методично продолжала политику предшественницы. По воле Екатерины II иудеям для заселения предлагались лишь пустынные пограничные районы. Имелся и ряд существенных ограничений при приеме евреев в учебные заведения, на государственную службу. В конце 18 века еврейское население облагалось дополнительными налоговыми сборами и лишалось права осваивать привычные виды деятельности (аренда земель, ростовщичество, торговля). Считалось, что своим предпринимательством евреи разоряли местных крестьян. При Николае I государство всячески вмешивалось во внутреннюю жизнь общины, запрещая иудейские традиции (привычное ношение пейсов и национальной одежды).

Эволюция отношений с мусульманами

Территориальное расширение России с включением в состав новых земель привело в русское подданство мусульман. В XIX веке ислам стал второй конфессией Российской Империи по числу верующих, при этом магометане ограничивались в своих правах и возможностях. Мусульмане не могли занимать должности в органах управления и в сфере образования. При этом им навязывались правила христианской жизни, часто конфликтующие с нормами шариата. Но с приходом к власти Екатерины II случился переломный момент в государственных религиозных взглядах, что усилило правовой статус мусульман в империи. Отныне официально утверждалось право мусульман на многоженство, причем интересы жен защищались юридически.
Группа депутатов II Думы мусульманской фракции. 1907 год. Узаконились хадж и присяга по исламским догматам. В 1788-м создана первая официальная мусульманская организация России - Оренбургское магометанское духовное собрание. Российскими мусульманами теперь управлял муфтия, кандидатура которого избиралась мусульманским обществом, после чего утверждалась императором.

Терпимость по отношению к буддийским иноверцам

Буддизм в Россию пришел вместе с калмыками, принявшими российское подданство. С XVII века религия распространилась и в Бурятии, куда ее принесли тибетские и монгольские ламы (монахи). При Елизавете Петровне буддизм признавался как «терпимое» и разрешенное вероисповедание.
Селенгинские буряты-буддисты. Через контролируемого главу бурятских буддистов Пандито Хамбо-ламы, утвержденного Екатериной II, власть реализовывала свои имперские инициативы в среде бурят-монголов и частично эвенков. Монаршие указы 18 века регламентировали все вероисповедные дела буддистов-бурятов, ламам под угрозой смертной казни запрещалось переходить границу и иметь контакты с иностранцами. В первой половине 19 века российские власти ограничивали число ламаистских монастырей и продолжали контролировать иностранные связи, опасаясь соседства иноверцев с буддийской империей Цин. В начале 20 века буддизм стал одной из господствующих религий народов Забайкалья. В период противостояния с Британией в Азии Россия разыграла буддийскую карту, предоставив иноверцам больше свобод. А Николай II, беря во внимание выгоды от укрепления дружбы с Тибетом, даже дал добро на строительство буддийского монастыря в Петербурге.

Непризнанные и преследуемые конфессии

Две последних ступеньки религиозной иерархии Российской империи занимали непризнанные конфессии. Предпоследний уровень отводился сообществам, которые «терпелись» на бытовом уровне. В эту категорию входили старообрядцы, именовавшиеся раскольниками. Их подвергали всевозможным ограничениям, но сама по себе принадлежность к их вероисповеданию преступлением не считалась. Старообрядцы. Деревня Кузнецово Семеновского уезда. На последнем уровне находились непризнанные и нетерпимые сектанты: филипповцы, поморцы, пашковцы, субботники, молокане, духоборы, хлысты и др. Имперская политика запрещала им свободно проповедовать свою религию. Поэтому в метрические книги в основном не заносились факты рождения и смерти иноверцев, а также информация о заключении среди них браков. Религиозная деятельность сектантов преследовались государством в административном и даже уголовном порядке. За совращение православных прихожан в нехристианскую веру законодательством полагалась многолетняя каторга. Тюрьмой наказывали представителей «иностранных исповеданий», посмевших в какой-либо форме оскорбить православного священнослужителя. Борьба государства с непризнанными религиями привела к тому, что количество русских сектантов сократилось в разы, а некоторые группы исчезли совсем.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года

Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймениеСтатья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Статья 184. Порицание Христианства и церкви, публично - ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Статья 185. Сокрытие свидетельства богохульства, порицания, критики Христианства — тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение до года; неумышленно — до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.

Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.

Статья 199. Воспрепятствование добровольному присоединению к Православной церкви — заключение до 6 месяцев. Насильственное воспрепятствование — заключение в смирительном доме до 3 лет.

Статья 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры — арест до 3 месяцев, предание покаянию.

Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг — денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев.

Статья 215. Создание и эксплуатация объектов для религиозной деятельности раскольнического типа — тюремное заключение до 2 лет.

Статья 218. Сохранение иноверческих обычаев новообращенными в Православие — вразумительная беседа.

Статья 219. Уклонение от религиозных обрядов, для священнослужителей — временное отлучение от службы, для поселян — временное отлучение от дома и работ.

Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.

Статья 221. Хождение без разрешения с культовыми предметами — денежный штраф.

Статья 222. Погребение верующего без соответствующего ритуала — арест до 3 месяцев.

Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.

Статья 224. Насильственные действия против священнослужителей — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.

Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.

Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.

Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.

Статья 230. Порча символов веры — заключение в смирительном доме до года, при неумышленности — арест до 3 месяцев.

Статья 231. Нарушение при Богослужении — денежный штраф или арест до 3 месяцев.

Статья 232. Насильственные действия при Богослужении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 233-234. Нахождение лица в предназначенном для него месте в Церкви — денежный штраф, арест до 7 дней.

Статья 235. Просьба во время Богослужения — арест до 3 дней.

Статья 236. Непозволительное вторжение в церковь - денежный штраф, арест до 7 дней.

Статья 237. Бесчинство при Богослужении - денежный штраф, арест до 3 месяцев.

Статья 238. Недопустимость торговли и развлечений рядом с церковными действиями — денежный штраф.

Статья 239. Помехи крестному ходу — арест до 3 месяцев.

Статья 240. Неприличное поведение при молебне — арест до 3 недель.