Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. Предшественником его в период 1989-1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стра­не не существовало. Считалось, что в условиях отрицания принципа разделения властей и формального признания полновластия Советов в таком органе нет необходимости, поскольку Верховный Совет и его президиум могут сами осуществлять такой парламентский контроль за соблюдением конституции, а учреждение указанного органа нарушило бы верховенство парламента. Реальная потребность в органе конститу­ционного надзора или контроля в условиях тоталитарного режима не возникала и потому, что всепроникающий политический контроль за всем, в том числе и за соблюдением конституции, призвана была реаль­но осуществлять единственная партия и ее высшие органы. Антидемо­кратическая сущность тоталитаризма на деле была не совместима с интересами соблюдения законности вообще, законности конституци­онной в частности и в особенности. Поэтому переход к независимому конституционному правосудию стал возможен лишь с переходом к реальной демократизации страны.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Феде­рального конституционного закона «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» (21 июля 1994 г.) * открыли новый, современный этап в развитии конституционного правосудия в нашей стране. Указан­ные основополагающие документы внесли серьезные изменения в структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ как одного из важнейших институтов судебной власти. Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятель­но осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его высшая и главная задача - обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, вер­ховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Указанный закон не только определил цели, задачи, структуру и компетенцию суда, но и основы конституционного судопроизводства.

Число судей увеличилось до 19. Они назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образова­ние, стаж работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок назначения на эту должность - 12 лет (назначение на второй срок не допускается). По достижении 70 лет конституционный судья уходит в отставку. Предложения по кандидатурам могут вноситься Президенту РФ членами Совета Феде­рации, депутатами Государственной Думы, законодательными (пред­ставительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами н федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, если его кандидатура получила большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Со­вета Федерации приводит назначенное на должность судьи лицо к при­сяге, текст которой установлен законом.

В соответствии со ст. 11 Закона о Конституционном Суде РФ его судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вести политическую пропаганду и агита­цию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью, входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей. Конституционный судья не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государ­ственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохра­нять за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оп­лачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не может служить уважительной причиной отсут­ствия на заседаниях). Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного пред­ставительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обя­занностей. Он не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рас­смотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Конституционный Суд РФ имеет теперь две палаты по 9 и 10 судей, которые равноправны и решения которых имеют такую же юридичес­кую силу, как и решения Суда в целом. Для рассмотрения особо важ­ных дел проходят пленарные заседания, в которых участвуют все судьи и которые вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетен­цию Конституционного Суда. Председатель Суда, его заместитель и судья-секретарь избираются на пленарном заседании Суда большинст­вом голосов от общего числа судей сроком на три года и могут переизбираться еще на один срок. В основе деятельности Конституционного Суда РФ лежат такие принципы, как независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непре­рывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. В стране нет такого органа или лица, который бы имел право давать какие-либо указания или замечания Конституционному Суду, дейст­вующему в рамках своих полномочий. В основе его деятельности лежит Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о Конститу­ционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ независим в организа­ционном, финансовом и материально-техническом отношении, его фи­нансирование осуществляется из федерального бюджета. Гарантиями независимости конституционных судей являются их несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей и др. На судей Конституци­онного Суда распространяется общее законодательство о статусе судей. В отличие от других судов (Верховного, Арбитражного), Конституци­онный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов. Тот факт, что некоторые субъекты РФ также создали свои конституционные суды, не означает, что они входят в такую систему, ибо не являются нижестоя­щими и не составляют с Конституционным Судом РФ единую систему.

Еще более существенные изменения произошли в функциях и ком­петенции Конституционного Суда РФ. С одной стороны, его компетен­ция в определенном отношении сужена: он теперь не может действо­вать по собственной инициативе и из его полномочий исключена оцен­ка правоприменительной практики. С другой стороны, он расширил свои полномочия за счет получения права давать абстрактное офици­альное толкование Конституции РФ, права разрешать споры о компе­тенции между органами государственной власти, по жалобам на нару­шение прав и свобод граждан и права по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего примене­нию по конкретному делу.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Учитывая изложенное ранее, отметим, что как юридический институт Конституционный Суд Российской Федерации не имел прецедентов в российской (и советской) истории. Предпринятая в 20-е годы попытка наделить Верховный Суд СССР контрольной функцией относительно конституционности актов различных органов была пресечена реформами И.В. Сталина. Комитет конституционного надзора СССР, созданный в 1989 году, был лишь консультативным, совещательным органом. Обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории России становилось неотъемлемой чертой демократического правового государства. В соответствии с принципом разделения властей конституционный контроль передавался от Верховного Совета и его комитета в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой.

Пятый Съезд народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. принимает закон “О Конституционном Суде РСФСР” и избирает его пожизненный состав. Список кандидатов на должности судей неоднократно обсуждался и согласовывался и, в итоге, в августе 1991 года были избраны Съездом 13 и 15 судей. Однако закон позволял суду начать работу при наличии 2/3 его состава, и в конце августа 1991 года 13 судей приняли присягу и избрали В. Зорькина Председателем Конституционного Суда РСФСР. Деятельность Суда в восприятии ее общественностью во многом проходила через призму “дела КПСС”, которое поступило спустя лишь несколько месяцев после начала его работы. К тому времени Суд уже успел принять решения по ряду значительных вопросов.

В связи с изменившейся политической ситуацией в декабре 1993 года Конституционный Суд РСФСР прекратил свою деятельность.

В это время была принята Конституция России, которая сохранила Конституционный Суд РФ как специализированный орган конституционного контроля. Тем самым были отклонены предложения об установлении в стране иных форм контроля, в частности, конституционной коллегии в составе Верховного Суда. Конституция 1993 года по сравнению с ранее действующей Конституцией и законом о Конституционном Суде 1991 года внесла существенные изменения в правовой статус Конституционного Суда России. Прежде всего это касается численного состава, порядка образования, основных его полномочий, юридической силы и последствий решений Суда.

Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации, принятый 21 июля 1994 года , стал первым конституционным законом после вступления в силу Основного закона России.

“Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, – гласит статья 1 закона о Конституционном Суде. Здесь четко определен характер, сущность Конституционного Суда в системе органов государственной власти. Еще раз достаточно ясно говорится о нем как об органе конституционного контроля. Заметим, что в Законе 1994 года нет предусмотренного в Законе 1991 года положения о том, что Конституционный Суд – высший орган конституционного контроля, он – составная часть судебной власти. В Законе 1994 года определены в концентрированной форме основные характеристики Конституционного Суда: его функциональное предназначение (осуществляет конституционный контроль), статус (судебный орган), основополагающие принципы деятельности (самостоятельный, независимо осуществляющий судебную власть), процессуальная форма деятельности (конституционное судопроизводство).

В этом определении просматривается двойной характер правовой природы Конституционного Суда. С одной стороны, он является органом правосудия, составной частью судебной власти, причем порядок перечисления федеральных судов в главе 7 Конституции РФ “Судебная власть” свидетельствует о том, что это высший орган правосудия в России. Его положение в структуре судебной власти определяется не иерархией в рамках системы, отношения в которой строятся на началах взаимодействия, а характером и содержанием деятельности Конституционного Суда, его полномочиями, влиянием на правотворчество и правоприменение.

С другой стороны, Конституционный Суд является федеральным органом государственной власти и в этом качестве стоит в одном ряду с другими органами государства – Президентом, Федеральным Собранием, Правительством России. В силу занимаемого им места в системе органов государственной власти и соответствующей ему компетенции Конституционный Суд может оказать существенное, в том числе превентивное, воздействие на деятельность главы государства, органов законодательной и исполнительной властей, на определение объема их полномочий.

Общему определению функции Конституционного Суда РФ вполне соответствует понятие “разбор спора”, так же, как и у других судов, но спорящие стороны здесь другие. В гражданском и арбитражном судопроизводстве есть истцы и ответчики, в уголовном процессе – обвиняемый и обвинитель, а в конституционном – заявитель – орган или лица, направившие в Суд обращение, и второй участник – орган или лицо, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого оспаривается. По спорам о компетенции стороны – это государственные органы, участвующие в споре.

На сегодняшний день у Конституционного Суда достаточно широкий круг полномочий. Их можно разбить на несколько видов. Первый связан с проверкой конституционности нормативных актов – федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти России и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (согласно подпунктов “а-г” пункта 1 части 1 статьи 3 Закона 1994 г.). Второй вид связан с разрешением споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации (подпункты “а-в” пункта 2 части 1 статьи 3 Закона 1994 г.). Третий вид – проверка конституционности правоприменительной практики, которая проводится по индивидуальным жалобам граждан (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона 1994 года). У Конституционного Суда есть еще один важный круг полномочий – это право толкования Конституции России (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона 1994 года). Также Конституционный Суд Российской Федерации выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (пункт 6 части 1 статьи 3 Закона 1994 года), дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона 1994 года) и другие полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом 1994 г.

Думается, что целесообразно рассмотреть данные Конституционному Суду полномочия в сравнении с ранее действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 4 статьи 125 Конституции РФ впервые Конституционному Суду предоставлено право рассматривать дела о конституционности законов по запросам судов. В нынешних условиях, когда возрастает преступность, увеличивается количество правонарушений, на суды легла огромная нагрузка по рассмотрению различного рода дел. Именно они сталкиваются каждый день с несовершенством, недостатком юридических норм. Выявление их обычными судами, возможность влиять на изменение законодательства через Конституционный Суд – это важные факторы укрепления законности.

Впервые в отечественной практике новое законодательство закрепило за судебным органом конституционного контроля право толкования Конституции Российской Федерации. Это весьма положительное явление. Такая функция обусловлена самой юридической природой Конституционного Суда, и без нее фактически не возможен эффективный контроль.

Внесены также существенные изменения и в ранее существующие полномочия Конституционного Суда. Это касается прежде всего контроля за соответствием Основному закону иных актов органов государственной власти. Четко определены объекты этой деятельности. В качестве отправной точки названа Конституция России, ее приоритет, поэтому все вопросы в области конституционного контроля рассматриваются в соответствии с Основным законом РФ. Уточнен перечень актов, подлежащих рассмотрению Конституционным Судом. В прежнем законодательстве в качестве объектов конституционного контроля назывались все акты тех или иных органов государства. Теперь же Закон 1994 года называет лишь нормативные акты.

Всесторонне урегулирован вопрос, связанный с деятельностью Конституционного Суда в области разрешения споров, имеющих конституционное значение. В прежнем законодательстве указанный вопрос рассматривался лишь в общем виде. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции с точки зрения установленного Конституцией принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.

Закон 1994 года более ясно и детально регулирует вопрос, касающийся рассмотрения дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Положения предыдущего нормативного акта, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной с деятельностью Конституционного Суда РФ по охране конституционных прав и свобод граждан, были весьма сложны, сейчас значительно упрощена процедура возбуждения такого рода дел.

Изменились полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было раньше.

Внесены также изменения в полномочия Конституционного Суда в сфере правотворчества. Это касается его права законодательной инициативы. В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Конституции, пунктом 6 части 1 статьи 3 Закона 1994 года Конституционный Суд реализует это право только по вопросам своего ведения. Ранее такого ограничения не было, и правом законодательной инициативы данный орган пользовался по всем вопросам.

В Законе 1994 года нет и содержащегося ранее положения, обязывающего Конституционный Суд ежегодно направлять парламенту послания о состоянии конституционной законности в стране. Парламент, рассмотрев его, принимал по данному вопросу соответствующее решение и направлял представление, в котором обращалось внимание органов, должностных лиц на выявленные нарушения. Видимо и сегодня такие полномочия имели бы важное значение в деле охраны правопорядка.

Конституционный Суд РФ согласно новому законодательству утратил ряд полномочий, имевшихся у него ранее. Из компетенции данного органа исключено рассмотрение дел о конституционности партий, общественных объединений, действий и решений всех должностных лиц РФ и ее субъектов, дача заключений о наличии оснований для их отрешения от должности. Теперь нет у Конституционного Суда и права давать заключение о наличии у соответствующих должностных лиц стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять связанные с их деятельностью полномочия.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Основного закона, что способствует усилению роли Конституционного Суда. Вместе с тем, ряд норм в определенной степени ограничил полномочия органа конституционного контроля, что “служит целям деполитизации Суда.” В соответствии со статьей 3 Закона 1994 года этот орган решает исключительно вопросы права, он воздерживается от исследования и установления фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Такие меры являются продуктом реальной действительности и направлены на обеспечение стабильности и политической нейтральности Конституционного Суда, роли конституционного судопроизводства в сохранении и защите общественного порядка в России.

После создания Конституционного Суда РФ возникло множество вопросов, связанных с разграничением компетенции между ним и судами общей юрисдикции по рассмотрению различных категорий дел.

“Суть сильной судебной власти, – считает Л. Лазарев, – не сосредоточение ее в руках одного вида судебных органов.” Действительно, она заключается в обеспечении реальной независимости всех органов правосудия, подчинении их только закону, наличии высококомпетентных судей с безупречной репутацией, неуклонном исполнении судебных решений. Существенное значение имеет также обеспечение взаимодействия различных ветвей судебной власти, и прежде всего, Конституционного Суда с другими органами судебной системы.

Конституция России и Закон 1994 года помогли существенно развить и укрепить такого рода взаимодействие, они не ограничивают распространение на Конституционный Суд РФ общих для всех судов конституционных принципов правосудия. Законодательством четко разграничена юрисдикция Конституционного Суда и иных судебных органов, закреплено полномочие Конституционного Суда давать толкование федеральной Конституции, которому подчинены все судьи страны. Основной закон и закон “О Конституционном Суде РФ” сохранили важную форму непосредственного взаимодействия Конституционного Суда РФ с другими высшими структурами судебной системы – это право Верховного и Высшего Арбитражного Судов обращаться в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности различных категорий нормативных актов (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Верховный или Высший Арбитражный Суды могут быть стороной в разрешении Конституционным Судом спора о компетенции с другими федеральными органами государственной власти или государственной власти субъекта федерации (часть 3 статьи 125 Конституции). При этом, однако, согласно пункта 2 части 1 статьи 93 Закона о Конституционном Суде такой спор не может касаться подведомственности, т.е. быть спором между судебными органами.

Закрепленный в Конституции РФ перечень актов, конституционность которого правомочен проверять Конституционный Суд РФ по запросам высших судебных органов, других органов и лиц, является одновременно средством разграничения юрисдикции Конституционного и иных судов.

Еще одним средством разграничения компетенции и в то же время каналом взаимодействия Конституционного и других судов является полномочие первого по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Развитию взаимодействия Конституционного и других судов помогает норма части 4 статьи 125 Конституции о проверке Конституционным Судом России по запросам судов конституционности закона, связанного с рассмотрением дела на любой стадии судопроизводства. Под судом, обладающим правом обращения в Суд с запросом, понимается тот состав суда, который рассматривает дело в первой, кассационной или надзорной инстанции.

Исходя из процессуального понятия “состава суда”, в конкретной ситуации это может быть и судья единолично, и судья с народными заседателями, и не менее 3-х членов суда, и судебная коллегия, и президиум суда. При этом для обращения с запросом не требуется ни санкция председателя данного суда, ни направление запроса через вышестоящую инстанцию, т.к. иное будет противоречить принципу независимости суда.

Любой суд, рассматривающий дело, призван оценивать принимаемые им правовые нормы с точки зрения их соответствия федеральной Конституции, опираясь на нее как на непосредственно действующее право. В этой связи особое значение для судебной деятельности, для всех субъектов права приобретает реализация Конституционным Судом полномочия давать толкование Основного закона, являющееся общеобязательным. Разъяснения норм Конституции необходимы для ее правильного понимания и применения. Потребность в толковании положений Конституции РФ объясняется неодинаковым восприятием конституционной нормы из-за ее “недостаточной определенности, внутреннего противоречия, неточного использования в ней терминологии” и т.д., что может привести к неодинаковой реализации этой нормы в процессе правоприменения судебными органами. Хотя суды не наделены правом обращаться в Конституционный Суд с запросом о толковании Конституции РФ, но они вправе выступать перед правомочными субъектами такого обращения с инициативой постановки данного вопроса в Конституционном Суде. Таким образом, толкование Конституции Российской Федерации выступает одним из каналов взаимодействия Конституционного и иных судов.

Следует отметить, что порядок образования Конституционного Суда в основном такой же, как и Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда. Он состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей (статья 4 Закона 1994 года). Интересной является история назначения нынешнего состава судей. Официальный список кандидатов в судьи Президент представил только после неприятного для России инцидента. Согласно статьи 2 раздела 5 Закона 1994 года полный состав должен быть сформирован не позднее, чем через тридцать дней после вступления в силу Закона о Конституционном Суде 1994 года. Этого не сделали, т.к. через несколько часов после принятия вышеназванного закона депутаты разъехались на каникулы. Кому предлагать Президенту свой список? А неприятность в связи с этим была международного масштаба. В 1994 году в Будапеште проводилась ежегодная конференция Европейского Сообщества Конституционных Судов. Она обсудила возможность членства в этой влиятельной организации таких стран, как Хорватия, Андорра, Белоруссия, Кипр, Румыния, Словения, Болгария, Чехия и Россия. Приняли всех, кроме России. Основания: разделение властей либо есть, либо его нет; Конституционный Суд либо есть, и тогда он рассматривает дела, выносит решения, либо его нет, т.е., как только суд начнет работать, “милости просим в Сообщество” .

Итак, численный состав Конституционного Суда РФ теперь равен 19 судьям, по Закону 1991 года суд состоял из 15 членов, о чем уже говорилось выше.

Кандидатов на должности судей выдвигают депутаты Государственной Думы, законные представители субъектов федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения. Главная роль в формировании персонального состава Конституционного Суда РФ принадлежит Президенту и Совету Федерации РФ (статьи 4 и 9 Закона 1994 года).

Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” установлено, что судьей данного органа может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет (статья 8).

О профессиональном уровне судей нынешнего состава Конституционного Суда могут свидетельствовать следующие данные: в его составе 12 докторов наук и 4 кандидата юридических наук, представляющих весь спектр отечественной юриспруденции, которые многие годы работали в научных учреждениях, учебных заведениях и получили широкое признание научной общественности. 5 судей в недавнем прошлом были депутатами Федерального парламента. Высоким профессиональным авторитетом пользовались судьи, многие годы отдавшие работе в судах общей юрисдикции и органах прокуратуры. Такое сочетание правовой теории и практического опыта, сотрудников Суда с работниками научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений позволило совмещать в деятельности Конституционного Суда РФ по отправлению конституционного правосудия качества исследовательского центра и практического органа.

Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее большинство от общего числа членов Совета Федерации (часть 3 статьи 9 Закона 1994 года). После избрания согласно статьи 10 Закона о Конституционном Суде РФ Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда. С этого момента данное лицо считается вступившим в должность судьи судебного органа конституционного контроля России (часть 3 статьи 12 Закона 1994 года).

Судья Конституционного Суда назначается на срок полномочий 12 лет (часть 1 статьи 12 Закона 1994 года), в отличие от ранее действующего закона, по которому судьи избирались пожизненно. Назначение на должность судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается (часть 2 статьи 12 Закона 1994 года). Предельный возраст для пребывания в должности судьи – 70 лет (часть 1 статьи 12 Закона 1994 года).

Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе, как в порядке и по основаниям, установленным в законе, а именно, полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья не способен выполнять свои обязанности (статья 17 Закона 1994 года).

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду: нарушения порядка его назначения на должность, истечения срока полномочий или достижения предельного возраста пребывания в должности, личного письменного заявления судьи, утраты гражданства, вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу, совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, неучастия в заседании Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше 2-х раз подряд без уважительной причины, признания судьи недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим решением Суда, вступившим в законную силу, смерти судьи и по другим основаниям, указанным в статье 18 Закона 1994 года.

Существенные новеллы внесены в организационные формы конституционного судопроизводства. Они направлены на повышение эффективности деятельности Конституционного Суда РФ. Ранее данный орган функционировал в едином составе и в перерыве между его заседаниями иные вопросы не могли рассматриваться. В результате, как показала практика, “задерживалось рассмотрение дел, не соблюдались установленные процедурные сроки”. Новое законодательство определило следующую форму организации и деятельности данного органа: рассмотрение и разрешение дел осуществляется на пленарных заседаниях Суда и заседаниях его палат. Таких палат две: их состав 10 и 9 судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется жеребьевкой (статья 20 Закона 1994 года). В пленарных заседаниях согласно той же статьи Закона о Конституционном Суде РФ участвуют все судьи Суда, а в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем три года подряд. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда не могут входить в состав одной и той же палаты.

Установлено, что на пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Вместе с тем Закон 1994 года выделяет наиболее важные дела, решать которые может исключительно пленарное заседание. Выделены две их группы. К первой относится само осуществление конституционного контроля. Лишь на пленарных заседаниях Суда разрешаются дела о соответствии Конституции РФ Основных законов республик, уставов субъектов федерации. На них же дается толкование Конституции РФ, принимается заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иных тяжких преступлений, а также принимаются послания Конституционного Суда, решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам его ведения (часть 2 статьи 21 Закона 1994 года). Вторая группа вопросов связана с кадровой, организационной деятельностью Конституционного Суда. На пленарном заседании избирается Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, формируется персональный состав его палат. На пленарном заседании судьи принимают Регламент Суда, вносят в него изменения, дополнения, устанавливают очередность рассмотрения дел, осуществляют распределение дел по палатам, выносят решения о приостановлении, прекращении полномочий судей Конституционного Суда, о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря (часть 2 статьи 21 Закона 1994 года).

Дела, разрешаемые на заседаниях палат, можно разделить на три группы:

1) о проверке конституционности правовых актов – федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; законов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов федерации; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров (согласно подпунктов “а-г” пункта 1 части 2 статьи 22 Закона 1994 года);

2) о разрешении споров, имеющих конституционное значение, т.е. разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов федерации (подпункты “а-в” пункта 2 части 2 статьи 22 Закона 1994 года);

3) о проверке по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (пункт 3 части 2 статьи 22 Закона 1994 года).

Следует сказать, что пленарные заседания не являются высшей инстанцией по отношению к заседаниям палат. И решения, принятые на пленарных заседаниях Конституционного Суда, и решения его палат равнозначны. Поэтому принятая конструкция распределения компетенции Суда между пленарными заседаниями и заседаниями палат носит достаточно рациональный характер, в ней учитывается разнообразие вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда и потребность эффективной организации работы в зависимости от числа и характера дел.

Существенные новшества внесены в статус руководящих органов Конституционного Суда: установлен демократический порядок избрания Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря Конституционного Суда, что можно квалифицировать как гарантию обеспечения таких важных принципов судебного контроля, как независимость Конституционного Суда и равенство прав его судей. Избрание Председателя, его заместителя и судьи-секретаря согласно статьи 23 Закона 1994 года происходит на пленарном заседании Конституционного Суда путем тайного голосования большинством голосов судей от общего их числа. Только судья Конституционного Суда может быть Председателем, заместителем Председателя, судьей-секретарем. Срок их полномочий – 3 года, но они могут быть переизбраны на новый срок. По письменному заявлению Председатель, его заместитель и судья-секретарь также вправе досрочно сложить с себя полномочия, что констатируется решением Конституционного Суда РФ.

Закон о Конституционном Суде 1991 года фактически закрепил несменяемость Председателя, его заместителя, что ставило указанных лиц в особое положение. Закон 1994 года вводит новое положение, которое предусматривает возможность досрочной процедуры освобождения от должности Председателя, его заместителя. С такой инициативой могут выступить не менее 5 судей Конституционного Суда. Основаниями для освобождения являются недобросовестное исполнение своих обязанностей либо злоупотребление своими правами Председателя, его заместителя или судьи-секретаря. Этот вопрос решается большинством голосов судей Конституционного Суда не менее 2/3 от общего их числа тайным голосованием. Значительно сужена компетенция Председателя Конституционного Суда. Ограничение сроков его полномочий, возможность их досрочного прекращения значительно уравновешивают позиции Председателя и других судей.

Рассмотрим более подробно полномочия Председателя, его заместителя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ.

Согласно статьи 24 Закона 1994 года Председатель Конституционного Суда России, кроме общих для всех судей полномочий, имеет ряд специфических – административных. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает их и на них председательствует, выносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд, по уполномочию выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда и осуществляет ряд других полномочий в соответствии с законодательством. Издает приказы и распоряжения.

Председателем Конституционного Суда Российской Федерации является заслуженный деятель науки, доктор юридических наук Владимир Туманов. На пост судьи Конституционного Суда он был рекомендован Институтом государства и права Российской Академии наук и Министерством юстиции РФ.

Что касается заместителя Председателя Конституционного Суда, то согласно статьи 26 Закона 1994 года он осуществляет по уполномочию Председателя Суда отдельные его функции и согласно статьи 25 Закона 1994 года временно исполняет обязанности Председателя, если он не в состоянии исполнять свои обязанности.

На сегодняшний день заместителем Председателя избрана Татьяна Морщакова.

Подробно регламентированы полномочия судьи-секретаря Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 27 Закона 1994 года он осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда, в котором можно выделить две составные части:

1) аппарат судей. При каждом судье Конституционного Суда состоит три работника, призванных помогать непосредственно ему и ему подчиненных (аппарат Председателя, его заместителя и судьи-секретаря по численности несколько больше);

2) секретариат, состоящий из ряда управлений (Управление конституционного права, конституционного устройства и самоуправления территорий, международного права и т.д.). В задачу этих Управлений входит первичное ознакомление с поступающими обращениями, подготовка экспертных заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитического материала по соответствующей проблематике. В секретариате есть также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного Суда, обеспечением Суда необходимой правовой информацией (Общая численность секретариата – около 150 человек).

Также судья-секретарь Конституционного Суда организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ и информирует Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда, а также осуществляет ряд других полномочий, предусмотренных законодательством.

Итак, мы рассмотрели организационные вопросы, касающиеся работы Конституционного Суда России, но главное – не организация, а деятельность, поэтому в следующей главе рассмотрим общие правила и особенности производства в Конституционном Суде России по некоторым категориям дел.

Конституционный Суд РФ (КС РФ) является судебным органом конституционного контроля.

Функции (основные направления деятельности) Конституционного суда РФ (ст. 125 Конституции РФ):

1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения РФ и вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции между органами государственной власти (РФ между собой, РФ и субъектов РФ, субъектов РФ между собой).

3. Проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

4. Официальное толкование Конституции РФ (только по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ).

5. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене либо совершении иного тяжкого преступления (только по запросу Совета Федерации).

6. Реализация права законодательной инициативы (по вопросам ведения Конституционного суда РФ) – ст. 104 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ). Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты (10 и 9 судей, председатель и заместитель председателя – в разных палатах), персональный состав палат определяется жеребьевкой (ст. 20 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Из своего состава на пленарном заседании Конституционного суда РФ судьи Конституционного суда РФ выбирают Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя, а также судью-секретаря. Ряд вопросов (в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ, официальное толкование Конституции РФ, решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой) решаются только на пленарном заседании Конституционного суда РФ. Остальные вопросы могут быть рассмотрены на заседании палаты Конституционного суда РФ.

Конституционный Суд РФ финансируется на основании отдельной статьи федерального бюджета, сам занимается своим организационно-техническим и иным обеспечением.

45. Конституционно-правовой статус прокуратуры

Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

    Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

    прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

    прокуратуры субъектов РФ;

    районные, городские прокуратуры;

    специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

    постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

    протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);

    представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

    предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

24 июня 1994 г. Государственная Дума принимает первый в истории Российской Федерации федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации». 12 июля 1994 г. он одобряется Советом Федерации, а 21 июля 1994 г. одобряется и подписывается Президентом РФ СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1497. .

Необходимость принятия Закона была обусловлена, прежде всего, содержанием Конституции 1993 г., в значительной степени по-новому определившей организацию и деятельность Конституционного Суда РФ. Кроме того, Закон РСФСР 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР» устарел еще в апреле 1992 г., так как не был приведен в соответствие с новыми конституционными положениями, изменившими компетенцию Конституционного Суда. Отметим также, что в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. организация и деятельность этого органа устанавливается федеральным конституционным законом, а не обычным законом, как раньше, иными словами, значительно повышен статус Конституционного Суда в системе органов государственной власти страна.

При разработке закона был учтен как позитивный, так и негативный опыт работы прежнего Конституционного Суда, практика реализации прежнего закона о нем. В настоящее время организация и деятельность Конституционного Суда РФ регулируются Конституцией 1993 г., федеральным конституционным Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г., а также рядом правовых актов парламента страны.

Статья 1 Закона «О конституционном суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты юридической природы Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функциональное предназначение - осуществление конституционного контроля, основные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Конституционный Суд является стержневой, главной и самостоятельной частью механизма конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения обязательны для всех субъектов права, в том числе других высших институтов законодательной, исполнительной и судебной власти, он связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде. В силу такого особого статуса в механизме государственной власти из всех высших судебных органов только его компетенция, наряду с компетенцией Президента, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, определяется непосредственно, конкретно и развернуто в самой Конституции (статьи 125, 100, 104).

Предназначение Конституционного Суда в правовой защите федеральной Конституции, его конституционная компетенция, юридическая сила принимаемых им решений, роль в обеспечении баланса (равновесия) и ограничения властей объективно предопределяют статус Конституционного Суда как не только особого органа судебной власти, но одновременно и как высшего конституционного органа одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной власти. В этом выражается двуединая правовая природа Конституционного Суда. В своем выступлении 1 ноября 2001 г. на торжественном заседании, посвященном 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации, Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что Конституционный Суд «занял свое прочное и определенное место в системе федеральных органов государственной власти. С одной стороны, он независим от них, с другой - может своими решениями влиять на их деятельность. В этом смысле он более высокая инстанция, какой и должен быть орган конституционного правосудия».

Самостоятельность и правовая независимость Конституционного Суда в механизме государственной власти, его неподотчетность каким-либо другим органам, включая парламент, не означает, что иные ветви власти вообще лишены возможности влияния на Конституционный Суд. Правда возможности эти в определенной мере ограничены, что не снижает их значения.

Законодатель может влиять на Конституционный Суд посредством определения (изменения) его компетенции, порядка выбора конституционных судей и срока их полномочий, формирования его персонального состава. В формировании состава существенную роль играет и Президент, так как именно по его представлению Совет Федерации назначает конституционных судей (статья 83, п. «е», Конституции РФ). Все эти правовые рычаги влияния неоднократно использовались в течение более чем 10-летнего периода с момента учреждения Конституционного Суда: изменялась (расширялась и сужалась) его компетенция, процедура формирования, сроки полномочий конституционных судей, количественный состав. Немаловажный рычаг возможного влияния исполнительной власти - это сосредоточение в ее руках материального, социально-бытового и т.п. обеспечения конституционных судей. В резерве остается и такое средство преодоления законодателем решения Конституционного Суда в случае несогласия с ним, как изменение Конституции, что, правда, весьма проблематично, учитывая чрезвычайно сложный механизм внесения конституционных поправок, предусмотренный действующей Конституцией России.

Какова же в настоящее время компетенция Конституционного Суда или, другими словами, его полномочия, пределы конституционной юрисдикции? По сравнению с предшествующей конституционно-законодательной регламентацией Конституция России 1993 г. внесла существенные изменения в компетенцию Конституционного Суда. Он получил ряд новых важных полномочий (например, толкование Конституции, проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона и т.д.), в то же время некоторые из прежних были исключены (разрешение дел о конституционности политических партий и иных общественных объединений, проверка конституционности правоприменительной практики, ненормативных актов органов законодательной и исполнительной власти и пр.), другие остались без изменений или были уточнены.

Полномочия Конституционного Суда устанавливаются Конституцией (статьи 125, 100, ч. 3; 104, ч. 1), а также согласно ее статье 128 (ч. 3) федеральными конституционными законами - главным образом Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Статья 3 (п. 7 части первой) этого Закона предусматривает, что Конституционный Суд может осуществлять также полномочия (права), предоставляемые Федеративным и иными внутрифедеральными договорами, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

В одном из законопроектов, внесенных в 2002 г. в Государственную Думу, предлагалось исключить из статьи 3 Закона положение о возможности предоставления полномочий Конституционному Суду договорами и иными федеральными конституционными законами, кроме Закона о нем и Конституции. Однако допустимость договорной формы разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов вытекает из статьи 11 (ч. 3) Конституции и она может быть сохранена как резервное средство в сфере регламентации конституционного контроля. Другое дело, что договором недопустимо изъятие прав Конституционного Суда или ограничение сферы их действия.

Что касается предложения об исключении положения о предоставлении полномочий Конституционному Суду иными, кроме Закона о нем, федеральными конституционными законами, то его принятие привело бы к ограничению возможности законодателя определять при необходимости полномочия Конституционного Суда в законах, подобных Федеральному конституционному закону «О референдуме Российской Федерации», для комплексного регулирования соответствующей сферы общественных отношений. Кстати, пока это единственный пример установления дополнительного полномочия Конституционного Суда такого вида законом. Вместе с тем подобного рода дополнительные полномочия можно было бы одновременно включать и в Закон о Конституционном Суде в целях полного определения в нем компетенции Конституционного Суда.

Идея расширения компетенции Конституционного Суда нашла воплощение во внесенном в апреле 2003 г. рядом депутатов Государственной Думы законопроекте о дополнении Закона о Конституционном Суде нормой о полномочии давать заключение об обнаруженном противоречии отдельных положений Конституции основам конституционного строя, что должно было влечь за собой процедуру внесения изменений в Конституцию. При этом делалась ссылка на статью 16 Конституции о приоритетном значении положений ее гл. 1 об основах конституционного строя и утверждалось, что только Конституционный Суд может признать иные конституционные положения противоправными.

Однако данное предложение противоречило Конституции, а также юридической природе и предназначению Конституционного Суда. Он неоднократно указывал в своих решениях, что не вправе проверять Конституцию ни по каким параметрам. Возложение на Конституционный Суд названного полномочия могло бы привести к подрыву той конституционной базы, которая является основой его деятельности и критерием принимаемых решений, к вовлечению Конституционного Суда в ревизию этой основы. Следует отметить, что ни в одной стране, где существует конституционная юстиция, ее органы не наделены правом проверять конституционность положений самой Конституции.

Вместе с тем для устранения обнаружившейся неопределенности в соотношении различных положений Конституции может быть использован уже предусмотренный в ней механизм. Это, во-первых, толкование Конституции Конституционным Судом на основе полномочия, установленного статье 125 (ч. 5) Конституции, при осуществлении которого Конституционный Суд призван толковать в соответствии с положениями об основах конституционного строя иные конституционные нормы, что он и делает на практике; во-вторых, внесение конституционных поправок к главам 3-8, осуществляемое в соответствии с нормами статей 108, 134, 136 Конституции Федеральным Собранием.

Таким образом, конституционный перечень полномочий Конституционного Суда не является исчерпывающим, он может быть дополнен, конкретизирован указанными выше видами законов и договоров, но не изменен или сокращен ими. Изменение конституционного перечня этих полномочий может быть осуществлено только посредством внесения поправок в Конституцию. Поэтому нельзя признать обоснованным содержание включенной Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. в статью 3 Закона о Конституционном Суде новой части второй, согласно которой компетенция Конституционного Суда, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон. Однако компетенция Конституционного Суда, установленная в статье 3 (п. 1-6 части первой) Закона, это дословно воспроизведенные его полномочия, определенные в статье 125 (ч. 2-5, 7) и 104 (ч. 1) Конституции. Следовательно, изменение этой компетенции может быть осуществлено лишь путем внесения конституционных поправок, которые только и могут повлечь за собой последующее изменение компетенционных норм Закона.

Компетенция Конституционного Суда определяется посредством закрепления, во-первых, видов правовых актов, подлежащих проверке и официальному толкованию, а также перечня государственных органов, споры о компетенции, между которыми он правомочен разрешать; во-вторых, круга правомочных субъектов обращения в Конституционный Суд.

К юрисдикции Конституционного Суда относится, прежде всего, проверка конституционности:

  • а) федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов;
  • в) договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов; договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
  • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции).

К юрисдикции Конституционного Суда относится также проверка конституционности не утративших силу законов СССР и РСФСР, но только по содержанию норм, что вытекает из положений части второй статьи 86 Закона о Конституционном Суде.

Конституционный Суд правомочен разрешать споры о компетенции:

  • а) между федеральными органами государственной власти;
  • б) между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
  • в) между высшими государственными органами субъектов Федерации (ч. 3 статьи 125 Конституции).

При этом Конституционный Суд не рассматривает споры имущественного характера, споры о подведомственности дела судам и о подсудности, т.е. споры между судебными органами.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 статьи 125 Конституции), т.е. осуществляет конкретный нормоконтроль. При этом по конституционным жалобам согласно ч. 4 статьи 125 Конституции, в отличие от рассмотрения запросов на основе ч. 2 (п. «б») этой статьи, Конституционный Суд исходя также из статьи 3 (п. 3 части первой), 96 и 97 Закона о нем правомочен проверять конституционность законов, изданных не только по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов, но и законов, изданных по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти субъектов Федерации. С конституционной жалобой вправе обращаться российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также объединения граждан. Право обращаться в Конституционный Суд по вопросу о нарушении законом конституционных прав и свобод граждан в связи с конкретным делом предоставлено Генеральному прокурору (ч. 6 статьи 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации») и Уполномоченному по правам человека (п. 5 ч. 1 статьи 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Конституционный Суд правомочен давать толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Федерации (ч. 5 статьи 125 Конституции).

По запросу Совета Федерации Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 7 статьи 125 Конституции).

Конституционный Суд правомочен обращаться с посланиями к Федеральному Собранию (ч. 3 статьи 100 Конституции), обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе по вопросам своего ведения (ч. 1 статьи 104 Конституции), правом проверять по запросу Президента до назначения референдума в связи с его подготовкой соблюдение требований, предусмотренных Конституцией (статья 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

Таким образом, компетенция Конституционного Суда достаточно широка и осуществляемый им судебный конституционный контроль распространяется на результаты нормотворческой и договорно-правовой деятельности всех высших звеньев законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, на споры о компетенции между ними, и только он наделен в государстве правом толкования федеральной Конституции, имеющим общеобязательное значение.

Свои полномочия Конституционный Суд реализует, принимая решения различного вида, определенные Законом о Конституционном Суде (статья 71). Это постановления, заключения, определения и организационные решения. При этом решением Конституционного Суда являются решения, принятые как в пленарном заседании, так и в заседании каждой из двух палат. Они равнозначны, ибо не только полный состав Конституционного Суда в пленарных заседаниях, но и каждая палата выступает как Конституционный Суд.

Постановления принимаются по вопросам о конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, по спорам о компетенции, по конституционным жалобам граждан, их объединений и по запросам судов в связи с применением оспариваемого закона в конкретном деле, по толкованию Конституции. Заключение принимается по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка, касающегося импичмента Президента. Под соответствующим решением, которое, согласно статье 12 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», до назначения референдума Конституционный Суд принимает по запросу Президента о соблюдении требований, предусмотренных Конституцией, также подразумевается заключение. Постановления и заключения именуются Законом о Конституционном Суде итоговыми решениями, так как они выносятся в ходе осуществления конституционного судопроизводства по существу вопросов, поставленных в обращениях (запросах, жалобах, ходатайствах).

Определения Закон относит к иным, не итоговым решениям Конституционного Суда, принимаемым в ходе осуществления конституционного судопроизводства. Они касаются преимущественно процессуальных вопросов, например, об отказе в принятии обращения к рассмотрению ввиду неподведомственности Конституционному Суду поставленных в обращении вопросов или несоответствия требованиям Закона о допустимости обращений; о соединении в одном производстве дел, касающихся одного и того же предмета; о приобщении документов к материалам дела; о прекращении производства по делу и т.д.

Практика Конституционного Суда привела к выделению среди определений такой их разновидности, которая получила неофициальное наименование «определения с положительным содержанием». Их особенность заключается в том, что в них при отказе в принятии обращения к рассмотрению или при прекращении производства по делу излагаются, подтверждаются, при необходимости конкретизируются, развиваются правовые позиции, сформулированные в ранее принятых постановлениях и определениях по тому же вопросу, который ставится в обращении, или на основе интерпретации Конституции указывается на очевидную конституционность оспоренного правоположения, на отсутствие неопределенности в этом вопросе. То есть в таких определениях содержатся правовые позиции не только процессуального, но и материально-правового характера.

Еще одним видом актов Конституционного Суда, принимаемых в его заседаниях, но за рамками конституционного судопроизводства, являются решения по вопросам организации его деятельности (например, об избрании Председателя, его заместителя и судьи-секретаря Конституционного Суда, о формировании персонального состава палат, о распределении дел между палатами, о выступлении с законодательной инициативой, о направлении послания Конституционного Суда Федеральному Собранию и т.д.).

Из всех видов решений Конституционного Суда основным является постановление. Главным образом именно в постановлениях выражаются правовые позиции по рассмотренным конституционным вопросам. Только постановления выносятся именем Российской Федерации. Они обладают отличной от других решений Конституционного Суда юридической природой.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Юридический факультет

Кафедра конституционного, международного права и политологии

Курсовая работа

по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации»

на тему: « Конституционный Суд в РФ - судебный орган конституционного контроля »

студентки 2 курса дневного отделения,

группы “Б” (бюджет)

Рыбаковой Анны Валентиновны

Проверил: доцент Морина Л.Г.

Дата сдачи:______________

Дата проверки:___________

Оценка:________________

Вологда 2011

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава I. Конституционный суд РФ: общие положения деятельности.………5

§1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ…………………..5
§2 Состав, порядок образования, срок полномочий и аппарат КС РФ …10

Глава II Деятельность Конституционного суда ……………………………..16

§1 Функции Конституционного суда…………………………………………16

§2 Компетенция Конституционного Суда…………………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………36

Введение.

Актуальность данной темы, заключается, прежде всего, в том, что Конституционный Суд - важный элемент политической системы. Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Целью настоящей курсовой работы является исследование Конституционного Суда Российской Федерации как судебного органа конституционного контроля.

Поставленная цель решается посредством следующих задач: изучением структуры и компетенции Конституционного Суда РФ, рассмотрением места Конституционного Суда РФ в механизме государственной власти, определением правовых норм, которые будут способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда. В процессе работы над исследованием нами были использованы следующие методы : наблюдение, обобщение, анализ, сравнительно – правовой, формально – юридический, системно – структурный. Степень научной разработанности темы состоит в том, что в качестве информационной базы курсовой работы были использованы различные учебные пособия таких авторов как Баглай М.В., Боголюбов С.А., Кутафин О.Е., Мархгейм М. В., Смоленский М. Б. и других ученых – правоведов, публикации ведущих юристов в различных периодических изданиях, таких как журналы «Российская юстиция», «Государство и право», «Российское право» и др., кроме того, важнейшие законодательные акты и официальные документы. По структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих каждая по два параграфа, заключения и библиографии. Каждая часть работы отражает важные аспекты выбранной темы.

Глава I . Конституционный суд РФ: структура, общие положения деятельности.

§ 1 Законодательное регулирование деятельности КС РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционном законом о КС РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией; подчиняться только ей клянутся судьи Конституционного Суда, принося присягу при вступлении в должность. Именно Конституция, в соответствии с ч. 1 ее ст. 15, имеет высшую юридическую силу, ей не могут противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации. В то же время, согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17); эти принципы и нормы, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; при этом международный договор имеет приоритет перед законом в случае их коллизии. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельным способом осуществления судебной власти. Закон о Конституционном Суде РФ 1 не предусматривает возможности применения в конституционном судопроизводстве норм гражданско-процессуального, уголовно-процессуального либо административного (процессуального) законодательства. Конституционное судопроизводство - процессуальная форма деятельности конституционных судов. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды также могут решать вопросы конституционности актов, однако только Конституционный Суд РФ может признать закон неконституционным. Конституционное судопроизводство является процессуальной формой деятельности конституционных судов, применяющих и интерпретирующих конституционные нормы и решающих юридические дела, им подведомственные. 1 Результатом конституционного судопроизводства является устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта или договора Конституции РФ, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции РФ. Конституционное судопроизводство - это регламентированная Законом о Конституционном Суде (и законами субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах) деятельность конституционных судов по осуществлению целей и задач правосудия в соответствии с предоставленными этим судам правомочиями. Цели и задачи конституционного судопроизводства определены в Законе о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 3). К их числу относятся защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Общая характеристика полномочий Конституционного Суда РФ содержится в ст. 125 Конституции РФ. В рамках конституционного судопроизводства решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ч. 3 и 4 ст. 3 Закона о Конституционном Суде). В этих нормах закреплен принцип связанности Конституционного Суда РФ компетенцией всех других судов. В рамках конституционного судопроизводства решаются только конституционные споры, проблемы конституционности. 1 Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации», действительно, установили дополнительные, помимо предусмотренных Конституцией, требования к указанным судьям и к кандидатам на эти должности. В частности, установлено, что судьей вышестоящего суда может быть гражданин России, имеющий не менее 10 лет стажа работы по юридической специальности (например, в качестве судьи, следователя, прокурора, адвоката, сотрудника юридической службы, научно-исследовательских учреждений, а также в другой должности, требующей юридического образования). Перечень таких должностей представлен в статье 4 Закона о статусе судей (в ред. Федерального закона N 169-ФЗ от 15 декабря 2001 г. - СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4834). Требуемый специальный стаж работы для судьи Конституционного Суда Российской Федерации еще выше не менее пятнадцати лет. 2 Отличаются от минимальных конституционных требований возрастные стандарты, которым должны соответствовать кандидаты на должности судей вышестоящих судов и высших судов. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет; судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - гражданин, достигший 35 лет; судьей Конституционного Суда Российской Федерации - достигший 40 лет (ст. 4 Закона о статусе судей). Требования к кандидатам на должности судей в части наличия высшего специального образования и опыта работы по юридической специальности являются важными условиями обеспечения органов судебной власти судьями, обладающими необходимыми знаниями в области юриспруденции и умением применять эти знания в практической деятельности. 1 Но закон о Конституционном Суде не ограничился указанными требованиями, предъявляемыми к судьям высших звеньев судебной системы. В нем, кроме того, указано, что судьей Конституционного Суда может быть лицо, обладающее «- признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Все указанные требования направлены на обеспечение того, чтобы судьи осуществляли правосудие на профессиональной основе. Полномочие Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля по рассмотрению жалоб граждан имеет огромное значение для каждого человека. Оно может стать на практике одной из наиболее эффективных гарантий реального обеспечения прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти 2 . Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая решения, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд РФ выполняет тем самым свою конституционную обязанность - обеспечение законности в Российской Федерации 3 . Институт судебного конституционного контроля за законностью (с позиции соответствия Конституции РФ) действий органов управления (системы исполнительной власти), безусловно, является позитивным и перспективным институтом государственно-правовой жизни России. В целях обеспечения исполнения решений Конституционного Суда РФ в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, в соответсвии с которыми на государственные органы и должностных лиц возлагается обязанность по приведению законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда. Исходя из этого, на Правительство РФ возложена обязанность не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда внести в Государственную Думу проект нового федерального закона либо законопроект о внесении изменений и дополнений в закон, признанный неконституционным. Президент РФ и Правительство РФ обязаны не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда отменить или изменить свои нормативные акты, если они признаны неконституционными. Соответствующие обязанности установлены и для органов государственной власти субъектов Федерации. В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации» предусмотрен механизм ответственности за неисполнение этих обязанностей.