Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313
"Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (далее именуется - Инструкция).

2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 285 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1997 г., регистрационный N 1280).

Министр обороны
Российской Федерации

А. Сердюков

Закреплен порядок допуска к гостайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил России и граждан, пребывающих (не пребывающих) в запасе и подлежащих призыву на военную службу или сборы, поступающих на нее по контракту.

Установлены 3 формы допуска. Первая - для сведений особой важности, вторая - совершенно секретных, третья - секретных.

Допуск оформляется по месту военной службы или в военных комиссариатах.

Определено, кем принимается решение о допуске к гостайне.

Чтобы оформить допуск, необходимы анкета, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие указанные сведения, справка об отсутствии медицинских противопоказаний.

Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей или их территориально обособленных подразделений.

Определены особенности оформления допуска при работе по совместительству. Закреплен порядок доступа к гостайне при мобилизации, в период военного положения и в военное время, а также лиц, проходящих службу в частях, дислоцированных за пределами России.

Обязательства по соблюдению гостайны отражаются в контракте. Прекращение допуска не освобождает лицо от ранее взятых обязательств по неразглашению этих сведений.

Необходимо вести учет осведомленности личного состава в сведениях, составляющих гостайну.

Прежний порядок утратил силу.

Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей"

Документы, определяющие политику государства, в области защиты государственной тайныКонцепция
национальной
безопасности
Российской Федерации.
Концепция защиты государственной тайны
Российской Федерации.
Государственные
стандарты
Российской
Федерации в области защиты государственной
тайны.
Закон
Российской
Федерации
«О
государственной тайне».

Нормативные документы Министерства обороны Российской Федерации

1. Приказ МО РФ 2003 г. № 230 «Об утверждении инструкции по организации и проведению в
Вооруженных Силах Российской Федерации оценки степени секретности и судебных
экспертиз сведений».
2. Приказ МО РФ 2013 г. № 046. «Перечень сведений Вооруженных Сил Российской
Федерации, подлежащих засекречиванию».
3. Приказ МО РФ 2005 г. № 010 «Об утверждении инструкции по режиму секретности в
Вооруженных Силах РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 г. № 011 «Об утверждении Руководства по защите информации от
несанкционированного доступа в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2012 г. № 950дсп «Об утверждении Инструкции по организации защиты
информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных
сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации»
6. Приказ МО РФ 2010 г. № 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к
государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации».
7. Приказ МО РФ 2001 г. № 43 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и
распространения в глобальной информационной сети «Интернет» информации о деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации».
8. Приказ МО РФ 1996 г. № 020 «Об утверждении специальных требований и рекомендаций
по защите информации, обрабатываемой техническими средствами передачи и обработки
информации в Вооруженных Силах Российской Федерации». (С изм. № 023 2012 г.).
9. Приказ МО РФ 2007 г. «Об утверждении Инструкции по защите информации от
несанкционированного доступа с использованием средств криптографической защиты
информации».

Защита государственной тайны в Вооруженных Силах обеспечивается созданием условий и проведением мероприятий, направленных на исключение

неправомерного
разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
ОТНЕСЕНИЕ
СВЕДЕНИЙ
К
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЕ
И
ИХ
ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
(РАССЕКРЕЧИВАНИЕ).
СОЗДАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С ДОПУСКОМ И ДОСТУПОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И
ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ОРГАНИЗАЦИЮ МЕРОПРИЯТИЙ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ И КОНТРОЛЬ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ СЕКРЕТНЫХ РАБОТ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ РАЗВЕДКИ И ТЕХНИЧЕСКУЮ ЗАЩИТУ
ИНФОРМАЦИИ.
ЗАЩИТУ ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕЖИМА
СЕКРЕТНОСТИ
ПРИ
ПРОВЕДЕНИИ
СЕКРЕТНЫХ
РАБОТ
МОБИЛИЗАЦИОННЫМИ ОРГАНАМИ.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫЕЗДА ЗА ГРАНИЦУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА, ОСВЕДОМЛЕННЫХ В СВЕДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ (ДЕЙСТВИЙ), НАПРАВЛЕННЫХ НА

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ.
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ РЕЖИМНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
ОТНЕСЕНИЕ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОБЪЕКТОВ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ К ОСОБОРЕЖИМНЫМ ИЛИ
ОСОБО ВАЖНЫМ.

ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ МАСКИРОВКИ И ЛЕГЕНДИРОВАНИЯ ДИСЛОКАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ).
УСТАНОВЛЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА НА РЕЖИМНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (В
РЕЖИМНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ) ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
СВЯЗАННОЙ
С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СВЕДЕНИЙ,
СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, СОЗДАНИЕМ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, А
ТАКЖЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ И (ИЛИ) ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
СЕРТИФИКАЦИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
ИНФОРМАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО УЧЕТУ, ХРАНЕНИЮ, ПЕРЕСЫЛКЕ И
УНИЧТОЖЕНИЮ ВСЕХ ВИДОВ НОСИТЕЛЕЙ СВЕДЕНИЙ. СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ТАЙНУ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЯЗИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБРАБОТКЕ
(ПЕРЕДАЧЕ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАСЕКРЕЧЕННОЙ АППАРАТУРЫ ОПОЗНАВАНИЯ;
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВЕЩАНИЙ ПО СЕКРЕТНЫМ
ВОПРОСАМ.
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ТАЙНУ,
ПРИ
ПОДГОТОВКЕ
МАТЕРИАЛОВ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
К
РАСПРОСТРАНЕНИЮ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА К НИМ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ
ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПРИ
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ,
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ
И
ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ;
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКРЫТНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК (СИЛ).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ И РАЗРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ
ПРОГРАММУ ВООРУЖЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ В ЧАСТИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ (НИОКР), ЗАКУПОК, РЕМОНТА,
МОДЕРНИЗАЦИИ И УТИЛИЗАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, А ТАКЖЕ
В ПЛАНЫ НА УГРОЖАЕМЫЙ ПЕРИОД И РАСЧЕТНЫЙ ГОД ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ЗАЩИТОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ, В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕНСАЦИИ.
ВЕДЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО
ПЕРСОНАЛА, ДОПУСКАЕМЫХ К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, ПО
ВОПРОСАМ РЕЖИМА СЕКРЕТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИЛИ КОМАНДИРСКОЙ
ПОДГОТОВКИ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.
ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЖИМУ СЕКРЕТНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОВМЕСТНЫХ
И ДРУГИХ РАБОТ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕ
ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ, А ТАКЖЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ ВЕДОМСТВЕННЫХ (ОТРАСЛЕВЫХ) ПЕРЕЧНЕЙ СВЕДЕНИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЮ

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года "О государственных секретах" Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки ведомственных (отраслевых) перечней сведений, подлежащих засекречиванию".

2. Государственным органам, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, до 1 июня 2000 года разработать и в установленном законодательством порядке утвердить ведомственные (отраслевые) перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Премьер - Министр


ПРАВИЛА разработки ведомственных (отраслевых) перечней сведений, подлежащих засекречиванию

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных секретах" и являются обязательными для исполнения государственными органами, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан, при разработке ими ведомственных (отраслевых) перечней сведений, подлежащих засекречиванию (далее - Перечень).


1. Общие положения


1. Перечень разрабатывается на основании Перечня сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определенного статьями 11, 12, 13 и 14 Закона "О государственных секретах" для определения степени секретности конкретных сведений (группы сведений) с учетом ведомственной, отраслевой или программно - целевой принадлежности.

2. Государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению отдельных сведений к государственным секретам, наделяются полномочиями по распоряжению, включенными в Перечень сведений, составляющими государственные секреты Республики Казахстан.

3. Степень секретности сведений, составляющих государственные секреты, определяется степенью тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Республики Казахстан вследствие разглашения или утраты указанных сведений.

4. Порядок определения размеров ущерба, который нанесен или может быть нанесен национальной безопасности Республики Казахстан или интересам государственных органов и организаций вследствие разглашения или утраты сведений, составляющих государственные секреты, а также ущерба, наносимого собственных носителей сведений в результате их засекречивания, устанавливается Правительством Республики Казахстан.

5. Обоснование необходимости отнесения сведений к государственным секретам возлагается на государственные органы и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

6. Разграничение полномочий по отнесению сведений к государственным секретам и распоряжению сведениями, составляющими государственные секреты, между государственными органами определяется Перечнем должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан.


2. Степени секретности сведений


7. Сведения, отнесенные к государственным секретам, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.

8. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно - технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб национальным интересам Республики Казахстан в одной или нескольких из перечисленных областей.

9. К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно - технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам государственного органа или отрасли экономики Республики Казахстан в одной или нескольких из перечисленных областей.

10. К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственные секреты. Ущербом безопасности Республике Казахстан в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно - технической, разведывательно, контрразведывательной или оперативно - розыскной области деятельности.

11. Устанавливается три степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

"особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

1) Сведениям, составляющим государственную тайну, присваиваются грифы "особой важности", "совершенно секретно".

2) Сведениям, составляющим служебную тайну, присваивается гриф секретности "секретно".

3) Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственным секретам, а также присвоение указанным сведениям иных ограничительных грифов не допускаются.


3. Порядок разработки Перечня


12. Руководители государственных органов, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, организуют разработку Перечня и несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственным секретам.

13. Разработка проекта перечня приказом руководителя государственного органа, наделенного полномочиями по распоряжению государственными секретами, возлагается на постоянно действующую комиссию по защите государственных секретов (ПДК) либо отдельно создаваемую экспертную комиссию, в состав которой включаются наиболее квалифицированные специалисты основных производственных подразделений и представители подразделения по защите государственных секретов (ПЗГС).

14. Дополнительно к нумерации пунктов перечня указывается нумерация соответствующих статей и подпунктов Перечня сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определенного статьями 11, 12, 13 и 14 Закона "О государственных секретах", производными которых являются включенные в Перечень сведения.

Например: пункт 4 (ст. 14, п. 16-РПС), где 4 - пункт Перечня, РПС - республиканский перечень сведений, составляющих государственные секреты, определенный статьями 11, 12, 13 и 14 Закона "О государственных секретах".

15. В ходе подготовки проекта Перечня экспертная комиссия или ПДК (далее по тексту - комиссия) в соответствии с принципами засекречивания сведений, установленными Законом "О государственных секретах", проводит анализ всех видов деятельности государственного органа и подведомственных организаций с целью определения сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности Республики Казахстан. Рассматривает обоснованные предложения по отнесению сведений к государственным секретам от подведомственных организаций и государственных органов и организаций, разработавших эти сведения.

16. При установлении степени секретности сведений комиссия должна учитывать как необходимость обеспечения сохранности действительно важных для государства сведений, так и необходимость создания условий для более широкого использования в экономике новейших достижений науки и техники и передового опыта оборонной промышленности.

17. Комиссии предоставляется право привлекать к работе по подготовке ведомственного Перечня ведущих специалистов государственного органа и подведомственных организаций.

18. Степень секретности сведений, находящихся в распоряжении нескольких государственных органов, устанавливается по взаимному согласованию между ними.

19. По окончании работы комиссия выносит соответствующее мотивированное заключение. В заключении комиссии указываются: характер и содержание рассмотренных сведений; факторы, вызывающие необходимость их засекречивания, в том числе возможный ущерб, наносимый государству при их разглашении (утрате, передаче, утечке и т.п.); рекомендуемая комиссией степень секретности сведений и проект Перечня.

20. Проект Перечня представляется председателем комиссии:

1) во все заинтересованные государственные органы, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам для согласования степени секретности и единой редакции сведений, включенных в перечень;

2) в уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов для согласования;

(изм. 21.03.2003)

3) после согласования на утверждение приказом руководителю государственного органа, наделенного полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, который также решает вопрос о целесообразности засекречивания самого Перечня.

21. После утверждения перечни доводятся до:

1) заинтересованных государственных органов в полном объеме либо в части, их касающейся;

2) организации, действующих в сфере ведения государственных органов, в части, их касающейся, по решению должностного лица, утвердившего Перечень;

3) организаций, участвующих в проведении совместных работ, в объеме, определяемом заказчиком этих работ;

4) подведомственных организаций в части, их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа секретности работ, документов и изделий.

22. Не включаются в Перечень и не подлежат засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального Банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах, за исключением сведений, предусмотренных статьей 14 Закона Республики Казахстан "О государственных секретах".

23. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных в пункте 22 сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственные секреты, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Граждане вправе обжаловать такие решения в судебном порядке.


4. Изменение Перечня


24. Перечни пересматриваются в случае необходимости (при изменении международной обстановки, заключении международных договоров Республики Казахстан, передаче сведений, составляющих государственные секреты, другим государствам, появлении новых достижений в области науки и техники и т.п.), но не реже, чем через 5 лет.

25. Мотивированные предложения по внесению дополнений и изменений в Перечни направляются заинтересованными государственными органами и организациями вместе с заключениями комиссии, руководителям государственных органов, утвердившим этот Перечень, которые обязаны в течение одного месяца организовать проведение экспертизы поступивших предложений и принять соответствующее решение.

26. Если принятие указанных предложений влечет за собой изменение Перечня сведений, отнесенных к государственным секретам, руководители государственных органов направляют проект соответствующего решения с заключениями комиссии:

во все заинтересованные государственные органы, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам для согласования изменений степени секретности и редакции сведений, включенных в перечень;

в уполномоченный государственный орган по защите государственных секретов для проведения экспертной оценки и принятия решения.

(изм. 21.03.2003)

27. Если принятие указанных предложений влечет за собой рассекречивание сведений, составляющих государственные секреты, руководители государственных органов направляют проект соответствующего решения с обоснованием также в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан.

28. До принятия окончательного решения секретность данных сведений должна быть обеспечена в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан.

29. В случае отклонения предложения о внесении в Перечень дополнений и изменений, а также в случае исключения из Перечня каких - либо сведений, их носители рассекречиваются в установленном порядке.

На очереди – Указ Президента

6 ноября кассационная коллегия Верховного суда РФ оставила в силе соответствующее решение военной коллегии того же суда от 12 сентября этого года. Теперь это решение вступает в законную силу.

Дело слушалось на закрытом заседании. С жалобой на ряд пунктов приказа в Верховный суд обратился Александр Никитин, который сам ранее обвинялся правоохранительными органами в разглашении государственной и военной тайны, но был оправдан Верховным судом. Он утверждал, что Минобороны по своему усмотрению расширило перечень секретных сведений, перечисленных в федеральном Законе «О государственной тайне».

Сегодня адвокат Александра Никитина Юрий Шмидт сказал в интервью Bellona Web: «Это удача. 12 сентября Министерский перечень был признан недействительным с самого момента написания, и это решение оставлено в силе. Теперь Министерство обороны будет готовить другой перечень, значительно меньший по объему».

Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах

«Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах» был утвержден приказом министра обороны No. 055 от 1996 года. Вместо изложения конкретных сведений, этот документ перечисляет категории сведений, по объему превосходящие в несколько раз категории самого Закона о гостайне.

Как заявляли ранее адвокаты Никитина, «Согласно этому перечню, секретно буквально все, и при желании самую безобидную информацию можно отнести к разряду секретной. Вдобавок к этому, министерский перечень сам является секретным».

Именно этот перечень и стал правовой базой обвинения Александра Никитина на протяжении всего срока следствия. Добавим, что приказ No.055 нигде не публиковался и даже не был зарегистрирован в министерстве юстиции. В то время как статья 15 Конституции РФ устанавливает, что нормативные акты не могут применяться, если они официально не опубликованы.

Отмена незаконных положений приказа Министра обороны без сомнения повлияет на судебные решения по другим «шпионским» делам. Так, в деле Григория Пасько, которое в настоящее время рассматривается во Владивостоке, также были применены положения 055-го приказа.

Когда во время сегодняшнего заседания представители Минобороны сообщили о подготовке нового перечня засекреченных сведений, Юрий Шмидт предложил им – неплохо бы этот документ еще и опубликовать. Военные ответили, что публикация пока не предусматривается, на что адвокат Александра Никитина заметил: «значит, мы еще встретимся».

В ближайшие дни адвокаты планируют обратиться в Конституционный суд, оспаривая Указ Президента РФ No.763. Этот Указ в нарушение статьи 15 Конституции РФ допускает возможность не опубликования нормативных актов, которые с одной стороны влияют на права и свободы человека и гражданина, но с другой стороны содержат сведения, относящиеся к гостайне.

Адвокаты Никитина ранее заявляли: «Если издается нормативный акт, влияющий на права и свободы человека, то извольте исключить из него все сведения, относящиеся к гостайне, и опубликовать его. Если вы хотите, чтобы нормативный акт был секретным, уберите из него все, что касается прав и свобод человека».

Отнесением сведений документов к государственной тайне и продлением сроков ограничения доступа к документам непосредственно занимаются работники ведомственного архива. Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждает Президент РФ. Руководит работой по засекречиванию документов в стране Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. В органах государственной власти, которые наделены правами по отнесению сведений к государственной тайне, должны быть созданы специальные экспертные комиссии, занимающиеся этим вопросом.

Главная задача комиссии - разработать ведомственный (развернутый) перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Перечень в обязательном порядке должен быть согласован с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. При составлении перечня следует руководствоваться не столько мнением чиновников ведомства, сколько Федеральным законом «О государственной тайне», статья 5 которого содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну, а именно: 1.

Сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторс- ких работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке. 2.

Сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опыт- но-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации). 3.

Сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. 4.

Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, о мероприятиях, проводимых в целях обеспечения безопасности государства.

На основе этого перечня составляются развернутые перечни для ведомств и учреждений. Все секретные сведения в перечне разделяются на три группы по степени ущерба, который может быть нанесен при их разглашении. Сведения «особой важности» могут нанести ущерб интересам страны, сведения «совершенно секретные» - интересам министерства и ведомства, сведения «секретные» - интересам предприятия, учреждения и организации. На засекреченные в соответствии с перечнем документы наносятся специальные реквизиты - сведения о степени секретности со ссылкой на соответствующую статью перечня. Одновременно продлены сроки секретности для документов в области атомной науки и техники, обороноспособности страны, ее внешней политики, деятельности разведывательных и контрразведывательных служб.

Из ведомств в государственный архив дела, содержащие государственную тайну, поступают уже засекреченными. В задачу архивистов входит создание режима хранения и использования таких дел.

Однако и государственный архив может накладывать ограничения на доступ к документам. Прежде всего это касается документов, содержащих тайну личной жизни. Архив несет ответственность перед лицами, персональные данные о которых содержатся в документах. Поэтому архив вправе ограничить доступ к документам, даже если сам фондообразователь не установил ка- кие-либо ограничения.

Решение об ограничении доступа принимает специальная комиссия по рассекречиванию, создаваемая в архиве. При этом желательно разработать специальный регламент использования документов, содержащих информацию о тайне личной жизни, которым могла бы руководствоваться комиссия. В регламенте следует четко и определенно перечислить виды документов и вопросы, относящиеся к тайне личной жизни, а также порядок получения

1 О сроках засекречивания, органе, который установил гриф секретности, и другие. Эти реквизиты и называются грифом секретности. Если в учреждении

образуется большой объем документов, подлежащих засекречиванию, для работы с ними создается специальный отдел. разрешения на доступ у фондообразователя, его наследников ц правопреемников.

Рассекречивание сведений и их носителей - это значит снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений (например, содержащих государственную тайну) и на доступ к их носителям.

Основной объем работы по рассекречиванию документов лежит на сотрудниках государственных архивов. Рассекречиванию без ограничений подлежат: документы, послужившие основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека; по организационно-партийной и идеологической работе КПСС, раскрывающие формы и методы деятельности партийных структур.

Согласно статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию также следующие сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Работа с секретными документами очень ответственна. От архивиста при подписании трудового договора кроме неразглашения секретных сведений могут потребовать дать обязательство не покидать пределов страны.

Необходимо следить за соблюдением режима секретного хранения дел ограниченного доступа. Для таких дел, как правило, организуется специальное хранилище, правила доступа к которому и круг лиц, имеющих право доступа, должны регулироваться специальными актами, утвержденными руководителем учреждения или ведомства.

В настоящее время рассекречивание документов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, осуществляется в несколько этапов.

Во-первых, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» рассекречивание архивных документов осуществляется в плановом порядке министерствами и ведомствами-фондообразо- вателями, а также организациями и предприятиями их системы.

рассекречивание осуществляется как в ведомственном, так и в государственном архиве, документы рассматриваются экспертными комиссиями, созданными в ведомствах. Государственный архив должен в таком случае предоставить членам комиссий, созданных >в ведомствах, подлинники документов или копии, их заменяющие, а также перечни документов, описей, обзоры и другие необходимые справочники. Рассекречивание может осуществляться и по инициативе государственного архива, хранящего фонд данного ведомства: ведь обязанностью Росархива является контроль |за сроками хранения секретных документов и информирование руководителей ведомств о наличии на государственном хранении документов со сроками хранения свыше 30 лет. Наконец, если в государственный архив поступил запрос от гражданина или частного лица о рассекречивании документов, но архив не уполномочен рассекречивать запрашиваемые сведения, он в месячный срок с момента поступления запроса должен направить его в соответствующее ведомство.

Во-вторых, управления, министерства, ведомства, а также их учреждения, организации и предприятия могут делегировать свои полномочия по рассекречиванию документов соответствующим государственным архивам. Например, к 1996 г. такие полномочия архивным учреждениям Росархива передали Министерство финансов РФ, Министерство науки и технической политики, Государственный комитет РФ по статистике, Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации и другие ведомства. В таком Цслучае в государственном архиве создается комиссия по рассекречиванию, имеющая право принимать решения о снятии ограничительных грифов.

Комиссия работает как в плановом порядке, так и по запросам [лорганизаций и граждан. О результатах работы комиссия извещает §ведомства, материалы которых были рассекречены. В случае поступления запроса на рассекречивание архив должен дать мотивированный ответ в 3-месячный срок.

В-третьих, процедура рассекречивания документов министерств, ведомств и организаций, ликвидированных без правопреемников, в каждом конкретном случае устанавливается Межведомственной комиссией по охране государственной тайны и ее структурными подразделениями. Межведомственная комиссия в настоящее время решает и практические вопросы рассекречивания документов предприятий и организаций, ликвидированных без правопреемников.

Государственные архивы, в которые поступили на хранение фонды учреждений, ликвидированных без правопреемников, создают специальные экспертные группы, которые изучают документы и предоставляют заключения в Межведомственную комиссию.

Экспертные группы и комиссии по рассекречиванию в государственных и ведомственных архивах выявляют документы по- единично (по описям) или подокументно (путем полистного просмотра). Второй способ более дорогой и трудоемкий, однако он предпочтительнее, поскольку позволяет не засекречивать все дело, а разрешить доступ исследователей к его части, не содержащей государственной тайны. Остальные документы закрываются конвертом.

Документы для рассмотрения Межведомственной технической комиссией и Комиссией по рассекречиванию документов бывшей КПСС готовятся только путем полистного просмотра дел. В результате составляются перечни документов, подлежащих рассекречиванию, и тех документов, срок секретности которых следует продлить. Чем подробнее и яснее указано содержание документов в перечнях, тем легче будет Межведомственной комиссии принять решение.

Государственные архивы должны информировать общественность о рассекреченных документах. Сведения о наиболее важных из них публикуются в специальном информационном бюллетене Федеральной архивной службы России, в журнале «Исторический архив» и приложении к нему «Архивы Кремля и Старой площади», а также в сборнике «Открытый архив». В архивах создаются обзоры и указатели рассекреченных документов. Правила доступа к документам в негосударственных архивах - общественных, экономических, частных - определяются этими учреждениями самостоятельно. Однако Международный совет архивов рекомендует, по возможности, приводить условия доступа к частным архивам в соответствие с условиями, существующими в государственных архивах. 5.2.