1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

...из Постановления КС РФ N 10-П от 11.06.2002г.

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя ( , часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ ( , часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу , и Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации...

Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, (часть 1), (часть 1), и (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в (части 1 и 4) статус перечисленных в (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством...

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти ( , часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов ( , часть 2; , часть 1; , часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями (часть 4) и Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором...

Лекция:

Конституция РФ


Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

    знать свои права и обязанности;

    иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

    знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ


Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

    Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

Правовой статус человека и гражданина


Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

    Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

    Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

    Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

    Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

    Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

    Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

    Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

    Судебная защита прав и свобод.

    Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

    Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

    Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

    Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

    Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

    Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

    Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

    Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах. Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 года, то мы увидим, что в ней присутствуют статьи, которые свидетельствуют о том, что Россия не является суверенным государством.

Статья 15 пункт 4 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Разъяснение.

Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими принципами и нормами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН - является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права). Также данная статья устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами, цитирую: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Статья 13 пункт 2 Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Разъяснение.

Данная статья устанавливает запрет на государственную идеологию. В то же время Статья 13 пункт 1 гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Это означает, что в России идеологией может заниматься кто угодно, в том числе и представители иностранных государств, кроме самого российского государства.

Статья 29 пункт 5 Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Разъяснение.

Надо понимать, что цензура является средством государственного управления и защиты от вредоносной пропаганды. Но статья 29 пункт 5 лишает Россию информационной безопасности.

Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В статье 79 мы видим, что Российская Федерация может передавать часть своих полномочий (например, полицейских или военных) международным органам, а нарушены ли за счёт этого чьи-либо права или нет, уже будут решать международные органы (см. ст.15 п.4 – о приоритете международных договоров над российскими законами).

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статья 75 (пункты 1 и 2) гласит, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль», а «денежная эмиссия осуществляется исключительно.

Разъяснение

Центральным банком Российской Федерации», «которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Получается, что российское государство не может контролировать выпуск денег. Данную функцию взял на себя Центральный банк Российской Федерации, который действует независимо от государства. Кому подчиняется Центральный банк? Как известно, Россия является членом Международного Валютного Фонда, и поэтому МВФ – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк. Но об этом подробнее в следующей статье.

Вывод: В конституции РФ мы видим ряд статей, которые свидетельствуют об отсутствии идеологического (Статья 13 пункт 2, Статья 29 пункт 5), юридического (Статья 15 пункт 4, Статья 79) и частично экономического (Статья 75 пункты 1 и 2) суверенитета. Но все выше представленные статьи конституции Российской Федерацией являются всего лишь прелюдией к анализу федерального закона «О Центральном Банке РФ (Банке России)», который значительно лишает Россию экономического суверенитета.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Добрый день,

в ч. 4 ст. 15 Конституции по сути установлен примат международного права над национальным. Тем не менее, существуют нюансы признания такого приоритета, в частности, связанные с деятельностью Конституционного Суда РФ по толкованию Конституции.

т.е. по этому пункту Конституции РФ получается что законы СССР имеют главенство над законами РФ?

Константин

Поскольку с точки зрения международного права Россия является правопреемником СССР, то законы СССР и иные союзные акты, не признанные утратившими силу или не подлежащими применению, действуют при условии их соответствия современному законодательству.

приоритет законов СССР над законами РФ, согласно статьи 74 Конституции СССР 1977 года.

Константин

Конституция СССР 1977 года утратила силу в связи с принятием

Соглашения от 08.12.1991 «О создании содружества независимых государств», ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1.

Невозможен приоритет актов несуществующего государства, как сказано выше. (или вы уверены в обратном?)

Равно как и нету приоритета союзного договора, если вы о нем: Федеративный договор 1992 г.

«Конституция Российской Федерации»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации -действуют положения Конституции Российской Федерации. 2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
4. Совет Министров - Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется - Правительство Российской Федерации.
5. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. На депутатов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.