ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906 - свод за-ко-но-по-ло-же-ний, оп-ре-де-ляв-ших ос-но-вы государственного строя Российской им-пе-рии в 1906-1917 годах.

Под-го-тов-ка но-вой ре-дак-ции Основных государственных законов (впер-вые из-да-ны в 1832 году) на-ча-лась по-сле опуб-ли-ко-ва-ния года в ус-ло-ви-ях годов. В ос-но-ву Основных государственных законов был по-ло-жен про-ект то-ва-ри-ща госсударственного сек-ре-та-ря П.А. Ха-ри-то-но-ва, раз-ра-бо-тан-ный с учё-том про-грамм-ных до-ку-мен-тов российских ли-бе-ра-лов и кон-сти-ту-ций ев-ропейских го-су-дарств. Про-ект об-су-ж-дал-ся в 1906 году в осо-бом по-ряд-ке (в ян-ва-ре в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом графа Д.М. Соль-ско-го, в мар-те - в Со-ве-те ми-ни-ст-ров под руководством графа , в ап-ре-ле - в Осо-бом со-ве-ща-нии под пред-се-да-тель-ст-вом имп.ератора Ни-ко-лая II).

Но-вая ре-дак-ция Основных государственных законов ут-вер-жде-на Ни-ко-ла-ем II 23 апреля (6 мая), на-ка-ну-не от-кры-тия Государственной ду-мы 1-го со-зы-ва, что-бы, как зна-чи-лось в по-ста-нов-ле-нии Со-ве-та ми-ни-ст-ров, пре-дот-вра-тить «опас-ные и бес-плод-ные пре-ния» де-пу-та-тов «о пре-де-лах их соб-ст-вен-ных прав и при-ро-ды от-но-ше-ний их к вер-хов-ной вла-сти». Пер-во-на-чаль-но опуб-ли-ко-ва-ны 82 но-вые или из-ме-нён-ные ста-тьи Основных государственных законов («Со-б-ра-ние уза-ко-не-ний и рас-по-ря-же-ний пра-ви-тель-ст-ва», 1906, № 98), вско-ре - все 124 ста-тьи Основных государственных законов (Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии, 1906, том 1), вклю-чая и те гла-вы, ко-то-рые ос-та-лись не-из-мен-ны-ми с 1832 года, - о пре-сто-ло-нас-ле-дии, о со-вер-шен-но-ле-тии им-пе-ра-то-ра и ре-гент-ст-ве, о всту-п-ле-нии на пре-стол и при-ся-ге под-дан-ст-ва, о ко-ро-но-ва-нии, о ти-ту-ле им-пе-ра-то-ра и Государственном гер-бе, о ве-ре.

Рос-сия объ-яв-ля-лась «еди-ным и не-раз-дель-ным» го-су-дар-ст-вом (при этом под-твер-жда-лась ав-то-но-мия Великого княжества Фин-лянд-ско-го); русский язык. про-воз-гла-шал-ся об-ще-го-су-дар-ст-вен-ным и обя-за-тель-ным для упот-реб-ле-ния во всех государственных и об-щественных ин-сти-ту-тах. По-ста-нов-ля-лось, что им-пе-ра-то-ру при-над-ле-жит «вер-хов-ная са-мо-дер-жав-ная власть» (сло-во «не-ог-ра-ни-чен-ная» бы-ло ис-клю-че-но). Ус-та-нав-ли-ва-лось, что за-ко-но-дательная власть, ра-нее на-хо-див-шая-ся в ис-клю-чительной ком-пе-тен-ции мо-нар-ха, от-ны-не долж-на бы-ла осу-ще-ст-в-лять-ся им «в еди-не-нии» с Государственной ду-мой (её де-пу-та-ты из-би-ра-лись) и ре-фор-ми-ро-ван-ным Государственным со-ве-том (по-ло-ви-на его чле-нов на-зна-ча-лась им-пе-ра-то-ром, дру-гая по-ло-ви-на из-би-ра-лась). Сро-ки сес-сий Ду-мы и Государственного со-ве-та оп-ре-де-ля-лись им-пе-ра-то-ром. Пра-вом за-ко-но-но-дательной ини-циа-ти-вы об-ла-да-ли им-пе-ра-тор, ми-ни-ст-ры и глав-но-уп-рав-ляю-щие, Ду-ма и Государственный со-вет, за ис-клю-че-ни-ем во-про-сов из-ме-не-ния Основных государственных законов, что яв-ля-лось пре-ро-га-ти-вой им-пе-ра-то-ра. Он же ут-вер-ждал или от-кло-нял одоб-рен-ные Ду-мой и Государственным со-ве-том за-ко-но-про-ек-ты. За-ко-ны по во-ен-но-му и во-енно-мор-ско-му ве-дом-ст-вам, ка-сав-шие-ся строе-вой, тех-нической и хо-зяйственной час-ти, ес-ли они не вы-зы-ва-ли но-вых рас-хо-дов из каз-ны, ут-вер-жда-лись им-пе-ра-то-ром по пред-став-ле-нию Во-енного со-ве-та и Ад-мирал-тейств-со-ве-та без об-су-ж-де-ния в Ду-ме и Государственном со-ве-те. В пе-ре-ры-вах между сес-сия-ми Ду-мы в слу-ча-ях, не тер-пя-щих от-ла-га-тель-ст-ва, им-пе-ра-тор мог из-дать за-кон сво-им ука-зом (статья 87), та-кой за-кон дол-жен был вно-сить-ся на рас-смот-рение Ду-мы в те-че-ние двух ме-ся-цев по-сле во-зоб-нов-ле-ния её за-се-да-ний, ина-че он ут-ра-чи-вал си-лу. Дей-ст-вие этой ста-тьи не рас-про-стра-ня-лось на Основыные государственные законы, за-ко-ны о Государственной ду-ме и Государственном со-ве-те. Им-пе-ра-тор на-зна-чал и уволь-нял выс-ших долж-но-ст-ных лиц (в том числе председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров), за ис-клю-че-ни-ем председателя Государственной ду-мы, ру-ко-во-дил внеш-ней по-ли-ти-кой, осу-ще-ст-в-лял «вер-хов-ное на-чаль-ст-во-ва-ние» над воо-руженными си-ла-ми, жа-ло-вал ти-ту-лы, ор-де-на, другие государственные зна-ки от-ли-чия, об-ла-дал пра-вом по-ми-ло-ва-ния осу-ж-дён-ных. В Основных государственных законах про-воз-гла-ша-лась «в пре-де-лах, ус-та-нов-лен-ных за-ко-ном» сво-бо-да ве-ро-ис-по-ве-да-ния, пе-ча-ти, со-зы-ва со-б-ра-ний, соз-да-ния пар-тий, об-ществ и сою-зов.

При-ня-тие Основных государственных законов за-вер-ши-ло пре-об-ра-зо-ва-ние государственного строя Российской им-пе-рии. На-ли-чие в Основных государственных законах норм, ог-ра-ни-чив-ших власть им-пе-ра-то-ра и раз-де-лив-ших за-ко-но-дательную власть ме-ж-ду ним и пар-ла-мен-том, а так-же за-кре-пив-ших но-вые гражданские пра-ва и сво-бо-ды российских под-дан-ных, по-зво-ли-ло многим пра-во-ве-дам и по-ли-тическим дея-те-лям трак-то-вать Основные государственные законы как кон-сти-ту-цию, а ус-та-но-вив-ший-ся государственный ре-жим - как дуа-ли-сти-че-скую фор-му кон-сти-туционной мо-нар-хии, на-по-до-бие су-ще-ст-во-вав-шей в Австро-Ве-нг-рии.

Во-пре-ки статье 87 Основных государственных законов император Ни-ко-лай II по-сле до-сроч-но-го рос-пус-ка Ду-мы 1-го и 2-го со-зы-вов из-ме-нил за-кон о вы-бо-рах в Ду-му (этот акт по-лу-чил название «третье-июнь-ский пе-ре-во-рот» 1907 года), в 1909 году вы-вел из юрис-дик-ции пар-ла-мен-та ряд пол-но-мо-чий в во-енной и во-енно-морской сфе-ре, а в 1911 году по на-стоя-нию председателя Со-ве-та ми-ни-ст-ров П.А. Сто-лы-пи-на ут-вер-дил от-верг-ну-тый Госсоветом со-ве-том за-кон о вве-де-нии земств в 6 гу-бер-ни-ях Западного края, для че-го при-ос-та-но-вил сес-сии Ду-мы и Государственного со-ве-та на 3 дня (хо-тя впо-след-ст-вии за-кон был вне-сён на ут-ве-рж-де-ние Ду-мы; не был ею рас-смот-рен, но вме-сте с тем про-дол-жал дей-ст-во-вать). Основные государственные законы ут-ра-ти-ли си-лу по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года.

Ис-точники:

Пол-ное со-б-ра-ние за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии. Со-б-ра-ние 3-е. СПб., 1909. Т. 26. № 27805;

Цар-ско-сель-ские со-ве-ща-ния: Про-то-ко-лы сек-рет-но-го со-ве-ща-ния в ап-ре-ле 1906 г. под пред-се-да-тель-ст-вом быв-ше-го им-пе-ра-то-ра по пе-ре-смот-ру ос-нов-ных за-ко-нов // Бы-лое. 1917. № 4;

Но-вые ма-те-риа-лы к ис-то-рии со-зда-ния Ос-нов-ных го-су-дар-ст-вен-ных за-ко-нов 1906 г. / Вступ. ст., под-го-тов-ка тек-ста и ком-мент. С. В. Ку-ли-ко-ва // Рус-ское про-шлое. СПб., 1998. Кн. 8;

Из ар-хи-ва С. Ю. Вит-те. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2003. Т. 2; Свод за-ко-нов Рос-сий-ской им-пе-рии: свод-ный текст за 1832-1917 гг. СПб., 2007. Т. 1;

Кры-жа-нов-ский С.Е. Вос-по-ми-на-ния. СПб., 2009.

Все положения об органах государственной власти и их взаимоотношениях с императорской властью и правительством были закреплены в опубликованных 23 апреля 1906 г. Основных государственных законах. По поводу оценки этих законов в историко-правовой и исторической литературе длительное время шли дискуссии о том, можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалось мнение, что это вообще не конституция или, если и конституция, то фиктивная. Представляется, что для такой оценки нет оснований. Основные государственные законы 1906 г.- можно назвать первой российской конституцией. В этом документе указывается форма правления - дуалистическая монархия, т.е. такая монархия, в которой, с одной стороны, чрезвычайно обширна власть монарха и ответственность перед ним правительства, а с другой стороны, существует парламент, наделенной законодательной властью (хотя и ограниченной). Форма государственного устройства - унитарное государство, определена конструкция органов государственной власти, их компетенция и порядок взаимоотношений, порядок взаимоотношений центра и регионов, права, свободы и обязанности подданных, т.е. решены все те вопросы, которые обычно решаются в конституциях. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

В соответствии с Основными законами императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение. От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Император назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед царем, а не перед Думой.

Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь двумя положениями. Во-первых, законодательную власть она делила с Государственной Думой и Государственным Советом. Ст. 86 Основных законов гласила, что “ни один закон не может воспринять законной силы без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета”. Императору принадлежало право законодательной инициативы, а что касается изменений в Основных законах, то они могли последовать только по инициативе царя. Ему принадлежало право абсолютного вето, т.к. без утверждения императора ни один закон не мог воспринять законной силы. Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым. Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроля за действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов. Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета. Указом царя определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва. Наконец, в соответствии со ст. 87 Основных законов во время перерывов в работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силу законов. Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе.

В Основных законах (как и в каждой конституции) содержалась особая глава, в которой закреплялись основные права и свободы подданных. Однако они носили формальный характер, т.к. их реализация на практике была весьма ограничена. Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. по февраль 1917 г. не было ни одного года, в течение которого на территории империи или ее отдельных регионов не объявлялось бы военное положение или положение усиленной или чрезвычайной охраны, когда полиция и военное командование получали особые полномочия вплоть до предания гражданских лиц военно-полевому или военно-окружному суду и юридические гарантии прав подданных приостанавливались.

Провозглашалось (ст. 76 Основных законов) право подданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить за границу. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г. бессрочные паспорта, по которым действительно можно было свободно выбирать место жительства и получить заграничный паспорт, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. Лица податных сословий (т.е. крестьяне и мещане) получали виды на жительство при условии уплаты налогов и повинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5 октября 1906 г. эти ограничения были отменены, да и то не полностью.

В ст. 81 Основных законов провозглашалась свобода веры. Однако в ст. 62 подчеркивалось, что православная христианская вера “есть истинная и господствующая”. Церковь, как уже отмечалось выше, была государственной, ей принадлежал ряд государственных функций, в частности, ведение книг актов гражданского состояния. Вообще вне закона фактически оказывались атеисты. Так на практике реализовывалось право на свободу веры.

Что касается свободы слова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливался временными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г. Этими правилами для образования обществ или союзов, а также проведения публичных собраний формально не требовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок, т.е. организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранее представить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источники поступления денежных средств (для обществ или союзов), и без утверждения устава общество не могло приступить к работе.

Основные законы Российской империи

Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звень­ев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституци­ей, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступ­ление новой конституционной эры.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только вы­ступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без со­гласия Государственной думы).

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, изда­вались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантирова­лись неприкосновенность личности и законность юридического преследова­ния (ст. 30 - 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, кото­рая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако те­перь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и не­раздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употреб­ление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосно­венной». Прерогативой императорской власти становилась законотворче­ская деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (ини­циатива) и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклонен­ными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Импе­ратор мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства воо­руженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военного и исклю­чительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида . Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества , составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов .

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основ­ными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право по­милования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершив­ших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.


БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(филиал) Академии труда и социальных отношений

Октябрьское представительство

юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА"

Тема: "ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906г."

Выполнила: студентка 1курса

заочного отделения СФО

юридического факультета

Грачёва О.С.

Проверил: Яловега В.Н.

Октябрьский - 2007

  • Введение
    • 1. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905г.
    • 2. Пересмотр основных законов Российской империи
    • 3. Государственная Дума
    • 3.1 Первая Дума
    • 3.2 Вторая Дума
    • 3.3 Третья и четвёртая Дума
      • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • "Основные государственные законы 1906 года" явились результатом изменений государственного строя вследствие революции и свидетельствовали о первом шаге к превращению Российской империи в конституционную монархию. Содержание "Основных законов 1906 года" было разработано государственной канцелярией и Советом министров, а 23 апреля 1906 года утверждено императором Николаем II. "Основные государственные законы" от 23 апреля 1906 года считают первой русской Конституцией.
  • Актуальность темы контрольной работы вызвана тем, что с принятием "Основных государственных законов" 1906 года были связаны создание Государственной Думы, реорганизация Государственного совета и образование специального правительственного органа - Совета министров, а власть императора была уже ограничена.
  • Тема контрольной работы: "Основные государственные законы 1906 года".
  • Объектом исследования является изменение государственного строя и превращение Российской империи в конституционную монархию.
  • Предмет исследования: государственные закон в начале XX века.
  • Цель - дать характеристику "Основным государственным законам" 1906 года, его положениям, рассмотреть систему государственного строя России как конституционной монархии.
  • Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
  • - дать понятие "Основным законам" 1906 г.;
  • -охарактеризовать его положения;
  • -рассмотреть переход Российском империи в конституционную монархию;
  • - рассмотреть власть императора после принятия "Основных законов" 1906года.
  • Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изучения "Основных законов" 1906г., литературы, периодической печати рассмотрены вопросы, тесно связанные с историей изменения государственного строя России в начале XX века.
  • 1. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г.
  • Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г. Провозглашал демократизацию политического режима Российской империи и дарования населению российской империи демократических прав и свобод, подтверждение созыва Государственной Думы.
  • Манифест от 17 октября 1905г. Провозгласил неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов и стал официальным основанием для возникновения или активизации деятельности следующих политических партий:
  • 1. партии правительственного лагеря, выступающей за сохранение абсолютизма в государстве;
  • 2. либеральной аппозиции, выступающей за конституционную форму правления и проведения демократических реформ;
  • 3. Союза русского народа, считавшей самодержавную монархию наиболее приемлемой формой правления использующей в качестве методов борьбы террор;
  • 4. Конституционно-демократической партии (кадетов), стремящейся к установлению конституционной монархии мирным путём, принудительному выкупу части помещичьих земель, введению восьмичасового рабочего дня;
  • 5. "Союза 17 октября", поддерживающего положение Манифеста 17 октября 1905 года и выступающего за конституционную монархию с народным представительством на основе всеобщего избирательного права;
  • 6. Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), выступающей за свержение самодержавия, отделение церкви от государства, отмену выкупных платежей для крестьян, введение восьмичасового рабочего дня;
  • 7. Партии социалистов-революционистов (эсеров), выступающих за свержение самодержавия, созыв учредительного собрания, за переход к социализму за крестьянские общины путём проведения социализации земли.
  • Итак, первая российская революция породила существенные изменения в государственном строе страны. Прежде всего, следует отметить преобразование формы правления. В науке и дореволюционной, и советской шли большие споры о том, какой стала эта форма. Многие историки считают, что Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы Российской империи в редакции 1906 г. привели к некоторому ограничению власти монарха. Значит уже с этого момента нельзя говорить об абсолютизме, т.е. о монархии неограниченной. И хотя в законе еще говорится о самодержавии, однако не случайно из него выпало слово "неограниченное". Конечно, с юридической точки зрения понятия "самодержавие" и "абсолютизм" тождественны, но фактически уже произошло расщепление этих терминов.
  • Наиболее восторженные либералы начала XX в. нередко называли Основные государственные законы 1906 г. конституцией. Конечно, это чересчур радужное представление. В действительности все те уступки, которые удалось вырвать у Николая II, были настолько ничтожны, что принимать их всерьез просто невозможно. Да, Основные законы предусмотрели создание Государственной думы -- органа, похожего на парламент, но именно похожего. Не случайно один из царских министров заявил в Третьей Государственной думе: "У нас, слава Богу, нет парламента". Действительно, хотя Думе были, вроде бы, предоставлены законодательные права, однако правильнее было бы сказать -- только часть законодательных прав, поскольку ни один закон не мог быть принят без санкции Государственного совета и самого императора. Дума не имела возможности контролировать администрацию.
  • манифест закон российский империя государственный дума
  • 2. Пересмотр основных законов Российской империи.
  • После появления Манифеста 17 октября 1905 г. стало ясно, что новые политические реальности диктуют необходимость пересмотра основных законов Российской империи. Витте считал (его мнение разделяли и многие другие сановники), что нельзя откладывать эту работу. Ее надлежало зaвершить до начала заседаний Государственной Думы, чтобы наперед исключить всякую возможность принятия на себя ею функции Учредительного собрания. Опасность подобного развития была вполне реальной.
  • 20 февраля 1906 г. появился царский манифест, развивавший положения Манифеста 17 октября. В нем указывалось, что за монархом сохраняются все права, кроме тех, которые "он разделяет с Государственной Думой". Одновременно изменялась функция и структура Государственного Совета. Отныне он становился верхней палатой парламента. Причем только половина его членов назначалась царем, а другая часть комплектовалась представителями от православного духовенства, дворянства, земства, от организаций науки, промышленности и торговли.
  • 23 апреля 1906 г. император утвердил новую редакцию "Основных законов Российской империи". Они подтверждали незыблемость самодержавия. "Императору всероссийскому, -- гласила статья 4, -- принадлежит верховная самодержавная власть". Последующие статьи определяли священность и неприкосновенность особы царя, его право издавать законы, руководить внешней политикой, армией, флотом, назначением высших чиновников.
  • В Основных законах появился и новый момент, которого не было раньше. В статье 86 говорилось: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственный думы и воспринять силу закона без утверждения Государя Императора". Следующая, 87-я статья, позволяла монарху между сессиями законодательных палат издавать законы в форме "чрезвычайных указов".
  • Дума имела право делать запрос различным должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К ее компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т. д.
  • Основные законы содержали и широкий перечень прав и обязанностей граждан (глава 8). Собственно к числу обязанностей относилось только две: исполнять всеобщую воинскую повинность и платить налоги. Зато перечень гражданских прав был значительно шире. В их числе: гарантия юридической защиты в случае ареста или судебного преследования, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной собственности.
  • В статье 77 особо оговаривалось, что конфискация собственности могла иметь место лишь в случае государственной надобности и только при справедливой компенсации. Закон признавал право граждан свободно выбирать место жительства в России, беспрепятственно выезжать за границу. Граждане России впервые в истории получили свободу вероисповедания и право создавать союзы и объединения.
  • Если к этому добавить, что граждане получали право создавать партии, а члены враждебных государству партий, не получивших официальную регистрацию, имели право избирать и быть избранным в Думу как "независимые деятели", то уместен вывод, что в Основных законах 1906 г. с достаточной ясностью и точностью сформулированы принципы гражданской свободы.
  • Основные законы 1906 г. утвердили три исходных элемента конституционного строя: выборное представительство с законодательными правами, разделение исполнительной и законодательной власти, независимость судебной власти.

3. Государственная Дума

20 февраля 1906 года вышел акт об учреждении Государственной Думы, в котором определялась её компетенция: предварительная разработка и обсуждение избирательных положений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям. Дума могла быть распущена досрочно по решению императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры.

Одновременно с актом об учреждении Думы принято новое положение о государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладавшей теми же правами, что и Дума, все законопроекты, принятые думой затем должны были поступать в государственный совет, и лишь в случае принятия их советом представляться на утверждение императором. 2

В избирательную часть Совета входили представители духовенства, Академии наук, университетов, земских собраний, торговли, промышленности (всего 98 членов). Такое же число ежегодно назначалось императором во вторую часть Совета из других государственных сановников. Одно и то же лицо не могло быть членом государственной Думы и Государственного совета.

В конце 1905 года - начале 1906, появился ряд Временных правил: "Для непериодической печати", "Об обществах и союзах", "О собраниях", действовавший до 1917 года.

Основные государственные законы предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царём, тем самым оказывая на него давление.

Депутаты имели право запроса к министрам, что давало возможность

Думе публично обсуждать действия исполнительной власти и требовать ответов от правительства. По результатам этих ответов Дума выносила суждения.

Обе палаты получили право обсуждать, утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством, они же пользовались правом законодательной инициативы (кроме изменения Основных законов, осуществляемого по инициативе царя).

В случае чрезвычайных обстоятельств правительство имело право в промежутках между сессиями Думы и с одобрения царя издавать указы, приравненные к законам.

3.1 Первая дума

Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве российской Конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. Наполовину состоявший из высоких чиновников, Государственный совет был консервативным органом, постоянно сдерживающим либеральные порывы Государственной Думы (в своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали отмены исключительных законов принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённых, отмены смертной казни и прочее).

Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты дают лишь небольшую прирезку земли и неизбежное при этом разрушение культурных хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума со своей стороны заявила, что она не отступит от этого принципа и требовала отставки правительства. Правительство решило не уступать Думе по двум вопросам. Оно возражало против решения аграрного вопроса путём перехода от дуалистической монархии к парламентарному строю. В свою очередь Дума отказывалась сотрудничать с правительством и превращалась в центр революционных идей распространявшихся по всей стране (на что указывали отчёты губернаторов). 3

В качестве компромиссного решения предлагалось сформировать комиссию, в которую должны были войти лидеры думских фракций (кадеты). Когда этот план был отклонён, роспуск Думы был неизбежен.

Правительство усмотрев в действиях Думы признаки "незаконности", 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала 72 дня.

3.2 Вторая Дума

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в перерывах между первой и второй Думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах - 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907г., но на его основании были казнены около 700 человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года., Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы от 9 ноября 1906 года., превращать их в свою личную собственность.

Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой, предложив широкую программу либерального законодательства и исключения из правительства наиболее консервативных министров. Премьер сообщил, что правительство приготовило ряд законопроектов, обеспечивающих свободу совести и веротерпимость, гарантирующее неприкосновенность личности (арест, обыски и цензура должны были осуществляться только на основании судебного решения), предварительное следствии по политическим делам предполагалось передать судебным следователям, изъяв его у жандармов.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о поощрении революционного террора.

Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию. Чтобы преодолеть это сопротивление и создать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав государственной Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), правительство пошло на шаг, который был оценён как государственной переворот. 4

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооружённое восстание в войсках (3 июня 1907г.). 5

3.3 Третья и четвёртая Дума

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы" , взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

По инициативе правительства Дума принимала законы о введение земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако их деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был приведён в порядок ст.87 основных законов. Государственный совет отклонил проекты о ведении земств в Сибири, Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а так же проект о введении волостных земств.

В июне 1912 года Государственная Дума и Государственный совет одобрили законопроект " О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальств вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь правыми депутатами Думы, правительство в 1910 году провело Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. Негативное влияние вызвало и проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело националистическую окраску.

В сентябре 1911 года П.А.Столыпин был убит анархистом, а осенью 1912 года истёк срок полномочий третей "столыпинской" Думы. Той же осенью проходили выборы в государственную Думу четвёртого созыва, где председателем был избран М.В.Родзянко. в августе 1915года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который входило три четверти его её депутатов. Программа блока требовала создать министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию.

В политический блок вошли партии, которые эпизодически блокировались ещё во Второй Думе: кадеты, "прогрессисты" и октябристы. Путём взаимных уступок им удалось создать прочное соединение, заметно влиявшее на политику государства и политический климат в стране.

В январе 1916 года председателя Совета министров И.Л. Горемыкина заменил Б.В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А.Ф. Трепов, а Трепова - Н.Д.Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.

25 февраля 1917 года император издал указ о роспуске Государственной Думы. Её депутаты 27 февраля создали временный комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного законодательства было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года., который подчёркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".

Заключение

Основные государственные законы 1906 года предоставляли царю право на абсолютное вето. Однако Дума могла вновь возвращаться к обсуждению вопроса, отклоняемого царём, тем самым оказывая на него давление. Депутаты имели право запроса к министам, а чтобы избежать потока запросов (как это было в Первой Думе), была создана комиссия по отбору запросов.

Распространение права законодательной инициативы Думе на основные законы могло, по мнению Витте, превратить её в Учредительное собрание.

Исполнительная власть полностью оставалась за царём (в этом выразился дуалистический принцип Конституции), министры были ответственны не перед народным представительством, а перед монархом.

Как известно, первый вариант Основных государственных законов был создан еще в ходе систематизации российского законодательства, проведенной в 30-х гг. XIX в. Редакция 1906 г. -- плод революции, - конечно, заметно отличается от прежней.

Наиболее восторженные либералы начала XX в. нередко называли Основные государственные законы 1906 г. конституцией. Конечно, это чересчур радужное представление. В действительности все те уступки, которые удалось вырвать у Николая II, были настолько ничтожны, что принимать их всерьез просто невозможно. Да, Основные законы предусмотрели создание Государственной думы -- органа, похожего на парламент, но именно похожего.

Несмотря на все сказанное, Основные государственные законы представляют собой важный и интересный документ, характеризующий государственный строй Российской империи на закате ее истории.

Список использованной литературы

1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов.-М.: издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФО*М), 2001-744с.

2.Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 2- e изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 768 с.

3. История государства и права России Учебник / Под ред. Ю. П. Титова

Подобные документы

    Цель данной работы состоит в рассмотрении основных законов 23 апреля 1906 года и их корни. Характеристика царской власти по Основным законам 1906 г. Идея конституции, получившая в России практическую потребность в период политического кризиса 1905 года.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    События в России, результатом которых стало принятие Манифест 17 октября 1905 года. Государственная Дума по основным законам Российской империи 1906 г. Новый избирательный закон после государственного переворота от 3 июня 1907 г. Государственный Совет.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2008

    Государственный Совет в системе высших органов власти и управления Российской Империи в XIX - начале XX века. Предпосылки и правовые основы учреждения Государственной Думы. Система политической власти в стране. Законодательный процесс в 1906-1917 гг.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2014

    Основные законы Российской империи 23 апреля 1906г., характеристика. Исторические предпосылки создания Основных Законов. Российской империи 23 апреля 1906г. Основные положения законов Российской империи. Роль Основных законов в историко-правовой науке.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008

    Учреждение Государственной Думы - последствие широкого общественного движения. Сфера компетенции Государственной думы. Анализ правовой основы законодательной деятельности. Роль Государственной Думы четвёртого созыва в учреждении Временного правительства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    Предпосылки реформ местного самоуправления в России 1870 года. Учреждения городского общественно управления. Выборы в городскую думу. Результаты проведения городской реформы в городах Российской империи и ее значение для политической жизни страны.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2008

    Статус Государственной Думы и Государственного Совета по законам 1906 года. Изменение государственного аппарата России в годы Первой мировой и Великой Отечественной войны. Развитие гражданского права в Российском государстве в период 1917-2001 гг.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Основные парламентские фракции Государственной думы России, ее структура. Властные полномочия и функции Государственной думы. Полномочия Председателя и комитетов Думы. Процедуры рассмотрения и принятия Государственной Думой проекта федеральных законов.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2011

    Введение демократических свобод, создание Государственной думы, наделённой законодательными полномочиями в манифесте Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка". Юридическая регламентация деятельности Государственной думы России.

    реферат , добавлен 26.02.2011

    Изучение правового статуса монарха и юридического положения сословий по Соборному Уложению 1649 г. Общая характеристика "Полного собрания законов Российской империи" и Свода законов Российской империи 1832 года. Общественные отношения у древних славян.

Основные государственные законы Российской Империи (далее - ОГЗ) были утверждены Императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Они состояли из 124 статей и одиннадцати глав. Первые три статьи не входили ни в одну из глав. Статья 1 ОГЗ устанавливала форму государственного устройства и провозглашала государство Российское единым и неделимым, т.е. унитарным. В ст. 2 ОГЗ была установлена автономия для Великого Княжества Финляндского, которое "...составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства". Ст. 3 ОГЗ устанавливала статус русского языка, который объявлялся общегосударственным и обязательным в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. В этих же, установлениях предусматривалась возможность употребления местных языков и наречий, но на основании особых законов.

Глава 1 ОГЗ "О существе верховной самодержавной власти" включала двадцать одну статью (с 4 по 24). Такая власть вручалась Императору Всероссийскому (ст.4 ОГЗ). Особа его объявлялась священной и неприкосновенной (ст.5 ОГЗ). Самодержавная власть могла принадлежать в порядке престолонаследия и Императрице, однако супруг ее не почитался государем, но пользовался всеми почестями и преимуществами наряду с супругами государей, кроме титула (ст.6 ОГЗ).

В статьях 7-23 ОГЗ перечислялись прерогативы Императора:

Осуществление законодательной власти "в единении с Государственным Советом и Государственной Думой (ст. 7 ОГЗ);

Право законодательной инициативы (по терминологии ОГЗ - почина) (ст. 8 ОГЗ);

Утверждение законов (ст. 9 ОГЗ);

Вся полнота исполнительной власти (по терминологии ОГЗ - власти управления) (ст. 10 ОГЗ);

Издание в соответствии с законами и во исполнение их указов (ст. 11 ОГЗ);

Руководство внешней политикой (ст. 12 ОГЗ);

Вопросы войны и мира (ст. 13 ОГЗ);

Функции главнокомандующего (по терминологии ОГЗ - вождя) вооруженными силами (ст. 14 ОГЗ);

Объявление военного или исключительного положения (ст. 15 ОГЗ);

Чеканка монеты (ст. 16 ОГЗ);

Назначение и увольнение председателя Советов министров, министров и других должностных лиц (ст. 17 ОГЗ);

Установление ограничений, вызываемых требованиями государственной службы (ст. 18);

Пожалование титулов, орденов, других государственных отличий, а также права состояния (ст.19 ОГЗ);

Издание указов и повелений в отношении собственного имущества и имущества, именуемого государевым (ст. 20 ОГЗ);

Распоряжение имуществом императорской фамилии, устройство императорского двора (ст. 21 ОГЗ);



Помилование осужденных (ст. 23 ОГЗ). Эта прерогатива вытекала из предыдущей ст. 22 ОГЗ о том, что судебная власть осуществляется от имени Императора.

Ст. 24 ОГЗ устанавливала институт контрассигнации указов и повелений Императора. Глава 2 ОГЗ устанавливала порядок престолонаследия (ст. 25-39 ОГЗ).

Глава 3 ОГЗ называлась "О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (ст. 40 - 49 ОГЗ). Под правительством в ОГЗ понимался гербе", глава 7 ОГЗ - " О вере".

Особое внимание следует обратить на главу 8 ОГЗ "О правах и обязанностях российских поданных" (ст. ст. 69 -83 ОГЗ). Среди обязанностей назывались всего лишь две: защита Престола и Отечества и всеобщая воинская повинность (ст. 70 ОГЗ) и обязанность уплачивать налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона (ст. 71 ОГЗ).

Статья 72 ОГЗ устанавливала, что никто не может подлежать преследованию за преступления иначе, чем в порядке определенном законом. В ст. 73 ОГЗ закреплялось правило о том, что никто не может быть задержан и заключен под стражу (по терминологии ОГЗ - задержан под стражей) иначе как в случаях, установленных законом. Ст. 75 ОГЗ запрещала обратную силу уголовного закона. Статья 75 ОГЗ закрепляла неприкосновенность жилища, а ст. 77 ОГЗ - неприкосновенность собственности. В ст. 77 ОГЗ, в частности было записано, что "принудительное отчуждение недвижимых имуществ, когда сие необходимо для какой-либо государственной или общественной пользы, допускается не иначе, как за справедливое и приличное вознаграждение".

Ст. 78- 81 ОГЗ устанавливали права поданных Российской Империи, среди которых выделялись:

Право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства; ограничение в этих правах могли быть установлены только особыми законами (ст. 78 ОГЗ);

Право собраний "в целях, не противных законам, мирно и без оружия" (ст.79 ОГЗ);

Свобода мысли и печати (ст.80 ОГЗ);

Свобода вероисповедания (ст.81 ОГЗ).

Глава 9 "О законах" (статьи 84-97 ОГЗ) начиналась с указания на то, что Российская Империя управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке (ст.84 ОГЗ). Любой закон должен был быть одобрен Государственным Советом и Государственной Думой и утвержден Императором (ст.86 ОГЗ). Статья 87 ОГЗ в виде исключения предоставляла право издания актов, имеющих силу закона, Императору. Но это право было оговорено целым рядом условий принципиального характера. Издание законодательных актов Императором было временной мерой, возможной только:

а) в перерывах между сессиями (по терминологии ОГЗ - занятиями) Государственной Думы;

б) при чрезвычайных обстоятельствах;

в) только по представлению Совета министров.

Императором не могли быть внесены изменения в ОГЗ, в акты о Государственной Думе и о Государственного Совете и о выборах в них. Действие этих актов Императора прекращалось с принятием соответствующих законов.

Глава 10 ОГЗ "О Государственной Думе и Государственном совете и образе их действий" (ст. ст. 98-119 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов законодательной власти. Государственный Совет и Государственная Дума, по существу, являлись двумя палатами первого российского парламента. Верхняя палата - Государственный Совет - наполовину состояла из членов, назначаемых Императором и выборных лиц (ст. 100 ОГЗ). Порядок выборов в Государственный Совет устанавливалась отдельными законодательным актом "Учреждение Государственного Совета" от 23 апреля 1906 г. Выборы проводились по различным корпорациям: от духовенства Русской Православной Церкви; от губернских земских собраний; от дворянских обществ; от Императорской Академии наук и императорских российских университетов; от Совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ (ст. 12 "Учреждения Государственного Совета". Срок полномочий выборных членов Государственного совета был установлен в 10 лет с обновлением каждые 3 года (ст. 184 ОГЗ).

Государственная Дума образовалась из членов, избираемых населением Российской Империи на 5 лет. Порядок выборов членов Государственной Думы был установлен специальным "Положением о выборах в Государственную Думу". Выборы эти не были ни прямыми, ни всеобщими и неравными. Они установлены были в отдельности для губерний, городов С-Петербурга и Москвы, Варшавы, Киева, Лодзи, Одессы и Риги; отдельно - для русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, для православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и т.д.

Государственная Дума могла быть до истечения срока ее полномочий распущена указом Императора. Тем же указом должны были бы назначены новые выборы в Думу и время ее созыва (ст. 105 ОГЗ).

Государственный Совет и Государственная Дума пользовались равными правами в сфере законодательства. В соответствии со ст. 110 ОГЗ законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и, после одобрения ею, поступали в Государственный Совет. Законопроекты, рассмотренные Государственным Советом по своей инициативе, одобрялись им самим и поступали в Думу (ст. 110 ОГЗ). Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной Думой, признаются отклоненными (ст. 111 ОГЗ).

Глава 11 ОГЗ "О Совете Министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями" (ст. ст. 120-124 ОГЗ) устанавливала порядок деятельности органов исполнительной власти. На Совет Министров возлагалось направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления. Министры и главноуправляющие имели право одновременно быть членами Государственного Совета и Государственной Думы (ст. 121 ОГЗ). Обязательные постановления, инструкции и распоряжения, издаваемые Советом Министров, министрами и главноуправляющими отдельными частями не должны были противоречить законам (ст.122 ОГЗ). Статья 123 ОГЗ предусматривала индивидуальную ответственность председателя Совета Министров, министров и главноуправляющих за свои действия и распоряжения перед Императором, т.е. Совет Министров не был коллегиальным органом исполнительной власти и не являлся правительством.

Формой правления Российской Империи, по ОГЗ, была, таким образом, дуалистическая монархия, а формой государственного устройства - унитарное децентрализованное государство с автономными образованиями.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о истории конституциализма в России, какие были разработаны проекты до 20 века и после. Рассмотрели порядок принятия первой российской конституции ОГЗ, ее структуру, деятельность органов государственной власти и т.д.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание: 1 на самоподготовку: Изучить: конституционные проекты в России. Порядок принятия и структура Основных Государственных Законов Российской Империи. Институт контрасигнации указов и постановлений Императора. Вступление на престол и присяга подданства Императора.

Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.

Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.

Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:

Нарастающий политический кризис;

Беспорядки в стране;

Общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.

В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.

Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.

Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".



Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России:

1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.

2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:

Обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);

Определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;

Ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;

Ст. 39 признает свободу вероисповедания.

3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.

Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:

1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.



2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.

3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».

4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными