Термин «подведомственность» имеет исконно русское происхождение и означает «подвести под ведомство», ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. Т.е. подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы. В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах.

Подведомственность - это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы - исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые - все иные юри­дические вопросы самых различных правоотношений.

В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.

Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, не­акцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):

По заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

По заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

По заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

Иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;

4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):

Об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

Об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

О принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом осви­детельствовании и др.;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностран­ными инвестициями, международных организаций.

При наличии в заявлении нескольких требований различной подведомственности судья принимает к рассмотрению требование, подведомственное суду общей юрисдикции, и отказывает в принятии требований, не подведомственных суду общей юрисдикции. Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.

Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на 4 вида.

1) Исключительная подведомственность - к этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.

2) Альтернативная подведомственность - предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

3) Условная подведомственность-предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рас­смотрения (например, по трудовым спорам).

4) Подведомственность по связи исковых требований- когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое - арбитражному суду.

Подсудность – это гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Выделяют следующие виды подсудности.

1. Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы РФ. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т.д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

2. Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на:

а) альтернативную, или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;

б) исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;

в) договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности.

Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

3. Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Подсудность гражданских дел — следующий после подведомственности аспект, который должен быть определен субъектом, решившим обратиться в суд общей юрисдикции для защиты ущемленных интересов. Неправильное применение правил о подведомственности может повлечь отказ в принятии заявления, а на более поздних этапах — прекращение производства, несоблюдение же правил о подсудности приведет к возвращению заявления с указанием надлежащего суда.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

В отличие от подсудности гражданских дел подведомственность выступает механизмом установления юрисдикционного органа, обладающего компетенцией разрешить конкретный спор. Нормы указанного правового института позволяют распределить дела между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Законодатель в ст. 22 ГПК РФ фактически определяет круг споров, подлежащих разрешению судами общей юрисдикции, по остаточному принципу.

Несмотря на то что в п. 1 перечисляются отдельные категории дел, в п. 3 говорится об исключении из сферы ведения судов общей юрисдикции экономических и иных споров, названных законом в качестве компетенции арбитражных судов.

Таким образом, понять, какой спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции, можно, только обратившись к нормам АПК РФ, устанавливающим критерии разрешаемых ими правовых конфликтов:

  1. Споры, по характеру являющиеся экономическими (понятие, не имеющее четкого определения);
  2. Споры между субъектами, круг которых ограничен АПК РФ, преимущественно ИП и юрлицами.

Также в АПК РФ следует обратить внимание на ст. 29 (перечень административных споров), ст. 225.1 (перечень корпоративных споров) и ст. 33 (об исключительной подведомственности).

Если обращение содержит несколько неразделимых требований, часть из которых относится к компетенции арбитражного суда, а другая — суда общей юрисдикции, преимущественную подведомственность имеет последний.

Предметная подсудность по ГПК РФ, компетенция мировых судей по гражданским делам, а также районных судов, судов субъектов, Верховного суда РФ

Институт подсудности гражданских дел предназначен для установления конкретного суда общей юрисдикции, в который подлежит направлению заявление субъекта. При этом ГПК подсудность дифференцирует на 2 подвида.

В качестве начального этапа выступает определение предметной (родовой) подсудности, то есть уровня судебных органов, которые рассмотрят спор в 1-й инстанции. Фактически это распределение дел по вертикали.

Ст. 23-27 ГПК РФ посвящены разграничению компетенции между мировыми судьями, районными судами, судами субъектов и ВС РФ.

Специфическими являются случаи предъявления лицом требований о возмещении морального вреда, когда требуется решить вопрос об отнесении спора к ведению мирового судьи либо районного суда.

Ст. 23 и 24 ГПК РФ прямо не называют соответствующую категорию дел, в связи с чем ВС РФ неоднократно, например в постановлении пленума от 29.01.2015 № 2, отмечал, что, когда компенсация морального вреда истребуется одновременно с разрешением имущественного спора (с имущественным требованием не более 50 000 руб.) и производна от него, ситуация подсудна мировому судье. Если же сумма имущественного требования выше либо моральный вред истребуется вне связи с ним, рассматривать спор будет районный суд.

В целом сфера деятельности районных судов обозначается по остаточному методу. Судам субъектов подсудны конфликты, связанные с нарушением гостайны, а также иные, отнесенные к их ведению законодательством. Компетенция ВС РФ определяется соответствующим ФКЗ.

Территориальная подсудность и ее виды, системное толкование ГК РФ и ГПК РФ для правильного определения

После того как определен уровень суда, компетентного разрешить спор, требуется определить орган, ориентируясь на пространственный критерий, по горизонтали. Иначе говоря, применить правило о 2-м виде подсудности — территориальной.

В рамках указанного вида выделяются отдельные группы правил, применимых в тех или иных категориях ситуаций:

  1. Положение об общей подсудности (содержится в ст. 28 ГПК РФ). В качестве критерия указывается место жительства или нахождения противоположной стороны спора. Однако установление надлежащего суда общей юрисдикции возможно только по результатам системного толкования норм ГПК и ГК РФ.

    Определить подсудность ГК РФ поможет посредством раскрытия понятий «место жительства» и «место нахождения». Местом жительства выступает то, где постоянно либо преимущественно проживает субъект. Однако, когда, к примеру, местом пребывания гражданина является общежитие либо тюрьма, возникает вопрос: подавать иск по месту жительства либо пребывания? С точки зрения целесообразности и удобства иски нередко предъявляются по последнему, при этом права ответчика не нарушаются.

  2. Правило об исключительной подсудности (ст. 30). Прежде всего, речь идет о спорах в отношении объектов недвижимости. В доктрине и практике не выработано единого мнения относительно характера споров, подпадающих под действие данных норм: они должны быть исключительно вещными либо также обязательственными?
  3. Договорная подсудность гражданских дел. Подразумевается определение сторонами надлежащего суда в соглашении с учетом запрета изменения родовой подсудности.
  4. Подсудность связанных дел. Относится к встречным искам.

Подсудность по выбору истца как специфический вид территориальной подсудности

Рассмотренные выше понятие и виды подсудности гражданских дел не включали такой подвид территориальной подсудности, как альтернативная, то есть специфические ситуации, в которых истцу предоставляется право выбрать один из нескольких судов общей юрисдикции, которым дело подсудно одновременно.

Перечень случаев, указанных в ст. 29 ГПК РФ, является исчерпывающим. К примеру, если место жительства нарушителя интересов неизвестно либо он проживает за границей, истец может направить заявление в 1 из следующих судебных органов:

  • по месту жительства в РФ, которое известно в качестве последнего;
  • по месту, где находится имущество ответчика.

Данная правовая возможность выступает в качестве процессуальной гарантии для истца, создающей для него наиболее удобные условия для обращения за судебной защитой.

Аналогично в остальных случаях рассматриваемый вид подсудности гражданских дел выравнивает положение сторон конфликта, учитывая ухудшенное материальное или социальное положение заявителя. Так, требования об алиментах могут направляться истцом не только по месту жительства должника, но и по собственному, как и иски о возмещении вреда, ставшего результатом увечья либо смерти кормильца.

Воспользоваться правом на подачу иска по месту своего жительства также можно, когда решается вопрос о расторжении брака и при этом родитель проживает с несовершеннолетним.

Недопустимость споров о подведомственности и подсудности в процессе

В случаях, когда суд принял спор к производству, однако в дальнейшем было выяснено, что при этом были подвергнуты нарушению правила подсудности гражданских дел , принимается решение о направлении дела в компетентный суд общей юрисдикции для дальнейшего разрешения, о чем выносится определение.

Обжалование определения возможно в течение 15 дней. Когда срок окончен, дело передается в иной суд, который обязан принять его в силу прямо предусмотренного в ч. 4 ст. 33 ГПК РФ запрета любых споров по предмету подсудности.

Если в аналогичных нормах АПК РФ прямо указывается, что правило о передаче дел функционирует только применительно к отношениям между судами 1-го уровня, то в ГПК РФ такого указания нет.

Каким образом разрешается ситуация, когда, например, мировой суд направляет дело в районный, который, в свою очередь, видит, что совершается ошибка и дело ему неподсудно, однако стороны не обжалуют соответствующее определение?

В доктрине есть позиция, согласно которой, поскольку ст. 47 Конституции РФ гарантирует субъектам разрешение дел именно компетентными органами, при нарушении такой передачей родовой подсудности возможно возвращение дела вышестоящим судом с целью исправления ошибки. Однако, когда дела передаются между одноуровневыми органами, споров о подсудности быть не может.

Формальный запрет относительно подведомственности в ГПК РФ обнаружить невозможно, однако практикой и доктриной выработана позиция, согласно которой такие споры тоже запрещаются (см., например, постановление президиума ВАС РФ от 26.03.2013 № 15480/12, применимое и к судам общей юрисдикции).

Проблемы судебной практики по вопросам подведомственности, подсудности

Вопрос о том, какой подсистеме судов подведомственно определенное разбирательство, в некоторых случаях решается нелогично. К примеру, некоторые суды признают определяющим для разграничения сфер ведения критерий субъектного состава спора, а его экономический характер — производным от этого свойством. Таким образом, любой спор, даже тот, в основе которого экономическая деятельность не лежит, передается в арбитражный суд, если его сторонами выступают юрлица.

В качестве примера может служить спор по результатам ДТП, в котором участвовали машины 2 некоммерческих организаций, то есть деликт. Деликт никак не может носить экономический характер, но по причине участия в конфликте юрлиц подобные споры зачастую рассматриваются арбитражными судами, хотя логичнее было бы включить их в компетенцию судов общей юрисдикции.

Аналогичные споры могут возникать, когда участником дела выступает ИП, но при этом неясно, действовал он в конкретной ситуации как гражданин либо как предприниматель. Например, ИП является стороной сделки по аренде кафе для празднования какого-либо события. Непонятно, как решить вопрос о подведомственности такого спора: направить его в суд общей юрисдикции или признать экономическим?

В целом практика в области применения норм о подведомственности и подсудности противоречива. Единообразные подходы пока находятся в процессе выработки.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе — 2 аспекта, без которых невозможна эффективная реализация конституционного права любого лица на защиту интересов законным судом.

Следует быть особенно внимательным, так как правовое регулирование в этой области нельзя назвать достаточно определенным, в силу чего возможно различное толкование неоднозначно сформулированных положений закона в судебной практике.

Как уже было сказано в статье «Подведомственность дел: понятие и виды «, спор может быть рассмотрен не только судом, но и иными органами. Однако окончательный ответ на правовой вопрос могут дать только государственные суды. Именно они осуществляют правосудие от имени Российской Федерации. Кроме того, их решения обязательны к исполнению для всех и каждого (для физических, юридических, иностранных лиц, государственных органов). Неподчинение окончательным судебным выводам является основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности. Но такое решение будет законным и иметь силу только тогда, когда оно вынесено именно тем судом из целой их системы, который уполномочен на то законом. В связи с этим перед тем, как подавать заявление в тот или иной суд, рекомендуется понимать, на какие споры распространяется его юрисдикция, т.е. какие в целом дела он может рассматривать.

Термин «юрисдикция» применительно к судебному органу означает законные рамки его прав и обязанностей по разрешению какой-либо категории дел. В юриспруденции эти категории принято отличать друг от друга по нескольким характеристикам.

Во-первых, по субъектному составу, то есть, кем непосредственно в спорном правоотношении является каждая из его сторон. Ими в споре могут быть физические лица (граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица, государство (в лице органов государственной власти или должностных лиц), муниципальные образования. Каждый вышеуказанный субъект может быть стороной в споре с любым другим субъектом.

Во-вторых, по характеру спора. На определение подведомственности дел двум основным ветвям судебной системы – судам общей юрисдикции и арбитражным судам, влияет именно наличие или отсутствие экономического или предпринимательского характера спорного правоотношения. В пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Что касается официального определения экономической деятельности, то ее нет ни в одном законе. Однако значение экономической деятельности шире предпринимательской. Так, экономическая деятельность может и не быть связана с получением прибыли гражданином или организацией в качестве основной цели своей деятельности.

Отталкиваясь от названных характеристик разграничения споров и соответственно юрисдикций судов, ответим на вопрос, как определить подведомственность дел судам общей юрисдикции. Статьей 4 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (далее по тексту – ФКЗ N-1) определены дела, которые рассматривают данные суды. Это все уголовные, а также все гражданские и административные дела за исключением тех, которые рассматриваются другими судами. Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в статье 22 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ):

  • исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК РФ).

Что касается субъектного состава дел, подведомственных таким судам, то следует обратить внимание на то, что их юрисдикция не случайно названа «общей». Она является таковой потому, что подать заявление в суд общей юрисдикции может любой из субъектов, перечисленных двумя абзацами выше. Например, каждый дееспособный гражданин независимо от его пола, места рождения и жительства, материального положения и т.д. может инициировать судебное разбирательство при нарушении его прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Подведомственность дел арбитражным судам

Основным критерием определения подведомственности дел арбитражным судам – возникший спор (правовой вопрос) носит экономический, в том числе предпринимательский характер. То есть спорное материальное правоотношение возникло в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ) устанавливает вторую классическую характеристику определения подведомственности дела арбитражному суду. Так, спорящими сторонами являются юридические лица или граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – индивидуальные предприниматели. Причем согласно закону, гражданин считается индивидуальным предпринимателем, если он зарегистрирован в таком статусе.

Таким образом, споры с участием физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, на стороне заявителя и (или) нарушителя не подведомственны арбитражным судам (по общему правилу). Они будут подведомственны судам общей юрисдикции.

Что касается дел с участием юридических лиц, то для определения их подведомственности арбитражным судам, большое значение имеет характер конкретной деятельности организации, в ходе осуществления которой возник спор. Иными словами, носит ли эта конкретная деятельность экономический, в том числе предпринимательский, характер или нет.

Подведомственность гражданских дел

Вопросы к теме

1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел

2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду

§ 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел

Понятие подведомственности. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды)

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.

Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией. Следует различать эти два понятия. Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы. Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК). Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.

Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.

§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем - судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.

Субъектами материального правоотношения являются: физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.

Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.

Характер (сущность) спорного правоотношения, как критерий разграничения подведомственности правовых конфликтов, в последние время стал играть большую роль в распределении круга правовых дел по юрисдикционным органам (И. Н. Поляков ). Раньше в качестве критерия для определения судебной подведомственности учитывали содержание материального правоотношения. В связи с принятием Конституции РФ, критерий «содержание материального отношения» потерял актуальность, так как ст. 46 Конституции провозгласила праве граждан на судебную защиту нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов. Характер спорного правоотношения означает, что если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. На это обстоятельство указывается в п. 3 постановления №_ " Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» . Кроме того, Пленум обратил внимание судов на то, что к подведомственное арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица - юридические или физические - являются участниками правоотношений, из которых возник спор.

Все остальные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 22 ГПК).

Судам подведомственны дела приказного производства. Судебный приказ выдается, если:

· требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

· требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

· требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

· заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

· заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

· заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

· заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК).

Суды рассматривают следующие дела, возникающие из публичных отношений:

· по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

· по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, Должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

· по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

· иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Как видно из ст. 245 ГПК, перечень дел, возникающих из публичных отношений, не ограничен.

ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2).

Суды рассматривают и разрешают дела особого производства:

· об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

· об усыновлении (удочерении) ребенка;

· о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

· об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

· об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

· о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

· о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

· о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,

· о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

· по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

· по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Данный перечень дел законом не ограничен, так как в ч. 2 ст. 262 ГПК закреплено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Впервые закон отнес производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов к подведомственности судов общей юрисдикции. Очевидно, что суды общей юрисдикции могут принимать к производству только те решения третейских судов, характер спора и субъектный состав которых позволяет отнести такие споры к подведомственности судов общей юрисдикции. В противном случае оспаривание решений третейских судов возможно в арбитражном суде. Не все решения третейских судов можно оспаривать в государственных судах. Если стороны в третейской записи или в договоре сделают оговорку, что решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит, то такое решение не может быть предметом оспаривания в государственном суде.

Новеллой является и отнесение к подведомственное суда дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По данным делам действуют общие правила судебной подведомственности. Если спор не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, то вопрос подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 122 ГПК).

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от января 2003 г. № 2 указывается, что в определении суда по вопросам принятия такого дела к производству суда должны быть приведены Мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

Правовые последствия неподведомственности дела суду. если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК выносит определение об отказе в принятии заявления. Если неподведомственность дела суд обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу (ст. 220, ч. 4 ст. 152, ст. 328, 361,ч. 1 ст. 390 ГПК). В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Глава 3. Подведомственность и подсудность Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или

Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 1 автора Дума Государственная

Статья 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами,

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 3. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ СТАТЬЯ 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 22. Подведомственность гражданских дел судам 1. Суды рассматривают и разрешают:1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов,

Из книги Гражданский процесс автора Викут Маргарита Андреевна

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Из книги Гражданское процессуальное право автора

Глава 11 Подведомственность гражданских дел Вопросы к теме1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду§ 1. Понятие и виды подведомственности гражданских

Из книги Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) автора Власов Анатолий Александрович

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ СТАТЬЯ 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей 1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 1 1 Судебная подведомственность гражданских дел § 1 Понятие судебной подведомственности гражданских дел В гражданском судопроизводстве понятие подведомственности достаточно многогранное. Прежде всего подведомственность выступает в качестве межотраслевого

Из книги Экзамен на адвоката автора

Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникавших из гражданских правоотношений 1. Комментируемая статья детализирует общие правила подведомственности дел арбитражным судам. В принципе, она не вносит ничего нового по сравнению с правилами,

Из книги автора

Из книги автора

Вопрос 175. Понятие подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской

Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько общих правил подведомственности дел.

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

Дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства; -

дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК; -

дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК); -

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК), например дела о несостоятельности.

Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе - путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд (ст. 11 ГК).

Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК, ст. 29 АПК, Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", административного, бюджетного и иного законодательства.

Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо

исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.

При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел остановимся на семейных и трудовых спорах.

Еще по теме § 2. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции 1. Общие правила подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции:

  1. Понятие и виды подведомственности. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.
  2. Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.