Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:

Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);

Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Случаи осуществления прямой закупки:

1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).

2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:

Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );

Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.

Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:

  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
  • Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
  • Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
  • Закупка осуществляется на приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
  • Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
  • Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения Заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
  • Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
  • При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
  • Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий;
  • В иных случаях, когда закупка из единственного источника не противоречит законодательству РФ и признана руководством Заказчика более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Условия закупки товаров, работ, услуг способом прямой закупки должны быть подтверждены документально.

Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).

Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:

  • В план закупок может не включаться.
  • Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.
  • В ежемесячный отчет включается.
  • В отчет Росстат включается.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).

Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС

    В соответствии с Положением о закупке

    (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.26-27 ПП № 908

Информация о закупке:

Срок:

Порядок:

1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ
  • п.20-25 гл.IV ПП № 908

2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок

  • ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
  • В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений

(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ)

4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений

(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.28-29 ПП № 908

Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .

Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС

Наименование сведений о закупке

Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908

Функционал ООС

Электронный вид

Графический вид

Извещение

Обязательно

(п.20, 21 ПП № 908)

Обязательно

(п.22 ПП № 908,

ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ)

Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.

Документация

Отсутствует техническая возможность размещения на ООС.

Размещение не предусмотрено законодательством.

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Проект договора

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика

Обязательно

(п.23 ПП № 908)

Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.

Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в Положении и в Плане, которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая / уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст.

Прямая закупка у единственного поставщика

Осуществляется оказание услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения. 5) Осуществляется закупка услуг связи. Не все услуги связи относятся к сфере деятельности естественных монополий. 6) Существует срочная потребность в продукции, а проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика. 7) Предыдущий договор расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств. 8) Заключается договор аренды недвижимого имущества. 9) Осуществляется оплата нотариальных действий.

Закупка у единственного поставщика по 223 фз

  • По условиям договора расходование средств происходит в согласии с определенным порядком (который установило государство или инвестор).
  • Если продуктом, который будет закуплен, выступает интеллектуальная собственность поставщика.
  • Заказчик испытывает острую необходимость в покупке конкретного продукта и не считает целесообразным проводить конкурентную закупку.
  • Когда инициатором сделки становится компания (заказчик, или поставщик), руководители которых не стали рассматривать конкурентные варианты.
  • В том случае, когда в ходе аукциона организатором принято только одно заявление или всего один из кандидатов был утвержден в качестве участника.
  • Предмет поставки необходим учреждению, относящемуся к уголовно-исполнительной системе.
  • Нетипичной становится ситуация, при которой аукционные торги идут с участием единственного поставщика.

Закупки у единственного поставщика в рамках федерального закона n 223-ф3

В частности, если товары и услуги, перечисленные в Постановлении N 616, не указаны в разделе «Закупка у единственного поставщика» и в то же время приобретаются в неэлектронной форме, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на само автономное учреждение - в размере от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Второй важный момент - обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования теперь тоже предусмотрены штрафы (например, согласно ч.


5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki. gov. ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 000 руб., а юрлицам - до 300 000 руб.).

Закупка у единственного поставщика по 44-фз и 223-фз

Например, к ним можно отнести: Срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (п. 6 ч. 9 ст. 4); Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4); Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие (п. 2 ч. 10 ст. 4); Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик, а также выполняемой работы, оказываемой услуги, Которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3 ч. 10 ст. 4); Порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие (п. 8 ч. 10 ст.

Договор с единственным поставщиком по 223-фз

При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.

  • Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  • При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  • Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.
  • Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Внимание

В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора. Осуществление закупки у единственного поставщика – экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.


Целью этих действий, как правило, становится:
  1. Запланированное приобретение продукта.
  2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
  3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками.

Размещение контракта с единственным поставщиком 223 ap

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.
Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры. Особенности прямой закупки Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры.

Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки.

Размещение контракта с единственным поставщиком 223 фз

Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год. Порядок определения единственного поставщика Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.
Обратите внимание! Если утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ (разд.
В частности, в соответствующем разделе документа могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и исполнителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физлицами на использование их личного труда). Среди оснований для закупки у единственного поставщика является и необходимость закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Постановлении N 616. Согласно его п.

Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Законом №223-ФЗ, другими нормативными правовыми актами, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС)

Положение о закупках заказчика, является основополагающим документом, регламентирующим порядок и правила организации закупочного процесса.
Закон №223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, жестко не регламентирует закупочную деятельность подпадающих под его действие субъектов, а лишь устанавливает определенные рамки. Также в 223-ФЗ нет деления способов закупок на конкурентные (с проведением торгов, например, конкурс; без проведения торгов, например, запрос предложений) и неконкурентные (закупка у единственного источника).

Действующим законодательством не закреплен исчерпывающий перечень торговых и неторговых способов закупок, в соответствии с 223-ФЗ (ч.3. ст. 3) заказчику представлена возможность прописать в своем положении любые способы закупок. При этом обязательным является отражение в положении о закупке конкурса и аукциона, хотя закон не требует от заказчиков по 223-ФЗ обязательного проведения закупок этими способами.

Одной из основ современного закупочного процесса является конкурентность торговых процедур. Но к многих заказчиков может возникнуть потребность в приобретении товаров, работ или услуг (для своевременного удовлетворения нужд) без проведения торгов. Законом №223-ФЗ предусмотрен такой неконкурентный способ, как закупка у единственного источника (ст. 4 ч.19): «Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ».

Определенных требований к закупке у единственного источника законодатель не устанавливает, также в законе ничего не говорится о случаях, когда заказчик вправе прибегать к закупке у поставщика. То есть в своем утвержденном и размещенном надлежащим образом положении о закупке заказчик на свое усмотрение указывает случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика.

Однако заказчику не следует злоупотреблять этим правом, так как полный отказ от конкурентных процедур в пользу единственного источника является нарушением закона и может вызвать вопросы у контролирующих органов.

Закупка у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика - это закупка при которой, заказчик заключает договор без проведения конкурентных закупочных процедур.

Способ закупки у единственного источника:

  • заказчик самостоятельно предлагает поставщику (подрядчику, исполнителю) заключить договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • заказчик получает предложение заключить договор от поставщика (подрядчика, исполнителя).

Всегда следуют очень внимательно относиться к закупкам у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика, УФАС в своем решении указал заказчику на следующие. Перед тем как заключить договор с тем или иным поставщиком, следует изучить рынок поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг (ассортимент, условия, цены и т.д.) во избежание нарушения принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, особенно в период экономического кризиса, когда для заказчика особо важно не тратить деньги впустую, поскольку предложение того самого «единственного» поставщика может оказаться не единственным на рынке, а может даже и менее предпочтительным, чем предложение другого поставщика (Решение Ханты-Мансийского УФАС от 10.02.2014 № 05-06-023-2014).

Сведенья о закупках по ФЗ 223 открыты, поэтому могут возникнуть вопросы. Заказчик не обязан разъяснять поставщикам закупочный процесс своего предприятия, однако, во избежание жалоб в ФАС, в случае возникновения с их стороны вопросов лучше тактично давать ответы, поясняющие причины закупки у единственного источника (со ссылками на пункты положения о закупке).

Закупка у единственного источника:

  • Без размещения информации в единой информационной системе


Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения (извещение, закупочную документацию и проект договора) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей (ст. 4 закона №223-ФЗ). Считается, что в данном случае заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает.

Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями ст. 2 Закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тысяч рублей, то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тысяч рублей, а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд рублей, также должны публиковаться в ЕИС.

Прямые закупки у поставщика (подрядчика, исполнителя) до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете.

На основании Постановления Правительства №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке, предусмотренном статьей 2 закона №223-ФЗ».

Ценовой порог закупок у Единственного поставщика

При установлении ценового максимума указывается в положении о закупке, при котором заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, необходимо руководствоваться принципами , установленными 223-ФЗ. К ним относятся:

  • равноправие;
  • отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • справедливость;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг и сокращение издержек;
  • информационная открытость закупки;
  • отсутствие ограничения допуска участников к закупке путем установления неизмеримых требований к ним.

Не следует указывать чрезмерно высокий ценовой порог для прямых закупок у единственного источника без рассмотрения конкурентных предложений, поскольку данные действия могут вызвать вопросы у поставщиков и контролирующего органа. Во избежание спорных ситуаций заказчику необходимо четко следовать букве закона, не нарушать принципы 223-ФЗ. С другой стороны, на практике возможны такие ситуации, когда организатор торгов начинает «дробить» крупные закупки, заключая большое количество договоров по поставке одного и того же товара (работ или услуг), чтобы избежать конкурентных процедур. Прямого запрета на такое дробление закупок в 223-ФЗ нет, но подобные действия нарушают принципы закупочного процесса. Поэтому заказчик, определив потребности в товарах (работах или услугах), сначала проводит конкурентную закупочную процедуру, отбирает наиболее приемлемое по цене и качеству предложение и заключает договор с победителем. А в случае, если приобретенного товара (работ, услуг) не будет достаточно для удовлетворения нужд, заказчик может докупить недостающее у единственного источника без проведения дополнительных конкурентных процедур.

Пример документации закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного источника
(форму закупочной документации заказчик может поместить в положение о закупке)

ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАКУПКЕ У ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА

Поставка товара

№ п/п Наименование пункта Текст пояснений
1 Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика Поставка (наименование товара)
Требования к качеству:
Соответствие действующим показателям ГОСТам
2 Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Не установлены
3 Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являютсяпредметом закупки, их количественных и качественных характеристик Не установлены
4 Место, условия поставки товара Срок поставки - с 15.10.2018 до 31.12.2018.
Поставка осуществляется по заявкам заказчика (с указанием количества товара и адреса поставки)
5 Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Не установлены
6 Порядок формирования цены договора Цена сформирована на основе мониторинга рынка соответствующего товара (работ, услуг)
7 Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке Не установлены
8 Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги Оплата производится Заказчиком ежемесячно, по фактическому расходу путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика с отсрочкой платежа
9 Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям Не установлены
10 Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке Запросы на разъяснение положений документации не принимаются, разъяснения не предоставляются (если иное не предусмотрено Положением о закупке)
11 Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки Предложения участников закупки не рассматриваются, итоги закупки не подводятся. Данный способ закупки является неконкурентным.
12 Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены
13 Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены

В закупочной документации у единственного источника не нужно указывать такие сведения, как:

  • Срок, порядок и место подачи заявок участниками;
  • Дата и место рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной процедуры;
  • Требования к оформлению заявки;
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия этим требованиям;
  • Требование об описании участниками качественных, количественных и функциональных характеристик поставляемого товара (работ, услуг);
  • Критерии оценки поданных заявок, порядок сопоставления и определения победителя закупки и др.


К извещению и документации о закупке должен прилагаться проект договора , заключаемого с единственным источником (если предусмотрено положением о закупке). В проекте договора заказчик указывает предмет договора, сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), количество товара (объем работ, услуг), порядок оплаты, ответственность сторон, срок действия договора и прочие условия.

Согласно 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Пошаговая инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте


1. Заказчику необходимо через личный кабинет с помощью ЭЦП зайти в закрытую часть официального сайта и в реестре закупок выбрать закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), указав на данный способ закупки и нажав «выбрать». Таким образом заказчик приступает к формированию извещения о закупке.

2. Далее указывается общая информация о закупке. На свое усмотрение заказчик может заполнить контактные сведения лица, с которым можно связаться по данной закупке (фамилия, имя, отчество), а также сделать соответствующую пометку в требованиях к участникам закупки об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (данные сведения не являются обязательными для заполнения). Чтобы информация не была потеряна, следует каждый раз нажимать «сохранить».

3. После того, как будут заполнены общие данные о закупке, заказчик приступает к формированию лота, нажав на зеленый крестик «добавить лот».
Функционалом сайта предусмотрено указание места поставки: различные места поставки лотов и единое место поставки лотов. Заказчик выбирает нужный вариант. Например, если заказчик выберет единое место поставки, то ему нужно будет указать конкретный адрес поставки (с указанием федерального округа и региона). После нажатия кнопки «Ок» данные сведения сохранятся.

4. Далее следует внести общую информацию о лоте закупки. Сведения «номер лота», «наименование предмета договора (лота), начальная (максимальная) цена договора», «валюта» обязательны для заполнения. В информации о товаре, работе, услуге заказчик прописывает код ОКДП, ОКВЭД (необходимо ввести нужную комбинацию цифр и нажать «добавить»). Кроме того следует указать единицу измерения из представленного списка. Обязательна к заполнению также информация о количестве товара, работ и услуг. Если его невозможно определить, то заказчик делает пометку об этом. Теперь необходимо нажать «добавить в таблицу», после чего вся информация окажется в таблице. Чтобы данные не были потеряны, следует нажать «сохранить».

5. После заполнения сведений о лотах, заказчик переходит к документации. Информация о предоставлении документации не обязательна для заполнения. Заказчику необходимо прикрепить один или несколько файлов, для этого необходимо нажать «обзор», выбрать необходимый документ и кликнуть «прикрепить». В прикрепленных файлах отобразится загруженный документ.
Если вдруг заказчик ошибочно загрузил не тот файл, то он может удалить его (нажать красный крестик «удалить») и повторно разместить соответствующий документ. Следует обратить внимание, что извещение формируется автоматически в виде печатной формы и прикреплять его в составе документации не требуется. При публикации печатная форма, файлы документации и проект договора автоматически будут подписаны ЭЦП пользователя.

6. Перед тем как разместить информацию о закупке у ЕИ на официальном сайте, заказчику следует вернуться на этап формирования извещения. С помощью треугольника справа от наименования закупки выбрать «опубликовать».
Если при формировании сведений заказчиком были допущены ошибки, то функционал сайта оповестит его об этом, дав возможность либо продолжить публикацию, либо отменить ее, чтобы исправить.

Каждый раз перед тем как разместить на официальном сайте данные о закупках, заказчику следует не забывать о том, что публикация информации на официальном сайте является юридически значимым действием, которое влечет ответственность за подписанную ЭЦП информацию. Поэтому функционалом сайта предусмотрена возможность предупредить заказчика об этом.

7. После публикации сведений на официальном сайте закупка у единственного источника окажется на этапе работы комиссии, минуя этап подачи заявок, поскольку данный вид закупки неконкурентный и не предусматривает подачи участниками заявок. Среди размещенных заказчиком закупок следует выбрать закупку у единственного источника, затем с помощью треугольника справа перейти к сведениям о закупке.

8. Следует выбрать вкладку «Протоколы», кликнуть зеленый крестик «создать протокол». Название такого протокола «протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Заполняются сведения о протоколе: дата подписания (с помощью функционала сайта и календаря выбирается соответствующая дата с указанием дня, месяца, года). По усмотрению заказчика можно указать иную дополнительную информацию (кликнуть кнопку «далее»).

9. После заполнения общих сведений о протоколе в конкурентных закупках заказчиком обычно заполняются данные о поданных заявках. При закупке у единственного источника данное действие не выполняется, нажимаем «далее».

10. Теперь нужно загрузить необходимые документы. При помощи кнопки «обзор» выбираем нужный файл с протоколом, прикрепляем его. Если заказчик загрузил не тот протокол, то с помощью кнопки «удалить» можно убрать ненужный файл и прикрепить соответствующий данной закупке. Нажимаем кнопку «завершить формирование протокола».

11. Во вкладке «протоколы» отобразятся неопубликованные данные о созданном протоколе. Теперь выбираем действие «опубликовать». Протокол подписывается ЭЦП и размещается на официальном сайте.

12. Если заказчиком будет принято решение об отмене протокола, то ему следует с помощью функционала сайта во вкладке «протоколы» выбрать пункт об отмене протокола, заполнить обязательные поля: дата принятия решения об отмене, основание для отмены протокола (например, ошибочно был загружен не тот протокол). Далее следует загрузить нужный файл, прикрепить и опубликовать при помощи ЭЦП на сайте закупок.

13. Если у заказчика возникла необходимость изменить протокол (например, описка в дате подписания), во вкладке «протоколы» следует выбрать соответствующую вкладку, где обязательно указывает дату подписания протокола и причину его изменения. После чего загружает необходимые файлы, прикрепляет их и публикует на официальном сайте с помощью электронно-цифровой подписи.

14. После того как протокол будет размещен на официальном сайте заказчиком, на этапе работы комиссии, слева от наименования закупки функционал сайта укажет о наличии протоколов (размещено: заказчик, протоколы). Теперь при помощи треугольника данную закупку у единственного источника можно перевести на этап «размещение завершено». Для просмотра всех размещенных сведений данной закупки, следует зайти во вкладку «документы закупки», где отобразится все, что было опубликовано заказчиком (документация, протокол, изменения и разъяснения, если имели место быть). Данная информация находится в открытом доступе для ознакомления на официальном сайте.

15. Если положение о закупке предусматривает размещение на официальном сайте информации об отказе от проведения закупки (в данном случае - закупки у единственного источника) и заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупочной процедуры, документ, содержащий сведения о таком отказе публикуется на официальном сайте. Для этого в закрытой части сайта закупок следует найти необходимую закупку, в разделе «изменения и разъяснения» выбрать вкладку «отказ от проведения закупки» и кликнуть кнопку «сформировать извещение об отказе».

16. Теперь нужно опубликовать обязательную информацию об отказе от проведения закупки: указать дату принятия решения, прописать основания для принятия решения, после чего прикрепить нужный файл и публикует его с помощью электронно-цифровой подписи на официальном сайте закупок. В случае необходимости заказчик вправе разместить вместе с документом, который содержит сведения об отказе от проведения закупочной процедуры, иные электронные виды документов, содержащие в том числе решение об отказе от осуществления закупки.

Все чаще экспертами в сфере закупок поднимается вопрос о нецелесообразности размещения в ЕИС сведений о закупке у единственного источника. Если такая норма будет закреплена законодательно, то у заказчика не будет обязанности публиковать на сайте закупок информацию о закупке у единственного поставщика.

П люсы и минусы закупки у единственного поставщика? ФЗ 223

В Положении закупке товаров, работ и услуг необходимо указать как можно подробнее в каких случаях применяеться закупка товаров работ и услуг.

+

Закупка у единственного источника занимает меньше времени (в данном случае участники не подают заявки) по сравнению с конкурентными способами закупок.

Заказчик вправе заключить договор с единственным источником, с которым у него был положительный опыт сотрудничества в прошлом

Минимальная вероятность срыва закупочной процедуры

Заказчик не осуществляет подготовку технического задания, закупочной документации для осуществления закупочной процедуры

-

В отличие от конкурентных закупок у заказчика отсутствует возможность выбора наиболее приемлемых условий исполнения договора, которые участники предлагают в своих заявках. Большой риск закупить товары (работы, услуги) по завышенной цене.

При дроблении закупки на более мелкие у заказчика возникает бумажная волокита при заключении большего количества договоров, также возможна в дальнейшем путаница среди бумаг.

У контролирующих органов могут возникнуть вопросы о правомерности применения данного способа закупки, так как возможен сговор или договоренность с потенциальными поставщиками, а это, в свою очередь, является нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

Осуществляя большое количество закупок у единственного источника, заказчик проводит все меньше конкурентных закупок, крупные закупки таким образом «дробятся» на более мелкие, что является ограничением конкуренции и нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

Избегая конкурентные закупки, заказчик тем самым влияет на развитие экономики в целом.

Конкуренция обеспечивает условия для развития, расширения и улучшения производства, стимулирует снижение цены, постепенно на рынке остаются наиболее надежные поставщики, подрядчики, исполнители, предлагающие качественные товары, работы или услуги по наиболее выгодной для заказчика цене.

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) относится к наиболее распространенным способам закупки, применяемым исполнителями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-Ф3). Благодаря этому способу заказчики могут оперативно приобрести те или иные товары, работы, услуги, имеющие невысокую стоимость либо специфические характеристики. Что необходимо учесть автономным учреждениям при использовании указанного способа?

Правовые основы

Федеральный закон N 223-Ф3 и подзаконные акты содержат мало упоминаний о таком способе, как закупка у единственного поставщика. Например, в ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-Ф3 говорится только о том, что в положении о закупке — основополагающем документе заказчика могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, и в данном документе необходимо установить порядок закупки указанными способами. То есть закон не регламентирует вопросы выбора способов закупки: какой именно из них применять в том или ином случае, заказчик определяет самостоятельно.

Упоминание о закупке у единственного поставщика встречается в Федеральном законе N 223-Ф3 лишь в связи с установлением для заказчиков обязанности публиковать ежемесячную отчетность (п. 2 ч. 19 ст. 4), а, например, в Постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (далее — Постановление N 616) — в связи с установлением исключений, когда при закупке товаров из утвержденного списка разрешается не использовать электронную форму. Более детальных требований, касающихся рассматриваемого способа, нормативными актами не определено. Таким образом, устанавливать порядок осуществления закупки у единственного поставщика, основания для использования этого способа, максимальную сумму закупки исполнители Федерального закона N 223-Ф3 (в том числе автономные учреждения) должны в собственном положении о закупке. (Для сравнения: заказчики, действующие в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, поставлены в более жесткие условия — осуществлению закупки данным способом посвящена ст. 93, в которой приведены закрытый перечень оснований для использования закупки у единственного поставщика и требования к процедуре закупки.)

Но какие именно нормы о закупке у единственного поставщика следует отразить в локальном акте, регулирующем закупочную деятельность АУ? Здесь можно ориентироваться на типовые (примерные) положения о закупке, разработанные учредителями. В частности, типовые положения утверждены Минобрнауки, Минздравом, а также отдельными муниципальными образованиями. В эти формы включен соответствующий раздел. И несмотря на то что первые два типовых положения предназначены для бюджетных учреждений, которые теперь вправе осуществлять часть своих закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-Ф3, данные формы могут быть полезны и автономным учреждениям.

Что отражать в положении о закупке?

Прежде всего, в положении о закупке нужно привести определение закупки у единственного поставщика (в ряде случаев ее еще называют прямой закупкой). Под ней понимается закупка, при которой договор заключается напрямую с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без использования конкурентных процедур с учетом требований, установленных положением о закупке.

Однако понятие «единственный поставщик» не связано с отсутствием функционирующего рынка — наличие единственного исполнителя, способного оказать заказчику требуемые услуги, не является исключительным условием, при котором заказчик вправе осуществить закупку данным способом. Подобный вывод сделал Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В Решении от 12.12.2012 по делу N А56-32831/2012 суд указал на то, что факт наличия на рынке иных хозяйствующих субъектов, участвовавших в процедурах закупок аналогичных услуг, вовсе не означает, что в результате заключения оспариваемого договора с единственным исполнителем заказчик нарушил Федеральный закон N 223-ФЗ.

Существуют и другие пункты, которые необходимо раскрыть в положении о закупке. Приведем их.

Основания для прямой закупки

В документе, регулирующем закупочную деятельность АУ, важно перечислить основания, в соответствии с которыми заказчик будет вправе применять рассматриваемый способ. При определении конкретных видов закупок многие автономные учреждения берут за основу положения ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ, включая в свой перечень, например, следующее:

Осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

Выполнение работы по мобилизационной подготовке;

Закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственными ему учреждением, унитарным предприятием;

Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

Закупка печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование этих изданий;

Закупка услуг по посещению зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;

Признание процедуры закупки несостоявшейся;

Закупка услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

Аренда нежилого здания, помещения.

Выборочный анализ положений о закупке, размещенных на сайте zakupki. gov. ru, показывает, что автономные учреждения, как правило, включают до 30 и более оснований, позволяющих приобретать товары, работы и услуги у единственного поставщика. В частности, в соответствующем разделе документа могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и исполнителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физлицами на использование их личного труда).

Среди оснований для закупки у единственного поставщика является и необходимость закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Постановлении N 616. Согласно его п. 2 приобретать такие товары (полиграфическую и печатную продукцию, канцелярские принадлежности, транспортные средства, услуги по уборке зданий и др.) в неэлектронной форме можно лишь в трех случаях. Один из них — закупка осуществляется у единственного поставщика в соответствии с утвержденным положением о закупке. В связи с этим многие АУ внесли весь перечень товаров, утвержденный Постановлением N 616, в положение о закупке и раздел «Закупки у единственного поставщика».

Ценовое ограничение прямой закупки

В число оснований для приобретения у единственного поставщика товара, работы или услуги также входят случаи, когда стоимость закупки не превышает определенного лимита. Поскольку Федеральный закон N 223-ФЗ не устанавливает максимальной суммы подобной закупки, заказчик должен самостоятельно определить этот максимум в своем положении о закупке.

На практике автономные учреждения прописывают разные суммы — «до 100 тыс. руб.», «до 200 тыс. руб.», «до 400 тыс. руб.» и даже «до 1 млн. руб. по одному договору». Но какая бы сумма ни указывалась в данном документе, целесообразно разграничить в нем закупки у единственного поставщика стоимостью до 100 тыс. руб. и выше.

Положения ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-Ф3 разрешают заказчикам не раскрывать закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. — сведения о них можно не размещать в единой информационной системе (на сайте zakupki. gov. ru). Причем это право не ограничено каким-либо периодом, а также перечнем одноименных товаров (п. 2 Письма ФАС РФ от 30.12.2011 N АЦ/49682).

Это означает, что закупки у единственного поставщика, попадающие в указанный ценовой диапазон, АУ могут проводить без специальных процедур. В остальных же случаях, когда стоимость превышает 100 тыс. руб., заказчики обязаны обеспечивать информационную открытость рассматриваемой закупки.

Отметим, что Федеральный закон N 223-ФЗ не регламентирует ни максимальную цену закупки у единственного поставщика, ни период, в течение которого может проводиться такая закупка. Не содержит закон и ограничения, касающегося одноименных товаров. Однако автономные учреждения нередко указывают эти условия в своих положениях о закупке, устанавливая, например, что закупка у единственного поставщика осуществляется на сумму до 400 тыс. руб. в календарный квартал либо стоимость закупаемой у данного поставщика одноименной продукции не превышает 500 тыс. руб. в месяц. Также встречаются формулировки, дублирующие положения п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год.

Порядок определения единственного поставщика

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.

Обратите внимание! Если утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ (разд. 5 Письма ФАС РФ от 24.12.2012 N ИА/44025/12 (далее — Письмо N ИА/44025/12)). Следовательно, при проведении неурегулированных закупок заказчик должен руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ.

Как правило, автономные учреждения применяют один из двух подходов. Первый заключается в том, что в положении о закупке прописывается общий порядок определения единственного поставщика, действующий для любых таких закупок. В частности, подобный подход использовал Минздрав в типовом (примерном) положении о закупке. В рекомендуемой форме указано, что решение о цене товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, заказчик принимает после письменного обоснования потребности в данной закупке. В свою очередь, в обоснование нужно включать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, необходимости его приобретения у конкретного поставщика, а также экономическое обоснование цены договора.

Второй подход предполагает разграничение процедур определения единственного поставщика в зависимости от стоимости закупки (до 100 тыс. руб. и выше). Если цена договора невысока, он заключается без каких-либо предварительных процедур. Если же стоимость договора превышает 100 тыс. руб. — в соответствующем разделе положения о закупке указывается последовательность действий заказчика, среди которых может оказаться обоснование принятия решения, исследование рынка, привлечение к рассмотрению кандидатуры поставщика закупочной комиссии, разработка извещения и документации о закупке и др.

Что включать в план закупки и документацию?

В силу п. 2 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее — Правила N 932), сведения о предполагаемых приобретениях у единственного поставщика вносятся в план закупки. Исключением здесь могут стать закупки стоимостью до 100 тыс. руб. — согласно п. 4 Правил N 932 автономное учреждение вправе само решить, включать или нет закупки незначительной стоимости в указанный план.

Формирование извещения и документации о закупке у единственного поставщика также имеет свои особенности. Данный способ закупки не предполагает наличия некоторых сведений, перечисленных в ч. 9, 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Поэтому, по мнению Федеральной антимонопольной службы, изложенному в разд. 9 Письма N ИА/44025/12, данные сведения заказчик не должен указывать в извещении и документации о закупке. Например, к ним можно отнести:

Срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (п. 6 ч. 9 ст. 4);

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4);

Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие (п. 2 ч. 10 ст. 4);

Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик, а также выполняемой работы, оказываемой услуги,

Которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3 ч. 10 ст. 4);

Порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие (п. 8 ч. 10 ст. 4);

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых для подтверждения их соответствия установленным требованиям (п. 9 ч. 10 ст. 4);

Формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке (п. 10 ч. 10 ст. 4);

Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (п. 12, 13 ч. 10 ст. 4).

В извещении и документации о закупке у единственного поставщика необходимо указать на отсутствие перечисленных сведений и информации.

Что публиковать на сайте закупок?

План закупки, в котором в том числе должны быть указаны будущие приобретения у единственного поставщика, извещение и документация о такой закупке, ежемесячная отчетность по заключенным договорам (в том числе заключенным с единственным поставщиком) — всю эту информацию необходимо размещать на сайте zakupki. gov. ru (ч. 2, 5, 19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). Подчеркнем: заказчики могут не отражать в плане те закупки, цена которых ниже 100 тыс. руб., а извещения и документацию о закупке данной стоимости не публиковать на официальном сайте, но сведения по заключенным договорам, цена которых не превышает 100 тыс. руб., должны входить в состав ежемесячной отчетности. На этот факт антимонопольный орган указал в разд. 4 Письма N ИА/44025/12.

Однако в будущем заказчики могут быть освобождены от обязанности размещать в единой информационной системе сведения о закупке, осуществляемой у единственного поставщика (в частности, извещение о такой закупке). Законопроект, содержащий данную поправку и предлагающий внести названное исключение в ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ, опубликован на портале для размещения информации о разработке проектов нормативных правовых актов regulation. gov. ru.

Как считают разработчики этого законопроекта, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — это неконкурентный способ, поэтому соблюдение заказчиком требования об опубликовании на официальном сайте извещения и документации о закупке является формальным.

Заключение

Чтобы иметь возможность в полной мере использовать такой способ, как закупка у единственного поставщика, автономному учреждению следует тщательно проработать соответствующий раздел положения о закупке. Здесь нужно привести перечень видов закупок, осуществляемых у указанного поставщика, а также установить порядок его определения.

Невключение отдельных оснований в положение о закупке может повлечь наложение штрафа либо необходимость применять в отношении данной закупки нормы Федерального закона N 44-ФЗ. В частности, если товары и услуги, перечисленные в Постановлении N 616, не указаны в разделе «Закупка у единственного поставщика» и в то же время приобретаются в неэлектронной форме, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на само автономное учреждение — в размере от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Второй важный момент — обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования теперь тоже предусмотрены штрафы (например, согласно ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki. gov. ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 000 руб., а юрлицам — до 300 000 руб.). В связи с этим автономному учреждению необходимо своевременно публиковать в отношении закупок у единственного поставщика все необходимые сведения, в том числе отчетность по заключенным договорам.

  • Ст.52, ч.3.1. «В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства… включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства».
  • Ст.55.8, ч.4. «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Соответствующий перечень установлен Приказом Минрегионразвития от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

Некоторые организации-заказчики, например, Сбербанк, Российская телевещательная сеть, размещают закупки под конкретное оборудование. Оспорить это как-нибудь можно?

Заказчик по 223-ФЗ не обязан указывать в закупочной документации эквивалентный товар. Субъекты 223-ФЗ вправе указывать конкретные марки и модели.

Формально заказчик 223-ФЗ не нарушает. Тем не менее, можно обжаловать действия заказчика при организации и проведении торгов, если вы считаете, что своими требованиями заказчик необоснованно ограничивает конкуренцию. Жаловаться следует в контролирующий орган на нарушение 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Как можно выйти из РНП в случае попадания в него? Только по истечению двух лет или есть еще способы?

«В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ч. 2, ст. 5 223-ФЗ)».

«Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра» (ч. 5, ст. 5, 223-ФЗ).

Ни за какое «хорошее поведение» нельзя добиться исключения из реестра недобросовестных поставщиков (РНП). Но поставщик вправе «включение сведений… в РНП или содержание таких сведений обжаловать в судебном порядке» (ч. 6, ст. 5, 223-ФЗ).

Можно ли подавать поставщикам заявки на участие в электронной форме?

В Положении о закупке и в закупочной документации должно быть указано, в какой форме заказчик будет принимать заявки.

Онлайн-курс « . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)