Уголовно-правовая норма – это общеобязательное, закрепленное в Уголовном Законе правило поведения, предоставляющее участником уголовно-правовых отношений юридические права и возлагающие на них юридические обязанности, направленные на регулирование общественных отношений и их охрану от преступных посягательств.

Уголовно-правовые нормы выражают содержание и сущность уголовного закона. Статья закона есть лишь техническое оформление нормы права. Норма права может содержаться в нескольких статьях уголовного закона (например, ст.ст. 105-108 УК РФ), а может, наоборот, в одной статье заключено несколько норм права (например, чч. 1, 2 и 5 ст. 228 УК РФ).

Если уголовное законодательство имеет форму единого кодифицированного акта, как правило, в нём выделяются Общая и Особенная часть. Так, Общая часть УК РФ включает нормы, в которых закрепляются основные принципы и другие общие положения уголовного права: понятия и определения, связанные с его основными институтами, перечень видов наказаний и т.д. Нормы Общей части УК РФ, как правило, носят регулятивный характер: это нормы-декларации, нормы-предписания, нормы-определения; некоторые из этих норм носят поощрительный или разрешительный характер.

Особенная часть УК РФ включает нормы, содержащие описание конкретных преступных деяний и устанавливающие конкретные меры наказания за них.

В процессе применения закона нормы Общей и Особенной частей УК РФ применяются во взаимодействии: невозможно привлечь лицо к уголовной ответственности, не обратившись к нормам Общей части УК РФ (например, о возрасте уголовной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельствах) и не квалифицировав содеянное им по конкретной статье Особенной части УК РФ.

Уголовно-правовая норма фиксирует границы свободы и ответственности участников общественной жизни, предписывает им определенное поведение во взаимоотношениях друг с другом. Выполнение нормативного требования упорядочивает (вводит в определенные рамки) поступки людей в самых разнообразных областях общественной жизни и тем самым обеспечивает решение задачи, поставленной перед уголовным законом: охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УКРФ).

Само собой разумеется, появлению юридических норм, и в частности норм уголовного права, исторически и логически предшествует появление потребностей в урегулировании поведения людей в том или ином направлении. Потребности эти выражаются во многих фактах. Они возникают вследствие появления новых видов общественных отношений, нуждающихся в юридическом упорядо­чении; изменения уже имеющихся; изживания процессов и тенденций, препятствующих развитию новых политических, экономических и социальных норм; необходимости охраны сложившегося социального строя от посягательств на него отдельных граждан, и т. д. Когда потребности такого рода институционализируются или, по крайней мере, выявляются, они оформляются как норма права и в случае осознания и официального признания государственно-организо­ванным обществом становятся законом, в том числе и уголовным. Объективным критерием селекции потребностей при трансформации их в социальные нормы и нормы закона является их объективное значение для отношения целостности общества, его гомеостазиса. С этой точки зрения первым звеном в механизме правового регули­рования является не именно право, а появление объективной потребности (и ее последующего осознания) в упорядочении общественных отношений посредством урегулирования поведения людей.



Проанализировав понятие и значение уголовно-правовой нормы, мы выделили несколько основных функций нормы уголовного права: регулятивную и охранительную.

Регулятивную функцию нормы уголовного права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции норм права - охранительной.

Необходимость в охране общественных отношений существовала, и всегда будет существовать. Право является одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану уголовно-правовых отношений.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции норм права - это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества это уже вторичный результат действия норм права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Основное назначение данной функции заключается, прежде всего, в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права.

Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета. Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права - охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них - это негативная, а другая- позитивная. Обе функции выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений, Специфика охранительной функции состоит в следующем:

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

Таким образом, если охранительная функция норм права - это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства, во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных органов и учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права; во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора - государства.

В ходе исследования мы также выделили следующие особенности уголовно-правовой нормы:

1. закреплена в Уголовном Законе;

2. охраняется принудительной силой государственного аппарата;

3. имеет определенные формы выражения;

4. формирует правила поведения в виде прав и обязанностей;

5. имеет точно определенные пределы действия;

6. рассчитана на многократное применение;

7. является одним из регуляторов общественных отношений;

8. обязательна для тех лиц, на которых распространяется;

§ 2. Классификация уголовно-правовых норм

Существует множество классификаций уголовно-правовых норм. На наш взгляд, самой оптимальной является классификация по функциям.

В первую группу входят декларативные нормы (нормы, устанавливающие основополагающие начала, идеи уголовного законодательства). Данные нормы выражены в статьях, закрепляющих принципы уголовного законодательства. В пример можно привести статью 3 УК РФ:

«1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.

2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.»

В качестве примера можно рассмотреть статью 7 УК РФ:

«1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства»

Вторая группу составляют определительные нормы (нормы, формулирующие понятийную систему уголовного законодательства). Такие нормы содержат, например, ст. 14 УК РФ, посвященная понятию преступления; ст. 43 УК РФ, в которой даются понятие и цели наказания; ст. 331 УК РФ, формулирующая понятие преступлений против военной службы.

В третью группу входят нормы допустимого компромисса. К примеру, такие как добровольный отказ от преступления (ст. 31 УК РФ), деятельное раскаяние (ст. 75 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ).

Четвертая группа сосредоточивает нормы, исключающие преступность деяния. В пример можно привести статью 8 УК РФ:

«Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.»
Пятая группа объединяет общеохранительные нормы(нормы, регулирующие правила поведения правоприменителя при квалификации общественно опасных деяний и назначении за их совершение мер принуждения без учета разновидности преступлений. Эти нормы находятся в Общей части УК и регламентируют, например, порядок применения исправительных работ (ст. 50 УК РФ), общие начала назначения наказания (ст. 60 УК РФ), правила назначения наказания по совокупности приговоров (УК РФ ст. 70).

Самой многочисленной группой является шестая. Она объединяет так называемые специально-охранительные нормы, т.е. нормы, описывающие конкретные преступные деяния и предусматривающие определенные наказания за их совершение. Данные нормы нашли отражение в статьях Особенной части УК. К примеру, ст. 105, 290, 330 УК РФ предусматривают уголовную ответственность соответственно за убийство, получение взятки, самоуправство.

Предложенная классификация не является единственной: указанные группы норм могут переплетаться, перерастать одна в другую в статьях УК. В частности, определительная норма (ч. 1 ст. 46 УК РФ) может являться к тому же и общеохранительной (ч. 2-5 ст. 46 УК РФ). Таким образом, уголовно-правовая норма, описанная в ст. 46 УК, приобретает двойное назначение.

Нормы-правила поведения можно разграничить по методу правового регулирования на диспозитивные (факультативные, дискреционные) и императивные (обязательные). Диспозитивные уголовно-правовые нормы предоставляют правоприменителю возможность выбора поведения, поступать указанным в ней образом по своему усмотрению (ст. 75, 80, 90 и др. УК РФ).

Императивные нормы содержат обязанность поступать правоприменителю (оценивать деяние) именно так, как предписано в ней, а не иначе, не предоставляя варианты возможного поведения (см. ст. 58, 171, 201 и др. УК).

Уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за конкретные деяния, являются запретительными. Они имеют воспитательное и предупредительное значение. Кроме того, нормы уголовного права не только охраняют общественные отношения, но и

регулируют их. Право, устанавливая определенные правила поведения, тем самым и регулирует их.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: уголовно-правовая норма – это общеобязательное, закрепленное в Уголовном Законе правило поведения, предоставляющее участником уголовно-правовых отношений юридические права и возлагающие на них юридические обязанности, направленные на регулирование общественных отношений и их охрану от преступных посягательств. Уголовно-правовая норма выполняет две основные функции: охранительную и регулятивную. Норма уголовного права играет важную роль и имеет ряд особенностей и признаков.

Глава 2. Структура уголовно-правовой нормы права

Уголовно-правовая норма занимает центральное место в механизме уголовно-правового регулирования. Исходя из буквального понимания положений ст. 3 и 8 УК РФ, она является его правовой основой. С одной стороны, уголовно-правовые отношения не могут возникнуть без нормы Особенной части уголовного права. С другой - уголовная ответственность не может быть реализована без применения норм Общей части УК РФ.1

В современной России обычай не может рассматриваться как источник уголовного права, хотя в истории уголовного права Российского государства обычай предшествовал праву, зафиксированному в письменной форме.

Согласно ст. 14 Конституции РФ, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Уголовный закон РФ является выразителем государственной воли, поэтому религиозные воззрения, традиции или каноны не могут рассматриваться как непосредственный источник отечественного уголовного права и не подлежат реальному применению на территории Российской Федерации.

В последние годы в отечественной юридической литературе сложилось неоднозначное отношение к прецеденту как источнику уголовного права. Одни авторы полагают, что «нашему уголовному праву чужд прецедент - решение суда по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той или иной инстанции при решении аналогичных или близких по характеру дел». По мнению других, неофициально эти решения выполняют именно такую роль, так как вполне сознательно суды нередко используют решения вышестоящих судов (обычно Верховного Суда) именно как своеобразный эталон при вынесении собственного судебного решения. Нам представляется, что прецедент вряд ли может рассматриваться как подлинный источник российского уголовного права. По-нашему мнению индивидуальные судебные акты не являются источником права, то есть общеобязательным правилом для разрешения других аналогичных дел.

Нормы уголовного права, устанавливающие запреты преступного поведения, предпосылки и условия ответственности и наказания за него, а также, что очень важно, дозволяющие и поощряющие необходимую оборону действия в условиях крайней необходимости и обоснованного, изложены в нормативных актах следующих видов и уровней: международно-правовые обязательства России, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, законы и другие акты, разъясняющие содержание так называемых бланкетных норм (то есть таких, в которых предмет запрета только называется, например нарушение правил охраны труда, но его содержание не раскрывается), нормативные акты, которые в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом, устанавливают вспомогательные правила его применения (например, перечень имущества, не подлежащего конфискации).

Нормы, устанавливающие преступность и наказуемость определенного деяния, способны оказать влияние на отдельных неустойчивых лиц.

Кроме того, уголовный закон способствует воспитанию граждан, повышению бдительности, поощряет граждан на борьбу с преступностью.

Уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за конкретные деяния, являются запретительными. Они имеют воспитательное и предупредительное значение. Кроме того, нормы уголовного права не только охраняют общественные отношения, но и регулируют их. Право, устанавливая определенные правила поведения, тем самым и регулирует их.

Норма уголовного права - это общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам данных общественных отношений юридические права и и возлагающие на них юридические обязанности, сформулированное в статье или части статьи УК России или иного нормативно правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев преступного характера.

Уголовный закон является формой выражения норм уголовного права. Следовательно, закон является формой, а норма его содержанием.

Вопрос о структуре нормы уголовного права является дискуссионным. Некоторые авторы, например, полагают, что уголовно-правовая норма состоит из двух структурных элементов - диспозиции и санкции, гипотезы и санкции, гипотезы и диспозиции.

Как правило, нормы Общей части УК России имеют описательный характер с четким изложением сути того или иного предписания. Например, ст. 43 УК РФ, определяющая суть уголовного наказания и цели стоящие перед ним и так далее.

Ряд норм Общей части УК России включает в себя ссылочные (отсылочные) или бланкетные предписания. Например, п. «в», ч. 7, ст. 79 УК РФ, регламентирующей условно-досрочное освобождение от наказания.1 В нем сказано, что если условно-досрочно освобожденный в течение испытательного срока совершит умышленное преступление, то наказание ему назначается по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.

Статьи Особенной части УК России устанавливают ответственность за отдельные преступления, которые определяются в соответствии с предписаниями и Общей части УК России.

Отражая характер общественной опасности ряда преступлений, законодатель делит ряд норм на части, то есть имеются в виду так называемые квалифицирующие признаки.

Статьи Особенной части УК РФ, как правило, устанавливают ответственность за одно преступление (простое или квалифицированное). Однако не исключено установление в одной статье ответственности за два преступления, например ч.ч. 1, 2 ст. 183 УК РФ.

Общая и Особенная части УК РФ тесно взаимосвязаны, поскольку нельзя правильно применить норму Особенной части УК РФ, не обратившись к Общей части УК РФ, так как именно в ней устанавливаются основания и порядок привлечения лица к уголовной ответственности, стадии совершения преступления, формы вины и другое.

В то же время без Особенной части Общая часть УК России не смогла бы реализовать закрепленные в ней задачи, так как признаки конкретного преступления и наказания за него определяются только в Особенной части УК РФ.

Нормы Особенной части УК РФ, воплощенные в соответствующих статьях (напомним еще раз, что норма - это правило поведения, запрет, дозволение, поощрение определенных поступков, а статья закона - словесное изложение этой нормы), имеют сложную структуру. Они состоят из так называемой диспозиции - латинское слово, первоначально означавшее описание расположения войск или кораблей, - и санкции. Диспозиция содержит наименование преступления конкретного вида и указание на его признаки. Например, «кража» имеет диспозицию, определяющую это преступление как «тайное хищение чужого имущества». Однако так выглядят диспозиции не всех статей, хотя по сравнению с ранее действовавшим законом их стало гораздо больше, что облегчает правоприменение. Так, не имеет расшифровки диспозиция ст. 167 УК РФ «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества».1 По-видимому, исходя из общепонятности этих слов, законодатель не счел нужным раскрывать их содержание.

Сказанным не исчерпываются различные формы диспозиций. Они могут носить отсылочный характер, когда вместо описания дается ссылка на другую статью Кодекса или другой закон. Некоторые статьи являются бланкетными. Этот термин подразумевает, что имеется как бы «незаполненный бланк», для заполнения которого надо обратиться к другим нормативным актам - законодательным или подзаконным. Например, для привлечения к ответственности за нарушения правил безопасности труда надо опираться на соответствующие постановления и инструкции межотраслевого, отраслевого и даже ограниченного рамками конкретного предприятия характера. Для привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налога надо опираться на законы и подзаконные акты об основаниях и порядке представления данных о доходах или расходах; для привлечения к ответственности за незаконную охоту - на законы и подзаконные акты о порядке выдачи разрешений на охоту, о местах и времени для нее, разрешенных способах и так далее.

В связи с вопросом об отсылочных и бланкетных нормах уголовного закона необходимо обратиться к понятию вспомогательных источников уголовного права. Если международно-правовые обязательства России, ее Конституция, уголовное законодательство являются его основными источниками, то нормативные акты любого уровня, относящиеся к другим отраслям права (законы, указы, постановления, акты местного самоуправления, ведомственные акты и так далее.), к которым приходится обращаться, чтобы установить объект и содержание тех правоотношений, посягательства на нормальный ход которых отсылочные и бланкетные нормы уголовного закона рассматривают как преступление, являются вспомогательными источниками. Причем лишь постольку, поскольку основной источник уголовного права предписывает правоприменителю обратиться к источникам правового регулирования других сфер жизнедеятельности общества, чтобы определить круг и пределы уголовно-правовой защиты соответствующих правоотношений.

Санкцией называется часть уголовно правовой нормы (статьи) в которой определяется вид и размер наказания за конкретное преступление. Уголовно-правовые нормы (а соответственно, и статьи закона) можно классифицировать также с учетом характера санкций. В действующем уголовном законодательстве обычно используются относительно определенные санкции. Они, в свою очередь, могут быть относительно определенными с точки зрения размера наказания или альтернативными. В литературе выделяются также кумулятивные санкции. В исключительных случаях могут быть предусмотрены и абсолютно определенные санкции, хотя в действующем УК РФ они не используются.

  • * Абсолютно определенная санкция указывает вид и точно определенный размер наказания. Такая санкция по существу лишает суд возможности индивидуализировать наказание и поэтому в законодательстве встречается весьма редко. При этом следует иметь ввиду, что суд, руководствуясь ст. 64 УК РФ, может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено законом.
  • * Относительно определенная санкция указывает вид наказания и его низший и высший пределы. Такая санкция предоставляет суду возможность индивидуализировать наказание, поэтому она весьма часто встречается в статьях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом в законе может быть указан как низший, так и высший пределы наказаний, как, например, в ч. 1 ст. 105 УК РФ.1 Иногда законодатель ограничивается указанием лишь на высший предел наказания ч. 2 ст. 167 УК РФ. В таком случае низшим пределом в отношении лишения свободы, например, является срок в шесть месяцев, поскольку согласно ст. 56 УК РФ данный вид наказания устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет.
  • * Альтернативными называются санкции, в которых предусматривается не один, а несколько видов наказаний, из числа которых суд избирает определенное наказание, которое наиболее соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обеспечивает реализацию целей наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ). Так, незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК РФ), наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Так, согласно ч.1 ст. 161 УК РФ за грабеж без отягчающих обстоятельств может быть назначено наказание в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет.

Из данного примера следует, что альтернативные санкции могут включать в себя элементы санкций относительно определенных с точки зрения срока (размера) наказания, то есть быть комбинированными.

* Кумулятивные (сложные, суммирующие) санкции отличаются тем, что наряду с основным наказанием они предусматривают дополнительное наказание. Иными словами, предполагается возможность или требование сочетания основного и дополнительного наказаний. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 128 УК, незаконное помещение в психиатрический стационар, если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Напротив, санкция ч. 2 ст. 290 УК РФ предполагает обязательное применение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. По этой причине кумулятивные санкции подобного рода относят иногда к числу абсолютно определенных, ибо они предполагают обязательное применение дополнительного наказания.

Не оспаривая в принципе такой классификации, от которой существенно зависит система и содержание уголовного права, укажем на ее условный характер. Ведь запреты и дозволения уголовного права воздействуют на человеческое поведение не только при их применении к фактам совершившихся преступлений и виновным лицам. Через нормы уголовного права население информируется о ведущих ценностях данного общества, так как именно они защищаются от преступных посягательств; о пределах дозволяемого поведения; о «невыгодности» преступного поведения в силу санкций, которые оно влечет, и так далее. Таким образом, уголовное право оказывает и регулирующее воздействие на жизнедеятельность общества. И при изучении его основ важно уяснить полезный социальный смысл его предписаний, которые могут, в частности, служить компасом в сложных ситуациях; принцип справедливости, лежащий в его основе; гражданский и общественный смысл следования его предписаниям, а не сводить это изучение к нехитрой схеме «за такое-то деяние столько-то дают».

В самом широком смысле уголовное право – это совокупность норм права, т.е. уголовное право состоит из норм права. Принято считать, что норма уголовного права означает общеобязательное правило должного поведения, закрепленного в уголовном законе, который имеет одинаковую силу за его нарушение или несоблюдение. Таким образом, норма уголовного права есть определенный вариант поведения, который признается государством в данном случае предпочтительным.

Норма уголовного права неразрывна с уголовным законом, выступая как бы его "первоэлементом". В этой связи уместно говорить о том, что система норм уголовного права обусловливает систему уголовного законодательства, так как уголовный закон неразрывен с нормой уголовного права. Значит, норма уголовного права есть содержание уголовного закона, тогда как уголовный закон выступает единственной формой выражения содержания нормы уголовного права.

Применительно к УК РФ правовой формой выражения содержания нормы уголовного права является статья Кодекса. Вместе с тем норма уголовного права и статья Кодекса – понятия нетождественные. В силу этого, как утверждается в юридической литературе, возможны следующие варианты их соотношения: а) одна норма уголовного права может содержаться в одной статье УК РФ; б) одна норма уголовного права может содержаться в различных частях одной статьи Кодекса; в) одна норма уголовного права может содержаться в различных статьях УК РФ; г) в одной статье Кодекса может содержаться несколько норм уголовного права. Приведенные сочетания – свидетельство разнообразия для юридической техники изложения уголовного закона.

Структура уголовно-правовой нормы

Как и в общей теории права, в уголовно-правовой науке нет единство мнений относительно "строения" нормы уголовного права. И среди представителей этой отрасли знаний преобладающим можно считать мнение о том, что данная норма включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. При этом исходят из того, что гипотеза нормы уголовного права часть нормы уголовного права – это условия (обстоятельства), при наличии которых она подлежит применению. Как нередко отмечается сторонниками трехчленной структур уголовно-правовой нормы, ее гипотеза характеризуется положениями, закрепленные в Общей части УК РФ.

Диспозиция – вторая часть нормы уголовного права, указывающая на общественно опасное деяния, влекущее уголовную ответственность, либо описывающая признаки данного деяния. По способу указания на общественно опасное деяние диспозиция делится:

  • а) на простую, в которой законодатель лишь называет преступление общеизвестным термином, но не раскрывает признаки данного преступления и нс дает его описания (например, причинение смерти по неосторожности – ст. 109 УК РФ):
  • б) описательную (в УК РФ подавляющее число), в которой преступление не только называется, но и описываются характерные для него признаки (например, изнасилование – ч. 1 ст. 131 УК РФ);
  • в) бланкетную, в которой нс определяются все признаки состава преступления и для их установления нужно обратиться к нормативному акту из других отраслей права (например, нарушение правил пожарной безопасности – ст. 219 УК РФ);
  • г) ссылочную, в которой законодатель определяет общественно опасное деяние, по для установления его признаков отсылает к другой статье (ст. 115 УК РФ – причинение вреда здоровью, не предусмотренного ст. 112 УК РФ) или части данной статьи (например, ч. 3 ст. 165 УК РФ – "деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи").

Кроме того, называют еще смешанную (описательнобланкетную, комбинированную) диспозицию, в которой имеют место признаки описательной и бланкетной диспозиции, т.е. в которой преступление описывается способами, присущими нескольким видам диспозиций (например, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности – ст. 169 УК РФ).

Санкция – третья часть нормы уголовного права, закрепляющая уголовно-правовые меры, применяемые к лицу, нарушившему указанное в диспозиции этой же нормы правило поведения. По степени четкости указания закона на наказание, оптимально допустимое за совершенное преступление, и количеству предусмотренных видов наказания санкции делят на: а) закрепляющие один вид наказания; б) с альтернативными видами наказания, т.е. закрепляющие два и более вида наказания.

Пределы каждого вида наказания, содержащегося в санкции, могут быть: а) абсолютно-определенные, устанавливающие точный размер (срок), например: "...наказывается лишением свободы на срок пять (семь, девять и т.д.) лет..."; б) относительно-определенные: с указанием низшего предела (была распространена в первые годы советской власти), низшего и высшего пределов (наиболее распространенный вид санкции) либо только высшего предела (в этом случае низшим пределом наказания выступает низший предел, установленный в Общей части УК РФ для данного вида наказания); в) альтернативные, допускающие наличие двух и более видов наказания, одно из которых суду допускается применить за совершение преступления. Выделяют и кумулятивную санкцию, в которой наряду с основным видом наказания имеется указание и на дополнительное наказание. УК РСФСР 1960 г. была известна относительная санкция, в которой не был определен ни вид, ни размер наказания, а имелось лишь указание, что нужно применить санкцию другой статьи (например, ст. 72 УК РСФСР).

У оппонентов трехчленной структуры уголовно-правовой нормы такие представления о количестве ее элементов вызывают возражения главным образом потому, что они не находят своего фактического подтверждения в уголовном законодательстве. Причина тому видится не в том, что в уголовно-правовых нормах должны различаться идеальная и реальная структура, а в том, что она во всех случаях полностью укладывается в формулу "если..., то...".

Виды уголовно-правовых норм

При классификации уголовно-правовых норм могут использоваться различные критерии. Говоря о специфике функций, в теории уголовного права выделяют обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. К обязывающим относят нормы Общей части УК РФ, которые повелевают правоприменительным органам привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление. Запрещающими называют большинство норм Особенной части УК РФ (например, запрещается противоправно лишать жизни другого человека). Управомочивающие нормы – те, которые позволяют суду освободить виновного, в частности от уголовного наказания, при наличии определенных условий (например, в случае изменения обстановки, в результате чего деяние перестало быть общественно опасным). К данной группе относят также нормы, предоставляющие гражданам право на необходимую оборону.

По уголовно-правовому статусу нормы уголовного права делятся на декларативные, определительные и специальные. Декларативные – это нормы, устанавливающие общие принципы уголовного права. Определительные (дефинитивные) – это нормы, позволяющие формулировать понятия и институты уголовного права (например, ч. 1 ст. 14 УК РФ дает понятие преступления). Специальные – это нормы, содержащие описание признаков состава конкретного преступления (например, ч. 1 ст. 105 УК РФ содержит описание признаков состава убийства). Если первые два вида норм уголовного права характерны для Общей части УК РФ, то последний их вид присущ Особенной части УК РФ.