Аннотация: Миграция населения, как системное явление, отражает особенности экономических, политических, демографических и иных процессов развития КНР. Миграционные процессы в Китае XIX-XXI вв. имели отчётливую связь с важнейшими событиями истории страны и претерпевали существенные количественные и качественные изменения. Регулирование миграционного движения давно служит предметом повышенного внимания государственных властей КНР. Создаваемые ими механизмы административного и правового регулирования нацелены на эффективный контроль над перемещениями граждан и ограничение стихийности этих перемещений. Растущая вовлеченность в процессы глобализации подталкивает руководство КНР к реформированию эмиграционного и иммиграционного законодательства, а также законов, связанных с внутренними миграциями. Практический опыт КНР в этой сфере может быть полезен для правового регулирования миграций в России.

Китайская миграция имеет существенные геополитические, социально-экономические и демографические последствия, как для самой Поднебесной, так и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому анализ и подбор оптимальных механизмов ее регулирования является перспективной задачей. Все более актуализируется вопрос о миграции представителей китайской нации в связи со стремительно увеличивающейся численностью населения КНР, а также ханьской зарубежной диаспоры. По данным Национального агентства статистики Китая к 2011 г. число внутренних мигрантов составило 271 млн. чел. Число эмигрантов с учетом зарубежной диаспоры - свыше 30 млн. чел. По величине населения с Китаем сравнима только Индия. По интенсивности же миграционных процессов у КНР нет конкурентов.

Понятие «миграция» является общим, законодательно неопределенным, поэтому требует уточнения. В рамках этой работы под миграцией понимается совокупность перемещений различных социальных групп с целью реализации ими своей экономической деятельности, ограниченной продолжительностью срока действия контракта, договора, соглашения, разрешения.

Миграция в своих различных аспектах выступает предметом пристального изучения. Анализ трудов таких ученых, как А.Х. Абашидзе, Р.А. Антропов, В.А. Батырь, О.Д. Воробьева, И.Н. Глебов, A.M. Гуревич, Ю.Н. Демидов, Ж.А. Зайончковская, Н.Н. Зинченко, В.А. Ионцев, А.С. Прудников, Р.А. Каламкарян, А.Я. Капустин, И.И. Котляров, Ю.М. Колосов, A.Л. Колодкин, Е.Г. Ляхов, Ю.Н. Малеев, С.Е. Метелев, В.И. Мукомель, О.И. Тиунов, О.Л. Рыбаковский, M.Л. Тюркин, И.Ч. Шушкевич, С.В. Черниченко и др., позволяет говорить о высокой степени разработанности вопросов внутригосударственной и международной миграции. В то же время вопросы миграционного законодательства государств-соседей Российской Федерации не нашли должного отражения в современных исследованиях, и Китай не является исключением из этих правил.

Миграция в Поднебесной явилась мощным демографическим и социально-экономическим рычагом развития, поэтому ретроспективный анализ системы регулирования мобильности населения является актуальным не только для самого Китая, но также при оценке условий и выборе средств для реализации новой концепции миграционной политики России.

В новой истории Китая движение народонаселения было непостоянным и находилось то в состоянии покоя, то в состоянии «взрыва». Довольно четко прослеживаются три эпохи с характерными формами миграционного движения.

Первый период представляет собой интервал от середины XIX в. до образования КНР в 1949 г. Мощным импульсом, приведшим население в движение, послужило учреждение Гонконга в качестве Британской колонии в 1841 г. В свете этого события оживились эмиграционные процессы.

Следует отметить, что выезд из страны носил в то время скорее локальный, чем повсеместный характер. Исходными пунктами выездной миграции выступали в основном портовые города Сямэнь и Шаньтоу, а также территории, аннексированные в качестве колоний (Гонконг, Макао). Нужно также иметь в виду, что по сохранявшимся до открытия Китая порядкам, грань между отъездом из страны и государственной изменой была весьма тонкой. Нарушение запрета на выезд из государства было чревато смертной казнью, поэтому трансграничное движение оставалось привилегией избранных, большая часть которых была представлена купцами.

Как известно, за поражениями Китая в «опиумных войнах» последовало такое важное событие как нуллификация одиозного запрета на выезд из страны. Поэтому представляется юридически правильным вести отчет новой миграционной истории Китая с 1860 г. Сомкнутые двери узких пограничных коридоров остались в прошлом, и прежде непроницаемый миграционный занавес приоткрылся. В результате, рост эмиграции не заставил себя ждать, и зарубежная китайская диаспора стала активно пополняться как временными, так и постоянными переселенцами. По некоторым подсчетам, в период между 1850 г. и 1939 г. только из одного Гонконга выехали более 6 млн. чел. В 1850х гг. подавляющее большинство китайских эмигрантов приходилось на Северную Америку и Австралию, а с 1870х гг. - на Сингапур и малайские государства. Такая смена пунктов назначения была вызвана двумя параллельными процессами. Во-первых, политикой сдерживания иностранного присутствия в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. Во-вторых, заинтересованностью в привлечении трудовых ресурсов, которую проявляли колониальные власти в Юго-Восточной Азии.

Второй период охватывает эпоху строительства социалистической экономики при Мао Цзэдуне и его ближайших последователях: с момента образования КНР в 1949 г., вплоть до начала реформ и открытости в 1978 г.

После образования КНР политика правительства в отношении внешней миграции определялась, прежде всего, рядом политических факторов (построение коммунизма, утверждение лидирующей роли Китая в «третьем мире»). Период до 1980 г. характеризовался малым числом выезжающих, ввиду жесткого регулирования эмиграции в совокупности с фиксировано малым количеством оснований и целей выезда и въезда.

Новый виток миграционного сдерживания совпал с «культурной революцией» . Для удовлетворения потребности в развитии первичного сектора Мао утвердил процедуру «ниспослания» образованных горожан в сельскую местность, в рамках т.н. кампании «деревня окружает города». При сложившейся практике выпускников высших и специальных учебных заведений направляли на работу государственные органы, а уже трудоустроенных могли принудительно привлекать к другому роду занятости. Печальным итогом тотального контроля над миграцией было падение естественной трудовой мобильности и снижение эффективности производства в государственном масштабе.

В разгар «культурной революции» получение денежных переводов из-за рубежа приравнивалось к контрреволюционному деянию, а их получатели признавались ренегатами. Нормализация отношений в обществе, ликвидация всех обвинений и реабилитация людей, связанных с зарубежной китайской общиной, должны были стать одним из ключевых шагов, наряду с созданием каналов выезда и въезда в страну, необходимых для возрождения контактов с зарубежными китайцами и привлечения в КНР их ресурсов.

Подобно порядкам времен империи Цин, пересечение границы в этот период было запрещено, за исключением Гонконга и стран социалистического блока. Так после 1950 г. более 11 тыс. китайских студентов и преподавателей были направлены для обучения в СССР, а в начале 1970 г. около 13 тыс. инженеров, конструкторов и членов технического персонала были направлены в Танзанию для оказания помощи в строительстве инфраструктуры.

Третий период истории китайской миграции берет начало с 1979 г. Судьбоносные решения по открытию китайской экономики для внешнего мира, принятые в декабре 1978 г., прямо и косвенно способствовали расширению деловых связей с иностранцами, что не могло не сказаться на миграции. Реализация нового экономического курса сопровождалась развитием свободного рынка и ростом народного благосостояния. Стали пересматриваться и перерабатываться ограничения свободы передвижения. Значительно возросшие потребности общества в регулируемой миграции были официально признаны в 1985 г.

В сентябре 1985 г. Всекитайское Собрание Народных представителей одобрило Закон «О выдаче удостоверений личности для всех жителей Китая», что явилось значительным шагом к упрощению режима передвижения. Утомительная процедура получения разрешений от своего работодателя и местных органов власти осталась в прошлом, уступив место более адекватной и рациональной системе, позволившей гражданам КНР передвигаться и искать работу, используя только удостоверения личности.

Наряду с этим, в ноябре 1985 г. был принят Закон, регламентирующий порядок пересечения государственной границы. Права граждан Китая на выезд за пределы страны гарантировались и расширялись за счет введения столь необходимого основания, как выезд «в личных целях».

Раньше других форм миграции обрела второе дыхание трудовая эмиграция. В частности, с 1970 г. активизировалась практика командирования квалифицированных мигрантов в социалистические страны Африки.

Ход событий показывает, что власти КНР признали демографический потенциал как ценный ресурс, позволяющий привлекать зарубежный капитал. К 1983 г. число работавших по контракту мигрантов из КНР составляло 31 000 чел., а их совокупный доход достигал 13 млн. долл. США. Спустя десять лет, на 173 тысячную когорту контрактных рабочих из КНР приходилось ежегодно более 6,8 млрд. долл. США. По данным Министерства торговли КНР, в конце 2005 г. за границей трудилось 547 тыс. китайских рабочих, а в 2006 г. - 670 тыс. чел. К январю 2007 г. общая стоимость контрактов на поставку рабочей силы составила 33,67 млрд. долл. США. В то же время скачкообразный рост трудовой миграции происходил не столько за счет экстенсивного увеличения числа китайских рабочих в ста с лишним странах, сколько за счет инициации крупных инфраструктурных проектов в Макао и Гонконге после 1991 г. Более 40 000 трудовых мигрантов сконцентрировались в этих двух районах в 1991 г. Дальнейшему стремительному росту их числа способствовала, в частности, высокая трудоемкость строившегося в Гонконге нового аэропорта Че Лап Го и других связанных с ним проектов. География трудовой миграции охватывает Японию, Сингапур и Ближний Восток. На российском Дальнем Востоке трудятся порядка 30 000 китайских граждан, в основном из провинции Хэйлунцзян.

С начала периода реформ и открытости важной внутриполитической проблемой Поднебесной остается высокий уровень безработицы, реально угрожающий социальной стабильности и тормозящий рост внутреннего спроса. Проблему перенаселения усугубляет необходимость перехода от экстенсивной к интенсивной модели экономического развития. В этом ключе развитие внутренней миграционной политики прошло пять этапов, характеризуемых:

1) запретом свободного передвижения в период с 1979 по 1983 гг.;
2) постепенным разрешением миграции вплоть до 1988 г.;
3) реагирующей политикой по сдерживанию и ограничению наплыва переселенцев из сел в города с 1989 по 1998 гг.;
4) урегулированием и разрешением трудовой миграции в 1999-2000 гг.;
5) нормализацией международной трудовой миграции с 2000 г.

Устойчивая совокупность фактов, в частности, то, что Конституция не наделяла граждан Китая правом на свободу передвижения, а международные договоры лишь косвенное отражались на внутригосударственных отношениях, породила трехзвенную системы контроля миграции:

1) система контроля внутренней миграции на основе системы прописки «хукоу»;
2) система контроля эмиграции на основе Закона КНР «О контроле въезда и выезда граждан» и массива подзаконных актов многих прямо и опосредованно контролирующих ведомств;
3) система контроля иммиграции на основе Закона КНР «О контроле въезда и выезда иностранных граждан», Инструкции Министерства общественной безопасности (далее МОБ) «Об управлении въездом в КНР и выездом из КНР иностранцев».

Становится очевидно, что контроль над перемещениями сограждан внутри страны ничуть не уступает контролю над въездом иностранцев. Тем не менее, экономический прогресс неминуемо стирает часть прежних административных барьеров.

В вопросах эмиграции ситуация интересна тем, что Китаю выгодно экспортировать свои низкоквалифицированные трудовые ресурсы. Но, во избежание критики в пособничестве нелегальной эмиграции или непринятии достаточных мер, власти Поднебесной с поистине восточным подходом сохранили лицо, предусмотрев ряд правовых механизмов.

Во-первых, обязанность уважать и соблюдать законы принимающей стороны декларируется как принцип законов «О гражданстве» и «Контроле въезда и выезда граждан».

Во-вторых, процедура выезда из государства абсолютно противоположна принципу «одного окна», особенно если заявитель высококвалифицированный специалист или государственный служащий.

В-третьих, выработана предельно разветвленная система жестких санкций в гражданском, административном и уголовном порядке.

Своеобразным правовым базисом основных ограничений на выезд является статья 8 Закона «О контроле выезда и въезда граждан КНР». Соответственно, в праве выезда отказывается в случае:

1) если лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления;
2) если в отношении лица подан гражданский иск;
3) если лицо осуждено и отбывает наказание;
4) если лицо проходит трудовую реабилитацию;
5) если, по мнению уполномоченного органа Госсовета, при выезде этого лица будут значительно задеты интересы государства или нанесен вред государственной безопасности.

П.3 статьи 6 Инструкции МОБ «О некоторых вопросах применения Закона о контроле выезда и въезда граждан КНР» уточняет размытые формулировки запретительных норм. Так под 5-й категорией «невыездных» следует понимать граждан, обладающих сведениями секретного характера о политике, вооружении, высокотехнологичном производстве.

Современные показатели интенсивности иммиграции отражены в данных отдела регулирования въезда и выезда МОБ КНР и показывают, что в 2011 г. Китай посетили около 5,412 млн. иностранных граждан. Обзор статистики выявляет тенденцию к увеличению иммиграции в 2,5 раза за десять лет.

Как ни странно, до последнего времени в КНР действовало два всекитайских закона, устанавливающие порядок выезда и въезда иностранных и собственных граждан на территорию страны.

Материалы СМИ обнаруживают наличие ряда новых миграционных программ, направленных на привлечение зарубежных экспертов, т.е. на поощрение интеллектуальной иммиграции. Приоритетная роль в этом процессе отводится представителям китайской зарубежной диаспоры. Как отмечает профессор Ларин А.Г. для привлечения ранее эмигрировавших соотечественников используются:

1. Общая система мер, поощряющая переселение специалистов в области высоких технологий. По данному направлению предусматривается:
1.1 создание парка вакансий для китайских граждан, обучавшихся за границей;
1.2 выделение пособий, компенсирующих расходы, связанные с возвращением на родину.

2. Система привилегий при создании предприятий на территории КНР, которая включает в себя:
2.1 высокие (35% и выше) доли участия в прибылях, получаемых за счет передачи технологий в виде патентов, изобретений и т.д.;
2.2 упрощенные процедуры регистрации предприятий и получения документов, подтверждающих зарубежные дипломы;
2.3 преимущества в обустройстве семьи: дети младшего возраста определяются в лучшие из ближайших школ, пользуются льготами при сдаче экзаменов для поступления в средние школы высшей ступени и колледжи;
2.4 частичный возврат налога на добавленную стоимость.

3. упрощенный порядок получения прописки, вида на жительство и гражданства, для этнических китайцев, владеющих недвижимостью в Китае.

4. сравнительно облегченный режим въезда для этнических китайцев, не обладающих высокой квалификацией, но имеющих состоятельных родственников в материковом Китае.

Для повышения эмиграционной привлекательности вносятся коррективы в специальные условия предоставления права на въезд, на осуществление трудовой деятельности, аренды недвижимости и др. Так, в 2012 г. возраст кандидатов по плану набора в рамках спецпрограммы «Тысячи иностранных экспертов» был увеличен до 65 лет.

В этом же году произведен серьезный сдвиг в реформировании общего режима въезда - на 27 сессии ПК ВСНП 11-го созыва был принят Закон КНР «О контроле въезда и выезда». Новый закон вступит в силу с 1 июля 2013 г. и заменит действующие законы о регулировании въезда и выезда (Закон КНР «Об управлении въездом и выездом граждан» и Закон КНР «Об управлении въездом и выездом иностранных лиц»).

Первой особенностью закона является усиление административной ответственности для лиц, нарушающих пограничный режим и режим пребывания на территории Китая. Незаконное пребывание предполагает альтернативную санкцию в виде: вынесения предупреждения или назначения штрафа, рассчитываемого за каждый день незаконного пребывания, или даже ареста на срок от 5 до 15 суток.

Незаконное осуществление трудовой деятельности грозит штрафом до 20 000 юаней и (или) арестом, при этом штраф в 10 000 юаней налагается на работодателя за каждого незаконно принятого на работу иностранца. Полиция вправе обязать покинуть КНР иностранца, который ведет деятельность, несовместимую с его целью пребывания на территории страны. При совершении иностранцем правонарушения полиция вправе выдворить данное лицо за пределы Китая, при этом въезд для него закрывается на 10 лет.

Другое нововведение состоит в усилении режима благоприятствования и придании стране большей привлекательности для квалифицированных кадров. Для таких лиц вводится новый вид виз, увеличивается максимальный срок пребывания и временного проживания в КНР. Кроме того, в закон внесены положения, оптимизирующие процедуру выдачи вида на жительства лицам, внесшим значительный вклад в социально-экономическое развитие КНР. Сейчас требования к иностранцам, которые хотят получить разрешение на постоянное проживание, достаточно высоки, и под них подпадает менее 1% иностранных граждан, находящихся в стране. К концу 2011 г. всего 4752 иностранца получили разрешение на постоянное проживание в КНР. Принимаемые в этом плане меры должны улучшить благоприятный климат для привлечения инвестиций и «умов».

Миграционная политика КНР обладает в известном смысле «восточной спецификой». Суть ее заключается в том, что наряду с широкомасштабной экспансией за рубеж избыточной и сравнительно дешевой китайской рабочей силы, в последнее время в самой Поднебесной наблюдается активное привлечение из-за границы высококвалифицированных специалистов, с целью использования их в разных сферах науки, техники, производства. При сравнении с Россией, с её совершенно противоположной демографической картиной, высвечиваются принципиально различные подходы даже в регулировании интеллектуальной миграции. В России упрощенный миграционный режим вводится для иностранных специалистов с большим годовым доходом или работающих в «иннограде» Сколково. В Китае же действует система тщательной проверки квалификации кандидатов на переселение. Высокая оценка профессиональной пригодности является допуском к целому ряду льгот и преференций - не только монетарных, но и социальных. Данный факт наглядно демонстрирует продуманность и последовательность системы миграционного контроля, что связано не столько с отличиями социально-политического и конституционного строя, сколько с длительно формируемой и выверяемой политикой регулирования и управления миграцией (как внутренней, так и внешней) в текущих и долговременных общенациональных интересах КНР.

Список литературы:
Рязанцев С.В. Китайская миграция в России: тенденции и подходы к регулированию // «Миграционное право», 2009, №1.
Козыкина Н.В. Движущие силы Китайской международной миграции // Вестник читинского государственного университета. 2011. №1.
China"s Total Population and Structural Changes in 2011 [Электронный ресурс].
Анохина Е.С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию в 1978 - 2008 гг. Автореферат. дис. … канд. истор. наук. - Томск, 2010.
Прудникова Т.А. Международно-правовое регулирование трудовой миграции. Автореферат. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.
Elizabeth Sinn, "Emigration from Hong Kong before 1941: General Trends," in Emigration froth Hong Kong: Tendencies and Impacts, ed. Ronald Skeldon (Hong Kong: The Chinese University Press, 1995).
Skeldon, Ronald. Migration from China // Journal of International Affairs, Winter 96, Vol. 49, Issue 2.
Charles Price, The Great White Walls Are Built: Restrictive Immigration to North America and Australasia 1836-1888 (Canberra: Australian National University Press, 1974).
C. Cindy Fan China on the Move. Migration, the state, and the household. Abingdon, 2008.
Fang Shah, «Mainland China"s Overseas Construction Contracts and Export of Labour» // Issues and Studies, 27, no.2(1991).
Анохина Е.С. Деловая китайская миграция и место России в ее структуре // Вестник Томского Государственного университета, 2012, №1.
Migration Without Borders. UNESCO Publishing, Paris and Berghahn Books. - New York, Oxford, 2007.
Liu Guofu. The right to Leave and Return and Chinese Migration Law. Sydney, 2005.

миграция китайский производительный россиянин

Китайская миграция в Россию стала предметом возрастающего общественного интереса с середины 90-х годов прошлого века. Вопрос этот с самого начала оказался чрезвычайно «заряженным» и политически и эмоционально. Чрез рассказы и рассуждения о «китайском пришествии в Россию» выражались самые острые и противоречивые взгляды отечественных и зарубежных авторов на исторические перспективы нашей страны в связи с грядущим развитием ее отношений с Китаем, на реальность «желтой опасности» и «демографической экспансии» со стороны восточного соседа, на необходимость для России наконец-то осуществить «неизбежный выбор» между западничеством и евразийством.

Попытаемся осветить взгляды некоторых россиян и китайцев по этой проблеме.

Официальная позиция российского руководства по отношению к феномену китайской миграции выглядит в настоящее время следующей. Исходя из интересов укрепления российско-китайских отношений, Кремль предпочитает не выделять проблему китайских мигрантов и не поддерживать страсти вокруг нее, периодически вспыхивающие в российских СМИ. В то же время в ходе контактов с высшим китайским руководством российская сторона в корректной форме регулярно доводила до сведения Пекина свою озабоченность по данному вопросу и выражала готовность к нахождению здесь взаимоприемлемых решений.

В.Г. Гельбрас (Институт стран Азии и Африки при МГУ) полагает, что китайским мигрантам надо предложить «человеческие условия существования» и в то же время не допустить формирования в России территориальных анклавов с китайским этническим большинством.

А.Г. Ларин (Институт Дальнего Востока Российской Академии наук, Москва) оценивает проблему китайских мигрантов в современной России как феномена, значение которого будет «каждым годом возрастать».

По мнению В.Л. Ларина, регулярно критикующего Москву, т.е. федеральный центр, за отсутствие четко политики по отношению и к Дальнему Востоку, и к Китаю, проблема китайской миграции превращена некоторыми политиками в «способ отвлечения населения от поиска истинных виновников критического состояния экономики на Дальнем Востоке».

Ж.А. Зайончковская (Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН) считает иммиграцию китайцев в Россию одним из наиболее естественных путей, позволяющих хотя бы частично компенсировать растущую депопуляцию в стране (ООН прогнозирует сокращение численности населения России с нынешних 145 млн. человек до 138 млн. к 2025 г., и это самый оптимистический прогноз из всех имеющихся). По мнению Ж.А. Зайончковской, к середине ХХI века численность китайцев в России может достичь 7-10 млн. человек, и они в этом случае превратятся во вторую по численности нацию нашей страны после русских.

Некоторые российские политологи рассматривают китайскую миграцию, особенно в перспективе, как прямую угрозу национальным интересам и самой территориальной целостности. Российский фактор, ведущий к изменению мирового баланса сил в пользу Китая.

Оценивая тенденции и перспективы миграционного процессов на Дальнем Востоке, президент В.В. Путин во время пребывания в Благовещенске, сделал многозначительное заявление: «Если в ближайшее время не предпримем реальных усилий по развитию Дальнего Востока, то русское население через несколько десятилетий будет в основном говорить на японском, китайском и корейском языках».

Российский исследователь П.Я. Бакланов полагает, что «в целом, рубеж безопасной миграции находится в интервале до 5 млн. человек… Если общий объем мигрантов превышает численность постоянного населения приграничного района, то, возможно, изменение статуса этого коренного населения и резкое возрастание этнической общности населения по обе стороны границы».

Известный предприниматель Б. Березовский в своем «Манифесте российского либерализма» использует идеи профессора Ракитского: «Конечно, рано или поздно Сибирь будет заполнена китайцами! Вопрос не в этом, а в том, будут ли они россиянами или нет. Это зависит от нас. Если китайцам в России жить будет лучше, чем в Китае, - ничего страшного. Просто у нас в армии будут служить российские граждане китайской национальности».

Концепция профессора Л.Л. Рыбаковского (институт социально-политических исследований РАН) предусматривает максимальную мобилизацию такого миграционного потенциала, который, возрождая экономическую жизнь на Дальнем Востоке, одновременно обладал бы лояльным отношением к российскому государству.

Александр Храмчихин полагает, что масштабы китайской миграции в Россию нынешним эсхатологическим российским сознанием сильно преувеличены. Что, впрочем, и неудивительно - отношение к китайцам как к угрозе характерно вообще для всего христианского мира, а в России оно усиливается и многочисленными субъективными факторами. Однако следует все-таки смотреть правде в глаза - их на данный момент в нашей стране не миллионы, а несколько сот тысяч. Причем большая часть их проживает не на Дальнем Востоке, а в Москве - кто не верит, пусть съездит на Черкизовский рынок (это который «новый АСТ»). А кто не был там, поверьте на слово - рядом с нами, в рамках Москвы существует огромный отдельный город, официальными языками общения которого являются китайский и азербайджанский, население которого превышает население среднего российского города в несколько раз и который снабжает и Россию, и страны СНГ практически всеми товарами народного (в прямом смысле слова) потребления.

Президент Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян Цюй Вэй на одной из совместных двусторонних конференций, выражая готовность направить на Дальний Восток практически неограниченное количество китайских рабочих, утверждал: «Россия нуждается не в десятках или сотнях тысяч, а в миллионах китайских рабочих рук в интересах развития своей экономики. Предлагается, чтобы российское правительство поставило на повестку дня вопрос о принятии политики, поощряющей приезд китайской рабочей силы в Россию, создавало у общественности доброжелательное отношение к появлению китайской рабочей силы на российском рынке».

«Измайловский босс» Вэнь Цзиньхуа, например, весьма хладнокровно и трезво анализирует причины распространения в России страхов по поводу «китайской демографической экспансии» и «желтой опасности». Вэнь прежде всего достаточно обосновано опровергает панические сведения о «миллионах китайцев», якобы уже заполонивших российский Дальний Восток. Он подчеркивает, что Россия исторически никогда не была страной эмигрантов, а многие приграничные с Китаем области в последние десятилетия вообще были закрыты для иностранцев. Появление там хотя бы какого-то количества китайцев не могло не вызвать обеспокоенности психологически не готовых к этому местных жителей. Дело усугубляется тем, что за китайцами стоит быстро развивающееся сопредельное государство, а сама Россия переживает сейчас далеко не лучшие времена. Вэнь Цзиньхуа призывает соотечественников принять во внимание все эти обстоятельства, личным примером убеждать россиян в возможности и полезности налаживания дружеских связей с обитающими в России китайцами. Вообще, многие «пишущие» представители китайской диаспоры подчеркивают, что в значительной степени российские китайцы должны винить себя самих за не самое благоприятное впечатление, которое подчас складывается у местных жителей от общения с ними.

Самый главный вывод, который можно сделать уже сейчас, заключается в следующем: появление китайской общины в России - свершившийся факт, реальность нашей жизни.

Между тем, китайская миграция - фактор слишком важный в экономическом и политическом смысле для России, чтобы его можно было отдавать на откуп частным интересам, будь то интересы крупных корпораций, или чиновников любого ранга, или мафиозно-предпринимательских структур, связанных теневыми отношениями с китайскими коммерсантами. С каждым годом значение этого фактора будет только возрастать. Проблема китайской миграции требует постоянного пристального внимания со стороны государства, которое было бы в состоянии доброжелательно и вместе с тем твердо направлять ее деятельность в русло, отвечающее целям возрождения России. Которое, в свою очередь, есть необходимое условие стабильного развития наших отношений с КНР в духе дружбы и добрососедства.

В процессах саморазвития и совместного уважения две великие соседние державы продолжают путь творческого поиска, глубже познают себя и друг друга. Как свидетельствует восточная мудрость - «Дорогу осилит идущий».

Главная особенность современной китайской миграции заключается в том, что она осуществляется под постоянным, хотя и не всегда явным, контролем государства. В принципе, в этом нет ничего неожиданного: начиная с 1960-х годов многие страны мир
а, принадлежащие к группе развивающихся, сделали экспорт трудовых ресурсов важным источником пополнения государственного бюджета. С принимающими государствами ведутся переговоры о выделении квот и профессионально-квалификационном составе мигрантов, о наиболее выгодных условиях приема и трудоустройства, социальных льготах и сроках пребывания. Денежные суммы, пересылаемые мигрантами в страны происхождения (ремитирование), могут достигать внушительных размеров. Например, в 2004 г. общая сумма денежных переводов в развивающиеся страны оценивалась в 167 млрд долл., что вдвое превышало официальную помощь развитию. Среди стран-получателей этих переводов на долю Индии пришлось 21,7 млрд долл., Китая – 21,3 млрд долл., Филиппин – 11,6 млрд долл . Мексика, у которой благодаря общей границе с США особенно велика доля поступлений от нелегальных мигрантов, ежегодно «зарабатывает» подобным образом до 20 млрд долл. (18,1 млрд долл. в 2004 г.) .
Но миграционная политика КНР, в отличие от других стран, ориентирована не столько на денежные поступления, сколько на решение более масштабных стратегических задач, рассчитанных на историческую перспективу. В их числе: создание китайских диаспор там, где они раньше отсутствовали (например, в постсоциалистических России, Венгрии, Румынии и т.д.); расширение уже сложившихся диаспор (только в 1990-х годах китайские диаспоры в ведущих странах Западной Европы увеличились в полтора раза); усиление собственного политического влияния, в частности, путем формирования прокитайских лобби (особенно сильных в странах ЮВА, а также в США); проникновение представителей диаспор в государственный аппарат, средства массовой информации, получение доступа к новейшим научно-техническим разработкам и технологиям .

Бытует мнение, что основными направлениями китайской миграции являются и останутся Юго-Восточная Азия, Австралия и Новая Зеландия, где осело 30 млн китайцев. Но общая численность хуацяо, достигающая по некоторым данным 55–60 млн, показывает, что и другие векторы миграции не стоит сбрасывать со счетов. Так, в США проживает 1,3 млн одних только легальных хуацяо. Всего же китайской миграцией охвачено более 100 стран мира .
Россия занимает в планах Пекина далеко не последнее место, поскольку, как убежден В. Гельбрас, она относится к числу немногих стран, где Китай намерен решать значительную часть задач своего глобального внешнеэкономического наступления . После распада Советского Союза Россия сразу же начала играть двоякую роль: страны, принимающей китайских мигрантов, и страны-коридора для их миграции в Западную Европу и другие регионы. Количество одних только «транзитников» оценивается примерно в 100 тыс. человек в год .

Исследователи, в том числе зарубежные, уже давно рассматривают положение дел с демографией в России как катастрофу исторических масштабов. Теряя собственное население, Россия достаточно ограничена в альтернативных источниках его пополнения. Если говорить о странах СНГ, в ближайшие годы совокупный ресурс трудовых мигрантов оттуда не превысит 6–7 млн человек . Близким к исчерпанию считается эмиграционный потенциал Закавказья. Что касается дальнего зарубежья, то можно рассчитывать на приезд лишь примерно 50–60 тыс. работников из Вьетнама и какого-то количества из Северной Кореи (в качестве временных рабочих корейцы присутствуют на Дальнем Востоке постоянно) .
По прогнозам, постоянное население ДФО может сократиться к 2025 г. еще на 2,2 млн человек . С 2005 г. регион стал испытывать нарастающую нехватку рабочей силы – более всего в отраслях социальной сферы: здравоохранении, социальном обеспечении, образовании и науке (23,4% общей потребности в кадрах). На 17,1% потенциального прироста претендует промышленность, на 13,3% – торговля, на 12,1% – строительство, на 8,9% – жилищно-коммунальное хозяйство, на 7,3% – управление, на 5,4% – транспорт и связь, на 4,9% – сельское хозяйство и т.д. Многие убеждены, что альтернативы иностранной рабочей силе – если ставить перед собой задачи успешного экономического развития региона – просто нет . Во многих отраслях невозможно использовать вахтовый метод работы или сезонную занятость, требуются постоянные кадры и, следовательно, оседлое население. Причем в перспективе будет нарастать потребность в квалифицированных кадрах, а из всех соседей России в этом регионе только КНР в ближайшие годы будет располагать мощной базой для их массовой подготовки.
Все это – очень весомые аргументы в пользу точки зрения, согласно которой именно Китай «будет играть все возрастающую роль в судьбе Дальнего Востока как в контексте глобальной политики, так и в непосредственном участии в развитии этой территории. Поэтому иммиграция из Китая как способ развития производительных сил Дальнего Востока – это наиболее реализуемый на сегодня сценарий» .

Для китайских этнических образований характерны стремление максимально сохранить свою идентичность и одновременно всеми мерами расширить свое присутствие в принимающем обществе. Едва возникнув, землячества сразу же начинают вести борьбу за жизненное пространство. Как показывает опыт разных стран мира, целью этих усилий в конечном счете является образование замкнутых компактных поселений, чайна-таунов. В них воспроизводятся традиции, обычаи и порядки их исторической родины, с которой китайцы поддерживают самые тесные связи.
Многое в поведении мигрантов зависит от состояния морали принимающего общества. Будучи по своей природе достаточно законопослушными, китайцы, попадая в российскую среду с ее коррупцией и «понятиями», начинают вести себя соответствующим образом. При этом они не только копируют российские методы уклонения от налогов, «но и делают это гораздо успешнее» . В подобных условиях «и рыбу можно ловить на чужой стороне, и лес незаконно вывозить через границу» . В России китайские мигранты нашли весьма благодатную почву для нелегальной деятельности.
К тому же многие из них под влияниям многолетней пропаганды убеждены в том, что Россия некогда захватила якобы исконные китайские земли, простиравшиеся чуть ли не до Урала, а потому чувствуют себя хозяевами, которые «берут свое, а не грабят чужое».
Подобная психология оправдывает любые противоправные действия, в том числе неприкрыто варварское обращение с природными богатствами, наблюдаемое в настоящее время в Сибири и на Дальнем Востоке. В Приморье, например, ежегодно нелегально вырубается до 1,5 млн кубометров древесины, что приносит теневым структурам не менее 150 млн долл. прибыли – почти половину годового бюджета края. По оценкам Всемирного фонда защиты природы (по состоянию на февраль 2002 г.), такие масштабы вырубки угрожают полным исчезновением лесов в самое ближайшее время. В целом по Дальнему Востоку нелегальная продажа леса приносит 450 млн долл. прибыли в год, причем две трети этой суммы достаются иностранным операторам, в основном китайского и южнокорейского происхождения .
Самым варварским способом истребляется животный мир. В сводках пограничного управления ФСБ по ДВО сообщалось как о достаточно обыденных фактах, что при задержании у одних китайских курьеров были обнаружены лапы 210 убитых медведей, у других – 250 кг губ убитых лосей, у третьих – 2500 шкурок соболя и т.д.

К этому следует добавить криминальную сторону присутствия китайских землячеств. Начиная с 1996 г. китайские мафиози активно участвуют в международных поставках в Россию маньчжурской конопли и героина. Преобладание в составе землячеств нелегалов приводит к распространению прочих видов криминала – краж, бандитизма, разбойных нападений, похищений людей, убийств. Только в 2002 г. в Москве было совершено 264 подобных преступления .
Численность мигрантов из КНР постепенно растет: если на начало текущего столетия наиболее достоверной считалась оценка в 400–500 тыс. человек легальных и нелегальных мигрантов, то сейчас она сместилась к значению 500–600 тыс. человек . Растущая нехватка собственных рабочих рук ставит Россию в положение страны, все более зависимой от импорта иностранной рабочей силы, одновременно открывая перед Китаем возможность регулирования миграционных потоков, причем не только в количественном, но и в качественном отношении, то есть профессионально-квалификационном и даже половозрастном.

Усиление китайского присутствия особенно бросается в глаза в прилегающих к границе малонаселенных районах РФ. Некоторые утверждают, что уже полным ходом идет «процесс китаизации российского Дальнего Востока» . Так ли это, покажет время. Пока же – в связи с тем, что доставка «челноками» грузов из КНР, оставаясь под полным контролем китайцев, была в основном переложена на россиян, численность китайцев в ДФО, по мнению ряда исследователей, даже уменьшилась.
Тем не менее их фактическое присутствие расширяется, принимая самые разнообразные формы – от роста количества китайских, преимущественно строительных, фирм и скупки недвижимости (в том числе на подставных лиц) до дающих право на получение гражданства фиктивных браков, в оформлении которых инициатива нередко принадлежит российским женщинам.

Лидирующий по численности населения Китай становится все более привлекательной целью для иностранных мигрантов. Если прежде китайцы ехали в поисках лучшей жизни в США и Россию, в страны Юго-Восточной Азии и Латинскую Америку, то теперь выходцы из других стран едут в Китай. И это вполне понятно: китайская экономика является одной из сильнейших в мире, большим потенциалом обладает Китай и в сфере образования, науки и культуры. При всей неравномерности распределения населения в самом Китае, крупные города КНР, расположенные на востоке страны, сталкиваются не только с притоком переселенцев из отсталых внутренних районов страны, но и с ростом численности иностранцев.

Стать гражданином Китая очень сложно - для этого надо внести большой вклад в развитие экономики, науки или культуры Китая. Да и нет смысла получать китайский паспорт тем, кто хочет сохранять максимальную свободу передвижения. Китайскому гражданину из Китая выехать куда сложнее, чем иностранцу въехать в Китай. В то же время, в Китае созданы достаточно хорошие условия для привлечения иностранцев, будь то студенты и научные работники или бизнесмены и квалифицированные рабочие. Впрочем, теперь на улицах китайских городов хватает и привычных европейскому взору маргинальных мигрантов, которые заняты неквалифицированным трудом или вообще не работают, а перебиваются за счет каких-то сомнительных заработков.


В первой половине ХХ века одной из наиболее крупных групп иностранных мигрантов, переместившихся на территорию Китая, были наши соотечественники. Об русской эмиграции в Китае существует большое количество литературы - и научной, и художественной, и публицистической. Центрами русской эмиграции были Харбин и Шанхай. В Китае действовали всевозможные русские культурно-просветительские общества, политические организации и даже казачьи организации с воинской иерархией. К 1930 году в Китае насчитывалось 125 тыс. русских, 110 тысяч из которых проживали в Маньчжурии. Но к 1953 году численность русского населения в Китае сократилась до 23 тысяч человек. Большинство русских эмигрантов уехали в США, Австралию, Канаду, страны Латинской Америки. В 1954-1961 гг. была организована централизованная репатриация русского населения Маньчжурии в Советский Союз. На родину только из Харбина и ближайших районов вернулись около 20 тыс. русских. Проведенная в 1982 г. перепись показала, что в КНР осталось на тот момент 2933 русских.

В последние годы наблюдается новый всплеск русской эмиграции в Китай. Прежде всего, в Китай едут студенты, бизнесмены и квалифицированные специалисты. Несмотря на то, что в Китае практически невозможно получить китайское гражданство, в стране очень дешевое по российским меркам жилье. Тоже самое можно сказать и о продуктах питания, о многих бытовых услугах населению. Это притягивает россиян, особенно жителей Дальнего Востока. Среди них много пенсионеров, для которых жить в Китае, как ни странно, дешевле, чем на родине. Пенсионеров привлекает и возможность получения в Китае квалифицированной медицинской помощи, которая также обходится дешевле, чем в коммерческих клиниках в России. Ее одна категория - русские супруги китайских граждан. Как правило, это женщины, вышедшие замуж за граждан КНР.

Кроме того, развивающаяся китайская экономика испытывает нужду в квалифицированных специалистах самого разного профиля, а платить им готовы хорошо - нередко значительно больше, чем они могли бы получать на родине. Разумеется, речь идет о реальных специалистах - программистах, инженерах, преподавателях. Главное, что требуется - знание английского языка и, желательно, основ китайского языка для бытовой коммуникации. Не случайно во многих городах России открываются курсы китайского языка, а специалисты с его знанием широко востребованы во многих фирмах.
Интересно, что поглощая квалифицированные кадры, Китай не прекращает поставлять в Россию собственных мигрантов - как правило, это люди без образования и квалификации, работающие в сфере торговли, сельского хозяйства или тяжелого физического труда. Интересно, что в Китае они оказываются невостребованными по причине отсутствия квалификации, но в России вполне могут прилично устроиться, а если говорить о торговцах - то и разбогатеть.

Еще одной крупной группой мигрантов из бывшего Советского Союза являются выходцы из республик Средней Азии. Начнем с того, что в Китае проживают свои узбеки, киргизы, казахи и таджики, поэтому выходцам из республик Средней Азии в некоторой степени даже проще адаптироваться к жизни в Китае. Другое дело, что речь идет, в первую очередь, о представителях образованной части населения среднеазиатских республик, «детях элиты» и бизнесменах. Неквалифицированных рабочих в Китае хватает и своих, поэтому в приезжих дворниках и строительных чернорабочих нет необходимости. Но это не означает, что среднеазиаты самого разного пола и возраста не едут в КНР. Многие из них давно приноровились работать «челноками», перевозя из Китая на рынки среднеазиатских республик дешевые товары. В Китай прибывает также большое количество приезжих из соседней Монголии, а также из Северной Кореи.

Развитие экономических и политических связей Китая со странами Африки, которое началось еще в 1960-е - 1970-е годы, привело к появлению в КНР диаспор выходцев из африканских государств. Сегодня уже никого не удивят африканцы на улицах Шанхая или Гуанчжоу, как и китайцы - инженеры или рабочие на промышленных объектах в странах Африканского континента. Китай получил доступ к ценнейшим природным ресурсам во многих странах Африки, а взамен выделил африканским правительствам и компаниям внушительные кредиты и списал долги беднейшим африканским странам. Сегодня в Африку едут работать китайские строители и специалисты в различных отраслях промышленности, а в Китай в массовом порядке въезжают граждане африканских государств.

Первоначально выходцы из африканских стран были представлены в Китае, в первую очередь, студентами, получавшими образование в китайских вузах. Затем потянулись предприниматели, а потом и люди без определенных занятий. Большинство африканцев находятся в Китае временно - среди них много «челноков», которые приезжают за товаром и уезжают обратно в Африку. Для африканских предпринимателей Китай - неимоверный кладезь дешевых товаров, которые можно увезти на родину и там продать втридорога.

Наиболее «африканский» город Китая - Гуанчжоу, благо он расположен на юге страны, где климат значительно мягче, чем на севере. Африканская диаспора в Гуанчжоу насчитывает не менее 300 тысяч человек, причем каждый год численность диаспоры увеличивается еще на 30 % - за счет вновь прибывающих мигрантов. Районы компактного проживания африканцев в Гуанчжоу называют «Шоколадным городом», а сами африканцы чувствуют себя в этом южнокитайском торговом городе весьма вольготно. Иногда они даже теряют чувство реальности и начинают вести себя в Китае совсем не как в гостях. Так, в июне 2012 г. в Гуанчжоу африканцы организовали массовые беспорядки. Поводом к ним стала смерть в полицейском участке задержанного выходца из Нигерии. Естественно, что столь дерзкое поведение мигрантской молодежи отнюдь не способствовало укреплению доверия китайцев к приезжим из Африки. Многие коренные жители относятся к африканским мигрантам с определенной опаской, и такое отношение подкрепляется многочисленными слухами о повышенной криминализованности африканских диаспор.

Хотя среди приезжих африканцев много и студентов, и предпринимателей, занимающихся честным бизнесом, впечатление о нравах диаспоры складывается при взгляде на ее наиболее заметную часть - а это, как правило, уличные торговцы и бездельники, бросающиеся в глаза своим шумным поведением. Среди африканцев в Гуанчжоу много и нелегальных мигрантов, у которых давно просрочены документы, но из страха перед полицией они предпочитают не менять их. Нелегальные мигранты пополняют ряды маргинальных и полукриминальных слоев, среди них много проституток и наркоторговцев, что также не может приветствоваться местным населением. В то же время, многие гости из Африки подчеркивают, что никогда не сталкивались с негативным отношением со стороны китайцев. Жители Китая вообще очень приветливы по отношению к иностранцам - но до тех пор, пока иностранцы не переходят неких границ и не начинают напрягать китайцев своим поведением.

Африканцы воспринимаются китайцами по аналогии с собственными китайскими мигрантами из деревень - как несовременные и плохо образованные люди, к тому же не стремящиеся учить китайский язык. Будем справедливы - большинство «китайских африканцев» сами виноваты в своем положении. Добиться относительного успеха, прежде всего в качестве предпринимателей, удалось лишь не более, чем 10-15% африканской диаспоры. Остальные африканцы заняты неквалифицированным трудом, работая, как правило, на своих же земляков. Они живут замкнуто, образуя африканские анклавы. Приезжие не любят вне деловых контактов общаться с китайцами, хотя есть и афро-китайские браки. Нежелание интегрироваться в принимающее общество приводит к многочисленным конфликтным ситуациям между приезжими и местными жителями, к несчастным случаям во время бегства от полицейских.

Достаточно многочисленны в Китае группы мигрантов из стран Южной и Юго-Восточной Азии - индийцы, бангладешцы, вьетнамцы, тайцы, камбоджийцы. Но если выходцы из стран Юго-Восточной Азии близки по менталитету и не сильно бросаются в глаза, то индийцы и бангладешцы привлекают внимание, как и африканские мигранты. Выходцы из Индии и Бангладеш приезжают в Китай работать на фабриках и в сельском хозяйстве. Если раньше дешевой рабочей силой считались сами китайцы - рабочие и крестьяне, то оказалось, что индийцы и бангладешцы вообще готовы работать практически бесплатно - только бы кормили. Сейчас даже малообеспеченные китайские крестьянские семьи в южных провинциях нанимают работников из числа индийских и бангладешских мигрантов, что говорить о предприятиях, которые также весьма рады даровой рабочей силе из Южной Азии.

Не рады в Китае выходцам из стран Арабского Востока - с началом дестабилизации политической обстановки в странах Северной Африки и Месопотамии, даже в Поднебесную добрались египетские, ливийские, сирийские и иракские мигранты, которые предпочитают называть себя «беженцами». В отличие от выходцев из стран Южной Азии, арабские мигранты не собираются работать за копейки на фабриках или в сельском хозяйстве, а предпочитают заниматься торговлей. Некоторые из них, особенно молодежь, ищут заработки в полукриминальной сфере, которая примерно такая же, как и в Европе - наркоторговля, организация притонов для занятий проституцией. Хотя, конечно, есть среди приезжих из ближневосточных стран и специалисты, которые просто были вынуждены покинуть свои страны, спасаясь от войн и массовых беспорядков.

Китай относится к мигрантам из арабских стран особенно серьезно. Дело в том, что в Китае очень остро стоит проблема уйгурского сепаратизма. Уйгуры - крупный тюркоязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка, - населяют Восточный Туркестан, который ныне называется Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Сторонники национальной независимости Восточного Туркестана апеллируют к многовековым традициям уйгурской государственности, культурным и религиозным отличиям уйгур и других мусульман СУАР от остального населения Китая. В свою очередь, религиозно-фундаменталистские фонды и организации из Турции и арабских стран рассматривают уйгурское население Китая как плодородную почву для пропаганды своих идей. Поэтому китайские власти и обеспокоены, что под видом студентов или торговцев в страну могут проникать эмиссары радикальных организаций из стран Ближнего Востока.

Как и в странах Европы, в Китае периодически полиция совершает рейды по местам работы и проживания нелегальных мигрантов. Только китайские полицейские действуют куда более жестко, чем их европейские коллеги. В среднем в год китайские правоохранительные органы депортируют из страны до 200 тысяч человек. Существует практика материального вознаграждения китайцев, которые сообщают полиции о местонахождении нелегальных мигрантов. Кроме того, власти КНР укрепляют пограничный контроль на границах с Северной Кореей и Вьетнамом, откуда также проникает большое количество нелегальных мигрантов. Но жесткие меры не становятся существенным препятствием на пути нелегальных иммигрантов - их количество также увеличивается с каждым годом.

В то же время, не стоит забывать и о том, что, борясь с нелегальной иммиграцией, китайские власти приветствуют иностранцев - инвесторов и квалифицированных специалистов, которые вносят весомый вклад в развитие китайской экономики. Политика ограничения рождаемости, на протяжении многих последних десятилетий реализуемая в Китае, в сочетании с ростом уровня жизни населения и продолжительности жизни, привела к старению населения страны. Особенно эта проблема затрагивает образованные слои населения, которые и являются основным поставщиком трудовых ресурсов для наукоемких отраслей промышленности. Поэтому привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов становится для Китая вполне оправданным.

Новая волна китайской миграции в условиях современной России

2. Миграционная обстановка в Забайкальском крае

Согласно данных Управления по делам миграции УВД Забайкальского края на территории края имеет две важных особенности:

1. Поток внутренней миграции направлен в старообжитые районы Российской Федерации и более благополучные соседние районы. В основе причин оттока населения лежат социально-экономические проблемы. В связи с этим для территории области остается характерной миграционная убыль. По этой причине в среднем ежегодно население области уменьшается на 5,4 тыс. человек. Одновременно, как это бывает в кризисные периоды, резко ухудшились все демографические показатели - снизилась рождаемость, возросла смертность. За 9 лет, с 1993 года по 2001 год, население области сократилось на 66,4 тыс. человек.

2. В последние несколько лет значительно изменились характеристики потока внешней миграции на территории Российской Федерации и Читинской области. По направлению поток идет из стран со сложной социально-экономической обстановкой, регионов национальных конфликтов и войн в наиболее благополучные страны. По отношению к странам Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии и Закавказья к благополучным странам относится Российская Федерация. Поток стал значительно интенсивнее, в структуре изменилось соотношение иностранных граждан, въезжающих по визам и безвизовому туристическому обмену. Доля граждан КНР среди мигрантов из дальнего зарубежья составляет 98,7%.

На территорию области ежегодно прибывает несколько тысяч граждан из стран СНГ, которые в большинстве своем незаконно занимаются трудовой деятельностью.

Как и для всей страны, нет точных данных о динамике численности прибывающих в Забайкалье граждан КНР. До 1995 года, как и сейчас, в значительной мере, власти не контролируют ситуацию. Областные власти определили численность китайцев - в 2000 году через пункты пропуска на Читинском участке государственной границы въехало 167474 гражданина КНР; в 2001 году - 123683 китайских гражданина, при этом количество граждан, прошедших иммиграционный контроль, сократилось на 12,4%; в 2003 году - 93156 гражданина КНР. Вообще, из числа иностранных граждан, прошедших иммиграционный контроль, въехало на территорию России по коммерческим и деловым видам 70,9%. Часть (62%) миграционного потока из КНР носит "маятниковый" характер, так как большинство граждан этой страны не следует к месту, указанному в визе, а совершают ежедневные поездки из КНР в Россию (п. Забайкальск и обратно) с целью организации доставки товаров.

Нижеследующая статистика по данным УВЭМС администрации Читинской области свидетельствует о тенденции увеличения количества граждан, пересекающих российско-китайскую границу.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

пропуска граждан через пункты пропуска, расположенные на территории Читинской области за период 1998-2001 гг.

по целям поездок

трансп. средств

служебная

на пост место жительства

Обслуж. персонал трансп. средств

автомобильный

ж/дорожный

граждане РФ, выехавшие в КНР

граждане КНР, въехавшие в РФ

Из иностранных туристов, принятых на территории Читинской области, преобладают жители Китая - 96,9 %.

Анализ данных компьютерной системы поста иммиграционного контроля "Забайкальск" показывает, что приглашения для граждан КНР в основном оформлялись организациями и лицами в других регионах России. При существующей системе контроля на государственной границе и территории страны, въезд иностранных граждан по коммерческим и деловым визам становится более удобным способом легализации на территории Российской Федерации и Читинской области. Данная категория иностранных граждан при пересечении государственной границы практически не проходит проверку на соответствие заявленных целей въезда фактическим. Большая часть китайских граждан приезжает в Читу в качестве челноков и гастарбайтеров на короткий промежуток времени. Таким образом, большая часть маятниковых мигрантов прокладывает дорогу для формирования постоянной общины. Пути для этого весьма разнообразные: покупка и аренда недвижимости, создаются смешанные предприятия с многочисленным и чисто китайским персоналом. Вдобавок к тому же обучение в высших и средних учебных заведениях, работа на неприемлемых для местного населения условиях, смешанные браки, нелегальное пребывание. граждане КНР нарушают сроки пребывания, самовольно меняют свой статус, что приводит к обострению проблем незаконной миграции.

Что касается китайских студентов, то их цели - неоднородны, только 20% из них стремятся получить образование, для остальных же главное - выучить язык. Анализ их учебной деятельности показывает, что они настойчиво осваивают русский язык, интересуются историей и не скрывают своего стремления надолго остаться в Чите.

Очевидно, именно выпускники наших учебных заведений станут важной составной частью формирующихся китайских общин, их элитой. Что до китайских "челноков", то по оценке руководителей Восточно-Сибирского управления китайский торговец поступает так: он ввозит партию товара, продает сам либо через посредника, выручку несет в "подпольный китайский банк", где получает расписку, на основании которой получает расписку, на основании которой получает в Китае эквивалент в юанях. Рубли же идут на покупку сырья, недвижимости, но чаще всего - конвертируются в доллары для нелегального вывоза.

Важная сфера экономической деятельности китайцев - гастарбайтерство. Первое упоминание о применении китайской рабочей силы в сельском хозяйстве относится к 1989 году. Они выращивали ранние фрукты и овощи, которые пользовались большим спросом. Сейчас овощи выращивают единицы китайских овощеводов. В основном они завозятся на Читинских оптовых рынках по весьма умеренным ценам.

Экономический рост, усиление деловой активности на территории области, развитие внешнеэкономических связей и усиление контроля за присвоением иностранных работников привели к увеличению объема международного обмена рабочей силы. Начиная с 1993 года наблюдается рост числа привлекаемой иностранной рабочей силы: 1999 год - 1444 человек, 2000 год - 2056, 2001 год - 2494 иностранных работника, среди них более половины - граждане КНР.

Использование иностранных работников по отраслям экономики области выглядит так:

строительство - 41,4%;

лесное хозяйство - 24,9%;

промышленность - 17,9;

торговля и общественное питание - 4,6%;

сельское хозяйство - 2,9%;

жилищно-коммунальное хозяйство - 2,5%;

прочие - 2,8%.

Что касается китайских рабочих в настоящее время - они востребованы, представители таких специальностей как строители, овощеводы, повара приносят нашему городу лишь пользу и поэтому нашему государству необходимо выработать долгосрочную политику, которая позволила бы оптимальным образом использовать деятельность китайцев в России в обоюдных интересах, что способствовало бы укреплению добрососедских отношений с КНР.

Программное сотрудничество Забайкалья с провинциями КНР имеет благоприятные перспективы для придания им новой динамики и качества развития.

Государственная миграционная политика на современном этапе

Демографическая ситуация в Сибирском федеральном округе (Красноярский край)

Освоение территории края русскими переселенцами началось в XVII в., заселение ограничивалось южной частью, где помимо Красноярска было основано несколько городов (Ачинск, Канск и Минусинск)...

Охрана здоровья и социальная защита населения в России

Итоги работы Министерства в 2013 году и задачи на год нынешний стали предметом обсуждения на заседании коллегии министерства здравоохранения края. Особое внимание было обращено на дальнейшее повышение качества медицинского обслуживания...

Проблема трудоустройства сельской молодежи на современном этапе

Отсутствие свободного жилищного фонда в крае...

Реализация миграционной политики в Еврейской автономной области

Система социальной защиты в условиях рынка

Социальная защита населения включает рассмотрение следующих вопросов: - предоставление гражданам из числа жителей города Перми с хронической почечной недостаточностью ежемесячных денежных муниципальных выплат за проезд в медицинские...

Современный процесс миграции населения

Бытует мнение, что после распада СССР его жители все вдруг поехали куда-то, в основном - в Россию. Раньше мы будто бы жили в обществе, где люди ездили мало, а если и ездили, то по комсомольским путевкам или туда, куда их направляло государство...

Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

Политический словарь Политический словарь. М.Большая Российская энциклопедия, 2001.с45. дает такое определение миграционной политике государства - это комплекс мер и ограничений...

Социальная работа с мигрантами

Социальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений

Проблемы, стоящие перед российским обществом, наиболее остро ощущают на себе незащищенные слои населения. И в первую очередь дети и подростки, не имеющие ни жизненного опыта...

Социальная структура Красноярского края

В демографической ситуации Красноярского края за последнее десятилетие произошли глубокие изменения -- край из региона с устойчивым расширенным воспроизводством населения превратился в регион устойчивой депопуляции...

Социальное проектирование в системе государственного управления миграционным поведением населения в современной России

Осознание демографических проблем Российской Федерации стало повсеместным. В возрастной структуре все меньше становится доля лиц трудоспособного возраста, возрастает количество пенсионеров, в том числе по состоянию здоровья...

Социология миграция

миграция население регион иностранец По данным Организации Объединенных Наций за 2013 г., Россия занимает второе место в мире (после США) по числу мигрантов. В настоящее время на территории РФ постоянно находятся около 11,5 млн иностранных граждан...

Сравнительный анализ социальной работы в Санкт-Петербурге, Россия и Финляндии